Вложение | Размер |
---|---|
n.-issled._rabota_razvitie_koordinatsii_dvizheniy.doc | 192 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БУГУРУСЛАН»
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ
Городская научно-исследовательская конференция
«Маленький шаг – большая наука»
Выполнила:
учащаяся 10 класса А
МАОУ «Гимназия №1»
Ксения Валерьевна Ряхова
Руководитель:
учитель физической культуры
МАОУ «Гимназия №1»
Татьяна Ивановна Чертанова
Бугуруслан, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы.
1.1. Координационные способности человека…………………………6
1.2. Синхронизация работы полушарий головного мозга…………....8
1.3. Развитие координации движений………………………………...11
Глава II. Исследование координационных способностей у школьников.
2.1. Тестирование школьников по параметрам координации,
результаты исследования……………………………….................15
Заключение …………………………………………………………………...17
Литература……………………………………………………………………18
Приложение 1………………………………………………………………..19
Приложение 2………………………………………………………………..19
Приложение 3………………………………………………………………..20
Аннотация
Современная жизнь требует быстроты мышления, проявление волевых качеств, способности к быстрому освоению в меняющихся условиях навыков. В школьном возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и движения, создаётся основа двигательного опыта, из которого, впоследствии, формируется вся двигательная деятельность человека, применяемая в жизни. И именно развитие координации движений школьника является чрезвычайно важным фактором его развития в целом.
Эта работа поможет школьникам оценить свои координационные способности и даст практические советы, как необходимой работой над управлением своим телом и сознанием.
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху развития автоматизации, механизации производства, специализации различных трудовых процессов, значительно возрастает роль кратковременных, координированных и точных движений.
Способность человека осуществлять сложные по координации движения, управлять ими и переключаться с одних движений на другие, быстро производить новые двигательные действия в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды - все это обусловлено двигательной функцией человека [1, 7].
Формирование двигательной функции человека происходит с рождения и совершенствуется на протяжении длительного периода [2].
В школьном возрасте закладывается основной объем естественных двигательных навыков, формируется уровень развития двигательных способностей, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Значительное место в целевых установках на этот период занимает развитие тех физических качеств и психомоторных способностей, которые в будущем послужат фундаментом для овладения сложными по координации движениями и их совершенствование [3, 4].
Большое место среди физических упражнений в этот период займут те из них, которые способствуют выработке умения правильно, в соответствии с заданием перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траектории, направление, скорость и темп движений. Это особенно важно для детей, которые недостаточно имеют развитие со стороны координации [6].
В процессе жизнедеятельности человека выполнение большинства трудовых, бытовых и спортивных действий в значительной степени зависит от уровня развития координационных способностей (КС).
Анализ литературных данных [1, 2, 3, 4, 5] свидетельствует, что хорошо
развитая координация движений оказывает существенное влияние на
показатели внимания и памяти, а, следовательно, положительно влияет на усвоение детьми учебного материала.
Вместе с тем анализ научной и методической литературы показал, что методика воспитания и контроля координационных способностей детей школьного возраста, изучена недостаточно, особенно тех, кто ведёт малоактивный образ жизни.
Исходя из вышеизложенного объектом исследования нами выбраны координационные способности школьника.
Предметом исследования является средства развития координационных способностей у детей разных возрастов.
Цель исследования: рассмотрение развития координационных способностей у школьников, дать рекомендации по совершенствованию этих способностей для недостаточно координированных детей.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по развитию
координационных способностей;
2) выявить наиболее эффективные средства и методы развития
координационных способностей у человека;
3) экспериментально проверить уровень координационных способностей у
детей разных возрастов и занимающихся координированными видами
деятельности;
4) составить комплексы упражнений для развития координации движений
человека.
Для проведения научно – исследовательской работы нами был использован комплекс методов, позволяющий получить достоверные результаты:
- обобщение и анализ литературных источников;
- проведение тестов по выявлению степени координации школьников;
- синтез полученной информации.
Гипотеза. Предполагается, что применение комплексов упражнений, предложенных в исследовательской работе, помогут качественно повысить уровень координационных способностей школьника любого возраста, концентрацию внимания, облегчит прикладные способности для повседневной жизни.
Новизна. Исследование заключается в том, что определены целесообразные объемы специальных упражнений, применяемых в развитии координации человека.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности эффективно использовать упражнения и задания по развитию координации движений за минимально короткий промежуток времени учащимися разных возрастов.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Координация значительно помогает нам в жизни. Благодаря хорошо развитой координации движений мы осваиваем различные виды спорта (езда на велосипеде, катание на коньках, сноубординг и многие другие) снижаем риск получения травм в повседневной жизни (например, при ходьбе по скользкой дорожке зимой, при езде в транспорте) и т.д. Однако у всех координация развита по-разному. Встречаются и взрослые и дети, которые ведут себя неуклюже, у них все падает из рук. У кого-то не развит вестибулярный аппарат, а кто-то просто не тренирован, не способен подчинить себе самого себя [8].
Координация движений тренируема и поддается воздействию педагогического процесса, специально направленного на её развитие. Высокая степень развития координации движений оказывает положительное влияние на освоение детьми новых двигательных навыков.
Наиболее благоприятные условия для развития координации в школьном возрасте. В этом возрасте мышление у детей является наглядно-действенным. Это значит, чтобы представить и запомнить как делается что-либо, ребенку нужно не только посмотреть, но и выполнить действие самому. Сочетание просмотра и выполнения подталкивает ребенка к логическому мышлению, которое необходимо для его полноценного развития [9].
Координация движений – это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. Большой эффект в развитии вестибулярного аппарата дают гимнастические и акробатические упражнения [10].
Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и
ускорение темпа - необходимые условия для развития координации.
Координация движений невозможна без пространственной
ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами учителя.
Движения ног и рук могут быть: одновременными, поочередными, последовательными. Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны поочередные движения. Самые сложные разноименные и разнонаправленные движения. Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища.
В чем же причина разной степени развития координации движений у людей?
Координация движений начинает развиваться у детей уже в самом раннем возрасте. Если с ребенком правильно заниматься, водить на различные спортивные и танцевальные кружки, координация продолжает улучшаться.
Что же делать, если в детстве координация движений развита не была? [9].
Взрослому человеку это сделать несколько сложнее, чем ребенку, но ничего невозможного нет.
Координация - умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко.
Без развитой, в достаточной степени, координации трудно добиться
желаемых результатов в их освоении, так как координированный человек намного быстрее овладевает новыми движениями и способен к их быстрой перестройке. Мозг отдает “приказ”, а тело выполняет. Но всегда ли тело подчиняется таким “приказам”. Увы, не всегда и не у всех [8, 10].
Работать по развитию и совершенствованию КС необходимо с раннего детства, но нет ничего невозможного, если человек будет целенаправленно
будет развивать эти способности в любом возрасте.
1.2. Синхронизация работы полушарий головного мозга
Все привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, интеллект, тело своё совершенствовать. Но почему-то при этом мало кто обращает внимание на сам мозг, от которого развитие всего этого в большинстве случаев и зависит. Даже тело развиваться и совершенствоваться не будет, если перед этим мозг хорошенько не настроится и не обдумает, как подступиться к работе над телом.
Хорошо известно, что мозг состоит из двух частей: левой и правой. У кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых - обе.
Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает создавать новое, генерировать идеи, интегрировать. Однако можно быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового придумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие люди встречаются часто. И не хватает им только одного: работы над совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.
Психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для гармонизации полушарий мозга. Хорошо в этом отношении музыкантам, например, пианистам. Им с раннего детства прививают гармоничное восприятие окружающего. Ведь самый главный инструмент для развития мозга - это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария [7].
Итак, перейдём к упражнениям.
1. "Ухо-нос".
Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши,
поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".
2. "Зеркальное рисование".
Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
3. "Колечко".
Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
Теперь вспомним уроки физкультуры. Недаром нас заставляли делать упражнения, в которых нужно было левой рукой доставать до правой ноги и наоборот. Они ведь тоже развивают наши полушария, и помогают им работать согласованно.
Эти упражнения-игры способствуют развитию координации между мозгом и телом (согласованной работе мозга и частями тела). Задействовав левое полушарие, нам не приходит в голову привлечь правое, что было бы полезно при многих ситуациях Упражнения помогают координировать работу частей тела.
Этот вид гимнастики в дальнейшем может доставлять удовольствие и
является более действенным, чем кажется на первый взгляд. Аля начала начните с простых упражнений, тяжелые могут причинять боль.
4. «Поглаживание живота и постукивание по голове».
Первая часть упражнений включает поглаживание живота правой рукой по часовой стрелке. После этого постучите левой ладошкой по голове, с целью легкими шлепками повысить умственные способности. Обратите внимание на то, чтобы движения были прямыми сверху вниз и наоборот.
После того как вы привыкли к этим движениям, можете поменять руки. Такие упражнения хорошо развивают координацию.
5. «Описываем круги».
Это упражнение можно выполнять как сидя, так и стоя, но лучше начать с выполнения стоя. Сначала обопритесь на левую ногу, для того чтобы не потерять равновесие. Затем начните правой ногой чертить круги на полу по часовой стрелке. Если это получается, то можно приступить к выполнению следующего упражнения. Опишите правой рукой круговые движения параллельно полу, но уже против часовой стрелки. После этого переходите к третьему заданию: выполните оба упражнения одновременно. Правой ногой - по часовой стрелке, и правой рукой против часовой стрелки. Это может привести к путанице, но в этом и состоит трудность задания - одновременно заставить работать оба полушария.
Хорошее физическое состояние благоприятно влияет на наше душевное состояние, так как в организме все тесно взаимосвязано.
Затратив на выполнение упражнения несколько минут, вы получите поразительный эффект. Рекомендуем выполнять упражнения перед важными событиями, в которых координация особенно важна.
Наша победа, приносящая улучшение координации, гибкости и повышение интеллекта, заключается в способности справиться с заданием,
с которым нам трудно справиться. И наоборот, хорошо заученные легкие
упражнения не приносят пользы [8].
Синхронизация работы полушарий головного мозга, это идёт речь о согласовании работы мозга и частями тела человека. Для оптимизации этого процесса помогут только специальные упражнения, а в трудовой деятельности задействовать правую и левую стороны в одинаковых
условиях.
1.3. Развитие координации движений
Человек с рождения учится управлять своими движениями, воспринимать информацию, сравнивать, подражать, стремиться к цели. В дошкольном и младшем школьном возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и движения, создаётся основа двигательного опыта, из которого, впоследствии, формируется вся двигательная деятельность человека, применяемая в жизни [6].
Современная жизнь требует быстроты мышления, находчивости, проявление волевых качеств, способности к быстрому освоению в меняющихся условиях навыков, переключению и устойчивого внимания на более важных для человека ситуациях
Человек, в основном привыкает больше работать, т.е. выполнять двигательные действия одной рукой, другая – «в помощь». Также можно привести множество примеров, когда в жизненных ситуациях нужно выполнять работу «неудобной» рукой, если другая рука занята, повреждена, не дотянуться… и т.д.: завернуть гайку, застегнуть пуговицы, гладить бельё, покрасить окон и др. В подобных случаях приходится координироваться – это быть способным согласовывать свои действия, приводить их в соответствие. Головной мозг отдаёт «приказ», а руки, ноги, пальцы и др. подчиняются этому «приказу».
На занятиях физической культурой мы применяем упражнения и игры, которые развивают внимание, координационные способности, повышают интерес и вызывают положительные эмоции [6]. Упражнения-игры, данного характера, включаем в комплекс общеразвивающих упражнений, в заключительную часть урока по принципам: от урока к уроку, от простого к сложному, от медленного к быстрому.
Специально подобранные общеразвивающие упражнения оказывают
положительное действие на согласованность и точность движений. Для
развития пространственных ориентировок целесообразно давать следующую последовательность общеразвивающих упражнений.
1. Движения рук, находящихся в максимальном поле зрения (разные варианты упражнений с вытягиванием рук вперед, помахиванием перед
собой и пр.).
2. Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад - со сгибанием, вращением в суставах - в каком-либо
одном направлении).
3. Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.
4. Движения ног вперед, в стороны, назад.
5. Движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, налево).
6. Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему).
7. Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же - в другую сторону; затем выполнить в ускоренном темпе).
Координация является составной частью ловкости. Ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно.
Из общеразвивающих упражнений наибольшее влияние на развитие ловкости оказывают следующие общеразвивающие упражнения:
1. В которых есть быстрая смена позы (например, из положения сидя с вытянутыми ногами лечь на живот (спину), перевернуться вокруг себя в одну сторону, в другую, опять сесть).
2. Требующие согласованных действий, двух или нескольких детей (например, упражнения в парах, сидя друг против друга, упражнения подгруппами с большими гимнастическими обручами, с длинными палками, в колонне - при передаче мяча и т.д.).
3. С некоторыми предметами (мячи, скакалка и пр.).
Координация невозможны без развития функции равновесия. Чем меньше площадь опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить равновесие, еще труднее после этого остановиться в неподвижной позе.
На функцию равновесия наибольшее влияние оказывают следующие общеразвивающие упражнения:
1. Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседание на носках с прямой спиной.
2. Отведение и приставление вперед, в сторону, назад одной ноги с опорой на другую ногу (поочередно).
3. Поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же - с закрытыми глазами; то же - с задержкой на одной ноге.
4. Повороты (перепрыгнуть палочку, сделав поворот; стоя повернуться
вокруг себя, остановиться; то же - в другую сторону; то же - повернуться
два раза и т.д.).
5. На уменьшенной площади опоры (стоя на бревне на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед).
Большое значение для развития координации имеют игровой и соревновательный методы.
Наиболее доступным и эффективным средством для развития координации являются спортивные и подвижные игры. Они развивают точность и соразмерность движений. В играх приобретаются навыки быстрых и эффективных движений в неожиданно сложившейся ситуации. Так же большое значение имеют эстафеты, так как в процессе игры идет резкая смена двигательных навыков и детям необходимо быстро выполнять определенные задания в достаточно короткий отрезок времени [8]. Другие виды упражнений предлагаются в приложениях.
Развитие координации движений ребенка является чрезвычайно важным фактором его развития в целом, и развивать её надо с раннего детского возраста. Высокий уровень координационных способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных умений и навыков. Предлагаемые упражнения помогут любому человеку (любого возраста) в развитии и совершенствовании КС.
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Тестирование школьников по параметрам координации
В МАОУ «Гимназии №1» со школьниками вторых, третьих и одиннадцатых классов было проведено такое тестирование:
1. Нарисовать «неудобной» рукой («левши» правой рукой, «правши» - левой) домик – задание для 2-3 классов; для 10-11 классов – двумя руками.
2. Перебрасывание и жонглирование малыми мячами (3 упражнения).
По 1 заданию ребята начальных классов справились все, но по качеству рисунков можно увидеть, что были затруднения: линии неровные, с большими искривлениями, рисунок со штрихами или вообще домик с наклоном. При выполнении задания были такие реплики: «Неудобно же левой…», «Можно дорисовать правой рукой?». Замечено, что те ребята, кто занимается спортом, музыкой, то у них больше сосредоточенности, старания, и рисунки у них получились достаточно хорошие.
В 11 классе задание было нарисовать домик, но двумя руками одновременно. Это задание заинтересовало всех выполняющих. Им было интересно в собственном желании выполнить как можно лучше, но быстро это сделать не получалось, т.е. головной мозг не привык контролировать сразу 2 действия.
Второе задание состояло из 3 упражнений с малыми мячами:
1 упражнение: подбрасывание двух мячей одновременно и ловля на открытые ладони снизу;
2 упражнение: перебрасывание мяча с левой руки на правую, но успеть переложить другой мяч из правой руки в левую и наоборот;
3 упражнение: скрестное перебрасывание мячей с одной руки на другую.
Диаграмма результатов исследования учащихся МАОУ «Гимназии №1».
В 2-3 классах приняли участие в исследовании 40 человек, в 10-11 классах - 25. Из диаграммы результатов исследования видно, что старшеклассники наиболее лучше справились с заданиями, а также те учащиеся, которые занимаются с раннего детства акробатикой, спортивными танцами и музыкой по классу фортепиано.
По 1 упражнению с малыми мячами из трёх попыток в начальных классах справились 37 учащихся (92%), в 10-11 классах – 25 (100%).
По выполнению 2 упражнения в 2-3 классах выполнили 35 человек (87%), в 10-11 классах – 23 (92%). При выполнении 3 упражнения были больше всего затруднения: в начальных классах справились с заданием 34 человека (60%), а в 10-11 классах – 21 (84%).
Можно сделать вывод, что ребята в более взрослом возрасте имеют достаточно хорошие координационные способности. Нельзя не наметить, что занятия спортом, танцами и другими видами деятельности, относящимися к проявлению КС помогают школьникам быть ловкими и координированными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек в своей жизни, в основном привыкает выполнять двигательные действия, например, одной рукой, другая – «в помощь». В подобных случаях приходится координироваться – это быть способным согласовывать свои действия, приводить их в соответствие. Головной мозг отдаёт «приказ», а руки, ноги, пальцы и др. подчиняются этому «приказу».
Не всегда и не у всех случается такое согласование Таким людям рекомендуется, для согласования же действий, развивать двигательные возможности, т.е. развивать ловкость и координационные способности. Если много двигаться, систематически повторять движения, выполнять новые упражнения и усложнять их, то будет совершенствоваться и работа центров головного мозга, отвечающих за выполнение движений.
Исследовательская работа раскрывает актуальность темы для современной жизни человека. Изучив научно-методическую литературу по развитию координационных способностей выявлены наиболее эффективные средства и методы по их совершенствованию. Экспериментально проверены уровни КС у детей разных возрастов. Даны рекомендации по совершенствованию этих способностей для недостаточно координированных детей.
Задачи исследовательской работы выполнены, что позволило достичь цели, т.к. после изучения материала по развитию координации движений и проведению исследования КС школьников, мы предлагаем упражнения с описанием их применения. Они могут быть использованы как на уроках физической культуры, на тренировках, так и в активном отдыхе. Эти упражнения помогут любому человеку быть ловким, сосредоточенным, быстро адаптироваться при выполнении непривычных действий и др.
Каждый человек, стремящийся к самосовершенствованию, может
достичь многого.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. – М.: Физкультура и спорт,
1991. - 288 с.
2. Ильин Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения
амплитуды движений и свойства нервной системы // Психомоторика.
Сб. научн. трудов. – Л., 2006. - 166 с.
3. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск:
Полымя, 2001. – 152 с.
4. Суянгулова Л.А. Совершенствование координационных способностей
рук детей школьного возраста. - Омск: ОГИФК, 2006. -38 с.
5. Лях В.И. Развивая координационные способности / В.И.Лях //
Физическая культура в школе. - № 4, 1994. – С. 26-28.
6. Чертанова Т. И. Развитие координации движений /Т.И.Чертанова//
Физическая культура в школе. - 2017. - № 1. - С. 39-40.
Интернет-источники:
7. http://osoznanie.org/1293-sinhronizaciya-raboty-polushariy-golovnogo- mozga.html
8. http://fittess.ru/faq/78-koordinatsiya-dvizhenij-kak-razvit
9. http://festival.1september.ru/articles/584034/
10. www.pac.by/dfiles/001536_135662_lovkostkoltunov.pdf
Приложение 1
Примерные упражнения для развития координации.
Приложение 2
Упражнения на координацию.
1. Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Поднимайте одну ногу до прямого угла и тяните к ней противоположной рукой, стараясь не сгибать при этом спину.
2. Станьте прямо, одну ногу согните в колене и подтяните к себе, вытяните вперед противоположную руку. Перескочите на другую ногу и смените руку. Выполняйте данное упражнение на координацию сначала медленно, постепенно ускоряя темп.
3. Исходное положение, как в упражнении 2, только одну руку вытягиваем вперед, а другую вверх. С перескоком на другую ногу меняем положение рук.
4. В положении стоя скрестите ноги (левая перед правой), руки скрестите
наоборот (правая перед левой), легонько подпрыгните и поменяйте положение рук и ног.
5. Станьте прямо, ноги на ширине плеч, руки разведите в стороны. Рисуйте большие круги руками в разные стороны (одной вперед, другой назад).
6. Исходное положение, как в упражнении 5, но одна рука рисует круг, а вторая просто поднимается вверх и опускается вниз.
7. Походите по квартире, ступая правой ногой и сгибая левую руку в локте, то же самое другой рукой и ногой [8].
Приложение 3
Упражнения с малыми мячами. | |
Двумя руками: - поочерёдно подбрасывать мяч правой, левой руками; - одновременно подбрасывать и ловить 2 мяча; - изменять высоту полёта мяча и др. | |
Одновременно двумя руками перекрестное подбрасывание и ловля двух мячей. | |
Жонглирование двумя мячами. | |
Жонглирование тремя мячами. |
Тигрёнок на подсолнухе
Как зима кончилась
Юрий Визбор. Милая моя
Неньютоновская жидкость
Прекрасная химия