Статья посвящена проблеме нравственного самоопределения личности в эпоху переломных исторических событий.
Вложение | Размер |
---|---|
Статья содержит исследование по истории Гражданской войны в России | 54.5 КБ |
Нравственный выбор генералов царской армии
в условиях Революции и Гражданской войны
В определении социально-нравственных качеств человека, значимое место отводится патриотизму. В новом словаре русского языка Т.Ф. Ефремова патриотизм трактуется как «Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины». В своем исследовании я поставила цель: проанализировать процессы и результаты нравственного самоопределения царских генералов в условиях Революции и Гражданской войны.
Революционная стихия, ворвавшаяся в Россию 1917 года, взорвала не только государственное устройство, она, прежде всего, обрушилась на людей, перекраивая сознание, ломала судьбы, разделяя на «своих» и «чужих».
В такие периоды значительно усиливается роль и ответственность армии, ее организующего начала – офицерства. Практически каждого из них коснулась ситуация морального выбора. Отречение Николая II от престола, можно сказать освободило офицеров от присяги "Вере, Царю и Отечеству". Из трех ценностей осталось только «Отечество», и каждый сам определялся в том, что под Отечеством понимать.
Обратимся к статистике: накануне Первой мировой войны в 1914 году в корпусе офицеров Генерального штаба состояло 425 генералов. За период с 1917 по 1920 годы в составе Генерального штаба Красной Армии находилось 185 бывших царских генералов, то есть 44%. от общего числа высшего командного состава Российской империи. В целом в Красной Армии служило 75 тысяч бывших офицеров, в то время как в Белой около 35 тысяч из 150 тысячного корпуса офицеров Российской Империи.
При этом офицеры, за редким исключением не становились на “классовую позицию” большевиков и не вступали в партию. Они выбрали красных как выразителей определённого цивилизованного пути, который принципиально расходится с тем, по которому пошли белые.
Именно в период глобальных перемен и выясняется, чего на самом деле стоит человек. Жизнь генерала от кавалерии Алексея Брусилова – яркий пример того, как можно оставаться самим собой, сохранять верность избранному пути и своему Отечеству в самые тяжелые и переломные моменты истории.
«При таких трудных обстоятельствах, как война и революция в одно время, приходилось много думать о своей позиции, для того чтобы быть полезным своему народу и родине. Среди поднявшегося людского водоворота, всевозможных течений, среди разумных людей, увлекающихся честных идеалистов, негодяев, авантюристов, волков в овечьих шкурах, их интриг и домогательств - сразу твердо и бесповоротно решиться на тот или иной образ действий было невозможно». Так писал о себе в своих мемуарах генерал от кавалерии Алексей Алексеевич. Он вошел в историю Первой мировой войны как выдающийся полководец. Его талантливо задуманный и блестяще осуществленный прорыв фронта австро-германских войск в 1916 году, получивший название Луцкого, а впоследствии Брусиловского, отразился на всем ходе Мировой войны.
Февральская революция не явилась для Брусилова неожиданностью, как военный стратег, он видел и ее дальнейший путь: «Мне стало ясно, что при слабости Временного правительства дело на этом остановиться не может и что наша революция обязательно должна закончиться тем, что у власти станут большевики».
В мае 1917 года, согласно приказу Временного правительства его назначили Верховным главнокомандующим русской армии. Но к этому времени Брусилову уже стало ясно, что продолжать войну нельзя, что отстаивать чуждые интересы русские солдаты в бой не пойдут. Свое согласие принять пост Верховного главнокомандующего он объяснял лишь тем, что «решил остаться в России и служить русскому народу».
«В самом начале революции я твердо решил не отделяться от солдат и оставаться в армии, пока она будет существовать или же пока меня не сменят. Позднее я говорил всем, что считаю долгом каждого гражданина не бросать своего народа и жить с ним, чего бы это ни стоило», — пишет Брусилов в воспоминаниях. Именно эти взгляды привели его, русского воина и гражданина, в ряды Красной Армии.
Ломка сложившихся убеждений была длительной и нелегкой. Брусилов знал одно — с Россией, с русским народом порвать он не может
Октябрьские бои 1917 года застали Брусилова в его московской квартире, в Мансуровском переулке на Остоженке. Здесь он был тяжело ранен в ногу осколком снаряда. Рана уложила Брусилова в постель на много месяцев. Но и в этом состоянии его не оставляли в покое зачинатели «белого движения». Брусилова звали в Новочеркасск, на Дон, в «русскую Вандею». Он ответил отказом: «Никуда не поеду. Пора нам забыть о трехцветном знамени и соединиться под красным».
Для «белого движения» Брусилов стал опасным врагом, изменником. И белогвардейцы жестоко отомстили ему. Единственный его сын, корнет Алексей Брусилов, командир отряда красной конницы, в боях под Орлом был захвачен в плен деникинцами и расстрелян.
Чем можно объяснить такое двойственное положение Брусилова? С одной стороны, он не разделяет идей Великой Октябрьской социалистической революции, а с другой — отказывается идти вместе со своими коллегами, бывшими царскими генералами, положившими качало белогвардейским армиям.
Ломка сложившихся убеждений для него была длительной и нелегкой. Брусилов знал одно — с Россией, с русским народом порвать он не может.
«Одно могу сказать с чистой совестью, перед самим Богом, – писал Алексей Алексеевич, – ни на минуту я не думал о своих личных интересах, ни о своей личной жизни, но все время в помышлениях моих была только моя Родина, все поступки мои имели целью помощь ей, всем сердцем хотел я блага только ей»
Полемизируя с А.И. Деникиным, осудившим его за сотрудничество с советской властью, А.А. Брусилов писал: «Не знаю, что легче - на чужие деньги жить за границей или переживать все ужасы революции, голод и холод вместе со своей Россией. Далее он заключил: «Ведь такую великую и тяжелую революцию, какую Россия должна была пережить, не каждый народ переживает. Это тяжко, конечно, но иначе поступить я не мог, хотя бы это стоило жизни. Скитаться же за границей в роли эмигранта не считал и не считаю для себя возможным и достойным».
Безусловно, определить жизненные приоритеты, в условиях краха привычного мира чрезвычайно трудно. «Врагу не пожелаю жить в эпоху перемен», – гласит древняя китайская мудрость. И с этим трудно спорить.
Одной из самых интересных и неоднозначных исторических фигур русской истории был и остается белый генерал Корнилов. Он присягал императору, возглавлял арест императрицы, пытался установить в стране военную диктатуру, организовал Добровольческую армию и погиб от рук большевиков.
Известный российский историк Волобуев П.В. отмечает, что Корнилов – «Фигура легендарная, почти романическая, он мог войти в историю, как блестящий русский разведчик, исследователь, путешественник, и встать в один ряд со знаменитыми отважными героями – покорителями загадочных и неизвестных земель, чья жизнь стала легендой и основой для немалого числа книг и кинолент, но, в историю он вошел в другой, тяжёлой для себя роли»
При этом, нужно сказать, что его боевая слава была далеко не однозначна. Брусилов писал о нем: «Странное дело, генерал Корнилов свою дивизию никогда не жалел: во всех боях, в которых она участвовала под его начальством, она несла ужасающие потери, а между тем офицеры и солдаты его любили и ему верили. Правда, он и себя не жалел, лично был храбр и лез вперед очертя голову». В отличие от Алексея Брусилова, воздержавшегося от лидерства в политической борьбе, Лавр Корнилов стал центром консолидации антибольшевистских сил, по мере разделения общества на две враждебные группировки получил все большую поддержку: "Кто за Корнилова, тот против революции, кто против революции, тот против народа, кто против народа, тот против спасения родины".
Корнилов представлялся кандидатом в правители с «железной рукой».
Легендарного Брусилова попытались втянуть в корниловский заговор. К нему в Москву приехала специальная делегация. И каково же было изумление этой делегации, когда Брусилов охарактеризовал выступление Корнилова как авантюру, а самого генерала Корнилова назвал изменником.
Видео Корниловский мятеж
Корниловский мятеж был обречен. Член Временного правительства Шульгин писал: «По призыву большевиков 27 августа против мятежников выступили красногвардейцы. За три дня в отряды Красной гвардии записалось более 15 тыс. рабочих». Милюков свидетельствует: «Борьба с войсками ген. Корнилова закончилась без единого выстрела. Вопрос был решен не столько… стратегическими или тактическими успехами правительственных или корниловских войск. Вопрос решили… не полководцы, а солдаты»
После провала августовского выступления 1917 г., взгляды Лавра Гергиевича стали более консервативными. Во время Ледяного похода он говорил: "После ареста государыни я сказал своим близким, что в случае восстановления монархии мне, Корнилову, в России не жить. Это я сказал, учитывая, что придворная камарилья, бросившая государя, соберется вновь. Но сейчас, как слышно, многие из них уже расстреляны, другие стали предателями. Я никогда не был против монархии, так как Россия слишком велика, чтобы быть республикой. Кроме того, я - казак. Казак настоящий не может не быть монархистом".
Два генерала, два воина и гражданина, политические взгляды которых разметала Октябрьская революция, оба искренне чувствуют ответственность за судьбу народа и Отчизны:
«В самом начале революции я твердо решил не отделяться от солдат и оставаться в армии, пока она будет существовать или же пока меня не сменят. Позднее я говорил всем, что считаю долгом каждого гражданина не бросать своего народа и жить с ним, чего бы это ни стоило», — пишет Брусилов в воспоминаниях.
Взгляды Корнилова отражены в его воззвании к солдатам: «Я, генерал Корнилов, — сын казака-крестьянина, заявляю всем и каждому, что мне лично ничего не надо, кроме сохранения Великой России, и клянусь довести народ — путём победы над врагом — до Учредительного Собрания, на котором он сам решит свои судьбы, и выберет уклад новой государственной жизни».
Но и разница, выбранного пути, совершенно очевидна: один стремится ЖИТЬ С НАРОДОМ, а другой – БОРОТЬСЯ С ВРАГОМ.
В 1918 году, Советская Россия находилась в кольце 14 армий- интервентов. Польша, Финляндия, Прибалтика, Украина, Дон и Закавказье были оккупированы германскими войсками. А Бывшие союзники, как хищники слетелись на кровавый пир, Именно генерал Брусилов обратился с призывом «Ко всем бывшим офицерам, где бы они ни находились»:
«В этот критический исторический момент нашей народной жизни, мы, ваши старшие боевые товарищи, обращаемся к вашим чувствам любви и преданности к родине и взываем к вам... добровольно идти в Красную Армию на фронт или в тыл, и… не жалея жизни, отстоять во что бы то ни стало дорогую нам Россию и не допустить ее расхищения, ибо в последнем случае она безвозвратно может пропасть, и тогда наши потомки будут нас справедливо проклинать и правильно обвинять за то, что мы. забыли свой родной русский народ и загубили свою Матушку-Россию».
А что же генерал Корнилов? Корнилов стал организатором Добровольческой армии белых на Дону и направил всю свою полководческую энергию и ненависть на борьбу с большевизмом. В борьбе за будущее России, он был абсолютно не примерим и беспощаден. Совершенно очевидно, что в условиях ожесточенного противостояния общества, в условиях кровавых распрей, Россия все более становилась уязвимой для западных интервентов.
«Было бы ошибочно думать, что в течение всего этого года мы сражались на фронтах за дело враждебных большевикам русских. Напротив того, русские белогвардейцы сражались за НАШЕ дело», – написал позже Уинстон Черчилль.
Революционные потрясения окончились для России огромными потерями.. Нельзя не признать, что ответственность за российскую смуту несут все стороны: белые, красные, «интервенты». Чтобы двигаться дальше, нам необходимо с уважением отнестись к обстоятельствам, толкнувшим действующих лиц 1917 года занять ту или иную позицию. Нельзя постоянно делить предков на однозначно правых и виноватых, ведь каждая сторона по-своему понимала, как добиться процветания Родины и лучшей жизни на земле. Дань уважения предкам — лучшее средство для идеологического примирения, стимул для нового витка духовного развития, без которого немыслимо достойное существование нашего народа…»
Рисуем домики зимой
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Сила слова
Любили тебя без особых причин...
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен