Исследовательскиая работа, посвященная первому выпуску Царскосельского Лицея.
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoy_vypusk_.doc | 156.5 КБ |
МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа»
Золотой выпуск Царскосельского лицея
Работу выполнила учащаяся 6 класса Гиззатуллина Алина Руководитель: Осипова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы |
Елымбаево
2017
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………3
2.Основная часть………………………………………………………………..4
2.1. О лицее, где учился Пушкин………………………….………………….4
2.2. Профессора и преподаватели……………………………………………7
2.3. Лицей и лица ………………………………………………………………8
Заключение …………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………….15
Приложения …………………………………………………………………….16
Введение
Актуальность
Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт. Его стихи читают уже многие поколения. Его произведения никогда не выходили из учебной программы. В библиотеках можно найти много книги о нем самом, о его жизни. На уроках литературы мы изучали лицейские годы Пушкина. И я узнала, что первый выпуск Царскосельского лицея, в котором учился и Александр Сергеевич, назван «золотым». Я заинтересовалась этим фактом и решила больше узнать о«золотом» выпуске.
Цель моей работы – выяснить, почему пушкинский выпуск называется «золотым».
Я поставила перед собой следующие задачи:
- познакомиться с историей Лицея;
- выяснить, кто из известных людей учился с Пушкиными кем стали одноклассники Пушкина;
- выяснить, связано ли название выпуска «золотым» только с именем Пушкина.
Я выдвинула гипотезу: если весь выпуск назван «золотым», значит, в нем были люди, равные Пушкину или близкие к нему по таланту, по успеху, по значению для России.
Методы:
- чтение воспоминаний друзей Пушкина;
- чтение стихотворений;
- поиск информации в литературе и в интернете.
Основная часть
Глава 1. О лицее, где учился Пушкин
Созданию Лицея предшествовал кризис системы образования дворянских детей в конце 18 – начале 19 вв. Дворянские отпрыски учились либо дома у иностранных гувернеров и воспитателей, либо в частных пансионатах, принадлежащих иностранцам. В Петербурге даже существовал пансион Ордена иезуитов.
Отсутствовала единая система образования, которая бы отвечала запросам общества. Терялись родной язык, историческая память. На государственной службе находились люди родовитые, но малообразованные, часто невежественные. Как писал Карамзин – пыльный генеалогический свиток давал право быть невеждой и занимать важнейшие места в государстве.
В этих условиях передовыми представителям общества выдвигается идея организации учебного заведения нового типа для поднятия крайне низкого образовательного уровня чиновничества и улучшения работы государственного аппарата. Проект был разработан Сперанским М.М., который считал, что это учебное заведение уже в ближайшем будущем принесет свои плоды.
В обществе развернулась дискуссия вокруг Лицея. Его не только поддерживали, но и пытались всячески противодействовать его организации.
Сторонники Ордена иезуитов и противники организации Лицея предлагали сократить без пощады «ерунду наук», сократить учебный план за счет истории, химии, астрономии, эстетики, физики, нравственных дисциплин. Но при поддержке императора Лицей все-таки был организован.
10 августа 1810 года император утвердил разработанное Сперанским Постановление о лицее, а само открытие учреждения состоялось 19 октября 1811 года. Это было первое в России учебное заведение с таким названием, и выбрано оно было отнюдь не случайно. Сперанский опирался на образцы высокой античности, в частности на пример легендарного афинского ликея, основанного Аристотелем, и считал, что Царскосельский лицей должен быть так же проникнут духом романтизма и свободной мысли. В аналогичном ключе была выдержана программная речь, с которой обратился к воспитанникам в день торжественного открытия учреждения адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын, говоривший об обязанностях гражданина и воина, о любви к родине и долге перед ней. На всю жизнь мальчикам запомнились слова: «Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями».
Обучение было рассчитано на шесть лет – начальный курс и окончательный курс, по три года каждый.В начальный курс, кроме гимназических наук, входили политэкономия, статистика, коммерческие науки, технологии.Окончательный курс охватывал основные науки трех университетских факультетов: нравственно-политического, физико-математического и словесного.Общее образование считалось фундаментом всякой специальной подготовки.
Изучение родных и иностранных языков начиналось с раннего возраста. Все выпускники Лицея свободно читали иностранных классиков, легко говорили на немецком и французском языках, великолепно владели русской устной и письменной речью. Развивался вкус к изящному слову.
Соблюдался принцип последовательного изучения наук. Например, факт увязки истории с географией, особенно в начальном курсе. Рекомендовалось сравнение древних и современных названий.Особое внимание уделялось курсу истории. Считалось, что «задача ее есть представить в разных превращениях государств шествие нравственности, успехи разума и падение его в разных гражданских постановлениях».
Существовал курс «наук нравственных». Сюда входили не только философские, но юридические и политические науки. Всего двенадцать учебных предметов (права и обязанности, этика, логика, политическая экономия и т.д.). Этот курс являлся стержневым и формировал мировоззрение учащихся.
Соблюдался принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику, постоянного внимания к отстающим. На каждого ученика писались подробные характеристики, где рассматривались качества личности. А с 1816 г. была введена оценочная система (отлично – 1, хорошо – 2…худо – 0).
Принимали в лицей детей в возрасте от 10 до 12 лет по результатам вступительных экзаменов. Обучение производилось за государственный счет, поэтому год от года количество учащихся колебалось. Устав предписывал принимать только отличных детей «с несомненным удостоверением об отличной их нравственности и в совершенном здоровье». В зависимости от успеваемости они поступали на гражданскую службу с чинами от XIV до IX классов, на военную — на тех же условиях, что и воспитанники Пажеского корпуса.
Кроме политэкономии, статистики, технологии, коммерческих наук был введен особый курс «Изящных искусств и гимнастических упражнений». Программа соединяла гуманитарные и точные науки, в этом была суть заслужившей упреки «многопредметности» лицейской программы. В ней было одиннадцать правовых предметов, римские древности, истории — всеобщая и русская, история литератур (римской, русской и трех западных), языки — латинский, русский, французский, английский, немецкий, а еще психология, логика, география и все точные науки.
Лицейский экзамен был своего рода представлением и испытанием на артистичность. На него приглашались знатные люди, и многие приезжали по понятным мотивам: побывав на лицейском экзамене, человек одним своим присутствием показывал себя ревнителем просвещения и покровителя наук. Для учеников и для родителей экзамен и присутствующие там «титулы» был вопросом престижа. Преподаватель мог воодушевить лицеистов подобным образом: «К вам, дурни и оболтусы, граф такой-то завтра придет, а вы третье склонение не выучили!» Там же, на экзамене, раздавались награды, читались торжественные речи, и все выглядело весьма помпезно.
Лицей был открыт в Царском Селе в 1811 году для детей дворян, в 1843 году был переведен в Петербург — о чем Я. К. Грот язвительно отозвался как о недостатке помещений «для приема лиц, имеющих приезд ко двору». В 1911 году лицей успел пышно отпраздновать 100-летний юбилей. Закрылся Царскосельский лицей после революции в октябре 1917 года.
1.2. Профессора и преподаватели
Учебно-воспитательный процесс организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник — преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера. Особое внимание уделяли подбору профессоров, которые заведовали кафедрами. Им устанавливали VII классный чин и годовой оклад в две тысячи рублей, а также предоставляли благоустроенную квартиру вблизи лицея.
Профессорско-преподавательский состав был свободен в выборе методов работы. Однако строго соблюдался главный принцип обучения: лицеисты не должны были пребывать в праздности. Преподавателям запрещалось просто диктовать новый материал. Они обязаны были вести занятия так, чтобы никто из воспитанников не отставал в учебе. На слабо подготовленных учащихся педагоги обращали особое внимание, занимались с ними дополнительно. Все уроки, особенно в первые месяцы обучения, сопровождались отчетами учащихся в устной или письменной форме. Учителя не переходили к отработке нового материала, если кто-то из лицеистов не усвоил предыдущего. По каждому разделу программы обучения были установлены определенные методические правила, которым строго следовали. Одна из главных задач лицейского образования состояла в том, чтобы развить умственные способности воспитанников, научить их самостоятельно мыслить. «Основное правило доброй методы или способа учения, - гласил устав, - состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие».
Глава 2. Лицей и лица
2.1.Пущин Иван Иванович(1798-1872)
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
"И. И. Пущину", 1826
Декабрист, лицейский товарищ Пушкина, один из самых близких его друзей. Прослужив короткое время по окончании курса в Царскосельском лицее в гвардейской конной артиллерии, Пущин принял звание судьи Московского надворного суда, хотя эта служба в глазах тогдашних дворян считалась унизительной. Участник "Священной артели", член "Союза спасения", "Союза благоденствия", "Северного общества". Принадлежал к наиболее революционному крылу декабристов, был приговорен к смертной казни, замененной двадцатилетней каторгой. С 1826 - в Шлиссельбургской крепости, с 1828 - в Нерчинских рудниках, в 1839-56 - на поселении в Туринске, Ялуторовске.
Автор "Записок о Пушкине".
Знакомство Пущина и Пушкина состоялось во время приемных экзаменов в Лицей. "Со светлым умом, с чистой душой, - говорит о нем один из современников, - с самыми благородными намерениями, он был в Лицее любимцем всех товарищей".
Последняя встреча произошла в селе Михайловском, куда Пущин приехал 11 января 1825 года для свидания с опальным поэтом: "Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил...".
В 1827 году Пушкин через А. Г. Муравьеву послал ссыльному Пущину в Читу стихотворение "Мой первый друг, мой друг бесценный". "Отрадно отозвался во мне голос Пушкина", - с волнением рассказывал Пущин многие годы спустя. [2]
По свидетельству К. К. Данзаса перед смертью Пушкин сказал: "Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать". Преждевременную смерть поэта Пущин считал "народным горем", потерей "величайшего из поэтов".
Пушкин был знаком с семьей Пущина - дедом, родителями, братьями и сестрами.
2.2. Горчаков Александр Михайлович (1798-1883)
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
А.С.Пушкин «19 октября»
Горчаков Александр Михайлович (1798, Хаапсалу - 1883, Ницца) - государственный деятель. Родился в старинной дворянской семье. Учился дома, затем в Петербургской гимназии, а в 1811, после того как "выдержал блистательно" приемные испытания, поступил в Царскосельский лицей, где под прозвищем "Франта" попал в замечательное братство 30 мальчишек, воспетых А.С. Пушкиным. В 1817 году окончил Лицей с золотой медалью, проявив "примерное благонравие, прилежанием отличные успехи по всем частям наук".Определенный в Министерство иностранных дел, он ревностно отдался службе. "В молодости я был так честолюбив, - вспоминал Горчаков, - что одно время носил яд в кармане, решаясь отравиться, если меня обойдут местом". Его первыми впечатлениями на дипломатическом поприще были конгрессы в Троппау, Лайбахе и Вероне в 1820 – 1822 годах, проводившие в жизнь реакционные постановления Священного союза. Огромная работоспособность, безупречное знание иностранных языков, остроумие и широта кругозора позволили Горчакову сделать большую дипломатическую карьеру в Лондоне, Риме, Берлине, Флоренции и Вене.
В 1856 году после проигранной Крымской войны и полного краха дипломатии не любившего Горчакова Нессельроде новый царь Александр II назначает Горчакова министром иностранных дел. По принятому обычаю, как и любому новому министру, III Отделение поднесло Горчакову подарок: дело, заведенное на него в прежние времена, где он прочел о себе, что "не любит Россию". Вот как проявилась негромкая связь с лицеистами-декабристами верноподданного дипломата. Понимание Горчаковым необходимости решения отсталой Россией внутренних проблем, проведения реформ - от военной до цензурной - требовало осторожной внешней политики. Эту осторожность Горчаков выразил удачной фразой: "Россия не сердится, она собирается с силами". Это значило, что Россия временно не станет активно вмешиваться в европейские дела и не будет жертвовать своими интересами ради поддержки принципов Священного союза». Главной задачей внешней политики Горчаков считал необходимость отмены унизительных статей Парижского договора 1856 года о нейтрализации Черного моря. В 60-х гг. Горчаков находился на вершине карьеры: выполняя обязанности министра, он входил в состав высших государственных учреждений России, а в 1867 году получил чин государственного канцлера. В 1870 году, использовав военное поражение Франции, слабость Австро-Венгрии, поддержку Пруссии и политическую изоляцию Англии, Горчаков направил русским посольствам циркуляр о решении России не соблюдать те статьи договора, которые ограничивали ее права и безопасность. Главным достижением внешнеполитической деятельности Горчакова было подписание в 1871 году в Лондоне конвенции, позволившей России иметь на Черном море военный флот и строить военно-морские базы. Успех русскойармии в русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов и выгодный для России Сан-Стефанский мирный договор (1878 г.) были сведены на нет противодействием Англии и Австро-Венгрии, и поэтому на Берлинском конгрессе 1878 года Россия лишилась плодов победы. Как писал Александру II Горчаков, "Берлинский трактат есть самая черная страница в моей служебной карьере". После чего по состоянию здоровья Горчаков фактически отошел от дел. Горчаков оказался последним из лицеистов первого выпуска, к которому были обращены пушкинские строки:
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?"
Был похоронен под Петербургом.
2.3. Матюшкин Фёдор Фёдорович (1799 -1872)
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
А.С.Пушкин «19 октября»
Родился 10 июля 1799 года в Штутгарте, где его отец служил советником русского посольства. Первоначальное образование получил в пансионе при Московском университете, затем учился в Царскосельском лицее, по окончании которого поступил в 1817 году волонтёром во флот и в молодых чинах участвовал в ряде кругосветных и полярных экспедиций под начальством В. М. Головнина (в 1817—1819 годах на шлюпе «Камчатка») и барона Ф. П. Врангеля (в 1820—1824 годах). В свою книгу о путешествии Врангель включил два отчёта Матюшкина о поездках к берегам рек Большого и Малого Анюя и по тундре к востоку от Колымы, с описанием местностей и нравов жителей. Врангель назвал один из описанных им мысов в Чаунской губе мысом Матюшкина. В 1825—1827 годах Матюшкин в чине лейтенанта вновь сопровождал Врангеля в плавании на шлюпе «Кроткий» вокруг света.
С 1828 года Матюшкин в качестве вахтенного начальника находился в Средиземноморской эскадре графа Л. П. Гейдена, участвуя с ней в блокаде Дарданелл, и был награждён орденом св. Владимира 4-й степени.
30 июня 1831 года, в чине капитан-лейтенанта, командуя бригом «Ахиллес», в сражении с идриотами острова Пароса, отличился при атаке корвета «Специя», взорванного им под огнём береговых батарей; за это дело ему был пожалован бант к ордену св. Владимира 4-й степени. 16 декабря 1831 года он за проведение 18 морских кампаний был награждён орденом св. Георгия 4-й степени (№ 4615 по кавалерскому списку Григоровича—Степанова).
Вернувшись в 1834 году в Кронштадт, Матюшкин некоторое время командовал фрегатом «Амфитрида», но вскоре был переведён в Черноморский флот. Командуя фрегатом «Браилов» и кораблём «Варшава», крейсировал у Кавказских берегов, неоднократно перевозя десантные отряды и принимая деятельное участие в делах против горцев; в 1838 году участвовал в битве против горцев и при взятии местечек Туапсе и Шапсухо и за отличие произведён в капитаны 2-го ранга. В 1840 году произведён в капитаны 1-го ранга и в 1849 году — в контр-адмиралы.
Переведённый на Балтику, Матюшкин был назначен командиром 3-й бригады 3-й дивизии Балтийского флота и в 1850—1851 годах плавал у берегов Дании, Шлезвига и Голштинии. За успешную блокаду Кильского залива, во время которой он командовал бригадой линейных кораблей, Матюшкин был награждён орденом св. Владимира 3-й степени. Этим плаванием окончилась строевая деятельность Матюшкина.
Назначенный в 1852 году вице-директором инспекторского департамента, он посвятил себя административной деятельности: участвовал в составлении нового морского устава, исправлял должность главного командира Свеаборгского порта, состоял членом морского генерал-аудиториата, цензором от морского министерства, членом разных комитетов и с 1858 года председателем Морского учёного комитета. 26 августа 1856 года Матюшкин был произведён в вице-адмиралы и 30 августа 1861 года назначен сенатором, с 1865 года был первопристутсвующим во 2-м отделении 5-го департамента Сената, 9 июня 1867 года произведён в адмиралы.
Среди прочих наград Матюшкин имел ордена св. Станислава 1-й степени (1853 год), св. Анны 1-й степени (1861 год) и св. Владимира 2-й степени с мечами (1864 год).
Скончался Матюшкин в Санкт-Петербурге 16 сентября 1872 года, похоронен на Смоленском кладбище.
Пушкин вспоминает о нём в стихотворении «19 октября»:
Счастливый путь! С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О, волн и бурь любимое дитя!
Когда Пушкин умер, в комитет по сооружению памятнику великому поэту вступил и полный адмирал, сенатор Фёдор Фёдорович Матюшкин. Ему также посвящено стихотворение Александра Городницкого «Матюшкин».
Заключение
19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга 30 мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. Через шесть лет они обучатся, получат аттестаты. Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники. Люди разных дарований и склонностей, именно в Лицее они получили возможность для их реализации, здесь были заложены нравственные основы их деятельности.
Лицей воспитал видных государственных деятелей, дипломатов, таких, как Горчаков и Ломоносов; известного морехода Матюшкина; не слишком преуспевших, но добросовестных и честных чиновников «службы царской» ( Маслов, Юдин, Гревениц), храбрых офицеров ( Данзас, Есаков и др.) ; целую плеяду поэтов, знатоков и любителей музыки, талантливых, всесторонне одаренных людей( Дельвиг, Корсаков, Яковлев, Илличевский и др.), и наконец, видных деятелей декабристского движения (Пущин, Вольховский, Кюхельбекер).
Особую воспитанность и широкую образованность выпускников Лицея, и прежде всего первого курса, отмечали все современники, называвшие этот выпуск «блистательным». Вскоре он стал зваться «пушкинским». Пушкинскому первому выпуску предстояло прославить не только свои имена, но и учебное заведение, которому лицеисты были обязаны успехам на разных поприщах служения своей стране.
Считаю, что всей изложенной информации достаточно для того, чтобы согласиться с тем, что первый выпуск лицея был действительно «блистательным», по праву он называется и «золотым». Хотя для этого было достаточно и того, что в нем учился А.С.Пушкин. Но среди его однокласссников были люди, верно служившие России, отдававшие свои силы, знания и талант на благо Отечества. А потому это действительно уникальный класс.
Используемая литература и источники:
Ольга Александровна Яценко, Лениздат, 1989
Приложение 1
Флигель Царскосельского Екатерининского дворца, в котором размещался Лицей
Фото заимствовано на сайте https://im0-tub-ru.yandex.net
Дата обращения: 24 февраля
Приложение 2
Первый выпуск лицея
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Ф.И.О. | Годы жизни | Прозвище | Служба после лицея |
Юдин Павел Михайлович | 1798-1852 | - | Коллегия иностарнных дел |
Малиновский Иван Васильевич | 1796-1873 | Казак | Военная служба |
Корф Модест Андреевич | 1800-1876 | Маодинька,, Дъячок | Министерство юстиции |
Ржевский Николай Григорьевч | 1800-1817 | Дитя,Кис | Военная служба |
Стевен Федор Христианович | 1798-1851 | Швед | Министерство просвещения |
Вольховский Владимир Дмитриевич | 1798-1841 | Суворочка | Военная служба |
Матюшкин Федор Федорович | 1799-1872 | Плыть хочется | Морская служба |
Пущин Иван Иванович | 1798-1872 | Большой Жанно | Военная служба |
Пушкин Александр Сергеевич | 1799-1837 | Француз,Егоза | Коллегия иностарнных дел |
Саврасов Петр Федорович | 1799-1830 | Рыжак,рыжий | Военная служба |
Гревениц Павел Федорович | 1798-1847 | Бегребниц | Коллегия иностарнных дел |
Илличевский Алексей Домианович | 1798-1837 | Олосенька | Министерство финансов |
Маслов Дмитрий Николаевич | 1799-1856 | Наш Карамзин | Государственная канцелярия |
Корнилов Александр Алексеевич | 1801-1856 | Сибиряк | Военная служба |
Ломоносов Сергей Григорьевич | 1798-1857 | Крот | Коллегия иностарнных дел |
Данзас Константин Карлович | 1801-1870 | Осада Данцига,Медведь | Военная служба |
Горчаков Александр Михайлович | 1798-1883 | Франт | Коллегия иностарнных дел |
Броглио Сильверий Францевич | 1799-1820 | Маркиз | Военная служба |
Тырков Александр Дмитриевич | 1799-1843 | Курносый кеп | Военная служба |
Дельвиг Антон Антонович | 1798-1831 | Тося, султан | Департамент горных и соляных дел |
Мартынов Аркадий Иванович | 1801-1850 | - | Министерство просвещения |
Комовский Сергей Дмитриевич | 1798-1880 | Лис, фискал | Министерство просвещения |
Костенский Константин Дмитриевич | 1797-1830 | Старик | Концелярия министерства финансов |
Есаков Семен Семенович | 1798-1831 | - | Военная служба |
Кюхельбекер Вильгельм Карлович | 1797-1846 | Кюхля | Министерство иностранных дел |
Яковлев Михаил Лукьянович | 1798-1868 | Паяц 200 номеров | Департамент правительствующего Сената |
Гурьев Константин Васильевич | 1800-1833 | Отчислен из лицея | - |
Мясоедов Павел Николаевич | 1799-1868 | Поль, Мясожоров | Военная служба |
Бакунин Александр Павлович | 1799-1862 | - | Военная служба |
Корсаков Николай Александрович | 1800-1820 | - | Коллегия иностарнных дел |
Приложение 3
Преподаватели и профессора первого выпуска лицея
Ф.И.О. | Предмет | Годы жизни | Годы службы в лицее |
Кошанский Николай Федорович | Русская и латинская словесность | 1781-1831 | 1811-1823 |
Куницин Александр Петрович | Нравственные и политические науки | 1783-1840 | 1811-1820 |
Кайданов Иван Кузьмич | История, география, статистика | 1782-1845 | 1811-1841 |
Карцов Яков Иванович | Физико-математические науки | 1784-1836 | 1811-1836 |
Гуаеншильд Фридрих Матвеевич | Немецкая словесность и литература | 1780-1830 | 1811-1822 |
Де Будри(Марат) Давид Иванович | Французская словесность и литература | 1756-1821 | 1811-1821 |
Чириков Сергей Гаврилович | Рисование,выполнял обязанности гувернера | 1776-1853 | 1811-1841 |
Калинич Фотий Петрович | чистописание | 1788-1851 | 1811-1851 |
Теппер де Фергюсон Людвиг Вильгельм | Музыка и пение | 1775-1823 | 1816-1819 |
Галич Александар Иванович | Русская и латинская словесность | 1783-1848 | 1814-1815 |
Георгиевский Петр Егорович | Русская и латинская словесность | 1791-1852 | 1815-1852 |
Вальвиль Александр | фехование | ?-после 1850 | 1812-1824 |
Эбергардт Иван Федорович | танцы | ?-после 1859 | 1816-1859 |
Эльснер Федор Богданович | Артиллерия, Фортификация и тактика | 1770-1832 | 1816-1820 |
Философские стихи Кристины Россетти
Знакомимся с плотностью жидкостей
Рисуем белые грибы пастелью
Сказка "Колосок"
Есть в осени первоначальной...