Актуальность исследования обусловлена тем, что одной из важнейших государственных задач является физическое воспитание подрастающего поколения. Каждому прогрессивному обществу требуется физически здоровая, творческая, независимо мыслящая личность, способная самостоятельно выявлять проблемы бытия и нетрадиционно их решать. Однако процесс формирования такой личности чрезвычайно сложен. Сегодня, как никогда, глубоко осознаётся ответственность общества за воспитание такого человека. Одной из причин является близорукость школьников. Мало кто из современных школьников может похвастаться
100 %-ным зрением. У офтальмологов даже существует специальный термин - «школьная близорукость». Раньше считалось, что близорукость возникает в начальной школе и прогрессирует в подростковый период, лет десять назад самые интенсивные зрительные нагрузки приходились на это время. Но сейчас, когда малышей учат читать с пелёнок, а дошкольники часами играют в компьютерные игры, проблемы со зрением нередко возникают гораздо раньше - в 3-4 года. Но школа, безусловно, обостряет проблему: если среди школьников младших классов частота близорукости составляет 6-8 %, то у старшеклассников она возрастает до 25-30 %. А в гимназиях и лицеях с повышенной активностью обучения - уже у 50 % выпускников.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_2.docx | 124.95 КБ |
prezentatsiya_po_badmintonu.ppt | 2.68 МБ |
КОРЕКЦИЯ БЛИЗОРУКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ В БАДМИНТОН.
Содержание
Введение……………………………………………………………………......3
Ι. Теоретические основы коррекции близорукости у школьников средствами игры в бадминтон ……………………………...7
1.1. Общая психологическая характеристика детей школьного возраста…………………………………………………………………………7 1.2. Сущность и причина близорукости у школьников…………………11 1.3. Влияние игры в бадминтон на зрение школьников…. ……………18
Выводы по I главе…………………………………………………………...21
ΙΙ. Экспериментальное исследование эффективности коррекции зрения школьников средствами игры в бадминтон……......................................22 2.1. Выборка, организация и методики исследования…………………..22
2.2. Программа коррекции зрения школьников средствами игры в бадминтон……………………………………………………...........................25 2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования………………..29
Выводы по II главе…………………………………………………………..54
Заключение…………………………………………………………………...55
Список использованной литературы……………………………………..58
Приложения…………………………………………………………………..63
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что одной из важнейших государственных задач является физическое воспитание подрастающего поколения. Каждому прогрессивному обществу требуется физически здоровая, творческая, независимо мыслящая личность, способная самостоятельно выявлять проблемы бытия и нетрадиционно их решать. Однако процесс формирования такой личности чрезвычайно сложен. Сегодня, как никогда, глубоко осознаётся ответственность общества за воспитание такого человека. Одной из причин является близорукость школьников. Мало кто из современных школьников может похвастаться 100 %-ным зрением. У офтальмологов даже существует специальный термин - «школьная близорукость». Раньше считалось, что близорукость возникает в начальной школе и прогрессирует в подростковый период, лет десять назад самые интенсивные зрительные нагрузки приходились на это время. Но сейчас, когда малышей учат читать с пелёнок, а дошкольники часами играют в компьютерные игры, проблемы со зрением нередко возникают гораздо раньше - в 3-4 года. Но школа, безусловно, обостряет проблему: если среди школьников младших классов частота близорукости составляет 6-8 %, то у старшеклассников она возрастает до 25-30 %. А в гимназиях и лицеях с повышенной активностью обучения - уже у 50 % выпускников.
Развитие близорукости зависит от трёх факторов: генетической предрасположенности, состояния соединительной ткани (оно зависит от общего состояния здоровья) и повышенных зрительных нагрузок. На генетику мы влиять не можем. Поэтому профилактика сводится к балансу между физической и зрительной активностью и снижением зрительных нагрузок. Самый простой способ сохранить ребёнку зрение - оградить его хотя бы до 3 лет от компьютера. Важно следить за правильной осанкой ребёнка. Кровообращение в глазах зависит от состояния сосудов позвоночника и сонной артерии. Часто зрение падает у детей с нарушениями осанки и искривлениями позвоночника. Комната должна быть правильно освещена, а при работе с компьютером или просмотре телевизора нужен дополнительный источник освещения. Профилактика близорукости немыслима без занятий спортом. Самыми полезными для глаз считаются игра в пинг-понг, бадминтон.
Бадминтон – великолепная игра, доступная многим. В эту игру играют почти в каждом дворе, на пляжах и во время пикников. Наверное, нет ни одного человека, который хотя бы раз не попробовал играть в бадминтон.
Если рассматривать бадминтон с разных точек зрения, то игра имеет массу положительного и почти не имеет отрицательного. Бадминтон не требует дорогостоящего инвентаря. Оборудовать площадку для бадминтона значительно проще, чем, например, для тенниса. Кроме того, бадминтонная площадка помещается практически в любом спортивном зале.
Бадминтон – игра, которая подходит для людей разного уровня физической подготовки. В нее можно спокойно играть, перекидывая волан друг другу, а можно и активно, на спортивной площадке, давая большие физические нагрузки.
Ракетки в бадминтоне легкие, в отличие от тенниса, и с ними свободно справляются дети.
Игра в бадминтон положительно влияет на зрение, так как наблюдение за воланом (то приближающимся, то удаляющимся) тренирует мышцы, управляющие хрусталиком глаза. А умеренные нагрузки при этом не допускают утомления зрения.
С учетом этого была определена проблема исследования, при каких условиях возможно применения игры бадминтон в коррекции близорукости школьников. Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования – коррекция близорукости школьников.
Предмет исследования – коррекция близорукости школьников средствами игры в бадминтон.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить положительное влияние игры в бадминтон, как средство коррекции близорукости школьников.
Гипотеза исследования: коррекция близорукости детей школьного возраста будет эффективной, если буду реализованы следующие условия:
- выделены существенные признаки близорукости и особенности ее коррекции в школьном возрасте;
- определены средства коррекции близорукости школьников;
- реализована программа коррекции близорукости школьников средствами игры в бадминтон.
Для доказательства данной гипотезы, достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. Раскрыть сущность и особенности коррекции близорукости школьников.
2. Изучить близорукость школьников и способы ее коррекции.
3. Разработать программу и апробировать систему мер по коррекции близорукости школьников средствами игры в бадминтон.
Методы исследования:
1. теоретические: поиск информации, анкетирование.
2. эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
3. статистическая обработка данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации имеющихся материалов исследований по проблеме коррекции застенчивости школьников средствами игры в бадминтон.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в процессе работы по коррекции зрения школьников средствами игры в бадминтон в различных образовательных учреждениях.
База исследования: исследование проводилось в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средней общеобразовательной школы №10 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ в течение 2015 года.
Для этого нами были созданы две группы: экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа состояла из 25 человек. Контрольная группа состояла также из 25 человек, не подвергшихся экспериментальному воздействию.
Структура исследовательской работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.
Ι. Теоретические основы коррекции близорукости у школьников средствами игры в бадминтон
Переходя к подростковому возрасту, отметим, что границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований, Появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным – стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым – стал самостоятельным и решительным и т.д.
Как показывают исследования отечественных психологов, отрицательные качества у наших подростков (своеволие, упрямство, негативизм, грубость, дерзость) возникают чаще всего при недооценке самостоятельности подростка, игнорировании его мнения, при требовании от него беспрекословного подчинения, при чрезмерной опеке и т.д. Иначе говоря, они возникают вследствие уродливого воспитания, при котором не принимаются во внимание психологические особенности этого возраста.
В таком случае не внешний контроль, а самоконтроль «питает» успех формирования той или иной деятельности.
То, что нравственные качества, общественные нормы поведения оказываются в центре внимания подростков, приводит к формированию у них идеала – некоторого обобщённого представления об облике «настоящего человека». Это ярко эмоционально окрашенный и принятый ребенком образ, являющийся для него постоянным внутренним побудителем – образ, который ориентирует и регулирует поведение подростка, выступает в качестве критерия оценки себя и других. На протяжении подросткового возраста идеалы имеют определённую динамику. Для младшего подросткового возраста (5 класса) идеал обычно воплощен в конкретном человеке – учителе, старшем брате, отце, героях войны и т.д. Если в качестве идеала выбран кто-либо из окружающих, то подросток, как правило, стремится следовать этому образцу во всем, начиная во внешних проявлений до суждений и оценок.
Постепенно из целостного образа, воплощенного в определенном человеке и его поведении, и прочно связанного с конкретными ситуациями, подросток начинает выделять черты, которые он особенно ценит, ни и эти черты ещё не теряют связи в его сознании с конкретными людьми и поступками. Это характерно для детей 6 классов. Обосновывая в беседе свой выбор идеала, эти ученики говорят: «Он не боится смерти», «Был хорошим другом» и т.д.
Только к 7- 8 классу идеалы подростков приобретают более обобщенный характер и, как правило, начинают отделяться от конкретных людей и литературных героев.
К концу подросткового возраста уже имеет место постоянное сравнение себя и своего поведения с принятым идеалом и оценка других людей на его основе.
В процессе воспитания мотивы, формирующиеся у человека, постепенно выстраиваются в определённую систему. Выделяются мотивы, которые приобретают доминирующее значение и начинаю определять поведение и деятельность человека. Если те или иные мотивы занимают устойчиво доминирующее положение, то можно говорить о формировании у человека определенной направленности личности.
Установлено, что в период жизни от 5 до 12 лет представления ребенка о нравственности меняется от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм – это твердое, непоколебимое и весьма однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее только на 2 категории – хорошее и плохое – и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках. Нравственный релятивизм появляющийся у детей приблизительно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое.
Реалист мыслит категориями авторитета и полагает, что законы нравственности установлены властью и незыблемы, что они абсолютны и не имеют исключений, что нельзя менять. Ребенок – нравственный реалист – моральную дилемму обычно решает в пользу бездумного послушания и бескорыстного подчинения взрослому, даже если его распоряжение расходятся с нравственными общепринятыми нормами. Более старшие по возрасту дети, поднявшиеся в своем развитии до уровня нравственного релятивизма, полагают, что иногда можно пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Младшие, например, считают, что говорить неправду никогда нельзя; старшие полагают, что в некоторых ситуациях она допустима.
Находясь на стадии нравственного реализма, и играя друг с другом, дети верят в то, что существует лишь одно истинное правило игры; дети – релятивисты признают, что правила игры можно изменять и с общего согласия готовы принять новые правила. В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату. Является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений.
Старшие дети-релятивисты придают повышенное значение намерениям и по намерениям судят о характере поступков. Однако при явно отрицательных следствиях совершаемых поступков младшие дети способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.
Дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структур его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка – его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной собственной жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как «внутренне», хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и взрослых, сделать то, что сильно хочется.
Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становится кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения определенная самостоятельность и независимость. Настойчивость и упорство, даже упрямство, целеустремленность и, в связи с этим повышенная познавательная активность. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, адекватным реакциям, конфликтам начинают исчезать. Когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.
1.2. Сущность и причина близорукости у школьников
По данным ВОЗ, сегодня довольно значительный процент детского населения страдает от близорукости. Скорее всего, связано это с прогрессом современных электронных технологий. Современные дети все больше времени проводят перед мониторами компьютеров, экранами телевизоров и планшетов, вместо того, чтобы гулять на свежем воздухе, играя со сверстниками в подвижные игры.
Близорукость (или миопия) является патологией глаз, при которой пациент с трудом начинает различать расположенные в отдалении предметы. Это происходит потому, что параллельные световые лучи от отдаленных объектов фокусируются не на сетчатке глаз, а в зоне перед ней. В результате теряется зрительная четкость. Как правило, причиной этому является вытянутость глазного яблока (осевая близорукость), приводящая к неправильному преломлению света, а значит и к размытости изображения.
Близорукость обычно обнаруживается у 8-10-летних детей, а ближе к подростковому возрасту, в связи с гормональными перестройками, она резко начинает усиливаться. По статистике, один из трех 15-летних подростков страдает от этого заболевания.
Разновидности, формы и степени детской миопии
Близорукость может иметь врожденный характер, когда у ребенка при рождении уже наблюдается нарушения глазной рефракции. Для нее характерны слабые изменения глазного дна и стабильность, хотя наблюдались случаи, когда такая миопия прогрессировала.
Также бывает и наследственная миопия, проявляющаяся обычно в период 1-12 лет примерно у 50% детей, имеющих близоруких родителей.
Существует еще и приобретенная форма близорукости, проявляющаяся, как правило, в 7-16-летнем возрасте, и связанная с неподходящими условиями для зрительной работы.
Кроме того, различается миопия:
Близорукость может быть двух разновидностей:
Причины близорукости
Миопия может развиться у детей по многим причинам:
Профилактика близорукости.
Лучше всего предотвратить детскую близорукость, чем бороться с ней. Поэтому родителям следует с ранних лет прививать детям правильные зрительные привычки:
- Правильная осанка за столом.
- Правильное освещение при чтении, письме, рисовании и др.
- Тетрадь или книга должны находиться не ближе 35 см от глаз.
- Нельзя читать лежа.
- При зрительной нагрузке желательны перерывы минимум на 20 минут
Помимо этого рацион ребенка должен быть богатым на витамин А, в весеннее - осенний сезон желательно давать ребенку комплексные витамины. Следует минимизировать время просмотра телевизора и игры на компьютере. Детям следует больше бывать на свежем воздухе, проявляя физическую активность играть в бадминтон. Чаще вывозить детей за город (на дачу, в лес по грибы-ягоды и т.д.)
1.3. Влияние игры в бадминтон на зрение школьников.
Елена Тарутта, Доктор медицинских наук, профессор Московского научно-исследовательского института глазных болезней имени Гельмгольца рассказала, как отражаются занятия бадминтоном на детях: «Бадминтон - это тренировка аккомодации. Кроме того, бадминтон заменяет массаж. Дети реже болеют, в том числе и ОРЗ, укрепляется общее состояние здоровья, - говорит Елена Тарутта. – Кроме того, происходит глубокая вентиляция легких. Все эти факторы вместе присутствуют в виде игры. Дети сейчас очень напряжены в школе, а игра в бадминтон снимает стресс. Зрение у детей начинает портиться сейчас уже в раннем детстве, в три-четыре года. Бадминтон поможет сохранить зрение». В офтальмологии под аккомодацией (от лат. accomodatio - приспособление) понимают приспособительный механизм органа зрения, обеспечивающий четкое видение различных рассматриваемых предметов, находящихся на различном расстоянии от глаза. Когда впереди находятся два предмета на различных расстояниях, то отчетливо виден либо один, либо другой предмет, но нельзя видеть отчетливо оба предмета одновременно. Это зависит от того, что оптическая система нашего глаза дает на сетчатке отчетливое изображение только применительно к одному какому-либо расстоянию, и именно к тому, на котором в данный момент находится рассматриваемый предмет; предметы, находящиеся ближе или дальше фиксируемого, дают на сетчатке расплывчатые изображения и потому видны неотчетливо. Чтобы переходить при рассматривании предметов от одного расстояния к другому, мы должны аккомодировать: при этом условия преломления в глазу изменяются так, что каждый раз на сетчатке получается отчетливое изображение фиксируемого предмета. Представление о механизме аккомодации впервые наиболее удачно было сформулировано Гельмгольцем. Согласно его теории, при сокращении цилиарной мышцы ослабевает натяжение цинновых связок хрусталика, и последний в силу своей эластичности стремится принять более шаровидную форму. При аккомодации происходят некоторые изменения в переднем отрезке глаза: сужается зрачок, уменьшается глубина передней камеры, хрусталик опускается несколько книзу. Сужение зрачка при аккомодации объясняется особенностями иннервации цилиарной мышцы, которая, как и сфинктер зрачка, иннервируется веточкой глазодвигательного нерва. Возбуждение глазодвигательного нерва, связанного с аккомодацией, рефлекторно передается и на сфинктер зрачка. Наивысшее напряжение аккомодации характеризуется положением ближайшей точки ясного зрения (punctum proximum - Р), т.е. того самого короткого расстояния, на котором глаз еще может четко видеть предмет. Зная положение дальнейшей и ближайшей точек ясного зрения, можно получить представление о той полосе пространства, в пределах которой возможно ясное зрение, т.е. область аккомодации. Прирост рефракции, требуемый для перевода установки глаза с дальнейшей точки ясного зрения на ближайшую, называется объемом аккомодации. Под спазмом аккомодации понимают более или менее длительное и излишнее напряжение ее, продолжающееся и после того, как глаза перестали фиксировать близкий предмет. Спазм возникает обычно у детей и молодых людей в результате продолжительной нагрузки на глаза, длительного напряжения аккомодации, а также при травмах, действии на глаз очень яркого света. Спазм аккомодации может создавать впечатление близорукости. Сейчас распространен остеохондроз шейных отделов позвоночника, кровь хуже поступает к голове, в том числе к глазам, нарушается питание зрительного нерва, сетчатки глаза. Когда людям, работа которых связана с сидячим положение тела и с большими нагрузками на глаза, кажется, что начинает падать зрение, а обследование этого не подтверждает, скорее всего, причина в астенопии - усталости глазных мышц. Она развивается из-за переутомления глазодвигательного аппарата и аккомодационных глазных мышц. В ходе продолжительных исследований специалисты сделали заключение, что бадминтон является наилучшим видом спорта, улучшающими кровообращение органов зрения, т.к. волан, который то приближается к глазу, то удаляется от него, очень хорошо тренирует глазодвигательный аппарат.
Федерация бадминтона провела исследования и выяснила, что бадминтон снимает многие проблема со зрением, т.к. идет постоянная тренировка мышц, которые отвечают за фокусировку зрения, эти мышцы становятся сильными, рабочими, многие заболевания не развиваются, зрение занимающихся улучшается. Во время тренировок и матчей по бадминтону задействованы все группы мышц, в том числе мышцы глаз и воротниковой зоны. Слежение за воланом в процессе игры аналогично упражнениям, которые рекомендуют офтальмологи в качестве гимнастики для глаз. Также есть специальные компьютерные программы, которые работают по тому же принципу слежения глазами приближения и удаления предмета. Такие упражнения действуют следующим образом. Надо сфокусировать внимание на близком предмете, потом перевести его на предмет вдалеке, делать вращательные движения зрачков и так далее. То есть человек сидит по 10 минут в день, тренирует глаза. Но выяснилось, что весь этот комплекс упражнений непроизвольно применяется во время тренировок и игр в бадминтоне. И ведущие окулисты подтвердили эти наблюдения. Высота стандартного зала - 12 метров, ширина площадки - 6 метров, длина -13. И за час тренировки глаза, отслеживая полет волана вверх-вниз, вправо-влево, то есть наблюдая за всевозможными пространственными перемещениями, получают необходимую для них нагрузку, происходит тренинг глазной мышцы, тем самым снижается спазм аккомодации и улучшается зрение. Подобные упражнения назначают офтальмологи детям с плохим зрением. Но заставить непоседливого ребенка выполнить эти упражнение довольно сложно. Играя в бадминтон, ребёнок проделывает все эти упражнения в игровой форме, плюс получает нагрузку в движении. Сердце гонит кровь в сосуды, идет кровоснабжение коры головного мозга, всех органов, и в результате получается активная тренировка в комфортном для глаз режиме. Это научно доказанный факт. Что касается взрослых людей, здесь вывод следующий - зрение как минимум не ухудшается. У детей оно серьезно улучшается за счет тренировки ослабленных мышц глаз.
В Совете Федерации предложили ввести занятия бадминтоном в школьную программу. Как известно, данная игра, прежде всего, обладает офтальмологическим эффектом. На заседании "круглого стола" в Совете Федераций его участники предложили ввести этот вид спорта в программу занятий физкультурой в школах. Глава Национальной федерации бадминтона Сергей Шахрай подтвердил, что пинг-понг, большой теннис и бадминтон играют огромную профилактическую роль в укреплении зрения. Бадминтон тренирует зрение «Люди с детства, занимающиеся перечисленными играми, как правило, не носят очков. Моментальное переключение зрения с дальнего расстояния на близкое и обратно усиливает способность глаз менять фокусное расстояние, то есть, происходит профилактика близорукости. Бадминтон отличает от настольного тенниса и вертикальный взгляд, который сопровождает волан. К тому же, оборудование для этой игры настолько дешевое, что особых финансовых затрат за собой не повлечет», - сообщил Шахрай. Уровень заболеваемости миопией среди школьников превышает 50%. Исследования Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца доказали – бадминтон значительно улучшает здоровье детей. В Омске был зафиксирован случай, когда со зрением "-6" бадминтон вернул 100% норму. Премьер-министр не зря популяризирует игру. В современной медицине существует немало методик восстановления зрения. Есть способы, при которых можно обойтись без хирургического вмешательства. При определенных усилиях зрение вернется естественным путем. Но в любом случае это нужно проводить под наблюдением специалистов. Восстановить зрение можно естественным путем «По-моему, у бадминтона вообще комплексный подход к здоровью: и к зрению, и к дыхательной системе, и к двигательной». Игра обладает офтальмологическим эффектом. Кроме того, регулярные занятия бадминтоном важны для профилактики детской и подростковой гиподинамии и ожирения.
Как показывают результаты медицинских обследований, среди отклонений, выявляемых у школьников, ведущее место занимает близорукость. А такие спортивные занятия, как бадминтон, могут сыграть положительную роль в профилактике возникновения и прогрессирования близорукости у детей. Наукой доказано, что в процессе дозированных занятий бадминтоном происходит тренировка аккомодационных мышц, улучшается кровообращение, в том числе в сосудах шейного отдела позвоночника.
Выводы по I главе.
Таким образом, близорукость (или миопия) является патологией глаз, при которой школьник с трудом начинает различать расположенные в отдалении предметы. Это происходит потому, что параллельные световые лучи от отдаленных объектов фокусируются не на сетчатке глаз, а в зоне перед ней. В результате теряется зрительная четкость. Как правило, причиной этому является вытянутость глазного яблока (осевая близорукость), приводящая к неправильному преломлению света, а значит и к размытости изображения.
Бадминтон тренирует зрение «Люди с детства, занимающиеся перечисленными играми, как правило, не носят очков. Моментальное переключение зрения с дальнего расстояния на близкое и обратно усиливает способность глаз менять фокусное расстояние, то есть, происходит профилактика близорукости.
А такие спортивные занятия, как бадминтон, могут сыграть положительную роль в профилактике возникновения и прогрессирования близорукости у детей. Наукой доказано, что в процессе дозированных занятий бадминтоном происходит тренировка аккомодационных мышц, улучшается кровообращение, в том числе в сосудах шейного отдела позвоночника.
2.1. Выборка, организация и методики исследования
Цель экспериментального исследования: изучить эффективность коррекции зрения школьного возраста средствами игры в бадминтон.
Задачи (этапы экспериментального исследования):
1) провести констатирующую диагностику уровня зрения школьного возраста;
2) разработать и реализовать программу по преодолению близорукости школьного возраста посредством игры в бадминтон;
3) провести контрольную диагностику уровня зрения школьного возраста;
4) провести сравнительный анализ уровня зрения детей из обеих групп на разных этапах исследования и сделать выводы.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №10» г. Лениногорск РТ.
Объем выборки исследования - 54 детей школьного возраста.
27 детей - экспериментальная выборка, 27 детей - контрольная выборка.
В качестве диагностики мы выбрали анкеты и результаты медицинского обследования. Совместно с медицинским работником школы познакомиться с данными медосмотра школьников с целью выявления детей с нарушением зрения в этих классах.
Анкета №1
Анкета №2
2.2. Программа коррекции зрения школьников средствами игры в бадминтон.
Для решения задачи формирующего эксперимента учителем физической культуры Сидюковой Р.А. была разработана авторская программа «Бадминтон в физическом развитии и воспитании учащихся в школе».
Целью программы является формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры, а в частности бадминтона, в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели программа по бадминтону для обучающихся основной школы будет способствовать решению следующих задач:
– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма обучающихся;
– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с обще-развивающей и корригирующей направленностью, посредством технических действий игры в бадминтон;
– освоение знаний о физической культуре и спорте в целом и, об игре в бадминтон в частности, истории бадминтона и его современном развитии, роли формирования здорового образа жизни средствами бадминтона;
– обучение навыкам, умениям, техническим действиям игры в бадминтон, в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, организации самостоятельных занятий по бадминтону;
– воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Познакомить и рекомендовать делать зарядку для глаз и с правилами работы на компьютере для сохранения хорошего зрения. Три раза в неделю играть в бадминтон.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Примечание | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | |||
1 | Основа теоретических знаний | 6 | 6 | ||
2 | Технико-тактическая подготовка бадминтониста | 17 | 17 | ||
3 | Общая физическая и специальная подготовка бадминтониста | 8 | 8 | ||
4 | Учебно - тренировочные игры, соревнования | 4 | 4 | ||
Итого часов: | 35 | 6 | 29 |
Гимнастика для глаз.
1. Не поворачивая головы переведи взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый нижний угол. Повтори 5 – 8 раз. 2. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуем восьмёрку в пространстве по горизонтали, вертикали.
3. С открытыми глазами, не поворачивая головы, напиши в пространстве своё имя, фамилию, сначала маленькими буквами, а потом большими. После чтения, письма снимут утомление следующие упражнения (повторяются 6-8 раз):
1.Крепко зажмурить глаза на 3-5 с; Открыть на 3-5с.
2.Закрыть глаза; Легко массировать веки пальцем круговыми движениями в течение одной минуты.
Работа на компьютере и сохранение хорошего зрения.
Условия работы на компьютере
1. Рекомендуемое расстояние от глаз до экрана дисплея 60 — 7- см, для слабовидящих — минимально 50 см.
2. Уровень глаз должен приходиться на центр экрана или 2/3 его высоты.
3. Экран, тетрадь, текст должны располагаться в одной плоскости.
4. Использование средств коррекции (очки, контактные линзы) и размер шрифта по назначению врача-офтальмолога.
5. Допуск слабовидящих школьников к работе с компьютером с разрешения врача-офтальмолога. Длительность работы с компьютером при нормальном зрении: 5 кл — 15 мин 6 — 7 кл — 20 мин 8 — 9 кл — 25 мин.
Для того чтобы упражнения имели наиболее эффективное действие, необходимо постоянно соблюдать правила гигиены зрения. Не читайте лежа и в транспорте, не читайте и не пишите, слишком низко наклонившись к тексту.
Как проверить, правильное ли расстояние от глаз до книги? Поставьте руку локтем на стол, а кончиками пальцев коснитесь виска. Такое расстояние и должно быть от глаз до рабочей поверхности. У младших школьников оно приблизительно равно 25 см, а у старшеклассников - 40 см. Все зависит от длины руки,
Особое внимание уделите освещению. При чтении оно должно быть достаточно ярким, но не прямым, бьющим прямо в глаза. Лампу ставьте с левой стороны стола, а стол располагайте слева от окна.
Во время просмотра телевизионных передач не забывайте включать дополнительный свет. Он должен быть мягким, не светить прямо на экран и в глаза. Расстояние от экрана до вас должно равняться шестикратному его размеру по диагонали.
Очень полезно для отдыха глаз (и нервной системы) смотреть вдаль и на зеленые луга, лес, голубое небо, облака, воду. Йоги советуют утром при восходе и вечером на закате фиксировать взгляд на солнце. Они считают, что это помогает при лечении близорукости, дальнозоркости и тому подобном, зрение становится подобно орлиному. А орел – единственная птица, которая может смотреть на солнце.
В приятную теплую погоду, лежа на спине на траве, на песке или на земле, наблюдайте голубое небо, пытаясь проникнуть туда настолько, насколько это возможно. Делайте это и ночью, пытаясь достигнуть звезд. Это делает глаза чувствительными к ультрафиолетовым и инфракрасным лучам и развивает способность видеть ауру людей и других существ, а также психических объектов. Это дает способность концентрации, медитации, созерцания, расщепления эфира, внутреннего (проникающего) зрения, пронизывающего пристального взгляда, чтения мыслей.
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования
Результаты медосмотра школьников в экспериментальной и контрольной группах.
Таблица 1.
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
Количество детей | % соотношение | Количество детей | % соотношение | |
Всего учащихся | 27 | 100 | 27 | 100 |
Проблема со зрением | 11 | 40,7 | 4 | 14,8 |
Данные таблицы 1 свидетельствует о том, что высокий уровень с проблемой со зрением зафиксирован в экспериментальной группе у 40,7%, а в контрольной группе у 14,8%.
Итак, в результате констатирующей диагностики по медосмотру школьников мы можем заключить о том, что в экспериментальной группе преобладает проблема со зрением.
Рисунок 1.
Таблица 2.
Группа здоровья | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество детей | % соотношение | Количество детей | % соотношение | |
1 основная группа | 4 | 14,8% | 6 | 22,2% |
2 основная группа | 14 | 51,9% | 14 | 51,9% |
2 подготовительная | 5 | 18,5% | 5 | 18,5% |
СМГ | 4 | 14,8% | 1 | 3,7% |
Домашнее обучение | - | 0% | 1 | 3,7% |
Данные таблицы 2 свидетельствует о том, что 1 основная группа здоровья 14,8% в экспериментальной группе и 22,2% в контрольной группе,
2 основная группа здоровья в обеих группах по 51,9%, 2 подготовительная группа в обеих группах по 18,5%, специальная группа здоровья в экспериментальной группе 14,8%, а в контрольной группе.
Итак, в результате констатирующей диагностики по медосмотру школьников мы можем заключить о том, что в экспериментальной группе преобладает специальная медицинская группа здоровья.
Рисунок 2.
Результаты Анкета №1. Гигиена зрения
Сколько часов рекомендуется проводить за компьютером?
а) 1 час – 22; б) 2 часа - 5; в) 10 часов - 0.
Рисунок 4
Результаты Анкеты №2
Рисунок 5
Выводы по II главе
Экспериментальное исследование было проведено нами с целью поиска способов профилактики близорукости школьного возраста.
В качестве диагностических методик мы выбрали следующие:
В результате констатирующей диагностики по итогам трех методик мы сделали заключение о том, что в экспериментальной группе преобладает высокий уровень близорукости. Исходя из результатов эксперимента, мы выявили необходимость проведения в экспериментальной группе работы по профилактике близорукости. Для этого на формирующем этапе мы провели цикл занятий, основанных на занятиях игры в бадминтон. Занятия были построены с учетом возрастных особенностей детей. Всего было проведено 9 занятий.
После реализации программы мы провели контрольную диагностику, состоящую из тех же трех методик. По ее результатам мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у школьников экспериментальной группы преобладает средний уровень близорукости.
Это свидетельствует о том, что подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что использование игры в бадминтон способствует снижению уровня близорукости у детей школьного возраста.
Заключение
Мы проводили исследование по проблеме «Коррекция близорукости школьников средствами игры в бадминтон» для этого мы решили ряд задач.
В процессе решения первой задачи по анализу литературных источников, мы установили, близорукость (или миопия) является патологией глаз, при которой школьник с трудом начинает различать расположенные в отдалении предметы. Это происходит потому, что параллельные световые лучи от отдаленных объектов фокусируются не на сетчатке глаз, а в зоне перед ней. В результате теряется зрительная четкость. Как правило, причиной этому является вытянутость глазного яблока (осевая близорукость), приводящая к неправильному преломлению света, а значит и к размытости изображения.
Бадминтон тренирует зрение «Люди с детства, занимающиеся перечисленными играми, как правило, не носят очков. Моментальное переключение зрения с дальнего расстояния на близкое и обратно усиливает способность глаз менять фокусное расстояние, то есть, происходит профилактика близорукости.
А такие спортивные занятия, как бадминтон, могут сыграть положительную роль в профилактике возникновения и прогрессирования близорукости у детей. Наукой доказано, что в процессе дозированных занятий бадминтоном происходит тренировка аккомодационных мышц, улучшается кровообращение, в том числе в сосудах шейного отдела позвоночника.
Для решения второй задачи мы провели анкетирование и диагностику медицинского осмотра близорукости школьников и подобрали систему мер по коррекции близорукости детей.
В качестве методик мы выбрали следующие:
1. Анкетирование №1.
2. Анкетирование №2.
3. Диагностика медицинского осмотра.
На формирующем этапе исследования мы провели цикл занятий, основанных на игре в бадминтон. Занятия были построены с учетом возрастных особенностей детей. Всего было проведено 9 занятий.
После реализации программы мы провели контрольную диагностику, состоящую из трех методик. По ее результатам мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у школьников из экспериментальной группы преобладает средний уровень близорукости.
Как показало проведенное исследование, одним из эффективных способов коррекции близорукости школьников является использование игры в бадминтон. Подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что использование игры в бадминтон способствует снижению профилактике близорукости школьного возраста.
Выполненная работа не исчерпывает многоаспектную проблему коррекции близорукости школьного возраста. Разработанные нами подходы могут служить основанием для дальнейших исследований по проблеме.
Корректирующие упражнения и игры призваны решить проблему со зрение. Поэтому родителям следует с ранних лет прививать детям правильные зрительные привычки:
- Правильная осанка за столом.
- Правильное освещение при чтении, письме, рисовании и др.
- Тетрадь или книга должны находиться не ближе 35 см от глаз.
- Нельзя читать лежа.
- При зрительной нагрузке желательны перерывы минимум на 20 минут
Помимо этого рацион ребенка должен быть богатым на витамин А, в весеннее - осенний сезон желательно давать ребенку комплексные витамины. Следует минимизировать время просмотра телевизора и игры на компьютере. Детям следует больше бывать на свежем воздухе, проявляя физическую активность, играть в бадминтон. Чаще вывозить детей за город (на дачу, в лес по грибы-ягоды и т.д.)
Слайд 1
Коррекция близорукости школьников средствами игры в бадминтон Исследовательская работа Работу выполнил: Ученик 9А класса Асадуллин Линар Учитель: Сидюкова Р.А. 2015 годСлайд 3
На сегодняшний день проблема, связанная со снижением остроты зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней, как среди детей, так и среди взрослых в нашей стране. Быстрый ритм жизни современного общества, большая информационная нагрузка ведут к тому, что люди забывают о необходимости заботиться, о здоровье своем и своих детей. Однако не стоит забывать, что 90% информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения — глаза. Профилактика близорукости немыслима без занятий спортом. Самыми полезными для глаз считается игра в бадминтон. Актуальность исследования
Слайд 4
Объект исследования - коррекция близорукости школьников. Предмет исследования – коррекция близорукости школьников средствами игры в бадминтон . Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить положительное влияние игры в бадминтон, как средство коррекции близорукости школьников
Слайд 5
Гипотеза исследования – коррекция близорукости детей школьного возраста будет эффективной, если буду реализованы следующие условия: выделены существенные признаки близорукости и особенности ее коррекции в школьном возрасте; определены средства коррекции близорукости школьников; реализована программа коррекции близорукости школьников средствами игры в бадминтон.
Слайд 6
Задачи исследования : 1. Раскрыть сущность и особенности близорукости школьников. 2. Изучить близорукость школьников и способы ее коррекции. 3. Разработать программу и апробировать систему мер по коррекции близорукости школьников средствами игры в бадминтон.
Слайд 7
Методы исследования: 1.теоретические: поиск информации, анкетирование; медосмотр; 2. эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); 3. статистическая обработка данных
Слайд 8
База и выборка исследования Экспериментальная группа Контрольная группа 27 детей школьного возраста 27 детей школьного возраста Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №10» г. Лениногорск РТ.
Слайд 9
Значимость проведенного исследования заключается в систематизации имеющихся материалов исследований по проблеме коррекции застенчивости школьников средствами игры в бадминтон. Теоретическая Практическая . состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в процессе работы по коррекции зрения школьников средствами игры в бадминтон в различных образовательных учреждениях.
Слайд 10
Констатирующий этап : диагностика зрения детей школьного возраста
Слайд 11
Результаты медицинского осмотра школьников (констатирующий этап) Таблица 1. Экспериментальная группа Контрольная группа Количество детей % соотношение Количество детей % соотношение Всего учащихся 27 100 27 100 Проблема со зрением 11 40,7 4 14,8
Слайд 12
Рисунок 1.
Слайд 13
Диагностика медосмотра школьников Группа здоровья Экспериментальная группа Контрольная группа Количество детей % соотношение Количество детей % соотношение 1 основная группа 4 14,8% 6 22,2% 2 основная группа 14 51,9% 14 51,9% 2 подготовительная 5 18,5% 5 18,5% СМГ 4 14,8% 1 3,7% Домашнее обучение - 0% 1 3,7% Таблица 2.
Слайд 14
Результаты медицинского осмотра. Рисунок 2.
Слайд 15
Результаты Анкетирования №1 . Гигиена зрения Сколько часов рекомендуется проводить за компьютером? а) 1 час – 22 ученика; б) 2 часа – 5 учеников; в) 10 часов – 0 ученика; Рисунок 3
Слайд 16
Устают ли глаза при работе за компьютером? а) да - 13; б) нет - 11; в) не придаю значения - 3. Делаете ли вы гимнастику для глаз? а) да - 10; б) нет - 2; в) как получится - 15. Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер для здоровья? а) да - 21; б) нет - 3; в) мне все равно - 3.
Слайд 17
Результаты анкетирования №1 Рисунок 4
Слайд 18
Результаты анкетирования №2 Чем ты обычно занимаешься в свободное время? общаюсь в сети - 10 читаю книги - 8 посещаю кружки - 17 играю в компьютер - 12 общаюсь по телефону - 8 провожу время с друзьями - 13 смотрю телевизор – 8
Слайд 19
Рисунок 5
Слайд 20
Формирующий этап : разработать и реализовать программу по профилактике зрения школьного возраста посредством игры в бадминтон
Слайд 21
Цель коррекционной программы - является формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры, а в частности бадминтона, в организации здорового образа жизни. Задачами программы являются: 1. укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма обучающихся; 2. формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с обще-развивающей и корригирующей направленностью, посредством технических действий игры в 3. освоение знаний о физической культуре и спорте в целом и, об игре в бадминтон в частности, истории бадминтона и его современном развитии, роли формирования здорового образа жизни средствами бадминтона; 4. обучение навыкам, умениям, техническим действиям игры в бадминтон, в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, организации самостоятельных занятий по бадминтону; 5. воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Слайд 22
Контрольный этап : - провести контрольную диагностику зрения школьников; - анализ, обработка и интерпретация полученных данных. - изготовление буклетов – памяток с правилами сохранения зрения
Слайд 24
Заключение Мы проводили исследование по проблеме «Коррекция близорукости школьников средствами игры в бадминтон» для этого мы решили ряд задач. В процессе решения первой задачи по анализу литературных источников, мы установили, близорукость (или миопия ) является патологией глаз, при которой школьник с трудом начинает различать расположенные в отдалении предметы. Бадминтон, теннис тренирует зрение «Люди с детства, занимающиеся перечисленными играми, как правило, не носят очков. Моментальное переключение зрения с дальнего расстояния на близкое и обратно усиливает способность глаз менять фокусное расстояние, то есть, происходит профилактика близорукости. Как показало проведенное исследование, одним из эффективных способов коррекции близорукости школьников является использование игры в бадминтон. Подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что использование игры в бадминтон способствует профилактике близорукости школьного возраста.
Слайд 25
Спасибо за внимание
Подарок
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Сторож
Финист - Ясный сокол
5 зимних аудиосказок