ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
Вопрос исследования: изготовление красок на основе природных растительных материалов и применение их на практике.
Гипотеза: предполагаю, что в домашних условиях можно изготовить краски, которые по своим свойствам не будут уступать современным художественным краскам по яркости и хорошему качеству.
Использовала опыты по смешиванию ингредиентов для приготовления красок на основе яичного желтка и глицерина.
Наблюдала за рисунками: происходят ли изменения со временем, как быстро высыхает нанесённая на бумагу краска того и другого способа изготовления, какое количество времени она сохраняет свои свойства без добавления уксуса и с уксусом.
Опробовала полученные краски в своей работе.
Использовала в своей работе: материалы статьи из журнала "Художественный совет" 4(32)2003; статьи тома 2 Общество "Икона" в Париже, авторы Г.И.Вздорнов, З.Е.Залесская, О.В.Лескова. М.:Прогресс-Традиция.2002; материалы из книги Дмитриевой Н.А. Краткая история искусств. Вып.1. От древнейших времен до XVI века. – М.: “Искусство”, 1986.
Вложение | Размер |
---|---|
elgina_anna_3b_issledovatelskaya_rabota_otkr._mira.docx | 39.76 КБ |
elgina_anna_3b.pptx | 1.52 МБ |
prilozheniya_elgina_anna_3b_mbou_ssh_no22_grani_poznaniya.doc | 334 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 22»
Исследовательская работа
«Краски на натуральной основе: назад к природе»
Естественно - научный цикл
Автор исследовательской работы:
Елгина Анна, ученица 3 Б класса.
Руководитель работы:
Яковенко Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
Нижневартовск
2017 г
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………........3 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 1.ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………..4 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………………...5 2.1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………..5 2.2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………………...7
растительного происхождения…………………………………………………………7
практике…………………………………………………………………………………8
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………10 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………….11 5. ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………..I - X |
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ Вопрос исследования: изготовление красок на основе природных растительных материалов и применение их на практике.
Гипотеза: предполагаю, что в домашних условиях можно изготовить краски, которые по своим свойствам не будут уступать современным художественным краскам по яркости и хорошему качеству. Использовала опыты по смешиванию ингредиентов для приготовления красок на основе яичного желтка и глицерина. Наблюдала за рисунками: происходят ли изменения со временем, как быстро высыхает нанесённая на бумагу краска того и другого способа изготовления, какое количество времени она сохраняет свои свойства без добавления уксуса и с уксусом. Опробовала полученные краски в своей работе.
Использовала в своей работе: материалы статьи из журнала "Художественный совет" 4(32)2003; статьи тома 2 Общество "Икона" в Париже, авторы Г.И.Вздорнов, З.Е.Залесская, О.В.Лескова. М.:Прогресс-Традиция.2002; материалы из книги Дмитриевой Н.А. Краткая история искусств. Вып.1. От древнейших времен до XVI века. – М.: “Искусство”, 1986.
|
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Летом мы с семьей путешествовали по замечательным местам нашей Родины. Любовались
красотами Кавказа, побывали на Медвежьем озере, вокруг которого зеленеют леса и желтеют
поля. А осенью мы посетили Санкт-Петербург. Очень большое впечатление на меня произвел
осенний Санкт-Петербург с его желтыми кленами, красивыми зданиями и золотыми куполами
храмов. А побывав в Эрмитаже и на выставке картин Сальвадора Дали, я была удивлена и
очарована этими произведениями. Как живо и красочно были написаны работы мастеров,
какое многообразие красок! А ведь эти краски были изготовлены ещё в давние времена, когда
не было современных способов и материалов для их изготовления.
Мы с моей младшей сестрой очень любим рисовать. Нашим родителям приходится
часто покупать нам краски, так как они быстро заканчиваются. Конечно, приятно
рисовать красками хорошего качества, но это очень накладно для бюджета нашей семьи.
Мне стало интересно, можно ли самой изготовить краски для рисования в домашних
условиях.
Я нашла информацию о видах красок в интернет – ресурсах. Они бывают
акварельными, гуашевыми, акриловыми, маслеными.
Я поставила перед собой цель: изготовить краски на основе природных растительных
материалов и применить их на практике.
Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:
материалов.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Краски представляют собой особую группу красящих веществ, которые широко применяются в повседневной жизни человека.
Состав красок. В любой краске можно выделить 4 компонента: красящий пигмент, связующие вещества, растворитель, наполнитель.
Виды красок
Они бывают акварельные, гуашевые, акриловые, маслеными, темперные краски.
Акварельные краски - это вид художественных материалов знаком каждому из нас
ещё с детства. Акварель — краска, в основе которой лежит вода, она предназначена для
рисования на бумаге. Акварельные краски имеют лёгкие, полупрозрачные цвета, которые
дают новые оттенки при смешивании. Акварель отлично подходит для создания
портретов, пейзажей и натюрмортов.
Гуашь имеет более плотную текстуру, чем акварель, а при высыхании поверхность
становится матовой. Гуашевыми красками сложно и одновременно просто рисовать:
допущенные погрешности можно «спрятать», нанеся новый слой, но для получения
другого оттенка придётся поэкспериментировать. При этом нельзя допускать, чтобы слой
был слишком толстый, иначе при высыхании гуашь может потрескаться или осыпаться.
Акрил — сравнительно новый, но уже достаточно популярный вид художественных
материалов. Преимущество акрила в том, что «рабочей поверхностью» для него может
стать что угодно: бумага, ткань, керамика, дерево, стекло или металл. А цвета акриловых
красок, независимо от художественной цели, всегда остаются яркими, сочными и
«радующими глаз». После высыхания на поверхности образуется стойкое покрытие, не
тускнеющее со временем и не смывающееся водой.
Масляные краски. В состав масляных красок входит цветной пигмент и масло —
льняное, ореховое или подсолнечное. Они всегда находятся в отдельных тюбиках и
требуют от художника не столько определённых навыков работы с ними, сколько
обязательных атрибутов: это палитра, холст, качественные кисти, растворитель, мольберт.
Темперные краски. Долговечный и практичный вид художественных материалов.
Темперу использовали ещё живописцы эпохи Возрождения. Это краска, в состав которой
входит цветной пигмент, вода, клей и масло. Однако в отличие от масляных, темперные
краски высыхают намного быстрее. Помимо этого у темперы есть ещё масса достоинств:
она не меняет своего цвета с течением времени, не смывается водой после полного
высыхания и сочетается с другими видами красок.
2.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для того, чтобы получить художественную краску из природных растительных
материалов в домашних условиях мне потребовались овощи, ягоды и растения, которые
я могла найти в данное время года и которые имели бы красящие свойства. Ими оказались
свекла, болгарский перец, ягоды черники, клюквы и листья комнатных растений.
Исследования
Опыт 1.
Получение красящих веществ для приготовления краски из предметов
растительного происхождения.
Я приготовила свеклу, болгарский перец и листья комнатного растения, а также ягоды
черники и клюквы (Приложение - рисунки 1 - 5).
В разные тарелочки перетёрла через тёрку овощи и листья комнатного растения и
блендером размельчила ягоды. Полученную кашицу отжала через марлю. Таким
образом, я получила следующие красящие вещества (соки). (Приложение – рисунки 6 –
13).
Опыт 2
Изготовление художественной краски на основе яичного желтка.
Для того, чтобы изготовить данную краску мне понадобились яичный желток, вода,
красящее вещество и яблочный уксус (слегка клеящее вещество). Попробовала
приготовить одновременно краску без яблочного уксуса, так как мне было интересно
узнать сколько времени краска будет пригодна к применению.
Я приступила к изготовлению красок. Использовала приём отделения желтка от
белка. Яйцо надломила слегка посередине и, проколов тонкими ножницами надломанное
место, порезала ими скорлупу поперек так, чтобы получились две равные половинки.
Вылила затем белок из половины скорлупы и перелила осторожно в нее желток из
другой половины скорлупы и так повторяла до окончательного отделения желтка от
белка. Затем желток выложила на ладонь и, перекидывая его с одной ладони на другую,
старалась освободить его от оставшегося белка. Вытирала поочередно свободную ладонь
о чистую тряпку. Продолжала процесс до окончательного освобождения желтка. Делала
это до того момента, когда стало ощущаться, что желток начинал слегка как бы
приставать к ладони. В этот момент желток быстро опрокинула в заранее приготовленный
чистый стаканчик.
Смешивание ингредиентов.
Желток по своему объему и по весу равен приблизительно 1/3 всего содержимого
яйца. К нему я добавила 1/3 кипяченой воды и 1/3 особой слегка клеящей жидкости
яблочный уксус, способной сохранить желток от загнивания, и красящее вещество (сок).
Ингредиенты: желток, вода, яблочный уксус (слегка клеящее вещество), красящее
вещество (сок). В результате смешивания всех составляющих получилась художественная
краска. (Приложение – Рисунки 14 - 16).
Вывод: При соединении всех компонентов в обоих случаях (и при использовании
уксуса и без него) краска получилась однородной массы, одинаковая по яркости. Она
легла на бумагу ровно и высохла быстро. Цвет получился одинаковым. А вот
время хранения разное: краска с добавлением уксуса хранилась долго, до окончательного
её использования (приготовила краски объёмом с одно яйцо), а без уксуса краска
заплесневела уже через 3 дня. Следовательно, уксус предохраняет краску от порчи.
Опыт 3
Применение изготовленной краски на основе яичного желтка на практике.
Изготовив краску, я сразу же применила её на практике. (Приложение – Рисунок 17)
При раскрашивании рисунка заметила, что краска получилась неяркой. Чтобы
добиться более яркого цвета в рисунке я наложила в некоторых местах несколько слоёв
краски. Рисунки стали ярче. Но в тех местах, где её было нанесено в большем количестве
образовались трещины. На других же участках рисунков она нанесена равномерно и
выглядит качественно. Краска быстро высохла и придала рисункам блеск, будто они
покрыты лаком. Это свойства желтка. (Приложение – Рисунок 18)
Вывод: Краска на основе яичного желтка имеет однородную массу, наносится на
поверхность бумаги ровно, быстро сохнет, придаёт рисунку блеск (свойство желтка).
Краска имеет неяркие цвета и при высыхании немного коробит бумагу. Это стягивающее
свойство желтка.
Опыт 4
Изготовление художественной краски на основе глицерина.
Ингредиенты: чистый глицерин — бесцветная вязкая сладковатая жидкость без
запаха, прозрачного цвета, имеет чуть сладковатый вкус, крахмал, вода и красящие
вещества (соки овощей, ягод и листьев растений), яблочный уксус. (Приложение –
Рисунок 19)
Я приготовила крахмал. Добавила в него воду, красящие вещества в равных
количествах (наполовину меньше количества крахмала), немного яблочного уксуса и
глицерина. Получилась краска. (Приложение – Рисунок 20 - 25)
Опыт 5
Применение изготовленной краски на основе глицерина на практике.
Для приготовления обоих способов красок (на основе яичного желтка и на основе
глицерина) я использовала одно и то же красящее вещество (соки овощей, ягод и листьев
растения). Но цвета получились разные: с применением глицерина и крахмала они более
насыщенные, чем краски на яичном желтке. В целом они тоже неяркие и их я наносила
как и первые краски слоями, чтобы придать рисунку яркость. Это действие не испортило
качество рисунка. Краски хорошо сохнут и сохраняются, ведь в них, как и в первых,
имеется уксус, который защищает от порчи.
Вывод: Краска на основе глицерина имеет однородную массу, быстро сохнет,
наносится на поверхность бумаги ровно, бумага после нанесения краски не коробится,
остаётся гладкой. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться
хрупкими, это видно по качеству рисунка. Хорошо сохраняется (если хранить в
холодильнике), так как содержит уксус, уберегающий от порчи. Краска имеет неяркие
цвета.
Краски, изготовленные на основе глицерина оказались немного ярче, чем на яичном
желтке. Этому способствовал различный их состав. Я решила, что буду рисовать рисунки,
сочетая оба состава красок на растительной природной основе, это придаст, по моему
мнению, моим рисункам оригинальность. (Приложение – Рисунок 26)
Как прекрасен мир вокруг нас! Он дарит нам множество красок. И какое счастье,
что мы, люди, имеем возможность отразить частичку этой красоты в своих рисунках,
использовав многообразие цветов художественных красок, созданных руками человека на
основе наблюдений за окружающей нас природой.
В начале своей работы я предполагала, что в домашних условиях можно изготовить
краски, которые по своим свойствам не будут уступать современным художественным
краскам по яркости, хорошему качеству и будут дешевле заводских.
Я применила два способа изготовления художественных красок на растительной
природной основе (яичный желток и глицерин). В качестве красителей использовала соки
овощей, ягод и листьев растений. Тем самым я доказала, что можно изготовить краски в
домашних условиях хорошего качества. Но предположение о том, что яркость цветов не
будет уступать современным заводским художественным краскам не подтвердилось.
Краски оказались неяркими. Но они доступны для изготовления, применения, а главное
дешевле заводских. Следовательно, на семейном бюджете отразится незначительно. И это
радует! Теперь мы с сестрой сможем рисовать сколько угодно, да ещё и
экспериментировать, исследовав цвета других растительных природных материалов. Ведь
скоро лето и будут доступны разные растения. А это благодатная почва для исследований.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Журнала "Художественный совет" 4(32)2003.
.
2. Г.И.Вздорнов, З.Е.Залесская, О.В.Лескова, том 2 Общество "Икона" в Париже,.
М.:Прогресс-Традиция.2002.
3. Дмитриевой Н.А. Краткая история искусств. Вып.1. От древнейших
времен до XVI века. – М.: “Искусство”, 1986.
4. Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств .- М.: «Махаон», 2008.
5 .Энциклопедия рисования. – М.: «РОСМЭН», 2000.
6. Энциклопедия для детей. Искусство 2. – М. «Аванта», 2006.
Слайд 1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «КРАСКИ НА НАТУРАЛЬНОЙ ОСНОВЕ: НАЗАД К ПРИРОДЕ» Автор : Елгина Анна, ученица 3Б класса, МБОУ «СШ №22» Руководитель: Яковенко Татьяна Николаевна, учитель начальных классовСлайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Мы с моей младшей сестрой очень любим рисовать. Нашим родителям приходится часто покупать нам краски, так как они быстро заканчиваются. Конечно, приятно рисовать красками хорошего качества, но это очень накладно для бюджета нашей семьи. Мне стало интересно, можно ли самой изготовить краски для рисования в домашних условиях.
Слайд 3
Гипотеза : предполагаю, что в домашних условиях можно изготовить краски, которые по своим свойствам не будут уступать современным художественным краскам по яркости и хорошему качеству.
Слайд 4
Цель : изготовить краски на основе природных растительных материалов и применить их на практике.
Слайд 5
Задачи : 1.Изучить литературу о происхождении и изготовлении красок. 2.Самостоятельно изготовить краски на основе природных растительных материалов . 3.Применить изготовленные краски в своей работе.
Слайд 6
Мне потребовалось:
Слайд 7
Исследования: Опыт 1 Получение красящих веществ для приготовления краски из предметов растительного происхождения Красящие вещества
Слайд 8
Опыт 2 Изготовление краски на основе яичного желтка Ингредиенты: яичный желток, вода, красящее вещество и яблочный уксус Полученные краски Пробы краски с добавлением уксуса Пробы краски без уксуса
Слайд 9
Опыт 3 Применение изготовленной краски на основе яичного желтка на практике
Слайд 10
Опыт 4 Изготовление краски на основе глицерина и применение на практике
Слайд 11
Опыт 5 Применение изготовленной краски на основе глицерина на практике
Слайд 12
Использование приготовленных художественных красок двух видов в одном рисунке
Слайд 13
Выводы: 1. Применив два способа изготовления художественных красок на растительной природной основе (яичный желток и глицерин ), я доказала, что можно изготовить краски в домашних условиях хорошего качества. 2 . Краски оказались неяркими. 3.Но они доступны для изготовления, применения, а главное дешевле заводских. 4.По истечение трех месяцев, изменений в рисунках не произошло. Значит, краска качественная и ей можно рисовать.
Слайд 14
Литература: Журнал "Художественный совет" 4(32)2003. Вздорнов Г.И., Залесская З.Е . , Лескова О.В . , том 2 Общество "Икона" в Париже. М.: Прогресс-Традиция.2002. 3 . Дмитриевой Н.А. Краткая история искусств. Вып.1. От древнейших времен до XVI века. – М.: “Искусство”, 1986. Большая иллюстрированная энциклопедия итории искусств .- М.: «Махаон», 2008. Энциклопедия рисования. – М.: «РОСМЭН», 2000. Энциклопедия для детей . Искусство 2. – М. « Аванта », 2006.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Опыт 1.
(Рисунки 1 – 5)
Овощи
Свекла Болгарский перец
Ягоды клюквы и черники
Листья комнатного растения
Получение красящего вещества (сока) из свеклы
(Рисунки 6 – 13)
Сок болгарского перца Сок комнатного растения
Сок черники Сок брусники
Опыт 2 Рисунки 14 - 16
Краска на основе яичного желтка
Первые пробы краски с уксусом
Краска без добавления уксуса
Рисунок 17
Применение изготовленной краски на основе яичного желтка на практике
Опыт 3
Рисунок 18
Опыт 4
Изготовление художественной краски на основе глицерина.
Рисунок 19
Рисунки 20 - 24
Смешивание ингредиентов:
Опыт 5
Рисунок 25
Применение изготовленной краски на основе глицерина на практике
Рисунок 26
Применение изготовленной краски на основе глицерина и яичного желтка на практике
Городецкая роспись
Самодельный телефон
Ручей и камень
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Простые новогодние шары из бумаги