Реферат по педагогике, руководитель: Романова Любовь Геннадьевна
Вложение | Размер |
---|---|
referat_nikolenko_e.doc | 63 КБ |
Министерство образования и науки Камчатского края
КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж»
Реферат
по современным методическим системам
Методические особенности литературного образования в системе Л.В.Занкова
студентки группы Ш-22
школьного отделения
Николенко Евгения
Руководитель: Романова Л.Г.
Г. Петропавловск-Камчатский, 2017
Содержание
Введение
«Живое слово» - первая книга после букваря для классного, домашнего семейного чтения. Она является первой ступенью в системе чтения, представленной в трех книгах для 1,2,3 класса. «Живое слово» - это учебная книга для чтения, в которой представлена определенная система чтения. Она отличается от других книг своим дидактическим направлением, а также характером методического аппарата. Система чтения направлена на достижение общего развития детей младшего возраста, понимаемого как развития ума, воли и чувств растущего человека.
Учитывая задачи общего развития и жажду познания мира у детей младшего школьного возраста, их особую отзывчивость к произведениям искусства, в «Живом слове» представлена достаточно широкая картина мира на основе науки и литературы.
Задача заключалась в том, чтобы ввести детей в мир искусства как источник обогащения их ума и чувств, как средство развития у них интереса к чтению, а затем потребность в нем.
1 класс.
Курс литературного чтения представляет собой часть единой системы филологического воспитания младшего школьника, основаемой на дидактических принципах Л.В. Занкова.
Учебник «Литературное чтение» является комплектом единого комплекта обучения грамоте, в который входят: «Азбука», рабочие тетради, учебник по русскому языку. Основным приемом, которому прибегает автор учебника, воспитывая эмоционально-художественное и исследовательское восприятие ребенка, является прием сравнения. Система заданий учебника организовывает сравнение прозаических и поэтических текстов; сравнение текстов, относящихся к разным стилям речи и жанрам литературы; сравнение литературных приемов. Содержание учебника формирует начальные представления об особенностях литературного художественного текста, о специфики родов и жанров литературы, о различии художественного, научного и бытового текстов. Эстетическая идея курса состоит в том, чтобы сделать очевидным для младшего школьника несколько взаимосвязанных причин, которые составляют особый эстетический кодекс.
Эстетическая идея курса полностью совпадает с нравственной идеей учебника: это необходимость «осторожного», внимательного и бережного отношения к окружающему миру. В соответствии с принцами системы Л.В. Занкова автор учебника стремится воспитать ребенка не путем прямых нравоучений и назиданий, а пробуждая в нем участие, сочувствие, сопереживание людям; воспитывая в нем чувство прекрасного, которое помогает удерживаться от агрессивного поведения по отношению к окружающему миру.
Включение в учебник тех или иных произведений определяется:
-возрастом первоклассника - многие произведения детской классики (стихотворения С. Михалкова, С. Маршака), а также некорые малые жанры фольклора ( колыбельные. потешки и т.д.) адресованы ребенку 6-7 лет и через год были восприняты с меньшим интересом;
- необходимость считаться с тем отбором детской литературы, который уже прошел апробирование на протяжении десятилетий;
- необходимость раннего формирования системы ценностей в мире художественного слова - в учебник включаются как художественные тексты детской литературы, так и произведения «взрослых» авторов-классиков (это стихи А.Пушкина, М. Цветаевой);
- логикой развития самого литературного процесса: сначала как фольклорной, потом как параллельного существования с авторской литературой (сказки о животных, волшебные сказки)
- существование русского фольклора и русской литературы в контексте мирового фольклора и мировой литературы; (сказки братье Гримм, Ш. Перо).
- изменение социокультурной реальности (Г.Остер, Я.Кургузов).
- необходимость создания ситуаций участия ребенка в разрешении его сопереживании и эмоционального отклика (Л. Толстой, В.Драгунский).
Итоговая мысль курса литературного чтения первого года обучения состоит в том, что литературное произведение – это текст, содержащий тайну, загадку, секрет, чудо; каждый видит и чувствует по-своему, но восприятие каждого человека – большая целость.
Основные направления учителя по ученику 1 класс связаны с формированием у детей навыков чтения; первичное исследование навыков; представлений о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживанием мира; умение осознавать нравственные проблемы; накопления первого опыта устных и письменных сочинений, методический аппарат учебника представляет собой систему заданий и вопросов, которые нацелены на формирование мыслительной деятельности ребенка как способности к открытию, а не воспроизведению полученных знаний. Задания формируются так, чтобы ребенок не испытывал чувство страха за ошибку в высказывании, на программу в 1 классе отводится 32 часа, по 4 часа в неделю. Курс является пропедевтическим и готовит основания для понимания литературы не только как исскуства слова, но и как явления художественной литературы.
2 класс.
Во втором классе уже многие дети хорошо читают и потому их надо поднимать на новую ступень приобщения к искусству художественной литературы и на новую ступень знаний о мире при чтении научно – познавательных статей.
Вопрос о развитии техники чтения остается важным на этом этапе. Необходимо направить усилия, чтобы преодолеть у детей оставшиеся послоговое чтение. Во втором классе темы чтения к концу года должен быть до 90-100 слов в минуту. «Живое слово» - это не просто сборник интересных рассказов сказок. Здесь материал организован не по тематическому принципу, а по частям с соответствующим расположением в них материала по степени нарастающей трудности. Чтение произведений в каждой части художественного раздела и в разных частях книги взаимосвязано между собой. Отбор материала и методика работы с ним в разных разделах учебника направлены на общее развитие детей, на воспитание у них потребностей общения с подлинным искусством.
вот почему важно, используя особенности детского возраста, его сензетивность, особую восприимчивость к искусству, воспитать у детей потребность в общении с искусством. Необходимо подчеркнуть, что особое значение для правильного решения этой проблемы имеет требование – привести методы работы в соответствие со спецификой предмета. Что для этого нужно? Прежде всего, понимание самим учителем литературного произведения как создание искусства и особенностей восприятия его детьми. При этом у каждого художника художественное произведение как образное отражение мира имеет свое, индивидуальное, неповторимое видения мира, соединенное с особым, неповторимым талантом в его изображении. При восприятии и понимания художественного образа и всего произведения оживляются все слои памяти – логической и эмоциональной, развивается ассоциативное мышление, ум и чувства человека делают подвижными – приводятся в движении и взаимодействия. Читатель соучаствует жизни героя, ставит себя на его место. Проникая во внутрь мир героев, сопереживая им, он осмысливает и свои чувства, т.е. познает самого себя.
Очень важно учитывать, что понимание произведений искусства есть процесс. Не все в произведении открывается читателю сразу, и иногда не надо торопиться донести всю глубину художественного произведения детям при первом же чтении. учителю предлагается главным образом развивать аналитическое, логическое мышление при работе с текстом. Трудно предположить, исходя из указаний программы, что школьник будет воспринимать художественное произведение как создание искусства, которое будет волновать его чувства. Задача приобщения детей к искусству требует иных методов работы, преодоление учителем некоторых штампов в уроках чтения, сложившихся в работе по общепринятой методики. Словарная работа, вопросно-ответный аналитический метод, различного рода работа с текстом – выборочное чтение, работа с художественными средствами и другие методы существенно меняют свой характер и свой содержательный смысл при чтении «Живое слово». Эти все методы развивают у ребенка чувства. Именно пробуждение чувств важно при чтении литературы, что говорит о ее воздействии на личность ребенка, на его развитие.
3 класс.
Учебник по литературному чтению 3 класса укрупняет прежний взгляд на литературу и начинает формировать представления о литературе еще и как о явлении художественной культуры.
В первой части учебник знакомить младших школьников с понятием «миф» как общим для всего человечества способом жизни в дописьменный период. В связи с этим рассматривается малые жанры фольклора, а также другие жанры древнего происхождения: сказка, былина, басня. Во второй части учебника специальное внимание уделяется особенностям авторской литературы (в ее отличии от народной) и проблему художественной формы. Основная идея учебника состоит в том, чтобы провести младшего школьника через 12 зон, сфер, областей (12 глав), которой является не столько тематическими зонами, сколько сферами чувств. Это разные аспекты любви: к своему Отечеству, природе и искусству. Это чувство гордости и уважения, которое вызывают богатыри, учителя и герои. Это чувство удивления перед красотой мира и изобретательной смелостью художников, экспериментаторов, вера в чудеса и осознание хрупкости и беззащитности мира.
Структуры частей учебника симметричны. В каждой части 6 глав. Каждая часть начинается с проблемы «корней». Только в первой части эта проблема касается общих истоков мышления всего человечества, т.е. посвящена мифу и наз-ся « Корни есть не только у дерева». А во второй части проблема корней носит конкретно-исторический характер, и глава, открывающая эту часть, называется «Родная сторона». Вслед за определением истоков в каждой части учебника следует глава, обнаруживающая героические начала человека. В первой части она называется « В жизни всегда есть место подвигу», где на материале мифологического сюжета и древнерусских былин утверждает этические идеи силы, мужества и самопожертвование. Во второй части рассматривается аспект этой же проблемы. Глава называется « Мир нуждается в нашей защите, и в ней на материале классных прозаических и поэтических произведений разного времени утверждается идея ценностей мира не только как природного дома, но и как пространства человеческих чувств.
В разных аспектах школьнику показывается, что мир целостен и един. время, в котором живет наше сознание, нелинейно, в нем все представлено одновременно. Мир – это единство прошлого (мифа, истории, корней, памяти), настоящего (актуального общения, впечатлений и переживаний), и будущего (мечты, воображение, надежды и фантазии). В мире ценностей нет ничего, что осталось в прошлом. И природа, и люди, и искусства – вечны и прекрасны, и нуждаются в защите. Красота растворена повсюду: нужно только воспитать в себе художественный глаз, чтобы уметь это обнаруживать. Самая древнерусская структура сознания – миф, - бытует и сегодня. В жизни – в виде современной обрядовой практики и обычаи, суеверий. В литературе в виде устойчивых композиционных структур и сюжетных линий, традиционных поэтических приемов. Учебник отличает особое структурное построение. В его основе лежит подвижный модуль: младший школьник вынужден постоянно листать учебник с целью добрать необходимый справочный материал из четырех «консультантов», каждый из которых отвечает за какую-то область знаний: от древнейших представлений до приемов формотворчества.
Главы учебника объединяют материал на тематики, а концептуально-тематически. каждая глава имеет свое метафорическое название, свой минутитул с концеп-ым рисунком, выражающим ее содержание, эпиграф. По ходу изучения текстов внутри каждой главы школьники учатся «примерять» название главы и эпиграфа к ее содержанию; убеждаются в подвижности ее границ между главами.
Фрагмент урока по литературному чтению.
Класс: 3
Тема: «жизнь древнего жанра басни и басенных сюжетов во времени: от прозаических басен Эзопа - к поэтическим басням Ивана Крылова.
Цель: организовать сравнительный анализ басни Эзопа «Ворон и лисица» и басни И.Крылова «Ворона и лисица» по разным основаниям: сюжет, композиции построения, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали, черты сходства и различия басен.
Ход урока
Басня И.Крылова «Ворона и лисица» детям знакома. Учитывая это, учитель попросила детей подготовить к уроку выразительное чтение басен.
Учитель: Сегодня мы будем исследовать сюжет и композицию басни Крылова «Ворона и лисица». Но прежде хотелось бы услышать ее в хорошем исполнении.
в классе оживление. Все хотят прочитать басню выразительно. Слушаем чтение, некоторые проигрывают ее голосом, жестами.
Дети: Это басня Эзопа «Ворона и лисица».
- Она появилась много раньше.
- Крылов как бы переписал эту басню, но не прозой, а стихами.
Учитель: Басня Крылова мы с вами смогли прочитать по ролям. Можно ли басню Эзопа прочитать также?
Дети: В ней тоже могли быть роль автора и лисицы, но только изменить текст.
- Можно изменить лицо: О Вороне говорится «он» , а можно к нему как бы обратиться и говорить ему «ты».
Учитель: Хорошо. Измените, текст и прочитайте его по ролям басню Эзопа.
дети разбиваются на группы и читают басню по ролям.
- Продолжим исследование. В чем же сходство и различие басен?
Дети: сходство в том, что лиса добивается своего с помощью лести. А Ворон и Ворона не выдерживают, теряют бдительность, а в мете с тем и свой обед.
- Я заметил, что у Эзопа мораль басни в конце, а у Крылова басня начинается моралью. И мораль звучит из уст автора.
- У Эзопа басня написана прозой, а у Крылова стихами. Поэтому басня Крылова красивее ……. и т.д.
Учитель: благодарю всех за высказанное мнение.
Заключение.
Особенностью четырех лет курса, является то, что широкая картина мира литературы разворачивается перед школьниками:
В первом классе литература рассматривается, как искусство слова:
Во втором классе еще и как один вид искусства в контексте других его видов. таких как живопись и музыка:
В третье и четвертом классе литература раскрыта еще и как явление художественной культуры.
Основной обучающий прием, с помощью которого школьники учатся постигать специфику художественного слова – это сравнение. Со второго класса включены не только литературные, но и живописные произведения. В 3-4 классе отличается особое структурное построение, помогающее школьнику освоить методику.
Литература
1 Обучаем по системе Л.В Занкова: первый год обучения: Книга для учителя / И.И. Аргинская, Н.Я.Дмитриева, А.В.Поляковой, З.И. Романовская – М.: Просвещение, 1991.
2 Обучение по системе Л.В.Занкова: второй год обучения: Книга для учителя /И.И.Аргинская, Н.Я. Дмитриева, А.В.Полякова, З.И.Романовская, И.П.Товпинец – М.: Просвящение, 1993.
3 Обучение по системе Л.В.Занкова: третий год обучения: Книга для учителя / И.И.Аргинская, Н.Я.Дмитриева, И.П. Товпинец – М.: Просвящение,1994.
За чашкой чая
Самодельный телефон
Сказка об осеннем ветре
Кто чем богат, тот тем и делится!
Дымковский петушок