Социальный практико-ориентированный проект "Маркетинговые коммуникации"
Вложение | Размер |
---|---|
volonterskoe_obedinenie_otkrytie.doc | 864 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 5»
СОЦИАЛЬНЫЙ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
«МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»
Разработали:
Волонтерское объединение
«Открытие»
Кураторы:
Руководитель объединения
Бурлака Алиса Анатольевна
учитель экономики
Лытова Анастасия Борисовна
г. Дзержинск
Введение. История рекламы
Компания создала для целевого потребителя нужный и привлекательный продукт по определённой цене, затем выбрала, каким способом доставить его покупателю. Но если человек ничего не знает об этом продукте и его преимуществах перед конкурирующими брендами, то он его и не купит. Значит, компания-производитель должна донести до потенциальных клиентов информацию о своём товаре. Для этого она использует маркетинговые коммуникации – различные способы передачи обращения от производителя к потребителям, чтобы представить продукт целевой аудитории и убедить потребителя совершить покупку.
В городском супермаркете продаётся более 20 тыс. наименований товаров. Без должной рекламы сделать выбор очень сложно. Поэтому предпринимателями расходуются огромные средства на рекламирование своей продукции. От того, как рекламируется товар, зависит успех фирмы на рынке. Существует девиз: «Самые бесполезные затраты – это затраты на недостаточную рекламу».
Сформировать начальное представление о рекламе нам поможет этимологический словарь.
РЕКЛАМА. В русском языке в словарях реклама отмечается с 60-х гг. XIX в.: Михельсон 1865 г., 543: реклама – «род журнального объявления» (!). С современным значением – Брокгауз-Ефрон, т. XXVI, п/т 52, 1899 г., 527. Прилагательное рекламный и глагол рекламировать отмечается с 1907 г. (Даль, III, 1672). Из западноевропейских языков. Источник распространения французское (с XVII в.) réclame – тж., от глагола réclamer – «настойчиво просить», «требовать». Из латинского reclāmāre – «громко выкрикивать», «звать», «шумно протестовать». Из французского: немецкое Rekláme; английское réclame и др.
Тема работы – «Маркетинговые коммуникации».
Цель проекта – рассмотреть способы проведения рекламных и пиар-кампаний различными фирмами, организациями, учреждениями; принять участие в настоящей пиар-акции.
Задачи:
История рекламы и пиара
История рекламы тесно связана с процессом развития человечества и экономической жизнью сообщества. Значительное развитие получает реклама с появлением такого явления, как товарообмен и торговля.
По большому счету реклама - это простое информирование одних людей другими. Если рассматривать рекламу с этой точки зрения, то можно сказать, что она зародилась уже в первобытном обществе. Как, например, довести до сознания врага, что ты сильнее его? Например, показать размер собственных мускулов, взять большой камень или увесистую дубину и громко зарычать.
Первобытные люди находили себе пару. И тут не обходилось без саморекламы. Каждый своими действиями или внешним видом вызывал у потенциального партнера нужные ему или ей реакции.
В античном мире реклама развивается более широко. Среди рекламных обращений, дошедших, благодаря археологам, до нас, - египетский папирус, в котором сообщается о продаже раба. Глиняные пластины извещают жителей древних финикийских городов о реализации различных товаров, услугах и развлечениях. Выбеленные известкой стены на улицах Древнего Рима - "альбумусы" - были расчерчены на квадраты, в которые ростовщики и торговцы углем или пурпурной краской вписывали свои объявления.
Звуковая атмосфера античного города была насыщена выкриками зазывал, торговцев, официальных глашатаев. Потребность привлекать зрителей на различные зрелища или собрания приводит к зарождению новых форм рекламы: афиша (в основном при рекламе гладиаторских боев и собраний). Владельцы различных таверн, бань, кузниц и харчевен используют вывески с изображениями основных символов своей деятельности. Древние ремесленники начинают ставить специальное клеймо на свои изделия, заботясь таким образом о своей репутации и рекламируя качественную продукцию.
Средние века не внесли в жизнь человека значительных отличий от жизни времен Античности. Хотя на этом этапе появляется фольклорно-ярмарочная устная реклама, в средневековом городе с неизбежностью развивается административные и политические объявления, для чего восстанавливается должность городских глашатаев, утраченная с античных времен. Города вновь становятся центрами ремесленного производства, что, в свою очередь, стимулирует бытование многообразных вариантов рекламы.
Уже в те времена среди рабочих во время ежегодных цеховых праздников проводились демонстративные акции, приуроченные обычно к дням почитания святого - покровителя того или иного цеха. В них принимали участие помимо самих работников - их жены и дети, разодетые по последним требованиям моды того времени. Примечательно было то, что на одеждах некоторых состоятельных мастеровых были клейноды - эмблемы цеха, вышитые на камзолах или плащах.
Пройдя долгий путь вместе с самим человечеством, реклама превратилась из незаметного придатка бытия человеческого в яркое и многогранное явление.
В настоящее время наибольший поток информации излучают эти четыре средства рекламы: радио, телевидение, книгопечатание и Интернет. Конечно, нельзя забывать и о такой разновидности рекламы, как наружная реклама.
1. Как сообщить о себе и о своём продукте
Общая программа маркетинговых коммуникаций представляет собой комплекс продвижения, сочетающий рекламу, личные продажи, стимулирование сбыта, мероприятия паблик рилейшнз и прямой маркетинг.
Важно отметить, что маркетинговые коммуникации управляют процессом движения продукта на разных стадиях: и в допродажный период, и в момент покупки, и после того, как она совершена. При этом каждая коммуникация должна разрабатываться специально для отдельного целевого сегмента, рыночной ниши и даже для индивидуальных клиентов.
Планируя маркетинговую коммуникацию, необходимо понять, как и с помощью чего можно выйти на контакт с потребителем. Например, молодой человек собирается обзавестись компьютером. Прежде чем купить его, он обсуждает основные характеристики компьютера с друзьями, читает специальные журналы, анализирует информацию, полученную из телевизионной рекламы или от продавца-консультанта в специализированном магазине. Компания-производитель (либо рекламное агентство по её заказу) должна оценить, какие из этих источников информации более всего воздействуют на данного клиента на той или иной стадии процесса совершения покупки.
Обычно выделяют такую схему разработки эффективной программы продвижения:
2. Продвижение товаров или услуг
Продвижение (промоушн) – это процесс информирования потенциальных клиентов о деятельности компании, её товарах и услугах и последующего воздействия на них в целях приобретения вашего продукта. Среди мероприятий по продвижению товара можно выделить устную рекламу, работу с сетью знакомых вам людей, газетно-журнальную рекламу и PR-мероприятия. Часть ваших усилий будет направлена непосредственно на сбыт, часть – на обучение, информирование и «посев семян» для будущих продаж.
Прежде чем прилагать какие-либо усилия в деле продвижения товара, определитесь со своей целью. Если вы хотите, чтобы потенциальные покупатели позвонили вам или посетили Web-страницу вашей компании, постарайтесь выделить в рекламе свой телефонный номер и электронный адрес. Если же вы желаете, чтобы к вам устремился поток посетителей, сделайте потенциальным клиентам неотразимое предложение, например одноразовую скидку.
Всё сказанное выше можно выразить в одном предложении: определите свою цель и подгоните под неё содержимое вашей рекламы.
2.1. Сеть знакомых
Работа с сетью знакомых часто влечёт за собой множество выгод для тех, кто к таковым относится. Она даёт возможность продвигать свои товары или услуги, а также учиться на опыте других людей.
Не спешите примыкать к местным деловым организациям. Подумайте о возможности использования тех групп людей, доступ к которым для вас уже открыт. Ваши друзья, родственники, одноклассники и сокурсники, прихожане вашей церкви, родители одноклассников ваших детей и работники местной школы, служащие общественных организаций, к которым вы принадлежите, - всё это достаточно жизнеспособные сети знакомых. Немного инициативы с вашей стороны, и многие из этих людей с радостью дадут вашим товарам или услугам шанс. Всё, что вам нужно, - это сделать шаг навстречу.
Проявить инициативу можно по-разному: сделать телефонный звонок, отослать объявление по почте или случайно упомянуть о вашем предложении на следующем родительском собрании. Все эти меры просты, недороги и достаточно эффективны.
Предлагая свои услуги знакомым, не будьте слишком настойчивы. Они и так устают от рекламы, которая ежедневно сваливается (правда ведь?) на них тоннами. Эти люди меньше всего нуждаются в назойливых приставаниях коммерсанта, которого они ещё вчера считали своим другом или единомышленником. Не гоните лошадей: сначала составьте небольшое резюме или буклет о товарах или услугах, предоставляемых вашей компанией, разошлите его всем своим знакомым, а затем ждите их реакции.
Поднять работу с сетью знакомых на новый уровень вам помогут следующие советы.
2.2. Могущество рекомендаций
Что вы делаете, когда слышите по радио, что в кафе «Полная ложка» продают самые вкусные в мире бургеры, а через пять минут ваш друг говорит, что отличные бургеры можно найти только в «Обеде от Дэнни»? Кому вы поверите: бездушной рекламе или рекомендации друга?
Скорее всего, вы поверите другу. В конце концов, реклама по радио была кем-то подготовлена и оплачена, тогда как слова друга идут от чистого сердца. В этом и заключается сила устных рекомендаций.
Конечно, и здесь не всё так гладко. Вы не можете продиктовать текст рекомендации, как могли бы сделать это в рекламном сообщении. Если бы гамбургеры Дэнни были не слишком вкусны, владельцу кафе было бы лучше, чтобы его клиенты помалкивали. Устные рекомендации отражают настоящее отношение клиентов к компании, а не то, каким его хотел бы видеть предприниматель. Поэтому постарайтесь исправить все недостатки своих товаров или услуг прежде, чем клиенты начнут о них говорить.
Чтобы убедиться в удовлетворении клиента той или иной покупкой, завершайте каждую сделку телефонным звонком или просьбой заполнить анкету-отзыв. Если вы видите, что покупатель доволен качеством услуг, просите его (или её) рекомендовать вас другим людям. Если к вам приходит новый клиент, спрашивайте, откуда он узнал о вашем существовании. Если окажется, что его к вам направил, допустим, Гарри, то в следующий раз, когда к вам наведается Гарри, не забывайте от души его поблагодарить. Можете предоставить ему небольшую скидку или вручить небольшой сувенир. Вы должны поощрять рекламу со стороны Гарри – этот приём хоть и не нов, зато очень эффективен.
Чтобы о вас пошла хорошая слава, не обязательно обращаться за помощью к рекламному агентству или консультанту по рекламе в СМИ. Вы вполне можете обойтись своими силами. Если позаботиться о покупателях в начале становления своего бизнеса, то в будущем рекомендации довольных клиентов окажут вам просто неоценимую услугу.
3. Реклама
Реклама – это способ коммуникации, посредством которого компания может донести сообщение до потенциальных потребителей, не вступая с ними в прямой контакт. При разработке рекламной программы осуществляются следующие шаги: определяется цель рекламы, планируется её бюджет, создаётся обращение, выбираются средства распространения информации и, наконец, оценивается эффект рекламной кампании. При этом любая рекламная программа должна основываться на принятых ранее решениях о целевом рынке, позиционировании и маркетинговом комплексе.
Целью рекламы называется конкретная задача, которая должна быть решена в результате воздействия на целевую аудиторию на протяжении определённого времени. Это может быть информирование, убеждение и напоминание.
Информативная реклама чаще всего используется при выведении на рынок нового продукта, чтобы сформировать первичный спрос. Так, производители сотовых телефонов в первую очередь знакомили потребителей с преимуществами такого вида связи.
Убеждающая реклама служит для формирования предпочтения по отношению к конкретному бренду, для изменения восприятия свойств продукта потребителями. Такая реклама приобретает большое значение по мере роста конкурентной борьбы. Когда сотовые телефоны заняли своё место на рынке, компании-производители стали убеждать покупателей, что их модели обладают, например, лучшим качеством при той же цене. Разновидностью убеждающей является сравнительная реклама, которая прямо или косвенно сравнивает один бренд с другим. Чаще всего к ней прибегают автомобильные компании. Корейская компания «Хёндай» (Hyundai) стремилась привлечь внимание к своим машинам в Великобритании с помощью слишком легкомысленных заявлений: «Даже у чайника гарантия больше, чем у «Ровер»». Использовать такую рекламу следует с осторожностью, избегая некорректных сравнений, которые могут быть расценены как клевета на конкурента. Пока не существует единых мировых принципов рекламной деятельности. Сравнительная реклама разрешена в США и Великобритании, но в ряде европейских стран запрещена. В Бельгии и Германии её рассматривают как приём недобросовестной конкуренции.
Напоминающая реклама важна для тех продуктов или товарной марки, которые определённое время уже существуют на рынке и знакомы потребителю. Рождественские рекламные клипы «Кока-Кола» задуманы в основном для того, чтобы создать у телезрителей хорошее настроение и напомнить об этом бренде, а не проинформировать или убедить. Таким образом, выбор рекламной цели зависит от текущей ситуации на рынке.
Обозначив цель, компания начинает планировать величину рекламного бюджета. Дело это очень непростое. Как узнать, сколько нужно потратить? К числу наиболее распространённых способов принадлежит метод процента от планируемого объёма продаж (например, 2%). Широко применяется также конкурентный паритет, когда бюджет устанавливается исходя из уровня расходов на рекламу конкурирующей фирмы, определённого в результате маркетинговых исследований. В этом случае компания отслеживает, где и в каких объёмах даёт рекламу её конкурент. Расценки на рекламу в разных источниках всем известны. Или же их нетрудно узнать, позвонив, скажем, в конкретный журнал и спросив посчитать стоимость рекламы в нужном размере и количестве, как будто вы желаете разместить её в этом журнале. Существует ещё метод целей и задач: руководство ставит цель по объёму продаж, после чего оцениваются в стоимостном выражении необходимые для её достижения уровень осведомлённости, охват и частота рекламы. Наконец, рекламный бюджет может планироваться исходя из финансовых возможностей компании.
Следующий этап – создание рекламного обращения. Определяются его содержание, структура, формат и источник. Работу над содержанием начинают с того, что выбирают тип призыва сообщения – рациональный или эмоциональный.
3.1. Интернет-реклама
Интернет – это самый быстрый почтовый курьер всех времён и народов, а электронная почта – экипаж, который мгновенно доставит ваше рекламное сообщение по назначению. Речь идёт не о спаме, который уже порядком надоел всем владельцам электронных ящиков. Мы имеем в виду рассылку целевых электронных сообщений действительным и потенциальным клиентам, которые дали на это своё согласие. Его вы сможете получить во время персональной беседы по телефону или с глазу на глаз.
Владельцы малых предприятий используют Интернет по целому ряду причин, куда входят (но этим не ограничивается) сбор информации и покупки товаров. Но главной целью, ради которой глобальную сеть посещает 80% пользователей, является общение. Результаты исследования, проведённого Ассоциацией прямого маркетинга США, показали, что затраты на наружную рекламу и рассылку обычных почтовых сообщений в несколько раз превышают рекламу по электронной почте.
Есть по меньшей мере пять причин, почему электронная почта в последнее время занимает всё более высокие позиции среди инструментов маркетинга:
3.2. Реклама в СМИ
Мы определяем рекламу как программу оплаченных сообщений, призванных информировать большое количество потенциальных покупателей об особенностях и преимуществах ваших товаров или услуг. Хотя конечной целью любой рекламы является привлечение клиентов, некоторые краткосрочные рекламные стратегии могут быть направлены только на большую узнаваемость имени компании или её продукта.
Повторение залог успешной рекламы. Так, например, компанию M&M’s все помнят по слогану «Тает во рту, а не в руках». Но вряд ли вы бы запомнили его, если бы услышали всего лишь раз или два. Подобные торговые марки добиваются известности во многом благодаря вложениям в часто повторяющуюся рекламу.
Газеты
Газетная реклама обычно требует меньших денежных затрат, чем другие виды. Большинство объявлений здесь представлены в чёрно-белом цвете, что ещё больше снижает их стоимость.
Через газетные объявления можно привлечь потенциальных клиентов, проживающих в зоне деятельности вашего предприятия. В большинстве региональных газет (как в электронном, так и печатном вариантах) есть рубрики, посвящённые местным новостям. Через рекламу в таких рубриках вы и сможете достучаться до своего покупателя.
Срок службы газетных объявлений довольно короток, а качество печати – недостаточно высоко. Более того, читатели, просматривая газету, часто не обращают на рекламу никакого внимания.
Радио
Как и газетная, реклама на радио охватывает определённую территорию, но зато она больше нацелена на конкретную группу потребителей. Вы собираетесь продавать крем от прыщей в Альбукерке? Тогда вам стоит купить рекламное время на местном радио, которое крутит тяжёлый рок.
К дополнительным преимуществам радиорекламы можно отнести мгновенность доставки до слушателя нужного послания. Характерна также быстрота реакции потенциальных клиентов. Исследования показывают, что 75% откликов на радиорекламу приходятся на первую неделю после её выхода в эфир.
Эту же мгновенную реакцию можно отнести и к недостаткам радиорекламы. Если ваши потенциальные клиенты в момент её передачи будут настроены на другую волну, вы упустите свой шанс.
Телевидение
Телевизионная реклама по своей эффективности на порядок опережает рекламу на радио, потому что оказывает не только слуховое, но и визуальное воздействие на человека. Реклама на телевидении поднимает престиж компании, дающей рекламу (правда, влечёт за собой дополнительные расходы). И, наконец, телереклама, как и реклама на радио, отличается потенциально быстрой реакцией клиентов.
Существует два формата покупки телевизионной рекламы.
Местные и национальные журналы
Основное преимущество журнальной рекламы заключается в том, что рекламодатель может доставить своё послание конкретной аудитории. Этим она и отличается от газетной рекламы, читателями которой могут быть все и каждый. Поместите рекламу в журнале «Вокруг света» - и вы привлечёте одну категорию читателей, дайте объявление в журнал «За рулём» - и вы получите совсем другую.
Недостаток журнальной рекламы заключается в её относительной дороговизне, особенно если вы хотите разместить материалы в известном издании. Стоимость полной цветной страницы в глянцевом общенациональном журнале может достигать пятизначной суммы.
4. Паблик рилейшнз
К инструментам паблик рилейшнз относятся публикации (журналы компании, годовые отчёты, брошюры для покупателей), спонсорство и благотворительность (финансирование спортивных соревнований, культурных мероприятий, выставок), новости (благоприятные истории о компании, её служащих и продукции), работа с группами населения (вложение денег в решение проблем местных жителей), средства идентификации (буклеты для потребителей, почтовая бумага и конверты, визитные карточки, корпоративный стиль в одежде и др.), лоббирование (попытки провести выгодные или провалить невыгодные законы и указы), социальная ответственность, т. е. создание хорошей репутации компании, её общественного лица.
Средства идентификации, отражающие фирменный стиль компании, производят благоприятное впечатление на потребителей. Важную роль, в частности, играет корпоративный стиль в одежде, в том числе униформа на авиалиниях или в отелях.
Мероприятия паблик рилейшнз требуют достаточно больших финансовых вложений, но они гораздо эффективнее обеспечивают позитивный имидж фирмы, чем любая шумная рекламная кампания.
Очень весомым инструментом PR служат спонсорство и благотворительность. Особую популярность приобретает одна из форм спонсорства – маркетинг событий. Он заключается либо в спонсировании (разовом или постоянном) уже существующих мероприятий, например, спортивных, либо в проведении уникальных акций, таких, скажем, как праздник «Лего».
Другой пример маркетинга событий – практика размещения продукта (product placement) в фильмах и телевизионных шоу.
Компания «Рэй-Бэн» (Ray-Ban), выпускающая солнцезащитные очки, стала спонсором картины «Люди в чёрном». Фирма основывалась на своём раннем успехе, который получила, когда Том Круз снялся в её очках в «Опасном бизнесе» и «Смертельном оружии».
Недостатком PR-мероприятий можно считать их неуправляемость, поскольку нельзя полностью контролировать, что будут говорить о вашей компании или её продукции. Поэтому, как предприниматель, вы обязаны делать всё возможное, чтобы сведения, которые будут поведаны миру, могли выдержать критику. Работники СМИ редко соглашаются публиковать какую-либо информацию, не убедившись в её достоверности. Подозрительность у них в крови.
Средством отображения вашей PR-активности могут быть местные газеты, деловая периодика, журналы, теле- и радиопередачи. При этом не стоит ограничиваться только страницами, посвящёнными бизнесу, - хорошие результаты можно получить и от заметки в рубрике «Общественная жизнь».
5. Практическая часть. Наше участие в пиар-акции
Способом проведения пиар-кампании мы выбрали участие в различных общественных массовых мероприятиях: выставках, конференциях. Особое внимание в нашей работе уделяется конкурсам, проводимым авторитетными общероссийскими, областными и городскими организациями.
Заключение
В ходе выполнения данного проекта были рассмотрены способы проведения рекламных и пиар-кампаний различными фирмами, организациями, учреждениями, а также прошло наше участие в настоящей пиар-акции.
Среди мероприятий по продвижению товара можно выделить устную рекламу, работу с сетью знакомых, газетно-журнальную рекламу и PR-мероприятия.
Реклама – это способ коммуникации, посредством которого компания может донести сообщение до потенциальных потребителей, не вступая с ними в прямой контакт. Реклама может быть информативной, убеждающей, напоминающей.
Основными каналами массовой коммуникации являются интернет-реклама, реклама в СМИ (газеты, радио, телевидение, местные и национальные журналы).
Метод личных продаж заключается в выявлении потенциальных покупателей, контактах с ними, в ведении переговоров, заключении сделок, в доставке и послепродажном обслуживании, это также проведение маркетинговых исследований, изучение конкурентов и т. п.
Основной метод стимулирования – поощрение: как розничных продавцов, деловых партнёров, так и потребителей. Это скидки, компенсации расходов, пробные образцы, подарки, конкурсы, лотереи, гарантии, награды.
Прямой маркетинг представляет собой использование каналов, напрямую связывающих поставщика с потенциальным потребителем товаров и услуг без использования маркетинговых посредников. К этим каналам относятся почтовая рассылка, телемаркетинг (деятельность телефонных операторов, направленная на привлечение новых покупателей, контакты с клиентами для определения уровня их удовлетворённости продуктом компании или для приёма заказов), интерактивное телевидение, web-сайты, мобильные устройства.
Список литературы
Два Мороза
Волшебные звуки ноктюрна
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Что есть на свете красота?
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")