Установление старинных единиц измерения, сравнение с новой измерительной системой и применение в современном мире.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация. От локтей до ладоней к метрической системе | 2.17 МБ |
Слайд 1
Презентацию подготовили учащиеся 5 класса Захарова Вера Искандиров Ренат Р уководитель: учитель математики Жумашева А.А. От локтей до ладоней к метрической системеСлайд 2
Цель и задачи проекта • Цель работы : Установление старинных единиц измерения, сравнение с новой измерительной системой и применение в современном мире. • Задачи работы : 1. Познакомиться с измерительной системой, которая существовала ранее. 2. Установить взаимосвязь между старой измерительной системой и новой. 3. Выяснить этимологию слов, обозначающих меры длины. 4 . Выявление областей науки техники. Где применяются старинные величины. 5. Познакомить с результатами исследования , с целью расширения знаний по математике и кругозора в целом.
Слайд 3
Введение Тема исследования: От локтей до ладоней к метрической системе. Объектная область: Математика. Объект исследования: Старинные и современные единицы измерения. Предмет исследования: Единицы измерения. Проблема: Сегодня каждый из нас при обозначении тех или иных мер измерения пользуется современными терминами. И это считается нормальным и естественным. Однако при изучении истории или при прочтении литературных произведений мы нередко сталкиваемся с такими словами, как «пяди», «аршины», «локти» и т. д. И такое употребление терминов также является нормальным, так как это не что иное, как старинные меры измерения. А существуют ли области современного мира, где и какие сейчас применяют старинные единицы.
Слайд 4
Старинные единицы измерения Когда наш предок – древний, но уже мыслящий попытался найти для себя пещеру, он был вынужден соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу и время. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.
Слайд 5
Перст Перст – старинное название пальца, причем сначала так называли именно указательный палец, его ширина около 2 см. В народе говорят: один, как перст – это человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей.
Слайд 6
Дюйм Дюйм от голландского «большой палец». Один дюйм равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса. Это примерно 2,54 см. В настоящее время используется для измерения внутреннего диаметра труб, автомобильных шин, толщины досок и т.д.
Слайд 7
Аршин Аршин старинная мера длины в России, равная примерно 72 см. Петр Первый приравнял аршин к 16 вершкам. Происхождение слова «аршин» точно не установлено. Возможно, это слово произошло от персидского слова «аршин» — «мера длины».
Слайд 8
Сажень Сажень старая русская мера длины . Слово «сажень» происходит от древнего слова « стягать » — «доставать до чего либо», «хватать», «достигать». Так называемая «прямая сажень» определялась размахом рук человека от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой. Это расстояние составляет от 152 до 176 сантиметров.
Слайд 9
Фут Фут английская единица длины. Слово «фут» произошло от английского слово «ступня». Один математик предлагал, фут равен ширине 64 ячменных зёрен, положенных бок о бок. В настоящее время в странах Европы иногда измеряют длину футами. В Англии и Франции фут считают примерно равным 30 см. В России фут начали применять во время Петра Первого. Русский фут тогда равнялся 33 см. Футы применялись в России преимущественно в морском деле. Сейчас эта единица в России не используются.
Слайд 10
Пядь Пядь одна из самых старинных мер длины. Название происходит от слова «пядь» буквально означающего «кисть руки». Различают пядь малую пядь малую – это расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев что составляет около 18 см. Так же есть и пядь великая пядь великая – это расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, 22 23 см.
Слайд 11
Единицы длины в литературных произведениях Очень часто, читая литературные произведения, мы встречаем старинные меры измерения величин не всегда представляем, что они означают. Например, это всем известные сказки: «Дюймовочка», «Конек Горбунок», «Алиса в зазеркалье», «Спящая красавица», «Маленький Мук», и в стихотворениях А.С.Пушкина, К.И.Чуковского и многих других произведениях. «Да еще рожу конька Ростом только 3 вершка, На спине с двумя горбам Да аршинными ушами». (Рост конька составляет 13,4 см, а уши 72см.) «Это был, в самом деле, большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая - маленькая, всего в дюйм ростом. Потому её так и прозвали Дюймовочка». (Рост Дюймовочки составил 2,54 см)
Слайд 12
Старинные меры в задачах Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака - за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца? Решение: 1) 1000:2=500 (м) заяц пробегает за 1 минуту. 2) 2600:5=520 (м) собака пробегает за 1 минуту. 3) 520500=20 (м) собака пробегает за 1 минуту больше, чем заяц. 4) 300:20=15 (мин.) – за это время собака догонит зайца. Ответ: собака догонит зайца за 15 минут .
Слайд 13
Задачи для самостоятельного решения 1. Идёт один человек в другой город и проходит в день по 40 вёрст, а из другого города ему на встречу идёт человек и проходит по 30 вёрст в день. Расстояние между городами 700 вёрст. Через сколько дней путники встретятся? Выразить расстояние между городами в км. 2. Кольцо баскетбольной корзины расположено на высоте 10 футов. Найдите эту высоту в метрах, сантиметрах и миллиметрах.
Слайд 14
Старинные меры в пословицах и поговорках На версту отстанешь - на десять догоняешь . От горшка два вершка, а уже указчик. Не уступить ни пяди. Сам с ноготок, а борода с локоток. Каждый купец на свой аршин меряет . Ходит, словно аршин проглотил. На аршин борода, да ума на пядь. Косая сажень в плечах. На три аршина в землю видит.
Слайд 15
Современные единицы измерения Метр основная единица метрической системы. Метрическая система была принята во Франции, в конце 18 века. Тогда метр определили как одну десятимиллионную долю участка земного меридиана от Северного полюса до экватора. Метрическая система постепенно вытеснила местные и национальные системы в других странах и в 1875 году была законодательно признана в 17 странах, в том числе и в России. Ученые изготовили эталон (образец) метра в виде линейки из платины. Это такой металл. Правда, все боялись, что этот эталон потеряется, и на всякий случай сделали 31 копию метра и раздали их разным странам. России достались две копии: N 11 и N 28. В нашей стране 14 сентября 1918 года Советом народных комиссаров под председательством В.И. Ленина было издано постановление, в котором предлагалось: «Положить в основу всех измерений международную метрическую систему мер и весов с десятичными производными и подразделениями». Принять за основу единицы длины метр, а за основу единицы веса (массы) – килограмм.
Слайд 16
Выводы Мы познакомились с текстами старинных математических задач из «Арифметики» Магницкого . Узнали старые меры длины (пядь, локоть, верста, сажень, аршин), их соответствие современным мерам. Рассмотрели литературные произведения, в котором встречаются старинные единицы измерения, и убедились , что их очень много. Мы считаем, что каждому изучающему математику нужно познакомиться с решением этих интересных задач, потому что знать историю своей страны важно для настоящих и будущих поколений нашей Родины России.
Слайд 17
Используемая литература 1. Математика. Предметная неделя в школе(методика проведения и сценарии конкурсов,викторин и т. д.)/ авт.сост.Г.И.Григорьева . – М.: Глобус,2008. – 198 с. – (учение с увлечением). 2. Витаутас Петкявичус. «Аршин, сын Вершка». Повестисказки , перевод с литовского; изд. «Детская литература», Москва 1971. – 226с. 3. Занимательная математика в рассказах для детей/ авт.сост.А.П.Савин , В.В.Станцо , А.Ю. Котова; худож . А.Е.Шабельник , А.О. Хоменко. – М.АСТ: Астрель,2011. – 382, [2] с.:ил . – (Внеклассное чтение). 4. А.С.Пушкин. Сочинения. В трех томах (том 1). Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: поэма. – Москва :«Художественная литература», 1985. – 735 5. Свифт Джонатан. Приключения Гулливера. Изд. Азбукаклассика,2009. – 64 с. 6. Иванов М.И. Русские счёты и их использование в школе. М., 1953. 7 . Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. М. Наука. 1985 8. Сайт « Инфоурок » http://infourok.ru, 9. Учебник математики 5 класс А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский и М. С. Якир, 10. Сайт «Определим» http://dok.opredelim.com
Кактусы из сада камней
На горке
Рисуем "Ночь в лесу"
Есть в осени первоначальной...
Земля на ладонях. Фантастический рассказ