Работа рассказывает о важности куклы в психологическом формировании ребёнка, в становлении его внутреннего мира, духовного и творческого развития. Мы исследовали историю развития кукол, влияние современных кукол на детей и подростков. Рабочая гипотеза заключается в том, чтобы доказать , что куклы серии «Монстер Хай» имеют отрицательное влияние на поведение и эмоциональное состояние детей. В ходе работы были выполнены все поставленные задачи, подтверждена рабочая гипотеза.
Вложение | Размер |
---|---|
Современные куклы: за и против. | 41.76 КБ |
Муниципальный этап III открытой научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Ступень в будущее»
Современные куклы: за и против.
Шевчук Юлия Ярославовна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
4а класс
Руководитель:
Чуранова Елена Александровна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 4»
г. Губкинский
2014г.
Современные куклы: за и против. Шевчук Юлия
ЯНАО, г. Губкинский
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
4а класс
Краткая аннотация
Работа рассказывает о важности куклы в психологическом формировании ребёнка, в становлении его внутреннего мира, духовного и творческого развития. Мы исследовали историю развития кукол, влияние современных кукол на детей и подростков. Рабочая гипотеза заключается в том, чтобы доказать , что куклы серии «Монстер Хай» имеют отрицательное влияние на поведение и эмоциональное состояние детей. В ходе работы были выполнены все поставленные задачи, подтверждена рабочая гипотеза.
This project is about the importance of the dolls in the psychological formation of the child and in his inner, spiritual, and creative development. We have investigated the history of the development of the dolls and the impact of the modern dolls on the children and teenagers. The working hypothesis is to prove that dolls “Monster High” have a bad influence on the behavior and emotional state of the children. During the work all the tasks and goals have been proved.
Современные куклы: за и против Шевчук Юлия
ЯНАО, г. Губкинский
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
4а класс
Аннотация
У каждого человека детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Но в современном магазине игрушек огромное количество товара. От такого изобилия просто становится плохо. Какие же игрушки предпочитают современные дети? И как новомодные игрушки влияют на наших детей? Все ли игрушки воспитывают в детях доброту, милосердие, сострадание, те качества человека, которые в наше время так необходимы не только детям, но и взрослым. В этом мы постарались разобраться. Работа рассказывает о важности куклы в психологическом формировании ребёнка, в становлении его внутреннего мира, духовного и творческого развития. Мы исследовали историю развития кукол, влияние современных кукол на детей и подростков. Рабочая гипотеза заключается в том, чтобы доказать , что куклы серии «Монстер Хай» имеют отрицательное влияние на поведение и эмоциональное состояние детей. В ходе работы были выполнены все поставленные задачи, подтверждена рабочая гипотеза.
Оглавление:
1. Введение………………………….………………………………3
2. Глава I. История куклы
2. Столица кукольного государства ………………………..……… 4
3. Как назывались первые фабричные куклы…………………..……5
4. Роль куклы в развитии ребёнка……………………………………5
4. Глава II. Современные куклы и их влияние на детей.
5. Микроисследование (анализ анкет)…………………………………… 8
6. Заключение……………………………………………………………………9
7. Список литературы ……………………………………………………...…..10
8. Приложение № 1……………………...…………………………………...…11
3
Современные куклы: за и против. Шевчук Юлия ЯНАО, г. Губкинский МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» 4а класс
Введение.
В настоящее время самой популярной игрушкой среди девочек младшего возраста, как и тысячи лет назад, является кукла. В современном мире кукле отводится уже не та роль, как прежде. Раньше кукла была неразрывно связана с человеком, она была символом продолжения рода, оберегом для ребёнка. В настоящее время кукле отводится интересная роль, в которой главное место занимает познание окружающего мира. Ведь играя в куклы, каждая девочка мечтает и в игре реализует свою будущую жизнь. Среди моих сверстниц есть девочки, которые очень любят играть в куклы, и я не исключение. Предметом изучения моего проекта стали куклы серии «Монстер Хай». Раньше я очень любила играть c куклами серии « Монстер Хай». Эти куклы всего за несколько лет завоевали весь мир. В 2010 году была произведена первая партия кукол. Удивительно, но продажа этих игрушек произвела небывалый фурор на рынке игрушечной индустрии. Куклы смогли привлечь внимание и завоевать сердца не только самых маленьких покупателей и взрослых. Я и мои друзья конечно не исключение. Однажды мама мне запретила покупать эти куклы, смотреть мультфильмы, читать журналы. Почему? Устав от ежедневных споров, я решила провести свое исследование, почему многие родители не разрешают играть куклами серии « Монстер Хай» и какое влияние имеют эти куклы на ребят.
Цель, которую я поставила перед собой: - исследовать и установить, какими куклами предпочитают играть современные дети и выявить влияние современной куклы на психическое развитие моих сверстников. Задачи: - изучить материал истории кукол; - познакомиться с теоретическим материалом, связанным с влиянием современных кукол на детей и подростков; - провести анкетирование и узнать, какие бренды кукол предпочитают девочки; - убедить ребят в важности выбора кукол. Гипотеза: - считаю, что различные бренды игрушек по - разному влияют на эмоциональное состояние и психику детей и подростков. - могу предположить, что куклы серии « Монстер Хай» имеют отрицательное влияние на детей. Методы исследования: - изучение литературы; - анкетирование сверстников; - использование интернет – ресурсов.
4
I.История куклы. 1. Когда появилась первая кукла игрушка.
Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Кукла — зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир детства. Археологи считают, что куклы появились более 30 тыс. лет назад. Их делали из мамонтовой кости и уже тогда использовали в ритуалах. Возможно, все дело в привычке полагаться на мир духов. Маленькие богатые египтяне играли куклами, у которых были тщательно вылепленные лица, подвижные руки и ноги и настоящие волосы. Их изготавливали самые искусные мастера-кукольники. Много детских кукол ученые нашли в Италии, раскапывая город Помпеи. При раскопках легендарной Трои нашли вместе с куклами и погремушки. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. «Кукла» имеет несколько значений. Первое – детская игрушка в виде человека. Второе – в театральном представлении фигура человека или животного, управляемая актером. Третье – фигура, воспроизводящая человека в полный рост. Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» (круг) и означает нечто свернутое, например деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали или завертывали. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Кукле рисовали глаза, рот, делая тем самым подобием человека, нарекали именем. Таким образом мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.
2. Где столица кукольного царства? Довольно долго русские куклы оставались самодельными. А первые куклы, изготовленные мастерами, появились в подмосковном Сергиеве Посаде ещё в 19 веке. Делают, там игрушки и по сей день. А ещё в Сергиевом Посаде находится единственный в нашей стране Институт игрушки, где придумывают её новые виды. Есть и уникальный Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать историю кукол. Сейчас Сергиевские мастера изготавливают кукол из разных материалов. А прежде они славились поделками из дерева – липы, ольхи, осины и березы. Сначала резчики долго подготавливали древесину: порой чурки для кукол вылеживались года по два. Только потом из них вырезали фигурки и расписывали яркими красками. Довольно долго русские куклы оставались самодельными. А первые куклы, изготовленные мастерами, появились в подмосковном Сергиеве Посаде ещё в 19 веке. Всюду, где селится и живет человек, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой загадке таится великая загадка. Являясь частью культуры всего человечества, кукла
5
сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В наше время куклы очень изменились.
3. Как назывались первые фабричные куклы. Деревянная кукла. В 13 – начале 14 в. производство кукол сосредоточилось в руках мастеров узкой кукольной специализации. В различных регионах Европы начинают закладываться основы кукольного цехового отдела. Основным местом продаж кукол оставались ярмарки. Кукол вырезали токари-корзинщики, а изготовители игральных костей делали их из простой и слоновой кости, а также латуни. Восковая кукла. В конце 16 -17 столетий в Европе появляются восковые куклы. Делали кукол из пчелиного воска, обесцвеченного и цветного, содержавшего различные добавки для усиления прочности. В эпоху промышленных революций куклы из воска пользовались широкой популярностью во многих странах. Фарфоровая кукла. В семье промышленно созданных кукол-игрушек фарфоровые куклы занимают достойное место. На заре 18 столетия в Германии был раскрыт секрет получения фарфора, что положило начало европейскому фарфоровому производству. Русская матрёшка. Яркая матрёшка, известная всему миру, стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной русской крестьяночки. Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Он вырезал их из дерева, а внутри они содержали в себе целое семейство вставленных одна в другую фигурок. Изображали они Фукуруму – божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – богов рангом ниже. Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник С. В. Малютин. Он тут же набросал на бумаге русский вариант забавной фигурки. Токарь московской мастерской «Детское воспитание» В. П. Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин сам расписал её. «Настоящая Матрёна!» – воскликнул кто-то, увидев куклу. И назвали её Матрёшка. Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки. Сейчас она – традиционный сувенир России и символ ее культуры.
4. Роль куклы в развитии ребёнка. Одной из любимых игрушек девочек была и остается кукла. Когда-то давным-давно крестьянские девочки мастерили тряпичных кукол, названия которым давались по имени предстоящего праздника – Масленица, Троица и так далее. Во время праздника кукол отдавали странникам, идущим поклониться святым местам. Если странников не было, кукол сжигали, чтобы хоть дым долетел до неба. Красивый обряд. У меня возник вопрос: « Если наши родные игрушки развивают у будущих мам навыки ухода за малолетними детьми, то какие именно навыки развивает у девочек игра с куклой Монстер Хай или с куклой Братц? Что, играя, мы девочки делаем с этой самой куклой». Мы её одеваем, раздеваем, наряжаем, заводим женихов и т.д. Всё зависит от фантазии и психики производителя. Как правило, психологов и педагогов на предприятии нет, а игрушки разрабатывают художники и инженеры. Подбирать кукол, чтобы они выполняли функции, которые им предназначены нужно правильно. Игры с куклой являются отражением жизни девочки. С куклой можно погулять, причесать, переодеть. Пеленая и баюкая пупсика, девочка примеряет на себя роль мамы, тренируется ей быть. Именно с куклой девочки играют в увлекательную игру «Дочки-матери». Эта простая игра
6
формирует опыт взаимоотношений и является основой умения семейного общения в старшем возрасте, развивает у девочки внимание, ответственность, доброту.
II. Современные куклы и их влияние на детей.
Если спросить детей и подростков какие куклы вам нравятся, то получите однозначный ответ Монстер хай. Это новое увлечение современных детей и я была не исключение, пока не изучила информацию о куклах. Меня мучил вопрос действительно ли куклы серии « Монстер Хай» имеют отрицательное влияние на детей. « Школа Монстров» (англ. Monster High) — американская серия фэшн-кукол, созданная Гарретом Сэндером (англ. Garrett Sander) и проиллюстрированная Келли Райли (англ. Kellee Riley). Официальный релиз состоялся в июле 2010 года. Персонажи этой серии вдохновлены фильмами ужасов и классическими историями о чудовищах, что выделяет Monster High из ряда прочих фэшн-кукол. В названии торговой марки присутствует слово «Monster», а в качестве логотипа изображен «череп с красным бантиком». Считается, что линия Школы монстров составляет конкуренцию Барби. Большая часть персонажей серии связана с образами знаменитых чудовищ, таких как Дракула, Чудовище Франкенштейна, Оборотень, Клеопатра, Призрак Оперы, Банши и т. д. Список персонажей: Дракулаура (англ. Draculaura) — дочь Дракулы;Клодин Вульф (англ. Clawdeen Wolf) — дочь Волка-оборотня;Лагуна Блю (англ. Lagoona Blue) — дочь Морского монстра;Клео Нил (англ. Cleo de Nile) — дочь Мумии;Гулия Йелпс (англ. Ghoulia Yelps) — дочь Зомби;Дьюс Горгон (англ. Deuce Gorgon) — сын Медузы Горгоны; … Только одни эти названия говорят о многом. Некоторые осуждают кукол Монстер Хай, а некоторые обожают, говоря, что они плохо влияют на детей и подростков. Попробуем разобраться, почему это происходит.
Изучив статьи, результаты психологических исследований, я пришла к выводу, что персонажи школы монстров несколько отличаются своими нарядами, которые, я бы сказала, неуместны в наше время в школе. Школьные шкафчики имеют форму гробов с замками в виде черепов. Эти, и не только моменты, вызывают скандалы среди родителей детей и подростков, которые становятся фанатами школы монстров. Большинство персонажей Гулия – дочь Зомби, Дракулаура – дочь вампира графа Дракулы, спектру Вондергейст – дочь привидения, Френки Штейн – дочь собранного из неживой материи Франкейштейна и др. Кроме того, одежда, в которую одеваются девушки из школы монстров, является излишне откровенной для несовершеннолетних детей и подростков. Однако стоит заметить, большинство героев обладают мягким и добрым характером, которые никогда не придадут своих друзей, любят своих родителей и испытывают сострадание к существу, попавшему в беду. Но ни для кого не секрет, что это всего лишь маркетинговый ход. Фрэнки Штейн – дочь Франкенштейна. Все ее части тела сшиты вместе. Иногда нити расходятся, и Фрэнки теряет свои конечности. Она является искусственно созданным созданием. Ей от роду несколько недель. Голова ее держится на двух токопроводящих винтах. Глаза у Фрэнки разного цвета и волосы имеют черно-белые пряди. Не только
7
куклы, но и мультфильм «Школа монстров» завоевали большую популярность среди подростков. По короткометражному мультику «9 жизней Торалей» становится понятно, что у кошки-оборотня Торалей было тяжелое детство. В конце концов, она попадает в приют, где знакомится с другими оборотнями-кошками – Мяулодией и Пурсифоной. Оттуда троицу забирает директриса Бладгуд. Девочки обладают скверным характером. Они хотят править Школой Монстров, но и многие просто не поддаются на их манипуляции. Именно поэтому хорошим героям троица делает всякие гадости. Учителя у этих кукол это привидения, монстры, мумии. Также в этой школе есть только один человек. Его зовут Джексон Джекилл. При помощи музыки он превращается в монстра. Когда музыка останавливается, он превращается обратно в человека. Директор школы миссис Бладгуд может снимать голову и держать ее в руках. Это ужасно!! На уроках куклы монстры проказничают и смеются над учителями. Смотря этот недетский мультфильм, дети подражают ученикам «Школы Монстров». Девиз этой школы «Будь собой, будь уникальной, будь монстром!». Производители этих кукол уверяют, что они добрые. Разве можно считать куклу доброй, когда производители предлагают укладывать их спать в гроб. Куклы имеют неестественный цвет кожи, с клыками и с рогами, имеются шрамы по всему телу. Короткометражные мультфильмы являются чрезвычайно популярными на Ютубе – у каждого доходит до миллиона просмотров. Основная цель этих короткометражек – продавать куклы. Очень большие средства направлены на это. Мне удалось определить то, что современные игры для девочек Монстр Хай популярны не только благодаря любимому мультфильму о Школе Монстров, ведь на популяризацию необычных героев нацелена целая коммерческая индустрия. Умелые предприниматели занимаются производством кукол Монстер Хай и сувенирной продукции, которая сегодня представлена на полках магазинов в изобилии. Для девочек подросткового возраста игры с участием маленьких монстриков – лучшее развлечение. Многие игры для девочек Монстер Хай так или иначе связаны со взаимоотношениями с парнями. Некоторые школьные красавицы не ограничиваются лишь уходом за своей внешностью, – многие ученицы Школы Монстров увлекаются приворотами, а на уроках их учат варить приворотное зелье. Достаточно просто напоить таким снадобьем своего парня, как в игре “Любовный коктейль”, – и сердце вампира или оборотня покорено. Хорошее решение проблем в отношениях! Что за герои ждут вас в играх Монстр Хай для девочек? Они совсем не похожи на изящную Барби и внимательного Кэна. Напротив, ученики самой известной школы напоминают персонажей, которые раньше считались злыми и недоброжелательными. Создатели позаботились о том, чтобы даже монстры смотрелись и воспринимались легко и непринужденно, словно обычные добрые сказочные герои.
Изучение результатов психологической диагностики позволило сделать вывод: появилась очередная черная волна в игрушечном море оружия и монстров. Игрушки такой направленности не несут никакой положительной информации, вредны для психики. В основном они вызывают страх, а страх запускает агрессию – чем больше ребенок соприкасается со страхом, тем более агрессивным, тревожным, нервным он становится.
8
Как результат – плохо получается выстраивать отношения со сверстниками и родителями. Любая игрушка несет информацию, помогает познавать окружающий мир, дает простор для фантазии. Несложно догадаться, какие фантазии рождают страшные игрушки. А если игрушки стимулируют фантазию и действия ребенка, направленные на причинение физического вреда (в нашем случае: кровать пыток или, допустим, резиновый монстр, которого можно растягивать до бесконечности, при этом игрушка издает душераздирающие крики жертвы), то они порождают в ребенке жестокость, желание насилия, более того, вырабатывают привычку к нему. Родителям следует помнить: игрушка предназначена не только для развлечения. Играя, ребенок обязательно чему-нибудь учится. Поэтому необходимо быть бдительными и не покупать вредные для психики маленького человека игрушки».
Эти материалы мне удалось узнать изучив социальные сети. В социальных сетях также активно обсуждают вред и пользу. Мнения расходятся диаметрально. Некоторые относятся негативно, некоторые позитивно. В магазинах игрушек разбегаются глаза и детей и у родителей. Покупая очередную дорогостоящую красавицу, родители редко задумываются, что кукла может принести не только пользу, но и вред. Однозначно одно, что 90% подростков обожают Монстер Хай. В социальных сетях создаются различные группы, в которых проводятся конкурсы. На Ютубе девочки набирают по1000 просмотров за 3 дня, снимают видео о куклах и ведут беседы. Но в одном дискутирующие единодушны: детские игрушки – вещь и в самом деле серьезная. И до появления на прилавках этих ужастиков в обществе мало обсуждали, как влияют пупсы, мишки, драконы на подрастающее поколение. Если за санитарно – гигиеническими показателями игрушек ещё следят, то их внешний вид не контролирует никто, хотя такие игрушки способны пагубно влиять на характер ребёнка и его психику. Министерство образования России ещё в 2002 году направляло в правительство предложения по созданию органа, который бы занимался социальной, психологической и педагогической экспертизой игрушек. Ни в России, ни за рубежом нет методов проведения подобных экспертиз, нет и официальных критериев для их проведения. Как устранить выявленные проблемы. Я подумала над этой проблемой и предлагаю следующее: - обратить самое пристальное внимание родителей на выбор кукол; - познакомить родителей учащихся с информацией о куклах; - провести беседу – презентацию для учащихся « Современные куклы»: за или против? В интернете я создала группу « Мы против Монстер Хай». В этой группе я рассказываю девочкам о том, что куклы Монстер Хай несут зло. В ответ я получила меньше положительных, а больше негативных отзывов, но я не отчаиваюсь и продолжаю свою работу.
В рамках своего исследования я провела в среди девочек 4 «А», 4 «Г» классов анкетирование. Это было сделано для того, чтобы выяснить, какими куклами предпочитают играть современные дети. Было опрошено 20 девочек. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
9
1. Любишь ли ты играть в куклы?
2. Какие куклы вам нравятся больше всего и почему?
На первый вопрос все опрошенные девочки ответили положительно, значит все девочки начального звена играют в куклы. По второму вопросу мы получили следующие результаты:
- куклы «Монстер Хай» -18ч.(80%)
-куклы «Барби» - 2 (20%) Мои предположения оправдались. Почти все девочки начального звена и мои знакомые, выбирают куклу «Монстер Хай». Это их кумир. А ведь они хотят быть похожими и вести себя, как их кумир.
Заключение.
Работа по теме «Современные куклы: за или против?» была увлекательна и интересна. Я использовала различные методы. Проанализировав теоретический материал, я пришла к определённым выводам, которые впоследствии подтвердила практически (в ходе анкетирования). Изучив все о куклах, я пришла к выводу, что не все куклы так безобидны, как нам кажется. В ходе работы, я достигла поставленной цели, - исследовать и установить, какими куклами предпочитают играть современные дети для выявления влияния современной куклы на психическое развитие детей. Проанализировав все о куклах, я пришла к выводу, что Кукла должна формировать понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле. А ведь игрушка для ребёнка – не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный сложный мир, открывает для себя социальные отношения, учится управлять своим поведением, усваивает нравственные нормы общества. И это не просто красивая игрушка, она имеет важное значение для психологического здоровья ребенка. Результаты анкетирования показали, что все девочки и подростки увлекаются куклами серии «Монстер Хай». Гипотеза о том, что куклы серии «Монстер Хай» отрицательно влияют на поведение детей подтвердилась. Изучив и просмотрев весь материал о куклах, я поняла, что игрушки оказывают огромное влияние на формирование и развитие внутреннего мира ребенка и его образного мышления.… В таком возрасте нет конкретных разграничений, что такое добро и зло. А ведь во время игры с ними, на основе этих образов, у ребенка формируется видение того, какой должна быть девочка. Моя работа может послужить хорошим уроком для девочек и подростков. На смену куклам серии «Монстер Хай» пришли новые куклы «Эвер Афтер Хай». Внешний вид у этих кукол соответствует норме, они очень добрые и помогают друг другу в трудных ситуациях. Я думаю, что это будет следующая тема моего проекта.
10
Список литературы.
Приложение № 1. Анкета.
1. Любишь ли ты играть в куклы?
2. Какие куклы вам нравятся больше всего и почему?
Каргопольская игрушка
Волшебные звуки ноктюрна
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Браво, Феликс!
Бородино. М.Ю. Лермонтов