Существует определенные каноны изображения божеств буддийского пантеона. Обучающаяся интерпретировала каждый элемент образа Будды Шакьямуни в соответсвии с буддийскими канонами
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»г.Кызыла РТ
Буддийская иконография на примере образа Будды Шакьямуни
Выполнила: Лудуп Долума
учащаяся 8 «д» класса
МБОУ « СОШ №3»
г.Кызыла РТ
Руководитель: Комбу Ч.А
учитель географии
МБОУ « СОШ №3»
г.Кызыла РТ
Кызыл 2014
Содержание
Введение ____________________________________________________3
Глава I. Буддийская иконография
1.1 Каноны буддийской иконографии_____________________________5
1.2 О Будде Шакьямуни_______________________________________13
Глава II. Буддийская иконография на примере светлого образа Будды Шакьямуни
2.1 Основные элементы, атрибутика образа Будды Шакьямуни и их значение_____________________________________________________15
2.2 Способы изображения Будды Шакьямуни______________________18
Заключение__________________________________________________21
Список литературы___________________________________________22
Приложения_________________________________________________23
Введение
Во всех мировых религиях имеются свои культовые объекты и они представлены в виде икон, образов, ступы, пагод, храмов и др. Существуют определенные правила, каноны изображения божеств, строительства их, значение многих которых обычным мирянам не известны.
Цель: изучение основных канонов буддийской иконографии, интерпретация символов и атрибутики на примере образа Будды Шакьямуни
Достижение поставленной цели стало возможным в результате решения следующих задач:
Актуальность выбранной темы заключается в том, что буддизм является важной составной частью нашей культуры. Под влиянием процессов, происходящих в современном обществе, мы не обращаем внимания на многие вещи, традиции, обычаи и т.д., Я хочу, чтобы наше поколение помнило и берегло историю и культуру своего родного края. Если мы не будем изучать ее, то не сохраним и можем потерять навсегда. Изучение традиций, истории не только родного края, но и других регионов и стран мира повышает общий уровень культуры человека, расширяет кругозор, особенно, у подрастающего поколения.
Гипотеза: Иконография является одним из важнейших аспектов в буддизме. Буддийские божества изображаются согласно основным канонам буддийской иконографии, где каждый атрибут и элемент имеет глубокий смысл и значение.
Методы исследования: литературный, метод опроса, метод анализа и обработка данных.
Объектом исследования является образ Будды Шакьямуни. Предметом исследования элементы и атрибутика и их значение.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что данный материал можно использовать в качестве дополнительной информации на уроках по основам религиозной культуры и светской этики в 4 классе, географии Тувы ( тема «Национальный и религиозный состав населения Тувы»), географии России (тема «Национальный и религиозный состав населения России», экономической и социальной географии мира 10 класс(тема « Этнолингвистический и религиозный состав населения мира»).
Глава I. Буддийская иконография
1.1 Каноны буддийской иконографии
Образы буддийских божеств были введены лишь с развитием и распространением учением Махаяны. В Непале, например, буддийские боги и богини появились благодаря двум важным школам:1)Махаяне и 2)Ваджраяне, видоизмененным воздействием и усвоением тибетской религии Бон. Махаяна процветала В Северо −Западной Индии в 6 и 7 столетиях. Позже она пришла из Индии в Непал и Тибет. Вторая школа, Ваджраяна, развилась под влиянием ламаизма. В результате восприятие Махаяны, Ваджраяны и ламаизма появилось большое число богов, богинь, полубогов и огромное множество религиозных символов. В этих образах развились уникальные иконографические особенности[4].
Божества пантеона Махаяны, в особенности фигуры Будды, пяти Дхьяни Будд и Бодхисаттв, появились между I и IV столетиями. Начиная с VIII и IX веков несколько иконографических представлений развились в результате влияние Тантры. Начиная с 13 века благодаря влиянию ламаистского буддизма и тибетской демонологии широко распространялись все новые боги[4].
При изображении буддийских божеств учитывались множество моментов, например: асан ( поза),мудры ( жесты), характер, одеяние, цвет кожи и одеяния, окружающая атрибутика.
«Сидящие» позы — самый распространенный вид асан, имеющий несколько типов поз, самостоятельных по терминологии и символике: «поза лотоса», «неполная поза лотоса», «скрытая поза», «поза отдохновения», «поза отдыхающего царя», «поза Майтрейи» и «поза задумчивости». Первой по значению в буддийской иконографии считается «алмазная поза» или ваджра-асана - «поза лотоса». «Поза лотоса» (приложение1 рис1)передает состояние созерцания (санскр. дхьяна), доведенное до предельной формы медитативного сосредоточения (санскр. самадхи,). Результатами самадхи полагаются полное успокоение сознания, снятие противоречий между внутренним и внешним миром. Как таковое оно выступает заключительной ступенью Пути, подводящей личность к вступлению в нирвану . Кроме Будды, в этой позе могут быть показаны любые персонажи буддийского пантеона, за исключением Небесных царей и божеств, связанных с адом[5].
«Неполная поза лотоса» ( «поза бодхисаттвы», «поза совершенного мудреца», сидеть с полускрещенными ногами подошвами вверх») ноги скрещены, правая нога плотно прижата к левому бедру, но левая нога расположена более свободно и даже может перекрывать правую. (приложение1 рис3) Это соответствует ее символическому значению: правая ступня — знак истинного, левая — заблуждений, а вся поза в целом символизирует истинный Путь и представляет бодхисаттв в их ипостаси победителей зла и невежества путем передачи Учения всем живым существам[5].
«Поза отдохновения» ( «приятная поза», «счастливая поза») и «поза отдыхающего царя» используются, как правило, в изображениях бодхисаттв. (приложение1 рис 2)Первая из них исполняется в двух основных вариантах, при которых ноги персонажа согнуты в коленях и скрещены, но колени свободно лежат на сидении, либо одна нога (обычно ― левая) согнута и, находясь в перпендикулярной позиции по отношению к телу, поддерживает колено другой ноги, свешивающейся с сидения и нередко опирающейся на дополнительнуюподставку.
«Поза Майтрейи» ( «благая поза») предназначена для изображений Будды будущего — Майтрейи ( приложение1 рис5).Будучи единственной асаной, в которой обе ноги персонажа спущены с сидения - трона. В любом случае спущенные ноги символизируют готовность Будды Майтрейи снизойти в мир людей.
Впоследствии в китайско-буддийском искусстве для иконографии Майтрейи был разработан другой вариант «сидящей» позы, копирующий «классический» тип «позы царского отдохновения»( приложение1 рис4) с той только разницей, что ступня правой ноги чуть свешивалась с сидения Правая рука согнута в локте, опираясь на приподнятое колено, а ладонь с вытянутым указательным пальцем касается лица или доходит до прически. Левая рука, чуть согнутая в локте, свободно лежит на лодыжке правой ноги- поза задумчивости (приложение1 рис6)[5].
Органичным дополнением асан служат троны, набор которых также достаточно разнообразен. Древнейшим по происхождению является трон в виде квадратной или прямоугольной платформы, обозначающий сидение, на котором, по легендам, восседал исторический Будда (Сиддхарта Гаутама) под Древом Бодхи ( «древо просветления»,) в момент достижения им просветления. Основное место занимает «лотосовый трон»( приложение1 рис1), появление которого в культовом изобразительном искусстве связано с эволюцией представлений о Будде. Обожествление образа Будды в махаяне и превращение его в высший принцип единства всего сущего и персонификацию мироздания повлекло за собой соответствующие изменения в иконографии: его изображения стали помещать на «космический» цветок лотоса. В дальнейшем в китайско-буддийском искусстве утвердилось несколько стилистических вариантов «лотосового трона»: в виде близкого к реальности или, напротив, предельно стилизованного цветка, состоящего из одного, двух, трех и восьми рядов лепестков, а также «тысячелепестковый трон». Сидящими на «лотосовом троне» изображаются не только Будда Шакьямуни, другие Будды и бодхисаттвы Фигуры в «стоящих позах» тоже почти всегда имеют подставки в виде цветка лотоса. Зооморфные троны получили наибольшее распространение в японской и тибетской иконографии, а в китайско-буддийском искусстве утвердились только два их варианта — в виде фигур льва (симхасана)[4] и слона, являющиеся специфической принадлежностью иконографии соответственно бодхисаттв Манджушри, защитника буддийского вероучения, воплощающего мудрость, и Самантабхадры , олицетворяющего первоосновы и истинность Учения.
Первоначально предназначенные для придания изображениям более строгих иконографические черт и соотнесения их с определенными житийными эпизодами (что касается, в первую очередь, самого Будды), мудры (жесты) далеко не сразу приобрели глубинную символику. Только под влиянием ваджраяны жесты наполнились особым смыслом, невероятно тонкой и в то же время абстрактной мудростью.
Выделяются множество типов мудр, ведущими из которых буддийской иконографии являются: «жест созерцания», «жест дарования защиты», «жест бесстрашия», «жест прикосновения к земле», «жест проповеди». «Жест созерцания» восходит к техникам медитативного сосредоточения и служит органическим элементом «сидящих» поз, прежде всего, «позы лотоса». Он может исполняться одной (чаще всего левой) и двумя руками, и в нескольких вариантах.
«Жест дарования защиты»(приложение2 рис9) выполняется одной (как правило, правой) ладонью, которая открыта и обращена к зрителю лицевой стороной, пальцами вниз. Открытая ладонь — знак расцвета и торжества Учения, а вся эта мудра — символ милосердия Будды и его готовности взять под покровительство все живые существа.
«Жест бесстрашия», или «жест дарования безопасности» ( приложение2 рис8) исполняется одной (правой) рукой, согнутой в локте и поднятой вверх, с открытой ладонью, которая обращена к зрителю лицевой стороной пальцами вверх.
«Жест бесстрашия» символизирует внутреннюю силу Будды и способность Учения защитить все живое на земле и, кроме того, призывает живые существа преодолеть врожденное чувство страха, порождаемого внутренними сомнениями и противоречиями, а также угрозами, проистекающими из внешнего мира[5].
«Жест прикосновения к земле» (санскр. Бхумиспарша мудра) прикосновение к земле, или жест свидетельствующего(приложение2 рис12).
«Жест обсуждения» (санскр. витарка мудра,) считается воплощением мудрости Будды. Он может исполняться правой или левой рукой и состоит из поднятой вверх открытой ладони, пальцы которой образуют определенные фигуры, чаще всего круг, составленный указательным или средним и большим пальцами .
Иконографические стандарты распространяются на все детали внешнего облика персонажей, включая отдельные части тела, лицо, прическу и одеяние. Принципы передачи внешнего облика наиболее тщательно разработаны для иконографии Будды. Они опираются на особую систему примет, так называемые тридцать два иконических признака великой личности (санскр. дватримша-махапуруша-лакшана), изложенных в канонической «Сутре о признаках» (санскр. «Лакшана-суттра»), которая входит в высший подраздел (Диргха-агамы) первого раздела (Сутра-питака) буддийского канона Трипитака ( «Три сокровищницы»). Из ее текста и последующих комментариев явствует, что изначально данные признаки прилагались к облику «великой личности» (санскр. маха-пуруша) Так в индо-буддийской терминологии обозначались существа высшей степени духовности: не только Будда, но и правитель особого ранга — Чакравартин (санскр «Царь, вращающий чакру»),способный управлять всем миром. Литературные формулировки признаков, данные в оригинальной и переводной версиях сутры, туманны по смыслу и содержат в себе рудименты зооморфных характеристик. Например, говорится, что у «великой личности» рот с сорока зубами, выступающими клыками, широким и длинным языком ; что между пальцев рук и ног у него имеются перепонки, как у водоплавающих птиц, а бедра — словно у оленя и т.д Очевидно, что эти характеристики восходят к значительно более древним, чем буддизм, религиозным представлениям и, видимо, связаны, с архаическим образом правителя. Впоследствии «тридцать два иконических признака» относили исключительно к облику Будды и истолковывали в метафорическом, психотехническом и эстетическом смыслах, определяя художественные трактовки основных черт внешности Учителя и объясняя их символические значения[5].
Непременными элементами буддийской иконографии являются также атрибуты число которых в буддийском искусстве огромно. Они группируются в несколько тематических разделов, включающих опорные буддийские символы, музыкальные инструменты, оружие, предметы ритуально-церемониального и бытового происхождения, строения, животных и растения. В первый раздел входят чакра «колесо», палица-ваджра ( приложение3 рис13), драгоценность-мани- «жемчужина исполнения желаний»(приложение3 рис14), чаша-патра и четки- "жемчужины для памятования».
Чакра. В буддийской иконографии главенствующее положение занимает изображение чакры с восемью спицами — символа этапов «восьмеричного пути», из которых и состоит путь к нирване.
Ваджра, В буддийской традиции ваджра олицетворяет «алмазный ум» всех будд, разрушая, подобно молнии, твердыни невежества.
Драгоценность-мани — образ неясного происхождения. В буддийской традиции мани преобразовалась в жемчужину, олицетворяя истинность Учения, искренность Будды и его готовность внимать мольбам.
Чаша(Патра)-полукруглая или любая другая чаша, которую носят с собой буддийские монахи. Говорят, что когда Будда провел четыре недели поста, два купца из Ориссы , которых звали Тапусса и Бхаллика, предложили ему пищу. Будда не смог съесть ее из своих рук, и тогда боги четырех сторон света принесли ему каменную чащу, из которой он и ел[4][5].
Четки — непременная принадлежность монашествующего. Предназначенные в утилитарном смысле для счета молитв, они представляют собой «ожерелье», состоящее из нанизанных на шнур «зерен» — бусин из металла, камня, кости, стекла, дерева или просто плодовых косточек. Из музыкальных инструментов самое значительное место в буддийской образной системе занимают раковина и колокол (колокольчик).
Иконография раковины (санскр. дхарма-шанкха — «раковина Закона») происходит от одностворчатой спиральной раковины морского моллюска, которая в древней Индии (и в других частях древнего мира) использовалась поначалу в качестве трубы для передачи армейских сигналов и приказов. В буддизме раковина — символ «громогласности» Учения, распространяющегося подобно трубному звуку, и метафора «голоса Будды», созывающего паству.
Колокол (санскр. гханта,) —в буддийской традиции колокол имеет два основных символических значения, в первом из которых он, подобно раковине, олицетворяет раздающийся в мире «голос» Учения; во втором случае воплощает идею непостоянства: порождаемый им звук вскоре утихает, его можно услышать, но нельзя удержать ( приложение 3 рис.15)
Буддийская иконография оперирует практически всеми основными видами древнего колюще-рубящего и стрелкового вооружения, включая меч, пику, боевой топор и лук со стрелами. Кажущееся противоречие с самой религиозно-философской системой, отрицающей насилие, объясняется тем, что оружие в этом контексте связано в основном с идей победы Учения над злом в любых его проявлениях. Меч, подобно ваджре, является знаком мудрости Будд и Знания, предметом, способным отсекать сомнения и разрубать узлы ложных противоречий, символом торжества Учения над невежеством. Трезубец (в силу его архаических ассоциаций с огнем), зубцы воплощают «силу», «власть» и «защиту» (как буддийские категориальные понятия) и/или «три драгоценности» (Будду, Учение и монашескую общину). Топор) в буддийской иконографии совмещает в себе оружие и орудие труда,. Как боевой топор этот атрибут служит оружием, способным «вырубить под корень» все зло, угрожающее затмить свет Истины; в качестве орудия труда он — символ созидательной природы Учения. Лук и стрелы — оружие, прогоняющее как злые силы, так и человеческие заблуждения и пороки: забывчивость, невнимательность в постижении Учения, пренебрежение к его этическим регламентациям. В культовых изображениях лук и стрела наиболее характерны для иконографии «многоруких» божеств[4][5].
Предметы ритуально-церемониального и бытового предназначения образуют зеркало, светильник, ваза, веревка и мухогонка. Зеркало (санскр. адарша,) В буддийской литературе с зеркалом часто сравниваются глаза Будды. Вместе с тем, оно наглядно иллюстрирует иллюзорность феноменального мира и ложность восприятия, так как лишь отражает внешние реалии, не улавливая их субстанциональности. Светильник (санскр. дипа) — в переносном смысле «светильник мудрости», озаряющий мир, и «лампада Закона», метафорическое обозначение Учения как маяка, указующего путь к спасению в «море страстей» Ваза (санскр. калаша,) — условный термин, прилагаемый к сосудам различных категорий .Она служила символическим вместилищем в прямом смысле (например, емкостью для подношения Будде) или в образном выражении («вместилищем» Закона, Истины)., Мухогонка (санскр. чамара) — предмет, имеющий принципиально важное значение для буддийской традиции, причем, не только в иконографии, но и в религиозном ритуале, символизируя послушание, готовность следовать Закону и устранять все препоны на Пути, избегая при этом насилия (мухогонка отгоняет насекомых, не причиняя им вреда) [4][5].
Свастика- один из древнейших индийских символов благоденствия[4].
Шестиугольная звезда-«источник дхарм»- древний мистический символ[4].
Солнце и луна- важный буддийский символ, Атрибут нескольких персонажей пантеона.
1.2 О Будде Шакьямуни
В настоящее время совершенно невозможно реконструировать научную биографию Будды. Поэтому здесь мы даже не будем пытаться заниматься этим безнадежным делом и представим не биографию, а вполне традиционное жизнеописание Будды на основе синтеза ряда буддийских житийных текстов[3].
Царица Махамайя(мать Будды) до родов увидела сон, что в ее бок вошел белый слон с шестью бивнями(в буддизме, видение белого слона -лишь знак зачатие великого личности),и она поняла, что зачала великого человека. Сразу же после родов младенец тут же встал на ноги и сделал семь шагов, провозгласив себя существом, превосходящим и людей и богов.Эти чудесные роды оказались роковыми, и вскоре Махамайя умерла. После своего Пробуждения он вознесся на небеса Тушита, где обрела рождение.
Царь(отец Будды) призвал к младенцу астролога Ашиту, и тот обнаружил на его теле тридцать два признака великого человека. На основании этих признаков Ашита объявил ,что новорожденный станет или великим государем или властителем всего мира или святым познавшим истину - Буддой. Тогда мальчика нарекли Сиддхартхой Гаутамой[3].
Принца поселили в великолепном дворце ,отгороженном от внешнего мира ,и растили в роскоши и неге. Мальчик обгонял всех своих сверстников в науках и воинском искусстве. Он с детства проявлял склонность к размышлениям и ,однажды, сидя под розовым кустом ,он погрузился в состояние йогического транса такой интенсивной, что его сила остановила одно из божеств ,пролетавший неподалеку .Нрава принц был кроткого, что по началу даже восстановило против него его невесту –принцессу Яходхару, которая сочла, что подобная кротость не пристала кшатрию и не совместила с воинской доблестью. И только после того как Сиддхарттха продемонстрировала Яшодхаре свое воинское искусство, она согласилась стать его женой, и у них родился сын Рахула.
Принцу исполнилось 29 лет и он однажды отправился на охоту, что изменило всю его жизнь. На охоте он видит птиц которые выклевывают червей из комьев земли, и поражается, почему одни живые существа могут жить только ценой смерти других. Но самым важным для духовного переворота Сиддхартхи оказываются четыре встречи: царевич видит похоронную процессию и понимает, что все люди и он сам смертны и ни богатство, ни знатность от смерти защитить не могут. Принц смотрит на нищего, просящего подаяние, и понимает мимолетность и призрачность богатства и знатности. И вот Сиддхартха оказывается перед мудрецом, погруженным в созерцание. Глядя на него, принц осознает, что путь самоуглубления и самопознания-- единственный путь к постижению причин страданий и способа избавления от них. После охоты царевич не мог уже спокойно жить в своем дворце. Однажды он ночью покинул свой дворец и ушел в лес.
Будда старел, и близился день его отхода в окончательную нирвану. Это произошло в местечке Кушинагара на берегу реки Найранджани. Простившись с учениками и дав им последнее напутствие -надеяться только на собственные силы и усердно трудиться во имя освобождении, Будда лег возле льва и погрузился в созерцании. Отныне Будды больше не было в мире и мира не было для него. Можно лишь сказать, что в нем не было места страданию – его заменила высшее блаженство.
Ученики Будды в соответствии с обычаем кремировали тело Учителя[3].
Глава II. Буддийская иконография на примере образа Будды Шакьямуни
2.1 Основные элементы, атрибутика образа Будды Шакьямуни и их значение
Концепция пяти смертных Будд развивалась в традиции Махаяна-Ваджраяна. Эти пять Будд являются историческими фигурами, руководящими миром в свое время и находящимися в медитации. Внутреннее развитие Будд отражается в некоторых внешних знаках, названных характерами (лакшаны). Они указывают на духовное развитие. Гаутама Шакьямуни считается четвертым смертным Буддой. Скульптуры всех пяти смертных Будд похожи. Четвертый смертный Будда, или Гаутама Шакьямуни, изображается сидящим со скрещенными ногами в медитации, или стоящим[4].
В ходе работы над этой данной темой , используя теоретический материал, результаты опроса консультантов ( приложение 8 Рис21,22), я попыталась интерпретировать, что означает каждый элемент образа Будды Шакьямуни.
«Поза лотоса» Будды Шакьямуни (приложение5 рис17) предполагает согнутое в коленях положение ног, плотно скрещенных в области голени или лодыжек, при этом колени слегка приподняты, и образованная скрещенными ногами линия почти параллельна поверхности земли. Обе ступни повернуты подошвами вверх, левая - прижата к правому бедру, правая ― к левому. Правая нога должна проходить над левой, так как она является символом Будды и Учения (санскр. дхарма), тогда как левая нога — символ мира смертных. Поэтому скрещивание ног есть знак единства Будды со всеми живыми существами, а возложение правой ноги на левую — отражение путеводной роли Учения.
«Жест прикосновения к земле»- Будхасрама мудра[4] исполняется правой рукой в трех основных положениях: ладонь обращена к зрителю тыльной стороной и опущена вытянутыми пальцами вниз; ладонь с вытянутым указательным пальцем; кисть руки с пальцами, обращенными вправо, расположена перпендикулярно земной поверхности. Таким жестом, по преданию, Будда вызвал из земных недр духов земли, уничтоживших злых демонов, посланных против него Марой ― царем демонов)[5].Также, со слов Сундуй башкы, Будда указывает на землю как свидетеля достижения им состояния просветления.
Существует около 32 двух высших физических знаков Будды. Согласно установившейся интерпретации, голову Будды венчает мясистый нарост, покрытый завивающимися в кольца волосами синего цвета, что и передается посредством усниши ,представляющей собой подобие высокой прически. В завитках волос, образующих уснишу, интерпретируются спирали раковины. Она считается вместилищем божественного ума (манас)[5]. Будда Шакьямуни, подобно другим смертным Буддам, сидит в монашеском одеянии, на нем нет украшений и короны. Правые плечо и грудь обнажены. Выше носовой перегородки находится маленькая круглая выпуклость, называемся урна[4]. Между бровей Будды растет белый, завивающийся вправо волос, от которого исходят лучи света, окружающие голову, — такова семантика буддийского нимба. Лоб Будды широкий, нос удлиненный, рот с ярко-красными губами слегка полуоткрыт в знак неустанности его наставлений живым существам, или рот расплывается в улыбке, что означает улыбку видящего «удивительную игру невежества и знания», ее универсальную основу и глубинный смысл ( Сундуй башкы). Массивная нижняя часть лица, широкие плечи Учителя придают ему сходство с обликом льва — царя зверей, символа силы и бесстрашия, а удлиненные руки, ноги и пальцы подчеркивают изящество его фигуры. От его тела исходит сияние, чем и объясняется практика золочения скульптурных изображений, а свастика на груди есть символическое воспроизведение буддийского канона (Свастика- один из древнейших индийских символов благоденствия) ( Сундуй башкы). Вне разбираемых признаков в иконографии Будды утвердились и такие детали его внешности, как брови в форме лунного серпа, глаза, подобные бутонам лотоса, руки — хоботу слона, и уши с удлиненными мочками, которые, скорее всего, являются отражением индийских этнографических реалий (обычая знатных мужчин носить серьги с тяжелыми подвесками).
Чаша на левой руке Будды - Патра ― специальная чаша полусферической формы для сбора еды - подаяния, практика использования которой установилась уже в монашеской общине хинаяны . Будучи принятым символом аскезы и верности Учению, патра олицетворяет и добродетели мирянина, так как подача милостыни монаху считалась благим поступком, улучшающий карму человека в последующем рождении (Сундуй башкы). В более глубинном значении патра служит, подобно другие типам сосудов, «вместилищем» Учения, выступая заместителем образа самого Будды.
Со слов Амгаа башкы, большая аура- показывает на просветленность (совершенство), а облака над Учителем- указывает чистоту земли, где находится Будда. Цветы на большой ауре- это цветы которые принесли другие боги Будде. Утпала- Нилотпала- цветок лотоса, который раскрыт наполовину. Он изображается с вытянутыми лепестками. Лотос превратился в буддизме в эмблему внутренней чистоты и совершенства божеств, так как этот прекрасный цветок, произрастая из затянутой ряской мутной воды, сохраняет чистоту лепестков, поднимаясь со дна водоема к солнечному свету. Одновременно, будучи летним цветком, он олицетворяет плодородие, плодоносность природы, Учения и духовных усилий личности [5]. Не случайно именно лотосы считаются главными цветами, украшающими «райские земли». В буддийской иконографии лотос может выступать атрибутом любого из персонажей высших рангов. Обычно он изображается в виде полураспустившегося бутона с восемью лепестками, выступая как аналог чакры; в виде собранных вместе трех цветков на трех стеблях — символизирует «три драгоценности», а в качестве пяти цветков на пяти стеблях воплощает образы пяти Будд - татхагат. В живописных композициях встречаются лотосы трех цветов: красного цвета (и со скругленными лепестками) ― символизируют способности и совершенства Будд и бодхисаттв; синего (с заостренными лепестками) ― выступают эмблемой Будды; белого ― означают чистоту и добродетели живых существ[5]..
2.2 Способы изображения Будды Шакьямуни
Светлый образ Будды Шакьямуни представлен в виде статуй, танка, изображений на камне. При изготовлении статуэток чаще всего используется бронза, есть и серебряные и золоченые изображения. При изготовлении статуэток чаще всего используется бронза, есть и серебряные и позолоченные изображения. Например В Эрзинском храме Ташипандэлин установлена позолоченная статуя Будды Шакьямуни ( приложение 6 рис18). В Чаа-Хольском районе в скале высечен образ Будды Шакьямуни так называемая Буддийская нища. Буддийский барельеф в виде ниши высечен в скале Суме у устья реки Чаа-Холь в Чаа-Хольском районе (приложение 6 рис19).Ниша всегда была местом поклонения местных жителей, паломничества туристов. В 90-х годах этот район попал в зону затопления Саяно-Шушенской ГЭС и ниша ушла под воду. Сейчас в связи с ремонтными работами на СШГЭС уровень воды снизился и достопримечательность снова открылась для обозрения. Памятник расположен на левом берегу реки Чаа-Холь, на высоте 4 м от подножия горы Суме. Ниша относится к Юаньскому периоду (1260-1368), имеет высоту 1 м, ширину 60 см, а глубину 86 см. На сером камне задней стенки ниши выбито барельефное изображение Будды и двух бодхисатв в устрашающих позах. Слева и справа видны силуэты верных стражей. В 1717 году нишу посетили участники Красноярской военно-топографической экспедиции возглавляемой Андреем Еремеевым и Иваном Нашивошниковым. Они обнаружили в нише луки со стрелами, зерна ячменя, полоски синей и черной бумаги, расписанные загадочными золотыми серебряными знаками. Позже выяснилось, что это тибетские молитвы.
Танка или свиток — особое религиозное искусство Тибетского Буддизма. В древней Индии существовал особый вид Буддистской портретной живописи, именуемый Пата (Pata), которая выполнялась на особой ткани (kasaya, внешняя одежда монаха). Материал, используемый для танка — это льняная или хлопчатобумажная ткань, а иногда и шелк для особо важных изображений ( приложение 7 рис 20). Прежде всего материал натягивается на деревянный подрамник (тиб. Tang-shin). Затем грунтуется специальной пастой, приготовленной из животного клея и смешанной с порошком мела. Когда паста высыхает, поверхность тщательно полируют с обеих сторон. Начинают работу с рисунка, постепенно выполняя основные и второстепенные детали. После этого начинается процесс живописания. Используемые пигменты в живописи танка — это непрозрачные минералы, как например, малахит или киноварь, а также некоторые краски, приготовленные из растительного сырья. Они смешиваются с животным клеем и желчью, чтобы сделать танка более стойкой. Последней, и пожалуй самой важной частью работы над танка, является живописание золотом. После окончания танка вшивается в парчовое обрамление. После этого совершается обряд освящения (тиб. ram-ne) танка, который проводит опытный Лам. На танка обычно изображают Будд, Бодхисаттв, иллюстрируют жития святых и великих учителей. Размеры танка изменяются по величине, колеблясь от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. Большие танка часто исполняют большие группы художников, а на работу уходят многие месяцы, а иногда и годы [ 1].
По мнению Сундуй башкы, создание образа Будды в любом виде это очень тонкая кропотливая работа. Искусству иконографии учатся 6-8 лет. В настоящее время этому искусству обучается один послушник в Иволгинском Дацане Бурятии, а также в Индии, Тибете. Тувинский художник-скульптор Александр Насович Барынмаа является автором скульптуры Будды Медицины. Монах Леонид Хайынович Уржук занимается изготовлением буддийской танки. После завершения работы обязательном порядке проводится ритуал освящения.
Заключение
Таким образом, в ходе работы над данной темой выяснилось следующее:
- буддийская иконография один из важнейших аспектов буддийской религии;
- каждый элемент, атрибутика, символ образов буддийских божеств (в т.ч Будды Шакьямуни) имеет глубокий смысл, и существуют определенные каноны изображения буддийских божеств;
- существуют разные способы изображения – статуи, танка. Образы буддийских божеств не изготовляют в Туве, их заказывают в основном Тибете. Искусству иконографии обучают в крупных буддийских монастырях МНР, Тибета, Индии, где обучаются послушники из Тувы.
Буддийская иконография совершенно отличается от портретной живописи, где художнику предоставлена полная свобода для творчества. В первую очередь, не каждому художнику доверят изображения Учителя, он должен пройти определенное обучение, т.к каждый элемент имеет свое значение. Во-вторых, человек изображающий буддийских божеств должен иметь чистую душу и помыслы, быть бесконечно преданным своему делу и вере. Поэтому я очень рада, что в ходе работы узнала много нового об одной из сторон Буддизма и могу поделиться с окружающими своими знаниями.
Выражаем глубокую благодарность консультантам:
- Сундуй башкы – Эрзинский хурээ Ташипандэлинг
-Амгаа башкы – из Улан-Батора, служитель Эрзинского хурээ Ташипандэдинг
Список литературы
1. Дудко Н. " Буддийское искусство танка" Альбом –Улан-Удэ,2011.-84с
2. Монгуш М.В "История буддизма в Туве( вторая половинаVI - конец XXв ). - Новосибирск: Наука, 2001. -200с.
3.Торчинов Е. "Краткая история буддизма". - СПб:Амфоба. ТИВАмфоба, 2008-430с.
4. "Символы буддизма, индуизма, тантризма".- М., Изд.АДЕ " Золотой Век",1999.- 232с. Составитель Царева Г.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит.,2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 183 - 200.
Рисуем пшеничное поле гуашью
Цветущая сакура
Без сердца что поймём?
Лиса Лариска и белка Ленка
У меня в портфеле