Цель: определение происхождения, значения и использования имени София.
Задачи:
1) узнать об истории и происхождении имен;
2) узнать значение имени София;
3) установить популярность имен среди обучающихся начальных классов;
4) выявить известных людей, которые носят исследуемое имя.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 39.09 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Проект
«Наши имена»
Автор: Марченко София, учащаяся 4 класса
Руководитель: Исмоилова Анжела Борисовна,
учитель начальных классов
п.Ставропольский
2015г.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Наши имена» |
Разработчики проекта | Учащаяся 4 класса МКОУ «СОШ №3» Марченко София, учитель начальных классов Исмоилова Анжела Борисовна |
Цель и задачи проекта | Цель – определение происхождения, значения и использования имени София. Задачи:
|
Обоснование темы выбранного проекта | Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Очень хочется узнать, историю происхождения и значение имён, совпадают ли наши черты характера со значением наших имён. |
Тип проекта | Поисково-исследовательский. |
Формы работы | Внеурочная. |
Продолжительность | Краткосрочный. |
Этапы проекта | I этап: Подготовительный. II этап: Основной. III этап: Заключительный. IV этап: Презентация результатов. |
Ожидаемые результаты |
4 класса.
|
Содержание
Введение
Подготовительный этап.
1.1. Происхождение имён.
1.2. Роль имени в жизни человека.
1.3. Анкетирование.
1.4. Социологические исследования.
II. Основной этап.
2.1. Значение и происхождение имени София.
2.2. Знаменитые люди, которые имеют такое же имя.
III. Заключительный этап.
Самооценка.
Защита проекта.
Список источников.
1. Происхождение имён.
2. Имена – трансформеры.
3. Наука Ономастика.
4. Происхождение русских мужских и женских имён.
5. Результаты анкетирования.
6. Классная стенгазета «Что в имени моём».
7. Значение имён учащихся нашего класса.
8. Результаты социологического исследования.
9. Викторина.
10. Сочинение «Моё имя».
11. Самые знаменитые Софии.
12. Софья Ковалевская.
14. Софийский собор.
15. Рецензия.
Имена, имена, имена – в нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна – Так и имя – загадка и тайна.
Александр Бобров
Введение
Актуальность
Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека. Действительно, имя - это первое, что получает человек, имя - это первое, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя. Другими словами, нет ничего, чтобы человек слышал чаще, чем своё имя, ничего, чтобы было столь привычным и знакомым. Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый. Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми, связывает нас с малой и большой Родиной. Существует даже специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА. Этот термин связан с греческим словом «онома», что означает «имя». Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.
У каждого человека на земле есть имя. Имя – это не просто набор звуков, на которые человек откликается. Имя несёт в себе определённый смысл, значение. У каждого имени есть своя история, которая продолжается пока его носят люди. Мне стало интересно, а какая история моего имени. Сбор информации я начала с изучения литературы, затем побеседовала с мамой о том, как выбирали мне имя, воспользовалась также ресурсами Интернета. Заканчивая работу, я осознала, что моё имя уникально, как и любое другое имя.
Цель: определение происхождения, значения и использования имени София в мире.
Задачи:
Объектом исследования: имена.
Гипотеза: Быть может, в каждом имени человека есть своя тайна, быть может, имя - повод для великого призвания.
Методы исследования:
План работы:
Ожидаемый результат:
Подготовительный этап
Живут на свете имена, большая сила им дана.
Имена собственные были выделены в глубокой древности. Людям всегда давали имена. О том, как они возникли, существует множество легенд и преданий. Вот одна из них. В далекое время, когда Высший разум подарил людям речь, был один язык. Тот, кто знал слово, обретал власть над тем, что оно обозначало. В мире возник хаос, потому что люди никак не могли решить, кто именно будет управлять, а кто подчиняться. Тогда жрецы придумали для всего в мире другие слова, чтобы не дать непосвященным использовать истинные имена вещей во зло. Высшее знание оказалось не по плечу человеку. В результате произошли разные языки, и истинный язык был скрыт, а затем почти полностью утерян. Так говорится о языке, словах и названиях в легендах многих народов. С именами людей произошло то же самое. Имена людям теперь пришлось придумывать самим. Причем во многих культурах ребенку давались два имени – настоящее и второе, для общего употребления, чтобы никто не мог, зная настоящее имя, навредить ребенку. Наши далекие предки понимали, что имя – это не просто название человека, чтобы отличать его от других, а своеобразная словесная формула, которая как-то связана с судьбой человека и властью над ним.
По имени окликают человека. Но не все на земле считают, что свое имя нужно оглашать каждому, кто о нем спросит. Например, у некоторых племен Африки и Индии существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. Свое настоящее имя молодой человек узнавал лишь в день своего совершеннолетия. Эти люди верили, в то, что чем дольше имя сохраниться нетронутым, тем дольше будет жить человек, верили, что имя человека служит источником его счастья и сил, и старались, не произносить его без лишней надобности, так как оно, по их мнению, изнашивается. Поэтому настоящее имя они держали в секрете, а пользовались прозвищами.
На Руси существовала другая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов. Обряд второго имя наречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Однако традиция подобного именования не прижилась. Да и человек, постоянно называемый не настоящим именем, а прозвищем, часто приобретал все качества, свойственные этому прозвищу.
Таким образом, происхождение имени имеет длинную историю. До принятия христианства на Руси использовались самобытные имена. Славяне выбирали для именования своих детей любые слова, отражающие в себе различные свойства и качества людей:
Шло время, и постепенно появлялись новообразованные имена, отражающие события, происходящие в стране. Образование новых имен особенно коснулось девочек. Так, их называли Идея, Искра, Октябрина. Двойняшек мальчика и девочку было модно называть Рево и Люция; известны имена мальчиков Гений, Гигант. В это время появились имена, которые продолжают свою жизнь и сейчас: Лилия (оно подобно русскому имени Лидия и очень благозвучно), Нинель (чтение в обратном порядке имени Ленин), Тимур, Спартак.
Современный русский именослов включает в себя множество имен, имеющих различное происхождение. Огромное преимущество имеют имена, которые теперь мы с полным основанием можем называть русскими. Хотя собственно русских имен осталось совсем немного. С течением времени первоначальный смысл имен забывался, а ведь исторически каждое имя представляло собой слово или фразу какого-либо языка. Почти все современные имена пришли к нам из Византии и имеют в происхождении греческие или древнеримские корни, но многие из них были заимствованы из других древних языков, и при таком способе заимствования употреблялись только как имя собственное, а не как слово, обозначающее что-либо.
Силой слова можно заставить человека что-либо сделать и даже привить ему определенные качества. Не зря говориться “называй человека свинья, свинья, свинья, он и захрюкает”. Вера в реальную возможность предать через слово те качества, свойства, которые выражены в его значении, постепенно породила желание называть человека так, чего ты ему желаешь в жизни. Было мнение, что через имя человека можно передать новорожденному качества этого человека, его характер, его судьбу. И люди были убеждены, если ребенку дать имя известного вора или убийцы, пьяницы, то он таким и будет. Значит надо давать имена только хороших людей. Так постепенно возникла традиция наречения “в честь кого-нибудь”.
1.2. Роль имени в жизни человека.
«Существует тайная и необъяснимая гармония между именем человека и событиям его жизни. Имя – тончайшая плоть, духовная сущность человека».
П. Флоренский.
Любое имя таинственно и священно, значимость его проверена веками человеческой истории. Имя даётся человеку при рождении и идёт с ним по жизни. С именем человек приходит в этот мир, с именем он шагает по жизни. Огромную роль играет в жизни человека значение и тайна имени, то, что в него заложено веками. Учёные утверждают, что от имени зависит дальнейшая судьба человека, а также его характер и поведение.
Любое имя – официальное или уменьшительное, несёт в себе определённый запас энергии и информацию о своём носителе. В имени изначально закладывается вся наша жизненная программа. Нас назовут громким и властным именем – мы станем сильными и уверенными в себе людьми, нам дадут безликое и ничего не означающее имя – мы так и никем в жизни не станем. Именно поэтому, выбирая имя своему ребёнку, необходимо быть очень внимательными. И, прежде чем, назвать своего малыша нужно поинтересоваться значением этого имени. Ведь, выбирая имя – вы выбираете судьбу. Есть незримая связь между именем и судьбой человека. Имя, несомненно, играет роль в жизни человека, в становлении его характера и удачного продвижения по жизни.
С самых незапамятных времен люди связывали имя человека с его внутренней сутью. Причем детишек никогда не называли просто так. С присвоением того или иного имени у наших предков было связано множество ритуалов. Ведь не зря родилась поговорка – «Как Вы лодку назовете – так она и поплывет».
Вывод: Имя человека во многом определяет его характер и судьбу.
1.3. Анкетирование.
Цель: выявление осведомленности обучающихся о значении своего имени и историю происхождения.
После того, как я узнала значение и происхождение своего имени и изучила всю литературу по теме, я решила провести анкетирование среди учащихся нашего класса. На анкету ответило 11 человек. Возраст от 9 до 10 лет.
Учащимся нашего класса было предложено ответить на следующие вопросы:
Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают, что означает слово имя, не знают происхождение и значение собственного имени. Результаты анкетирования ещё больше укрепили моё желание продолжить исследовательскую работу. Сделав вывод о том, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное, я предложила ребятам из нашего класса исследовать значение и происхождение своих имен. Собрав всю информацию, мы сделали классную газету «Что в имени моём».
Цель: Определение самых распространенных имен среди учащихся начальных классов МКОУ «СОШ №3».
Я провела социологическое исследование имён начальной школы. По частоте употребления имена распределились следующим образом:
Мальчики | Девочки | |
1 место | Андрей, Александр, Магомед, Руслан, Рамазан (2 человека) | Ирина (3 человека) |
2 место | Нет | Виктория, Заира, Алина, София, Татьяна (2 человека) |
3 место | Нет | нет |
Всего | 31 мальчик | 31 девочка |
В ходе социологического исследования я выяснила, что из 61 опрашиваемых в большинстве случаев родители дали имя, руководствуясь лишь собственным желанием.
Вывод: В большинстве случаях имя дают ребенку при рождении родители, исходя из собственных убеждений и желаний.
Также я провела социологическое исследование среди учителей начальной школы.
Вопросы анкеты:
Из анкет я выяснила, что все учителя начальной школы знают, что означают их имена. Каждому из них они им нравятся. Также в ходе работы над проектом я узнала, что в России наиболее популярными женскими именами в 2015 году стали София, Ева, Полина. Из мужских имен лидерами являются Никита, Кирилл, Даниил.
Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя. Какие бы имена мы не носили, чтобы ни предопределяли нам наши имена мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.
Вывод: в руках каждого человека создать добрую славу своему имени.
Основной этап
2.1.Значение и происхождение имени София.
Имя София произошло от древнегреческого «софиа», которое означает «мудрость». Имя было очень распространено в Византии, откуда и пришло на Русь вместе с принятием православия.
Софией звали мать христианских великомучениц Веры, Надежды и Любови. Софии присущи серьёзность и чувственность, она разумна и рассудительна, охотно познает окружающий мир и гармонично с ним сосуществует. Она часто разрешает споры, с друзьями великодушна и щедра, способна бескорыстно поделиться даже любимыми вещами. Её охотно зовут участвовать в играх.
Уменьшительные формы: Софьюшка, Софа, Сонечка, Сонюша, Соня, Сона.
Именины Софии: 4 апреля, 4 и 17 июня , 30 сентября, 1 октября, 29 и 31 декабря.
2.2. Знаменитые люди, которые имеют имя София.
Известные люди в мире с именем София:
Софья Алексеевна (1657-1704) – русская царевна, дочь царя Алексея Михайловича, сестра царя Петра первого.
Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891) – русский математик, первая в Российской империи и Европе женщина-профессор математики.
Софья Перовская (1853–1881) - революционная народница.
Софи Лорен (род.1934г.) – итальянская актриса, считается одной из самых красивых женщин в мире.
София Греческая и Датская (род.1938г.) – жена короля Испании Хуана Карлоса I, королева-консорт Испании с 1975г.
София Ротару (род.1947г.) - советская, российская и украинская эстрадная певица.
Софийский собор – в городах Киеве, Новгороде, Вологде, Полоцке, Пушкине.
София – город в Болгарии.
Заключительный этап
3.1. Самооценка.
Каждый день мы слышим, читаем, произносим или пишем десятки имен наших друзей, родственников, одноклассников или совсем незнакомых людей. Работая над данным проектом, я узнала много нового и интересного о фактах происхождения своего имени, имен моих одноклассников. Я нашла интересные сведения в Интернете о том, что если в именах присутствуют сонорные согласные, то человек, носящий это имя – активен и подвижен, познакомилась с разными этапами именований русских людей: узнала, какой долгой и сложной жизнью жили имена, прежде, чем они дошли до нас; как много тайн связано с их происхождением и существованием; как история происхождения имен помогает в изучении истории нашей страны. Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас. По результатам проведённого исследования, я сделала следующие выводы:
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась до конца. И в заключение хочется вспомнить слова русского философа Александра Фёдоровича Лосева: «Я утверждаю, что сила имени в теперешней жизни, несмотря на её полное удаление от живой религии, нисколько не уменьшилась. Мы перестали силою имени творить чудеса, но мы не перестали силою имени завоёвывать умы и сердца, и это – ничуть не меньшая магия». Изучайте своё имя! Ведь имя – гордость наша».
3.2. Защита проекта.
По окончании работы над проектом, мне нужно подготовиться к защите проекта. Она будет интересней, если к ней сделать ещё и презентацию.
Список источников
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Лягушка-путешественница
Цветок или сорняк?
Девчата
Как Снегурочке раскатать тесто?