Народная мудрость часто бывает выражена в легендах, мифах и притчах, которые доходят до своих слушателей и читателей через многие поколения. Нет такой народности на земле, которая не хранила бы свои национальные культурные ценности. Тема противостояния добра и зла всегда волновала человечество. Автор исследовал отражение этой темы в легендах о Байкале.
Вложение | Размер |
---|---|
zaigraevskaya_sosh_dabaev.docx | 31.63 КБ |
МБОУ «Заиграевская средняя общеобразовательная школа»
Республика Бурятия, п.Заиграево
Тема:
Добро и зло в легендах о Байкале
Автор: Дабаев Артем Жаргалович
7 класс
Руководитель: Додиева О.Д.
Учитель русского, бурятского языков
МБОУ «Заиграевская СОШ»
2016г.
Содержание
Список литературы…………………………………………………………….7
Приложения…………………………………………………………………….8
Актуальность. Народная мудрость часто бывает выражена в легендах, мифах и притчах, которые доходят до своих слушателей и читателей через многие поколения. Тема противостояния добра и зла всегда волновала человечество. Нет такой народности на земле, которая не хранила бы свои национальные культурные ценности.
Особое место среди источников народной мудрости занимают легенды. Легенда (лат. Legenda - то, что должно быть прочитано) - это жанр фольклора, в основе которого лежит фантастический сюжет, который воспринимается рассказчиком и слушателем как достоверный. Легенды оказывают большое влияние на личность человека. Поэтому эта тема актуальна.
Цель: выяснить присутствие противоборства добра и зла в легендах о Байкале.
Задачи:
Объект исследования: легенды о Байкале
Предмет исследования: противоборство добра и зла
Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, интернет-ресурсов о легендах о Байкале, сравнение, наблюдение.
Гипотеза: В каждой легенде есть место борьбе добра со злом, и побеждает добро.
Я считаю, что добро и зло есть повсюду, и каждый день мы сталкиваемся с этими двумя проявлениями в повседневной жизни. Они отражены и устном народном творчестве бурятского народа, в том числе в легендах о Байкале.
Я исследовал легенды о Байкале и пришел к выводу, что в них добро всегда побеждает зло, моя гипотеза подтвердилась. Силы добра и зла существуют в легендах рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. Почему? Возможно, потому что в легендах воплощены мечты людей о вечной счастливой жизни.
Актуальность добра и зла в нашем обществе велика. Я провел опрос сверстников. Из 29 опрошенных на вопрос «Всегда ли в нашей жизни побеждает добро?» 12 человек ответили «да», 8 человек – «нет», 9 учащихся – «чаще всего». Добро и зло - понятия вечные, и пока живет на земле человек, они будут существовать. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине.
Практическая значимость исследования: Моя работа может использоваться учащимися и педагогами на уроках внеклассного чтения, литературных вечерах, для пробуждения интереса среди подростков к устному народному творчеству бурятского народа. Данная работа будет продолжена, планирую создать сайт «Виртуальное путешествие по Байкалу».
Берегите добро! Будет обидно, если оно исчезнет. А злу всегда есть место, ведь оно способно и малой частью омрачить крупное добро.
Список литературы
1. Траугот Г.А.В.. Байкала- озера сказки. – И., «.Восточно-сибирское книжное издательство», 1988
2.Супруненко Ю.П.Край солнца и легенд. – Вече, 2016
3. http://сезоны-года.рф/байкал.html
4. http://www.baikalov.ru/guide/legends/
5. http://gotonature.ru/active/wiki-active/768-legendy-i-mify-ozera-baykal.html
Приложение 1. Легенда «Призрачная конница»
Много столетий назад жил на Байкале грозный и жестокий правитель Хасан Чосон. Многие народы он себе силой покорил. И земли далеко за Байкалом Чосон хотел к своим владениям присоединить. Но далек был путь туда, и все не решался правитель со своим войском в поход отправиться.
В один год зима выдалась настолько суровой, что все озеро покрылось толстым слоем льда. Идти по нему стало не опасней, чем по твердой земле. Хасан Чосон решил воспользоваться такой удачей и напасть на эвенкийские племена, жившие далеко за Байкалом. Правитель собрал несметную армию и отправился в поход.
Чтобы сократить путь, Чосон решил пересечь Байкал поперек и направил конницу по льду озера. Но не тут-то было! Боги разгневались на жестокого царя. Когда армия Чосона дошла почти до середины Байкала, лед треснул, и тысячи воинов пошли ко дну.
С тех пор в тумане Байкала можно увидеть очертания скачущей конницы. Это воины Чосона пытаются сделать то, что им не удалось сделать при жизни – перейти озеро.
Приложение 2. Легенда о мысе Бурхан - скале Шаманке.
Давным-давно люди считали, что мыс Бурхан, известный также как скала Шаманка, состоит из золота и серебра. Многие пытались добраться до несметных богатств, но близко к скале подойти не могли. Днем и ночью хранила скалу эту старая шаманка. Она даже смотреть людям на скалу не давала, боялась, что золота и серебра в ней убавится. Насылала колдунья на людей гром и молнии, жить спокойно не давала. Захотели люди избавиться от злой шаманки и призвали на помощь самых сильных и ловких богатырей и мэргенов – искусных охотников. Подготовили богатыри стрел несметное количество, луки сделали из самого крепкого дерева и кинули жребий, кому первому идти против злой шаманки.
Первым пошел богатырь Хоридой. Прицелился он и выстрелил. Стрела попала прямо в шаманку. Но каково же было удивление Хоридоя. Когда шаманка встретила его со стрелой в руках! Отдала старуха стрелу богатырю и наказала никогда больше не возвращаться и стрелы напрасно не тратить. Выгода ради вызвался Хоридой сразиться с колдуньей, потому и не причинили стрелы его вреда хранительнице скалы.
Вторым с шаманкой схватился богатырь Булагат. Нацелился он в голову шаманке и выстрелил. Но и его стрела не ранила старуху. Ради славы вызвался помочь Булагат, потому и его стрелы оказались бессильны.
Третьим отправился самый меткий, ловкий охотник Эхирит. Его стрела пронзила грудь старухи. Испугалась старая колдунья и заплакала. Эхирит стал первым, кто коснулся тела шаманки, и за это она должна была богатыря покарать. Взяла шаманка стрелу Эхирита, сломала пополам и отбросила так далеко, что обломки стрелы свистели в воздухе с утра до самого вечера. Плоразился Эхирит силе шаманки и предложил стать его женой. Отказалась старуха и исчезла. Не может стать женой охотнику та, которую охотник убить хотел.
Через некоторое время шаманка снова стала взывать к темным силам, чтобы загремели громы и обрушились на землю страшные молнии. На этот раз вышел из леса простой охотник и увидел, что это ненастье происходит по воле шаманки. Достал охотник лук и выстрелил старухе прямо в сердце. Пошатнулась колдунья и упала на землю. И сразу стало спокойно на земле, появилось солнышко, птицы запели, трава зазеленела, рыбы заплескались в реках и озерах. Так исчезла злая шаманка, а все ее золото и серебро пошло на пользу.
Шаманку люди похоронили и поставили на верх ее могилы камень весом с большую скалу, а на скале той написали, что лежит здесь злая шаманка, что насылала на землю гром и молнии. И про охотника того не забыли написать, что избавил народ от жестокой старухи. А когда на Ольхон пришел буддизм, и вовсе люди эту скалу переименовали. Стала скала Шаманка мысом Бурхан, что в переводе означает «Бог», «Будда».
Приложение 3. Легенда о Долине каменных духов
В давние времена жили на Байкале два могущественных шамана: Белый и Черный. И затеяли они большую битву не на жизнь, а на смерть – битву за власть над всем миром. Но сколько ни бились два колдуна, никак один не мог победить другого, т.к. по силе они были равны. Тогда созвали шаманы под свои знамена всех, кого могли – от Великих воинов и Совершенных магов до обычных крестьян. Великая битва длилась 3 года, 3 недели и 3 дня. Даже закат побагровел от пролитой крови. Но опять не смогли шаманы одолеть друг друга. Рассердились Высшие Силы на глупость шаманов и решили положить этому конец. Шаманов превратили в 2 скалы, стоящие напротив друг друга, а воинов в каменные изваяния. Так появилось удивительное место на Байкале – загадочная Долина Духов в Тажеранских степях, плато, заполненное сотными тысяч каменных столбов.
Приложение 4. Легенда об «Ушканьих островах»
Уже никто не помнит. Как давно это было. Был тогда Байкал тихим и спокойным. Но однажды навалилась на Байкал страшная буря. Того и гляди озеро из берегов выйдет. Рассердился Байкал на бурю. Хвасталась буря. Что великое озеро расплескает и осушит как лужу.
Расправил свои могучие плечи Байкал и стал бороться с бурей. Скалу за скалой начал воздвигать вокруг себя, а за скалами – высокие горы. Испугалась буря, позвала на помощь ветры Баргузин и Култук. Силы у нее прибавилось. Но и Байкал на хитрость пошел: преградил он буре путь подальше от берега. Со дна озера стали подниматься скалы. И столько их поднялось, что стали они солнце заслонять. Ударится буря о скалы и на берег уже слабая приходит. С тех пор так и стали скалы Байкал охранять назло бурям, на радость берегам.
А скалы, что посреди Байкала возникли, стало заносить илом и песком. Так превратились они в острова. Один из них был больше других, и на нем рос лес.Зимы на этом острове не было, росли ягоды, цвел багульник. Узнали про остров ушканы – зайцы по-сибирски. Перебрались туда жить, расплодились и соседние острова заняли. Люди мешать им не стали, охотники на остров не заходили. Увидев на острове много байкальских нерп (а в России зайцами называли морских тюленей), люди стали называть острова Заячьими, а затем стали произносить по-сибирски – Ушканьи. Это одно из немногих мест, где можно увидеть уникальных байкальских тюленей . Высаживаться на острова запрещено, а вот полюбоваться, как нерпы нежатся на солнышке, может каждый желающий.
Приложение 5. Шаманская пещера
Когда-то там жил жестокий повелитель монголов Гэгэн-бурхан, держал всех островитян в страхе. В это же время жил на Ольхоне и мудрый отшельник Хан-гута-баабай. Пристанищем ему служила неприступная гора Ижимей (мыс Ижимей). Хан-гута-баабай власти Гэгэн-бурхана не признавал, во владения его никогда не спускался. Сколько раз хозяин Ольхона пытался подчинить себе мудреца-отшельника, все напрасно. Гора никого не пускала наверх. Но случилось так, что у одной островитянки Гэгэн-бурхан казнил мужа. Долго плакала женщина и возненавидела повелителя монголов. Стала думать, как избавить свою землю от жестокого владыки. Решила она рассказать Хан-гута-баабаю, как страдают жители острова. Так она и сделала. Отправилась в путь и скоро достигла вершины горы Ижимей. И вот что удивительно: ни одного препятствия не встретила молодая вдова на своем пути. Выслушав ее, Хан-гута-баабай обещал помочь
В одну из лунных ночей Хан-гута-баабай опустился на облаке на землю Ольхона. Припал к земле ухом и услышал стоны загубленных Гэгэн-бурханом невинных людей. Разозлился мудрец, попросил духов окрасить в красный цвет горсть земли Ольхона, когда ему это будет нужно. Сошлись два богатыря в честной борьбе, но силы были равны. Тогда они взяли по чашке, наполнили ее землей и договорились решить дело утром. Перед отходом ко сну каждый должен был поставить чашку у своих ног. У кого она утром окрасится в красный цвет, тому и уходить с острова. Так Гэгэн-бурхан со своими монголами перенеслись подземными тенями за Байкал. Многие бедные монголы остались. От них и произошли ольхонские буряты, которые сейчас населяют остров.
Как я избавился от обидчивости
Загадочная система из шести экзопланет
Рождественский венок
Именинный пирог
Голубая лягушка