Цель работы: в ходе собственного эксперимента выяснить, какое влияние оказывает разная музыка на рост и развитие растений.
Актуальность темы заключается в том, что наша жизнь плотно связана с музыкой и поэтому, важно знать, как она влияет на растения, как не погубить их.Результаты этой работы могут пригодиться в сельском хозяйстве для лучшей урожайности и скорости роста растений.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.doc | 101 КБ |
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Теоретическая часть
1.1 Путешествие в прошлое……………….……5
1.2 Исследования ученых…………………….…7
1.3 Музыка и физика……………………………10
ГЛАВА 2 Практическая часть
2.1 Лабораторный эксперимент……………….11
2.2 Результаты эксперимента………………….12
ГЛАВА 3 Выводы……………………………….....14
Список используемой литературы……………………..16
Введение
Музыка – это искусство прямого и
сильного эмоционального воздействия,
которое представляет ни с чем не
сравнимые возможности.
В. Г. Белинский
Тот факт, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека, учеными уже давно доказан. Например, при прослушивании маленькими детьми музыки великого австрийского композитора Моцарта, дети быстрее развиваются интеллектуально. В то же время, все живые организмы на Земле, в том числе и человек, на тяжелый рок реагируют с полным непониманием происходящего. От громкого и мрачного исполнения растения не хотят расти, коровы не хотят давать молоко, а снежинки превращаются в настоящее безобразие, теряя свою идеальную симметричную форму.
Человек является частью природы и дружен с растениями с незапамятных времен, с самого момента зарождения человечества на Земле. Растения – важнейший источник сырья и пищевых ресурсов и жизненно важного элемента – кислорода, без которого не могут существовать животные и человек. Именно растениям обязан живой мир нашей планеты своим становлением и жизнью.
Все живое на Земле взаимосвязано. Изучая влияние музыки на человека, мы можем судить о таком же влиянии и на растения
Мне захотелось проверить так ли это, поэтому я выбрала тему исследования «Влияние музыки на рост и развитие растений»
Казалось бы, люди уже хорошо изучили растения и представляют себе, как они растут и что требуют для своего развития, и вроде бы особых загадок тут уже нет... Но…
Цель работы - в ходе собственного эксперимента выяснить, какое влияние оказывает разная музыка на рост и развитие растений.
Мы поставили следующие задачи: 1) Выяснить, кто из ученых занимался изучением влияния музыки на растения и какие выводы были сделаны в результате исследований;
2) Провести собственный эксперимент по изучению влияния музыки на прорастание семян и на рост и развитие растений;
3) Сделать выводы о влиянии музыки на рост и развитие растений.
Гипотеза
Классическая музыка положительно влияет на рост и развитие растений, а рок-музыка - отрицательно (или не влияет на рост и развитие).
Методы исследования:
1)Теоретические: изучение литературы по данной теме
2)Практические: проведение эксперимента с целью выявления различий в росте и развитие семян пшеницы под влиянием различной музыки.
Предмет исследования: пшеница
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных результатов для выращивания растений в саду, в домашних условиях, а может быть, и в сельском хозяйстве
Глава № 2
Теоретическая часть
Путешествие в прошлое
"Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль и поэтому Мyдpецы Дpевности поклонялись Единой силе Дyши, Мелодии и Песни."
(Аpмстpонг "Кельтские поэты")
На протяжении всей истории развития человечества люди не только любили цветы, но и поклонялись им, одаривая их заботой и вниманием. Они выращивали растения, холили их и пестовали, скрещивали и выводили диковинные сорта, поражавшие своим великолепием. Непреходящая ценность растений как постоянного источника нашей бодрости и вдохновения, эстетического наслаждения и красоты. Цветы растений всегда были символом любви и преклонения, они сопровождали человека на протяжении всей его жизни.
Для того чтобы вырастить растения, довести до образования совершенного по красоте цветка, цветоводам и растениеводам, надо хорошо знать особенности их выращивания, физиологии развития, генетики и селекции. Казалось бы, люди уже хорошо изучили растения и представляют себе, как они растут и что требуют для своего развития, и вроде бы особых загадок тут уже нет,…НО … МУЗЫКА!
Музыка и растения, какая может быть между ними связь? Разве растения способны воспринимать музыкальные звуки?
Целительное воздействие музыки на живые организмы было замечено еще на заре цивилизации. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, предложил понятие “музыкальной медицины”.
Оказывается, еще в старых книгах и журналах можно было встретить удивительные сведения о взглядах древних мыслителей и философов на природу растений и их чувствительность к музыке, пению и даже к эмоциям людей: любимые растения расцветали, а нелюбимые вяли. Так, в индийских сказаниях упоминается, что, когда бог Кришна играл на арфе, розы раскрывались прямо на глазах изумлённых слушателей
Люди давно заметили, что растения неравнодушны к музыке и чутко реагируют на нее скоростью роста и плодоношением и стали использовали это для увеличения урожая. Индейцы бассейна Карибского моря, например, посев семян тыквы сопровождали мужским хором, а сев овса вели под женское пение. Когда сажали овощи, играли на дудочках и свирелях, когда лен – пели.
В разных странах мира распространены верования в то, что музыкальное или песенное сопровождение во время посева злаков способствует их последующему благоприятному росту и будущему богатому урожаю. Поэтому до сих пор у многих народов сохраняется своеобразный певческо-танцевальный ритуал перед посевом семян в почву.
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон
Особая роль изучения влияния музыки на растения принадлежит индийскому ученому, профессору ботаники Т. Ц. Сингху, из университета Аннамалай в штате Мадрас. Он одним из первых, начиная с 1950 г., обратил внимание на высокую чувствительность растений к звукам, музыке и даже танцам! Вместе со своими учениками и сотрудниками школы ботаники при университете он многие годы исследовал влияние музыки на растения.
Т. Ц. Сингх вместе со своей помощницей Стелой Понниах провел тщательные наблюдения за влиянием на растения звуков различных музыкальных инструментов. Основываясь на древних индийских сказаниях, исследователи проигрывали растениям мимозы и бальзамина древние индийские мелодии – раги. Через две недели озвучивания было обнаружено, что у опытных растений число устьиц на листьях было больше, эпидермис листьев толще.
Растения бальзамина через 1,5 месяца после ежедневного 25-минутного «прослушивания» игры виртуоза-музыканта на старинном инструменте были выше, и у них активнее шли процессы обмена веществ (на 75%). Были взяты для опытов декоративные растения: астры, петунии, блилии, космейя и сельскохозяйственные культуры: лук, редис, батат, кунжут. Каждое из этих растений озвучивалось в течение нескольких недель перед восходом Солнца различными мелодиями, чтобы выяснить эффективность каждой из них. Музыкальное звучание инструментов – флейты, виолончели, гармони или вины – длилось по получасу ежедневно. Вывод, сделанный учеными по прошествии всего срока исследования, был однозначным – гармонические звуковые волны действуют на рост, цветение, плодоношение и урожайность растений. У озвученных растений наблюдалось положительное действие музыки – увеличивалась высота (на 25%), число листьев (на 50%), корней (на 100%) по сравнению с контрольными, росшими в тишине.
В 1960 г. ботаник и агроном Джордж Е. Смит, узнав об опытах Сингха, взялся за их экспериментальную проверку на кукурузе и сое. Опыты вновь были положительными.
Немногим позже, доказательства влияния музыки на растения были получены в результате опытов, проведённых в строго контролируемых условиях независимыми исследователями из разных стран.
Исследования в Швеции 70-ые годы: учеными из Шведского музыко-терапевтического общества установлено, что плазма клеток растительных организмов под воздействием музыки движется намного быстрее.
Исследования в США 70-ые годы: Дороти Ретеллек проведена целая серия экспериментов относительно влияния музыки на растения, в результате которых выявлены закономерности, связанные с дозами звукового воздействия на растения, а также с конкретными видами воздействующей музыки. Продолжительность прослушивания музыки имеет значение! Три подопытных группы растений содержались в одинаковых условиях, при этом первая группа не «озвучивалась» музыкой, вторая слушала музыку в течение 3 часов ежедневно, третья – в течение 8 часов ежедневно. В итоге растения из второй группы выросли значительно больше, чем растения первой, контрольной группы, а вот те растения, которые были вынуждены прослушивать музыку по восемь часов в сутки, погибли в течение двух недель с начала эксперимента. Фактически Дороти Ретеллек получила результат, аналогичный полученному ранее в ходе экспериментов для определения влияния «фонового» шума на фабричных рабочих, когда было установлено: если музыка играет постоянно, рабочие устают больше и работают менее продуктивно, чем, если бы музыки не было вовсе; Стиль музыки имеет значение! Прослушивание классической музыки приводит к увеличению урожайности, в то время как тяжёлый рок вызывает гибель растений. Спустя две недели после начала эксперимента растения, «слушавшие» классику, стали однородными по размеру, пышными, зелёными и активно цвели. Растения же, которым достался хард-рок, выросли чрезвычайно высокими и тонкими, не цвели, а вскоре и вовсе погибли. Удивительно, но растения, которые слушали классику, тянулись в сторону источника звука так же, как обычно тянутся к источнику света.
Исследования в Голландии : В Голландии получено подтверждение выводов Дороти Ретеллек относительно негативного влияния рок-музыки. Три расположенных рядом поля были засеяны семенами одного происхождения, а затем «озвучивались» соответственно классической, фольклорной и рок-музыкой. Через некоторое время на третьем поле растения либо поникли, либо пропали вовсе.
Таким образом, влияние музыки на растения, интуитивно подозреваемое ранее, в настоящее время научно доказано. На основе научных данных и на волне интереса в продаже появились различные устройства, в большей или меньшей степени научные и призванные увеличить урожай и улучшить состояние растений. Например, во Франции пользуются популярностью «суперурожайные» CD-диски с записями специально отобранных произведений классической музыки. В Америке включаются тематические аудиозаписи для целенаправленного воздействия на растения (увеличения размеров, повышения количества завязей и так далее), в Китае в теплицах давно устанавливают «звукочастотные генераторы», которые передают разные звуковые волны, способствующие активизации процессов фотосинтеза и стимулирующие рост растений с учётом «вкуса» конкретного сорта растения.
1.3 Музыка и физика
Так каков же механизм воздействия музыки на растения? Вопрос в непосредственном физическом влиянии звуковых волн на растение или в каком-то другом действии самих музыкальных мелодий, тональностей, тембров, поскольку избирательность их действия на растения тоже четко показана?
Опыты указывают на то, что растения могут реагировать на действие звука, на звуковые волны определённой частоты. Растения реагируют на свет, температурные изменения, подвержены стрессу, способны к акклиматизации и адаптации. У них происходит обмен веществ, который совершается особых активных белков-ферментов. А.А. Замятин кандидат физико-математических наук, сравнил числа оборотов ферментов в некоторых биохимических реакциях, и оказалось, что они соответствуют частоте музыкальных звуков.
Таким образом, в растительных клетках есть колебательные процессы и резонирующие структуры, которые лежат в основе биологического действия музыки на растение. Данный процесс получил название резонансный механизм.
Биофизики Романов С.Н., Мужеев Е.А., проводя исследования с растениями и модельные опыты с ферментами, установили связь музыки с живым веществом через молекулярные механизмы ферментных реакций, происходящие в растительных клетках.
Глава № 2
Лабораторный эксперимент.
Влияние музыки на рост и развитие растений.
Цель нашей работы - в ходе лабораторных исследований выяснить, какое влияние оказывает классическая и рок-музыка на рост растений.
Сроки: 2 октября 2015 года - 23 октября 2015 года
Ход работы: для исследования были взяты одинаковые семена пшеницы. Семена были посажены в три одинаковых горшка, в одинаковом количестве, в один и тот же грунт. В течение 3 недель растениям были созданы одинаковые условия для выращивания, ухаживали за посаженными растениями тоже одинаково.
При выращивании пшеницы ежедневно в течение 15 минут на протяжении всего эксперимента (21 день) растениям включалось музыкальное сопровождение следующим образом:
1 Цветочный горшок №1 - Контроль
2) Цветочный горшок №2 - рок – музыка группы Linkin Park.
3) Цветочный горшок №3 – Классическая музыка Чайковского, Моцарта, Штрауса.
2.2 Результаты эксперимента
Данные, которые мы получили, приведены в таблице
Показатель | Горшок №1 Контроль | Горшок №2 (рок музыка) | Горшок №3 ( Классическая музыка ) |
Появление всходов | на 4-й день | на 4-й день | на 3-й день |
Рост | |||
6-й день после посадки | |||
- средняя высота в см - кол-во всходов | 5 см | 3 см | 7 см |
6 | 4 | 7 | |
9-й день после посадки | |||
- средняя высота в см - кол-во всходов | 8 см | 6см | 10 см |
11 | 8 | 13 | |
15-й день после посадки | |||
- средняя высота в см - кол-во всходов | 15 см | 13 см | 17 см |
15 | 12 | 17 | |
21-й день после посадки | |||
- средняя высота в см - кол-во всходов | 24 см | 20см | 27 см |
18 | 14 | 22 |
Выводы
После того, как я посадила в 3 одинаковых цветочных горшка одинаковое количество семян пшеницы, я с первого дня эксперимента включала цветочному горшку №3 классическую музыку, а цветочному горшку №2 рок-музыку для прослушивания.
Первые всходы появились у пшеницы, которая озвучивалась классической музыкой. Это произошло на 3 день. У цветочного горшка № 1 - контроль и у № 2 - рок-музыка восходы появились на 4 день.
На 6 день средняя высота всходов в цветочном горшке № 1 достигала 5 см, а количество проросших всходов - 6; у горшка № 2 средняя высота всходов достигала 3 см, а количество – 4; у горшка № 3 средняя высота всходов была 7 см, а количество- 7 .
На 9 день в горшке № 1 средняя высота всходов была равна 8 см, количество ростков – 11; средняя высота всходов в горшке № 2 достигала 6 см, количество ростков было равно 8; средняя высота ростков пшеницы в горшке №3 доходила до отметки в 10 см , количество всходов было равно 13
На 15 день средняя высота пшеницы в горшке №1 достигала 15 см, количество было равно 15 росткам; средняя высота всходов в горшке №2 достигала 13 см , а их количество было равно 12; средняя высота ростков пшеницы в горшке №3 была равна 17 см . а количество всходов -17
На последний день эксперимента средняя высота всходов в горшке №1 достигла отметки в 24 см, а их количество было равно 18 ; Средняя высота всходов пшеницы в горшке № 2 достигла 20 см, а количество всходов было рано 14; средняя высота пшеницы в горшке №3 была равна отметки в 27 см, при количестве всходов, которое было равно 22.
Таким образом, разница между высотой всходов, озвученных классической и рок-музыкой, составила 7 см за 21 день, а разница в количестве проросших всходов – 8.
Опираясь на эти данные, после проведённого исследования, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась - классическая музыка, действительно, положительно влияет на физиологию растения, способствует его активному росту и развитию, ускоряет обмен веществ в растительных клетках.
Глава № 3
Выводы
Растения всегда чутко улавливают малейшие перемены состояния среды, потому что ими движет естественная борьба за выживание. Комнатные растения адаптируются, приспосабливаются к воздействию синтетических материалов, железобетонных стен, бытовой техники и электроники.
Изучив литературу по влиянию музыки на рост и развитие растений, а так же используя выводы, сделанные учеными в 20 веке по этому вопросу мы выяснили:
1 Биологическое действие звуков музыки на растения связано с определенными звуковыми частотами
2 классическая музыка (гармоничные звуковые волны) благоприятно действует на рост и развитие растений, а так же их цветение, плодоношение и урожайность
3 рок - музыка угнетает процессы роста и развития растений.
Для проверки гипотезы мы провели собственное экспериментальное исследование, результат которого так же доказал, что растения, уход за которыми сопровождался классической музыкой, значительно прибавили в росте и процессе листообразования по сравнению с растениями, уход за которыми сопровождался рок - музыкой.
Выводы.
Исследования показали, музыка классиков положительно влияет на физиологию растения, способствуют его активному росту и развитию, ускоряет обмен веществ в растительных клетках, способствует лучшему плодоношению и урожайности.
Рекомендации.
*Можно увеличить скорость роста сельскохозяйственных растений с помощью музыки, а именно классической.
*В школах, домах, офисах растения растут лучше, где играет классическая музыка, а это большее выделение кислорода и поглощение углекислого газа.
*Лучше не слушать Рок-музыку там, где много растений.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных результатов на уроках биологии, в зимнем саду школы, при озеленении кабинетов.
Таким образом, в завершение работы, хочется сказать, что как видно из вышесказанного, все живое на Земле взаимосвязано. Изучая влияние музыки на растения, мы можем судить о таком же влиянии на животных и человека. Это влияние может быть более сильно, так как человек является высшей формой жизни на планете, и он должен жить в гармонии с природой. Классическая музыка прошлого и настоящего времени всегда будет актуальна и ценима человечеством во все времена, поскольку она пронизана положительным энергетическим потенциалом, приносит слушателю радость и стремление жить, и познавать новое вокруг нас.
Музыка - это столь прекрасное, будоражащее, восхитительное, превосходное, изысканное и неоднозначное искусство, что описать её воздействие в пределах данной работы просто не представляется возможным. И как бы просто это не казалось, многие учёные продолжают изучать её влияние на человека, растения и животных. Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий, задуматься над тем, какая музыка окружает нас, а может быть и вовсе изменить предпочтения и начать слушать классическую музыку. Лично для меня все выше перечисленные факты были открытием. Изучив данную тему, я теперь буду слушать классическую музыку еще чаще.
Список литературы
1. Л.П.Анастасова «Растения и окружающая среда» Учебное пособие. – М., 1999.
2. Исмаилова С. Энциклопедия для детей «Биология». – М., 1994.
3. А. С. Кленов « Я познаю мир»
4. Г. Саго « Целебная сила музыки»
5. Н. Ситникова « Давайте слушать музыку»
6. www.vedamost.info.ru
Тупое - острое
Снеговик
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Зимний дуб