Актуальность настоящей темы обусловлена решением проблемы сохранения здоровья детей и подростков при помощи регулярных занятий по плаванию. Объектом исследования является система воздействий занятий плаванием на здоровье человека. Предметом исследования является процесс сохранения здоровья у детей и подростков. Целью исследования является изучение положительного влияния занятий плаванием на состояние опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. В данной работе хочется показать на своем примере, что плавание – это редкий случай, когда занятия спортом одновременно приносят и удовольствие, и замечательный оздоровительный эффект.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа: ПЛАВАНИЕ. СТОИТ ЛИ ИМ ЗАНИМАТЬСЯ? | 644.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Оха
Секция: «Формирование безопасного здорового образа жизни»
Исследовательская работа
ПЛАВАНИЕ. СТОИТ ЛИ ИМ ЗАНИМАТЬСЯ?
Трапезников Андрей 8 класс
руководитель: Привалова В. В.
учитель ФК МБОУ СОШ № 5 г. Охи
Саяпина Е. Г.
учитель ОБЖ МБОУ СОШ № 5 г. Охи
Южно – Сахалинск, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
1.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЛАВАНИЯ ………………………………….......4
2.ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП)……………………….....5
3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЕМ ПЛАВАНИЕМ НА ЗДОРОВЬЕ…………….......6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....9
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...10
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40%- хронические заболевания. Актуальность настоящей темы обусловлена решением проблемы сохранения здоровья детей и подростков при помощи регулярных занятий по плаванию. Объектом исследования является система воздействий занятий плаванием на здоровье человека. Предметом исследования является процесс сохранения здоровья у детей и подростков.
Целью исследования является изучение положительного влияния занятий плаванием на состояние опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что регулярные и систематические занятия плаванием улучшают уровень физического состояния детей и подростков. Теоретическая значимость заключается в обобщении теоретического материала о роли плавания как физического занятия в укреплении здоровья человека и опорно-двигательного аппарата, изучении и систематизации методов антропометрических исследований. Практическая значимость заключается в оценке уровня физического состояния детей, занимающихся и не занимающихся плаванием, определении роли занятий по плаванию в улучшении работы опорно-двигательного аппарата, систематизации методов исследования и проведения оценочной и аналитической работы. База исследования – ДЮСОШ по плаванию г. Оха на Сахалине. Методы исследования – анализ, обобщение, антропометрия, математическая обработка данных.
В данной работе я хочу показать на своем примере, что плавание – это редкий случай, когда занятия спортом одновременно приносят и удовольствие, и замечательный оздоровительный эффект.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЛАВАНИЯ
Плавание известно человеку с древнейших времен. Спортивное плавание зародилось на рубеже 15-16 веков. Среди первых соревнований по плаванию были состязания пловцов в 1515г. в Венеции. В 1538г. вышло первое руководство по плаванию датчанина П. Винмана. Первые школы плавания появились во второй половине 18 начале 19 века в Германии, Австрии, Чехословакии, Франции.
В России еще задолго до начала развития плавания на Западе успешно проводилось организованное обучение плаванию, причем имелись достаточно многочисленные кадры профессионалов-преподавателей, среди которых были не только военнослужащие, но и специалисты, работавшие по вольному найму.
Популярной русской школой плавания, где была довольно широко поставлена спортивная работа, являлась Шуваловская школа, организованная в 1908г. по инициативе В. В. Пескова на Суздальском озере в пригороде Петербурга – Шувалове. В этой школе осуществлялось обучение спортивным способам плавания, и организовывались водные праздники и соревнования по плаванию, прыжкам в воду и водному поло, проводились испытания на магистра и кандидата плавания.
В 1928г. в Москве состоялась Всесоюзная спартакиада, которая способствовала дальнейшему распространению и развитию плавания в нашей стране. В период 1926-1929 гг. советские спортсмены проводят свои первые международные соревнования по плаванию. Плавание развивается во всех советских республиках. В сравнительно короткий срок в нашей стране был заложен прочный фундамент развития массового плавания.
2. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ОФП является действенным средством укрепления здоровья: большинство физических упражнений выполняются на суше в хороших гигиенических условиях. Кроме того, многочисленные упражнения позволяют улучшать физическое развитие пловцов, способствуют уменьшению и ликвидации физических недостатков (искривление позвоночника, слабая подвижность в суставах, недостаточное развитие мускулатуры и др.), закаливают организм детей, прививают необходимые гигиенические навыки.
Рис. 1 Физические показатели
Физические упражнения | Сентябрь 2014-2015 | Октябрь 2014-2015 | Сентябрь 2015-2016 |
Прыжок в длину с места (см) | 136 | 150 | 161 |
6-минутный бег (м) | 1000 | 1125 | 1200 |
Наклон туловища из положения сидя (см) | +6, 5 | +6, 5 | +12, 5 |
Челночный бег 3*10 м (с) | 9, 52 | 9, 27 | 9, 06 |
3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Мы заинтересовались, а действительно ли плавание оказывает благотворное влияние на здоровье пловцов так, что оно отличается от здоровья людей не занимающихся плаванием?!
Для начала мы решили сравнить показатели выносливости и объем легких у пловцов, занимающихся регулярно и с пропусками занятий.
Рис. 2 Показатели развития выносливости пловцов 4-го г. обучения
Пловец | Объем легких | Задержка дыхания (сек.) | ||||
Сен.2014г. | Май 2015 г. | На вдохе | На выдохе | |||
Сен. 2014 г. | Май 2015 г. | Сен. 2014 г. | Май 2015 г. | |||
Трапезников А. | 2400 | 2900 | 51 | 59 | 38 | 42 |
Пловец 1 | 1600 | 1600 | 49 | 55 | 32 | 37 |
Пловец 2 | 2000 | 2100 | 38 | 45 | 25 | 29 |
Пловец 3 | 3200 | 3200 | 69 | 67 | 44 | 51 |
Пловец 4 | 2100 | 2100 | 44 | 51 | 17 | 21 |
Данные таблицы говорят о том, что выносливость развивается и у тех и у других, однако объем легких увеличивается лишь при систематических нагрузках при регулярных тренировках.
Затем, мы решили выяснить, насколько укрепилось мое физическое здоровье?! Мы проанализировали количество заболеваемости моего брата (который занимался 8 лет) и свои собственные показатели, отраженные в амбулаторных картах. Анализ показал, что в то время, пока мы не занимались плаванием, мой брат болел 28 раз (за 6 лет) и лишь 2 раза, в то время, когда он начал тренировки (за 8 лет). Мои же показатели равны 16 заболеваниям за 8 лет без занятий плаванием, и 6 заболеваниям в период занятий (7 лет).
Рис. 3 Количество заболеваний ОРВИ и ОРЗ до и после начала занятий плаванием Трапезников С.
Рис. 4 Количество заболеваний ОРВИ и ОРЗ до и после начала занятий плаванием Трапезников А.
И последнее наше исследование подтверждает сказанное раннее об укреплении здоровья людьми, занимающимися плаванием. Анализ пропусков уроков по причине болезни моих одноклассников, не посещающих занятия в СОК и тех, кто занимается в бассейне регулярно, говорит о том, что первые (пропускающие занятия по тем или иным причинам) болеют в два, а то и в три раза чаще.
Рис. 5 Показатели пропусков уроков (по причине болезни)
обучающихся 8 б класса МБОУ СОШ № 5
Известно, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Ранее, с помощью анализа объективных показателей здоровья, мы показали, что плавание может обеспечить физическое здоровье. А влияет ли плавание на духовное здоровье человека?
Проведенный нами опрос позволяет сделать выводы о том, что, человек, регулярно занимающийся плаванием, более коммуникабелен, более работоспособен, более организован, чем те, кто не занят во внеурочной деятельности, связанной с таким видом спорта, как плавание.
Рис. 6 Субъективные показатели здоровья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Плавание - один из самых доступных видов спорта. Плавание – это идеальная тренировка. При полной безопасности для связок и суставов оно дает великолепную нагрузку на мышцы и сердечно - сосудистую систему. Кроме того, многие исследования показывают, что еще и отличный сжигатель жира и калорий. Также особенно сильное положительное воздействие плавание оказывает на дыхательную систему, мышечный аппарат (мышцы рук, бедер, ягодиц, живота, плечей). Этот вид спорта является одним из видов закаливания, оказывает положительное влияние на иммунную систему.
Огромный плюс плавания заключается также в том, что оно практически не имеет побочных эффектов и противопоказаний. Наоборот, этому виду спорта обучают даже грудных детей от самого рождения, его также рекомендуют беременным и пожилым людям.
Плавание способствует развитию гибкости тела, повышению выносливости, увеличению работоспособности, поднятию настроения и эффективной борьбе со стрессовыми ситуациями.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. "Энциклопедия для детей" Т. 20. СПОРТ / Глав. ред. Э68 В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2001.
2. Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию в школе. М., « Просвещение»,2004.
3. Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., « Физкультура и спорт»,2002.
4. Аксельрод С.Л. Спорт и здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 2004. – 132 с.
5. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 95 с.
6. Детская спортивная медицина/Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева. –М.: Медицина, 1991. – 560 с.
7. Хрипкова, А.Г. Гигиена и здоровье школьников / А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. – М.: Просвещение, 2008. – 110 с.
Цветущая сакура
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Чья проталина?
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Большое - маленькое