Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно, истинная красота заложена в природе, и задача наша состоит в том, чтобы помощь ребёнку увидеть её, научиться ценить е
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование я считаю, должно начинаться с ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффектным без эмоционального восприятия. А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества/
В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Вот почему, определяя тему проекта, я остановилась на проблеме эколого - эстетического воспитания. Я считаю, что оно обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей.
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zhivyosh_beryozonka.docx | 48.04 КБ |
МБДОУ «Макуловский детский сад»
Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан
Экологический проект
«Как живёшь, берёзонька?»
Салахутдинова Миляуша Рахимулловна
Воспитатель второй квалификационной категории
с. Русское Макулово
2017г.
Матрица проекта
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование я считаю, должно начинаться с ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффектным без эмоционального восприятия. А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Вот почему, определяя тему проекта, я остановилась на проблеме эколого - эстетического воспитания. Я считаю, что оно обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей.
Цель: формирование у детей основ экологической культуры, интерес к природе и проблемам её охраны. Развивать нравственные и эстетические чувства, культуру поведения в природе и деятельность по оказанию ей помощи. Учить беречь деревья, защищать их. Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
7.Описание продукта, полученного в результате проекта:
8.Вид проекта экскурсионный, краткосрочный
9.Состав участников
10.Интеграция образовательных областей:
Полная интеграция (познавательная, художественно-эстетическая, физическая культура, социально-коммуникативная)
№ п/п | Образовательная область | Содержание | Задача |
1 | Физическая культура | Подвижные игры | Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. |
2 | Здоровье | Беседы о пользе берёзы. Дыхательная гимнастика. Подвижные, имитационные игры. | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. |
3 | Безопасность | Беседа и рисование экологических знаков. | Формирование основ безопасности и правил поведения в природе. |
4 | Социализация | Ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме, изготовление герба, составление рекламы берёзы. Речевое упражнение. Проблемная ситуация. Сюжетно-ролевая игра. Просмотр мультипликационного фильма. | Формирование социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. . |
5 | Труд | Помощь леснику в посадке деревьев, сбор макулатуры, работа в центре книги, труд на участке. | Формирование представления о труде лесника, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, формировать необходимые умения и навыки, формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы. |
6 | Познание | Непосредственная образовательная деятельность (формирование целостной картины мира), экскурсии, рейд, наблюдения. Проблемная ситуация, просмотр видеоролика, логическая задача | Формировать у детей основы экологической культуры, интерес к природе и проблемам её охраны. Развивать нравственные и эстетические чувства, культуру поведения в природе и деятельность по оказанию ей помощи, расширение кругозора детей. |
7 | Коммуникация | Ситуативные разговоры, беседы с детьми по теме, составление рекламы дерева. Просмотр презентации, мультипликационного фильма. | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. |
8 | Чтение художественной литературы | Беседы и рассказы детей о берёзе, деревьях, чтение сказок и рассказов по данной теме, придумывание сказок и загадок. Заучивание пословиц и поговорок по теме, обсуждение их смысла, экскурсия в библиотеку, выставка. | Использование художественных произведений для формирования представлений о единстве и разнообразии природы, рациональном использовании и охране её. |
9 | Художественное творчество | Рассматривание картин, изготовление экологических знаков, плакатов, альбома, герба берёзы. Оформление выставки, альбома. | Развитие детского творчества. |
10 | Музыка | Импровизация, прослушивание аудиозаписи, слушание музыкальных произведений, музыкально-дидактические игры, песни, хоровод. | Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей о природе. |
11.Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:
Лесничий Свияжеского лесничества В.Пензин.
12.Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта наглядные
пособия
13.Планируемое время для выполнения проекта
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап Поисковый | 1.Формулирует проблему (цель), при отсутствии цели определяет и продукт проекта. 2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.Фрмулирует задачу. | 1.Вхождение в проблему 2.Вживание в игровую ситуацию 3.Принятие задачи. 4.Дополнение задачи проекта. |
2 этап Аналитический | 4.Проведение совместного поиска информации. 5.Обращение к специалистам. 6.Анализ, дискуссии, выбор модели работы. 7.Составление алгоритма действий | 5.Объедение детей в рабочие группы 6..Распределение амплуа. |
3 этап Практический | 8.Привлечение детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. 9.Реализация основных совместных действий (экскурсии, походы, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, экспериментирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения, корректировка, доработка и др.) | 7.Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
4 этап Презентационный | В обусловленный срок участвуют в представлении (участникам проекта или гостям) продукта проектной деятельности. | 8.Продукт деятельности готовят к презентации. 9.Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности. |
Контрольный | Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата. |
14.Организационные формы работы над проектом
Формы работы | Название | Сроки |
Различная детская деятельность | Познавательная деятельность (формирование целостной картины мира), художественное творчество, музыка, коммуникация. | 11 мая, |
Наблюдение | «Деревья на экологической тропе д/с» | 29 апреля |
Экспериментирование, моделирование | Экспериментирование «Почему берёзы белые?» | 10 мая |
Просмотр презентаций, мультипликационных фильмов | «Деревья родного края», «Почему дерево заболело?» | 14 мая |
Экскурсии | «Маленькие санитары спешат на помощь» | 12 мая |
Самостоятельная работа с родителями | Оформление выставки «Природа глазами детей», Изготовление книжек-малышек, серий экологических знаков, сбор макулатуры. | 15 мая |
Групповое обсуждение | Презентация | 18 мая |
15.Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ «Макуловский детский сад» с детьми – в специально организованной деятельности, совместной деятельности воспитателя и детей – в условиях проведения активной методической работы.
16.Объект исследований
В качестве объекта исследований я выбрала дерево – берёзу, что обусловлено рядом причин.
17.По работе в рамках проекта использовала рекомендации
доктора педагогических наук Рыжова Н.
I этап (поисковый)
1.Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
В группу входит почтальон, приносит письмо. Дети вместе с воспитателем открывают и читают его. В конверте фотография берёзы с обломленными ветками и изрезанный ствол, из ран которого течёт сок.
«Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, мне, залечите мои раны. Я буду ждать вас, а расту я в парке».
II этап (аналитический)
2.Обсуждение проблемы, принятие задачи.
Воспитатель: « Дети, что же случилось? Как быть? Что нам делать?»
Ответы, версии детей.
Воспитатель направляет детей на поиск решений.
Беседа «Дети, как вы думаете, почему берёза решила обратиться с просьбой, залечить раны. Что может случиться с деревом, если этого не сделать?
Ответы детей. Нельзя ломать деревья, это им вредит. Сок берёзы – это как кровь у человека. Он может вытечь и дерево засохнет. В рану могут попасть микробы, на месте повреждения могут вырасти грибы, которые будут высасывать сок из дерева. Это может быть причиной гибели берёзы.
Воспитатель. Нельзя ломать только деревья?
Дети. Нет! Нельзя ломать и кустарники, нельзя просто так рвать цветы, другие растения.
Воспитатель. Много прекрасных слов сказано о русской красавице – берёзе. Стройный белый ствол, гибкие склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. В стихотворении Есенина С.А. берёза стала символом России, горячо любимой им родины.
Поверх белого ствола берёзы вытянуты тёмные горизонтальные полосы. Это чечевички, через них внутрь ствола поступает кислород, необходимый для дыхания дерев. Цветки берёзы распускаются одновременно с листьями. Плод берёзы – маленький орех с двумя прозрачными крыльями. Учёные подчитали 65 видов берёз. У нас в Татарстане в основном растёт повислая и бородавчатая берёза.
Взрослое дерево за сутки производит 180 литров кислорода, а взрослый человек потребляет втрое больше. Современный самолёт во время полёта сжигает 35 тонн кислорода. Такое количество его за день производят 3 тысячи гектаров леса. Не правда ли, эти цифры заставляют нас о многом задуматься…
Воспитатель подводит детей к выводу:
Все растения такие же живые существа. Они играют в нашей жизни очень важную роль.
Выделяют кислород, который так необходим человеку. Деревья являются лёгкими планеты. Поэтому в лесах, парках, в саду так легко дышится.
И просто, какая красота! Закройте глаза, и представьте, что с земли исчезли все цветы, деревья, растения. Какого цвета стала бы наша планета?
Дети. Всё стало бы серым, тусклым. Неуютно, страшно.
Воспитатель рассказывает какой вред наносят люди (вырезают на коре надписи, делают разные отметины, жгут рядом костры…)
Воспитатель приглашает детей в парк.
«Маленькие санитары спешат на помощь»
Поиск решений
Все дети бегом подходят к парку и находят ту самую берёзу. Картина печальная. Из многочисленных ран, словно слёзы, стекал сок. Ствол дерева был ярко коричневым от «слёз».
Дети приступили к «лечению». Намазали все раны толстым слоем садового вара, вместе с воспитателем забинтовали ствол.
Работа детей привлекла внимание прохожих. Дети отвечали на вопросы, у многих стояли слёзы на глазах.
На вопрос прохожего, как вы думаете можно ли собирать берёзовый сок, дети обратились за помощью к воспитателю.
Воспитатель. В парках и лесах сбор сока запрещён. Промышленная заготовка проводится в тех местах, где лес отведён под вырубку. Заготовка ведётся строго по правилам.
А ещё сок заготовляют из пней, оставшихся после вырубки деревьев.
Почему именно у берёзы так много сока?
Происходит это потому, что корни берёзы начинают энергично подавать воду из оттаивающей почвы. Поступающая в растение вода испаряется слабо, так как в это время на деревьях ещё нет листьев. В проснувшем дереве растворяются зимние запасы питательных веществ, и образовавшиеся растворы вместе с водой попадают в древесину, по которой и передвигаются вверх к набухающим и распускающим почкам.
Срезы берёз дают от 160 до 425 литров сока.
Чтобы собирать сок, нужно знать, как правильно это сделать. Выписывают специальный лесной билет, специалисты лесного хозяйства контролируют процесс.
Нормы нагрузки на подсачиваемое дерево
Диаметр дерева на высоте груди, см | Число каналов при сроке подсочки, лет | Диаметр дерева на высоте груди, см | Число каналов при сроке подсочки, лет | ||
5 | 10 | 5 | 10 | ||
20-22 | 1 | - | 28-32 | 3 | 2 |
23-27 | 2 | 1 | 30 и больше | 4 | 3 |
В нашем Верхнеуслонском районе промышленным сбором берёзового сока занимается Никольское лесничество.
Дети кто видел, а может и пил сок?
Ответы детей.
Воспитатель. Берёзовый сок представляет собой бесцветную, прозрачную жидкость. Содержит сахара, яблочную кислоту, соли кальция, магния, железа, фитогормоны, эфирные масла и др.полезные для человека вещества.
Берёзовый сок используют при многих болезнях.
С лечебной и профилактической целью используют и почки, листья.
Из берёзовой коры добывают дёготь, который идёт на приготовление мазей.
Берёза даёт прекрасное сырьё для получения фанеры, изготовление лыж, ружейных лож и др. изделий.
Видите, какое большое значение имеет для человека вроде бы обычная берёза.
Смотрите, дети, наша берёза веселее закачала ветками. Это он вас благодарит. Что мы можем ещё для неё сделать?
Дети. Навещать её, спеть песню, рассказать сказку, стишок, сплясать и.т.д.
Дети поют хороводную песню.
Воспитатель. А чтобы люди не обижали деревья, мы повесим вот такой запрещающий знак.
Дети объясните, что он обозначает (Ответы детей).
Подвижные игры на свежем воздухе.
Третий этап (Практический)
Решения детей:
Анализ и обобщение результатов.
Что мы можем сделать для деревьев?
Ответы детей. Защищать, помогать расти, рыхлить, поливать, беречь.
(У детей сформировалось положительное эмоциональное отношение, они наблюдали отрицательное воздействие на них со стороны людей, у детей возникла естественная потребность помощь деревьям; они осознали роль растений в природе и жизни человека).
Высказывания детей.
Лобашева Лена: «Нужно посадить еще много-много деревьев.
Миннахмедова Камила: «Я буду ухаживать не только за нашей берёзой, но и за другими деревьями».
Цветков Саша: «Не будем жечь костры рядом с деревьями, бросать в них ножи, обдирать кору, рубить их».
Зиатдинова Айгуль: Я буду разговаривать с деревьями, цветами, кустарниками, чтобы они не скучали; не ломать их и рвать»
Ёлхин Никита:»Я буду поливать все растения, дарить им подарки, гладить их и приходить к ним в гости»
Мерлинина Арина: «Я буду любить все деревья, разговаривать с ними, убирать под ними мусор».
Насыбуллин Данил: «Буду их обнимать, слушать что прошелестят мне в ответ»
Губайдуллина Алина: «Буду следить, чтобы наша берёза не старела»
Анализ и обобщение детский рекомендаций отражает прежде всего их опыт работы по уходу, свои наблюдения.
Очень важно, что практически во всех ответах отражено чрезвычайно эмоциональное отношение к деревьям, желание их сберечь, защитить.
Дети воспринимают его как живое существо, которое нуждается в их поддержке и помощи. А это и было одной из задач проекта.
Очень важно, что отношение к своему дереву, возникшее у ребёнка во время работы по проекту было перенесено и на другие деревья, а потом на природу, окружающий мир в целом. Не только дерево нуждается в защите, но и всё, что нас окружает.
Решения детей.
IV этап (Презентационный)
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе экологического проекта.
Оформить выставку.
На прогулке дети развесили знаки на своих деревьях и рассказали о них детям из других групп.
Заполнить альбом «Берёзонька наша»
Отметить результаты выполнения заданий (участники проекта периодически рассматривают альбом и обмениваются своими впечатлениями).
Систематическая работа в уголке «Мастерская книг»
Дети уже знают, что бумага изготовляется из древесины, значит чем дольше будут служить книги человеку, тем больше деревьев останется. А для этого надо бережно относиться к книгам
Сбор макулатуры.
Совместно с родителями собрать и сдать макулатуру. На полученные средства купить детям подарки. Например, лопатки для рыхления почвы.
Посадка саженцев деревьев.
Составить рекламу своего дерева (учит выражать свои мысли кратко и чётко)
«Здравствуйте! Наша фирма группа «Цветик – семицветик» предлагает очень хорошее дерево, но с одним условием: оно не продаётся! Наше дерево – самое-самое красивое! Это берёза. Приглашаем вас, посмотреть на неё и полюбоваться. Это фирменное дерево! Вы можете походить вокруг неё, понюхать, поговорить с ней. Просим всех не обижать берёзоньку!!! И др.
Использование полученных знаний в других видах детской деятельности:
Художественно – эстетическая деятельность:
Музыка: дать детям прослушать разные произведения. Задача – выбрать те из них, которые напоминают шум листьев, настроение берёзы в дождливую (солнечную) погоду; состояние, когда человек ломает его ветки; когда дерево испытывает жажду и.т.д. Попросить детей объяснить свой выбор.
Дети с огромным удовольствием выражают свои впечатления об окружающем мире через рисунки. В процессе работы дети очень много рисовали как в рамках заданий, так и по собственному желанию. Предложить создать герб берёзы.
Познавательная деятельность (ФЭМП)
Результаты наблюдений использовали для составления математических задач. Например, у нашей берёзы три соседа, один куст, остальные – деревья. Сколько всего соседей-деревьев растёт с нашей берёзой.
Осенью на берёзе остались три листика. Налетел ветер и унёс ещё три листика. Сколько листиков осталось и др.
Художественная литература.
Дети совместно с родителями посетили библиотеку и прочитали рассказы, стихи, сказки о берёзе. Создали выставку книг, создали свои книжки-малышки.
Составляли с детьми рассказы по результатам проекта («Наша берёза летом», «Берёзовая рощица»), и др.
Физическая культура.
Подвижные игры на свежем воздухе.
В основе заключительного этапа лежит экологический праздник «Берегите природу».
Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Нет, не ряды посаженных деревьев, не мешки собранных семян – ребячьи умы и сердца – вот мерило моих успехов и поражений.
Каждый день, отправляясь в детский сад, на работу или учёбу, мы торопливо идём по земле. Оглянувшись вокруг себя, мы видим пашни, луга, реки. На пути нам обязательно встретятся парки, леса, пусть природа и после нас останется такой же прекрасной, какой досталась она нам от наших предков, а мы сегодня преумножим её красоту.
Пейзаж
Тупое - острое
Волшебные звуки ноктюрна
Акварель + трафарет = ?
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?