Данная работа была представлена на районный конкурс, посвященный подводному флоту России.
Вложение | Размер |
---|---|
na_konkurs.doc | 969 КБ |
МОУ Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа
Усть – Донецкий район
Районный конкурс, посвященный подводному флоту России.
Рассказ о моряке – подводнике Юфанове Николае Ивановиче, бывшем выпускнике МОУ Нижнекундрюченской СОШ
Работу выполнила:
Корякина Светлана
Ученица 7 класса
МОУ НКСОШ
Руководитель:
Комиссарова Елена Викторовна
Классный руководитель 7 класса
Ст. Нижнекундрюченская
2011 год
Содержание работы
В столетья, в череду веков
Врастают мрамором и бронзой
Дела военных моряков
Людей отважных, смелых, грозных.
О нашем Флоте люди сложат были,
О нем легенды проживут века.
Четыре ветра, четыре флота,
Отважней нету моряка!
20 октября 1969 года (по старому стилю) в Москве собралась боярская дума для решения вопроса большой государственной важности: быть или не быть флоту, на строительстве которого настаивал царь Петр I. Дума постановила: «Морским судам быть». С этой даты и начинается официальное летоисчисление регулярного военно-морского флота нашей страны.
Принято считать, что первую подводную лодку построил и испытал на Темзе голландский механик и физик Корнелий Ван-Дреббель. Это была деревянная лодка, обтянутая снаружи промасленной кожей, которая могла перемещаться с помощью весел в подводном положении на небольшие расстояния. Её экипаж состоял из двенадцати гребцов и трех офицеров. С тех пор прошло много лет, строение лодок модернизировалось. На смену первым деревянным лодкам пришли атомные и дизельные лодки, которые могут находиться под водой больше времени и надолго уходить в походы. Новые условия плавания, и, прежде всего, большая продолжительность пребывания в море в подводном положении, насыщенность подводных кораблей сложной техникой предъявляют ко всем членам их экипажей повышенные требования. Моряк должен быть в этих условиях дисциплинирован, мужествен, хладнокровен, решителен, физически крепок и способен действовать в любой обстановке быстро, уверенно и точно, обладать большой психологической выносливостью.
Нам повезло, что мы живем в районе, где проживают бывшие военные моряки. Это активные, дисциплинированные люди крепкой закалки, на которых можно положиться в любом деле, а особенно — в деле военно-патриотического воспитания молодежи. Ну а жизненной силы и оптимизма в них столько, что невольно «подзаряжаешься» для новых дел. Об одном из таких замечательных людей мы хотели бы повести свой рассказ.
2. Основная часть.
2.1. Школьные годы.
Юфанов Николай Иванович - уроженец станицы Верхнекундрюченской, родился 25 июня 1947 года в семье колхозных рабочих. В годы Великой отечественной войны его отец Иван Тихонович был пленен и угнан в лагерь Австрии. После войны был заключен в сталинский лагерь в Кемеровской области. Мама Николая Ивановича Александра Ивановна всю свою жизнь проработала в колхозе, воспитала троих детей.
Николай Иванович окончил 8 классов Верхнекундрюченской школы, 9,10 и 11 классы он заканчивал в станице Нижнекундрюченской.
2.2. Работа в школьном музее.
Так как Николай Иванович был выпускником нашей школы, я обратилась за помощью к директору школы Филиной Е.И. Вместе с ней мы просмотрели все документы школы с 1954 года по 1965 год. Нами были найдены приказы о награждении Николая Ивановича значком ГТО-1, о присвоении ему третьего спортивного разряда, найден приказ о допуске к сдаче экзаменов на аттестат зрелости и книга выдачи аттестатов. (Приложение 1)
2.3. Военная служба.
После окончания школы Николай Иванович был зачислен на третий курс Шахтинского энерготехникума. В 1966 году 17 сентября с четвертого курса был призван на флот. Был направлен в учебный отряд города Ленинграда. Окончив Ленинградский радио-механический техникум, Николай Иванович отбыл в город Полярный для прохождения военной службы на дизельной подводной лодке «Челябинский комсомолец».
Наименование лодке присвоено в целях сохранения славных боевых традиций подводной лодки "М-105" - "Челябинский комсомолец", построенной в годы Великой Отечественной войны на средства, собранные комсомольцами и молодежью Челябинской области, и потопившей 6 транспортов врага общим водоизмещением 37 тысяч тонн.
«Челябинский комсомолец» знаменит тем, что участвовал в событиях, разыгравшихся под водой в тревожные дни Карибского кризиса. Всего «Челябинский комсомолец» пробороздил четыре океана, заходил в иностранные порты и участвовал в автономных плаваниях продолжительностью до восьми месяцев. Подводная лодка была выведена из состава Военно-морского флота в феврале 1991 года.
На подводной лодке Николай Иванович был радиометристом. Сам себя Николай Иванович называет «глазами» подводной лодки.
Радиометрист – это специалист рядового или старшинского состава по обслуживанию радиолокационных станций или комплексов. Основное содержание деятельности специалиста заключается в выполнении навигационных задач, обнаружения, наведения и целеуказания. В процессе боевой деятельности радиометрист осуществляет подготовку к действию, включение и контроль работоспособности аппаратуры, обслуживает во время боевой работы основные образцы приборов и систем ТСH.
2.4. Работа в учебном центре города Ленинграда.
В 1967 году Николай Иванович был отозван в учебный отряд города Ленинграда для подготовки новых кадров. Был инструктором.
Ежегодно Николая Ивановича отправляли в командировки на различные подводные лодки, учебные центры, базы подводных лодок. Регулярно нес дежурство в Средиземном море. С 1967 года по 1969 год Николаем Ивановичем было подготовлено около ста радиометристов.
В 1969 году перевелся на кафедру управления подводными и надводными кораблями. Был инструктором, но занимался вопросами управления подводными лодками. Двое его учеников были командующими северным флотом.
В 1994 году Николай Иванович закончил службу в звании старшего мичмана.
2.5. Жизнь на «гражданке».
В 1985 году исполнилось 20 лет, как Николай Иванович вышел из школьных стен. К сожалению, он не смог присутствовать на встрече, но он прислал краткое послание своим одноклассникам, где сообщал причину своего отсутствие.
После службы Николай Иванович проживал в городе Санкт-Петербурге вместе со своей женой Ниной Алексеевной и детьми.
В 2004 году вернулся на свою малую родину - в станицу Верхнекундрюченскую, где и проживает сейчас вместе с женой.
Николай Иванович является членом клуба военных моряков и подводников, созданного при Усть-Донецком районном совете ДОСААФ. Ведет активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи района, за что неоднократно награждался грамотами.
26 января 2011 года Николай Иванович присутствовал на Уроке мужества в нашей школе, посвященном легендарному крейсеру «Варяг». Бывший подводник рассказал старшеклассникам об особенностях службы на подводных лодках, показал на географической карте в каких точках нашей необъятной Родины ему удалось побывать. Кроме того, он поведал будущим защитникам как важна служба в вооруженных силах России, как непросто стать настоящим мужчиной, выносливым и сильным.
3.Заключение
Есть такая профессия родину защищать... быть на её страже! Будь то граница суши или выход в акваторию морского пространства. Длительные походы под водой, связанные с пребыванием в ограниченном пространстве подводной лодки, невероятно тяжелая служба по обеспечению стратегической безопасности страны – все это позволяет считать моряков–подводников элитой флота.
Мне посчастливилось познакомиться с одним из таких людей. Про Николая Ивановича нельзя сказать «бывший подводник» - он остается им навсегда. Я считаю, моряк - это все же не профессия. Это особый образ мыслей. Особое состояние души. Моряк всегда останется моряком.
Даже за сотни и тысячи миль от морей-океанов. Он каждый день живет флотом, его делами, его радостями и бедами... Для моряка самое неприятное – это ожидание... ожидание выхода в море и встречи со своей стихией, с водой, морем, ветром, чайками и... штормом...
Приложение 1
Выписка из книги выдачи аттестатов МОУНКСОШ
Свинья под дубом
Как нарисовать китайскую розу
Композитор Алексей Рыбников
Рисуем домики зимой
Н. Гумилёв. Жираф