исследоватльская работа "История села"
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sela.docx | 211.84 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Усть-Волчихинская средняя школа»
Реферат
Тема: « История села Усть-Волчиха»
Работу выполнили: Учачёва Кристина, ученица 10 класса
Игнатенко Дарья, ученица 8 класса
Руководитель: Сафронова Тамара Валерьевна
учитель истории и обществознания
Усть-Волчиха 2017 год
Оглавление
Введение_____________________________________________________________________2
1.История появления и развития села______________________________________________2
2. Советская власть, гражданская война ____________________________________________ 3
3. Появление первых колхозов и школы в селе ______________________________________3
4. Отечественная войн. Послевоенные годы_________________________________________ 4
5. История современного села ____________________________________________________5
Заключение_____________________________________________________________________ 5
Список литературы_______________________________________________________________5
Введение
В настоящее время можно отметить возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Вы, наверное, согласитесь с тем, что многие мало знают о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Знание своей истории всегда было потребностью общества. Ведь, как известно, без знания прошлого нет будущего. Каждый человек любит то место, где он родился. Родное село становится еще более близким и родным, когда знаешь его историю. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родное село, а значит, стать созидателем своей малой Родины.
Цель:
Изучить историю развития села в прошлом и настоящем. Сегодняшнее поколение должно хорошо знать историю своего народа, земли, где он родился и сделать выводы, что хорошо, а что плохо.
Задачи:
1.Проследить историю образования и развития села.
2.Развить интерес и уважительное отношение к истории и культуры своей местности.
3.Воспитание любви к родному краю.
Актуальность:
Мы думаем, что в 21 веке на сегодняшний день каждый гражданин России, который считает себя представителем нашего великого государства, должен знать историю своего родного края, села и своего народа. Учить детей знать историю своего села, родной земли–это традиция, передающаяся из поколения в поколение. История нашей Родины для каждого человека начинается с порога родительского дома, с родной улицы, родного села, района, города. Место, где мы родились, дорого нам на протяжении всей нашей жизни. Оно невидимыми нитями притягивает к себе и не знать его историю, не помнить и не заботиться о нём нельзя.
1790 год. Это по неофициальным данным - дата рождения села. Первыми жителями села были переселенцы с реки Чумыш, братья Трубины, поэтому по их фамилии было названо село - «Трубина». Оно относилось к Покровской волости Барнаульского округа. Оно было расположено на острове, который носит название «Старая деревня». Место расположения деревни выглядело по иному. Образование озёр относится к более позднему периоду (по свидетельству старейших жителей села). Скорее всего, Трубина долгое время была хутором.
В конце 19 века на Алтай стали прибывать переселенцы. Число переселенцев очень быстро росло. Село было переименовано в Усть-Волчиху (устье реки Волчиха). Переселенцы были из Тамбовской, Курской, Пензенской, Воронежской, Костромской и других губерний. Это позднее нашло отражение в названии улиц села. За приписку переселенцы платили по 3 рубля и ведру водки с мужской души. Тех, кто не мог заплатить, не приписывали и не наделяли землёй.
Положение переселенцев было тяжёлым. Поднимали новые земли, пользовались ими 1 год, затем они отдыхали три года, потом опять обрабатывались, засевались, но урожай был уже хуже, ведь для восстановления плодородия требуется десять лет. Землю обрабатывали плугом и сохой, боронами с железными зубьями. Молотили катками, молотилками. Плуг стоил 5-7 рублей. Молотилки покупали вскладчину в Бийске за 225 250 руб. Годовой заработок в земледельческом хозяйстве у мужчин составлял 45 рублей плюс жалованье и верхняя одежда, у женщин -15 рублей.
На 1884 год скота в селе насчитывалось 2998 голов крупнорогатого и 4916 голов мелкого.
Кроме земледелия и животноводства люди занимались рыболовством.
С 1887 по 1890 год в селе была построена церковь на общие деньги. Торговлей занимался Павлодарский купец Соколов и две лавки содержали местные жители. В 1909 году открыть церковно-приходская школа. Учителями были Синцов Александр Андреевич местный поп, Синцова Антонина Александровна, Главина Агрофена Яковлевна, Попов Виталий Михайлович. Среди первых учеников были Васин Дмитрий, Волколупов Фёдор, Коровин Викентий, Проскурин Андрей, Ретунский Егор, Щербинин Пантелей. Образование было трёхлетнее. В школе было много икон. Писали на грифельных досках
27 января 1918 года вторым губернаторским съездом Советов крестьянских депутатов была провозглашена советская власть на Алтае. Затем началась гражданская война. Село Солоновка становится штабом партизанского движения. Свержение советской власти сопровождалось кровавым террором. Коммунистов и сторонников советской власти пытали и зверски убивали. Партийная ячейка была создана в 1919 году. Первые коммунисты: Воронин С., Буловацкий Борис.
Бои на территории с.Волчихи, нашего села описаны в книге Чмыхало «Половодье». На школьном дворе долгое время стоял памятник убитым большевикам Пиндюрину А. и Карикову Ф. Сейчас на его месте находится мемориал погибшим в годы гражданской и ВОВ. Гражданская война закончилась. Очень трудно жилось людям в селе. С 1929 по 1930 гг. на территории села существовала коммуна «Памяти Ленина». Потом организовалась артель «Зерно», председателем которой был Шамординов Павел. Артель росла, и из неё образовался колхоз имени Сталина, председателем которого был Матвеенко Трофим. Как и по всей стране, в тридцатые годы шло раскулачивание во время создания колхозов. У раскулаченных отбирали всё и выселяли. Кто мог, тот уезжал на стройки, на Дальний Восток (так называли Владивосток), работали там на переработке рыбы у японцев и корейцев. Многие уехали в Новокузнецк на строительство металлургического комбината. В последующие годы мало кто вернулся в деревню. Отобранное размещали в двухэтажном доме (старая контора), многое растаскивали по себе. Отобранные дома разбирали и увозили на строительство мельницы в Волчиху. Некоторые семьи вымерли от голода, потому что выехать не было возможности.
Группу раскулачивания возглавляла Лазуткина А.Т., первая коммунистка-женщина и первый председатель сельского совета. До сих пор о ней на селе отзываются очень плохо.
В 1929 году была создана комсомольская ячейка. Первые комсомольцы: Воронины Алексей и Пётр. В селе с 1921 года работал медпункт. Первыми медиками были: Гребёнкин и Сметанин.
Были открыты изба-читальня и нардом, где иногда показывали фильмы и проводила досуг молодёжь. Фильмы сначала были немые. Первый звуковой фильм был показан в 1937 году. Радио появилось в 1936 году. Сначала на батареях, потом на проводах. Электричество появилось в 1955 году.
В 1933 году были организованы колхозы «Каганович» и «Луночаровка». Труд колхозников оплачивался трудоднями, на которые давали хлеб и деньги в зависимости от дохода колхоза, поэтому колхозники были заинтересованы, чтобы больше заработать трудодней и таким образом увеличить доход колхоза. Основной отраслью колхоза была зерновая. В первые годы создания колхозов землю пахали на быках, коровах. Первые трактористы появились в 1933 году в колхозе «Каганович» (трёхколёсные: один «ЧТЗ» и два «НАТИ»). Были две сеялки. В 1934 году в Луночаровке появился трактор «ЧТЗ», а в 1937 году -С-80.
Для организации колхозов был прислан из Ленинграда двадцатипятитысячник Смирнов Пётр. Нарушался принцип добровольности вступления в колхоз. Тех, кто не вступал, или раскулачивали, или сажали в тюрьму.
В период культа личности Сталина многие Усть-Волчихинцы были репрессированы без всякой вины, потому что в селе было много «стукачей», некоторые из них потом были сами репрессированы. Из сталинских лагерей вернулись немногие.
В селе работала начальная школа 1-4 классы. Всех классов было по три, потому что количество учащихся доходило до 350 человек. Здания школы не хватало, поэтому занимались ещё в шести кулацких домах. Учителей было 12 - 15 человек. Заведовал школой Попов Виталий Михайлович, в 1932 году его перевели директором в с.Вострово. Вместо него назначили Фефелова Степана Павловича. В 1938 году была аттестация школы. Учителей Гречухиных Александра Васильевича и Марию Фёдоровну сняли с работы как не прошедших аттестацию. В 1940 году начальная школа была преобразована в семилетнюю. Классов было много и наполняемость большая. Помещений для занятий не хватало. Степан Павлович обратился к председателю сельсовета с вопросом о строительстве новой школы. В это время в некоторых сёлах стали строить школы из церквей, так как они были закрыты. Посоветовались с населением, провели собрание, на котором жители решили передать церковь под школу. Райисполком утвердил это решение. И в 1939 году началось строительство здания школы из церкви (по сей день в ней занимаются дети). Но война прервала строительство. Материальная база школы была очень слабой. Оборудования почти не было. Была только мастерская, где инструктор по труду Калашников Иван Яковлевич учил тесать, долбить. Под его руководством дети делали ремонт школы, парт, заготавливали дрова для отопления школы. Нагрузка у учителей была 18 часов. Степан Павлович вёл географию, Коротенко Григорий Михайлович арифметику в 5-6 классах, Чернышева Александра Андреевна - алгебру в 7 классе, Гаврилина Мария Ивановна немецкий язык, Сушкова Мария Константиновна - историю.
Колхозы оказывали помощь школе. Председатели колхозов: Денисов Матвей Егорович, Юрченкэ, Грибанов Григорий Осипович, Зайцев Николай Данилович, Жилин Иван Михайлович -давали быков для перевозки древ из леса. Из кассы взаимопомощи выделяли деньги тем семьям, которые плохо жили и не могли обуть и одеть детей в школу. Ребята тоже помогали колхозам: собирали колоски, ловили сусликов. Учителя тоже помогали копнить, проводили лекции, ставили постановки в бригадах. В школе была своя столовая. Котова Соломонида варила щи, кашу, затируху, стряпала хлеб. Учащиеся по очереди питались в столовой. Школа держала коров, молоко было своё, а мясо покупали.
На фронте сражались 424 наших односельчанина. 260 погибло, из 164 вернувшихся в живых осталось 16. Наши односельчане сражались почти на всех фронтах: танкистами, снайперами, разведчиками, радистами, связистами, шофёрами, в пехоте артиллерии. Орденом Славы III степени награждены разведчик Баловнев Иван Федосеевич, командир отделения 13-го стрелкового полка первой особой Московской дивизии Маслаков Иван Никонорович, разведчик Зиняков Афанасий Андреевич, защитник Сталинграда Своеволии Иван Павлович и Агапов Роман Андреевич, Орденом Красной Звезды награждены Коровин Александр Михайлович за личный снайперский счёт, участник Курской битвы Калашников Василий Иванович, Агапов Анатолий Матвеевич, Пронин Павел Васильевич, Чумаков Алексей Трофимович, разведчик Шевляков Пётр, Васин Иван Дмитриевич -польским орденом.
В тылу работали женщины, старики, дети и эвакуированные с Волги немцы (48 семей). Все полевые работы выполняли вручную, единственны ми помощниками были коровы и быки. Жили впроголодь, хлеб пекли из лебеды. Весь урожай шёл на фронт. Собирали и посылки с шерстяными носками, кисетами, табаком. Многие семьи потеряли кормильцев. Население было обложено большими налогами. Налоговым агентом была Лазуткина А.Т. Люди сами говорят ,что она "обдирала" людей, у кого нечем было платить, у тех уводила со двора скот. После войны люди жили очень бедно. Одежду делали сами: шили шубы и шапки из овчин женщины вязали из шерсти юбки, кофты, выращивали лён: из него ткали холстику а из неё шили верхнюю одежду. На базаре на продукты выменивали куски ситца или сатина и шили выходные платья, юбки, кофты, мужчинам рубахи, нижнее бельё.
Положение улучшилось после 1954 года, когда был собран небывало богатый урожай зерновых. Шло освоение целинных земель, в районе был создан совхоз "Целинный". Его центральная усадьба была заложена в посёлке Березовском, земли которого принадлежали промартели «Новая жизнь». Земли колхозов с,Усть-Волчихи тоже вошли в состав "Целинного"-15 февраля 1961 года. Но в 1964 году произошло разделение на два хозяина. Усть-Волчиха вошла в состав колхоза «Партизанский» с центральной усадьбой в с Бор -Форпост.
Строительство на селе практически не велось. Так здание СДК было заложено в 1957 году и строилось в течение 10 лет. Школа располагалась в нескольких зданиях, при школе был интернат, в нём жили дети из села Усть-Кормиха.
Хозяйство постепенно становилось на ноги: поступала новая техника, росло поголовье скота, овец, свиней. Рабочие получали зарплату, могли купить всё необходимое. Дети могли продолжать учёбу в полной средней школе., а потом в вузах. Специалисты с высшим образованием оставались в городе или райцентре, и редко в родном селе, в основном учителя. Заслуженным врачом стала Жилина Резакова Нина Александровна, до сих пор работают Кошелев А.Ф., Кошелева Р.И., Лебедева Е.Д., Кудрявцев А.Н. (Санкт-Петербург). В различных областях народного хозяйства работают наши односельчане, окончившие ВУЗы: Федотов Н., Сафронов В., Писарев, Ведяпин В., Васин С., Новожилов Н., Ретунский Г., Шкурина 3., Гречухин, Богучарский, Игнатенко В., Адам И, Цайслер В., Зырянов В., Фефелов В.
В июле 1978 года «Партизанский» был разделен и в Усть-Волчихе создали совхоз «Нива». С этого момента начинается строительство. В 80-е и 90-е годы были построены: магазин, контора, столовая, детсад, жилые дома, мастерская, гараж, фельдшерско-аккушерский пункт, стадион, проведён водопровод, заасфальтирована дорога в центре села, открыт комплексный приёмный пункт, сооружён мемориальный комплекс.
Значительно улучшилось благосостояние сельчан. Увеличилась зарплата, поэтому люди были заинтересованы в результатах своего труда. Победителям вручали переходное Красное Знамя. К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина многие рабочие, интеллигенция были удостоены различных наград. На торжественном собрании их вручал председатель райисполкома Терехов. Ежегодно проводились вручения наград по итогам конкурса «Лучший по профессии».
В 1980 году неполная средняя школа была преобразована в среднюю общеобразовательную школу. В течение 20 лет здесь работал музей
Вокруг села много озёр: Бычье, Золотое, Горькое, Домашкино, Солёное, Сошниково, Прохорове, Кругленькое, Субботняя, Андрюшкино, Кочковатое.
В центре протекает речка Волчиха, через которую построен новый мост и немного изменено русло реки. Берега речки глинистые. Есть залежи белой и жёлтой глин. Грязь и вода озера Горькое - целебные. Село расположено на кромке ленточного леса. Около леса лабза, там издавна расположены сенокосы, живёт ондатра. На опушке леса -- согры, там растут калина, смородина, боярка, костяника, хмель. Летом (не каждый год) бывают грибы: сыроежки, белые грузди (сухие и сырые), маслята, опята, несколько лет назад появился гриб-боровик. В дождливые годы бывает земляника. Из животных в лесу обитают лоси, косули, зайцы, белки, рыси, волки, лисы. На лето прилетает много птиц. Пролетом бывают даже лебеди.
Заключение
В 2012 году наше село участвовало в краевом конкурсе «Самое благоустроенное село края», благодаря жителям села, чистоте и ухоженности улиц завоевано 2 место с получением губернаторского гранта в размере 500 тысяч рублей. Деньги гранта потрачены на благоустройство моего любимого села «Усть-Волчихи» «Трубины»
По мере узнавания истории села, мы пришли к такому выводу, к такой мысли, что наша работа имеет практическое значение: она может быть использована на уроках истории родного села, на внеклассных занятиях, в воспитательной работе, в работе краеведческого кружка, служить материалом для краеведческого музея.
Список литературы:
1.Беседа со старожилами села
2.Запись из похозяйственной книги села Усть-Волчиха
3.Летопись села Усть-Волчиха
4.Паспорт Внутрирайонного муниципального образования «Усть-Волчихинский сельсовет»
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
За еду птицы готовы собирать мусор
Ворона
Девчата
Притча о гвоздях