Тезисы исследовательской работы
«Верба – атрибут в праздновании Вербного воскресенья».
Как верно отметил Ломоносов: Бог дал нам две великие книги - Священное Писание и Природу.
«Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Своё величество, в другой – Свою волю. Первая видимый этот мир. Им созданный, чтобы человек, видя огромность, красоту и стройность Его созданий, признал Божественное всемогущество… Вторая – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению».
Евангелие наполнено образами природы, которые несут в себе символический духовный смысл, нашедший своё отражение в религиозной жизни нашего народа, и выражение нашей веры, соединённой в церковной и бытовой духовной традиции, которая сохранялась на протяжении веков, став неотъемлемой частью православной культуры.
С незапамятных времен люди относились к вербе с особенным чувством. В языческой Руси верба использовалась в многочисленных обрядах. Раньше остальных пробудившееся после долгой зимы, впитывающее первые солнечные лучи, самые животворящие и нежные, это деревце наделялось огромной силой.
Актуальностью исследования явилось то, что Вербное воскресенье издавна считается одним из самых больших и почитаемых предпасхальных праздников. И очень важно подчеркнуть особую значимость взаимопонимания, единства, многовековой дружбы, взаимообогащения и взаимоуважения культуры народов, проживающих в Мордовии и на территории всей России. Сегодня многие постепенно забывают истинный смысл христианских праздников. В России тоже есть немало обрядов, смысл которых улавливается не всеми. Примерно такое же отношение мы можем наблюдать и к Вербному Христову Воскресению.
Цель исследования: собрать и систематизировать материал о празднике Вербное воскресенье, определить место и значение вербы при проведении праздника, объяснить смысл обрядов главное место в которых занимает верба.
Задачи исследования: узнать историю возникновения праздника, изучить традиции празднования Вербного воскресенья, выявить значимость вербы к данному празднику, определить значимость праздника для общества на сегодняшний день.
Методы, используемые при исследовании: поисковый (при работе с литературными источниками), интервьюирование (при сборе материала в ходе бесед с жителями села, служителями сельской церкви), аналитический и редактирование (при обработке полученной информации).
Объект исследования: верба как атрибут Вербного воскресенья.
После принятия христианства верба заняла еще более важное место, став атрибутом одного из главных православных праздников. Она заменила на Руси пальмовые ветви, которыми приветствовали Иисуса Христа перед входом в Иерусалим жители Иудеи. На предпасхальном праздничном церковном богослужении вербу торжественно освящают.
Но всё-таки хочется узнать истинный смысл Вербного Воскресения, когда православные и отечественные католики празднуют Вход Господень в Иерусалим. Потому что когда видишь трепетное отношение лишь к «магическим веточкам», вспоминаются строки из гоголевских «Мертвых душ»: «Поди ты, сладь с человеком! Не верит в Бога, а верит, что если почешется переносье, то непременно умрет; пропустит мимо создание поэта, ясное, как день, всё проникнутое согласием и высокою мудростью простоты, а бросится именно на то, где какой-нибудь удалец напутает, наплетет, изломает, выворотит природу, и ему оно понравится, и он станет кричать: «Вот оно, вот настоящее знание тайн сердца!» Всю жизнь не ставит в грош докторов, а кончится тем, что обратится наконец к бабе, которая лечит зашептываньями и заплевками, или, еще лучше, выдумает сам какой-нибудь декохт из нивесть какой дряни, которая, Бог знает почему, вообразится ему именно средством против его болезни».
Пушистые ветви приносят именно для того, чтобы почтить Мессию, который, как и две тысячи с лишним лет назад, грядёт во имя Господне именно в этот день. Но вместе с церковным объяснением этой традиции, бок о бок уже давно существует и «народное объяснение», где акценты переносятся на внешнюю форму, а не на содержание. Многие хотят «положить благодать в карман» – в день освящения воды или плодов земледелия в храме всегда найдутся люди, готовые растолкать окружающих, чтобы получить свою банку святой водички или освятить яблоко.
Богослужебные тексты обращают внимание на грядущего Христа и людей, Его встречающих, в то время как народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Сегодня приносить в храм вербу (а точнее, уносить её из храма), выходит, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись надежным амулетом. Между тем, если разобрать текст молитвы, которую читают в церкви в этот день, то выяснится, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, её смысл сводится к фразе: «...и нас, по подражанию онех (т.е. нас, подражающих людям, встречавших Господа пальмовыми ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани».
Оказывается, что в первую очередь, объектом освящения Церковь всегда видела не вербу, а самого человека...
Иностранцам, посещавшим Россию в конце XVI и в XVII столетии, одним из самых впечатляющих и вместе с тем довольно курьезных (с их точки зрения) казался русский весенний праздник Входа Господня в Иерусалим - его справляли в воскресенье перед Страстной неделей. Это воскресенье называется Вербным или Цветоносным.
В старинной рукописи XVIII века, названной "История о донских казаках", говорится, будто Разин "выгнал попов и велел венчать людей к браку около вербных деревьев". Эти сведения подтверждают уцелевшие записки неизвестного очевидца-иноземца.
Традиция устраивать народные гуляния на Красной площади сохранилась до рубежа XIX-XX веков.
С начала XX века изменилось символическое значение вербы. Но став атрибутом праздника новой эпохи, верба всё равно осталась символом весны, символом пробуждения природы, а значит зарождения новой жизни. Верба продолжала вдохновлять поэтов, и в душах людей к ней сохранялось особое трогательное тёплое отношение, и чувство нежности. Видимо, она подспудно напоминала, что этот мир, несмотря на изменившиеся отношение людей, всё так же оставался чудом Божьего творенья, ибо не во власти человека его полностью изменить. «Красотой спасётся мир» и об этой красоте Божьего мира напоминала верба, согревая человеческие души.
Вложение | Размер |
---|---|
verbnoe_voskresene.ppt | 2.08 МБ |
issledov.rabota_verba_atribut_a_prazdnovanii_verbnogo_voskresenya.doc | 125.5 КБ |
Слайд 1
Автор: Зинкина Наталья ученица 9 класса МБОУ «Ардатовская СОШ» Дубёнского района « Верба – атрибут в праздновании Вербного воскресенья»Слайд 2
Актуальность Вербное воскресенье издавна считается одним из самых больших и почитаемых предпасхальных праздников. И очень важно подчеркнуть особую значимость взаимопонимания, единства, многовековой дружбы, взаимообогащения и взаимоуважения культуры народов, проживающих в Мордовии и на территории всей России. Сегодня многие постепенно забывают истинный смысл христианских праздников. В России тоже есть немало обрядов, смысл которых улавливается не всеми. Примерно такое же отношение мы можем наблюдать и к Вербному Христову Воскресению.
Слайд 3
Цель: - собрать и систематизировать материал о празднике Вербное воскресенье; - определить место и значение вербы при проведении праздника; - объяснить смысл обрядов главное место в которых занимает верба
Слайд 4
Задачи: - узнать историю возникновения праздника; - изучить традиции празднования Вербного воскресенья; - выявить значимость вербы к данному празднику; - определить значимость праздника для общества на сегодняшний день.
Слайд 5
Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяло крылом
Слайд 8
Вербное Воскресенье
Слайд 18
Вербное святое воскресение - Тихо льётся нежный свет с небес. Веточек пушистых освящение - Время ожидания чудес.
Слайд 19
А природа только просыпается, Потянулась к солнцу. И сердца Почек постепенно раскрываются. Слышишь: вот и пение скворца!
Слайд 22
Вербочка в дом принесет Мирское благословение, Пусть Бог вас от бед сбережет В это вербное Воскресение!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ардатовская средняя общеобразовательная школа»
Учебно – исследовательская работа
« Верба – атрибут в праздновании Вербного воскресенья»
Автор работы:
Зинкина Наталья Петровна
9 класс
Руководитель:
Катаева Валентина Дмитриевна
учитель химии и биологии
Содержание
I.Введение…………………………………………………………с.3-5
II.Основная часть ……………………………………………… с.6-27
1. История возникновения праздника «Вербное воскресенье»…с.6-7
2. Биологические особенности вербы…………………………… с.8
3. История празднования Вербного воскресенья…………………с.9-15
4 Что символизировала на Руси верба……………………………..с.16
5. Магия вербы………………………………………………………с.17
6. Народные приметы и поверья……………………………………с.18-19
7.Стихи о вербе………………………………………………………с.20-22
8.Результаты опроса жителей села Ардатово…...............................с.23
9.Воспоминания о празднике……………………………………… с.24-25
10.Беседа с прихожанами церкви……………………………………с.26-27
III. Заключение…………………………………………………… с. 28-29
IV.Литература…………………………………………………… с.30
Приложение
Введение
Как верно отметил Ломоносов: Бог дал нам две великие книги - Священное Писание и Природу.
«Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Своё величество, в другой – Свою волю. Первая видимый этот мир. Им созданный, чтобы человек, видя огромность, красоту и стройность Его созданий, признал Божественное всемогущество… Вторая – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению».
Евангелие наполнено образами природы, которые несут в себе символический духовный смысл, нашедший своё отражение в религиозной жизни нашего народа, и выражение нашей веры, соединённой в церковной и бытовой духовной традиции, которая сохранялась на протяжении веков, став неотъемлемой частью православной культуры.
С незапамятных времен люди относились к вербе с особенным чувством. В языческой Руси верба использовалась в многочисленных обрядах. Раньше остальных пробудившееся после долгой зимы, впитывающее первые солнечные лучи, самые животворящие и нежные, это деревце наделялось огромной силой.
После принятия христианства верба заняла еще более важное место, став атрибутом одного из главных православных праздников. Она заменила на Руси пальмовые ветви, которыми приветствовали Иисуса Христа перед входом в Иерусалим жители Иудеи. На предпасхальном праздничном церковном богослужении вербу торжественно освящают.
Но всё-таки хочется узнать истинный смысл Вербного Воскресения, когда православные и отечественные католики празднуют Вход Господень в Иерусалим. Потому что когда видишь трепетное отношение лишь к «магическим веточкам», вспоминаются строки из гоголевских «Мертвых душ»: «Поди ты, сладь с человеком! Не верит в Бога, а верит, что если почешется переносье, то непременно умрет; пропустит мимо создание поэта, ясное, как день, всё проникнутое согласием и высокою мудростью простоты, а бросится именно на то, где какой-нибудь удалец напутает, наплетет, изломает, выворотит природу, и ему оно понравится, и он станет кричать: «Вот оно, вот настоящее знание тайн сердца!» Всю жизнь не ставит в грош докторов, а кончится тем, что обратится наконец к бабе, которая лечит зашептываньями и заплевками, или, еще лучше, выдумает сам какой-нибудь декохт из нивесть какой дряни, которая, Бог знает почему, вообразится ему именно средством против его болезни».
Пушистые ветви приносят именно для того, чтобы почтить Мессию, который, как и две тысячи с лишним лет назад, грядёт во имя Господне именно в этот день. Но вместе с церковным объяснением этой традиции, бок о бок уже давно существует и «народное объяснение», где акценты переносятся на внешнюю форму, а не на содержание. Многие хотят «положить благодать в карман» – в день освящения воды или плодов земледелия в храме всегда найдутся люди, готовые растолкать окружающих, чтобы получить свою банку святой водички или освятить яблоко.
Богослужебные тексты обращают внимание на грядущего Христа и людей, Его встречающих, в то время как народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Сегодня приносить в храм вербу (а точнее, уносить её из храма), выходит, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись надежным амулетом. Между тем, если разобрать текст молитвы, которую читают в церкви в этот день, то выяснится, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, её смысл сводится к фразе: «...и нас, по подражанию онех (т.е. нас, подражающих людям, встречавших Господа пальмовыми ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани».
Оказывается, что в первую очередь, объектом освящения Церковь всегда видела не вербу, а самого человека...
Актуальность
Вербное воскресенье издавна считается одним из самых больших и почитаемых предпасхальных праздников. И очень важно подчеркнуть особую значимость взаимопонимания, единства, многовековой дружбы, взаимообогащения и взаимоуважения культуры народов, проживающих в Мордовии и на территории всей России. Сегодня многие постепенно забывают истинный смысл христианских праздников. В России тоже есть немало обрядов, смысл которых улавливается не всеми. Примерно такое же отношение мы можем наблюдать и к Вербному Христову Воскресению.
Цель:
- собрать и систематизировать материал о празднике Вербное воскресенье;
- определить место и значение вербы при проведении праздника;
- объяснить смысл обрядов главное место в которых занимает верба
Задачи:
- узнать историю возникновения праздника;
- изучить традиции празднования Вербного воскресенья;
- выявить значимость вербы к данному празднику;
- определить значимость праздника для общества на сегодняшний день.
Методы, используемые при исследовании:
- поисковый (при работе с литературными источниками);
- интервьюирование (при сборе материала в ходе бесед с жителями села, священником сельской церкви);
- аналитический и редактирование (при обработке полученной информации).
Объект исследования: верба как атрибут Вербного воскресенья
История возникновения праздника Вербного Воскресенья
Праздник Входа Господня в Иерусалим (Неделя ваий, Цветоносная Неделя, Вербное воскресенье) – один из 12-ти главных праздников Православной церкви. Празднование Вербного воскресенья совершается за неделю до Пасхи. В этом богослужении вспоминаются евангельские события торжественного входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий.
О входе Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страданий повествуют все четыре евангелиста (Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лк. 19,29-44; Ин. 12,12-19). Когда, после чудесного воскрешения Лазаря, Христос отправился для празднования Пасхи в Иерусалим, множество народа, собравшегося отовсюду к празднику, прослышав про те чудеса, которые сотворил Христос, с ликованием и радостью встречали въезжающего в город на осляти Господа с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. У евреев был обычай: цари-победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, а народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Так и в эти дни, иерусалимляне взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Христу и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали Ему под ноги свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его. Но всего лишь через несколько дней те, кто воспевал «Осанна!» будут кричать «Распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших!».
Первосвященники же и книжники негодовали на это торжество, говоря Иисусу: «Слышишь ли, что они говорят?» Христос же отвечал им на это: «Да! Разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс.8, 3)? (Мф. 21, 16)Из находившихся тогда на улицах Иерусалима только Один Христос знал, что вместо земного царства Он приносит человеку Царство Небесное, вместо избавления от земного рабства Он освобождает человека от рабства гораздо худшего - от рабства греху. Он Один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к Кресту и Голгофе.
На следующий день Христос вошел в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей: в те времена в храме можно было купить жертвенных животных, поэтому в храме стоял сильный шум, производимый животными. Христос говорил меновщикам: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил.
Церковное почитание этих событий восходит к глубокой древности. Уже в IV веке упоминается о праздновании этого праздника в Иерусалимской Церкви. На Руси также издревле почитался этот праздник. Существовала даже традиция, прерванная в Петровские времена, выезда Предстоятеля Русской Церкви в этот день на осле, которого вел сам Царь.
В этот день совершается освящение ваий (пальмовых ветвей), в память того, что жители Иерусалима встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. От обычая употреблять в этот день вайи (ветви финиковой пальмы) День Входа Господня в Иерусалим называется Неделею "Ваий" или "Цветоносною". На Руси он получил название "Вербного воскресенья", потому что на севере верба ранее других древесных ветвей дает почку. Молящиеся приходят в храм с вербами и на богослужении таинственно встречают невидимо грядущего Господа букетиками вербы с зажженными свечами. Благочестивая традиция освящения верб совершается на праздничном Всенощном бдении. После чтения Евангелия священник совершает каждение верб, читает молитву и окропляет ветви святой водой.
Биологические особенности вербы
Верба, народные названия; ива, ветла, лоза, бредина, ракитник, молокитник, веербина.
Верболоз, шелюга, шелюжина, краснотал (тал, тальник вообще мелкая верба); белотал, ломашник, чернотал, чернолоз, сивый тальник, таловый сланец, ракита, белолоз; таловая карла, таловый ёрник, малый тальник, бредник (брединник), чернотал, вербовник, синетал, ломашник, желтолозник, серый тальник, песчаная лозка, талащаник, корзиночник, кузовница, вязинник, подбережник, кровавница.
Вербу (иву остролистную) - Salix acutifolia Willd - в народе также называют красной вербой, шелюгой красной. Верба - листопадное дерево или высокий кустарник с темной корой и развесистой кроной из семейства ивовых. Ветви у вербы довольно тонкие и гибкие, молодые побеги красновато-коричневого цвета с легким восковым налетом. Если этот налет потереть рукой или тряпочкой, то он быстро сотрется. Листья длинные, заостренные, светло-зеленые или слегка серебристые, блестящие сверху, снизу более темного цвета, часто с сизоватым оттенком.
У вербы крупные цветочные почки, когда лопается красноватая тонкая пленка, на свет появляется серовато-белый пушистый комочек. Потом он покрывается зеленовато-желтыми мелкими цветочками. И начинает напоминать крохотного цыпленка.
Верба - первое дерево, которое зацветает в Средней полосе России. Плод - коробочка. Созревает в мае-июне.
Верба растет практически на всей территории России, как на ее европейской части, так и в Сибири, на Урале, предпочитая песчаные поймы, косы и берега рек.
История празднования Вербного воскресения
Иностранцам, посещавшим Россию в конце XVI и в XVII столетии, одним из самых впечатляющих и вместе с тем довольно курьезных (с их точки зрения) казался русский весенний праздник Входа Господня в Иерусалим - его справляли в воскресенье перед Страстной неделей. Это воскресенье называется Вербным или Цветоносным. Голландец Я. Стрейс сообщал: "Нигде у христиан не празднуется Вербное воскресение с таким великолепием, как у москвитян".
В центре Москвы разыгрывалась грандиозная мистерия, инсценирующая далекие евангельские события. Из Успенского собора Кремля к Иерусалимскому приделу храма Покрова (более известному как храм Василия Блаженного) на Красной площади направлялось необычное шествие. К. Буссов, немец-наемник, служивший в русских войсках в начале XVII века, писал: "В этот день царь идет из Кремля в церковь, которую они называют Иерусалимом, а патриарх едет, восседая на осле, и этого осла царь должен вести под уздцы. Впереди идет клир в священническом облачении и поет по своему обычаю Осанну".
Борис Годунов, старавшийся загодя приучить москвитян почитать своего будущего правителя, обычно участвовал в церемонии вместе с сыном, царевичем Федором. Представители ганзейского посольства, прибывшие в Москву в 1603 году, в своем отчете подробно рассказывали, как с хоругвями и пением из Кремля "двигалась огромная толпа монахов и священников, а также бояр, весьма пышно одетых, в руках они держали большею частью пальмовые ветви, а частью и иконы. После них следовали его царское величество и юный царевич, государь Федор Борисович, одетые в вышитое золотом и жемчугом облачение, один подле другого <...>. За ними ехал патриарх в белом облачении и в белом же клобуке, верхом на лошади, покрытой белыми попонами и заменявшей собой осла. Позади его следовала еще толпа бояр. Помимо того, тут были собраны в довольно большом количестве русские юноши, которые, снимая с себя одежду, расстилали ее вдоль пути их величеств и патриарха".
Чтобы не было изъяна дорогим праздничным кафтанам, которые выдавались в этот день стрельцам, стрелецкие дети по ходу шествия стелили по земле цветные сукна, а уж поверх их стрельцы бросали свои одежды. Оставшиеся позади процессии сукна быстро подхватывали и переносили вперед. Для этого нанимали порой до 800 сноровистых, расторопных ребятишек и платили им деньгами или теми же сукнами. После непродолжительной церемонии в храме Покрова процессия тем же порядком возвращалась в Кремль. Англичанин Д. Флетчер, прибывший в Россию в правление Федора Иоанновича, отметил любопытную деталь: "Патриарх платит в этот день царю за хорошую службу положенную дань, 200 рублей".
Даже в Смутное время, несмотря ни на что, русские стремились отметить этот праздник как положено. К. Буссов сообщает, что в 1611 году поляки, занявшие Москву, "не хотели разрешить московитам празднование Вербного воскресенья <...> во избежание мятежа и бунта". Но народ, узнав о запрете, "озлобился", заявив, "что лучше умереть всем, чем отказаться от празднования этого дня". Встревоженные таким единодушным ожесточением, польские власти пошли на уступки, и крестный ход состоялся.
Однако само намерение польских интервентов нарушить русские традиции переполни ло чашу терпения народа. Мятеж все же вспыхнул, "выгорела третья часть Москвы, и много тысяч людей погибло от пуль, мечей и от охватившего их огня", - рассказывает Буссов. Так что следующая за Вербным воскресеньем неделя в тот год оказалась для москвичей Страстной в полном смысле этого слова.
Особенной пышности "входоиерусалимский" обряд достиг во времена честолюбивого патриарха Никона, придавшего этому принародному действу свой, сокровенный смысл. Когда по Красной площади двигалась торжественная процессия, в центре которой возвышалась верхом на лошади могучая фигура церковного владыки, а впереди в пешей толпе смиренно выступал тишайший Алексей Михайлович и с помощью поддерживающих его бояр вел за повод лошадь, то вся Москва воочию убеждалась в справедливости главного постулата Никона: "Священство - выше царства".
И сам сценарий обряда был несколько изменен. Из Кремля через Спасские ворота царь и патриарх вместе с придворными и духовенством шли к Лобному месту, покрытому яркими тканями. Здесь все останавливались, и начиналось чтение евангельского отрывка о входе Господня в Иерусалим. Когда чтец доходил до того места, как Христос отправил учеников искать осла, патриарх отдавал аналогичное приказание двум служащим, которые направлялись к привязанной недалеко лошади, выполняющей роль "осляти". При этом патриарший боярин, стоявший подле лошади, следуя тексту Евангелия, изображал недоумение и вопрошал: "Что отрешаете осля сие?". И посланцы отвечали: "Господь требует!". Патриарх, после этих слов восседавший на лошадь, в глазах народа должен был олицетворять самого Спасителя.
Многолюдность и красочность действа поражали воображение. "Для участия в этом празднестве стекаются бесчисленные тысячи людей. Все, что только может ходить, отправляется туда", - свидетельствует К. Буссов. А Роде, секретарь датского посланника, рассказывает: "Людей, мужчин и женщин, собралось столько, что они не поместились на площади. Поэтому они заняли крыши ближайших домов и сараев, из-за чего некоторые крыши от большой тяжести провалились".
Пальмовые ветви с черенками, обвитыми цветным бархатом (их несли царь и бояре), напоминали о том, как некогда встречали Христа жители далекой, жаркой земли. Но они же символизировали и "ключи рая" - в память о том, как архангел Гавриил явился к Богородице с пальмовой ветвью перед ее успением.
Особенно интересен главный атрибут этого шествия. Вот что рассказано о нем в отчете ганзейского посольства: "Перед самым началом процессии и выезда патриарха на особой колеснице <появлялось> пальмовое дерево, увешанное яблоками и фигами; между его ветвями помещалось пять отроков в белых рубашках и парчовой одежде, которые пели "Слава в вышних!".
"Пальмовое дерево", разумеется, было искусственным, если вообще это описание точно. Потому что обычно на колесницу (или обитые ярким сукном сани - по погоде) водружали вербу. Накануне праздника 16 человек сторожей обходили Москву и подгородные слободы, приглядывая подходящее пышное деревце с большими, пушистыми, светло-серыми соцветиями. Для этого им выдавали из казны 13 алтын и 2 деньги "на лапти". Потом срубленную вербу "обряжали", то есть привязывали к ее веточкам различные украшения, фрукты и сласти.
И. Забелин в книге "Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетии" сообщал, что в 1627 году для вербного "наряда" было закуплено 13 фунтов "изюму кафимского", 13 фунтов "винных ягод" (смоквы), 4 фунта фиников, 300 грецких орехов и т. д. И с каждым годом вербного "припасу" требовалось все больше. Но самым главным украшением были яблоки. Так, в 1636 году на наряд вербы использовали 1000 яблок: 400 малых, 300 средних, 200 больших и 100 самых больших. А в 1668 году по случаю приезда в Москву патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского царь Алексей Михайлович распорядился особенно позаботиться об украшении вербы. Веточки вербы были унизаны искусственными зелеными листьями. Для нее сделали затейливую колесницу с красивыми расписными перильцами и золочеными решетками. Дополнительно "малые" вербные деревца расставили от Спасских ворот до Лобного места.
В поисках изысканных украшений обратились в Немецкую слободу, где своим мастерством славилась вдова-иноземка, названная в русских документах попросту Катериной Ивановой. В 1674 году, когда на праздник было приглашено шведское посольство, Катерине заказали сделать для вербы 15 тысяч зеленых листьев, 32 дюжины птичек и цветов (тюльпанов, роз, гвоздик, нарциссов и даже - подсолнечников), 50 дюжин восковых лимонов, померанцев, груш и слив, 224 кисточки вишен, 42 грозди винограда и еще цветы "санные" для украшения повозки и лошадей. За работу ей заплатили 166 рублей. Огромную по тем временам сумму! Причем искусственные украшения служили только дополнением к обычным орехам, финикам и яблокам.
По окончании шествия вербу "рушили". Ветви с самыми дорогими украшениями патриарх отсылал в царские покои, потом оделял по чинам участников шествия. Остатки отдавались в добычу стрельцам и народу, которые разносили все, до последнего цветного лоскутка.
Для царских теремов специально готовили нарядные кустики вербы, поставленные на маленькие санки, обитые дорогим атласом. Они служили забавой для домочадцев, которые по этикету того времени не могли участвовать в церемонии на площади.
Что же означало это удивительное дерево, заманчиво сиявшее среди талого весеннего снега шелковыми зелеными листьями, невиданными цветами и румяными яблоками? С церковной точки зрения, оно являлось символом райского древа. Недаром русские и западные художники изображали Адама и Еву в раю, а порой и Богоматерь с младенцем под яблоней.
В XIV веке новгородский архиепископ Василий в одном из посланий утверждал, что в раю растут особенные яблоки, дающие исцеление. Но истоками подобных представлений служили более древние, дохристианские культы. Согласно скандинавским мифам, боги обрели бессмертие, питаясь чудесными яблоками. Кельты называли рай "Авалон", что означало "страна яблок". Русский же простой народ, толпами стекавшийся посмотреть праздник на Красной площади, в нарядном дереве видел излюбленную героиню народных сказок, которая с помощью "молодильных" яблок дарит людям красоту и вечную юность. Но в то же время образ дерева, взрастившего на своих ветвях разнообразные цветы и плоды, восходит к распространенным с древности ведическим легендам о Мировом древе, или Древе жизни, давшем начало растительному и животному миру на Земле.
Так в необычном весеннем празднике причудливым образом переплелись христианская символика, миф о Мировом древе и древние культы яблони и вербы.
Любопытны выводы литературоведа, историка, исследователя фольклора А. Н. Афанасьева в исследовании "Поэтические воззрения славян на природу". В славянских дохристианских верованиях верба, оживающая весной раньше других деревьев, пользовалась особенным почитанием. В ней видели олицетворение великих и таинственных животворящих сил природы и соотносили ее с именем могучего бога-громовника Перуна, освободившего солнце из тяжкого зимнего плена и открывшего путь весне. Именно потому в народе вербу именовали "Перунова лоза". С ней связывалось множество поверий, соединявших христианскую этику с древними языческими обрядами.
Ветки, освященные в церкви в Вербное воскресенье, приносили домой, украшали искусственными цветами и лентами и помещали около икон, надеясь, что верба защитит от стихийных бедствий, злых чар и болезней. В Сибири на божнице сплетали для вербы особый разукрашенный теремок из соломы. Повсеместно, в первый раз выгоняя весной скот в луга, стегали его освященной вербой. При этом полагалось произнести заговор наподобие следующего: "Как тальник не сохнет, так и вы, мои богом данные скотинки, не сохнете". А в Белоруссии с вербой выходили на первую пахоту. Считалось, что если воткнуть Перунову лозу по краям поля, она сбережет посевы от града. Верили также, что ветка вербы, брошенная с особым приговором против ветра, способна усмирить бурю, а брошенная в огонь - загасить его. Вербным прутом опоясывали подойник, чтобы "прибывало" молоко.
Вербе приписывали и магические целительные свойства. В одних губерниях было принято в Вербное воскресенье для здоровья съедать несколько освященных вербных "барашков", а также бросать их в корм скоту.
В старинной рукописи XVIII века, названной "История о донских казаках", говорится, будто Разин "выгнал попов и велел венчать людей к браку около вербных деревьев". Эти сведения подтверждают уцелевшие записки неизвестного очевидца-иноземца, сообщавшего о Разине: "Вместо обычного свадебного обряда, совершавшегося в России священником, заставлял он венчающихся, приплясывая, обойти несколько раз вокруг дерева, после чего считались они обвенчанными на Стенькин лад".
Обряд "шествия на осляти" просуществовал недолго. Болезненный царь Федор Алексеевич, редко покидавший дворцовые покои, не мог участвовать в этой утомительной церемонии. Царевне Софье неприлично было идти в толпе мужчин, ведя за повод патриаршую лошадь. А Петр I и вовсе не собирался этого делать. Хотя в юности, в период междуцарствия, ему пришлось несколько раз и в одиночку, и вместе с братом Иваном "водить осля". Став полновластным правителем, он добился отмены "входоиерусалимского шествия". А затем, воспользовавшись кончиной патриарха Адриана, упразднил и само патриаршество. Вместо разукрашенного дерева с яблоками велено было попросту закупать к празднику несколько возов срезанной вербы и раздавать ее в Успенском соборе на службе.
Но по-прежнему в Москве на Вербный праздник народ толпами спешил на Красную площадь и устраивал там гулянье, где каждый веселился на свой лад. Эта традиция сохранилась до рубежа XIX-XX веков, приобретая новые формы. Накануне воскресенья на площади развертывалась бойкая "вербная ярмарка".
Что символизировала на Руси верба
Медленно тает снег, струятся веселые ручейки, по небу неспешно плывут облака... В воздухе витает едва уловимый аромат весенней оживающей природы, первой радостной приметой которой становится верба со скромными пушистыми почками серебристого цвета…
С незапамятных времен славяне относились к вербе с особенным чувством. В языческой Руси верба использовалась в многочисленных обрядах. Раньше остальных пробудившееся после долгой зимы, впитывающее первые солнечные лучи, самые животворящие и нежные, это деревце наделялось огромной силой.
После принятия христианства верба заняла еще более важное место, став атрибутом одного из главных православных праздников. Она заменила на Руси пальмовые ветви, которыми приветствовали Иисуса Христа перед входом в Иерусалим жители Иудеи. На предпасхальном праздничном церковном богослужении вербу торжественно освящают.
Верба, символ весны и плодородия, стала олицетворять здоровье, радость и жизнь. Освященным веточкам вербы приписывали поистине чудесные способности. Ее целебную силу издавна старались распространить на весь окружающий быт. Так, в Вербное воскресение пекли специальные пироги с пушистыми почками. Вербные почки употребляли в пищу больные лихорадкой и женщины, которые хотели излечиться от бесплодия. Из них делали порошок для лечения ран. Верили, что освященная веточка исцелит нездорового человека, если прикоснуться ею к его ногам.
А еще говорят, что если положить ветку на голову и повязать платок, пройдет головная боль. И конечно же, знаменит обычай хлестать вербными прутьями детей. При этом приговаривали, что бьет их сама Богородица, даруя им таким образом здоровье и избавляя от негативной энергии. Освященная верба – залог благополучия домашних животных. Прутиками скотину выгоняли в поля, клали под крышу хлева, угощали пирогами с вербой, чтобы защитить от болезней.
Магия вербы
Еще у древних славян существовало поверье, что верба обладает магическими свойствами. Она будто бы предохраняет людей от козней злых духов, охраняет скот и посевы от всяческих бедствий и т. п. Поэтому освященную вербу хранили в доме в течение целого года, ею выгоняли скот в поле, вешали ее ветки на скотных дворах. Это поверье перешло и в христианство. Может быть, возникло оно в связи с тем, что именно верба, первой среди других растений, оживает после зимней спячки природы. Если погода не благоприятствовала цветению вербы, то ее ветки предварительно ставили в воду, чтобы к Вербному воскресенью они могли распуститься.
Общераспространенным был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели своих любимцев легкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба».
Вербе и ее сережкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных сережек, считая это лекарством от лихорадки. А также как лечебное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали сережки вербы в хлеб, а в костромских селениях пекли печенье в форме вербных почек.
С распространением христианства становится символом страстей Господних и Воскрешения. Недаром на Пасху многие люди ставят у себя дома букетик из нескольких веточек вербы с пушистыми почками.
Народ приписывал вербе особые свойства, дающие силы и здоровье, которые увеличивались после освящения вербы в церкви.
Народные приметы и поверья
* Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета.
* Если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов богатым.
* Если в этот день прикасались к человеку веткой вербы, то таким образом наделяли его здоровьем и красотой.
* Освященная верба обладает особой целительной силой. Освящают вербу на вечерней литургии накануне Вербного воскресенья. Ее нужно хранить до следующего года.
* Если женщина, у которой в течение долгого времени не рождается ребенок, съест вербные почки, то она может излечиться от бесплодия.
* Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю. Верба, брошенная в огонь, усмиряет огонь. Ветки вербы, выброшенные во двор, усмиряют град. При граде нужно поставить пучок освященной вербы на подоконник.
* С Вербного воскресенья и до Пасхи нельзя пить воды, почерпнутой под вербою или около нее, потому что в ней может быть много чертей, которые могут войти внутрь человека и навредить ему. Когда трогается весенняя вода, черти выпрыгивают из зимних притонов и забираются в вербы отогреваться. Когда же вербы освящают, черти падают в воду.
* В этот день хозяйки пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных.
* Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.
Верба является деревом, поглощающим отрицательную энергию, поэтому она хорошо снимает боль, если прислониться к дереву больным местом. При депрессии, неврозах, истерии к стволу вербы прижимаются либо позвоночником, либо обнимают дерево руками. Обниматься с вербой нужно не более 10-15 минут в день. Если нет возможности ходить к растущему в природе дереву, то можно использовать в домашних условиях небольшие кусочки ствола вербы. В старину таким способом лечили зубную, головную боль, ревматизм, фурункулёз, ангину. Но и кусочки ствола вербы держать на больном месте более получаса не рекомендуется, так как можно потерять много энергии.
Наши предки верили, что если пойти в глухую чащу леса, куда даже в самый ясный день не проникают лучи солнца, отыскать там вербу, сделать из нее дудочку, то ее звучание может развеселить любую «царевну Несмеяну».
А еще наши предки сводили на вербу свою болезнь. Для этого страждущий опоясывался соломенным поясом, а потом поздно вечером, скрываясь от людских глаз, шел к молодой вербе и опоясывал ее снятым с себя соломенным поясом и произносил заговор.
Освященную в церкви вербу хранят до следующего Вербного Воскресенья, как защиту от злых духов и болезней.
Есть еще одно чудесное проявление мистической сущности вербы, называемое верующими одним из Божьих чудес. Православные рассказывают о том, что в ночь с 3 на 4 декабря за 15-20 минут до полуночи (а это церковный праздник Введения Богородицы во Храм), покрытые льдом почки вербы стремительно набухают и раскрываются, издавая хорошо слышимые щелчки. Говорят, чем сильнее мороз, тем громче трещит верба.
Бывает, что на некоторых ветках даже появляются листочки. А после полуночи почки снова закрываются – теперь до весны. Многие люди стараются уловить момент и сорвать распустившиеся ветки – они приносят их в местные храмы или ставят в воду дома.
Верба - кустарник или дерево, в народной культуре символизирующее быстрый рост, здоровье, жизненную силу, плодородие.
Стихи о вербе
Некогда привезённая из Палестины Муравьёвым (будущим духовным писателем, оставившим замечательные записки своих путешествий по святым местам) пальмовая ветвь, с которой он стоял у заутрени в Иерусалиме в Вербное воскресенье, внезапно вдохновила М.Ю. Лермонтова, так было написано стихотворение «Ветка Палестины». Русская поэзия одна из боговдохновенных, со стихами русских поэтов можно совершить путешествие и по святым местам, и по кругу церковного календаря вслед библейской истории, евангельских событий и житиям святых.
Что это сделалось с городом нашим?
Право, совсем не узнаешь его!
Сдернута с неба завеса туманов,
По небу блеск, на земле торжество!
С вербами идут толпы за толпами,
Шум, экипажей ряды, пестрота,
Машут цветами малые дети,
Лица сияют, смеются уста!
Точно какой победитель вступает
В город — и все пробудилось от сна...
Да, победитель! И вот ему птицы
Словно уж грянули: «Здравствуй, Весна!»
А. Майков "Вербная неделя"
Верба, верба, верба
Верба зацвела.
Это значит верно,
Что весна пришла.
Агния Барто «Апрель»
Сиянье, плеск и щебет во дворе……
О, верба вся в пушистом серебре:
Вот- вот сорвутся да и улетят
Комочки этих сереньких утят.
Притронешься, погладишь – как нежны
Доверчивые первенцы весны!
Е.Благинина «Верба»
Верба уже распустилась.
А я в неё, словно влюбилась!
Пушистые милые почки.
Я веток нарву себе. Точно!
В хрустальную вазу поставлю
И этим Весну я прославлю!
Смотрю я на вербу. Так нежно!
Она украшает прилежно.
Мой дом, мою комнату. Мило!
И жизнь - уж не так постыла.
Верба уже распустилась.
А я в неё, словно влюбилась!
Татьяна Дюльгер
По утрам ещё морозит, но весь день стоит тепло
Солнце льёт лучи на землю ослепительно светло.
И, как весть весны пришедшей, под дыханьем теплоты,
Расцвели и запушились вербы белые цветы.
Верба, верба – наша пальма – ты на вид совсем проста!
Но тобою мы встречаем к нам грядущего Христа.
Потому и отдаём мы каждый год, весною, вновь
Белой вербе нашу нежность, нашу ласку и любовь.
М.Стремин
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонёчки теплятся.
Прохожие крестятся.
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
Александр Блок
Результаты опроса.
Отношение к празднику местных жителей.
Было опрошено 100 человек.
1.
Когда отмечается праздник «Вербное воскресенье»:
- 90 % опрошенных ответили на него положительно;
- 5% опрошенных ответили, что когда-то перед Пасхой;
- 5% ответили, что точно не знают;
(дети младше 8 лет)
Большую информацию об этом празднике имеют люди старше 35-и лет.
2.
Знаете ли вы как по церковному называется этот праздник:
-60% опрошенных ответили «да»;
- 20 % опрошенных ответили «нет»;
- 20 %опрошенных ответили, не могут правильно сформулировать
3.
Посещаете ли предпасхальное праздничное церковное богослужениие:
40% опрошенных ответили «да»;
в основном жители старше 45 лет - женщины
Воспоминания о празднике
Весна богата на большие православные праздники. Один из них – Вербное воскресенье. «Берите вербу», — протягивали пучки тонких веточек с изумрудными почками бабушки, торговавшие нехитрыми дарами природы накануне этого праздника. «А зачем она мне?» – делаю вид, что совсем некомпетентна. В действительности же просто интересно, что скажет обычная женщина о традициях, которые в настоящее время мы знаем в основном из книг. «Эти веточки посвятите в церкви, а затем положите в доме за образами – верба защитит его от дурного глаза, и весь год все в доме здоровыми будут, – объясняет женщина. – А если образов нет, просто в вазу поставьте — будет вам оберег…» Некоторое время я наблюдала за бабушками, веточки расходились очень быстро, их разбирали по большей части женщины, чтобы понести на освящение в церковь.
Вспоминает Савельева Валентина Алексеевна
Во времена моего детства я хорошо помню как мама в Вербное воскресенье будила нас веточками вербы приговаривая, чтобы мы были здоровы, чтоб она сберегла нас от дурного глаза. А когда первый день выгоняли корову в стадо её хлестали веточками вербы, освященными в церкви. А теперь уже сама так же в этот светлый день бужу своих детей, приговаривая всё те же мамины слова. И обязательно стараюсь сходить в церковь на праздничное богослужение.
Вспоминает Карпунькина Надежда Егоровна
Бабушка рассказывала, что в старину люди верили в чудодейственные свойства вербы, якобы освященная верба способна помочь каждому человеку, с искренностью обратившемуся к ней. Для этого нужно поставить ветку в вазу, ежедневно менять воду и разговаривать с ней: о чем-то попросить, на что-то пожаловаться. Засыхающая веточка означает, что верба нейтрализует ваши неприятности и беды. Следует отнести ее подальше от дома, поблагодарить и сжечь. В случае же, если ветка пустила корни и на ней распускаются листочки, ее можно посадить и быть уверенным, что деревце исполняет вашу просьбу.
А когда в домах не разрешали держать иконы, бабушка прятала её на чердаке напротив красного угла, а рядом с ней клала вербу и говорила что она нас убережёт от всех напастей.
Вспоминает Козлова Анна Петровна
В нашем селе давно существует традиция, к празднику Пасхи проводить генеральную уборку дома и заканчивали её до Вербного воскресенья. К этому празднику выстираны и развешаны шторы, чисто убраны все комнаты, и утром Вербного воскресенья почти в каждом доме топится печь, где пекут пироги и хлеб. Эту традицию поддерживают мои бабушки, моя мама, и я знаю, что в этом году всё будет так же.
Автор работы
Беседа с прихожанами церкви
Анастасия Петровна (певчая в местной церкви), как вы празднуете Вербное воскресенье?
Обязательно посещаю церковь, пеку пироги, готовлю рыбные блюда (они разрешаются в этот день). Для меня это особенный праздник, потому что после него начинается наиболее суровый период Великого поста. Этой неделей заканчивается 40-дневный пост и знаменует собой момент необходимости разделения страданий Христа.
Каково отношение местных жителей к этому празднику?
Этот праздник всегда был почитаемым среди селян. Возможно многие не знали его значения, но каждый понимал, что настаёт последняя неделя перед Пасхой, заканчивается пост. В этот день много жителей с веточками вербы идут в храм, чтобы их освятить.
По вашему мнению, как часто человек должен посещать церковь?
Это каждый решает сам, кто-то раньше, кто-то позже, но в какой-то определённый момент это происходит со всеми. Я так же будучи молодой, постоянно занятой то работой, то детьми редко посещала церковь, а выйдя на пенсию свободного времени стало больше и в церковь стала ходить чаще.
Анастасия Петровна, как вы считаете после открытия новой церкви сельчане чаще стали ходить в церковь?
Да, по моим наблюдениям сельчане более охотно стали посещать церковь, особенно много прихожан бывает на праздничных богослужениях.
А людей какого возраста больше среди прихожан?
В основном старшее поколение, но по сравнению с предыдущими годами больше стало молодых женщин с детьми, и это радует. Однако совсем редко и мало среди прихожан мужчин.
Среди инициативной группы по сбору средств на строительство церкви много учителей - пенсионеров, вы между собой обговаривали это желание?
Нет, получилось всё само собой. Мы вошли в состав инициативной группы по сбору средств на строительство храма и с божьей помощью нам это удалось, благодаря огромной работе иерея отца Виталия, очень жаль, что его перевели служить в другой приход, именно отец Виталий начал строительство церкви и только благодаря ему она была открыта, хотя многое ещё нужно сделать. Нас учителей - пенсионеров пять человек: Биушкина Валентина Егоровна, Батяшева Софья Ивановна, Киндина Софья Григорьевна, Наумкина Людмила Ивановна и я. Когда-то мы все вместе учили ребятишек, потом почти одновременно ушли на пенсию, а теперь вот все вместе посещаем церковь, и очень радуемся когда приходят наши ученики уже со своими детьми. И я думаю, что если ребёнок с мамой пришёл в церковь, а не провёл это время за компьютерными играми совсем неплохо.
Заключение
С начала XX века изменилось символическое значение вербы. Это хорошо видно на примере поздравительных открыток. С пасхальных открыток она переместилась на открытки, посвященные уже другому празднику – 8 Марта.
Но став атрибутом праздника новой эпохи, верба всё равно осталась символом весны, символом пробуждения природы, а значит зарождения новой жизни. Верба продолжала вдохновлять поэтов, и в душах людей к ней сохранялось особое трогательное тёплое отношение, и чувство нежности. Видимо, она подспудно напоминала, что этот мир, несмотря на изменившиеся отношение людей, всё так же оставался чудом Божьего творенья, ибо не во власти человека его полностью изменить. «Красотой спасётся мир» и об этой красоте Божьего мира напоминала верба, согревая человеческие души.
Вновь обретая веру, мы обретаем с ней и забытые духовные традиции, с которыми к нам возвращается их истинный религиозный смысл. Так и с нежной пушистой вербой в руках мы обретаем её истинный символ - символ нашей веры, что Христос Воистину Воскрес!
Но, наверное, больше всего благодарные люди любят вербу за то, что она пробуждает в их душе весну и наполняет радостью, несмотря на снег и утренние морозы. Ведь если расцвела верба, то скоро недовольно кряхтящая старушка зима закинет за плечи свой скромный узелок и отправится в далекие края, а к нам придет юная и прекрасная Весна! И верба первой рассказывает нам об этом. Само слово «верба» занимает в духовной жизни народа достаточно важное место, о чем свидетельствует большое количество символических значений и фразеологизмов. Все символы позитивны, приятны для нас. Такие понятия, как Родина, мать, память, весеннее пробуждение природы, и даже печаль (не горе!) гармонируют с ментальными особенностями мордовского народа. Однако верба и в новом значении – как энергетический продукт, приносящий тепло в наши дома и души, остается национальным оберегом.
Вербочка в дом принесет
Мирское благословение,
Пусть Бог вас от бед сбережет
В это вербное Воскресение!
Литература
1. Вербная неделя // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
2. Русские / В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук — М.: Наука, 1999.
3.Русские имена: Народный календарь / Сост. А. А. Угрюмов — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во Вологод. отд-ние Вологда, 1993.
4.Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов — М.: Современник, 1991.
5.Толстой H. И. Вербное воскресенье // Славянские древности: Этнолингвинистический словарь в 5-ти томах / Под общей ред. Н. И. Толстого. — Т. 1 — М.: Международные отношения, 1995
6.Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост.: Л.И. Брудная, З.М. Гуревич, О.Л. Дмитриева. — СПб.: Респект
Приложение
Савельева Валентина Алексеевна
1939года рождения, уроженка села Ардатово,
Дубёнского района, образование средне-специальное,
пенсионерка, проживающая в селе Ардатово.
Козлова Анна Петровна
1930года рождения, уроженка села Ардатово,
Дубёнского района, образование неполное среднее,
пенсионерка, проживающая в селе Ардатово
Карпунькина Надежда Егоровна
1933 года рождения, уроженка села Ардатово,
Дубёнского района, образование неполное среднее,
пенсионерка, проживающая в селе Ардатово
Наумкина Анастасия Петровна
1950 года рождения, уроженка села Пуркаево,
Дубёнского района, образование высшее,
пенсионерка, проживающая в селе Ардатово.
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Рисуем ананас акварелью
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Как нарисовать небо акварелью
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды