ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА I. Подросток и психологические закономерности его развития……….5
1.1. Общая характеристика особенностей подросткового возраста……………..5
1.2.Кризис подросткового возраста и его основные проблемы………………...6
ГЛАВА II. Опытно - экспериментальная работа…………………………………8
2.1. Цели, участники анкетирования и блиц – опросаи их результаты………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….10
СПИСОК ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………11
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Подростковый период - определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, но, в конце концов, большинство подростков обретают зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком.
Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что подростковый возраст - время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека. Не случайно французский философ Ж. - Ж. Руссо назвал подростковый возраст "вторым рождением".
Современного подростка описывают Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин и Л.И. Божович и др. Их исследования лежат в русле культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Проблема интересов в переходном возрасте является ключом ко всей проблеме психологического развития подростка. Так, например, повышенную обидчивость, негативизм, агрессивность ребенка Л.И. Божович связывает с неудовлетворенностью потребности в общении, в реализации личностно значимых притязаний.
Из зарубежных авторов проблемой подросткового возраста фундаментально занимается X. Ремшмидт. Называя его имя, мы сообщаем о том, что в зарубежной психологии не существует резкой грани между подростковым и юношеским возрастом. Соединяя эти две ступени развития, психологи вводят понятие взросления. Период взросления, по наблюдениям психологов, - длительный период, он захватывает возраст от 12-14 до 25 лет. В течение этого периода происходят, как пишет X. Ремшмидт, радикальные соматические изменения, многочисленные психические сдвиги, ожесточенные столкновения с обществом и его институтами (родительским домом, школой, профессиональным сообществом и т.д.). Причем протекает все это при единообразии биологических процессов весьма неодинаково в различных социокультурных условиях. А.Н. Леонтьев по этому поводу писал: "Прежнее место, занимаемое ребенком в окружающем его мире человеческих отношений, начинает осознаваться им как не соответствующее его возможностям, и он стремится изменить его. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни".
Из-за этого в развитии подростка выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой - множество положительных факторов: возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Основной результат развития: закладываются и формируются базовые направления моральных и социальных установок взрослой личности.
Таким образом, целью настоящей работы является анализ психологического развития подростков в современных условиях.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1) Дать общую характеристику подросткового возраста.
2)Охарактеризовать кризис подросткового возраста и его основные проблемы.
3) Раскрыть вопрос о межличностных отношений в период подросткового возраста.
4) Провести анкетирование учащихся и блиц-опрос родителей и учителей, предлагая ответить на вопрос: «Легко ли быть подростком? Почему?»
Объектом исследования выступают подростки, а предметом - проблемы психологического развития подростков в современных условиях.
Гипотеза: попробую доказать, что нелегко и очень сложно быть подростком.
Практическая значимость настоящей работы определяется возможностью использования материалов настоящего исследования на родительских собраниях, классных часах.
Методами исследования явилисьнаблюдение, поисковый, исследования публицистических и научных источников, работа с литературой, анкетирование, блиц-опрос, анализ, обобщение.
Глава I. Подросток и психологические закономерности его развития
1.1. Общая характеристика особенностей подросткового возраста
Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. «Подростковый возраст – «teenage period, adolescence) – возрастной период, занимающий переходное положение от детства к юности».
Как отмечает Д.И.Фельдштейн, «подростковый возраст характеризуется периодом бурного и неравномерного роста и развития организма, интенсивным ростом тела и совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, усиленная деятельность желез внутренней секреции, «часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении». Нервная система подростка еще не всегда способна выдержать сильные или длительно действующие раздражители и под их воздействием часто приходит в состояние торможения или сильного возбуждения.
Важное значение физического развития в подростковом возрасте имеет половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Появляются, часто неосознанное, половое влечение и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли. Особенности физического развития в подростковом возрасти определяют важнейшую роль в этот период правильного режима жизни, в частности режима труда, отдыха, сна, питания, спорта.
Важным видом деятельности в подростковом возрасте является учебная деятельность. Но, как пишет Д.И.Фельдштейн, «в отличие от младшего школьного возраста, учебная деятельность подростков, сохраняя свою актуальность и значение, выступает для них по своей психологической роли как одна из форм совокупной общественно полезной деятельности". Таким образом, ведущим типом деятельности у подростков становится развернутая общественно полезная деятельность в различных ее видах, таких как, учебная, трудовая, общественно-организационная.
Одним из важнейших моментов в различии личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к своим личностным качествам, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе. На основе развития самосознания и сознательного отношения к действительности, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у него часто возникает стремление развить у себя положительные качества личности, преодолеть отрицательные черты. Однако сравнительно небольшой опыт и жизненный кругозор подростка нередко приводят к возникновению у него своеобразного противоречия между потребностью в самовоспитании и неумением реализовать ее.
Важным новообразованием подросткового возраста является формирование чувства взрослости «как субъективного переживания готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающегося в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением, освобождали его от мелочного контроля».
Важным аспектом подросткового возраста является развитие чувства товарищества, наличие потребности в дружеском общении, сознательное отношение к дружбе, желание строить устойчивые и продолжительные дружеские отношения.
1.2. Кризис подросткового возраста и его основные проблемы
Подростковый кризис - пик переходного периода от детства к взрослости. Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет) большей продолжительностью.
Л.И. Божович полагала, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от других людей, присущими качествами. Это порождает у них стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию.
С формированием чувства взрослости как образования сознания связывают критические проявления в этот период жизни Т.В. Драгунова и Д.Б. Эльконин. Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний, аффективных реакций. Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности, т.е. на известное равноправие со взрослыми, и старается добиться признания ими этого.
Существуют два основных пути протекания подросткового кризиса:
Кризис независимости. Его симптомы - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их ранее выполнявшимся требованиям, протест-бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил: "я уже не ребенок".
Кризис зависимости. Его симптомы - чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности: "я ребенок и хочу оставаться им".
К отдельным проявлениям подросткового кризиса относят следующее.
Негативизм, который проявляется как негативная установка по отношению ко всему окружающему, в том числе к предметам недавнего интереса. Иногда проявляется более мягко, иногда - в форме разрушительной активности. Субъективные переживания - угнетенное состояние, тоска, подавленность - могут, к сожалению, скрываться и проявляться только в интимной жизни - дневниках, с близкими друзьями и т.д.
Также бывает подростковая депрессия, которая делится на два вида:
1) безразличие и чувство пустоты; ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым он себя еще не чувствует. Возникает некоторый вакуум, который воспринимается как скорбь по утраченному человеку - части самого себя. Непродолжительна, легко лечится;
2) результат полосы жизненных поражений (старался решить поставленные проблемы, но безуспешно: либо окружающие не понимают его, либо он ощутил ограничение своих потенциальных возможностей). В то же время адаптивные механизмы взрослого человека еще отсутствуют. Прогноз тяжелый. Так, значительное число самоубийств в юности происходит не после длительного поиска альтернативных решений сложной проблемы, а вследствие мгновенного порыва. Часто последней каплей становится потеря ощущения значимости связи с родителями или с другом.
Американский психолог Роберт Хэвигхерст в своей книге «Задачи развития и образования» выделяет задачи развития юности, которые посчитал обязательными (см. Приложение 1).
Глава II. Опытно – экспериментальная работа
2.1. Цели, участники анкетирования и блиц - опроса
Я провела в МБОУ СОШ с. Гафурово анкетирование среди учащихся 7-10 классов с целью разобраться и ответить на вопрос, так или иначе, волнующий нас в жизни: легко ли быть подростком? В результате было проведено анкетирование с 27-ми учащимися 7-х-10-х классов, и блиц-опрос с 11-ю учителями и 15-ю родителями. Результаты анкетирования и опроса таковы:
На вопрос легко ли быть подростком отвечают:
- учащиеся 7-8 кл. «да» - 31,70%, «нет» - 57,80%;
- учащиеся 9-10 кл «да» - 25,20%, «нет» - 53,80%;
- учителя «да» - 24%, «нет» - 76%;
- родители «да» - 68,20%, «нет» - 31,80% (см. Приложение 2).
В следующей диаграмме видно, что девочки в больше процентных соотношениях отвечают «нет» на вопрос легко ли быть подростком в отличие от мальчиков (см. Приложение 3). Учителя в больше процентных соотношениях отвечают «нет» на вопрос легко ли быть подростком в отличие от родителей.(см. Приложение 4). Свои ответы они обоснуют тем:
Считают легко быть подростком так как:
Девочки 7-8 кл. - нет проблем, есть время погулять, обеспечивают родители, мало ответственности. Мальчики: нет проблем, забот, чувствуешь себя взрослее.
Девочки 9-10 кл. - серьёзные проблемы помогают решать родители, не нужно беспокоиться за бытовые проблемы. Мальчики: меньше ответственности перед законом, становишься самостоятельным.
Учителя - потому что нам было легко, самая хорошая школьная пора.
Родители - нет взрослых проблем, подросток хорошо обеспечен, только одна цель – учеба.
Считают нелегко быть подростком так как:
Девочки 7-8 кл. большая ответственность, ссоры с друзьями, родителями, чем старше, тем труднее, возлагается больше обязанностей, меняется характер, недовольство внешностью, трудно найти друга, часто бывают депрессии. Мальчики становишься более ответственным, не понимают родители, частое непонимание со стороны взрослых.
Девушки 9-10 кл. возникают проблемы, которые приходится решать самостоятельно, подросток стоит перед выбором, что можно, что нельзя, приходится принимать важные решения. Юноши: частое непонимание и ссоры с родителями, много запретов и ограничений, многое стало раздражать.
Учителя считают нелегко быть подростком так как: не совпадает «хочу» со взрослым «надо», сталкивается со взрослыми проблемами, происходят физиологические изменения, необходимо решить вопрос куда поступить учиться после окончания школы.
Родители - ожидания подростка ещё не оправдываются, возникают конфликты, возникают новые проблемы.
Заключение
Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
В 11-15 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием "подросткового кризиса". Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам. Подростки, как правило, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.
Моя исследовательская работа показала, что подростком быть нелегко. Так считают 76% учителей, 57% учащихся 7-8 классов, 53% учащихся 9-10 классов, 31,8% родителей.
Учителя непосредственно работают с подростками, поэтому знают, как им трудно. Учащиеся старших классов, хотя и не далеко ушли от подросткового возраста, помнят своё прежнее состояние. Подростки сами испытывают эти трудности. Родители, у которых проблемы со своими детьми, тоже считают этот возраст трудным. И я думаю, что я доказала, что нелегко быть подростком.
Список использованной литературы
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1999
2.Алферов А.Д. Психология развития школьника. - Ростов-на-Дону, 2000
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968
4.Божович Л.И. Этапы формировании личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №4
5.Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980
6. Кравченко А.И. Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 7 класса.- М., 2012
7.Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 2004
8. Мещеряков Б. Г.Современный психологический словарь.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
9. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М.: МПСИ: Флинта, 1999.
10. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста/Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка// Под ред.Г.В.Бурменской. - М.: МПСИ, 2004.
11.Эльконин Д.Б. Драгунов Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М., 1967
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_podrostkov.ppt | 1.78 МБ |
Слайд 1
Легко ли быть подростком?Слайд 2
Исследовательская работа по обществознанию ученицы 7 класса МБОУ СОШ с. Гафурово Халфиной Эндже Научный руководитель: учитель истории и обществознания Шайхутдинова Зухра Минзагировна
Слайд 3
Цели: - анализ психологического развития подростков в современных условиях
Слайд 4
Задачи: - Дать общую характеристику подросткового возраста. - Охарактеризовать кризис подросткового возраста и его основные проблемы. - Раскрыть вопрос о межличностных отношений в период подросткового возраста. - Провести анкетирование учащихся и блиц-опрос родителей и учителей, предлагая ответить на вопрос: «Легко ли быть подростком? Почему?»
Слайд 5
Объект исследования: подростки Предметом исследования: - проблемы психологического развития подростков в современных условиях
Слайд 6
Гипотеза попробую доказать, что нелегко и очень сложно быть подростком
Слайд 7
Практическая значимость: - возможность использования материалов настоящего исследования на родительских собраниях, классных часах
Слайд 8
Методами исследования - наблюдение, поисковый, исследования публицистических и научных источников, работа с литературой, анкетирование, блиц-опрос, анализ, обобщение
Слайд 9
Современного подростка описывают Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др. Из зарубежных авторов X. Ремшмидт.
Слайд 10
В психологии и педагогике принято под подростковым возрастом понимать возраст от 11-12 до 15-16 лет. Какой возраст считается подростковым?
Слайд 11
Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Их так и зовут – жизненные задачи . Их выявил американский психолог Роберт Хэвигхерст. В своей книге «Задачи развития и образования» он выделил задачи развития юности, которые посчитал обязательными. Жизненные задачи.
Слайд 12
Принятие свое внешности и умение эффективно владеть телом. Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.
Слайд 13
5. Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость. 6. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. 7. Появление желания нести ответственность за себя и общество. 8. Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.
Слайд 14
Всего опрошено : Учащихся: 27. Родителей: 15. Учителей: 11. Опрос: "Легко ли быть подростком?"
Слайд 15
Сравнительные данные анкетирования и опроса
Слайд 16
Мальчики Опрошено: 8 Девочки Опрошено: 19 Подростки.
Слайд 17
Родители. Учителя. Взрослые.
Слайд 18
Нет проблем, есть время погулять Обеспечивают родители Мало ответственности Обоснования точек зрений "Да" девочки: 7-8 кл.
Слайд 19
Нет проблем, забот Чувствуешь себя взрослее мальчики:
Слайд 20
Серьёзные проблемы помогают решать родители. Не нужно беспокоиться за бытовые проблемы. Меньше ответственности перед законом. Становишься самостоятельным. девушки: юноши: 9-10 кл.
Слайд 21
Потому что нам было легко Самая хорошая школьная пора Нет взрослых проблем Подросток хорошо обеспечен Только одна цель – учеба Учителя Родители
Слайд 22
Большая ответственность Ссоры с друзьями, родителями Чем старше, тем труднее Возлагается больше обязанностей Меняется характер, недовольство внешностью Трудно найти друга Часто бывают депрессии "Нет" девочки:
Слайд 23
Становишься более ответственным Не понимают родители Частое непонимание со стороны взрослых мальчики:
Слайд 24
Возникают проблемы, которые приходится решать самостоятельно Множество проблем Приходится принимать важные решения девушки 9-10 кл.
Слайд 25
Частое непонимание и ссоры с родителями Много запретов и ограничений Многое стало раздражать юноши:
Слайд 26
Не совпадает «хочу» со взрослым «надо» Сталкивается со взрослыми проблемами Происходят физиологические изменения Решить вопрос куда поступить учиться после окончания школы Ожидания подростка ещё не оправдываются, Возникают конфликты Учителя Родители
Слайд 27
Подростком быть не легко. Так считают 76% учителей, 57% учащихся 7-8 классов, 53% учащихся 9-10 классов, 31,8% родителей. Учителя непосредственно работают с подростками, поэтому знают, как им трудно. Учащиеся старших классов, хотя и не далеко ушли от подросткового возраста, помнят своё прежнее состояние. Подростки сами испытывают эти трудности. Родители, у которых проблемы со своими детьми, тоже считают этот возраст трудным. Вывод
Ёжикина Радость
Для чего нужна астрономия?
Волшебные звуки ноктюрна
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Как нарисовать ветку ели?