Сегодня АРМ можно встретить практически на любом рабочем месте, в любой сфере обслуживания и производства: инженерия, медицина, культура и, конечно же, образование. Изучив различные интернет ресурсы, проведя анализ анкетирования учителей и учеников гимназии «Мариинская» по вопросу оснащения и работы на АРМ, был сделан вывод, что сегодня невозможно себе представить современное рабочее место учителя или ученика в современной школе без наличия персонального компьютера
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizirovannoe_rabochee_mesto_uchitelya_i_uchashchegosya_i_perspektivy_ego_razvitiya.docx | 592.83 КБ |
Автоматизированное рабочее место учителя и учащегося и перспективы его развития
Третьякова Маргарита Вмтальевна, ученица 7-А класса (mariinskaya@gmail.com)
Научный руководитель Егорова Марина Борисовна, учитель информатики (mariinskaya@gmail.com)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Мариинксая» (МАОУ гимназия «Мариинская»), г. Таганрог
Аннотация Сегодня АРМ можно встретить практически на любом рабочем месте, в любой сфере обслуживания и производства: инженерия, медицина, культура и, конечно же, образование. Изучив различные интернет ресурсы, проведя анализ анкетирования учителей и учеников гимназии «Мариинская» по вопросу оснащения и работы на АРМ, был сделан вывод, что сегодня невозможно себе представить современное рабочее место учителя или ученика в современной школе без наличия персонального компьютера
Введение
Из истории развития информатики в Мариинской гимназии
Функциональные возможности автоматизированного рабочего места
Автоматизированное рабочее место и перспективы его развития
Безопасность автоматизированного рабочего места
Заключение
Сегодня невозможно себе представить рабочее место учителя или ученика без наличия персонального компьютера и другой компьютерной техники. Ноутбук, принтер, сканер, планшет – прочно вошли в нашу жизнь и облегчают нам не только набор и распечатывание текстов, но и поиск нужной информации, картинок, музыки и всей необходимой для образовательного процесса информации.
Мне показалось интересным разобраться, что такое Автоматизированной рабочее место; какое мнение имеют разные стороны образовательного процесса на оборудование рабочего места персональным компьютером и другими средствами организационной техники; какой набор компьютерной техники на рабочем месте является минимальным и базовым? Кроме того, интересно разобраться в том, а чем будет отличаться рабочее место учителя от рабочего места ученика?
Объектом моего исследования стало автоматизированное рабочее место разных участников образовательного процесса.
Предметом: состав и комплектация оргтехники, необходимой для современного осуществления образовательного процесса.
Цели: определить перечень технических и программных средств, максимально удовлетворяющим требованиям образовательного процесса разных его участников.
Задачи: рассмотреть автоматизированное рабочее место ученика и учителя с точки зрения комфортности и эффективности достижения образовательных результатов.
Методы исследования: сравнение, анализ, синтез, дедукция, моделирование, обобщение, прогнозирование, анкетирование.
Чем рабочее место учителя, ученика, директора школы сегодня отличается от такого же рабочего места в школе 14 лет?
Например, в 1999 году, когда я родилась, в школе не было не только персональных компьютеров для каждого учителя, но даже компьютерного класса.
До 1987 года в нашей гимназии, а тогда в 15 железнодорожной школе Северо-Кавказской железной дороги, такой предмет, как информатика не преподавали. Первым учителем информатики в нашей школе был преподаватель ТРТИ Орехов Борис Иванович, а с 1989 года в школе начала преподавать Егорова Марина Борисовна.
На уроках «информатики» изучали элементы программирования и историю развития вычислительной техники. Основным языком программирования был Basic. Уроки информатики были только в старших классах.
По рассказам моей мамы, которая училась в нашей школе, теоретические занятия информатики проходили в обычном кабинете, а практические занятия проводились в кабинетах Таганрогского Радиотехнического института (фото 1).
Фото 1
Компьютеры были самодельными вычислительными машинами РК-86,состоящими из телевизора «Юность» и самодельной внешней платы. Такие машины нельзя было переносить с места на место. Внешними носителями информации в то время являлись кассетные магнитофоны и обычные кассеты, предназначенные для записи и прослушивания аудиофайлов. Об организации персонального автоматизированного рабочего места каждому ученику школы, каждому учителя, завучу школы – в то время не могло быть и речи.
Первый компьютерный класс в нашей школе, тогда уже гимназии №15, появился в 2002 году. Персональные компьютеры были с процессором Celeron-1. В этом кабинете было организовано 1 рабочее место учителя и 16 рабочих мест учащихся (фото 2). В это же время персональными компьютерами в школе были оснащены кабинет директора, учительская, кабинет секретаря и бухгалтерия (фото 3,4).
Фото 2
Фото 3 Фото 4
Сегодня в гимназии компьютерной техникой оснащены все учебные кабинеты гимназии, все кабинеты администрации. В библиотеке имеется не только рабочее место библиотекаря, но и небольшая локальная сеть, подключенная в общую локальную сеть гимназии. Персональный компьютер имеется в медпункте. Помимо кабинетов информатики (фото 5, 6), в которых все компьютеры подключены в единую сеть, небольшая сеть имеется и в кабинете русского языка и литературы №15.
Фото 5 Фото 6
Компьютеры, которые в гимназии используются учащимися сегодня, это современные моноблоки Acer, с сенсорными экранами и современной операционной системой. Эти компьютеры надёжно защищены от выхода учащихся на запрещённые сайты, не связанные с целями и задачами учебного процесса.
Таким образом, менее чем за 20 лет рабочее место учителя, ученика, директора школы или завуча стало принципиально отличаться от современного рабочего места.
Из чего же состоит современное автоматизированное рабочее место и каковы перспективы его дальнейшего развития?
Автоматизированное рабочее место (сокращённо АРМ) - совокупность программно-аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие человека с ЭВМ, предоставляет возможность ввода информации и ее вывод. Чаще всего АРМ является частью автоматизированной системы управления (АСУ). АРМ объединяет программно-аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, предоставляет возможность ввода информации (через клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и её вывод на экран монитора, принтер, графопостроитель, звуковую карту — динамики или иные устройства вывода [1].
Автоматизированное рабочее место - индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск и выдачу на экран, и печать необходимых ему документов и данных. Автоматизированное рабочее место обеспечивает оператора всеми средствами, необходимыми для выполнения определенных функций[2].
АРМ - рабочее место оператора, диспетчера, конструктора, технолога и др., оснащенное средствами вычислительной техники для автоматизации процессов переработки и отображения информации, необходимой для выполнения производственного задания [3].
Таким образом, в работе я буду использовать понятие автоматизированного рабочего места, как индивидуальную систему технических и программных средств, обеспечивающих высокоэффективную реализацию поставленных перед работником целей и задач. Другими словами, автоматизированное рабочее место это не просто набор компьютерной техники, собранной по желанию пользователя, а совокупность компьютерной и оргтехники, а также программного обеспечения, которая будет удовлетворять достижению определённых, поставленных перед работником целей и задач.
Для того, что бы АРМ было эффективным, необходимо выполнение следующих условий:
- доступность - доступная пользователю совокупность технических, программных, информационных и др. средств;
- адаптация в конкретной сфере деятельности (например, АРМ учителя сильно отличается от АРМ инженера космических кораблей);
- осуществление обработки данных самим пользователем.
Для каждой профессии необходимо предусматривать АРМ, соответствующие их значению. Однако принципы создания любых АРМ должны быть общими:
- системность (АРМ следует рассматривать как системы, состав которых определяется поставленными целями и задачами);
- гибкость (возможность собрать необходимую комплектацию АРМ для конкретной профессиональной области);
- устойчивость (система АРМ должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возмущающих факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устраняемы, а работоспособность системы быстро восстанавливаема);
- эффективность (можно рассматривать эффективность, как соотношение затрат к качеству выполняемых операций).
Необходимо, чтобы любое АРМ удовлетворяло информационным и вычислительным потребностям работника; было адаптировано к профессиональным запросам; состояло из таких комплектующих, которые мог бы освоить работник; и обязательно АРМ должно иметь выходы, как в локальную сеть учреждения, так и в глобальную сеть Internet.
Обычно в состав АРМ входят:
- комплекс технических средств (печатающее (рис.1, 2), множительное (рис.3), коммуникационные (рис.4, 5, 6, 7, 8) и другое оборудование;
- комплекс программных средств и программного обеспечения (прикладные и вспомогательные программы);
- комплекс информационного обеспечения;
Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3 Рисунок 4
Рисунок 5 Рисунок 6
Рисунок 7 Рисунок 8
- сетевые и коммуникационные устройства (локальные сети, электронная почта).
Использование АРМ в современных условиях максимально облегчает работу специалиста, высвобождая время и усилия, которые ранее расходовались на выполнение рутинных операций сбора данных и сложных расчетов, для творческой научно-обоснованной деятельности в решении профессиональных задач.
Достоинствами внедрения АРМ являются:
1. автоматизация труда;
2. увеличение качества и скорости выполнения поставленных задач;
3. мобильность работников.
Характеристики этих составляющих и определяют уровень АРМ, его назначение и особенности. АРМ предназначены для обеспечения условий комфортной и качественной работы специалиста и должны удовлетворять следующим требованиям:
• пользовательский интерфейс должен быть прост, удобен и доступен даже неподготовленному пользователю. Он должен содержать систему подсказок, желательно в демонстрационной форме (видео, звуковой, анимационной);
• необходимо обеспечивать безопасность специалиста и выполнение всех эргономических требований (комфортность, цветовую и звуковую гамму, соответствующие наилучшему восприятию, удобство расположения информации и доступность всех необходимых для работы средств, единый стиль выполнения операций и т.д.);
• пользователь АРМ должен выполнять все действия, не выходя из системы, поэтому требуется оснащенность всеми необходимыми комплектующими;
• рациональная организация труда создает комфортные условия для работы и повышает производительность труда;
• программное обеспечение АРМ должно быть совместимо с другими системами и информационными технологиями, поэтому наиболее ценными являются технологии, объединяющие несколько АРМ.
Сегодня АРМ можно встретить практически на любом рабочем месте, в любой сфере обслуживания и производства: инженерия, медицина, культура и, конечно же, образование.
Рассмотрим особенности использования и устройства АРМ в школе на примере нашей гимназии.
Для начала выделим те зоны, в которых создаётся и используется автоматизированное рабочее место. В первую очередь:
Начнем с формирования АРМ учителя.
В сети Internet мною был найден Приказ Министерства образования Калужской области «Об утверждении примерного перечня учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов начальных классов школ Калужской области». Несмотря на то, что этот приказ не относится к нашему региону, состав АРМ учителя и ученика не может существенно отличаться в пределах Российской Федерации.
Состав аппаратных средств, вошедших в состав АРМ ученика и учителя
по уровням комплектации
| Минимальный уровень комплектации | Базовый уровень комплектации |
АРМ учителя | 1. Копи-устройство (интерактивная приставка) | 1. Интерактивная доска 121x201 (86'') |
2. Доска маркерная 120х180 | ||
3.Ноутбук учителя (в составе мобильного компьютерного класса) | 2.Ноутбук учителя (стационарный) | |
4. Мультимедийный длиннофокусный проектор | 3. Мультимедийный короткофокусный проектор | |
5. Крепление проекторное потолочное | 4.Крепление проекторное настенное телескопическое | |
6. Документ камера | 5. Документ камера с автоматической фокусировкой в зависимости от освещения | |
7. Многофункциональное устройство (цветное, струйное) | 6. Многофункциональное устройство (цветное, лазерное) | |
8. Колонки фронтальные акустические | 7. Колонки фронтальные акустические | |
9. Фотокамера с возможностью видеосъемки | 8. Видеокамера с возможностью фотосъемки | |
10. Сетевой фильтр | 9. Сетевой фильтр | |
АРМ ученика (из расчета 1 компьютер - 2 ученика) | Мобильный компьютерный класс на 13 учеников (тележка-сейф, 13 нетбуков ученика) | 1. Мобильный компьютерный класс на 13 учеников (тележка-сейф, 13 нетбуков ученика) 2. Система интерактивного голосования на 13 учеников |
Рассмотрим, какой минимальный и базовый набор аппаратных средств, по мнению учителей гимназии необходим для подготовки и проведения уроков, классных часов и других внеклассных мероприятий.
Учителям гимназии была предложена анкета (Приложение 1), в которой необходимо было:
1. оценить свой уровень владения персональным компьютером (ПК);
2. определить частоту использования ПК в работе;
3. перечислить минимальный уровень комплектации;
4. перечислить базовый уровень комплектации ПК;
5. перечислить программное обеспечение, необходимое в работе учителя.
В анкетировании принимали участи 11 учителей.
Результаты следующие:
проектор | 100% | Микрофон | 27% |
колонки | 91% | Наушники | 27% |
принтер | 82% | Видеокамера | 27% |
сканер | 64% | Интерактивная доска | 9% |
Кроме того, были указаны в качестве дополнительных устройств DVD-проигрыватель и фотоаппарат.
На вопрос о пакете программного обеспечения рабочего места учителя, наиболее популярными были следующие ответы:
Word | 100% | Google Chrome | 55% | CorelDraw | 0% |
Excel | 36% | Internet Explorer | 27% | Компас LTD | 9% |
Power Point | 100% | Mozilla Firefox | 55% | Mover Maker | 9% |
Windows Media Player | 91% | Photoshop | 18% | Publish | 9% |
Таким образом, на основании мнения учителей гимназии, составим вид автоматизированного рабочего места учителя гимназии «Мариинская».
Минимальный уровень | Базовый уровень | Расширенный уровень | |
Компьютер | Персональный компьютер | Ноутбук | Интерактивный беспроводной мобильный планшет |
Проектор | Мультимедийный длиннофокусный | Мультимедийный короткофокусный | Мультимедийный короткофокусный |
Принтер | Черно-белый | Цветной | Многофункциональноеустройство (цветное) |
Сканер | Планшетный | Планшетный | Многофункциональное устройство с улучшением разрешения сканера (цветное) |
Доска | Маркерная доска | Интерактивная доска | Интерактивная доска для одновременной работы двух пользователей |
Колонки | Акустические колонки | Акустические колонки | Акустические колонки |
Фотоаппарат | Фотокамера с возможностью видеосъёмки | Видеокамера | Видеокамера с возможностью фотосъёмки с улучшением разрешения и возможностью записи 16:9. Штатив для камеры |
Дополнительные устройства | Web-камера | Документ - камера | Документ - камера |
Программное обеспечение АРМ учителя должно обеспечивать:
Работа была бы неполной, если не указать правила безопасного пользования АРМ учеником. Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, обучающиеся должны уметь правильно организовать свое рабочее место. Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.
Правильная рабочая поза:
Рекомендации при работе с компьютером:
Вывод
Изучив различные интернет ресурсы, проведя анализ анкетирования учителей и учеников гимназии «Мариинская» по вопросу оснащения и работы на автоматизированном рабочем месте, мы пришли к выводу, что сегодня невозможно себе представить современное рабочее место учителя или ученика в современной школе без наличия персонального компьютера и другой компьютерной техники.
Перечень технических и программных средств, максимально удовлетворяющим требованиям образовательного процесса, по мнению учителей гимназии, минимален. Необходимо более широко внедрять в учебный процесс современные новинки компьютерных разработок. Однако, по понятным причинам это не всегда возможно. Тем не менее, в работе представлен расширенный перечень комплектации, которую возможно использовать в учебном процессе.
Порадовало, что учителя достаточно широко используют в своей практике различные программные продукты, и кроме того учителя представили широкий перечень интернет ресурсов, используемых в своей работе. А также немаловажную роль играет тот факт, что все опрошенные учителя указали на ежедневное использование компьютера в подготовке и проведении уроков.
По результатам работы можно сказать, что использование АРМ даже в оптимальной комплектации в современных условиях максимально облегчает работу. Однако и учителя и ученики обязательно должны соблюдать правила безопасного пользования АРМ, которые достаточно широко перечислены в работе.
Приложение 1
Уважаемый учитель!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
1 2 3 4 5
(не умею) (владею свободно)
Ежедневно редко не пользуюсь
Проектор | Микрофон | ||
принтер | Наушники | ||
Сканер | Видеокамера | ||
колонки | Интерактивная доска |
Укажите другие:_____________________________________________
___________________________________________________________
Проектор | Микрофон | ||
принтер | Наушники | ||
Сканер | Видеокамера | ||
колонки | Интерактивная доска | ||
Фотоаппарат |
Укажите другие:_____________________________________________
___________________________________________________________
Word | Google Chrome | CorelDraw | |||
Excel | Internet Explorer | ||||
Power Point | Mozilla Firefox | ||||
Windows Media Player | Photoshop |
Приложение 2
Уважаемый гимназист!
Ответь, пожалуйста, на вопросы анкеты.
1 2 3 4 5
(не умею) (владею свободно)
Ежедневно иногда не пользуюсь
фотоаппарат | микрофон | ||
принтер | наушники | ||
сканер | видеокамера | ||
колонки |
Укажите другие:_____________________________________________
___________________________________________________________
джойстик | микрофон | ||
принтер | наушники | ||
сканер | видеокамера | ||
колонки | |||
фотоаппарат |
Укажите другие:_____________________________________________
___________________________________________________________
Word | Google Chrome | CorelDraw | |||
Excel | Internet Explorer | ||||
Power Point | Mozilla Firefox | ||||
Windows Media Player | Photoshop |
http://www.originalam.net/printer-ciss/canon/i965.html
Красочные картины Джастина Геффри
И тут появился изобретатель
Философские стихи Кристины Россетти
Прекрасное далёко
"Разделите так, как делили работу..."