Проектная работа по изучению почв пришкольного участка
Вложение | Размер |
---|---|
pochva_-_bogatstvo.docx | 846.07 КБ |
Новошешминский муниципальный район
МБОУ Зиреклинский лицей
ТЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
Выполнила: ученица 10 класса
Зиреклинского лицея – Валеева Алсу И.
Руководитель: учительница географии, биологии
Зиреклинского лицея – Вагизова Ф.Г.
2016 -2017 уч. год.
Оглавление
Введение
Глава1. Теоретическая часть.
1.1. Общая характеристика почв.
1.2 Почвы Республики Татарстан.
1.3 Почвы Новошешминского района и села Зиреклы.
Глава 2. Практическая часть. Методики исследования свойств почв.
2.1Изучение физических свойств
2.1.1. Определение механического состава почвы
2.1.2. Определение плотности почвы.
2.1.3. Определение структуры почвы.
2.1.4. Исследование содержания в почве перегноя.
2.1.5. Определение влажности почвы.
2.2. Исследования химического состояния почвы.
2.2.1. Исследования кислотности почвы.
2.2.2. Исследования засоленности почвы.
2.3. Определение состава почвы методом биоиндекации.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Введение
Почва - один из важнейших природных ресурсов и объект приложения человеческого труда. С давних времен человек при использовании земли оценивал ее прежде всего с точки зрения способности производить урожай растений. От того, насколько бережно и ответственно мы относимся к ней, насколько рационально используем её богатства, в большой мере зависит качество питания людей, уровень их жизни и здоровья.
Поэтому самое ценное свойство почвы — плодородие, т.е. способность обеспечивать растения необходимыми питательными веществами и влагой. Она обуславливается ее определенными физико-химическими свойствами.
В различных районах Земли толщина почвы колеблется от нескольких сантиметров до 2-3 метров. В геологическом прошлом Земли почвы начали образовываться тогда, когда первые растительные организмы вышли из океана на сушу и поселились в рыхлых горных породах. Эти породы, обладая способностью удерживать и накапливать влагу, снабжали растения водой и минеральными веществами. Отмирающие стебли и корни обогащали поверхностные горизонты рыхлых горных пород органическими веществами, из которых постепенно образовался почвенный перегной, или гумус, - органическое вещество, вступившее при разложении во взаимодействие с минеральной частью почвы. Таким образом, возник обмен веществ и энергии между почвой и растениями – биологический круговорот, который и был началом образования почв.
Почва – это не только то, что прилипает к нашим рукам после работы на огороде и что мы обычно называем землей. Помимо этих твердых частиц минералов, органических остатков и органоминеральных химических соединений почва состоит также из воды (точнее почвенного раствора), газов и живых существ, обитающих в ней т.е. это отдельное «царство природы».
С почвой мы знакомимся еще тогда, когда с совочком и ведерком делаем куличики, когда и себя-то еще не помним. По почве мы всю жизнь ходим и ездим, выращиваем на ней урожай и, в конце концов, в нее же и превращаемся. С почвой мы встречаемся не реже, чем с растениями, и намного чаще, чем с дикими животными.
А что мы о ней знаем? Почему на одних близлежащих участках земли растения чувствуют себя хорошо, обильно цветут и дают богатые урожаи, а на других урожайность намного ниже? Какие изменения могут произойти под влиянием различных факторов окружающей среды? Как сохранить и улучшить качество почвы? Как повысить плодородие?
Чтобы ответить на эти вопросы нужно хорошо изучить почву.
Изучение ее состава - поможет определить достоинства и недостатки различных типов почв, какие удобрения вносить, выращивая определённые культурные растения. Химический анализ - позволит выявить признаки, причины загрязнения почвы. Выявление особенностей свойств конкретных почв - позволит определить методы ухаживания за ней для того, чтобы процент плодородности сохранялся достаточно высоким.
Актуальность нашей работы заключается в том, исследование почв в данной местности никем не проводилась. А практическая значимость - данные, полученные в работе, могут быть использованы для улучшения плодородия почвы на пришкольном участке.
Цель работы: провести мониторинговые исследования свойств верхнего пахотного слоя пришкольных участков с помощью агрохимических методов и методом биоиндикации.
Задачи:
1.Изучить теоретический материал по теме « Почва, плодородие почвы».
2.Овладеть методикой агрохимического анализа, методом биоиндикации.
3. Провести исследование экологического состояния почвы:
Физические свойства (плотность, механический состав, структура, влажность)
Химические свойства (кислотность, засоленность почвы)
4.Проверить данные методом биоиндикации.
5.Составить рекомендации по улучшению плодородия почвы.
ГЛАВА1. Теоретическая часть работы
1.1. Общая характеристика почв
Почва - особое природное образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и неживой природе; состоит из генетически связанных горизонтов (образуют почвенный профиль), возникающих в результате преобразования поверхностных слоев литосферы под совместным воздействием воды, воздуха и организмов; характеризуется плодородием. Представление о почве как о самостоятельном природном теле с особыми свойствами, отличающими его от материнской (почвообразующей) породы, развивающемся в результате взаимодействия факторов почвообразования, было создано в последней четверти XIX в. В. В. Докучаевым — основателем современного почвоведения. (Раковская, 2002).
Выделяют основные факторы почвообразования – климат, материнская порода, растительный и животный мир, рельеф, а также хозяйственная деятельность человека. Климат воздействует на тепловой и водный режимы почв, обусловливая проходящие в ней процессы и их интенсивность, и в значительной степени определяет растительный покров и животный мир. Материнская порода в процессе почвообразования превращается в почву. От её механического состава и структурных особенностей зависят физические свойства почв – водо- и воздухопроницаемость, влагоемкость и другие, следовательно, водный, тепловой, воздушный режимы, скорость передвижения веществ в почве (журнал «География в школе», 2004).
По механическому составу почвы делятся на песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые и легкие суглинистые. У песчаных почв хорошая воздухопроницаемость, благоприятные тепловые свойства, но влага в них быстро уходит в нижние слои. В таких почвах корневая система растений развивается плохо. При увлажнении песчаных почв, их комочки не скатываются в шарик. Супесчаные почвы воздухопроницаемы, у них благоприятные тепловые свойства, но они тоже не достаточно влагоустойчивы, корневая система в них развивается слабо. При увлажнении этого типа почв, комочки скатываются в шарик. Для улучшение структуры и повышения влагоемкости в них нужно вносить повышенное количество органических удобрений (совместно с минеральными) и известь. У суглинистых почв удовлетворительная воздухопроницаемость, благоприятные тепловые свойства. Корневая система растений в них развивается удовлетворительно и при увлажнении суглинистые почвы скатываются в колбаску с тонким кончиком, не ломающуюся при сгибании. Эти почвы обладают хорошей структурой, большим запасом питательных веществ, доступных растениям, а поэтому более плодородны (за исключением сильно подзолистых). Однако и суглинистые почвы нуждаются в своевременном пополнении запасов питательных веществ.
Глинистые почвы отличаются плохой воздухопроницаемостью, неблагоприятными тепловыми свойствами. Они влагоустойчивы, часто бывают переувлажненными, плохо обогреваются. Корневая система растений в таких почвах развивается очень плохо и комочки такого типа почвы при увлажнении скатываются в колбаску, не ломающуюся при изгибе (Гангжара Н.Ф., 2001).
Главным свойством почвы является ее плодородие. Оно, как и все другие ее свойства, непосредственно связано с условиями природной среды, в которой почва образуется и развивается. Особая роль в развитии почвы и ее плодородия принадлежит живым существам и, прежде всего зеленым растениям и микроорганизмам. В процессе их жизнедеятельности в почве происходит концентрация элементов зольного и азотного питания в форме органических и органо-минеральных веществ, одновременно создаются условия для большого удержания влаги, газообмена с атмосферой, поглощения лучистой энергии солнца и т.п. По мере развития растительности постепенно возрастает и плодородие почвы (Сидоров, 2004)
Плодородие почвы – это способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах зольной и азотной пищи, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством тепла и воздуха.
Жизнь растений тесно связана с почвой. Только воздействуя на почву, на ее свойства, определяющие плодородие, человек может повлиять на рост и развитие растений, т.е. на величину и качество урожая. Но, чтобы изменить свойства почв в нужном направлении, необходимы знания процессов, совершающихся в почвенной массе, обусловленных как природными факторами, так и сельскохозяйственной деятельностью человека.
Характеристики почвы, влияющие на плодородие:
Основными агрохимическими показателями анализа почвы, без которых не обходится ни одно окультуривание земель, является содержание гумуса, подвижных форм фосфора и калия, кислотность почвы.
Одной из наиболее важных характеристик является кислотность почв, ведь она влияет не только на урожайность, но и на почвообразовательные процессы. От нее зависит эффективность использования удобрений, развитие заболеваний культурных растений.
Кислотность почвы - это важнейший показатель анализа почвы, характеризующий содержание протонов водорода в почве. Обычно этот показатель выражается величиной рН. Большинство растений лучше произрастает при нейтральной или слабокислой реакции почвы. Как кислая, так и щелочная реакция почвы губительны для растений. Кислотность почвенного раствора оказывает большое влияние на развитие растений и жизнедеятельность микроорганизмов. Обычно при усилении кислотности угнетается рост и развитее большинства культурных растений и бактериальной микрофлоры. (Сердобольский И.П., 2002).
Как известно, в процессе жизнедеятельности растения поглощают из почвы большое количество минеральных солей. Минеральные удобрения являются наиболее крупным резервом подъёма урожайности и повышения плодородия почв.
Азот - один из основных элементов питания растений. Условия азотного питания оказывает большое влияние на развитие растений. При недостатке этого элемента их рост резко ухудшается, стебли становятся хрупкими, слабо ветвятся, листья преждевременно желтеют, что отрицательно сказывается на урожае плодов. Главный источник азота в почве – гумус. В нём содержится около 5% этого элемента. Запасы гумуса в значительной мере зависят от типа почв.
К группе минеральных удобрений также относятся фосфорные и калийные.
Фосфор в растениях содержится в минеральных и органических соединениях. Минеральные соединения фосфора представлены в них в виде кальциевых, калиевых, магниевых солей ортофосфорной кислоты. Фосфор оказывает многостороннее влияние на жизнедеятельность растений. При хорошем фосфорном питании значительно повышается урожай и улучшается качество сельскохозяйственной продукции. Оптимальное фосфорное питание способствует повышению зимостойкости растений, ускоряет их развитие и созревание. Так, под влиянием фосфорных удобрений сроки созревания зерновых культур сокращаются на 5-6 дней. Фосфорные удобрения смягчают отрицательное действие засухи, существенно снижают коэффициент водопотребления. Фосфор не оказывает отрицательного влияния на растения даже при внесении очень высоких доз фосфорных удобрений.
Калий – один из важнейших элементов питания растений. Он способствует нормальному течению фотосинтеза, накоплению в растениях ряда витаминов, активизирует работу многих ферментов. (Кауричев И.С., 1999)
1.2. Почвы Республики Татарстана.
Республика Татарстан расположена на востоке Восточно-Европейской равнины в среднем течении р.Волги и нижнем - р. Камы. Общая площадь земель Республики Татарстан составляет 6783,7 тыс. гектаров, из них земли сельскохозяйственного назначения - 4667,6 Почвенный покров республики представлен сочетаниями различных типов, подтипов, видов и разновидностей почвенных разностей — от серых лесных и подзолистых на севере и западе до различных видов черноземов на юге республики . На территории региона встречаются особенно плодородные мощные чернозёмы, а преобладают серые лесные и выщелоченные чернозёмные почвы
Почвы республики имеют преимущественно тяжелый механический состав, так глинистые и тяжелосуглинистые разновидности составляют 89%, средне- и легкосуглинистые - 9,4%, супесчаные - 1,4%, песчаные - 0,2%.
Разнообразие структуры почвенного покрова во многом объясняется географическим положением, при котором республика располагается в пределах двух различных в природном отношении частей: северная часть - Предкамье и южная - Закамье и Предволжье, а также особенностями почвообразующих пород.
Северный (Предкамье) — наиболее распространены светло-серые лесные (29 %) и дерново-подзолистые (21 %), находящиеся главным образом на водораздельных плато и верхних частях склонов. 18,3 % процента занимают серые и тёмно-серые лесные почвы. На возвышенностях и холмах встречаются дерновые почвы. 22,5 % занимают смытые почвы, пойменные — 6-7 %, болотные — около 2 %. В ряде районов (Балтасинский, Кукморский, Мамадышский) сильна эрозия, коей подвержено до 40 % территории.
Западный (Предволжье) — в северной части преобладают лесостепные почвы (51,7 %), серые и тёмно-серые (32,7 %). Значительную площадь занимают оподзоленные и выщелоченные чернозёмы. Высокие участки района заняты светло-серыми и дерново-подзолистыми почвами (12 %). Пойменные почвы занимают 6,5 %, болотные — 1,2 %. На юго-западе района распространены чернозёмы (преобладают выщелоченные).
Юго-восточный (Закамье) — к западу от Шешмы преобладают выщелоченные и обыкновенные чернозёмы, правобережье Малого Черемшана занято тёмно-серыми почвами. К востоку от Шешмы преобладают серые лесные и чернозёмные почвы, в северной части района — выщелоченные чернозёмы. Возвышения заняты лесостепными почвами, низменности — чернозёмами.
Содержание гумуса в пахотном горизонте наиболее высоко (более 8 %) в южной части Татарстана . (http://ru.wikipedia.org/)
1.3. Почвы Новошешминского района и Зиреклинского муниципального образования.
Новошешминский муниципальный район расположен юго-восточной (Закамье) части республики (восточной части региона). Западная часть Закамья имеет равнинный рельеф, а восточная часть – холмистый. Новошешминский район расположен в центральной части региона. Основными почвами района считается – типичные чернозёмы.
Село Зиреклы занимает северо-восточные территории района. Под лесными массивами почвы – темно-серые лесные, а на открытых территориях преобладает чернозём. (Газымов М.Г. 2009)
ГЛАВА 2. Практическая часть работы. - Методы исследования свойств почвы
Существует несколько методов, позволяющих получить важную информацию о механических, химических и физических свойствах почвы, о ее богатстве и плодородии. К таким методам исследования относятся агрохимический и биоиндикативный.
Полевые методы позволяют быстро, без сложных лабораторных исследований, получить важную информацию о механическом составе и физических свойствах почвы, о ее богатстве и плодородии. Большую помощь в этом оказывает биоиндикация, так как какие – либо изменения в среде обитания быстро проявляются в изменении состава растительных сообществ - в увеличении участия распространения одних видов и снижении доли других. “Биоиндикатор: группа особей одного вида или сообщество, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде, в том числе о присутствии и концентрации загрязнителей
“Биоиндикация – это определение биологически значимых нагрузок на основе реакций на них живых организмов и их сообществ. В полной мере это относится ко всем видам антропогенных загрязнений.
2.1 Изучение физических свойств почвы.
2.1.1 Определение механического состава почвы.
Состав почвы определяли органолептическим методом. Для этого брали почвенные образцы методом «конверта». Данный метод используется для исследования почвы гумусового горизонта. При этом из точек контролируемого участка брали пять образцов проб почвы. Точки были расположены так, что мысленно соединенные прямыми линиями, давали рисунок запечатанного конверта. Из каждой точки отбирали не менее 0,5 кг почвы до глубины 15-20 см, т.е. глубины пахотного слоя. Состав почвы определяли на трех участках. (Приложение1.Схема 1). Образцы взяты поздней осенью, когда растения прекратили вегетацию, также будет повторно проведен анализ весной.
В основе разделения по механическому составу лежит классификация механических элементов. В основе подобного выделения положены пластичность почвы, ее способность к слипанию.
Для этого используем тест, выполняемый «методом шнура» или еще называемый пробой на скатывание. (Приложение1.Таблица 1)
Результаты исследования: почва на участках №1 и 2- супесчаная, а на участке №3 – суглинистая.
2.1.2.Определение плотности почвы
Плотность – степень связанности почвенной массы.
Плотность почвы определяли на пришкольном участке с помощью лопаты.
Почва могла быть:
Итоги исследования: почва на участке №1 - рыхлая, на втором – рыхло-уплотненная, №3- плотная. (Приложение 2. Рис.1)
2.1.3. Определение структуры почвы
Структурная почва комковатая или зернистая, состоящая из комочков до 10 мм в диаметре. Эти комочки включают минеральные частицы, склеенные гумусом. В таких почвах много воды и воздуха, которые вместе с органической составляющей обуславливают плодородие.
Бесструктурные почвы состоят из очень мелких частиц – до 0, 001 мм в диаметре. Поглощая воду, такие почвы образуют сплошную липкую массу.
Результат: Исследуемая почва на первом и втором участках - структурированная, для них характерна хоршая аэрация и инфильтрация, а на третьем участке - структура выражена плохо и неоднородна – структурных агрегатов мало, они имеют различную величину аэрация и инфильтрация неудовлетворительная.
2.1.4. Исследование содержания в почве перегноя (метод Густавсона).
Взвесили 40 г сухой почвы, потом в фарфоровой чашке прокалили до тех пор, пока не перестал выходить дым, и снова взвесили. Так определили количество перегноя. В таблице указан средний результат по 5 пробам каждого участка. (Приложение3. Таблица 2)
Вывод: содержание в почве перегноя в пределах нормы , но на третьем участке требует внесения дополнительной органики.
2.1.5.Определение влажности почвы.
Группа растений | Влажность почвы | Растения - индикаторы |
гигрофиты | влажные, заболоченные почвы | багульник, камыш, мята перечная, голубика |
мезофиты | достаточно обеспеченные влагой | тимофеевка луговая, пырей, ежа сборная, клевер луговой, мышиный горошек |
ксерофиты | сухие почвы | кошачья лапка, очиток, ковыль, лишайники. |
Вывод: на всех иследуемых участках преобладают растения мезофиты, но на участке №3встречаются мята перечная и багульник.
2.2 Изучение химических свойств почв.
Для растения имеют исключительно важное значение хорошо и среднерастворимые соединения почвы. Состав и количество этих наиболее подвижных в химическом отношении веществ определяют условия питания растений. Однако избыточное содержание растворимых солей создает повышенную концентрацию ионов в почве, а это снижает ее плодородие. (Приложение 4. Рис.2)
Оборудование и реактивы:
2.2.1.Исследование кислотности почвы
Кислотность почвы пришкольных участков определялось следующим образом.
В пробирке к 3-4 г почвы приливали 4-5 см 0,1М раствора хлористого калия, после чего взбалтывали смесь в течение 3-4 мин, затем отстаивали. После того, как раствор посветлел, брали пипеткой 1 см этого раствора, помещали его в фарфоровую чашку и опускали полоску универсального индикатора. Пользуясь цветной шкалой, установили кислотность выбранных образцов.
Вывод: По результатам анализа кислотность почвы на участоке №3 слабо-щелочная (рН -7,3 – 7,8), а на участках №1,2 – нейтральна ( рН – 6,7- 7,3) (Приложение 5, таблица 3)
Засоленность определяется присутствием легко - и среднерастворимых соединений в почве. Содержание в верхней части почвенного профиля легкорастворимых солей в количестве, превышающем 0,2%, свидетельствует о засоленности почвы. Отрицательное влияние легко- и среднерастворимых солей на плодородие неодинаково. Наиболее вредными для растений солями являются карбонаты и сульфаты натрия, хлориды натрия, магния, кальция. Легкорастворимые соединения, повышающие плодородие почв, - нитраты. Из среднерастворимых соединений безвредными солями являются карбонаты кальция и магния, а также сульфат кальция (гипс).
Обнаружение карбонатов в почве.
Из образца брали небольшое количество почвы, переносили в фарфоровую чашку. На почву из пипетки капали несколько капель 10 % соляной кислоты. Если почва содержит карбонат – ион, то под действием кислоты начинается выделение углекислого газа.
Уравнение реакции: Nа2СО3 + 2НСI = 2NаCI + CO2 +Н2О
Кислоту добавляли до прекращения выделения пузырьков углекислого газа. По интенсивности выделения углекислого газа и по количеству израсходованной соляной кислоты судили о более или менее значительном содержании карбонатов. .(Приложение 6, таблица 4)
Результат анализа: карбонат - ионы обнаруженына участке №3.
Определение сульфатов в почве
Приготовление почвенной вытяжки: почву растирали в фарфоровой ступке. Брали 25 г почвы, переносили в колбу и приливали 50 мл дистиллированной воды. Содержимое колбы тщательно взбалтывали и давали отстояться в течение 5-10 мин., а затем отфильтровывали. К 5 мл почвенной вытяжки приливали несколько капель концентрированной соляной кислоты и 2 – 3 мл 20 % хлорида бария. Раствор в пробирке нагревали до кипения. При наличии сульфатов происходит реакция:
Nа2SО4 + ВаСI2 =2 NаСI +Bа SO4
Сульфат бария выпадает в виде белого осадка. Это свидетельствует о содержании сульфатов в количестве нескольких десятых процентов и более. Сильная белая муть указывает на содержание сульфатов в количестве сотых долей процента. Слабая муть, заметная лишь на черном фоне, образуется при содержании сульфатов в количестве тысячных долей процента. (Приложение 7, таблица 5)
Результат анализа: сульфат – ионы во всех изучаемых участках обнаружены в количестве тысячных долей процента.
Обнаружение хлоридов в почве
К 5 мл почвенной вытяжки добавляли несколько капель 10 % раствора азотной кислоты и по каплям нитрата серебра. Уравнение реакции:
NaCI +AgNO3 = AgCI + NaNO3
Если при анализе будет хорошо различимый белый творожистый осадок, то данный образец содержит десятые доли % хлорид – иона, если раствор мутнеет, т.е. теряет прозрачность, то в почве содержатся сотые и тысячные доли % хлорид – ионов.
Результат анализа: не обнаружены хлорид - ионы на участке №2, образцы участко №1 и 3 содержат сотые доли %.
2.2.3.Обнаружение - ионов натрия в почве.
Ионы натрия легче всего обнаружить по характерной окраске пламени ярко желтого цвета. Для этой цели использовали нихромовую проволочку. Ее вначале прокаливали в пламени спиртовки докрасна, затем вносили в исследуемый раствор, а после в пламя спиртовки и отмечали цвет пламени.
Результаты анализа: на участке №3 обнаружены ионы натрия.
2.3 Определения состояние почвы методом биоиндикации
Плодородие
Плодородие | Растения-индикаторы |
Высокое | Малина, иван-чай, сныть, чистотел, копытень, кислица, валериана. |
Среднее | Майник двулистный, медуница, дудник, грушанка, купальница, гравилат речной |
Низкое | Сфагновые мхи, наземные лишайники, черника, брусника. |
Вывод: почва на изучаемых участках средне плодородная, так как встречаются растения из первой и второй группы.
Кислотность
Существует три группы растений: ацидофилы, базофилы, нейтрофилы
ГРУППА | БИО-ИНДИКАТОР | РН ПОЧВЫ |
1.1. Ацидофилы | Сфагнум, подбел, кошачьи лапки, хвощ полевой, щавелек малый | 3,0-4,5 Сильно-кислая |
1.2 Ацидофилы | Черника, брусника, калужница болотная, лютик ядовитый, вейник наземный | 4,5-6,0 Кислая |
1.3. Ацидофилы | Папоротник, колокольчик широколиственный, малина, | 6,0-6,7 Слабо-кислая |
2. Нейтрофилы | Лисохвост луговой, клевер гибридный, мятлик луговой. | 6,7-7,3 Нейтральная |
3.1. Базофилы | Мать-и-мачеха, осока мохнатая, лядвенец рогатый, гусиные лапки | 7,3-7,8 Слабо-щелочная |
3.2. Базофилы | Бузина сибирская, вяз шершавый, бересклет бородавчатый. | 7,8-9.0 Щелочная |
Вывод: кислотность почвы соответствует данным полученным при агрохимическом анализе – нейтральная - на участках 1 и 2 , слабо-щелочная на №3, так как преобладает растительность групп 3.1 и 2.
Выводы
Исходя из изученной литературы и результатов анализа исследования экологического состояния почвы, можно сделать следующие выводы:
1. Изучив литературу о значении почвы, мы пришли к выводу, что данная проблема является актуальной для современного общества;
2. Проанализировав методики исследования можно с уверенностью сказать, что они приемлемы для исследовательской работы обучающихся;
3. Результаты проведенных исследований пприведены в таблице:
Результаты исследования физических свойств почвы.
механический состав | плотность | структура | гумус | ||
Участок №1 | Супесчаная | рыхлая | Комковатая | 14% | |
Участок №2 | Супесчаная | Рыхло-уплотненная | Комковатая | 12,7% | |
Участок №3 | Суглинок | Плотная | Структура выражена плохо | 8% |
Результаты исследования химических свойств почвы.
Засоленность | |||||
Кислотность | хлориды | карбонаты | сульфаты | ионы натрия | |
Участок №1 | рН 6,7-7,3 Нейтральная | + Раствор мутный, содержит сотые доли %. | - | + Муть тысячные доли долей процента. | + |
Участок №2 | рН 6,7-7,3 Нейтральная | Раствор мутный, содержит сотые доли %. | - | + Муть тысячные доли долей процента. | + |
Участок №3 | рН 67,3-7,8 слабощелочная | - | + вскипание | + Муть тысячные доли долей процента. | - |
Почва исследованных участков рыхло-уплотненная и плотная, содержит перегной в пределах нормы, нейтральная - слабощелочная, засоленность ниже среднего. У растений, произрастающих на таких почвах, затрудняется прорастание семян, развитие корневых систем в глубину, происходит деформация корней и клубней, задерживаются цветение, рост, снижается урожайность.
Рекомендации по улучшению плодородия почвы.
Необходимо:
Заключение
Важно помнить, что почва не объект эксплуатации, а великое богатство, которая является основным и незаменимым средством сельскохозяйственного производства, которое досталось нам в наследство и останется нашим потомкам.
Почва – чрезвычайно сложное образование. Вся почва различается по механическому составу, структуре, влагоемкости, водопроницаемости, аэрации и химическому составу. В почве происходят химические, физические и биологические процессы. Она снабжает растения водой, элементами питания, от нее зависит урожайность культуры. Каждый из этих признаков является очень важным компонентом в почвообразовании.
Познание закономерностей этих процессов дает в руки ключ для создания лучших условий для растений. чтобы грамотно проводить окультуривание почвы и предупредить её эрозию. Так как избыточное содержание сульфатов, хлоридов, карбонатов может привести к снижению урожайности, появлению заболеваний, опасных и для человека. Зная состав почвы, мы можем проводить мелиоративные мероприятия по сохранению ее структуры. Поэтому необходимо соблюдать рекомендации по улучшению плодородия.
Литература.
Приложение 1
Таблица 1. Механический состав почвы.
Название почвы | Определение на ощупь | Скатывание влажной почвы | Проба на резание влажной почвы | Проба на плотность сухой почвы |
Песчаная | Заметно ощущаются песчинки | Не скатывается в шарик | При резании ножом почва рассыпается | Почва рыхлая |
Супесча-ная | Ощущаются песчинки, немного мажется | Плохо скатывается в шарик | При резании ножом поверхность среза шероховатая | Почва состоит из небольших, но очень непрочных комочков |
Суглинистая | Мажется, песчинки едва прощупываются | Скатывается в шарик и в «колбаску» (легкосуглинистые), при сгибании в кольцо ломается (среднесуглинистые) кольцо с крупными трещинами (тяжелосуглинистые) | Поверхность среза слегка шероховатая | Почва состоит из довольно плотных комочков |
Глинистая | Мажется, песчинок незаметно | Хорошо скатывается в «колбаску», которая при сгибе не ломается | Поверхность среза блестящая | Комочки почвы очень плотные, трудно разминаются. |
Приложение 2
Рис.1. Изучение физических свойств почвы.
Приложение 3
Таблица 2. Содержание в почве перегноя.
участок | Масса образца | Масса после прокаливания | Содержание гумуса в % |
№1 | 40г | 36,8 | 14% |
№2 | 40г | 34,5 | 12,7% |
№3 | 40г | 37,8 | 8% |
Приложение 4
Рис.2 Химические исследования.
Приложение 5
Таблица 3. Определение степени кислотности почвы
Значение рН | Степень кислотности почв |
Ниже 4,5 | Сильнокислые |
4,5 -5,0 | Среднекислые |
5,1 -5,5 | Слабокислые |
5, 5- 6,0 | Близкие к нейтральным |
Более 6,0 -7,0 | Нейтральные |
7,0 – 8,0 | Щелочные |
Приложение 6
Таблица 4. Определение величины навески почвы для определения СО2 карбонатов
Вскипание | Содержание СаСО3, % | Величина навески, г |
Очень сильное (бурное) | >10 | 0,5–1,0 |
Сильное, продолжительное | 5-10 | 1,0-1,5 |
Заметное, но кратковременное | 4-3 | 1,5-2,0 |
Слабое и кратковременное | 3-2 | 2,0-3,0 |
Очень слабое и малозаметное | 2-1 | 3,0-5,0 |
Вскипание отсутствует | <1 | >5,0 |
Приложение 7
Таблица 5. Определение величины содержания сульфат-ионов.
вид осадка | содержание сульфат-ионов в водной вытяжке, мл/100 мл | процентное содержание сульфат-ионов в почвенном образце, г/100 г почвы | требуемый объем вытяжки для количественного определения сульфат-ионов, мл |
большой осадок,быстро оседающий на дно | более 59 | десятые доли | 5 |
сразу появляющееся замутнение в пробирке | 10 – 1 | сотые доли | 25 |
легкое, постепенно исчезающее замутнение в пробирке | 1 – 0,5 | тысячные доли | 50 и более, в зависимости от скорости растворения осадка |
Одеяльце
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Лягушка-путешественница
Лиса и волк
Рисуем лошадь акварелью