Работа по краеведению об исчезнувшей деревне Студёный Ключ (ЖЕГАЛИНО)
Вложение | Размер |
---|---|
stud_klyuch.doc | 115.5 КБ |
Министерство образования Республики Мордовия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нововерхиссенская средняя общеобразовательная школа»
Республиканская олимпиада по школьному краеведению
Номинация «Летопись родного края»
Тема работы
«Исчезнувшая деревня Студёный Ключ(Жегалино)»
Подготовила:
Сыроватская Вероника Вадимовна
Учащаяся__8__ класса
МБОУ «Нововерхиссенская средняя общеобразовательная школа»
431437, село Новые Верхиссы, ул. Большая, д. 30
431427, село Яндовище, ул. Колхозная, д. 7
Тел
e-mail:
Руководитель:
Миронова Рита Шамильевна
Учитель иностранного языка МБОУ «Нововерхиссенская средняя общеобразовательная школа»
431437, село Новые Верхиссы, ул. Большая, д. 30
Тел.
e-mail:.
село Новые Верхиссы
2017г
Оглавление
Введение ……………………………………………………. …… .3
1.Деревня - это наша Родина ………………………….. ….……... 5 2. История деревни Студёный Ключ………………………..... …..7 3. Причины исчезновения деревень. ………………………….. ...12 4.Заключение ………………………………………………………15 5.Список источников ………………………………………………17
Введение
Однажды, я увидела в районной газете статью, в которой говорилось об исчезнувших деревнях, и мне захотелось узнать об этом подробнее. Я живу в селе Яндовище. В окружении села Яндовище много исчезнувших деревень: Жегалино, Студёный ключ, Леплейка, Выселки, Александровка, Жедрино, Бордадатово. Из той же статьи я узнала, что в Инсарском районе насчитывается уже около 30 исчезнувших деревень. Мы искали литературу по интересующей теме, но подробной информации не нашли. Поэтому, решили изучить историю исчезнувшей татарской деревни по воспоминаниям старожилов, по материалам книги: «Земля отцов» под редакцией Н.М.Арсентьева, а также по материалам районной, республиканских газет и энциклопедий, где нашли немного отрывочных сведений по интересующей нас теме. Из уроков истории знаем, что деревня в XX веке подвергалась многочисленным экспериментам. Возможно, именно они стали причиной запустения многих сел и деревень по всей России? Деревни, села и города, они как люди, имеют свою судьбу. Рождаются, растут, расширяются, расцветают и порой умирают – исчезают. Когда, как и почему появились эти города, села? Кто там жил и как там жил? Что выиграла страна, потеряв эти «неперспективные» деревни и села? Мы должны это знать. Это наше прошлое. «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет своего будущего». Родина наша велика и бескрайна. Но ближе нам наша малая родина, то место, откуда наши корни. Деревень этих на карте больше не найти. Но мы можем помочь сохранить память о них. В данной работе поднята проблема, о которой нельзя молчать. Проблема маленькой татарской деревни. С ее исчезновением ушла в небытие и память о людях, живших когда-то там. Когда- то там кипела жизнь, жили люди, радовались. А сейчас пустота… Цель исследовательской работы – восстановление памяти об исчезнувшем населенном пункте, сбор свидетельств очевидцев о том, как жили их жители. При подготовке работы были собраны воспоминания и рассказы бывших жителей деревни Студёный Ключ. Это исследование оказалось увлекательным, но гораздо более объёмным и сложным, чем можно было предположить, начиная его. Предмет исследования: исчезнувшие деревни с нашей земли и географических карт. Объект исследования: деревня Студёный Ключ (Жегалино) на разных исторических этапах. На основе цели, предмета и объекта исследования была сформирована гипотеза: знание истории своего края, его прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить имеющиеся по данной теме материалы в сельской библиотеке. 2. Узнать:
• Где была расположена деревня ;
• Как выглядела;
• Сколько дворов было в деревне;
• Чем занимались жители деревни;
• Когда исчезла деревня.
3. Организовать встречи с бывшими жителями деревни, побеседовать;
4. Оформить материалы встреч.
Актуальность данной исследовательской работы не вызывает сомнения. Каждый гражданин должен знать историю своей малой родины, преумножать её богатства, заботиться о её будущем. Научная новизна исследования заключается в том, что работа представляет собой первые попытки обобщения исследования исчезнувшей деревни Студёный Ключ. Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы расширяют наши представления о быте, укладе жизни жителей деревни Студёный Ключ. Работа может быть использована на уроках истории, уроках краеведения – изучения истории и географии родного края. Методы: изучение архивных данных, беседы с бывшими жителями, запись воспоминаний, сбор фотографий, интервью, экскурсия на место деревни. Перспективы: продолжить работу по дальнейшему сбору информации краеведческого материала; дополнить оформленную работу.
1.Деревня - это наша Родина.
Деревня – это целый мир, яркий, цельный, своеобразный, полный жизни, полускрытой от постороннего глаза. Чтобы познать её, нужны не часы и дни, а месяцы и годы. Деревня Студёный Ключ, или как местные называли Кудяковка, была расположена в живописном месте на берегу чистейшей реки Потиж в 15 км от районного центра г. Инсара. На северо-западе деревню окаймляли лесные массивы, на востоке – река – старицы и обширные пойменные луга, на западе – чернозёмные поля и лесозащитные полосы. Сама природа создала здесь прекрасные условия для отдыха людей и занятия хозяйством: овцеводством, птицеводством, разведением крупного рогатого скота. На лугах был всегда хороший медосбор, в дуплах деревьев в обилии водились дикие пчёлы. В прошлом деревня Студёный Ключ являлось одной сплошной улицей параллельно проходящей по реке Потиж.(Приложение 1) Велся любительский лов рыбы, так как в озере водилась рыба – карась, охота на водоплавающую дичь. С карты Инсарского района давно исчезла деревня Студёный Ключ. Здесь не слышны голоса жителей, не раздаётся детский смех, не лают собаки, не перекликаются с утра пораньше петухи. Не мычит деревенское стадо, молчит наковальня в кузнице... Красивейшая местность заросла бурьяном и крапивой. И так по всей России. Глядеть, быть безучастными свидетелями этого трагического явления – неужели таков наш удел, людей, проживающих на этой земле? Сегодня мы все – здесь, и нам решать, как быть деревне. Никто, никакая столица, никакой «чужой дядя» помочь нам не могут и не желают. Нет сегодня проблемы деревни в средствах массовой информации: шоубизнес, деньги, проблемы миллиардеров и склоки власти – вот то, что сегодня интересует «их», навязывается и нам. А что с деревней? Результаты переписи, проведенной в 2010 году, показали, что больше трети российских деревень (8 тысяч) – мёртвые, либо находятся на грани исчезновения. В Мордовии около 200 деревень исчезли с лица земли, а ещё около десятка находятся на грани исчезновения. В оставшихся жилых домах проживают старые или пожилые люди, которые вынуждены жить здесь. Практически, большая трудоспособная часть населения, уезжает на заработки или устраивается работать в крупных городах. Это ли не настоящая трагедия для нас?
Мне, как жителю сельской глубинки, очень близки, понятны переживания простых крестьян о разорении сёл и деревень. И я не хочу, чтобы такое произошло с моей родной деревней. К сожалению, если своей деревне я ещё могу чем-то помочь, то десяткам других деревень уже никто не поможет. Поэтому я считаю своим долгом сделать всё, чтобы память о них и их жителях не исчезла. Перед вашими глазами пройдёт судьба деревни с интересным прошлым , полным жизни, праздника, счастья, но угасшим по чьему- то злому замыслу или недальновидной политике.
2.История деревни Студёный Ключ. Изучив материалы из библиотеки, архива, проанализировав воспоминания жителей сѐла Студёный Ключ, мы попытались восстановить историю исчезнувшей деревни. Она очень интересна и поучительна. Жегалино(Студёный ключ) — деревня в Инсарском районе, на р. Патиж. По «Списку населённых пунктов…» (1869): Основано в середине XVII века служилыми темниковскими татарами на Атемарско-Инсарской засечной черте юго-восточной границы Российского государства Жегалино (Студеный ключ) — казенная деревня из 22 дворов. Название — антропоним: Жегаловы (Желагины) — служилые татары на Инсарской засечной черте юго-восточной границы Российского государства были владельцами населенного пункта. Эта фамилия в XVII-XVIII веках в центральной части России была распространенной среди русского и татарского населения. В основе фамилии слово «жегало» (каленое железо, жало), «жегало» (крапива). Численность населения составляла в 1864 году 89 жителей(22 двора), а в 1913 году число жителей выросло до 94 человек (13 дворов). (Приложение 2) В деревне Студёный Ключ никогда не было школы, медпункта, клуба, торгово-промышленных заведений это всё располагалось на центральной усадьбе. (Приложение 3)
Вот так описывает деревню Студёный Ключ Асеинова ( Манжукова) Наиля Салеховна «Деревня Кудяковка была расположена вдоль реки Потиж, там проживали, в основном, все татары, всего было 11 домов. Жители посёлка были трудолюбивыми: все держали скот, у каждого был огород, работали в колхозе, кто в животноводстве, кто в полеводстве, воспитывали детей, с детства, приучая к труду. В Кудяковке была мельница, мельником был Бикмаев Хасян Ахметович- очень опытный человек, старательный, мельница была всегда в исправности. К нему часто обращались жители села: ремонт сепараторов, швейных машинок, также он валял валенки и был хорошим плотником, а в колхозе работал он кузнецом. Его жена была рукодельницей и хорошей портнихой. Манжуков Мухамеджан Абейдуллович работал в колхозе горючевозом. Он на лошади со станции Кадошкино возил горючее в тракторный парк, был ответственным и старательным человеком. Ему было присвоено звание «Почётный колхозник». Его родной брат, Манжуков Ахмет Абейдуллович, был грамотным человеком, работал заготовителем, закупал картошку, был избран председателем сельского совета. Также в Кудяковке проживал Манжуков Муся, у него было 4 сына. Старший сын Зариф работал в Кадошкино начальником отделения связи, затем он уехал в Латвию, и там работал тоже на почте. А остальные сыновья уехали на Урал- были шахтёрами. Дома в деревне были покрыты соломой, надворные постройки сделаны из плетня. Скотина зимой жила в сарае. Корову зимой загоняли домой, доили её, кормили в большой лохани. Ягнят , гусей и кур в сильные морозы заносили домой. Большую часть дома занимала русская печка: она согревала, служила спальным местом для детей, в ней пекли хлеб и готовили еду. Дрова были очень дефицитным товаром, поэтому летом изготавливали из навоза кизяки, сушили их и складывали в сухое место». Из воспоминаний Федяевой (Баторшиной) Сары Касимовны 1941года рождения: « Для истории 60 -70 лет, это миг, а может даже меньше, но для человека- это целая жизнь. Но самые яркие краски этой жизни, это начало жизни, т.е. детство. Так и моё детство связано с таким дивным уголком, хотя ныне исчезнувшим, но оставшимся в памяти дорогим мне, посёлком, в 16 дворов, и жителями этих домов. Это сейчас я осознала, что только там был самый чистый воздух, самая зелёная трава и самое высокое голубое небо … Пусть зимой деревня утопала в снегу по самые крыши, а сугробы на улице были нашей нехитрой забавой- это всё добавляет ещё большее чувство потери, невосполнимой утраты… А как посёлок расцветал весной и летом, не было ни одного человека, который попадая в нашу деревню, не восхитился бы ароматом ромашки, растущей по всей улице, полноводием речушки ПОТИЖ и тишиной без гула машин и механизмов. Да и люди, жившие там, достойны самого высокого уважения. Это были люди без особого достатка, но бескорыстные, добрые и уважительные. Детей в Кудяковке было немного, но летом приезжали из городов и начинались совместные походы в лес по ягоды и орехи, купание на речке и ходьба гурьбой за ключевой водой для чая к посёлку Венера. Там был родник с вкуснейшей студёной водой. А вечером, когда пригонят стадо и польём грядки, выходили посидеть на брёвнах и слушать рассказы старших о дальних мирах, о звёздах, о притягательной науке астрономия, ведь обо всём этом пока приходилось узнавать только понаслышке. Не было ни радио, ни электричество не говоря о телевизоре( вот поэтому моя деревня стала неперспективной- проводить эти блага было нерентабельно). Но пусть, не было ни радио, ни телевизора, зато были книги в сельской библиотеки. Мы очень любили ходить туда, т.е. в село Яндовище, где была школа, медпункт и правление колхоза. Кстати, библиотекарем был житель Кудяковки, большой эрудит: его семья в годы войны приютила эвакуированную женщину из Белоруссии, которая уехала не сразу а пожила до 50- ых годов. Мы все дети читали, и спасибо моим учителям за всё, что вложили в нас. Я до сих пор люблю читать. Недалеко от Кудяковки была водяная мельница, которая обеспечивала село Яндовище мукой, а бессменным мельником был житель из моей деревни. А в начале 1950 –ых годов была построена ГЭС, построить то построили, протянули провода, завезли турбину, но расчёт в проекте был неверным, не было запаса воды, чтобы крутить турбину. Я помню, как люди собрались в клубе и вот загорелись лампочки- это было чудо, но оно закончилось через час, лампочки погасли. Дома в посёлке располагались окнами к речке, перед каждым домом были грядки, чем и отличалась Кудяковка от Яндовищ, где этого не было, поэтому были частые «ночные гости». За домами тянулись огороды с картошкой и ещё сеяли коноплю, которую замачивали осенью в речке, чтобы отделить волокно от стебля, а затем сдавали в Инсарский пенькозавод, это были реальные деньги. А дальше начиналась грунтовая дорога, которая соединяла Инсар и Рузаевку, машин было немного, все в основном грузовики. Особо выдающихся людей я не знаю, может они проявили себя где-то на стороне, но из моего рода можно выделить моего деда, воевавшего с басмачами в Средней Азии, а затем он работал в Москве на железной дороге, стал «Почётным железнодорожником». В Великую Отечественную войну отличился мой дядя – он получил медаль «ЗА МУЖЕСТВО», но он как и многие из Кудяковки не вернулся с фронта, и не было дома- куда бы не приходили похоронки,- дорогой ценой досталась нам Победа… Мой папа, Касим Абдуллович, был очень грамотным, по тем временам, человеком, мог читать на арабском языке, разбирался в политике, занимал должности в районе, был председателем колхоза в Усыскине, состоял в рядах КПСС. Моя мама, Няфися Сабировна, была очень активным человеком, разносторонне развитым, хоть она была сама из беднейшей семьи, но сумела получить образование, окончила несколько курсов, затем работала в сельсовете, любила кино, книги, историю, да и саму жизнь. Семья отца была более зажиточной, поэтому она подверглась раскулачиванию. Эта трагическая страница нашей истории не обошла и мою родню, и мою деревню. Ну вот и подходит моё повествование к концу: не знаю точных дат, когда и кто первым осел в Кудяковке, мне кажется, что это были выселки из более крупного села (судя по фамилиям - из Латышовки). Да, нет посёлка, нет полноводного Потижа, которая разливалась подобно морю, снося ежегодно мост, соединяющий нашу деревню с центральной усадьбой, но память обо всём этом будет жить, пока не исчезнет последний житель этой деревни под названием Кудяковка». Верили люди в лучшее будущее, трудились с душой, хотя жизнь была тяжелой, и их труд не ценился. Работали за «палочки», зарплату получали мизерную, по трудодням, да и то только в конце года. Жили за счет собственного небольшого хозяйства, которое тоже было жестоко обложено. Несмотря на все трудности, деревня продолжала жить. Из воспоминаний Баторшина Шамиля Касимовича: « Я родился в селе Кудяковка в 1954 году, примерно в 1959 году в деревне было 13 дворов, через ручей Студёный Ключ стояло внушительной здание мельницы (бывшая ГЭС). Там хозяйничал наш местный мастер на все руки Бикмаев Хасян. Здание было большое высокое крытое железом, двери были двухстворчатые. Мельница была разделена на две комнаты и тесовой коридор. В одном стояла турбина, которая крутила генератор, в другом помещался трансформатор. Под зданием была шахта глубиной 9 метров. В эту шахту падала вода с плотины, которая шла по каузу с регулировочными воротами и крутила турбину. В моей памяти генератора и трансформатора уже не было, а проводка и рубильники ещё были на месте. Обычно весной плотину смывала и жернова крутил трактор. Нужно ли говорить, что с малых лет, я был всегда на этой мельнице. Вечером мама силой уводила меня оттуда. На мельнице постоянно было много людей: ждали помол, варили картошку, ловили рыбу, так что там я был всегда сыт и там же я быстро научился говорить по-русски. Мельник по прозвищу Окунь в машинный зал меня не пускал, так как там стояли точильный и токарный станки. Потом Окунь стал кочегаром в молокопункте, а на мельницу поставили Сулеймана по прозвищу Асяф. Вот с ним я очень подружился, и тогда мне было позволено заходить везде. Недалеко был посёлок Венера. Жители Кудяковки очень дружили с соседями, в горе и радости бежали друг к другу, знали, что всегда найдут здесь поддержку и помощь. С венерскими мальчиками мы лазили на деревья и разоряли грачиные гнёзда. Грачиные яйца собирали в рубашку, а потом из них делали вкуснейшую яичницу. Все люди из Кудяковки работали в колхозе «Янго тормыш», потом после объединения в колхозе имени Федосеенко. Очень развито было коноплеводство. У каждого жителя деревни были самодельные чесалки для конопли. Все мои односельчане держали много скота, видимо позволяли корма. У нас в семье тоже была корова, бычок или тёлка, много овец, гуси и куры. Старики и старухи держали овец и коз. Овраги скашивались подчистую. В деревне были свои шофера, трактористы и на все тонкие работы люди. Как воевали в войну мои односельчане, я знаю по рассказам. Из нашей деревушки ушли на фронт 11 человек, двое были уже преклонного возраста. Девушки были мобилизованы на торфяные работы, а молодёжь была отправлена на шахты. После войны эта молодёжь в деревню уже не вернулась, все остались в городах. Мой отец Касим Абдуллович тоже был мобилизован в 1941 году. Он служил в управлении Западного фронта. В 1940-ых годах он работал главбухом в колхозе, где наладил хороший учёт и был отправлен в ВДНХ, где и получил почётную грамоту. В январе 1942 года отец с командой ревизоров на аэросанях заезжал на ночёвку домой. Вся семья была очень рада видеть отца живого и здорового, мама накормила их , затопила баню, а утром в четыре часа они уже уехали. К счастью мой папа вернулся домой живым. А из 11 человек, ушедших из деревни, вернулись только шесть, а пять человек остались на полях сражения или умерли от ран.. В 1960 году деревенька начала разъезжаться. Пять семей переехали в соседнюю деревеньку Жегалино, трое семей, в том числе и мы, в Яндовище, две семьи уехали в Ростов, одна семья в Астрахань, одна семья в Москву и одна семья в Инсар. И уже в 1970 году там никто больше не проживал».
3. Причины исчезновения деревень
Считаем, что дальнейшее сокращение численности населения сел и деревень в 30-е годы было связано с новым экспериментом – с созданием колхозов. В целях упорядочения землепользования и подтверждения аграрной политики государства в период НЭПа 30 октября 1922 года был принят Земельный кодекс, подтверждавший отмену «частной собственности на землю, недра, воды и леса» и объявивший их государственной собственностью. Кодекс предоставлял право на землю трудящимся в трудовое пользование, поэтому ее купля и продажа были запрещены. Государство допускало и поощряло различные формы кооперации и товарищества крестьянской взаимопомощи в деревне. Поэтому в деревне в период НЭПа была широко развита сельскохозяйственная и кустарно- промысловая кооперация. В данный период численность населения в селах росла. В 1927 году начинается эксперимент, который был связан с созданием колхозов и раскулачиванием, в результате чего самые успешные хозяйственники и предприниматели были уничтожены. Только за 1929 – 1937 гг. численность деревни уменьшилась на 25 млн. человек. Не обошла стороной раскулачивание и наш район. По имеющимся данным, он был в числе лидеров по количеству раскулаченных крестьянских хозяйств. В списках на 1 мая 1930 года было 390 семей. Предполагалось изъятие у них имущества, земли, скота в пользу создаваемых колхозов. Полагаем, что не было для крестьянина чего - либо дороже, чем корова и лошадь. Они были кормильцами семьи. И вот теперь власть требовала отдать их. Крестьянство ответило на это массовым забоем скота. Надо было довести мужика до последней степени отчаяния, чтобы он решился на это.
Крестьянин в колхозе из бывшего собственника – производителя превратился в работника, лишенного права распоряжаться результатами своего труда. Работая в колхозе от зари до зари за трудодни, они бедствовали. Выяснили, что в ходе проведения сплошной коллективизации жизненный уровень крестьян снизился. В колхозе на трудодень приходилось 200 гр. хлеба, да и того могли лишить. Поэтому сразу же встала проблема охраны колхозного имущества. Немало колхозников и их семей стало жертвами закона ЦИК и СНК об охране социалистической собственности от 7 августа 1932, вводившего в качестве наказания за хищение колхозного имущества крайнюю меру – расстрел, а при смягчающих обстоятельствах – лишение свободы до 10 лет с конфискацией имущества. С 1930 года каждое хозяйство должно было сдать государству: 44 кг мяса, 300 литров молока базисной жирности -3,9% (у кого была корова)100 штук яиц, шерсти, 40 кг. картофеля, масло -10 кг. Понизился и его социальный статус: по инструкции СНК 1933 года колхозники были лишены паспортов, что прикрепляло их к колхозу. Покинуть деревню можно было после службы в армии, отправившись в город на учебу или получив справу от сельсовета. Такая система просуществовала до конца 1950-х годов. Коллективизация крестьянских хозяйств по стране в основном была завершена в 1937 году, когда в колхозах числилось 93,9% хозяйств. Всего было раскулачено по стране около миллиона крестьянских хозяйств (примерно 5-6 миллионов человек). Из них было депортировано около 4 миллионов крестьян. От голода и болезней умерло не менее 800 тыс. человек. Произошла настоящая демографическая катастрофа. В результате раскулачивания, голода, бегства в город и на стройки первой пятилетки численность населения деревни сократилась на ½. Затем последовало создание МТС, а в 1958 году ликвидация МТС, в результате чего колхозы, выкупившие сельскохозяйственную технику, оказались в тяжелом финансовом положении. Опять сократилась оплата трудодня, т. к. касса колхозов оказалась опустошенной на много лет вперед, и их долги казне резко возросли. Мощная волна новых притеснений обрушилась на личные подсобные хозяйства сельских жителей в 1959 году, когда по предложению Л. И.Брежнева было поручено госорганам, за 2-3 года, скупить весь скот у крестьян. Резко увеличились государственные налоги на личные приусадебные участки. Хрущев надеялся, что это побудит крестьян работать в колхозе, а не на своем участке. В том же году колхозникам начали давать паспорта, их переезд в город приобрел массовый характер. В этот период население деревень пошел на убыль. Из деревни бежала молодежь. На селе оставались только пожилые люди и те, кому бежать было некуда. Таким образом, с 1959 года по 1989 год доля горожан выросла с 18 % до 56%, а доля сельских жителей сократилась с 82 % до 44%. Считаем, что процессу миграции способствовал и третий эксперимент, когда в 60-х годах начинается второй после войны этап укрупнения колхозов, в результате чего многие малые населенные пункты района оказались в числе неперспективных. Об этом говорят следующие цифры: в целом по стране в 1940 году было 235 тыс. колхозов, в 1949 – 251 тыс., а в 1950 году осталось -121,4 тыс. колхозов, в 1953 году 91,2 тыс., в 1955 году 85,6 тыс. в 1958 году – 67,7 тысяч колхозов. Но особенно непродуманным был третий этап укрупнения колхозов, проведенный в начале и конце 70-х годов. В те годы опять сотни крестьян сел и деревень района оказались не у дел и многие подались в город. Судьбы деревень складывались по-разному: одни исчезали естественным путём, другие были насильно перевезены в наиболее крупные населённые пункты. Основными причинами исчезновения деревни Студёный Ключ стали:
- Естественный отток населения;
- Укрупнение колхозов;
- Отсутствие дорог, водопровода, электрификации.
- Природные явления ( разлив реки Потиж)
4.Заключение
Работая над исследовательской работой, собирая материал по крупицам, я пришла к выводу, что знание истории своей Родины, её прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Вырастет бурьян, как памятник на забытых могилах деревень. Наше поколение и знать не будет о том, что в таких глухих местах, когда-то жили, работали, веселились люди. Хотим выразить слова благодарности всем людям, кто помог нам при написании исследовательской работы. Нам как жителям сельской местности очень близки, понятны переживания простых крестьян о разорении их малой Родины. И мы не хотим, чтобы такое произошло с нашим родным селом Яндовище. Пока живет деревня, значит, живет Россия! В результате исследования мы выяснили: - что с административной карты Инсарского района исчезло 30 деревень. Мы узнали, что деревни исчезли с лица земли, но не из памяти людей! У каждого человека есть, помимо большой Родины, малая родина – место, где человек родился и вырос, где был его дом, родители, друзья детства, природа. Судьба может забросить человека далеко от родных мест, а в душе будет жить светлое чувство любви к малой родине – к перелескам и косогорам, к извилистым тропкам на лугу, костру над речкой. Любовь эта неиссякаема, как вечно струящийся родничок; она наполняет человека теплом и силой. Благодаря старожилам нам открылся удивительный, уникальный мир жизни, труда и быта деревни Студёный Ключ. Мы поняли, что там жили трудолюбивые и очень талантливые люди. Выявили причины запустения сел и деревень района. - Выяснили, что немаловажную роль в запустении многих сел и деревень сыграли необдуманные реформы руководителей страны всех уровней: коллективизация и раскулачивание, ликвидация МТС, укрупнение колхозов в 60-70-е годы, а также низкий уровень жизни. А можно ли было избежать запустения деревень, в которых жили умелые пахари, животноводы, т. е. носители векового народного опыта и самобытной культуры? Думаем, что да, если была бы продуманной политика руководства страны. Но уроки истории многих десятилетий чаще все показывают, что после каждого непродуманного эксперимента исчезают с лица земли деревни, а люди уходят с насиженных мест. Возникает вопрос: что будет с деревней через 15-20 лет? В последние годы руководство страны повернулось лицом к деревне. В соответствии с приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» во многих хозяйствах района построены животноводческие комплексы, оснащенные современной компьютерной техникой. Проводятся ежегодно для выпускников района экскурсии и встречи с передовиками производства, только молодежь не хочет возвращаться в село. Думаем, что причина кроется и в низком социально - культурном уровне развития села. Значит, надо развивать эту сферу: строить дороги, жилье, детские сады, школы, клубы, платить достойную заработную плату. А пока…
Умирает село, умирает,
Это сразу заметно теперь.
Зарастает усадьба крапивой,
Где нахмурился домик пустой.
Не гуляют стада за деревней
И не радует поле зерном.
Что ж случилось с тобою, Россия?
Без села мы же все пропадём
Список источников
1.Арсентьев Н.М. «Земля отцов» издательство ИСИ МГУ им.Н.П. Огарёва 2013, с 274.
2. Государственный архив Пензенской области.
3. Инсарский вестник от 20 сентября 2014 г. «Забытые деревни»
4. Российская газета от 16 декабря 2011 г. №5660 «Исчезающий вид»
5. Из воспоминаний: - Баторшина Ш.К., Федяевой С.К., Асеиновой Н.С.
6. : https://fotostrana.ru/user/post/54224481/989374941
Приложение 1 Схема расположения деревни Студёный Ключ
Приложение 2 Число жителей Староверхиссенской волости
Приложение 3 Торгово-промышленные заведения Староверхиссенской волости
Яблоко
Рукавичка
Рисуем ананас акварелью
Кактусы из сада камней
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?