Представлена презентация исследовательской работы по теме "Тьюторское сопровождение-помощь старшеклассникам в профессиональном определении".
Данная работа была представлена на районной научно-практической конференции "Шаг в будущее" в 2017г.
Вложение | Размер |
---|---|
rayonnaya_nauchno-issledovatelskaya_konferentsiya.pptx | 1.88 МБ |
Слайд 1
Районная научно-исследовательская конференция «Шаг в будущее» Исследовательская работа « Тьюторское сопровождение – помощь старшеклассникам в профессиональном самоопределении Первухина Ангелина, 17 лет МКОУ ДО «ЦДО» Руководитель: Первухина Е. ЮСлайд 2
Чем заниматься в дальнейшем? Кем стать? Куда пойти учиться?
Слайд 3
Актуальность исследования противоречие в современной школе: активное отношение выпускников к профессиональному выбору недостаточное осмысление вопросов организации данного процесса в образовательном учреждении имеется опыт сопровождения старшеклассников отсутствие результатов его осмысления и систематизации в теории и практике педагогики
Слайд 4
Гипотеза П рофессиональное самоопределение старшеклассников будет более эффективным через тьюторское сопровождение
Слайд 5
Цель исследования: Разработать модель организации помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении через тьюторское сопровождение. Задачи исследования: 1. Выявить ситуацию с профессиональным самоопределением среди выпускников и установить причины. 2. Познакомиться с вариантами оказания помощи выпускникам в профессиональном самоопределении. 3. Предложить организовать деятельность тьютора -помощника по сопровождению выпускников. 4. Привлечь внимание образовательных организаций к решению проблемы профессионального самоопределения выпускников
Слайд 6
Методы исследования наблюдение ; анкетирование ; сбор информации; анализ информации.
Слайд 7
Срок на реализацию (ноябрь-март 2017г.) Сроки Задача Проделанная работа Ноябрь- декабрь Выявить ситуацию с профессиональным самоопределением среди выпускников и установить причины. Проведено анкетирование среди выпускников 9 -11 классов МСОШ. Проведен анализ результатов анкетирования. Выявлена ситуация и обозначены ее причины. Декабрь- январь Исследовать варианты оказания помощи в профессиональном самоопределении выпускников. Изучение материалов с различных источников, сайтов интернанета . 1.Альманах тьюторских практик и технологий. Выпуск 1. 2012-2015гг. 2.Беспалова Г.М. Тьюторское сопровождение школьника: Методические рекомендации по индивидуальному педагогическому сопровождению. Январь-март Предложить организовать деятельность тьютора-помощника по сопровождению выпускников. На основе изученной информации, предлагаются выводы по организации действенной помощи выпускникам в их сопровождении в профессиональном самоопределении. Январь-март Привлечь внимание образовательных организаций к решению проблемы профессионального самоопределения выпускников. Представление результатов исследования на районной НПК «Шаг в будущее», публикация на сайтах образовательных организаций, размещение в социальных сетях.
Слайд 8
Анкета «Самоопределение старшеклассников » 1.Укажите класс: 2.Определились ли вы в выборе будущей профессии? 3.Кем вы планируете стать? 4.Что привлекает вас в выбранной профессии? 5.Кто/что повлияло на ваш выбор? 6 . Есть ли у вас дело, которым вы занимаетесь с желанием, интересом? 7 . В какой ВУЗ, колледж вы планируете поступить? 8 . Будущая профессия – это: 9 . Выделите профессионально- и личностно – важные качества, необходимые для выбранной профессии? 10. Какие профориентационные мероприятия проходят в вашей школе? 11 . Какие формы профориентационной работы вы считаете интересными для современной молодежи? 12 . Хотели бы вы получить помощь в выборе будущей профессии? 13 . Нужен ли вам индивидуальный помощник в выборе будущей профессии, ВУЗа/колледжа, и помощь с поступлением после выпуска из школы?
Слайд 10
Профессиональное самоопределение Это процесс формирования отношения личности к себе, как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Процесс осуществляется при владении информацией о сущности и особенностях различных профессий; наличии информации о социальном запросе на определенных специалистов , состоянии рынка труда, но главным образом при активном осознании личностью своего "Я", своих внутренних физических и психологических качеств.
Слайд 11
Противоречия затрудняющие социально-профессиональную адаптацию выпускников: современные темпы развития экономики, ее мобильность, обилие новых профессий , предлагаемых учебными заведениями профессионального образования и востребованных на рынке труда слабо выраженные профессиональными планы молодежи; нормы и требования, которые социум предъявляет к школьнику (высокий уровень теоретической, практической подготовки, способность к самообразованию, адаптивность, коммуникативные навыки) недостаточная подготовленность выпускников школ к профессиональному самоопределению в новых социально-экономических условиях (низкая познавательная, творческая активность, иждивенчество). СТРЕССОВАЯ СИТУАЦИЯ
Слайд 12
США: « Гайденс » Великобритания : Сareers department Франция : La vie scolaire Канада: «Центр выбора» Профориетационная помощь в разных странах
Слайд 13
« Гайденс » инвентарная контроль информация консультирование устройство
Слайд 14
А лгоритм профессионального самоопределения человека состоит : самостоятельного решения, которое сопровождается тревогой и неуверенностью в правильности выбора; анализа собственных способностей и качеств, которые необходимо развивать для успешной самореализации; оценки актуальности выбранной профессии на рынке труда, поиска альтернативных вариантов; пробы себя в профессии: производственная практика, стажировки, подработка; принятие окончательного решения;
Слайд 15
Метод основан на «трех китах» осознанного выбора деятельности: самоанализ, оценка специальностей, профессиональные пробы. На основе полученного индекса самооценки разрабатывается индивидуальный план обучения .
Слайд 16
Пассивные формы профориентации - школьные мероприятия: беседы о профессиях « Встречи с профессией » приглашение профессионалов на школьные тематические вечера «Кем быть?» проведение викторин на знание техники и специальностей посещения школьниками предприятий и учреждений выступление профессионалов, ветеранов, ученых Активные формы профориентации . организуемые в школах различные детские и юношеские спортивные лагеря, клубы юных техников, радистов, детские морские, железнодорожные и т.п. клубы, кадетские корпуса развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам. занятия в цехах учебно-производственных комбинатов (УПК) - система первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профподбор рубрики и разделы в СМИ, посвященные целям профессиональной ориентации. издаваемая в ВУЗах справочная литература: книги, рекламные проспекты профориентационная работа центров занятости населения.
Слайд 17
П рофессиональная консультация - система психолого-педагогического и медицинского изучения личности кандидата для поступления в учебные заведения с целью оказания ему помощи в его профессиональном самоопределении . П рофориентационная диагностика - процедура выявления и измерения направленности человека в том или ином виде профессиональной деятельности.
Слайд 18
Кто такой тьютор? Тьютор – (от лат. tutorem – наставник, опекун) в значении «старший, назначенный опекать младшего студента в занятиях» фиксируется в источниках с 1580 года.
Слайд 19
ТЬЮТОРСТВО ПОДДЕРЖКА СОПРОВОЖДЕНИЕ ФАСИЛИТАЦИЯ Решение проблем самим обучающимся Обеспечение реализации учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся Сопровождение личностного развития
Слайд 20
Учебный процесс Образовательный опыт ученика – возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности. Образование Инициатива в привлечении своих знаний и умений в дополнительных, не являющихся школьно-предметными областях знаний. Действия Любое активное действие ребенка как источник новых направлений в его образовательном движении. Общение Ситуация общения и установление личного контакта с учеником. Поведение Воля и выбор ребенка, его осмысленность по отношению к собственным действиям. Результат Не знает Пути, не знает конечной точки Пути, но знает, как надо идти. Сферы деятельности тьютора
Слайд 21
Модель сопровождения тьютора Этапы Инструментарий Создание индивидуального образовательного маршрута Определение целей и возможностей Составление дорожной карты с промежуточными и конечным пунктами Анализ результатов Видеть дефициты Диалог-расспрос Сочинение Расширение информационный кругозор Чтение\обсуждение книг Погружение в социальную среду студентов Общение\ погружение в профессию со специалистами- практиками Посещение\обсуждение театра, кино, концертов Создание новых образовательных программ и предметов В школьной среде: участие в олимпиадах, конкурсах, тематических вечерах. В молодежной среде: на уровне муниципалитета участие в конкурсах, движениях, организациях, проба, стажировка. Стимулирование Эмоциональный настрой: уважение, интерес, доверие, разные стили общения, похвала, одобрение, поддержка
Слайд 22
Тьютор - выпускник Диагностика "Что я должен знать и уметь" Проектирование "Что я хочу знать и уметь" Осмысление "Что я могу" Реализация "Как я буду идти к поставленной цели" Оценка и корректировка «Чему я должен научиться и что мне нужно доработать"
Слайд 23
План совместных действий 1) описание и анализ сферы практики, в которой вы самоопределяетесь ; назвать эту сферу практики, рассказать её историю в России и мире, показать её современное состояние, предложить свой прогноз изменений в этой сфере в ближайшие годы , когда вы будете входить в неё, показать, как эта общественная практика соотносится с другими общественными практиками, в чём её отличие от близких областей, объяснить , в чём её общественное значение, и почему, на ваш взгляд, «этим вообще следует заниматься ». 2) исследование и анализ вашей жизненной ситуации, оснований вашего интереса, причины вашего выбора . Это - самоисследование , которое проясняет, что именно направляет вас в направлении этой сферы практики? Как и почем вы поняли свой интерес к ней, какая личная история предшествовала этому? 3) программа непосредственных действий по вхождению в эту сферу практики на ближайший период вашей жизни
Слайд 24
И тоги Введение профессии тьютора в образовательное учреждение решит важную проблему профессионального самоопределения выпускников.
Слайд 25
«Человек рождается с крыльями. Тьютор лишь помогает ему взлететь,» - слоган межрегиональной тьюторской ассоциации
Снежная сказка
Стеклянный Человечек
Философские стихи Кристины Россетти
Четыре художника. Осень
Пейзаж