Приходя к власти, правитель имеет свои цели и планы которые часто идут вразрез с общественными интересами, развязывая войны, правители пытаются достигнуть целей которые далеко не всегда интересуют простого человека. Для того чтобы заставить человека думать не о своих желаниях и потребностях, а трудится на благо государства власть часто искажает действительность и формирует искусственные идеалы. Всё это делается с помощью пропаганды.
Говоря о пропаганде сегодня, мы зачастую говорим о прошлом, о том, что было когда-то и сейчас не имеет места. Верно ли это? На этот вопрос я и попытался дать ответ.
Цель моей работы: проследить, как современная пропаганда влияет на общественное мнение.
В работе были использованы следующие методы исследования: сбор и изучение исторической информации, ее систематизация, на ее основе выводы и умозаключения, проведение опроса, обработка данных, выводы.
В ходе работы мною была изучена литература по теме «Политическая пропаганда», я узнал много нового об истории возникновения пропаганды. Моя гипотеза подтвердилась! Изучив много источников на эту тему и поставив эксперимент, я пришёл к выводу, что сегодня, как и раньше, используется политическая пропаганда. Однако в наше время она преследует несколько иные цели. Современная российская пропаганда направлена в первую очередь на то, чтобы сделать людей аполитичными и неграмотными. К сожалению ситуация показывает что это удаётся и люди довольно смутно представляют как работает современная политика.
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая работа моего ученика | 85.26 КБ |
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский
социально-гуманитарный колледж»
научно – исследовательская работа
на II Региональный конкурс
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и творческих
работ студентов и школьников.
в 2017 году
Направление 6. Общественные науки: политология, социология, право, философия.
Тема: «Роль политической пропаганды в условиях современного российского общества».
Автор: Гедревич Сергей Витальевич, 9 «А» класс,
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №25»
Руководитель: Саликова Любовь Евгеньевна,
учитель истории
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя школа №25»
НИЖНЕВАРТОВСК, 2017
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………………………3-4
Основная часть …………………………………………………………………………5-9
Заключение…………………………………………………………..……….…………..10
Список использованной литературы и интернет - ресурсов………...………………..11
Приложение…………………………………………………………………………..12-13
Введение.
Можно долго обманывать часть народа,
можно короткое время обманывать весь народ,
но никому еще не удавалось долгое время обманывать весь народ. А.Линкольн
История показывает, что рано или поздно любая политическая система начинает «подгнивать». Сохранить в своих руках власть, совершая аморальные поступки, стать более привлекательным в глазах народа, получить выгоду, используя чужие ресурсы, реже избежать конфликта внутри страны или сплотить ради единой цели - для всего этого используется, наверное, одно из самых хитроумных оружий которое когда-либо создал человек - пропаганда.
Большинство из нас постоянно поддерживают связь с миром через СМИ. Однако часто ли вы анализируете услышанную-увиденную информацию, задумываетесь, так ли честны тексты из газет как кажется? Спросите: «Зачем?» Так ведь любую информацию можно преобразовать, изменить до неузнаваемости любое событие, в глазах людей.
Задумайтесь, как вы приходите к тому или иному решению.
Для его принятия необходимы факты, вырастающие в убеждения, которые, понятно, есть у каждого. Но сами ли вы их сформировали, или постаралась пропаганда? Это вопрос важный. От ответа на него зависит, в чьих в конечном итоге интересах принимается решение. А начинается все с преподнесения информации о фактах, оформленной в нужном ключе.
Мы живём в России. Возможно, неприятно это осознавать, но мы по своей сути не сильно отличаемся от других стран. Мы все люди. Каждый человек чего-то хочет. Хочет, чтобы получаемые ресурсы превосходили потребности. Несомненно, этого хочет и наша власть.
Приходя к власти, правитель имеет свои цели, и планы которые часто идут вразрез с общественными интересами, развязывая войны, правители пытаются достигнуть целей, которые далеко не всегда интересуют простого человека. Для того чтобы заставить человека думать не о своих желаниях и потребностях, а трудится на благо государства власть часто искажает действительность, врёт и формирует искусственные идеалы. Всё это делается с помощью пропаганды.
Говоря о пропаганде сегодня, мы зачастую говорим о прошлом, о том, что было когда-то и сейчас не имеет места. Верно ли это? На этот вопрос я и попытаюсь дать ответ
Гипотеза: современная политическая ситуация сильно искажается в глазах народа, при помощи политической пропаганды.
Цель работы: проследить, как современная пропаганда влияют на общественное мнение.
Задачи: 1. Изучить литературу и другие источники по истории пропаганды в нашей стране. 2. Провести опрос с целью узнать мнение представителей разных профессий и категорий населения о восприятии политической ситуации в современной России. 3. Сопоставить полученные данные . 4. Подвести необходимые итоги. 5. Подготовить выступление и презентацию.
Объект анализа: современная политическая пропаганда. Предмет анализа: влияние пропаганды на сознание общества.
Тема моего исследования актуальна не только для меня, но и для всех моих современников. Так как в обществе стандартизируется и упрощается политическая ситуация в глазах людей, что ведёт к искажённому восприятию современной действительности.
Методы, применяемые в исследовании: сбор и изучение исторической информации, ее систематизация, на ее основе выводы и умозаключения, проведение опроса и эксперимента, обработка данных, выводы.
Источники информации: опрос подростков и взрослых; литература, касающаяся политической пропаганды.
План работы над исследованием.
2016 год: исследование литературы и проведение опроса, составление отчета о проделанной работе.
2017 год: подготовка выступления, создание презентации.
Библиография: Ленин В.И. Что делать/Владимир Ильич Ленин (Ульянов), 1909 // Полное собрание сочинений, М.: Институт М.-Л., изд.5.Т.5.Малкин Е, Сучков Е. Политические тех; нологии/Евгений Малкин, Евгений Сучков- М.: Русская панорама, 2006.
Основная часть.
Глава I. Пропаганда: вчера, сегодня, завтра.
Сегодня слово «пропаганда» нередко носит негативный оттенок и предполагает использование нечестных приёмов. Но изначально такой смысл в него не вкладывался.
Очевидно, слово «пропаганда» произошло от латинского названия организации, в которую входили кардиналы Римско-католической церкви,— «Congregatio de Propaganda Fide» («Конгрегация для пропаганды веры»). Эту конгрегацию – сокращённо её называли «Пропаганда» - учредил папа Григорий XV в 1622 году для руководства миссионерской деятельностью. Со временем под пропагандой стали подразумевать любые усилия, направленные на распространение веры или убеждений.
То определение, которое мы употребляем сейчас появилось в начале XX века: «Пропаганда - распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание…»[1]
Крупномасштабное применение пропаганды в России началось с прихода к власти «большевиков». Использовалась она для внедрения марксистско-ленинистской идеологии. Она призывала к коллективизму, труду ради общего блага. Без пропаганды советская власть не удержалась бы, ведь необходимо было скрыть зачастую жёсткие меры, первоначальные ошибки… (Период Коллективизации, Гражданской войны, Сталинские репрессии).
Крайне показательно поведение людей после смерти Сталина, создавалось впечатление, будто из жизни ушло божество. Это показывает, насколько силён был культ личности Сталина. Его личность была крайне идеализированной, люди фактически не видели его промашек и негативных действий, будь то репрессии, ошибки в руководстве в годы Отечественной войны…
Стоит отметить, что пропаганда также носила положительный характер. Самый яркий пример - Великая Отечественная война. Она сумела сплотить народ ещё двадцать лет назад разрозненный и воюющий друг против друга.
В советские годы пропаганда использовалась повсеместно, начиная от всем известных плакатов и карикатур, заканчивая полным контролем коммунистических идей над образованием и искусством. (В 20-30-х гг. из страны массово высылались неугодные деятели культуры и науки, которые оспаривали действия советской власти, а также проводилась реформа образования, при которой оно стало обязательным и тщательно контролировалось.)
Однако, как показывает история, Советская пропаганда была действенна только при условии «железного» занавеса», который не даёт увидеть жизнь других людей и позволят власти создать образ того что жизнь комфортна и благополучна только в СССР. К тому же можно заметить, что упадок идеи коммунизма начал происходить после смерти главных идеологов во второй половине XX века.
Выборы — это драматургия. Избирается тот, кто рассказывает своему народу кусочек истории, — причём именно тот кусочек, о котором народ хочет слышать в этот конкретный период своего исторического развития.
Жак Сегела
Рассмотрим ещё один пример из истории, теперь уже российской. В 1996 проходили выборы на пост президента. Победа как мы все знаем, досталась Борису Николаевичу Ельцину. Что может показаться довольно странным, ведь ещё год или два назад он был крайне непопулярен. Дело в том, что Ельцин был намного более выгодным кандидатом для крупных банкиров, ведь если бы к власти пришёл наиболее популярный у народа кандидат - Г.Зюганов они бы потеряли своё состояние. Имея столь мощную поддержку, Ельцин получил возможность использовать самые разнообразные методы манипуляцией общественного мнения[2]. Рассмотрим некоторые из них:
«Свой Человек» - данный метод заключается в том, чтобы приблизить человека к народу, показать, что, в сущности, он такой же простой человек и имеет слабости.
«Когнитивный Диссонанс» - метод когнитивного диссонанса используется тогда, когда наше знание о мире не соответствует самому миру. Состояние когнитивного диссонанса неприятно для психики и влечет за собой стремление личности изменить собственные установки. В нашем случае это выглядит так: мы знаем, что Ельцин был не популярен в народе, однако известные личности полностью поддерживали его и давали позитивную оценку и так как об этом говорят авторитетные в наших глазах люди, мы склонны с ними согласится. Так же был сделан упор на молодое поколение, которое было более лояльно к демократии и западным веяньям, а значит, будет голосовать за либерального кандидата.
Чтобы стать хозяином, политик изображает слугу.
Шарль де Голь
Вот мы и пришли к самому главному. С развитием информационных технологий, расширением СМИ и изобилием взглядов и мнений стало крайне легко манипулировать общественным мнением.
Идеальным политическим режимом является демократия. Действительно ли она так идеальна или она так же утопична как идеи Карла Маркса. Власть народа, коей является демократия, невыгодна тем, кто представляет эту самую власть. Альтруистичных правителей и чиновников всегда было мало, ведь большинство людей руководствуется собственными эгоистическими побуждениями.
Рассматривая российский аппарат управления можно заметить, что все изменения в нём происходят, только если нарушения чиновников не удаётся скрывать, радикальные изменения происходят крайне редко и остаётся впечатление что все они лишь для показного разнообразия. Так можно привести в качестве примера президентский срок Д.А. Медведева, который практически ничем не запомнился и не внёс серьёзных изменений. Или бесконечная и предсказуемая борьба 3-х партий (ЛДПР, КПРФ, Единая Россия), партий, чьи догмы и цели не знает большая часть населения. К слову в последних выборах в Государственную Думу участвовала только половина населения России[3].
Общая картина такова. Некоторые представители власти, находясь на разнообразных постах, зарабатывают деньги, используя государственный бюджет (коррупция). Желая оставаться на своих местах, создаётся поверхностное разнообразие (партии, выборы), чтобы поверхностность не была раскрыта, поддерживается политическая неграмотность (упрощение процессов в глазах людей). Так же формируется картина сильного лидера посреди неумех и «шутов» и того как он справляется с проблемами, при этом проблемы не решаются.
Какие же методы пропаганды используются в нашей стране сегодня.
«Будничный рассказ» - данный метод заключается в том, чтобы приучить человека к постоянному получению однотипной информации (чаще всего негативной), чтобы она впоследствии не «западала ему в душу». Информация даётся спокойным, ровным голосом, как нечто само собой разумеющееся. Присмотритесь, практически всегда в новостной ленте присутствует информация о смертях, при этом внимание на ней не акцентируется.
«Демонизация врага» - название говорит само за себя. Этот метод очень распространён в социальных сетях, особенно в группах с политической направленностью. Суть его в том, что все страны, не поддерживающие твою, начинают высмеивать и выставлять в негативном свете. Так же тут часто встречается система «Либо с нами, либо против нас».
«Игра с масштабом» - здесь подразумевается преуменьшение важности одного события и преувеличение важности другого. Часто преуменьшенное важное даётся на фоне преувеличенного не столь важного.
«Козёл отпущения» - перекладывание ответственности на человека или некую группу, тем самым снимая вину с истинных виновников либо переключая внимание с необходимости решить проблему. К примеру, создание крупного коррупционного скандала вокруг одной личности, который скроет остальные[4].
«Навешивание ярлыков» - часто происходит без участия власти, но при этом не критикуется ею. Тут пример национальные конфликты, когда поведение одного приписывается всем.
«Повторение» - постоянное повторение слогана, идеи, «Пиар на каждом углу».
«Подмена фактов, мнением» - попытка выдать свое мнение (иногда спорное) за факт. Часто просто не акцентируется внимание на том, что это лишь мнение, подаётся так будто это факт. Используется СМИ.
Это далеко не все методы, насчитать их можно несколько десятков. Так же остаются актуальными методы, названные в части о предвыборной компании Ельцина.
Глава II. Социологический опрос на тему «Политическая осведомлённость жителей города Нижневартовска».
Я, Гедревич Сергей Витальевич, пишу исследовательскую работу на тему "Роль политической пропаганды в условиях современного российского общества ". Во время работы над этой темой мною было сказано много информации, которая нуждается в подтверждении. Именно его и должен дать проведённый опрос.
Опрос я проводил среди своих знакомых, одноклассников и учителей моей школы.
Количество опрошенных – двадцать семь человек. Это респонденты от 15 до 16 (21 человек) и от 35 до 60 лет (6 человек). Им было предложено ответить на данные шесть вопросов:
Результаты опроса представлены в приложение. Политической ситуацией интересуются 93% опрошенных, из них 33% постоянно и 60% иногда. Лишь 7% не проявляют интереса.
Больше половины опрошенных - 56% оценили политическую ситуацию в России на «3», оценку «4» дали 30%, 4,7% оценили ситуацию на «5», а оценки «1» и «2» поставили 9,3% респондентов. Интересно, что у опрошенных за 30 лет оценки были более резкими («1»; «2»; «5»), а респонденты до 18 лет чаще всего давали оценку «3» и «4».
Наиболее популярными политиками по результатам стали В.В.Путин (44%) и В.В.Жириновский (40%). Помимо них было названо ещё несколько людей, один из которых не является политическим деятелем, а фамилия ещё одного была написана с ошибкой (одна из ошибок совершенна респондентом старше 30 лет). Также нужно заметить, что В.В.Жириновского называли исключительно респонденты до 18 лет, а также при вопросе о планах и особенностях партии В.В.Жириновского практически все не смогли ответить.
Следующий вопрос отражает осведомлённость граждан о политических деятелях. Результаты крайне показательны. Респондентам было предложено написать несколько слов о предложенных личностях. Среди них: действующий премьер-министр, два лидера политических партий, основатель (но не лидер) партии и глава города Нижневартовск. (Медведев, Жириновский, Миронов, Явлинский и Тихонов) Все опрошенные смогли правильно описать В.В. Жириновского, с остальными возникали трудности и ошибки. Так мало кто знает о Миронове (4 место на выборах в думу[5]), Явлинском, на вопрос о главе города ответило только 3 человек, а Медведев неоднократно был назван главой МВД.
Результаты следующего опроса так же отражают осведомлённость людей. На вопрос о главе партии «Единая Россия» (1 место на выборах в думу[6]), 11% ответили – В.В.Путин (Неверно), 56% затруднились ответить и только 33% ответили верно – Д.А.Медведев[7].
Заключительным был вопрос о том желают ли опрошенные изменений в политическом устройстве России. Да- 33%, Нет-67%.
Анализируя результаты, сразу бросается в глаза, что при том что практически все опрошенные интересуются политикой далеко не все могут ответить на, казалось бы, лёгкие вопросы. Я считаю, что это полностью подтверждает мою гипотезу.
Заключение.
В ходе работы мною была изучена литература и статьи в интернете, был проведён анализ России 20-го века и России сегодня. Был проведён и сопоставлен с реальностью соц. Опрос.
Исследуя данную тему, я пришёл выводу что моя гипотеза верна.
Сегодня, как и раньше, используется политическая пропаганда. Однако, в наше время она преследует несколько иные цели. Современная российская пропаганда направлена в первую очередь на то чтобы сделать людей аполитичными и неграмотными. К сожалению ситуация показывает что это удаётся и люди довольно смутно представляют как работает современная политика.
Я надеюсь, что те, кто ознакомится с данной работой станет более внимательным и скептичным к получаемой из массовых источников информации. Ведь современная политика предполагает, что каждый человек должен участвовать в политике и адекватно её оценивать. Если принимать решения будут люди, а не абсолютные правители мы сможем избежать многих современных проблем и конфликтов.
Чтобы люди были более компетентными мы должны обращать внимание не только на мнение, но и факты, при этом они не должны смешиваться. Сегодня этому вопросу нужно уделять больше времени, особенно в школах. Должны проходить и поощряться ознакомительные мероприятия и моделироваться ситуации, которые научат человека принимать самостоятельные решения.
Все политические партии в конце концов
умирают, подавившись собственной ложью.
Марк Твен
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
Литература:
3. Большая Советская энциклопедия. – М.: Издательский дом «Русь», 2012. С.
4. Ленин В.И. Что делать/Владимир Ильич Ленин (Ульянов), 1909 // Полное собрание сочинений, М.: Институт М.-Л., изд.5.Т.5. – 802 с.
5.Малкин Е, Сучков Е. Политические технологии/Евгений Малкин, Евгений Сучков- М.: Русская панорама, 2006. - 257 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://russian7.ru/post/kak-rabotala-sovetskaya-propaganda-v-g/
2. http://argumentua.com/stati/sovetskaya-propaganda-sekrety-effektivnosti-i-smerti
3. https://republic.ru/posts/57165
4. http://psyfactor.org/propaganda.htm
5. https://whatisgood.ru/theory/media/propaganda-samyie-populyarnyie-metodyi/
6. http://psyfactor.org/polman3.htm
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пропаганда
Приложение
[1] Большая Советская энциклопедия. – М.: Издательский дом «Русь», 2012, 357 с.
[2] http://russian7.ru/post/kak-rabotala-sovetskaya-propaganda-v-g/
[3] http://psyfactor.org/polman3.htm
[4] http://psyfactor.org/polman3.htm
[5]http://www.vybory.izbirkom.ru/region/region/izbirkom?action=show&root=1&tvd=100100067795854&vrn=100100067795849®ion=0&global=1&sub_region=0&prver=0&pronetvd=0&vibid=100100067795854&type=242
[6]http://www.vybory.izbirkom.ru/region/region/izbirkom?action=show&root=1&tvd=100100067795854&vrn=100100067795849®ion=0&global=1&sub_region=0&prver=0&pronetvd=0&vibid=100100067795854&type=242
[7] Официальный сайт партии «Единая Россия» http://er.ru/persons/chairman/
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Ледяная внучка
Сочные помидорки
«Течет река Волга»
Машенька - ветреные косы