Национальные игры - школа физической закалки, находчивости, сообразительности и упорства.
Вложение | Размер |
---|---|
natsionalnye_tatarskie_igry.pptx | 1.15 МБ |
Слайд 1
Национальные Татарские игрыСлайд 2
Предисловие Значение народных спортивных игр трудно переоценить. Эти игры — школа физической закалки, находчивости, сообразительности и упорства. Причем школа органичная и массовая. В Татарстане большая доля национальных игр приходилось на всенародные праздники и гулянья - по большей части на Сабантуй. Особая ценность спортивных игр в течение многих веков была использована народной педагогикой как средство воспитания подрастающего поколения. Характерной их особенностью являются законченность и строгая регламентированность с установкой на состязательность и достижение победы.
Слайд 3
Угадай и догони ( Читанме , бузме ) Цель игры: развитие внимательности, ловкости. Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок. Правила игры: если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать; как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.
Слайд 4
Продаём горшки Чулмак уены Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата. Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: — «Эй, дружок, продай горшок!» — Покупай! — Сколько дать тебе рублей? — Три отдай. Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим. Правила игры: бегать разрешается только по кругу, не пересекая его; бегущие не имеют права задевать других игроков; водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
Слайд 5
Скок-перескок Кучтем -куч Цель игры: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног. На игровой площадке чертят круг диаметром 15— 25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30— 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий. Водящий говорит: «Перескок!». После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим. Правила игры: нельзя выталкивать друг друга из кружков; двое играющих не должны находиться в одном кружке; при смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.
Слайд 6
Спутанные кони Тышаулы атлар Цель игры: развитие силовой выносливости, укрепление костно-мышечного аппарата ног. На игровой площадке чертится линия. На расстоянии от нее (не более 20 м) устанавливаются флажки, стойки. Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Правила игры: выигрывает команда, закончившая эстафету первой; прыгать следует правильно, отталкиваясь обоими ногами одновременно, помогая руками.
Слайд 7
Мяч по кругу Теенчек уены Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15—25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч. Правила игры. Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.
Слайд 8
Ловишки Тотыш уены По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех. Правила игры. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.
Слайд 9
Чауган Чауган — хоккей с мячом, который ждет своего возрождения со времен СССР. Игра представляет собой хоккей, в качестве шайбы в которым используют мяч. Действие игры происходит на поле вне зависимости от его составляющей. Принципиальным отличием чаугана от его хоккейных аналогов является составляющая команды - она может изменяться.
Слайд 10
Й одрык сугышы Говоря об истинно национальных видах спорта, нельзя не упомянуть и кулачный бой — йодрык сугышы . У татар, как и у других тюркских народов, он культивировался с давних времен. Вот как кулачный бой проходил у астраханских татар. Батыр, одержавший победу в прошлых состязаниях, становился в начале улицы и ждал. Если находился юноша, пожелавший биться, он становился напротив батыра. После боя потерпевший поражение остается на месте, а победитель идет дальше по улице. Отыщется новый соперник — будет следующий бой, если же никто больше не рискнет — он сохранял за собой звание батыра.
Слайд 11
Перетягивание каната— вид спорта, в котором две команды путём физического напряжения и определенной тактики действий перемещают друг друга до победной отметки. Восемь участников каждой из команд, чей общий вес не должен превышать максимального для данной весовой категории, располагаются у разных концов каната, окружность которого от 10 см до 12,5 см, а длина не менее 33,5 м. Посередине каната делается «центральная отметка» и на расстоянии 4 метров от неё две боковых отметки. Перед началом состязания команды встают так, что центральная отметка находится над проведённой на земле чертой. По сигналу судьи каждая команда начинает тянуть канат, стараясь или чтобы ближайшая к соперникам отметка пересекла черту на земле (то есть пытаясь перетянуть канат на 4 метра), или чтобы противоположная команда заработала фол, который засчитывается если кто-либо из команды сядет или упадёт..
Слайд 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как можно заметить, татарские национальные виды спорта и состязания до сих пор весьма актуальны, и своим многообразием долгие годы составляли и будут составлять неотъемлемую часть национальной культуры.
Проказы старухи-зимы
Н. Гумилёв. Жираф
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Рисуем тыкву
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018