Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voytenok_harakter.docx | 83.58 КБ |
ГБОУ Гимназия №1799 «Экополис»
Тема: «Исследование характера человека на основе особенностей строения его мозга».
Работу выполнила
Войтенок Анастасия Александровна
Ученица 10 «В» класса ГБОУ гимназии №1799
«Экополис»
Руководитель
Прорвич Розалия Александровна
г. Москва 2017 год
I Глава. Понятие «характер»
Факторы, влияющие на развитие характера
Характер. Теория характера
Характер (греч. – примета, отличительное свойство, отличительный знак) означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для неё способы поведения. Характер изучали многие учёные, например, русский учёный Иван Петрович Павлов, немецкий философ Уильям Льюис Штерн, Пожарская Е.Н. и др.
Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику – окружающая среда. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. её материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.
Учение о характере – характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.
Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения.
Характер понимается и как:
В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптокомплексы:
А. Михайлов в своей книге «Из истории характера» приводил цитату древнегреческого лирического поэта Пиндара:
«А врождённому нраву
Иным не стать –
Ни в красной лисе, ни в ревучем льве».
Сам учёный говорил: « Ясно, что врождённый нрав предполагает такое внутреннее, которое ни от чего в этом месте не зависит; более того, само соединение слов кажется даже очень привычным – говорит ли английский философ XVII в. О врождённых способностях, говорит ли современный биолог о врождённых, генетически передаваемых умениях, не рассуждают ли они о чём-то родственном или, может быть, совсем об одном и том же, что и Пиндар».
Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis – «природа», gnomom – «знающий») учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определённому типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Существуют теории, определяющие характер человека строением его организма. Одной из наиболее известных является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Учёный описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:
Нервные процессы в формировании характера человека
Среди моментов, определяющих безграничное многообразие человеческих индивидуальностей, существенную роль играют свойства основных процессов нервной деятельности – возбуждения и торможения. Торможение – это физиологический процесс в центральной нервной системе, результатом которого является задержка возбуждения. Торможение возникает в момент встречи двух возбуждений, одно из которых является тормозящим, другое – тормозимым.
Процесс торможения впервые был показан в 1862 году русским физиологом И. М. Сеченовым. У лягушки производился разрез головного мозга на уровне зрительных бугров с удалением больших полушарий мозга. Измерялось время рефлекса отдёргивания задней лапы при погружении её в раствор серной кислоты (метод Тюрка). При наложении на разрез зрительных бугров кристаллика поваренной соли время рефлекса увеличивалось. Кристаллик соли, раздражая зрительные бугры, вызывает возбуждение, которое спускается к спинномозговым центрам и тормозит их деятельность.
В формировании поведенческих реакций животного и человека наряду с условнорефлекторным возбуждением в центральной нервной системе всегда имеют место процессы условнорефлекторного торможения. Различают внешнее (безусловное) и внутреннее (условное) торможение.
Охранительное торможение. Под термином «охранительное торможение» следует понимать свойство тормозного процесса защищать клетки от опасных для их жизнедеятельности и работоспособности сдвигов, связанных с длительным или чрезмерно сильным возбуждением. Теорию охранительного торможения создал и обосновал И. И. Павлов. Также учёный выделил специально человеческие типы, зависящие от соотношения между сигнальными системами. У человека вторая сигнальная система всегда преобладает над первой. Однако степень этого преобладания различна, в связи с чем выделены: средний тип, мыслительный тип (с более значительным преобладанием второй сигнальной системы) и художественный тип (с более выраженными элементами первосигнального, образного мышления).
Темперамент
Среди моментов, определяющих безграничное многообразие человеческих индивидуальностей, существенную роль играют свойства основных процессов нервной деятельности — возбуждения и торможения. Во-первых, процессы эти могут быть разной силы; во-вторых, они по-разному уравновешивают друг друга; в-третьих, они обладают у различных людей разной подвижностью (т. е. разной способностью быстро сменять друг друга). В зависимости от сочетания этих свойств, как показал И. П. Павлов, мы получаем четыре основных типа высшей нервной деятельности с массой переходов Между ними. Эти четыре типа и представляют собой те четыре темперамента, которые еще в древности были выделены наблюдательными художниками и врачами и известны как темпераменты по Гиппократу: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.
У сангвиника нервные процессы, будучи сильными и уравновешенными, обладают и хорошей подвижностью. Это — самый полноценный тип нервной системы. Он не только легко справляется с жизненными трудностями, но умеет также быстро приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и работы, быстро ориентируется в новой обстановке.
У флегматика процессы возбуждения и торможения являются тоже сильными и хорошо уравновешивают друг друга, но подвижность их мала. В отличие от живого, быстрого сангвиника такой человек медлителен, нетороплив, не сразу ориентируется в новой обстановке. Иногда его можно назвать тяжелодумом. Однако действия его всегда бывают уверенными и точными. Он также не боится жизненных трудностей. Прекрасными примерами флегматиков являются образы Пьера Безухова («Война и мир») и Левина («Анна Каренина»). Это — полноценные, сильные люди, но в новой обстановке они разбираются не сразу, а потому иногда попадают в неловкое положение.
Если нервные процессы являются сильными, но возбуждение недостаточно уравновешивается торможением, мы получаем тип холерика. Это — возбудимый, безудержный человек, не продумывающий до конца своих действий, поступающий подчас «сломя голову». Вспомним Митю Карамазова из романа Достоевского или гоголевского Ноздрева.
Наконец, при слабых нервных процессах мы получаем тип меланхолика: безвольный, слабый человек, крайне нерешительный, с боязнью относящийся ко всему новому и необычному. Он постоянно пасует перед жизненными трудностями. Настроение почти всегда пониженное. Пример слабого типа — Беликов из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»
Ассиметрия полушарий головного мозга
Функциональная межполушарная асимметрия мозга обеспечивает ответственность левой гемисферы за анализ вербальной информации, правой за переработку пространственных и образных закономерностей. Доминантной считается та часть, которая обеспечивает функцию фазиса (речи), владения наиболее часто используемой рукой. Для большинства людей (правшей) доминантно левое полушарие. У левшей ведущим является правая гемисфера. Существует немногочисленная группа людей с одинаковой способностью ловко владеть правой, левой рукой. Такая особенность называется амбидекстрия. Она может быть как врожденной, так и приобретенной.
Функциональная нагрузка правого полушария
Люди с преобладающим влиянием правого полушария склонны к созерцательности, воспоминаниям и тонкой глубокой чувствительности. Мыслительные процессы правого полушария осуществляются первоначальным механизмом синтеза с последующим анализом. Правое полушарие преобладает при необходимости конкретно-образного мышления и исполнении эмоциональной деятельности.
Правое полушарие обеспечивает:
Функциональная нагрузка левого полушария
Левое полушарие специализируется на механизмах индуктивной интеллектуальной деятельности (первоначален процесс анализа с последующим синтезом информации). Оно является доминантным для абстрактного, символического мышления.
Левое полушарие обуславливает:
Глава II
Определение темперамента и ведущего полушария
Тест Айзенка.
Английский психолог Г. Айзенк построил следущую классификацию характеров с различной устойчивостью нервной системы:
Используя круг Айзенка, мы можем определить темперамент ученика. На горизонтальной координатной прямой отмечается, является ли человек экстравертом или интровертом, т.е. любит ли он находиться в каком-либо обществе или нет. На вертикальной координатной прямой
Тест, основанный на функциональной ассиметрии правого и левого полушарий мозга
Существует анализ характера, основанный на функциональной ассиметрии правого и левого полушарий мозга.
Правое полушарие мозга ответственно за работу левой части тела. Ещё одна его специализация – эмоции. Левосторонние люди более эмоциональны. Правосторонность говорит об аналитическом складе ума. Функциональная ассиметрия определяет самые различные оттенки человеческого характера. Для их выявления можно использовать специальные тесты, которые дают довольно объективную картину того или иного характера, его особенностей, подтверждённую многочисленными проверками. Тесты основаны на 4 признаках, которые появляются у человека с момента рождения и не меняются в течение всей жизни. Только сильное волнение, неприятности могут заставить ненадолго от правого теста к левому и наоборот. Смена обычного выполнения позы Наполеона и аплодирования происходит редко, но не случайно. Переход от левого теста к правому говорит о более серьёзном настроении, а от правого к левому соответствует настроению.
Тест 1 «Ведущая рука»
Переплетите (лучше несколько раз) пальцы рук и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. Если левый, вы - живущий эмоциями, у вас левая ведущая рука. Если сверху всегда оказывается правый палец – у вас аналитический склад ума и правая ведущая рука.
Тест 2. «Ведущий глаз»
Возьмите карандаш. Держите его в вытянутой руке вертикально. Карандаш будет мушкой. Найдите взглядом какой-либо мелкий предмет или просто заметную точку, это будет мишень. Глядя обоими глазами, наведите карандаш- мушку на точку- мишень. Закройте один глаз, и если карандаш остался совмещённым с выбранным вами предметом или точкой, вы смотрите ведущим глазом, так как ведущий глаз даёт правильное изображение. Если же карандаш сильно смещается относительно точки, значит вы смотрите не ведущим глазом (изображение искажается). Можно вместо карандаша использовать широкую полоску картона с небольшим отверстием- объективом. Держа полоску в вытянутой руке и глядя обоими глазами через это отверстие, надо как бы «поймать» в объектив какой-либо предмет или точку. Далее так же, как с карандашом: закрывать поочерёдно глаза. Если изображение остаётся в отверстии- объективе, вы смотрите ведущим глазом, если изображение смещается, уходит за рамки отверстия- объектива – нет. Если изображение смещается и при закрывании одного глаза, и при закрывании другого глаза, то определяют, какой глаз смотрит правильнее, то есть при взгляде каким глазом изображение смещается меньше, тот и ведущий. В таких случаях лучше пользоваться карандашом- мушкой, так как легче определить величину смещения. Если ведущий глаз правый, это говорит о твёрдости характера, левый ведущий глаз – о более мягком, уступчивом характере.
Тест 3. « Поза Наполеона»
Если вы при переплетении рук на груди сверху оказывается левая рука, то вы способны к кокетству, может быть часто «играете» в жизни. Если сверху оказывается правая рука, то вы склонны к простоте и простодушию.
Тест 4. «Аплодирование»
Похлопайте в ладоши. Если удобнее хлопать правой рукой о левою, можно говорить о решительном характере, а если левой о правою – вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих. Повышенное стремление к обоснованию своих поступков, перенос акцента с цели на средства её достижения. Если вы хлопаете, держа обе ладони прямо перед собой, попробуйте разобраться, какая рука при этом хлопает сильнее, то есть, какая сильнее работает.
Тест на определение темперамента методом анамнеза
В паспорте темперамента ученики отмечают те качества, с которыми они согласны
ЕСЛИ ВЫ
ХОЛЕРИК
ЕСЛИ ВЫ:
САНГВИНИК
ЕСЛИ ВЫ
ФЛЕГМАТИК
ЕСЛИ ВЫ
МЕЛАНХОЛИК
Проведение тестирования у учеников 7 класса
Ученики 7 класса прошли 3 вида тестирования, показывающие их темперамент и развитие полушарий
Заключение
На формирование характера влияют не только особенности строения организма человека, но и общество, в котором.
Зная данные особенности можно спрогнозировать поведение ученика в различных ситуациях, помочь раскрыть его потенциал.
Любили тебя без особых причин...
Позвольте, я вам помогу
Пятёрки
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Заяц, косач, медведь и весна