Мой дом находится недалеко от леса. Там растут сосны и берёзы. Весной мы с папой собираем берёзовый сок. Он не только вкусный, но и очень полезный, так как содержит много питательных веществ, необходимых для роста и развития дерева. Но для меня является загадкой, как растения пьют воду и как вода движется по стеблю растения? И можно ли, используя эти знания, самому показать движение воды через стебель на примере комнатных растений?
Вложение | Размер |
---|---|
kak_rasteniya_pyut_vodu_1.rar | 2.93 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»
Учебно-исследовательский реферат
Тема: «Как растения пьют воду?»
Выполнил:
Чернов Игорь, ученик 2 «А» класса
Руководитель:
Клепец Е. А., учитель нач.классов
с. Ермаковское
2015
Оглавление
Введение………………………………………………………….......................3
1.1. Актуальность исследуемой проблемы……………………………….......3
1.2. Цель и задачи исследовательской работы……………………………….3
Основная часть
2.1.Как растение пьёт воду?...........................………………………………..4
2.2. Что произойдёт с растением без стебля?.........……...……...…………...5
2.3. Как влияют вредные вещества на растения? …………………………5
Практическая часть…………………………………………………………….6
Заключение……………………………………………………………………..7
Литература..………………………………………………………………........8
Ι. Введение
Мой дом находится недалеко от леса. Там растут сосны и берёзы. Весной мы с папой собираем берёзовый сок. Он не только вкусный, но и очень полезный, так как содержит много питательных веществ, необходимых для роста и развития дерева. Но для меня является загадкой, как растения пьют воду и как вода движется по стеблю растения? И можно ли, используя эти знания, самому показать движение воды через стебель на примере комнатных растений?
Цель моей работы: изучить процесс движения воды по стеблю растения и продемонстрировать его на примере комнатных цветов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Гипотеза: вода движется по стеблю растения. Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.
Объектом исследования в данной работе является процесс движения воды.
Предметом исследования является цветы пахистахиса и спатифиллума.
Методы исследования:
II. Основная часть
1. Как растение пьёт воду?
Так же как и людям, растениям для выживания нужна вода. Они получают воду из земли с помощью корней. Но как же вода движется по стеблю растения? На уроках окружающего мира мы провели опыты, которые позволили мне увидеть, что внутри растений есть сосуды (капилляры), которые позволяют воде проходить по всему растению. У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.
Опыт 1. Движение воды по стеблю растения.
Цель: показать движение воды в стебле растения.
Материал: 6 баночек, вода, чернила или пищевой краситель, растение (веточки сливы), линейка.
Действия:
№ баночки | Время | Результаты измерений |
1 | 12 ч дня | 2 см |
2 | 14 ч дня | 4 см |
3 | 16 ч дня | 6 см |
4 | 18 ч вечера | 8 см |
5 | 20 ч вечера | 10 см |
6 | 8 ч утра | 13 см |
Вывод: окрашенная вода поднимается по стеблю постепенно благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений окрашиваются.
2. Что будет с цветком без стебля?
Теперь я знаю, что в стебле растения содержится вода. Когда цветы даже стоят в вазе, через него вода проходит вверх, чтобы лепестки получали влагу. Даже если вынуть цветок из воды, стебель сохранит немного влаги. Без стебля у цветка нет возможности получения воды, и он погибает намного быстрее, чем цветок со стеблем. Это очень легко проверить.
Опыт 2. Движение воды по стеблю растения.
Цель: показать значимость стебля у растения.
Материал: 2 свежих цветка. ножницы.
Действия:
№ цветка | Время | Результаты опыта | |
Образец со стеблем | Образец без стебля | ||
1 | Через час | не изменился | немного завял |
2 | Через два дня | завял | засох |
Вывод: растение без стебля очень быстро погибает, так как без стебля оно не имеет больше другой возможности получать воду.
3. Как влияют вредные вещества на растения?
Вода полезна и людям, и растениям. Так как вода течёт из недр Земли, в ней растворены многие минералы. Они необходимы для роста растений. Без них растения погибнут. Все дополнительные добавки не годятся для растений.
Я задумался, а что может произойти с растением, если в стебель попадёт не только вода и минералы?
Опыт 3. Движение других веществ по стеблю растения.
Цель: показать, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества.
Материал: 2 стакана, вода, 2 цветка, кола.
Действия:
№ цветка | Раствор | Результаты опыта | |
Через два дня | Через неделю | ||
1 | вода | не изменился | немного завял |
2 | кола | вянет | растение погибло |
Вывод: корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве. Все дополнительные добавки, которые находятся в коле, не годятся для растения. Вот почему растения погибают, если вдруг в почву попадают вредные для них вещества.
III.Практическая часть
Таким образом, я убедился, что вода движется по стеблю растения. Из дополнительных источников я узнал, что это возможно благодаря процессу транспирации - испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация спасает растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными веществами ко всем частям растения.
Я предполагаю, что если вода движется по стеблю растения, значит можно, добавив в воду краситель, окрасить лепестки цветка.
Материалы для моей практической работы:
- любые цветы со светлыми лепестками;
- емкости для воды;
- пищевые красители разных цветов;
- нож;
- вода
План работы:
1. Наполним емкости водой.
2. Добавим в каждую из них пищевой краситель определенного цвета.
3. Цветам подрежем стебли. Ножницы для этой цели не годятся - только острый нож. Обрезать стебель нужно наискось на 2 сантиметра под углом 45 градусов в теплой воде. Постарайтесь при перемещении цветов из воды в емкости с красителями сделать это максимально быстро, зажав срез пальцем, т.к. при контакте с воздухом в микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно проходить по стеблю.
4. Помещаем по одному цветку в каждую емкость с красителем.
5. Ждём, пока окращенная вода поднимется по стебелькам растений вверх и окрасит их лепестки в разные цвета. По времени это займет около 24 часов. В конце эксперимента не забудем обследовать каждую часть цветка (стебель, листья, лепестки), чтобы увидеть путь воды.
IV.Заключение
У нас всё получилось! Моя гипотеза подтвердилась.
А, главное, я понял,
что нас окружает столько интересных вещей,
и если очень захотеть их можно получить своими руками!
Литература
1.Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д., Удивительные опыты с растениями– Кн. для учащихся.—Мн.: Нар. асвета, 1991.—208 с.: ил.
2. Дитрих А. и др. Почемучка. – М.: Педагогика, 1990.
Стр.
Любимое яичко
Тигрёнок на подсолнухе
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Филимоновская игрушка
Злая мать и добрая тётя