Сегодня без письменных принадлежностей очень трудно представить нашу жизнь, так как именно с их помощью мы записываем важную информацию, ставим подписи на документах. Нас заинтересовали письменные принадлежности прошлого. В работе прослежен весь путь развития инструментов для письма - от древности до наших дней. Цель работы - выявление особенностей использования инструментов для письма.
Вложение | Размер |
---|---|
evolyutsiya_pismennyh_prinadlezhnostey.docx | 28.81 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новолядинская средняя общеобразовательная школа»
Тамбовского района Тамбовской области
Эволюция письменных принадлежностей
Авторы : Картавых Оксана , ученица 8 класса А
Трусова Арина, ученица 8 класса А
Руководитель: Сурова Галина Федоровна,
учитель русского языка и литературы
Новая Ляда -2017
Содержание
1. | Ведение. | 3 |
2. | Теоретическая часть. Из истории инструментов для письма | 5 |
3. | Практическая часть. «Очумелые ручки» | 8 |
4. | Исследовательская часть. Проба пера. | 10 |
5. | Заключение | 12 |
6. | Литература | 13 |
7. | Приложение | 14 |
I.Введение
Красота человека–
в красоте его письма .
Восточный афоризм
Сегодня без письменных принадлежностей очень трудно представить нашу жизнь, так как именно с их помощью мы записываем важную информацию, ставим подписи на документах. Нас заинтересовали письменные принадлежности прошлого. Мы решили проследить весь путь развития инструментов для письма - от древности до наших дней. Причем не только проследить, но и повторить и попробовать ими писать.
Цель работы - выявление особенностей использования инструментов для письма
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
подобрать научную литературу по теме , обсудить с учителем;
систематизировать полученную информацию;
изготовить древние письменные принадлежности на основе описаний в научной литературе;
провести сравнительных анализ использования письменных принадлежностей;
оформить результаты исследования в виде презентации.
Этапы исследовательской работы работы:
Гипотеза : письменные принадлежности прошлого и современности имеют свои достоинства и недостатки .
Исследовательская работа состоит из трех частей:
Объект исследования: образцы текста, написанные разными инструментами для письма.
Предмет исследования: характеристики применения письменных принадлежностей.
II. Теоретическая часть
Из истории инструментов для письма
История инструментов для письма берёт своё начало с глубокой древности. Она и продолжается в наши дни.
Познакомимся с вехами в истории развития инструментов для письма.
С появления на земле homo sapiens возникает средство общения и коммуникации. С тех пор остались наскальные рисунки. Они рисовали потрясающие рисунки на стенах своих пещер - петроглифы. Чтобы сделать такие рисунки, древние люди использовали или твердые камни - чтобы высекать изображения, или собственные пальцы - чтобы рисовать красками, сделанными из природных красителей. Таким образом, первым инструментом для письма были камень или человеческий палец
Около 4 000 лет до нашей эры шумеры открывают письменность. Тогда для письма использовались обыкновенные кости либо деревянные палочки. На глиняных табличках , на которых, пока глина еще не застыла, палочкой с треугольным концом (стилусом) выдавливались треугольные знаки. Так называемая клинопись.
Около 3 000 лет до нашей эры египтяне изобретают иероглифы. Для их изображения на папирусе писцы использовали тонкие кисти из тростника или тростниковые ручки – каламы, которые изготавливали из прочной части стебля тростника, острым ножом делали очень косой срез и продольную бороздку для стекания чернил. Чернила египтяне делали из смеси золы от сжигания корней папируса и камеди - клейкого сока акации. Каламом рисовали такие великие художники как Рембрандт и Боттичелли. И его продолжают использовать современные художники-графики. Калам делают из камыша, бамбука, стеблей зрелой пшеницы и риса.
Примерно в 1300 году до н.э. римляне придумали письмо по воску, который заливался в деревянные таблеты. Они представляли собой дощечки, покрытые тонким слоем воска. Заостренной бронзовой или костяной палочкой-стилусом на воске процарапывались буквы, которые можно было тут же стирать обратным тупым концом стилуса. Письмо по воску просуществовало около 18 веков.
600 год нашей эры ознаменовался появлением гусиного пера, которым писали и по пергаменту, и по бумаге. Гусиное перо стало основным инструментом для письма повсюду (кроме стран Востока, где использовалось тростниковое перо). В XVIII веке из России в Англию отправлялось в год более 25 млн. штук гусиных перьев. Хорошие перья нередко преподносили в качестве подарка. Птичьими перьями, преимущественно гусиными, пользовались в течение десяти веков - до конца XVIII века. В России же не только в XVIII веке, но даже и в XIX веке были в употреблении исключительно птичьи перья, а в учреждениях (канцеляриях) долгое время были «специалисты по чинке перьев».
История карандаша началась с открытия графита. В 1564 году английские пастухи под поваленным дубом обнаружили залежи чего-то черного. Поначалу они приняли свою находку за каменный уголь. Но найденное вещество – как впоследствии оказалось графит, – в отличие от угля, не горело, зато отлично пачкало. Пастухи стали им метить овец. Вставлять графит в дерево догадался в 1795 году французский химик Николя-Жак Конте. Графит он смешал с глиной, обжег в печи, отрезал тонкую полоску, которую мы сейчас называем грифелем, и вставил в деревянную трубочку. Так был сделан первый карандаш. По тому же принципу карандаши делают до сих пор. В зависимости от соотношения графита и глины получают грифель различной мягкости: чем больше графита, тем более мягкий грифель.
Металлическое перо для ручки. Мы не знаем, кто изобрел первое металлическое перо. Есть несколько претендентов. Достоверно известно, что уже в 1780 году стальные перья делал в Бирмингеме (Англия) изготовитель колец для ключей Харрисон. В 1803 году Уайз, житель Лондона, использовал идею Харрисона для производства стальных перьев и продавал их по 5 шиллингов. Эти перья стали чрезвычайно популярными. Работу по совершенствованию пера проводили Джозефу Гиллотт, Джон Митчелл, Джеймс Перри , Джосайя Мейсон. Весь 19 век изобретатели пытались сконструировать ручку с металлическим пером, имеющим свой собственный запас чернил..
В 1884 году удача пришла к Левису Эдсону Ватерману. Ему удалось создать компактную и надежную ручку с капиллярными протоками, ставшую прообразом современных авторучек.
Вот мы дошли до современности. В 1938 году Ласло Биро при поддержке своего брата Георга, химика по профессии изобретает шариковую авторучку. Уже в 1945 году было налажено первое массовое производство этих письменных приборов. В нашей стране шариковая ручка появилась в 1960-е годы. Сейчас выпускается огромное разнообразие ручек. Чернильные, масляные, гелевые. Всех форм и расцветок.
III. Практическая часть
«ОЧУМЕЛЫЕ ручки»
Эта часть нашего проекта посвящена изготовлению инструментов для письма.
Изготовление глиняной таблички.
Для изготовления глиняной таблички необходимы глина, вода , деревянная дощечка, острая тонкая палочка для письма. Глина заливается водой, настаивается некоторое время. Наносится тонки слоем на деревянную дощечку . Глиняная табличка для письма готова (приложение №1).
Изготовление восковой таблички
Изготовить восковую табличку можно так. Для этого потребуется деревянная дощечка, резец, цветные парафиновые свечи, посуда для плавки свечей.
В изготовлении восковых табличек есть два шага — изготовление основы-подложки и заливка воском. Перво-наперво нужна подложка для восковой таблички. Берем деревянную дощечку, в которой резцом делается углубление; оставляются поля примерно 1-2 см шириной (бортик, не дающий вытечь воску). Затем нужно взять парафиновые свечи, лучше цветные, растопить и залить в основу- подложку. Дать остыть. Восковая табличка для письма готова (приложение №2).
Подготовка гусиного пера к письму
Для письма используется не всё перо, а нижняя небольшая часть. Процесс подготовки пера для письма начинается не с заточки. Сначала нужно перо обезжирить, для этого его следует тщательно промыть, а потом прокипятить в растворе квасцов (5 гр. на 200 гр. воды) или прогреть в горячем песке. Перо должно стать сухим и жёстким. Очинять перо нужно в разогретом состоянии. Делать срез под острым углом. После остывания нужно сделать вертикальное расщепление для стока чернил (приложение №3).
От трения о бумагу кончик пера не только скрипит, но и постоянно тупится. Поэтому подтачивать его придётся часто. Качество линии зависит от жёсткости пера, а поскольку двух одинаковых перьев не бывает, при каждой смене пера нужно заново приспосабливаться.
Перо должно быть из левого крыла, иначе оно будет при письме закрывать написанное.
Изготовление чернил для письма в домашних условиях
Рецептов для изготовления чернил очень много. Мы выбрали самый простой. Нам потребуется сажа, растительное масло, емкость для смешивания ингредиентов. Экспериментальным путем установили необходимую пропорцию компонентов (сажи и растительного масла). Предположили, что сначала следует смешать компоненты в пропорции 1:1. Однако полученная смесь оказалась слишком густой. Добавили еще одну часть растительного масла, получили более жидкие чернила, которые легко сходили с пера, но оставляли кляксы и размазывались. Было решено добавить в данную массу еще ½ части сажи. При соотношении 1 часть сажи к 1,5 частям растительного масла получились чернила, которые легко сходили с пера и не вызывали трудностей при написании (приложение №4).
IV. Исследовательская часть
«Проба пера»
В этой части исследовательской работы мы представляем сравнительный анализ образцов письма разными письменными принадлежностями
(приложение №5):
Мы составили критерии сравнения:
Письмо на глиняной табличке.
Для того чтобы начать писать на глиняной табличке, её надо смочить. Писать неудобно и непривычно. Скорость письма низкая. Оказывается, чтобы написать фразу или даже слово, деревянную палочку нужно часто смачивать в воде. А чтобы снова писать на глиняной табличке, нужно пальцами стереть написанное (приложение №6).
Письмо на восковой табличке.
Писать на восковой табличке удобнее , чем на глиняной. Скорость письма низкая, поучается неаккуратно, так как при надавливании на воск, появляется стружка.
Чтобы повторно использовать восковую табличку, нужно убрать стружку, тупым концом палочки снять верхний слой воска. Но идеального ровного слоя уже не поучается (приложение №7).
Письмо при помощи гусиного пера и изготовленных чернил.
Письмо гусиным пером показало, что писать им непривычно. Но после тренировки уже появился навык, и писать стало удобно. Однако скорость письма так и осталась низкой. Написанные буквы получаются разной толщины. Часто приходилось окунать перо в чернила (приложение №8).
Письмо при помощи металлического пера и изготовленных чернил.
Писать металлическим пером неудобно, царапало бумагу. Следовательно, страдала скорость письма. Получилось неаккуратно и некрасиво. Часто приходилось окунать перо в чернила (приложение №9).
Письмо карандашом.
Писать карандашом удобно, легко исправлять написанное. Скорость письма высокая, однако есть риск того, что карандаш может сломаться . Поэтому надо следить за нажимом. Пишет аккуратно, не размазывается. Требуется подтачивать карандаш периодически(приложение №10).
Письмо ручкой Ватермана (чернильной ручкой)
Металлическим пером писать неудобно, царапает бумагу. Скорость письма низкая. При старании получается аккуратно. Чернил в ручке хватает не надолго (приложение №11).
Письмо шариковой ручкой
Писать ручкой удобно. Каждый может подобрать ручку той формы, которая ему удобна. Скорость письма высокая. Письмо аккуратное. Стержня хватает надолго (приложение №12)
Письмо гелевой ручкой
Гелевой ручкой писать удобно. Однако ручка может пачкать руки, написанное может смазываться (из практики собственного применения). Скорость письма высокая. Стержня хватает не надолго на 3-4 учебных дня. По окончании эксперимента мы заполнили сводную таблицу (приложение №14)
V. Заключение
По результатам практической и исследовательской части можно сделать вывод: письменные принадлежности от глиняной таблички до гелевой ручки имеют свои плюсы и минусы. Самым удобным инструментом для письма является шариковая ручка. Она получила только положительные характеристики (приложение №15). Таким образом, гипотеза наша доказана полностью.
Литература
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Лупленый бочок
Рисуем "Осенний дождь"
Рисуем домики зимой
"Портрет". Н.В. Гоголь