Проектная работа была представлена на муниципальный этап конкурса "Права человека глазами ребенка"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 33
142455, Московская область, Ногинский район, г. Электроугли, ул. Парковая, 20Б
noginsk-33.edusite.ru т. 8-496-51-3-28-33
директор: Рождественский Николай Михайлович
Кузина Виктория Сергеевна, 8 класс
Контактный телефон: 8-916-546-65-87
Тема работы:
«Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса в моей школе»
Руководитель: Маркова Галина Александровна, учитель истории и обществознания, 8-903-684-50-77, history422@mail.ru
2017г.
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Понятие, сущность деятельности Уполномоченного по защите прав
участников образовательного процесса …………………………………...….. 5
Деятельность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса: вопросы и результаты……………..................... 7
Заключение……………………………………………………………………...... 10
Список литературы…………………………………………………………….... 12
Приложение……………………………………………………………………..... 13
Введение.
В современном обществе все чаще говорят о ценности качественного образования. Право на образование представляет собой неотъемлемую часть жизни индивида в обществе. При этом образовательная среда нередко становится полем противодействия субъектов социума, его вопросов и конфликтных ситуаций. За последнее время, все чаще слышны разговоры о том, что при функционировании образовательного процесса обнаруживают факты нарушения прав участников процесса образования: учащихся, учителей, родителей или законных представителей учащихся.
В связи с таким положением в средствах массовой информации все активнее стали говорить о введении в структуру образовательного процесса такого компонента образовательной среды, как Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса. Несколько лет назад в СМИ обсуждался проект об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса, который получил одобрение большинства респондентов, участвующих в опросах и анкетировании. Позже такая должность официально появилась в образовательной среде российских школ.
Актуальность исследуемого вопроса определяется тем обстоятельством, что введение Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса представляет собой разветвленную систему многофункциональной направленности, которая определяется как один из сильнейших и неформальных регуляторов в системе взаимоотношений и взаимодействия школа (педагоги, учащиеся) – дом (учащиеся, родители (законные представители)). Функционирование Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса поможет быстрому и рациональному решению возникающих конфликтов, что само по себе будет способствовать более тесному взаимодействию между школой и родителями, что позволить избежать многих конфликтных ситуаций.
Цель работы - рассмотреть, проанализировать не только сущность деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, а также на конкретном примере проанализировать специфику его деятельности.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
Методы исследования:
Объект исследования - деятельность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса (омбудсмена).
Предмет исследования - степень необходимости омбудсмена в образовательном процессе.
Практическая значимость: результаты работы можно использовать при освещении вопросов, касающихся понятия, особенностей деятельности омбудсмена в сфере образовательного процесса, а также вопросы его деятельности в ходе изучения темы «Образование» при изучении предмета обществознание.
Понятие, сущность деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса.
В специализированной научной литературе сам термин «омбудсмен» в переводе обозначает «человек справедливости». В тех же источниках дается равенство понятий «омбудсмен» и «уполномоченный по правам человека». Из этого можно сделать вывод, что Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса можно называть «школьный омбудсмен». Впервые рассматриваемый термин появился в начале XIX века в Швеции. В Российской Федерации рассматриваемый термин «уполномоченный по правам человека» появился в середине 90-х гг. XX века. В начале XXI века подобная должность появилась в образовательной среде.
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса представляет собой лицо, разбирающее конфликтные ситуации в ходе реализации образовательного права и образовательного процесса; наблюдает и защищает права и интересы участников образовательного процесса (учителей, учащихся, их родителей (или законных представителей); осуществляет реализацию основ правового воспитания подрастающего поколения, профилактические меры по предотвращению совершения учащимися противоправных деяний.
Основным направлением деятельности школьного омбудсмена представлена защита прав детей и подростков.
Характеристика Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса.
Человек, назначенный на должность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса должен обладать следующими качествами:
В процессе организации своего рабочего процесса Уполномоченный опирается на нормативно-правовые акты, как российской, так и международной практики, которые определяют правовую основу его деятельности: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ФЗ «Об образовании», Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Устав школы, Правила внутреннего распорядка и т.д.
Деятельность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса: вопросы и результаты
При проведении представленной исследовательской работы было проведено анкетирование среди учащихся МБОУ СОШ № 33 в целях выявления уровня знаний учащихся по вопросу деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. (Приложение 1. Результаты опроса учащихся МБОУ СОШ № 33 «Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса: основы деятельности и результаты).
Учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:
Опрос учащихся показал, что информацией об Уполномоченном по
защите прав участников образовательного процесса в нашей школе респонденты владеют в разной степени. В большинстве случаев, это учащиеся старших классов либо те, кто сталкивался с работой Уполномоченного для решения своих вопросов. Оценка деятельности Уполномоченного была получена положительной и показана необходимость наличия данной должности в нашем учебном заведении.
В целях создания полноценной картины о положении Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в нашей школе было проведено анкетирование среди преподавательского состава, основной целью которого было выявления их отношения к деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса (Приложение 2. Результаты анкетирования работников и родителей учащихся МБОУ СОШ № 33 «Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса: основы деятельности и результаты). Представленному контингенту предлагалось ответить на следующие вопросы:
Анкетирование взрослого контингента участников образовательного процесса показал, что среди данного контингента респондентов выше процент тех, кто информирован об Уполномоченном о защите прав участников образовательного процесса и его деятельности выше, отношение к данному правовому компоненту положительно, оценка его работы отмечена как высококвалифицированная и необходимая в качестве посредника при решении конфликтных вопросов.
Проведя анализ полученных результатов в ходе работы с учащимися, педагогами и родителями, можно сделать вывод о том, что отношение к должности Уполномоченного по защите прав участников образовательного неоднозначно. При этом если обратиться к опыту деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в ряде зарубежных стран, то наблюдается ряд интересных фактов. Например, в некоторых странах понятие «права ребенка» часто заменяется «вседозволенностью». Есть данные о том, что в ряде стран Запада ситуация с дисциплиной дошла до такой крайней черты, что следствием ухудшением дисциплины учащихся стало снижение качества образования. Результаты выпускных и экзаменационных работ показали, что около 65% обучающихся не обладают самыми элементарными знаниями. Подобная ситуация правительственными кругами была признана катастрофической. Причем зачастую причина подобной ситуации в том, что понятие «правовая культура» сводится исключительное понимание только своих прав, при этом совершенно не забывают о второй составляющей понятия «правовая культура» как обязанности.
В нашей школе должность Уполномоченного по защите прав образовательного процесса является Примак Анна Александровна. Несмотря на большой объем работы, она с радостью согласилась дать интервью. (Приложение 3 «Интервью с Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса МБОУ СОШ № 33»). Анна Александровна дала ответы, которые в полной мере осветили особенности деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в МБОУ СОШ № 33, а именно:
Заключение.
На основе проведенного исследования, стоит заметить, что отношение к деятельности школьного омбудсмена неоднозначно. С одной стороны, многие считают, что полномочия Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса может выполнять команда педагогов (заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, с привлечением родительской общественности). Эта точка зрения обуславливается тем обстоятельством, что Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса, работая в одиночку, может не заметить некоторые нюансы конфликтной ситуации, разрешить ее так, как это может сделать команда педагогов. С другой стороны, многие представители родительской общественности и ряд педагогических работников считают, что правовой основы для деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса нет. Сторонники данной точки зрения ориентируются на отсутствие нормативно-правовой базы, которые регламентируют деятельность Уполномоченного. К тому же отсутствуют учебные заведения, готовящие специалистов в данной области. Также представители данной точки ориентируются на то обстоятельство, что если в школе хорошая атмосфера, где нет серьезных конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса, или их разрешение не требует дополнительных сил (достаточно тех педагогических специалистов, которые есть), то необходимость введение должности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса исчезает.
В ходе работы были сделаны следующие выводы:
Эффективность деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса обусловлена нормативно-правовой основой его деятельности по всем направлениям. Без комплексного подхода, без принятия разноплановых мер, проблема защиты прав участников образовательного процесса не может быть успешно решена. В данном случае немаловажную роль играет Уполномоченный, чья деятельность должна быть максимально нацелена на защиту личности участников образовательного процесса. С этих же позиций следует определять и реализовывать средства и методы деятельности школьного омбудсмена. Важно наладить тесное и эффективное взаимодействие между участниками образовательного процесса, где связующим звеном становится Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса. На мой взгляд, необходимо: организация скоординированной работы по выработке общего понятия «Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса»; дальнейшую разработку на нормативно-правовом уровне базовых принципов его работы; эффективность работы немыслима без создания системы мониторинга ситуации в образовательном пространстве на основе обязательной передачи соответствующей информации между субъектами образовательного процесса, ее накопления и анализа в специально созданном информационном банке.
Деятельность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса поможет обеспечить более эффективную реализацию программ в сфере образовательной среды, более тесного взаимоотношения и взаимодействия между субъектами образовательного процесса, что обеспечит более комфортное нахождение обучающихся, учителей, родителей учащихся в образовательном пространстве.
Список использованной литературы.
Нормативный материал:
Научная литература:
Приложение.
Приложение 1.
Результаты опроса учащихся МБОУ СОШ № 33
«Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса: основы деятельности и результаты.
Известно ли вам что-либо о деятельности Уполномоченного по защите участников образовательного процесса? | ||||||
10-12 лет | 13-15 лет | 16-17 лет | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
всего опрошенных | 30 | 100% | 33 | 100% | 25 | 100% |
известно и достаточно много | 7 | 23% | 8 | 24% | 12 | 48% |
немного слышал(а) об этом | 8 | 27% | 7 | 21% | 10 | 40% |
ничего не знаю | 15 | 50% | 18 | 55% | 3 | 12% |
Есть такое лицо в нашей школе? Если да, то знаете ли вы кто занимает эту должность? | ||||||
10-12 лет | 13-15 лет | 16-17 лет | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % о | |
всего опрошенных | 30 | 100% | 33 | 100% | 25 | 100% |
есть и знаю кто это | 10 | 33% | 13 | 39% | 15 | 60% |
есть, но кто занимает должность не знаю | 5 | 17% | 2 | 6% | 7 | 28% |
ничего не знаю | 15 | 50% | 18 | 55% | 3 | 12% |
Известны ли вам случаи нарушения прав участников образовательного процесса (учащихся, учителей и т.д.) в нашей школе? | ||||||
10-12 лет | 13-15 лет | 16-17 лет | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
всего опрошенных | 30 | 100% | 33 | 100% | 25 | 100% |
да | 7 | 23% | 8 | 24% | 2 | 8% |
нет | 23 | 77% | 25 | 76% | 23 | 92% |
Как Вы считаете нужен ли Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса в нашей школе? | ||||||
10-12 лет | 13-15 лет | 16-17 лет | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
всего опрошенных | 30 | 100% | 33 | 100% | 25 | 100% |
да, нужен | 18 | 60% | 24 | 73% | 18 | 72% |
да, нужен для разрешения конфликтов | 6 | 20% | 7 | 21% | 4 | 16% |
нет | 6 | 20% | 2 | 6% | 3 | 12% |
Приложение 2.
Результаты анкетирования
работников и родителей учащихся МБОУ СОШ № 33
«Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса: основы деятельности и результаты.
Известно ли вам, кто такой «школьный омбудсмен»? | ||||||
учителя | технический персонал | родители | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
известно и достаточно много | 8 | 54% | 0 | 0 | 12 | 32% |
немного слышал(а) об этом | 5 | 33% | 3 | 100% | 23 | 61% |
ничего не знаю | 2 | 13% | 0 | 0 | 3 | 7% |
Как Вы считаете, нужен ли он в нашей школе? | ||||||
учителя | технический персонал | родители | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
всего опрошенных | 15 | 100% | 3 | 100% | 38 | 100% |
да, несомненно | 12 | 80% | 1 | 33% | 23 | 61% |
нет | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 13% |
не знаю | 3 | 20% | 2 | 67% | 10 | 26% |
Известны ли вам случаи нарушения прав участников образовательного процесса (учащихся, учителей и т.д.) в нашей школе? | ||||||
учителя | технический персонал | родители | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
всего опрошенных | 15 | 100% | 3 | 100% | 38 | 100% |
да | 12 | 80% | 3 | 100% | 15 | 39% |
нет | 3 | 20% | 0 | 0 | 23 | 61% |
Приложение 3.
«Интервью с Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса МБОУ СОШ № 33».
С самым разнообразным. В образовательном процессе участвуют три стороны: дети, их родители, учителя. Все они являются участниками образовательных отношений.
Наиболее частыми вопросами являются вопросы о нарушении прав ребенка па получение им образования. Очень часто родители путают нарушение прав ребенка со стороны школы и невыполнение своих обязанностей по отношению к собственным детям. Обязанность школы - учить ребенка. А вот обязанность родителей - обеспечить ребенку возможность учиться. Но зачастую отговорка «У меня нет времени, я работаю!» сводит на нет все усилия со стороны школы и самого ребенка.
Беседа. С ребенком, с родителями, с учителями. Обращение в комиссию по защите прав детей. Посредническая деятельность между ребенком и родителями, ребенком и школой.
С полицией, с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Результаты - разные. Для восстановления нарушенных прав ребенка должны совместно работать все три участника образовательного процесса. Иногда для этого требуется вмешательство третьих лиц.
«Минусов» я не вижу. «Плюсы» - уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса - это своего рода посредник между участниками ОП. Я помогаю людям находить общий язык, что в свою очередь позволяет всем сторонам существующего или возможного конфликта прийти к взаимопониманию.
Сорняки
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Именинный пирог
Калитка в сад
Фотографии кратера Королёва на Марсе