Вложение | Размер |
---|---|
proekt_stepanova.doc | 90.5 КБ |
Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа ст.Миннибаево» Альметьевского района
Республики Татарстан
423420, Республика Татарстан, Альметьевский район, ст.Миннибаево, ул.Шоссейная 46 а
Проектно – исследовательская работа «Предупреждение негативных воздействий экологических факторов на организм школьников в учебных помещениях»
Выполнила: Степанова Полина Вадимовна
8 класс
Руководитель: Шамсетдинова Флюза Даутовна
учитель химии и биологии
Оглавление:
Введение.
Основная часть:
Заключение:
Литература.
Введение:
А) определить источники воздействия
Б) оценить практическое состояние этих источников
Нашу голубую планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной, а человечество- экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чем-то, даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода. Зато есть множество вопросов: когда наши города станут чистыми, зелёными, красивыми? Как определить степень загрязнения окружающей среды в районе школы и внутри? Какими экологическими правилами обладает гражданин? Проведённая нами экспериментальная работа может ответить на некоторые эти вопросы.
Основная часть
Работа №1
Тема: Соотношение площади учебных помещений и количества учащихся.
Для нормальной работы человеческого организма требуется определённый объём воздуха и площади помещения. Недостаток площади угнетающе действует на психику человека, а недостаток воздуха приводит к нарушению обменных процессов в организме.
Цель: определение соответствия санитарно-гигиенических норм площади учебных помещений школы из расчета на одного учащегося.
При помощи рулетки были произведены замеры длины, ширины и высоты учебных помещений. И получили следующие результаты:
Учебное помещение | Длина (м) | Ширина (м) | Высота (м) | S (м2) | Среднее число уч-ся | Действиетельная 8 на одного человека (м2) | Санитарно-гигиенич.нормы площади на 1чел (м2) | Примечание |
Каб. Биологии | 8,1 | 6,2 | 2,9 | 50,2 | 28чел | 18 | 2 | 8каб. 66,77 м2 |
Каб. Физики | 11,5 | 5,9 | 2,9 | 67,8 | 28чел | 2,4 | 2 | |
Каб. Химии | 11 | 5,6 | 2,9 | 61,6 | 28чел | 2,2 | 2 | |
Столовая | 12,6 | 11,5 | 3,15 | 144,9 | 500чел | 2,8 | 0,64-0,75 | |
Рекреация | 125чел | 0,6 | ||||||
Туалетная комната | 4,5 | 3,1 | 2,9 | 13,95 | 125чел | 0,1 | 0,2 |
Вывод: из исследованных 40 учебных кабинетов 38 соответствует стандарту санитарно-гигиеническим нормам. Отмечается недостаток площади кабинета биологии на 16м2 и туалетных комнат на 0,1м2
Работа №2
Тема: Цвет в интерьере помещения школы.
Цели: определить цвет окраски полов, стен, классных досок, соответствие цветовой гаммы, ориентации помещения относительно сторон горизонта.
Для нормального функционирования зрительного анализатора очень важно подобрать такую цветовую гамму окружающего пространства, которая бы не действовала раздражающе на зрительные рецепторы.
Для школьных помещений рекомендуется использовать краску спокойных тонной слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим вида занятий. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывают яркие тона.
В ходе работы были обследованы все учебные кабинеты школы. Результаты отражены в таблице:
Показатели | Цвет окраски по санитарно-гигиеническим нормам | Кол-во обследованных кабинетов | Примечание |
Окраска полов | Светло- коричневый | 42 | |
Окраска классных досок | Зелёный | 42 | |
Соответствие цветовой гаммы относительно сторон горизонта | Южная ориентация: светло-серые, светло-голубые, зеленоватые, светло-сиреневые тона. Северная ориентация: желтовато-охристые, светло-розовые, бежевые тона. | 42 | Без учёта ориентации. |
Вывод: цветовая окраска полов и домок во всех учебных помещениях соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Ни в одном в учебном кабинете не соблюдена норма, что цвет стен, на которой расположена классная доска, должна быть более светлым, чем остальные стены. Во всех кабинетах нарушены санитарно-гигиенические нормы (все стены покрыты бумажными обоями)
Работы №3
Тема: Температурный режим учебных помещений.
Цели: определение температуры воздуха в кабинетах, спортзале, мастерских, рекреациях, столовой
Изменение температуры на 3-4 градуса от санитарно-гигиенических норм нежелательно, так как колебание температуры вызывает колебание частоты обменных процессов в организме, а это в свою очередь отражается на работоспособности учащихся.
Замеры температуры производили путём установки термометра на деревянной поверхности в 1,5м от пола и 1,2м от стены на 20 минут.
Сравнительные показатели.
Учебные помещения | Температура воздуха на день измерения. | Температура воздуха по санитарно-гигиеническим нормам | Примечание. |
Кабинеты | 20-22° | 16-18° | |
Мастерские | 16° | 16° | |
Столовая | 18° | 16° | |
Рекреация | 16° | 14° |
Выводы: отмечается изменчивость температурного режима внутри школьных помещений в зависимости от погодных условий. При сильных ветрах и температуре ниже 20° во всех учебных кабинетах наблюдается понижение температуре на 3-4° и наоборот.
Работа №4
Тема: Относительная влажность воздуха учебных помещений.
Цель: определение показателей относительной влажности воздуха учебных помещений.
Используя гигрометр, определить относительную влажность воздуха исследуемых помещений.
Учебное помещение | Относительная влажность воздуха | Влажность воздуха | Примечание. Вывод. |
Кабинет географии 4 этаж | 70% | 30-60% | Во всех учебных помещениях наблюдается повышение влажности воздуха из-за наличия воды в подвале, протекания крыш. |
Кабинет физики 2 этаж | 75% | ||
Кабинет математики 3 этаж | 70% | ||
Кабинеты начальных классов 1 этаж | 80% | ||
Рекреация | 75% | ||
Столовая | 80% | ||
Спортзал | 70% |
Микроклимат учебных помещений зависит не только от теплового режима, но и относительной влажности воздуха. В учебных помещениях относительная влажность воздуха может колебаться от 30-60%. Если при нормальной температуре влажность в помещениях колеблется в указанных пределах, то она не сказывается отрицательно на самочувствии. Сочетание высокой влажности, как и тёплым, так и с холодным воздухом неблагоприятно влияет на тепловое состояние человека. Большая относительная влажность воздуха (80% и более) при высокой температуре создаёт тепловой дискомфорт, затрудняет теплоотдачу. В то же время чрезмерно сухой воздух (менее 30%) также не безопасен для жизнедеятельности организма человека, поскольку ухудшает функциональные способности верхних дыхательных путей. Оптимальной в помещениях считается влажность воздуха равно 45%.
Работа №5
Тема: Вентиляционный режим учебных помещений.
Цель: определение коэффициента аэрации воздуха учебных помещений и соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
Были произведены замеры фрамуг, форточек, вентиляционных решеток. Вычислена их площадь и произведён расчёт коэффициента аэрации по формуле.
КА=А/n/ n, где Ка-т- коэффициент аэрации.
П - площадь всех вентиляционных отверстий
n/n – площадь пола.
Вид вентиляционного отверстия | Кол-во | Общая площадь ветил. отв | Средняя площадь пола | Коэффициент аэрации | Санитарно-гигиеническая норма | Примечание. |
Фрамуги | 3 | 1,2м2 | 50м2 | 0,44 | 1/50 от части площади пола | Во всех учебных кабинетах КА в 2,2 раза больше нормы, но не вентиляц. Отв функцион. В зимнее время только форточки |
Форточки | 1 | 0,2м2 | ||||
Вентиляционное отверстие | 2 | 0,8м2 | ||||
2,2м2 |
Чистота воздуха и его физико-химические свойства имеют огромное значение для приспособленности и здоровья. Пребывание в запылённом, плохо проветриваемом помещение является причиной не только ухудшения функционального состояние организма, но и многих заболеваний. Исследования показали, что она человека благоприятно влияют легкие и отрицательные ионы, а число их в учебных помещения постепенно увеличивается в течение дня. Начинают преобладать положительные и тяжёлые ионы, которые угнетают жизнедеятельность человека.
В школах перед уроками в 1см воздуха содержится около 467 лёгких и 10тыс. тяжелых ионов, а в конце учебного дня количество первых снижается до 220, а вторых увеличивается до 24тыс.
Параллельно с ухудшением ионного состава, увеличивается концентрация СО2, скапливается аммиак и различные органические вещества (слущивающийся эпидермис). Расчёт запыленности воздуха и бактериальная загрязнённость
Физиологическую потребность в чистом воздухе в школе обеспечивают вентиляционные отверстия. Вентиляционные отверстия должны открываться не реже, чем 1 раз в час на 10-15 раз. При сквозном проветривании резко уменьшается и содержание микроорганизмов в воздухе помещений
Работа №6
Тема: Естественное освещение учебных помещений
Цель: определение величины естественной освещенности учебных помещений.
Для расчёта величины естественной освещенности были произведены замеры окон, для определения площади окон
Расчёт производили по формуле:
СК=П/О/П/П , где СК – световой коэффициент
п/о - площадь окон помещения: п/п – площадь пола
Количество окон в кабинете | Общая площадь окон | Площадь пола | СК | СК по санитарно-гигиеническим нормам | Примечание |
3 | 9,6м | 50м | 1/5 | 1/4 - 1/6 от площади пола | Световой коэффициент соответствует требованиям санитарно-гигиеническим нормам, но в кабинете 1 и 2 этажа освещенность низкая из-за естественных насаждений |
Освещение учебных помещений наиболее благоприятно влияет на зрительные функции и работоспособность, когда оно равномерно рассеяно. Неравномерное естественное и искусственное освещение, близость рабочих мест, отрицательно влияет на зрительные функции и снижает работоспособность
Резкий солнечный свет и длительная инсоляция не особенно вреден. Такие неблагоприятные световые условия создаются в случае неправильной ориентации окон учебных помещений по сторонам света. Для классных комнат оптимальной является ориентация окон на юго-восток и юго-восток. При такой ориентации окон, помещение достаточно инсолируется и воздух в них не перегревается. ( Максимальный уровень естественной освещенности = 2000лк).
Работа №7
Тема: Шумовая нагрузка учебных помещений.
Цель: определение уровня шумовой нагрузки учебных помещений и их соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
При помощи шумометра были произведены замеры шумовой нагрузки. Уровень интенсивности шума в помещениях школы.
Помещение | Уровень шума в дБа | Санитарно-гигиеническая норма | Примечание |
Учебные кабинеты | 40-45дБа | 40 дБА | Уровень шума во время уроков сохраняется в пределах нормы. Превышение уровня шума в рекреациях и столовой. |
Рекреация | 75-100дБА | 60дБА | |
Столовая | 70дБа | 60дБА | |
Читальный зал | 40дБа | 40дБА |
Различают специфические и неспецифические действие шума на организм человека. Специфическое действие проявляется в разной степени нарушения слуха, неспецифическое – в разного рода отклонениях со стороны ЦНС, вегетативной реактивности, в эндокринных расстройствах, функциональном состоянии. Сердечно-сосудистой системы и пищеварительного тракта.
Так, уровни шума 90 дБА, воздействуя в течение часа, понижают возбудимость клеток коры головного мозга, ухудшают координацию движений, отмечается снижение остроты зрения, устойчивости ясного видения и чувствительности к оранжевому цвету, снижается реактивность организменных процессов.
При длительных высоких шумовых нагрузках появляются раздражительность, головные боли, бессонница, расстройства эндокринной системы, нарушается тонус сосудов и ритм сердечных сокращений, возрастает или понижается артериальное давление!
Предельно допустимые шумовые нагрузки составляют :
Min 40 дБа, max 110 дБа
Заключение.
Общие выводы.
Литература:
Золотой циркуль
Никто меня не любит
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Рисуем тыкву
Кактусы из сада камней