данная работа была защищена на школьном этапе научно-практической конференции
Вложение | Размер |
---|---|
tsvet_i_chelovek_ponomarchuk_n.docx | 575.88 КБ |
МАОУ «Гимназия №33 г.Улан-Удэ»
Секция: окружающий мир
«Цвет и человек»
Автор:ученица 3 класса «е»
Пономарчук Анастасия Евгеньевна
Научный руководитель :
учитель начальных классов
Шигина Ирина Ананьевна
Улан-Удэ- 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….3
2.3.Различия в восприятии цвета в разных культурах
3. Анализ проведенного исследования. 10
Заключение………………………………………………………………… Список источников
Приложения
«…Знаешь, я всегда думал,
какого же цвета небо и море.
Я думал, что если пойму, что же
представляет из себя цвет, распространяющийся до горизонта,
то и я буду не таким блёклым по сравнению с другими людьми».
Слова мальчика,
который с рождения не различает цвета
ВВЕДЕНИЕ
Цвет окружает человека с рождения. Для человека так естественно жить в цветном мире, что он не задумывается о том, что такое цвет, до тех пор, пока не встретит человека, который не видит цвета, или видит цвета по-другому. Однажды мы поехали отдыхать на озеро Байкал, и у моих родителей возник спор о том, какого цвета вода в озере. Мама говорила, что вода серая, а папа говорил, что вода зелёная. С моей точки зрения они оба были неправы, так как вода в озере была голубой. Для меня это было удивительно, и я решила изучить, что такое цвет и почему люди видят цвета по-разному.
Результаты этого исследования нашли выражение в исследовательской работе не тему «Цвет и человек»
Что такое цвет? Почему люди воспринимают цвет предметов по-разному?
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи.
Приступая к исследованию, мы предположили, что,не смотря на то, что цвет окружает человека с рождения, знания человека о цвете недостаточны.
Возможно, люди видят цвета неодинаково.Вероятно язык, на котором говорит человек, влияет на то, как человек различает цвета и относится к ним.
Для достижения цели исследования были использованы следующие методы:
Ежедневно нас окружают десятки тысяч цветов и их оттенков. Каждый объект этого большого мира раскрашен по-своему. Практически каждый цвет имеет своё название, а люди могут легко ориентироваться в огромном цветовом спектре. Но как это происходит? Прежде всего, необходимо разобраться с тем, что такое цвет.
Цвет – это, в первую очередь, физическое явление. Если говорить научным языком, то это характеристика электромагнитного излучения особенного оптического диапазона -спектра. Возникает цветовосприятие на основе ощущений зрительного аппарата.
Если говорить простым языком, то цвет – это зрительное ощущение, которое человек получает, когда в глаз попадают световые лучи разной длины волны. Восприятие цвета является очень субъективной характеристикой. Получается, что каждый человек видит цвета по-своему.
Таким образом:
во-первых, цвет – это свет. Доказать это можно с помощью следующего опыта: в емкость с водой поместим зеркало. Направим на него фонарик. Лист белой бумаги окрасится в цвета радуги. В нашем опыте нет ничего, кроме света, что могло бы окрасить бумагу (Прил. 1).
во-вторых, цвет – это волна. Это волна, которая отражается от поверхности предмета.Цвет предмета связан с длинной и частотой волн, которые этот предмет отражает. Волны с высокой частотой – фиолетового цвета, с низкой частотой – красного. Между ними находятся все остальные волны, которые человек может воспринимать в качестве цвета. Серединка яблока не имеет цвета, пока мы не разрежем яблока. Цвет появляется, как только свет попадает на поверхность предмета и отражается от него (Прил. 2).
Проблемами цвета занимается целый ряд наук и научных дисциплин, каждая из которых изучает цвет с интересующей ее стороны. Физика изучает энергетическую природу цвета, физиология – процесс восприятия цвета человеческим глазом и превращения его в цвет, психология – проблему восприятия цвета и воздействие его на психику, способность вызывать различные эмоции, биология – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых и растительных организмов. Совокупность всех этих наук, изучающих цвет с разных точек зрения носит название научного цветоведения.
.
Для человека цвет – это признак предмета, который он видит, глядя на предмет. Но за счёт чего человек видит цвет?
В глазу человека есть тонкий слой, который воспринимает свет. Он называется сетчатка. В нём есть клетки[5], которые принимают различные волны света и передают их в мозг в виде сигнала. Мозг распознаёт эти сигналы как тот или иной цвет (Прил. 3)[4].
Возникает вопрос: почему люди могут называть цвета какими-то словами, давать названия. Всё очень просто. Зрительный аппарат у разных людей устроен однотипно. Именно поэтому люди видят цвета по-своему, но при этом очень похоже. Цвета самого по себе не существует. То, каким мы видим наш мир, зависит от строения наших органов зрения и от того, как мозг распознаёт то, что глаз передаёт ему в качестве сигнала.
На восприятие цвета влияют зрительные заболевания. Например, при дальтонизме цветоощущение заметно нарушается. У человека также может наблюдаться полное отсутствие цветового ощущения. Такое заболевание называется цветовая слепота. В мире эта болезнь встречается редко – примерно у 8% мужчин и 0,5% женщин. К сожалению, такие люди лишь теоретически знают, что такое цвет.
Принято считать, что человеческий глаз различает семь основных цветов и до десяти миллионов их оттенков. По теории Юнга-Гельмгольца, в глазу человека есть только три компонента, которые различают красный, зелёный и синий цвета. Световое раздражение этих компонентов в определенной комбинации дает все остальные цвета и оттенки.
Животные по-разному различают цвета. Многочисленные эксперименты доказали, что млекопитающие очень плохо распознают оттенки. Так, например, быки, собаки и кошки вообще не видят цветов. Их мир – черно-бело-серый. А вот обезьяны, например, могут различать цвета так же, как и человек. Некоторые птицы, к примеру, куры, различают все цвета радуги. [6].
Природа не зря наделила человека возможностью распознавать цвета.
Семь цветов радуги окружают нас в повседневной жизни, раскрашивая нашу реальность в различные оттенки и тона. Основные цвета радужного спектра соответствуют семи музыкальным нотам и привносят в наше сознание определённые эмоциональные краски так же, как воздействует на нас музыка. Влияние цвета на психику человека уже давно не является тайной мироздания. На основе данных, полученных учёными, создано научное течение – цветоведение и связанные с ним цветотерапия и цветопсихология. В течении своей жизни, в разных ситуациях, мы сами можем наблюдать, как цвет влияет на человека, изменяя его внутреннее состояние и даже внешность. Рассмотрим влияние цвета на настроение человека.
Красный цвет
Первый в радужном спектре. Красный цвет возбуждает, подталкивает к действию, заставляет предпринимать что-то. Красный цвет согревает, действует благоприятно в интерьере комнаты, вызывая ощущение мягкого тепла летнего вечера, даже если не включено отопление. А избыток красного цвета приводит к агрессии и гневу.
Оранжевый цвет
2-ой цвет в радуге. Он весёлый и тёплый, как майский ветерок. Обещает лёгкое будущее и дарит сознанию ощущение свободного парения. Это цвет радости и оптимизма. Он способствуют получению удовлетворения от окружающего мира и от всей жизни, несмотря на любые трудности. Устраняет депрессии и страхи, а также повышает аппетит.
Жёлтый цвет
Стоит в радуге 3-им. Цвет солнечного тепла и вечной молодости. Если жить в жёлтом интерьере, то можно надолго сохранить молодость , потому что этот цвет обладает такой уникальной способностью, как растворять все заботы, неприятности и стрессы в себе, поглощая их полностью.
Зелёный цвет
В радуге идёт сразу за жёлтым. Цвет спокойствия и умиротворения. Способствует расслаблению мышц и сознания человека. Он успокаивает психику и даёт ощущение удовлетворённости жизнью. Это основной цвет Природы – цвет зелени, лета и плодородия.
Голубой цвет
5-ый цвет радужного спектра. Цвет неба и всей нашей планеты, летящей в холодном космическом пространстве. Цвет прохлады и покоя. Символизирует собой бесконечность, создаёт ощущение чистоты. Способствует внутреннему спокойствию.
Синий цвет
Предпоследний цвет радуги. Символизирует завершённость и умиротворение, спокойствие и холодность, сдержанную радость от достигнутого результата. Успокаивает и уравновешивает психику человека.
Фиолетовый цвет
Последний, 7-ой цвет радуги. Цвет высшей радости, цвет духовной силы, познания духа, вдохновения. Это цвет души. Его воздействие на психику человека сродни молитве для души.
С помощью цвета человек получает важную информацию, например, предупреждение об опасности. Если у человека нарушено цветовое зрение (дальтонизм), он может попасть в беду, переходя через дорогу, не заметив красный предупреждающий сигнал светофора.
Цвета создают ощущение красоты того, что нас окружает. Человеку приятно жить в цветном мире.
С давних времен цвет для человека является важным символом. Восприятие цвета человеком зависит от культуры, в которой человек воспитывался, а так же от языка, на котором он говорит. Сравним:
значение | русский | китайский | английский |
Хорошее время | Красные деньки | Жёлтый день | Белый день |
Благородное происхождение | Белая кость | Жёлтая кровь | Голубая кровь |
Рассмотрим ,как цвета в разных странах символизируют те или иные понятия.
С давних пор у разных народов особой популярностью пользовался красный цвет. Во многих языках одно и тоже слово обозначает красный цвет и вообще все красивое и прекрасное. У полинезийцев "красный" является синонимом слова "возлюбленная" В Китае об искреннем открытом человеке говорят "красное сердце".На знаменах он символизирует бунт, революцию и независимость. У многих племен Африки, Америки и Австралии воины раскрашивают тело и лицо красной краской. А карфагенцы и спартанцы во время войны носили красную одежду. Этому цвету приписываются целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству. Китайцы привязывали детям красные лоскутки к кистям рук, считая, что это лучшее средство от злых духов. Крестьянки в средневековых замках закутывали своих младенцев в красные пледы и шали, чтобы дитя не мёрзло в холодных условиях каменных стен.
Белый цвет символизирует чистоту, невинность и добродетель. А в христианской традиции он означает родство с божественным светом. В литовском языке "белые люди" - это честные люди, в венгерском языке "белым народом" называют женщин. На Руси во время первого сева надевали чистую белую рубаху и клали в семена освещенное на Пасху яйцо или его скорлупу, что бы зерно было такое же чистое и белое. Однако белый цвет может иметь и противоположное значение ассоциируясь с пустотой , бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном счете со смертью. Славяне одевали своих мертвецов в белую одежду, накрывая белым саваном. А на Востоке белый цвет считается траурным. В белом одеянии приходят к людям призраки и приведения. Поляки называют смерть - "белая".
Черный цвет - цвет несчастья горя и траура. Он же является эмблемой всего тайного и неизведанного. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.
Желтый цвет - цвет золота и осенней поры. Психологи считают, что желтая гамма в природе производит на зрителя теплое и приятное впечатление. В Европе желтый флаг означал карантин, а желтый крест – чуму.
Синий - цвет моря и неба. У многих народов он символизирует вечность, а в христианской культуре - непостижимые тайны божественной истины. Но в Египте синий цвет считают траурным. Французы же называют ужас "синим страхом". Цвет травы и листьев - зеленый. Это цвет юности, веселья и надежды. Психотерапевтам хорошо известно его успокаивающее действие. А у магов зеленый цвет считается духовным и целительным. Зелёное знамя ислама говорит о том, что мусульманская вера обязана нести мир в души людей и в отношения государств.
3.Анализ проведенного исследования.
Для проведения исследования нами было использовано анкетирование учащихся 3 «е» класса.( Анкета-приложение5)
С чем же русские дети соотносят цвета? По результатам анкетирования мы выяснили, что:
- самые любимые цвета у мальчиков: зелёный 33% , красный 22%, синий 22% и жёлтый 12%;
- самые любимые цвета у девочек: голубой 17%, белый 7%, розовый 7%, оранжевый7%,, красный 7%, жёлтый 7%, пурпурный 7%, салатный 7%, все 17 %, нет 17% (Прил. 6)
В первую очередь мальчики называют красный, зелёный, синий и чёрный цвета, а девочки – голубой, жёлтый и красный и белый.
Ассоциации, вызванные цветом, у девочек и мальчиков тоже разные (приложение 4). Так, например, красный цвет у мальчиков ассоциируется с кровью и огнем, а у девочек, помимо крови еще со страхом и любовью.
Таким образом, анкетирование выявило, что предпочтение цвета и ассоциации, вызванные цветом, зависят от пола человека.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в анкетах встречаются необычные названия цветов, такие как сине-розовый, космический, неоновый, лаймовый, тёмный, прозрачный, бледный, капустовый.
Мы выяснили, что в русском языке существуют около 1000 названия цветов. С помощью различных словарей мы выбрали названия 100 цветов и их оттенков и классифицировали их по тому, от какого слова они произошли. Были выделены следующие группы: природа, камень/металл, растение, плод, цветок, животное, человек, продукт питания, предмет, географическое название. Больше всего названий цвета произошло от названий плодов .
На вопрос «Сколько цветов вы знаете?» мальчики ответили, что они знают от 15 до 20 цветов, девочки от 12 до 60. Просим принять во внимание, что выпускник начальной школы в Японии определяет и называет 180 цветов и их оттенков.
Участники эксперимента подтвердили наше предположение о том, что некоторые русские люди недостаточно хорошо знают цвета и умеют соотносить оттенок с его названием. Для обогащения словарного запаса школьников словами, обозначающими цвета и их оттенки, мы предлагаем провести среди учащихся начальных классов нашего города конкурс «цветных» сказок с иллюстрациями авторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы достигли цели исследования выяснив, что такое цвет, как человек воспринимает цвет и как цвет выражается в языке.
В ходе исследования мы изучили информацию о цвете в научно-популярных книгах для детей, видеофильмах и на сайтах в Интернет; выяснили, что цвет это волна, которая воспринимается глазом как сигнал и распознаётся мозгом; сравнили обозначения цвета в русском, английском, немецком и китайском языках; выяснили какие названия цветов и оттенков существуют в русском языке и классифицировали их по 11 группам; исследовали цветовые ассоциации у детей; определили, что русские люди разного возраста в среднем могут распознать 27 цветов; а так же предложили способ по обогащению цветового восприятия детей нашего города.
Наша гипотеза о том, что знания человека о цвете недостаточны, подтвердилась с помощью эксперимента. Действительно, люди видят цвета неодинаково, а язык, на котором говорит человек, влияет на то, как человек различает цвета и относится к ним.
Из-за ограниченности места мы можем представить лишь некоторые результаты исследования и опыты, связанные с цветом, которые мы провели, но нет сомнений в том, что цвет, знакомый нам с самого рождения, таит в себе множество загадок и тайн, которые ещё ждут своих исследователей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Цитаты и афоризмы [Электронный ресурс] / АкизукиСората // Четыре цвета августа.- Режим доступа:http://citaty.info/quote/comics/281706
2.Домашняя радуга [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.liveinternet.ru/users/julyday/post110186169/
3.Что такое цвет [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.youtube.com/watch?v=ev8NQn4QDN4
4. Яньшин П.В. Семантика цветового образа // Провинциальная ментальность России в прошлом, настоящем и будущем. Материалы III международной конференции по исторической психологии российского сознания. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 3, вып. 2. Самара, СамГПУ, 1999. С. 200-217
5.Про зрение [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://motpfofs.ru/?p=50
6.Пределы цвета [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.youtube.com/watch?v=_FRwIHg3DZ4
7.Яндекс словари [Электронный ресурс].- Режим доступа:https://slovari.yandex.ru/
.
Приложение 1
Опыт «Цвет – это свет»
Приложение 2
«Цвет – это волна»
Приложение 3
Как человек видит цвет
Приложение 4
Результаты анкетирования
Самые распространённые ассоциации
мальчики | девочки |
кровь, огонь | небо |
трава | солнце |
море, вода | страх, кровь, любовь |
тьма, пустота, тучи | спокойствие, снег, бумага |
Любимые цвета
Приложение 5
Анкета
Ты мальчик или девочка? _______________________
С чем у тебя ассоциируется (соотноситься в твоём представлении) каждый цвет?
Цвет | Ассоциация |
Приложение 6
Классификация цветов
Цвет | природа | камень, металл | растение | плод | цветок |
красный зелёный синий голубой серый белый чёрный иссниня-чёрный | песочный болотный морской волны небесный пепельный электрик охристый терракотовый алый багровый рыжий ультрамарин сизый хаки | изумрудный малахитовый нефрит опаловый аквамариновый бирюзовый кобальтовый медный свинцовый платиновый антрацитовый турмалин | соломенный палевый травяной салатовый табачный лавр индиговый перванш коричневый | лимонный абрикосовый малиновый свекольный вишнёвый гранатовый оливковый фисташковый гороховый кофейный каштановый ореховый оранжевый апельсиновый морковный персиковый сливовый баклажанный | розовый сакура чайная роза цикламен васильковый фиалковый сиреневый лиловый фиолетовый |
животное | человек | продукт питания | предмет | географическое |
слоновая кость коралловый пурпурный канареечный сомо мышиный жемчужный желтый бежевый бурый перламутровый | телесный | медовый кремовый сливочный горчичный кофе с молоком какао шоколадный молочный корица фрезовый | бутылочный кирпичный маренго | маджента божоле бордовый |
Н. Гумилёв. Жираф
Марши для детей в классической музыке
Одна беседа. Лев Кассиль
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Сказка "Дятел, заяц и медведь"