Исследовательский проект "ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ ШКОЛЬНИКА, ИЛИ НАУКА УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ВРЕМЕНЕМ"
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект "ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ ШКОЛЬНИКА, ИЛИ НАУКА УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ВРЕМЕНЕМ" | 191.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
ФЕСТИВАЛЬ
УЧЕНИЧЕСКИХ
ПРОЕКТОВ
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ ШКОЛЬНИКА,
ИЛИ НАУКА УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ВРЕМЕНЕМ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Автор: Кочеткова Кира Вячеславовна
класс 4 «А», МБОУ «СОШ № 8»
Руководитель: Азиханова Голлия Зуфяровна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 8»
Нижневартовск
2013
Содержание
Введение. 2-3
Заключение. 9
Список использованной литературы. 10
Приложения. 11
Введение.
О понятии «тайм-менеджмент», которое в переводе с английского означает «управление временем», я узнала от своей мамы. Было это так.
С некоторых пор в городской газете «Местное время» появилась рубрика «ТАЙМ-менеджмент с Эльвирой Таран» - этой рубрикой увлеклась моя мама. Читая газетные публикации, она иногда зачитывала интересные моменты мне. В одной из газетных статей на эту тему промелькнула информация, что, оказывается, существует тайм-менеджмент для детей. Эта информация меня заинтересовала.
С самого детства детей приучают соблюдать режим дня, но этот режим составляют родители. Когда ребенок идет в школу, расписание его дня выстраивается уже родителями и учителями. И снова участие самого ученика в таком планировании минимально. С каждым учебным годом у школьников возрастает количество стоящих перед ними задач, но тайм-менеджменту в школах не обучают. Поскольку в этом учебном году я планировала принять участие в проектной деятельности, мне подумалось, что тема исследования «Тайм-менеджмент школьника, или наука управлять своим временем» будет интересна не только мне, но и моим одноклассникам.
Стремятся ли современные школьники управлять своим временем? Хотят ли они пополнить свои знания в этой области? Для выявления актуальности моей исследовательской работы было проведено анкетирование среди одноклассников (приложение I), в котором приняли участие 26 человек. Результаты анкетирования выглядят следующим образом.
На вопрос «Как ты планируешь свой день?» 11 человек ответили, что никак не планируют. 8 – составляют план на день вместе с родителями. Семеро моих одноклассников записывают на листочке то, что им необходимо сделать за день. Никто из участвующих в анкетировании не ответил, что их дела планируют родители.
Большая часть моих одноклассников – 15 человек (как раз те, кто самостоятельно или вместе с родителями пишут список дел) стараются контролировать выполнение намеченного на день, так как выполненные задания они отмечают в списке. Шестеро просто выполняют то, о чем вспомнят. Четверым о невыполненных заданиях напоминают родители. Один признался, что никак не контролирует выполнение намеченного на день.
На вопрос «Хочешь ли ты научиться самостоятельно планировать свой день так, чтобы времени хватило и на занятия, и на досуг?» подавляющее большинство – 24 человека – ответило, что хотят.
Итак, анкетирование подтвердило, что тема управления временем для моих сверстников является актуальной.
Гипотеза: если не управлять своим временем, то оно используется неэффективно.
Рабочая первоначальная гипотеза: если я изучу способы планирования дня школьника, то смогу эффективнее использовать учебное и внеурочное время.
Цель проекта: выявить факторы, способствующие нерациональному расходованию времени, изучить способы планирования дня; поделиться полученными знаниями и навыками с одноклассниками.
Задачи проекта:
Для подтверждения гипотезы и достижения цели были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретическая часть. Понятие тайм-менеджмента.
По данным Википедии, тайм-менеджмент (от английского time management) означает управление временем и повышение эффективности его использования.
Дата рождения тайм-менеджмента неизвестна. Не было такого человека, который бы объявил: «Сегодня я изобрел основы тайм-менеджмента». Первые письменные упоминания о попытках контролировать время принадлежат Луцию Аннею Сенеке. Этот римский философ и государственный деятель жил с 3-х лет до н.э. до 65-ого года н.э. Свои методы управления временем он изложил в одном из нравственных писем, адресованных римскому патрицию и поэту Люцилию. Сенека рекомендовал:
(по данным сайта http://www.kupi-franshizu.ru/stati/1004-istorija-i-ponjatie-tajm-menedzhmenta_planirovanie-metodov-upravlenija-sobstvennym-vremenem.html).
Пионером эффективного тайм-менеджмента в России стал Глеб Архангельский, который возглавил фирму «Организация времени». Его нельзя назвать новатором, однако, именно он стал автором первых пособий и книг для взрослых по этой теме на русском языке.
О детском тайм-менеджменте рассказывается в книге Марианны Лукашенко, которая так и называется – «Тайм-менеджмент для детей».
Приступая к практической части своего проекта, сначала я решила поисследовать, какое время за неделю мои одноклассники тратят впустую. Для участия в этом исследовании я сформировала инициативную группу из десяти, наиболее ответственных, на мой взгляд, одноклассников. В течение недели я, а также каждый участник инициативной группы, отмечали в подготовленном мною календарике-пинарике (приведен в приложении II) то количество времени, которое было потрачено впустую.
С календариком-пинариком я познакомилась в книге Марианны Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей». Календарик-пинарик берет свое название от слова «пинать» (в значении «подталкивать»). Он показывает наглядно, сколько времени было потрачено на пустое времяпровождение.
Каждый участник инициативной группы ежедневно отмечал в календарике-пинарике цветным карандашом то время, которое было потрачено им впустую. После того, как день был прожит, нужно было подсчитать общее количество потраченного впустую времени, и записать цифру в колонке «Итоги». По итогам недели подсчитывалось общее количество времени, потраченного впустую.
Ежедневное количество времени, которое было доступно в календарике-пинарике для заполнения, составило 15 часов (9 часов были отведены на ночной сон). Таким образом, анализу были подвергнуты 105 часов за неделю.
Наши календарики-пинарики показали следующие результаты:
Мой календарик-пинарик показал, что для меня «потерянными» оказались 21 час. А ведь можно было потратить это время с пользой! Когда я вела календарик-пинарик, собственноручно отмечая в нем потерянные часы цветом, я осознала, что именно от меня зависит количество потраченного впустую времени.
Чтобы понять, на что же потратила я свое «потерянное» время, я решила вести хронометраж дня (приложение III). На протяжении учебного дня я каждый час фиксировала занятия, которыми занималась. Хронометраж помог мне увидеть, что пожирателями моего времени являются игры с собакой и просмотр телевизора.
Проведенный мною хронометраж выходного дня выявил еще одно бесполезное занятие, на которое тратится мое время, – это игры на компьютере.
Эта часть моего исследования продемонстрировала, что время – невосполнимый ресурс, и часы, потраченные зря, останутся потерянными навсегда.
Выявив свои источники потери времени, я решила углубить исследование и провести анализ использования свободного времени всеми учениками моего класса и сверстниками за рубежом. Мне также захотелось понять, как использовалось свободное время детьми разных эпох.
Для этого я провела анкетирование своих одноклассников и взрослых, которые в 70-х – 80-х годах прошлого столетия были детьми. В этом анкетировании приняли участие 14 взрослых, 28 учеников моего класса, а также двое моих сверстников из-за рубежа (Эльза Кригер из Германии и Олег Юшкевич из Казахстана).
Для детей и взрослых были подготовлены анкеты (приведены в приложениях IV и V), анализ которых показал такие результаты:
XX век; % | XXI век; % | Сверстники за рубежом, чел. | |
Чтение | 64% | 43% | 2 |
Телевидение | 29% | 71% | 2 |
Интернет, компьютерные игры | 0% | 57% | 2 |
Прогулка, каток, лыжи и т.п. | 54% | 41% | 1 |
«Ничегонеделание» | 0% | 7% | - |
Поход по магазинам | 14% | 35% | - |
Рукоделие | 21% | 10% | 1 |
Секции, кружки | 61% | 64% | 2 |
Помощь по дому, общение с родителями | 32% | 25% | 2 |
Проведенный опрос показал, что основными пожирателями времени моих сверстников являются телевидение, интернет и компьютерные игры. Для сравнения – поколение моих родителей уделяло телевидению гораздо меньше времени, чем современные школьники (29% против 71%). При этом сейчас, в основном, дети смотрят фильмы, мультфильмы или даже бесцельно переключают телевизор с канала на канал. Во времена моих родителей не было такого многообразия телеканалов, как сейчас, было только 2 канала. В устной беседе с родителями и их знакомыми я выяснила, что в конце XX века к просмотру телевизора дети подходили более обдуманно, как правило, отмечая в программе телепередач те фильмы и передачи, которые им хотелось посмотреть. Сейчас дети порой не знают даже, что программа телепередач существует (при анкетировании это отметили 17 учеников моего класса).
Интернет, являясь, с одной стороны, источником новых знаний, с другой стороны, затягивает школьников в трясину виртуального общения и компьютерных игр, что не несет за собой никакой интеллектуальной пользы. В том, что предпочтут провести время «Вконтакте» или «Одноклассниках», нежели займутся другим занятием, признались 50% моих одноклассников.
Увеличился процент детей, одним из занятий которых в свободное время является поход по магазинам (процент возрос с 14 до 35). По рассказам моих родителей, между походами по магазинам детей предыдущего поколения и «шопингом» нынешних школьников есть некоторая разница. Раньше дети чаще ходили по магазинам, чтобы помочь родителям по хозяйству: стояли в очередях за хлебом, молочными продуктами. Сейчас же школьники чаще ходят в магазин за жвачками, сухариками и даже расценивают хождение по магазинам как вариант прогулки.
Уровень чтения современных школьников стал значительно ниже – 43% против 64%. Подтверждением этому являются и ответы на вопросы о посещении библиотеки и о чтении книг не по школьной программе.
Зато современные школьники стали чаще посещать кружки и секции. Это является хорошей тенденцией, тем более, что многие родители считают, что возможностей для самореализации нынешнее время предоставляет больше.
Зарубежные участники анкетирования тоже посещают секции и кружки. Но они так же, как и российские школьники, увлекаются компьютерными играми и просмотром телевизора. А читают больше (оба участника анкетирования указали чтение одним из своих занятий в свободное время).
В самом начале третьей четверти этого учебного года на уроке литературного чтения мы познакомились со «Сказкой о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца. Мне сразу подумалось, что с этим произведением перекликается тема моего исследования. А где еще в литературе встречается тема потери и управления временем? С этим вопросом я пришла в библиотеку, и вот, что я выяснила.
Есть много пословиц и поговорок, посвященных этой тематике:
О нерациональном использовании времени написал и Николай Николаевич Носов в своем рассказе «Федина задача». Плачевные последствия потери времени красноречиво изложены в басне Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей».
Но больше всего мне понравилось стихотворение Агнии Львовны Барто, которое называется «Сережа учит уроки». Привожу его в Приложении VI.
Как же научиться использовать время рационально? Есть хороший и, наверняка, многим известный способ организации дня – это планирование, которое становится эффективным только при условии отслеживания хода выполнения намеченного. В уже упомянутой мною книге Марианны Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей» описаны несколько вариантов планирования:
Я попробовала планировать свои дела всеми указанными способами, но больше всего мне нравится планирование по принципу игры «Крестики-нолики». Для этого я рисую квадратное поле в клеточку 3х3 или 4х4 (в зависимости от количества планируемых задач). В каждую клеточку пишу по задачке. Как только задача выполнена, ставлю в этой клеточке крестик. И так нужно зачеркнуть подряд 3 клеточки (или 4, если было заполнено поле 4х4). Когда задачи на день записаны собственноручно, о них больше помнишь. Если же какие-то из задач остались невыполненными, при составлении плана на новый день их я включаю в новый список в первую очередь. А какое удовольствие отмечать выполненные дела!
Заключение.
В самом начале работы над проектом мною была выдвинута рабочая первоначальная гипотеза: если я изучу способы планирования дня школьника, то смогу эффективнее использовать учебное и внеурочное время. Приступив к исследованию, я увидела, сколько времени теряется современными школьниками на бесполезные дела и решила, что для моего проекта больше подходит гипотеза такая: если не управлять своим временем, то оно используется неэффективно.
Итоги работы с календариками-пинариками, результаты проведенного анкетирования, сравнительный анализ использования свободного времени моими сверстниками и их родителями и примеры из литературных произведений полностью подтвердили эту гипотезу. Школьники теряют драгоценное время за просмотром телевизора, посещением социальных сетей, а также играя в компьютерные игры.
Подтвердившаяся гипотеза показала нерадостную картину неумения управлять своим временем современными школьниками. Именно поэтому я решила включить в свой проект информацию о способах планирования дня и подготовить памятку о них для своих одноклассников. Думаю, эта памятка поможет моим сверстникам сделать первые шаги в постижении науки управления временем. А делать это необходимо, потому что, как показал мой проект, если ты не планируешь свой день, то время, оставшееся без контроля, попросту сбегает от тебя.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ ОДНОКЛАССНИКОВ
1. Как ты планируешь свой день?
а) записываю на листочке то, что мне необходимо сделать за день;
б) мои дела планируют родители;
в) никак не планирую;
г) составляю план на день вместе с родителями.
2. Как ты контролируешь выполнение намеченного на день?
а) отмечаю в списке выполненные задания;
б) о невыполненных заданиях мне напоминают родители;
в) выполняю то, о чём вспомню;
г) никак не контролирую.
3. Хочешь ли ты научиться самостоятельно планировать свой день так,
чтобы времени хватило и на занятия, и на досуг?
а) да, хочу;
б) нет, не хочу.
Приложение 2
КАЛЕНДАРИК-ПИНАРИК
Часы Дни | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22-7 | Итого за день | |
Понедельник 04.02.2013 | сон | |||||||||||||||||
Вторник 05.02.2013 | сон | |||||||||||||||||
Среда 06.02.2013 | сон | |||||||||||||||||
Четверг 07.02.2013 | сон | |||||||||||||||||
Пятница 08.02.2013 | сон | |||||||||||||||||
Суббота 09.02.2013 | сон | |||||||||||||||||
Воскресенье 10.02.2013 | сон | |||||||||||||||||
Итого за неделю |
Инструкция по ведению календарика-пинарика:
Ежедневно необходимо отмечать цветным карандашом (или ручкой) то время, которое было потрачено впустую. Фиксация идет по часам. Например, ребенок с 15.00 до 22.00 играл в компьютер, хотя ему было позволено играть в течение часа, а остальное время он должен был учить уроки и убираться по дому. Поэтому диапазон с 16.00 до 22.00 выделяется цветом. Час с 15.00 до 16.00 идет как время отдыха и относится к полезному времени (так как в данном примере ребенку в качестве отдыха был положен час компьютера).
После того, как день прожит, нужно подсчитать общее количество потраченного впустую времени, и записать цифру в колонке «Итоги».
По итогам недели подсчитывается общее количество времени, потраченного впустую.
Приложение 3
ХРОНОМЕТРАЖ ДНЯ
7.00 – 8.00 | |
8.00 – 9.00 | |
9.00 – 10.00 | |
10.00 – 11.00 | |
11.00 – 12.00 | |
12.00 – 13.00 | |
13.00 – 14.00 | |
14.00 – 15.00 | |
15.00 – 16.00 | |
16.00 – 17.00 | |
17.00 – 18.00 | |
18.00 – 19.00 | |
19.00 – 20.00 | |
20.00 – 21.00 | |
21.00 – 22.00 | |
22.00 – 7.00 |
Приложение 4
АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
а) читаете книги;
б) смотрите телевизор;
в) гуляете;
г) каток, лыжи, футбол и т.д.;
д) сидите в Интернете или играете в компьютерные игры;
е) общаетесь с родителями;
ж) посещаете секции, кружки;
з) занимаетесь рукоделием;
и) ходите по магазинам;
к) ничего не делаете;
л) помогаете по дому.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
а) не знаю, что это такое;
б) да, пользуюсь;
в) нет.
а) да, часто;
б) иногда;
в) нет, не посещаю.
а) да; б) нет.
а) сайты «Вконтакте» и «Одноклассники»;
б) другое занятие.
Приложение 5
АНКЕТА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы.
1. За какими занятиями Вы проводили свое свободное время, когда были школьниками? (можно выбрать несколько вариантов):
а) чтение книг;
б) просмотр телевизора;
в) прогулка;
г) каток, лыжи, футбол и т.д.;
д) общение с родителями;
е) поход по магазинам;
ж) занятия в секциях, кружках;
з) рукоделие;
и) помощь по дому.
2. Какое телевидение более вредно для детей?
а) телевидение Вашего детства;
б) современное.
а) да, регулярно;
б) иногда;
в) нет.
а) да; б) нет.
Приложение 6
А.Л. Барто
СЕРЕЖА УЧИТ УРОКИ
Сережа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришел монтер.
Сережа начал разговор
О пробках, о проводке.
Через минуту знал монтер,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Сереже десять лет,
И что в душе он летчик.
Но вот уже зажегся свет
И заработал счетчик.
Сережа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь.
Озера могут подождать.
Он был, конечно, вратарем,
Пришел домой не скоро,
Часам примерно к четырем
Он вспомнил про озера.
Он взял опять свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут Алеша, младший брат,
Сломал Сережин самокат.
Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И покатался кстати.
Но вот Сережина тетрадь
В десятый раз открыта.
- Как много стали задавать!-
Вдруг он сказал сердито. -
Сижу над книжкой до сих пор
И все не выучил озер.
Список использованной литературы:
Новогодние гирлянды
Снежная книга
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Кто чем богат, тот тем и делится!