Смоленское храмостроительство XVIII века.
Вложение | Размер |
---|---|
smolenskoe_khramostroitelstvo.docx | 16.36 КБ |
Работу выполнила:
Ученица 9 Г класса
СОГБОУИ «Лицея им. Кирилла и Мефодия»
Богданова Вита
Учитель: Лащенкова Маргарита Юрьевна
Смоленское храмостроительство XVIII века
Практически с момента принятия христианства в нашей стране было распространено возведение храмов. До установления на Руси монголо-татарского ига основными жертвователями были, безусловно, князья, и некоторые из построенных ими церквей и храмов стоят и по сей день. Например, церковь Великомученицы Варвары и храм Петра и Павла. Расцвет купеческого храмостроительства в Смоленске пришёлся на 1740 -1750 г. Такой интенсивности каменного строительства церквей на Смоленщине не наблюдалось больше никогда.
В 1760-х годах купеческое храмостроительство достигло своего пика. Причиной этому послужил расцвет купеческого предпринимательства. Известно, что история большинства смоленских храмов, построенных купцами индивидуально, главным образом связана с именами трёх человек купеческой элиты: Иван Пискарёв, Андрей Сисоев и Стефан Никитин. Все они были сыновьями новых предпринимателей, были объединены узами кумовства и служили в Смоленском магистрате.
Каждый из них к храмостроительству пришёл по - своему. Например, Андрей Фёдорович Сисоев. Скорее всего он осознал эту необходимость в середине 1750 – х г., когда он стал свидетелем драмы, развернувшейся вокруг строительства храма св. Варвары. Суть заключалась в несправедливости жестокости двоюродных братьев умершего купца А. А. Кремлицына по отношению к его вдове Мавре. Кремлицын хотел возвести храм на помин души своего единственного сына, но так и не успел завершить строительство. Его жена Мавра из-за нехватки средств не смогла исполнить волю мужа, а между тем храм был в упадке. Братья же фактически разворовали дом Мавры. Грабёж продолжился спустя несколько дней. Тогда земский староста Сисоев взял строительство в свои руки и успешно закончил его примерно в 1757 году. Интересно, что 22 апреля того же года начался пожар на Большой Санкт – Петербургской улице, а очаг возгорания был во дворе одного из братьев Кремлицына. Сам Сисоев был коренным смолянином. Его отец, духовщинский мещанин, прибыл в Смоленск в 1694 году. Сисоев был довольно состоятельным купцом, занимавшимся скупкой сельскохозяйственных товаров. Получив отцовское наследство, он продолжил дело отца, то есть торговля «пенечными хлебным товаром». Андрей состоял в числе купцов первой гильдии, он побывал во многих городах, что говорит о размахе его деятельности и довольно хорошей прибыли.
Однако Сисоев был не только предпринимателем, а ещё и общественным деятелем. Он ни раз отстаивал интересы купечества. Купцы ему доверяли, что в дальнейшем привело его на службу в Губернский магистрат. В 1757 году он был выбран бургомистром.
У Сисоева, его жены и трёх старших детей было 54 крестника. У самого Андрея Фёдоровича_ 9. Это означает, что Сисоевы были не равнодушны к людям независимо от должности и социального статуса, а также, что горожане испытывали уважение к этой семье, а прежде всего к её главе. Одним из крестников Сисоева стал долгожданный сын купца Ф. М. Нашивагина. Однако его радость была недолгой. После родов умерла его жена, а затем и сын. Это было большим потрясением. Тогда уже опытный купец – храмостроитель Сисоев, утешая Нашивагина в его горе, предложил пожертвовать капитал на возведение церкви ради поминовения души любимых, что было и сделано. Это был новый каменный Казанский храм, строительство которого было завершено в 1767 году. В том же году была построена ещё одна церковь – Крестовоздвиженская.
Оказалось, что Андрей Фёдорович был крёстным отцом трёх дочерей Смоленского губернского магистрата Ивана Борисовича Пискарёва.
Иван Борисович был старшим сыном купца – храмостроителя Бориса Захарова. Пискарёв начал свою деятельность рано. В 1745 году он стал бургомистром, а затем и президентом Смоленского Губернского магистрата. Упоминание об этом встречается в документах1750 – 1760 х годах. Пискарёв отстаивал интересы смоленского купечества, защищал права мещан. Также он был довольно успешным предпринимателем: производил « торги к Рижскому порту Водяным путём пенёчным и хлебным товаром». Однако, несмотря на успех в своём деле, в личной жизни было не всё гладко. В начале 1740х у него умерли дети, а в 1759 году его жена Евдокия Петровна. В 1765 году, будучи одним из самых уважаемых людей в городе, Пискарёв возводит каменное здание храма Рождества Богородицы, в приходской жизни которого принимал участие с юных лет. В деле храмостроительства брал пример с отца, который выстроил одну из самых величественных церквей - Спасо-Преображенский храм в Аврамиевском монастыре.
Довольно загадочна личность Стефана Никитина. Опять же он был весьма успешным предпринимателем. Стефан вместе со своими сыновьями торговали пенькой и хлебом. Накопив достаточно средств, Никитин вложил значительную часть в шёлковую мануфактуру. Также как Сисоев и Пискарёв, нёс службу в смоленском магистрате. Начав с должности ратмана, Никитин дослужился до президента в 1766 году.
Его часто приглашали стать восприемником при крещении младенцев. Воспиемничество стало неотъемлемой частью жизни семьи Никитиных. Сам Никитин назван восприемником в метрических книгах не менее 13 раз. Никитины также вступали в кумовство со священниками.
Общество столкнулось с тем, что в городе не хватало мест для построения новых храмов. Тогда к 1768 году Стефан Никитин выстроил храм в семи верстах от Смоленска, где имелась его шёлковая мануфактура. Он предназначался к освящению во имя Антония и Феодосия Печерских. До наших дней сохранились иконы в нишах ограды храма с их изображениями. Со временем местность рядом с храмом превратилась в посёлок Печерск, получивший своё название от храма.
Итак, путь каждого из трёх купцов к храмостроительству был индивидуальным. Однако, у них было много общего: все они активно занимались решением проблем своих граждан, пользовались уважением у людей, а также были успешны в предпринимательской деятельности. Они внесли огромный вклад в храмостроительство. Большинство храмов, построенных ими действуют и сегодня.
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Заповеди детства и юности