Введение
В наши дни тема брачно-семейных отношений является актуальной для исследования. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
На протяжении всей истории менялась не только форма семейно-брачных отношений, но также и содержание этих отношений. А если быть точнее, то отношения между мужем и женой.
На сегодняшний день уменьшается численность детей в семье. В современных городах резко возрастает свободный выбор партнера. Увеличивается возраст вступающих в брак молодых людей. Снижается власть родителей над детьми и власть мужчин над женщинами. Возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем.
Цель: рассмотреть историю брака и отношение молодежи к браку.
Задачи:
1. Выяснить историю брака
2. Выяснить понятие, виды и функции семьи
3. Выяснить отношение молодежи к браку.
Объект исследования: учащиеся, выпускники школы, друзья и родственники от 16 до 30 лет.
Метод исследования : анкетирование
Вложение | Размер |
---|---|
institut_semi_i_braka.referat.docx | 31.13 КБ |
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………….…...3
История института семьи и брака………………………………………………………………...4
Понятие, виды и функции семьи……………………………………...............................................6
Практическая часть………………………………………………………………………...……....7
Заключение………………………………………………………………………………………....8
Список использованной литературы…………………………………………………….……….9
Приложения
Введение
В наши дни тема брачно-семейных отношений является актуальной для исследования. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
На протяжении всей истории менялась не только форма семейно-брачных отношений, но также и содержание этих отношений. А если быть точнее, то отношения между мужем и женой.
На сегодняшний день уменьшается численность детей в семье. В современных городах резко возрастает свободный выбор партнера. Увеличивается возраст вступающих в брак молодых людей. Снижается власть родителей над детьми и власть мужчин над женщинами. Возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем.
Цель: рассмотреть историю брака и отношение молодежи к браку.
Задачи:
Объект исследования: учащиеся, выпускники школы, друзья и родственники от 16 до 30 лет.
Метод исследования : анкетирование
История института семьи и брака
В первобытном обществе не было понятия семьи. Люди жили небольшими коллективами, в котором все было общее. Детей воспитывали совместными усилиями, мужчины добывали еду, а женщины охраняли очаг.
Около восьми тысяч лет до нашей эры от охоты и собирательства люди начали переходить к одомашниванию животных и оседлому образу жизни. В результате постепенно возникали сельские поселения. Дети стали представлять своеобразную ценность. Так же как и на современных фермах, они могли ухаживать за животными, ходить за водой, пропалывать посевы. Постепенно повышалось значение владения собственностью. Одновременно развивались законы и о наследовании.
Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке. Это были законы Хаммурапи1 — свод гражданского и уголовного права, появившийся в Древнем Вавилоне. По этим законам девушки принадлежали своим отцам до тех пор, пока не были куплены будущим мужем. Брак, таким образом, являлся одновременно и экономической сделкой, определенным контрактом между мужем и женой.
В Древнем Египте брак также заключался, как правило, по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты. В период матриархата наследование всегда шло по женской пинии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство. Такой обычай существовал в Египте и после завоевания его Римом в 30 г. до н. э. Так, Клеопатра1 сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти,— супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом. Те же привилегии получил Марк Антоний, который стал ее последним мужем.
Правовое положение мужчин и женщин в Средние века определялось установленными для них особыми правилами, правами и привилегиями. Важную роль играли географическое положение, принадлежность к общественному классу и этносу, а в случае с евреями и религия. Жизнь горожан обычно регулировалась городскими статутами, которые начали создавать в XII и XIII вв. Исключением были члены религиозных орденов, для которых большее значение имели церковные законы. В начале эпохи сельские жители центральной Европы жили по традиционным этническим законам, таким как Sachsеnspiegel, который был кодифицирован в 1200 г. и имел силу на севере Германской империи, и Schwabenspiegel на юге. В большинстве средиземноморских регионов продолжало применяться римское право, а в северной Франции преобладали соutumes, система традиционных прав и привилегий, позднее кодифицированных. Возросшая в позднем Средневековье социальная подвижность породила поистине непроходимые заросли противоречивых правовых актов, которые продолжали существовать во многих местах на протяжении веков. Во Франции, например, кларификация права не завершилась до введения нового кодекса во время и после революции (1789—1795), и даже тогда была только частичной.
Почти все законы ограничивали права женщин. Например, традиционное право Германии исключает всех женщин, свободных и рабынь, из всех видов общественных дел и взаимодействий. Они не могут появиться в суде, но могут быть представлены своими «опекунами», обычно отцом или мужем. В случае сиротства или вдовства опекунство переходило к ближайшему родственнику мужского пола по мужской линии. Обладатель этого статуса имел право не только выступать от имени подопечной в суде, но также пользоваться и распоряжаться ее собственностью, наказывать ее за преступления с санкциями вплоть до смертной казни в крайних случаях, выдать ее замуж, если видел подходящую партию, и даже продать ее.
Угнетенное положение женщин, существенно ограничивавшее их экономическую независимость и доступ к политической власти в качестве феодальной владычицы и монархини (хотя иногда женщины в позднем Средневековье и исполняли такие роли), было несколько облегчено в позднем Средневековье, особенно в западной и центральной Европе. Незамужние женщины в особенности приобрели большие права; кодексы законов XIII в. гарантировали им значительно большую свободу в принятии решений и действиях, чем старая германская система. В личной сфере, например, они могли свободнее располагать своей личной собственностью, а также быть опекунами своих малолетних детей.
К концу XIX - началу XX века все сильнее давала себя знать шаткость патриархальной семейной модели.
Прошло время. Резкие социальные перемены привели к гибели патриархальной семьи. Брачные отношения очистились от ржавчины корысти, расчетов. Брак стал союзом двух свободных и самостоятельных людей.
Понятие, виды и функции семьи
Семья – это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, а также другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета.
Функции семьи:
С развитием общества изменяются брак и семья. Хотя основу семьи составляет брачная пара, однако есть семьи, которые живут под одной крышей, ведут одно хозяйство, воспитывают детей, но юридически их брак не оформлен. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или оба родителя. Бывают нуклеарные семьи (вместе проживают родители и дети) и расширенные (супружеская пара, дети, родители одного из супругов: дедушка, бабушка). Так, в нынешней семье мы видим реликты прошлых вековых семейных отношений и ростки будущей семьи.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включающая, помимо отношений родства, и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т. д. Семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим.
Практическая часть
В процессе исследования этой темы мы провели опрос среди школьников, выпускников, друзей и родственников в возрасте от 16 до 30 лет.
Исследования показали, что данная возрастная категория в своем большинстве (82 %) положительно относится к брачным отношениям. Однако социально-экономическая ситуация, т.е. отсутствие собственного жилья, недостаточная материальная обеспеченность сдерживает их желание иметь семью.
Многие молодые люди сетуют, что еще не встретили свою половину, а большую часть девушек не устраивает социальный статус претендентов на совместную брачную жизнь, т.е. девушками во главу угла ставится, видимо, брак по расчету. Это ведет к тому, что значительная часть молодых людей не состоит в браке, хотя их отцы и матери в таком возрасте уже имели детей.
В отношении к сожительству 60% участников считает, что подобный вид отношений является этапом для создания семейных отношений. А другие 40%считают, что для создания семейных отношений сожительство не нужно. Большинство опрошенных - сторонники сожительства и можно предположить, что сожительство является "репетицией" семейных отношений, и необходим для того, что бы партнеры узнали друг друга и подумали, стоит ли им заканчивать сожительство брак свадьбой.
98 % опрошенных считают, что дети являются неотъемлемой частью брака и готовы сами воспитать своих детей. 75% опрошенных считают, что ребенок не может нормально развиваться в семье, где родители разведены.
83 % опрошенных считают, что конфликты в семье это не нормально.
37 % опрошенных считают, что залогом крепкого брака является любовь, 22 % - экономическая стабильность,21% - доверие и взаимоуважение, 20% -полное принятие своей половинки.
Таким образом, возраст ранней взрослости является предпочтительным возрастом для вступления в брак и характеризуется положительным отношением к этому институту со стороны молодежи данной группы. Однако в силу имеющихся социально-экономических факторов, разрушения культурных и моральных традиций общества, данная категория в большинстве своем в официальных брачных отношениях не состоит. Такое положение негативно сказывается на демографической ситуации. В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида.
Заключение
Целью моего исследования было выяснение особенностей отношения к браку лиц в возрасте 16-30 лет. Результат исследования показал, что данная возрастная категория характеризуется стремлением к самоопределению и профессиональной устроенности с целью создания дальнейшей стабильности развития жизни. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и пр. - все это общая направленность современной молодежи. Когда мы говорим о психологической зрелости человека, то так или иначе, подразумеваем при этом его умение и готовность преодолевать те или иные трудности, без которых немыслима жизнь вообще и семейная жизнь в частности. Умение преодолевать жизненные трудности - важный показатель психологической и социальной зрелости человека. Возмужание как психологический процесс- это постоянное приобретение жизненного опыта и знаний о реальных человеческих взаимоотношениях.
Если раньше главными были интересы семьи, то теперь интересы индивида выходят на первый план. Также значительно уменьшилось количество детей в семье. Типичная современная семья - муж, жена, один-двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них.
Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми.
Современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, обусловлено это социальными и экономическими преобразованиями.
Сменялись эпохи, менялась культура, менялось мировоззрение и ценностные ориентиры. Вместе с ними изменялись и отношения между мужем и женой, положение женщины, отношение родителей к детям, а детей к родителям.
Хотя и в семейно-брачных отношения произошли изменения, существенно этот социальный институт не изменился и продолжает оставаться одним из самых важных для человека институтов общества.
Список литературы
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Серебряное копытце
Зимний лес в вашем доме
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Рисуем осень: поле после сбора урожая