Семинар с медуниверситетом г.Саратова
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_sekrety_proektnoy_deyatelnosti.doc | 243.5 КБ |
Мастер-класс «Секреты проектной деятельности»
Своё выступление я хочу начать китайской пословицей.
«Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.»
Какие люди нужны нашему обществу?
Правильно – умные, трудолюбивые, творческие. Таких детей мы называем одаренными
Кого считать одаренным ребенком?
Существуют две крайние точки зрения: все дети являются одаренными и одаренные дети встречаются крайне редко. Какой точки зрения придерживаетесь Вы?
Проблема выявления и развития умственно одарённых детей является одной из наиболее сложных и интересных проблем современности отечественной и зарубежной педагогики, т.к. она связана с перспективами развития и процветания современного общества. Лишь люди талантливые, которым максимально помогли развить их природный потенциал, делают кардинальные открытия и перевороты в науке и производстве.
Нужна ли особая работа с одаренными детьми?
Если нужна, то каковы, на Ваш взгляд, цели проведения особой работы с одаренными детьми?
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Какие формы работы с одаренными детьми Вы можете назвать?
Наиболее распространёнными и традиционными являются следующие формы поддержки и работы с одаренными детьми:
• проведение школьных интеллектуальных соревнований: предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций;
• поддержка участия в муниципальных интеллектуальных соревнованиях;
• поддержка участия в региональных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и конференциях;
• организация научных обществ учащихся в образовательных учреждениях;
• привлечение преподавателей ВУЗов для работы с одаренными детьми по различным предметным направлениям.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одарённость, кроме тех, которые проявляются в
результате активного участия хотя бы в самой
маленькой исследовательской работе
А.Н.Колмогоров
- А могут ли ученики быть исследователями? ( Рассказываю о научном обществе, которое существует в школе).
Развитие у учащихся интереса к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также воспитать в них уверенность в своих силах.
Метод проектов формирует умение самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.
СысаВ.
Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.
СавкинаТ.,АсликянП.
На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Выступления на НОУ становятся праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников.
Итак, включению ребёнка в исследовательскую деятельность способствуют активные методы (приёмы) обучения, используемые на специальных занятиях или уроках. Исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.
Я думаю со мной согласятся коллеги, которые используют в своей работе метод проектов или по другому - проектную деятельность.
В последнее время мы всё чаще слышим о том, что обучающийся должен обладать современными ключевыми компетенциями, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».
Проект есть всякое действие совершаемого от всего сердца и с определённой целью..." / Кагаров Е. Г. /В нашей школе проектная деятельность используется как основа формирования ключевых компетенций учащихся. Творческой группой учителей сформулированы цель, задачи, направления данной деятельности. Суть работы состоит в том, чтобы проектную деятельность, правильно организованную в школе, сделать средой для формирования и развития ключевых компетенций.
В процессе реализации проектной деятельности решаются задачи:
1. развитие познавательных способностей учащихся;
2. повышение мотивации к обучению;
3. совершенствование способностей к самообразованию и саморазвитию;
4. развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
5. обучение школьников рефлексии;
6. обучение умению публично выступать;
7. развитие критического мышления.
Оценивая опыт использования проектной деятельности для формирования ключевых компетенций обучающихся нашей школы, можно отметить следующие моменты.
Проектная деятельность осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и во внеурочной деятельности.
Проектная деятельность в учебном процессе используется педагогами как начальной школы, так и среднего звена, но особенно широко она представлена в старшей профильной школе. Учебное проектирование учащиеся осваивают на уроках физики, биологии, экологии, ит.д. Результаты выполненных проектов «осязаемы»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного продукта изготовление плакатов, оформление альбомов, написание репортажей, исследований, изготовление поделок и т.д.
Но согласитесь, ведь за 45 минут урока педагог можем только обозначить проблему или увидеть и услышать результат проекта, а работе над проектом требуется время. На помощь нам приходит внеурочная деятельность.
Существует большое разнообразие типов, видов проектной деятельности, но мы для себя определи наиболее приемлемые:
По кол-ву участников
1) личностный
2) групповой
3) коллективный
По продолжительности:
1) краткосрочный
2)средней продолжительности
3) долгосрочный
По типу деятельности
1) творческий
2) исследовательский
3) игровой
4)информационный
По кол-ву предметов
1) монопроект
2)межпредметный проект
1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.
3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.
4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в человека, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
5. Возрастает нагрузка на учителя.
Как же их разрешить? Предложим такой вариант:
1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.
Девиз: «Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить». На мероприятиях обучающиеся выступают с презентациями своих проектных работ.
Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП школы является учитель. Для успешной реализации компетентностного подхода, проектной деятельности необходима грамотная организация методической поддержки учителей. С этой целью в школе были разработаны и проведены обучающие семинары «Технология компетентностно-ориентированного образования. Метод проектов», «Педагогическая технология портфолио», проведены заседания методического совета по темам: «Технологии компетентностно-ориентированного образования». На заседаниях школьных методических объединений кл. руководителей рассмотрен вопрос «Разработка тематического поля проектной деятельности во внеурочное время».
Такая работа имеет свои положительные результаты: с каждым годом растет количество участников школьной научно – практической конференции, качество самих исследовательских работ становится лучше, требования к содержанию и оформлению соблюдены в большинстве из них. Увеличилось количество учащихся, занимающих призовые места на конкурсах проектов и исследовательских работ муниципального и регионального уровней.
Синквейн по рефлексии
Алгоритм написания синквейна
§ 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
§ 2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
§ 3-я строка. Что делает? 3 глагола.
§ 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
§ 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
- Анализ синквейнов.
На этом наш мастер-класс окончен. Спасибо за работу!
Правила составления дидактического синквейна:
1 строчка – одно ключевое слово – название стихотворения, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т.д.);
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна,
слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Одаренность
Явная, скрытая
Нужна, необходима, востребована
Одаренность взаймы не дают
Богатство.
Одаренность
многогранная, разноликая
побуждает, направляет, раскрывает
Каждый из нас одарен. Надо лишь понять чем и использовать этот дар во благо.
Драоценность.
Воображение рисует, разум сравнивает, вкус отбирает, талант исполняет. (Гастон Левис)
Гений (71071)
1.Одарённость
2.Получать, отдавать
3.Талантливый, способный, интересный
4.Это есть в каждом
5.Талантливость
ОДАРЕННОСТЬ
Неожиданная Впечатляющая
Открывает Вдохновляет Окрыляет
Воображение рисует, разум сравнивает, вкус отбирает, талант исполняет. (Гастон Левис)
Способность
2.
ОДАРЕННОСТЬ
Стимулирующая Направляющая
Помогает Развивает Улучшает
Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их. (Луций Анней (сын) Сенека)
Возможность
3.
ОДАРЕННОСТЬ
Непознанная Яркая
Направляет Продвигает Стимулирует
Способность предполагается заранее, но она должна стать умением. (Иоганн Вольфганг Гете)
Ответственность
Подробнее о конкурсе:
Напомним, что синквеìйн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – нерифмованное стихотворение из пяти строк, краткое резюме на основе больших объемов информации, составление которого полезно для развития способности анализировать. Синквейн имеет жесткие рамки по форме изложения, его написание требует от составителя реализации интеллектуальных, творческих, образных способностей. Более подробную информацию о синквейне можно почерпнуть в интернете.
Итак:
первая строка – ОДАРЕННОСТЬ
два прилагательных (какая?)
три глагола (что делает?)
афоризм (допускаются цитата, пословица, поговорка)
одно существительное, отражающее твое отношение к первой строке
Желаю успеха в нашей не легкой работе и напоминаю, что больше всего дети утомляются в бездействии и Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.
Поэтому прошу помнить,что "Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь..."
Удивительна профессия учителя! Удивительна и по объекту приложения учительского труда - ребенку на пути его формирования как личности, и по вечным сомнениям: как "зажечь факел?", по невозможности собственного неразвития - ведь латинская пословица говорит: "Уча, мы учимся сами". Наверное, трудно не согласиться с мыслью мудрого И. Песталоцци о том, что любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одарённость, кроме тех, которые проявляются в
результате активного участия хотя бы в самой
маленькой исследовательской работе
А.Н.Колмогоров
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
В образовании провозглашён сегодня принцип вариативности, который даёт возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идёт и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
Важнейший принцип развития российской школы - гуманизация образования, под которой понимают преодоление обезличенности школьного образования, поворот школы к ребёнку, его проблемам и интересам.
За годы работы в школе я пришла к выводу, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь.
По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы ребятам хотелось с интересом и увлечением раскрывать новые тайны предмета. Но как всего этого достичь? Этой теме посвящен не один научный труд, но многие уроки по-прежнему скучны, неинтересны, и ученики считают минуты до конца урока. Интерес должен возникнуть с первой минуты или, наверное, еще раньше, когда ребенок заходит в класс. А что интересно нашим детям? В нашу жизнь независимо от нашего желания, сознания и воли вторглись различные современные образовательные технологии.
Перед учителем современной школы стоит задача формирования у учащихся соответствующих компетенций, под которыми понимают сочетание навыков, знаний, отношение ученика к обучению и его поведение, позволяющих обеспечить достижение успешных результатов в новых реалиях жизни.
С этой целью изменяются все компоненты, определяющие состояние образовательного пространства, и, в частности, внедряются такие педагогические технологии, которые позволят наиболее эффективно решать поставленные задачи в ходе сотворчества, содеятельности учителя и его учеников.
Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует элементы различных монотехнологий на основе приоритетной идеи.
К восьмому классу наши ребята понимают, что при изучении объектов исследования часто используются разнообразные приёмы: анализ и синтез информации, классификация по различным признакам, сравнение, обобщение и систематизация, абстрагирование и устранение аналогий, выявление причинно-следственных зависимостей, но недостаточно владеют ими.
Задача учителя - продолжать развивать и совершенствовать знания и умения учеников в использовании общенаучных методов познания.
Как учителю химии мне близки мысли Л. А. Цветкова, автора учебника «Органическая химия»: «Следует прививать учащимся понимание красоты в изучаемом материале, в самом процессе познания. Возникшая из противоречий познавательная проблема нахождения верного решения в результате трудного поиска, простое и логически строгое объяснение ранее непонятного явления - всё это должно воспитывать эмоции и видение красивого, изящного в научных построениях, в поисках истины». Именно с таких позиций организую деятельность учащихся.
Условия нашей школы создают объективные предпосылки для использования педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике, причём педагогика XXI века выделяет четыре направления формирования активности в образовательном процессе: учиться знать, учиться действовать, учиться быть и учиться быть вместе.
Цель:
Ожидаемые результаты мастер-класса:
Дидактическое обеспечение мероприятия:
У каждого участника на столе должны быть: транспортир, условие задачи, буклет, 6 медицинских шпателей (продаются в аптеке, можно использовать палочки для мороженого), 3-4 квадратных листка, салфетка, “супер”-клей, таблица, таблица для рефлексии. В зал, также можно раздать разноцветные квадратные листы бумаги. У ведущего мастер классом должны быть квадратный лист бумаги большего размера, а также готовая рамка в виде шестиугольника. Также, предварительно распечатать и прикрепить к магнитной доске этапы работы над исследовательским проектом и ключевые компетенции.
Оборудование:
Ход мастер-класса
№ | Этап: |
| Слайд: |
| На доске: Этапы работы, компетенции | Рис.1: |
|
1. | Приветствие | Добрый день уважаемые коллеги. Рада приветствовать в вашем лице новых друзей. Очень надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание. Эпиграфом к своему мастер классу я выбрала слова Роджера Левина: “Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”. | СЛАЙД 1: |
Тема сегодняшнего мастер-класса: “Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у обучающихся на уроке”. |
| ||
2. | Приглашение участников | Приглашаю четырех (можно больше) коллег занять свои места. Коллеги, предлагаю сначала, ознакомитесь с буклетами, в которых есть информация, необходимая нам для дальнейшей работы. | БУКЛЕТ |
3.
3.1 | Презентация педагогического опыта: Краткое обоснование основных идей и технологий (методик), применяемых педагогом | Уровень образованности в современных условиях определяется не объемом знаний и их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода, уровень образованности определяется способностью применять знания на практике. Другими словами, Новая школа должна формировать у обучающихся, такие ключевые компетенции, как - умения учиться, “умения жить вместе” | СЛАЙД 1
|
- Коллеги, Вы конечно сталкивались с такой проблемой, когда дети не понимают зачем мы изучаем ту или иную тему, и где она может пригодится в жизни?! Одной из задач развития математического образования является усиление прикладной направленности школьного курса математики, а также обеспечить каждого обучающегося деятельностью на доступном уровне”. - Какие ассоциации у Вас вызывает слово компетенция? - А ключевая компетенция? Подводим итоги, т.е. ключевые компетенции – это умения, владея которыми – человек, может решать различные проблемы в жизни! | СЛАЙД 2 | ||
При составлении плана урока необходимо продумывать, какими формами работы воспользоваться, какие задания использовать, чтобы они имели не только учебное, но и практическое обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем. Я в своей педагогической практике сделала акцент на активное включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность, потому что она способствует формированию ключевых компетенций у обучающихся, а так же на доступном уровне показывает, где можно применить математические знания на практике! Обращаюсь к коллегам: - Уважаемые коллеги поднимите руку те, кто применяет проектно-исследовательскую деятельность в своей работе! - Спасибо! - А на уроке? - Уже меньше! Мне приятно, что в зале есть единомышленники!!!!! | СЛАЙД 3: | ||
3.2 | Определение основных приемов работы | Предлагаю Вам распределить этапы работы в проектно- исследовательской деятельности. (обращаюсь к коллегам) - Кто из Вас может выйти к доске и распределить этапы на доске? выделение и постановку проблемы (Проблематизация); выработку Гипотезы (предположения); Поиск и предложение возможных вариантов решения; Исследование; Анализ и обобщение полученных данных; презентация и защиту итогового Продукта. Итак, мы получили обобщенную схему создания мини-проекта на уроке! |
|
4. | Описание системы занятий, уроков в режиме эффективной педагогической технологии: | Уважаемые коллеги, сейчас Вы примите участие в фрагменте урока математики в 5 классе по теме: “Углы”. На данный момент пятиклассники умеют откладывать и измерять углы, с помощью транспортира, а также знают виды углов. Но у ребят, очень много проблем именно с построением острых и тупых углов, т.к. на транспортире две шкалы. | Форма проведения: имитационная игра |
4.1. | Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми. | Задача: Основным показателем при расчете лестничного марша является его уклон (крутизна). Идеальный уклон 30 градусов, он создается с помощью Тетивы. Тетива – это основа лестницы, несущая опорная конструкция, в виде наклонных балок. Папа на даче строит лестницу и хочет установить угол наклона балок 30 градусов. | СЛАЙД 4: |
Для этого ему нужен макет угла из фанеры. Он просит своего сына помочь ему сделать бумажный шаблон угла, который он затем приложит к фанере и выпилит нужный макет. - Как сыну изготовить шаблон? | СЛАЙД 5 | ||
- Уважаемые коллеги, как на данном этапе дети могут сделать данный шаблон?(выслушиваем мнение коллег) - Учитываем, что на данный момент они умеют откладывать углы с помощью транспортира! - На данном этапе применяют имеющиеся знания? При наличии транспортира отложить любой угол можно! Но транспортира на даче нет, и данный угол нужно получить здесь и сейчас!!! - Можно ли построить угол без транспортира? |
| ||
- Коллеги, на каком этапе работы мы сейчас? (показать на доску) Происходит мотивация - постановка проблемы (проблематизация); - В чём проблема? (проговорить это с коллегами) Проблематизация: изготовить шаблон угла без транспортира - Хватает имеющихся знаний для решения проблемы? | СЛАЙД 5: проблематизация | ||
- У вас есть только квадратный лист бумаги! Предположим, что с помощью него можно отложить угол в 30 градусов! - Какой этап работы сейчас? Происходит выдвижение гипотезы (предположения); (показать на доску) Гипотеза: можно отложить угол, равный 30 градусам, без транспортира с помощью квадратного листа бумаги. | гипотеза | ||
- Как? Ваши предположения, как это можно сделать? (дать время подумать) - Что происходит сейчас? (показать на доску) Поиск и предложение возможных вариантов решения | поиск | ||
Проведем эксперимент – это некоторое количество опытов, которые показывают одинаковый результат. - К какому этапу мы подошли? (показать на доску) Исследование | исследование | ||
| Работа с залом: | Приглашаю коллег присоединиться к нам: Берем обыкновенный квадратный лист бумаги и сворачиваем его пополам | СЛАЙД 6 |
Затем, делаем второй сгиб, посмотрите на слайд, мы загибаем угол квадрата таким образом, чтобы вершина квадрата, она обозначена точкой совпала с линией первого сгиба | СЛАЙД 6 | ||
- Посмотрите на слайд, что должно получиться. - Коллеги – получилось???? - Предлагаю взять транспортир и измерить получившийся угол!!! (обращаюсь к участникам фокус-группы) - Одинаковое значение у вас получились? Сколько градусов? - Подтвердился эксперимент? - Какой способ легче? - Какой способ легче применить на практике? - Какой этап работы сейчас? Анализ - Что нам нужно было получить? (шаблон угла) Предлагаю воспользоваться ножницами. Коллеги прогладьте хорошо сгиб несколько раз и сделайте отрыв угла. (обращаюсь к залу) - Получился шаблон? - Какой этап работы сейчас? (показать на доску) Продукт | СЛАЙД 6 | ||
- Какой вид угла мы получили? (острый) Очень часто дети путают при откладывание угла в 30 градусов шкалу (их две на транспортире) и строят угол, равный 150 градусов, а это тупой угол. Данный шаблон нагляднее, он сразу дает представление об остром угле! Произошел переход от незнания к знанию нового способа. | |||
Переходим к постановке новых вопросов. - Где можно применить новые знания! Оказывается, у дизайнеров очень популярна геометрическая фигура – ГЕКСАГОН, другими словами правильный шестиугольник, его часто используют для создания рамок. (Показать рамки на слайде) | СЛАЙД 7 | ||
- Все углы правильного шестиугольника 120 градусов. Папа с сыном, закончив лестницу, решили сделать приятно маме, смастерить рамочку для семейного портрета. - Что нужно, для того чтобы создать рамку в форме шестиугольника? (шаблон угла 120 градусов) - А как сделать шаблон угла в 120 градусов, используя ваш шаблон угла в 30 градусов и остаток листа? (дать время на обсуждения) Предлагаю, коллегам в зале к нам присоединится! | СЛАЙД 8 | ||
Полученную модель приклейте к листу бумаги в центр, и измерьте полученный угол транспортиром. - Какой вид угла мы получили? Он больше или меньше 90 градусов? Данная модель даёт наглядное представление о тупом угле, а также, доказывает, что его градусная мера больше 90 градусов. Тем самым, на моделях отрабатываются понятия тупого и острого угла. | СЛАЙД 8 | ||
Работая в группе, вместе смастерите рамку в форме шестиугольника. Для этого вы будете использовать шаблон угла 120 градусов, палочки одинаковой длины, клей. Посмотрите на слайд, каким образом, вы прикладываете палочки. Одна пара клеит два угла, вторая пара клеит два угла, а затем соедините между собой полученные части. Придерживайте угол, досчитали до 10, можно, перейти к следующему! У вас 2 минуты | СЛАЙД 9 | ||
| Работа с залом: | Обращаюсь к залу: Полученные знания являются пропедевтикой изучения геометрии 7-9 класса. Сейчас у вас в руках шаблон угла в 30 градусов. Но на самом деле мы получили прямоугольный треугольник. Далее по программе мы с 5-классниками изучаем тему: “Треугольник” и “Виды треугольников”. 1. По данному шаблону можно изучить стороны данного треугольника, меньшие – катеты, а большая – гипотенуза. Найти ответы на вопросы: - Какой угол самый большой? - Какая сторона лежит напротив этого угла? Её длина по отношению к двум другим сторонам? Сделать вывод о том, что самая большая сторона – лежит напротив большего угла – а это, теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника, которая изучается в 7 классе! 2. Рассмотреть углы данного треугольника. Сделать вывод о том, что, если один угол – прямой, то два других, обязательно острые! 3. В данном прямоугольном треугольнике один из острых углов 30 градусов. Можно найти середину гипотенузы, простым сгибом пополам. Сравним длину катета, лежащего напротив угла в 30 градусов с длиной гипотенузы, простым наложением. И у нас получится, что мы попали в середину. Делаем вывод: в прямоугольном треугольнике катет, лежащий напротив угла в 30 градусов равен половине гипотенузы – а это, свойство прямоугольного треугольника, которое изучается в 7 классе! |
|
Обращаюсь к участникам фокус-группы: Время истекло. Заканчиваем работу. Продемонстрируйте нам рамку! - Определите тип проекта по ведущему типу деятельности, воспользуйтесь таблицей для этого. Практико-ориентированный - Какая компетенция формировалась? Учебно-познавательная Классифицируем проект по форме работы: (групповой или индивидуальный) Групповой - Какая компетенция формировалась в процессе сотрудничества? Коммуникативная - А какие ещё компетенции формировались в процессе решения данных задач? Вы можете использовать буклет в качестве помощника. (на доске выдвинуть на передний план все перечисленные компетенции) | СЛАЙД 10 | ||
5. | Итог: | - Где ещё можно применить данный шаблон? Учителя начальной школы могут использовать такие приемы на уроках труда, это будет пропедевтикой изучения геометрии. Учителя технологии, если кто-то занимается техникой - пэчворк, при создании деталей! Учителя химии в качестве макета молекулы бензола. В процессе такой деятельности формировались ключевые компетенции. Обучающиеся узнали альтернативный способ откладывания угла в 30 градусов. Работали с моделями. Узнали новую информацию. Познакомились на практике с новой геометрической фигурой. А также, получили новый практический опыт, который можно применить в жизни. | |
Часто проектно-исследовательская работа, начатая на уроке, имеет развитие и во внеурочное время. В моей практике темы исследовательских работ учащихся были подсказаны ситуациями на уроках. Такая деятельность для обучающегося особенно значима тогда, когда он видит результаты своего труда. Поэтому учитель должен подумать, где будут выставлены работы его учеников, я для этого использую даже свой сайт: http://komarovana.ucoz.ru/index/proektnaja_dejatelnost/0-172 | СЛАЙД 11 | ||
Уважаемые коллеги, подводя итоги мастер – класса, хотелось бы услышать Ваше мнение. Перед вами таблица. Важно, что из каждого пункта есть два выхода. - Ваше мнение? Действительно, мы знаем, мы используем, подобная работа направлена на то, чтобы нашим детям в наших школах было интересно, чтобы они приходили в школу с открытым сердцем! Спасибо за работу! | СЛАЙД 12 |
Цель: показать возможные пути использования метода проектов на учебном занятии.
Оборудование: мультимедийное оборудование, набор лабораторного оборудования и химических реактивов, раздаточный материал.
Ход мастер-класса
1.Обозначение проблемной ситуации:
Проектная технология является одним из приоритетных направлений в современном образовании. Но при ее применении учителя сталкиваются с рядом проблем. В данном мастер-классе мы хотим показать, как можно преодолеть некоторые из этих проблем.
2.Отработка этапов проектной деятельности на учебном занятии:
Первая трудность, с которой сталкивается педагог это выбор темы. Например, если взять изучение нового материала, то может получиться так, что учащиеся будут разбираться только в той области, которую они исследовали. Поэтому мы предлагаем выбирать темы, которые относятся либо к обобщающим, либо темы на которых возможна интеграция с другими областями.
В далекие времена это вещество считалась почти драгоценностью. В Древнем Риме считали, что оно дороже золота, а в некоторых странах выполняло роль денежной единицы. Из-за этого вещества велись кровопролитные войны между соседними народами, а по причине непомерно высоких налогов, устанавливаемых на него, происходили народные восстания. Например, такой бунт произошел в Москве весной 1648г. Этому послужил повышенный налог , введенный царем Алексеем Михайловичем.
Какова же тема нашего проекта?
Тема проекта: Поваренная соль. (слайд №1) презентация.
(учитель биологии Джалсанова С.С.)
Любой проект решает один ключевой вопрос: Попробуйте определить его, прослушав старинную словацкую народную сказку «Соль и золото».
…Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:
- Как вы, доченьки, любите меня?
- Как золото – ответила старшая дочь
- Как венок свой зеленый – ответила средняя.
- Как соль – сказала младшая дочь Марушка.
Разгневался король на младшую дочь, прогнал ее из королевского дворца. А добрая волшебница узнала о печальной судьбе Марушки и решила проучить короля и по ее волшебному велению в стране где правил король исчезла соль....
Итак, ребята, давайте представим, что такое событие случилось и с нами.
Предполагаемые варианты ответа: Основополагающий вопрос: (слайд №2)
Можно ли человечеству обойтись без поваренной соли, не причинив вреда здоровью?
Проблемные вопросы:
1).Какими свойствами обладает поваренная соль? 2) Чем опасна соль для организма человека ?(слайд3)
(Гипотезы решения проблемы):
Поваренная соль вред или польза - чего больше?
(учитель химии Бей В.И.)
Мнения экспертов-диетологов, по этому вопросу неоднозначны и противоречивы.
Одни говорят, «Без соли, что без воли: жизнь не проживешь» или «Хлеб да соль – всему голова.», а другие утверждают,что соль - «белая смерть» или «Соль рассыпалась-быть беде»?(слайд №4)презентация.
Эти вопросы я адрессую двум группам нашего мини-проекта: (представление групп).
Группа 1.(биологи)
Заведующие лабораториями — Катмашев Санчир и Дорджиев Бадма.
Группа биологов должнга нам доказать, что соль-вещество полезное и необходимое для человека.
Группа2.(химики)
Приводит аргументы , доказывающие обратное предположение: соль- вещество больше вредное, чем полезное.
Учитель: Какие этапы научных знаний вы должны пройти, чтобы ответить на ключевой вопрос проекта? ( определить цель, составить план исследования, выбрать методы исследования );
II.Работа групп. (Группам выдаются задания и инструктивные карточки.)
В помощь для ответа на главный вопрос проекта вам предлагается посмотреть фрагмент видео о поваренной соли (видео); Работа групп (10 минут). Поваренная соль глазами химика и биолога.
Инструктивная карта:
NaCI глазами химика.
ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ – хлорид натрия NaCl. Умеренно растворяется в воде, растворимость мало зависит от температуры. Растворяется в жидком аммиаке, вступает в реакции обмена. Плотность NaCl – 2,165 г/см3, температура плавления 800,8° С, температура кипения 1465° С. Соленость - одно из основных вкусовых ощущений, испытываемых человеком. Соль требуется для организма человека, но чрезмерное употребление может увеличить риск различных заболеваний, включая высокое кровяное давление. Соль можно сократить на 20% - 45% без ухудшения вкуса. Соль также используется для консервации продуктов. Однако избыток соли в организме при усиленном потреблении ее не менее вреден - он вызывает различные заболевания. Отсюда видно, что необходим солевой баланс, который очень хрупок.Человек с солевым дефицитом обычно ощущает слабость и сонливость, при длительном отсутствии соли появляются головокружение, тошнота, потеря вкуса, иногда полная утрата вкусовых ощущений. Без этого пищевого продукта большинству людей трудно представить свою жизнь. В тоже время, для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, проявляющимися сердечной недостаточностью или артериальной гипертензией, поваренная соль представляет серьезную угрозу.
Входящий в состав поваренной соли натрий способствует задержке в организме жидкости. В результате увеличивается объем крови, циркулирующей в организме. Для обеспечения эффективного снабжения организма питательными веществами сердце вынуждено увеличивать силу и частоту сокращений с повышением системного артериального давления. Процесс перегрузки сердца продолжается годами, обеспечивая постепенное его «изнашивание» с развитием сердечной недостаточности. Тогда натрий становиться еще более опасным. Задерживаемая им жидкость не только перегружает сосудистую систему человека, но и выходит за пределы сосудов и скапливается в межклеточном пространстве (отеки ног), а также полостях: брюшной (асцит), грудной (гидроторакс).
Как же дозировать потребление натрия?
Основным источником натрия традиционно является поваренная соль. В одной чайной ложке (без верха) продукта содержит около 2,0 гр. натрия, что приближается к суточной норме его потребления. Однако, при расчете суточной дозы потребленного натрия следует учитывать, что многие продукты уже содержат этот элемент. Так в чашке молока (около 250 мл) содержится 0,375 гр. натрия. Еще больше его в твороге. Стакан томатного сока (без соли!) уже содержит около 0,5 гр. натрия. Кроме того, существуют и готовые продукты, содержание натрия в которых достаточно велико. Вот лишь некоторые из них:
- консервы (овощные, рыбные, мясные и т.д.);
- соленые, маринованные рыба, мясо, овощи, грибы;
- соусы, приправы;
- сыр, в первую очередь плавленый;
- оливы;
- сосиски, вареные колбасы, ветчина, буженина и т.п.
- чипсы, соленые орешки и т.п.
Солёные деликатесы усиливают аппетит и способствуют перееданию. Практически современный человек, питающийся в значительной мере мясными и молочными, рыбными солеными и копчеными продуктами, может почти обходиться без соли.Обычная пищевая соль в больших количествах является ядом. Для человека весом 80 кг смертельная - доза 250 грамм в день.
Инструктивная карта (группа биологов -за)
Соль или хлористый натрий - это белое кристаллическое минеральное вещество, встречающееся в природе; растворяется в воде; один из немногих минералов, которые едят люди. Соль - самая древняя из специй.Поваренная соль играет огромную роль в жизни людей. Соль участвует в важнейших физиологических процессах в организме человека и животных. Она содержится в слюне, желчи и лимфе. Наличие хлорида натрия в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток. В теле взрослого человека содержится около 200 г. соли.Почти все нужные нашему организму минеральные соли содержатся в достаточном количестве в обычной пище. Только хлорида натрия в ней не хватает. Вот почему нам приходится добавлять поваренную соль. Для поддержания нормальной жизнедеятельности человек должен получать 20-25 г.соли ежедневно. Каждый человек потребляет в год 6-8 кг. соли. Количество поваренной соли, потребляемое человеком, меняется в зависимости от характера пищи. Например, мясо содержит довольно много соли. В растительной пище соли гораздо меньше. Надо полагать, что человек стал употреблять больше соли, когда начал заниматься земледелием и в его пище появилось больше растительных продуктов. Поваренная соль состоит из натрия и хлора. В организме соль претерпевает сложные химические превращения. Составные части поваренной соли вступают в состав новых химических веществ.
Натрий входит в состав многочисленных солей нашего организма. Его соли содержатся во всех клетках. Особенно много солей в крови. Там они образуют сложные смеси. Поваренная соль нужна для образования соляной кислоты, которая содержится в желудочном соке. Значение соляной кислоты для пищеварения огромно. Она способствует перевариванию пищи и убивает бактерии, попадающие в желудок вместе с пищей. При дефиците хлорида натрия наблюдается сгущение крови в связи с переходом воды из сосудистого русла в ткани. При значительном дефиците могут развиваться спазмы гладкой мускулатуры, судорожные сокращения скелетных мышц, нарушения функции нервной системы и кровообращения.Само человеческое тело содержит постоянно около пятнадцати граммов соли, третья часть в костях, остальное – в мышцах, нервах и околоклеточных жидкостях. Натрий является катализатором кислотно-щелочного баланса крови, активизирует ферментацию, поддерживает водно-солевое уравнение в организме.При тяжелых физических нагрузках выделяется большое количество жидкости потовыми железами - гипергидроз, что повышает потребность в потреблении соли. А значит, в этом случае нужно увеличивать норму до 25 граммов на день. А потому спортсмены, теряющие соль вместе с потом во время тренировок, пьют специальные напитки для компенсации.
При диарее и отравлении с тошнотой и рвотой врачи назначают внутривенно специальные растворы-электролиты, играющие компенсаторную роль для пополнения выведенных солей.
Поваренную соль народная медицина в различных рецептах давно использует для лечения многих недугов. Для помощи вам в организации правильного семейного питания используйте данные о содержании соли в 100 граммах различных продуктов. Хлеб- 1 грамм; сыр – от 1, 5 до 3, 5 грамм; колбаса копченая – от 3 до 3, 5 грамм; колбаса вареная – от 2 до 2,5 грамм; масло сливочное – 1, 5 грамма; консервы мясные – 1, 5 грамма; консервы рыбные – от 1, 5 до 2 грамм; рыба солёная – от 9 до 14 грамм; икра красная – 6 граммов. Если меню дня сложилось таким образом, что семья употребила излишнее количество соли, ничего страшного – вам на помощь придет зелёный чай. Он прекрасно выведет излишки соли, если пить его между едой. Главное, помните, любой продукт можно употреблять в разумных и контролируемых количествах и тогда вред поваренной соли здоровью не будет превышать ее пользы!
Химическая лаборатория
Основополагающий вопрос проекта: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гипотеза решения проблемы: Соль- вещество больше вредное, чем полезное.
Проблемные вопросы:
План исследования :
Главный тезис химика: «Строение вещества ,объясняет его свойства».
Цель исследования ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
соли на ионы.
Уравнение диссоциации соли:_________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уравнение реакции в ионно-молекулярномвиде: __________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
поваренной соли; (см. инструктивную карту, выбрать из перечня)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Результаты исследования оформить в виде газеты.
Химическая лаборатория
Основополагающий вопрос проекта:
Можно ли человечеству обойтись без поваренной соли, не причинив вреда здоровью?
Гипотеза решения проблемы: Соль- вещество больше вредное, чем полезное.
Проблемные вопросы:
Цели исследования:
Изучить состав, строение и свойства вещества - хлорида натрия.
Провести его качественный анализ.
Определить на сколько опасно употребление этого вещества в качестве пищевой добавки для человека.
Защита проектов
Приглашаем 1группу – биологов
Приглашаем 2группу – химиков
А теперь зачитаем мнения наших гостей (выборочно)
ВЫВОД: (Бей В.И.) Главное, нужно помнить,что любой продукт можно употреблять в разумных и контролируемых количествах и тогда вред поваренной соли не будет превышать ее пользы!
3.Рефлексия
Мы с вами в рамках мастер-класса проработали основные этапы реализации проектов на учебном занятии. Если у вас есть вопросы, я постараюсь на них ответить. А сейчас я попрошу оценить значимость этого мастер-класса непосредственно для вас. (метод песочных часов).
Мастер- класс на методическом объединении учителей начальных классов на тему “Проектная деятельность в школе”
Опубликовано 25.10.2016 Автор: Moderator — Нет комментариев ↓
Автор: Мазунова Елена Юрьевна
Исходя из требований ФГОС, развивающая, обучающая и воспитательная система осуществляется за счет комплексного взаимодействия пяти направлений развития личности: спортивно-оздоровительного, общеинтеллектуального, духовно-нравственного, общекультурного, социального. И через все эти направления прослеживается проектная деятельность школьников. Поэтому тема моего мастер-класса «Организация проектной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС». Вы уже много читали, слушали об этом виде деятельности, но тем не менее у многих еще возникают вопросы. Действительно ли это так необходимо? Так же и возникает вопрос: Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?
1. По определению
Проект – это буквально “брошенный вперед”, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Исследование – поиск истины или неизвестного, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
2. По цели
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.
Цель исследовательской деятельности – уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
3. По наличию гипотезы
Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.
Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
4. По этапам исследования
Основные этапы проектной деятельности:
• Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
• Подготовка и защита презентации;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы исследования:
• Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
• Выдвижение гипотезы.
• Постановка цели и конкретных задач исследования.
• Определение объекта и предмета исследования.
• Выбор методов и методики проведения исследования.
• Описание процесса исследования.
• Обсуждение результатов исследования.
• Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
5. По продукту
Проект – это замысел, план, творчество по плану.
Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных шагов для получения результата.
Исследование – это процесс выработки новых знаний, поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.
Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.
При организации любой деятельности необходимо учитывать возрастные особенности школьников, создавать условия для их развития.
Обратите внимание, что на каждом столе находятся разного цвета листочки. Я предлагаю вам сейчас выбрать тот цвет, который вам наиболее интересен. У вас получились четыре группы. Выберите в каждой группе руководителя. Этот человек будет представлять результаты работы группы. Остальные участники распределяют обязанности по ходу выполнения заданий.
Сегодня я хочу провести вместе с вами мастер-класс по теме «Организация проектной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС».
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов. Не верите?
Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а потом воплощаете идеи в жизнь – это проект! Вы решаете, какую программу провести на свой День рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект! Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект!
Чтобы освоить метод проектов я предлагаю вам решить такой пример:
∙ Загадайте число.
∙ Прибавьте столько же.
∙ Прибавьте 10.
∙ Разделите на два.
∙ Отнимите задуманное.
(В результате у всех должно получиться число 5.)
Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся.
Мы сегодня попытаемся обобщить материал, который всем известен о проектной деятельности. А поможет нам в этом ряд заданий, которые вам предстоит выполнить, чтобы получить конкретный результат.
Ну что, продолжаем работу? (все гости уже сидят таким образом, что сформировано 3 группы).
Задание 1. У вас перед глазами текст одной мудрости. Прочитайте, пожалуйста текст.
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег.
«Эврика!», – сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду – плывет! Можно переправляться! УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.
Опираясь на сказочную историю, попробуем выделить основные этапы проекта. А для этого вам необходимо ответить на вопросы, которые написаны после текста.
Задание 1.
1) С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (надо переправиться через реку)
2) Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему? (Представил как он переправляется, нарисовал схему лодки, произвел расчеты, составил план)
3) Чем занимались ученики в сказке? (начали строить, опираясь на план)
4) Как быстро построили лодку и почему? (через 15 минут, т.к. были распределены роли и обязанности)
5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со всех сторон, проверили нет ли трещин)
6) Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег)
7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории? (он наблюдал, консультировал, давал советы).
Посмотрим, что у нас получилось.
СЛАЙД . Поставим в соответствие ответы первого задания с этапами проекта.
1. Выдвижение проблемы, цели проекта.
2. Планирование.
3. Выполнение проекта.
4. Анализ результатов.
5. Защита проекта.
Итак, мы с вами выделили основные этапы проекта (высветить на доску).
Конечно, данный алгоритм не является идеальным. Возможно, вносить в него изменения, дополнения, корректировки, но мы постарались выделить главное, основное, значимое в работе над любым проектом.
1. Как же внедрить метод проектов в учебную деятельность? Вот и я вам предлагаю выполнить проект на тему: «Книжка -раскладушка на примере сказки «Репка».
У нас группы сформированы.
У каждой группы своё задание. Внимательно прочитайте его, распределите роли между собой и подготовьте отчет о проделанной работе. У вас на столах есть карточки – подсказки для составления отчета.
Репка
(текст сказки с изменениями)
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка собаку Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Пошла кошка звать на помощь мышку. А мышка только вчера из-за границы приехала, целый год в Англии у родственников гостила, совсем по-русски говорить разучилась. Говорит кошка мышке:
– Здравствуй, мышка!
А мышка отвечает:
– Hello, cat! (- Здравствуй, кошка!)
Кошка вспомнила, что когда-то тоже в английскую школу ходила, и говорит:
– Help us to pick up the turnip! (-Помоги нам репку вытянуть!)
– O’key! (-Хорошо!)
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!
Посмотрим, что у вас получилось. Представители каждой группы демонстрируют отчет о проделанной работе.
У нас получился продукт совместной деятельности. В его создании участвовал каждый член группы и внес свой вклад чтобы получить конкретный результат.
Метод проектов формирует умение самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Загадочная система из шести экзопланет
Какая бывает зима
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Городецкая роспись
Рисуем пшеничное поле гуашью