Исследовательская работа о формировании государства и возникновении государственной символики; в символах Росии переплетаются традиции прошлого, веяния настоящего и надежды будущего; герольдисты сохранябт традиции прошлого в создании в символики российских городских и современных муниципальных гербов.
Вложение | Размер |
---|---|
orudiya_truda_v_gerbah.doc | 75.5 КБ |
Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кораблинская средняя школа им.Героя РФ И.В.Сарычева»
Кораблинского района Рязанской области
Тема исследования:
«Орудия труда и предметы быта в символике российских городских и современных муниципальных гербов.
Автор: Потапова Марина,
11 класс
Руководитель: Козлова Любовь Ивановна,
Учитель истории.
2017 год
Формирование государства и возникновение государственной символики
Мы живём в Российской Федерации. Наша страна большая и красивая, здесь много лесов, полей, широких рек, глубоких озёр. Мы любим свою страну и гордимся ею.
…Государство духом живо
и единением сильно,
Под общий стяг миролюбиво
Века сбирается оно.
Pacтут единство, сила, слава,
Мужает гордый дух страны!
Единый клич – стечется лава
На подвиг мира иль войны.
А. Чижевский
Государство не может возникнуть, появиться в одно мгновение. Проходит множество веков, страна развивается, постепенно формируется государство. Объединяются земли, расширяется территория, так когда-то собирались русские княжества вокруг Москвы. Складывается самобытная национальная культура, которая тоже объединяет народ. Вот об этом и написал свое стихотворение выдающийся русский ученый, поэт и художник Александр Леонидович Чижевский. Частью культуры страны, выражением духа народа являются государственные символы: герб, флаг и гимн. Каждый из них имеет свою историю.
Идёт время, сменяются исторические эпохи. Меняются и государственные символы. В символах обновленной России переплелись традиции прошлого, веяния настоящего и надежды будущего.
Главный символ любого государства – это герб. В нем в образной форме выражена государственность страны и её государствообразующей нации. Еще в первобытные времена, когда люди жили родами и племенами, у них было стремление как-то выделить себя среди других родов, показать своё отличие, идентифицировать себя. Для этого служил тотем. Это, как правило, изображение какого-то животного или птицы - медведя, льва, орла. По верованиям первобытных людей тотем считался покровителем и защитником племени. Это верование называют тотеизмом – культом тотемов. Прошли тысячи лет, а на гербах многих городов сохранились изображения животных. Например, на гербе Ярославля с древности изображают медведя.
С развитием общественной жизни и появлением государств возникли и более сложные символы.
Наука, которая изучает гербы и объясняет, что они обозначают и какова их история, называется геральдикой.
Герб – это символический опознавательно-правовой знак. Основная функция герба заключается в том, что он служит постоянным отличительным определителем-знаком человеку, роду, региону, городу, государству, обществу или учреждению.
Городской герб – это такое же символическое изображение, опознавательно-правовой знак, оставленный по определенным правилам и зафиксированный верховной властью, как и герб государственный, но если герб государственный отображал мощь государства, его международный имидж, то герб городской решал задачи гораздо скромнее. Герб городской чаще всего отображал особенность края, заботы, которыми живет население.
Применялся герб, прежде всего, в печатях и при документах, раскрашенный согласно правилам геральдики, он украшал жалованную грамоту. Если город чеканил свою монету, изображался на монете. Герб вывешивался на стенах Ратуши, на городских зданиях.
О российских городских гербах до недавнего времени писалось мало. Авторы, как правило, исследовали герб одного отдельно взятого города, а весь процесс возникновения и эволюции института городского герба, отражающий специфику общественного устройства Российского государства, выпадал из поля зрения и автора, и читателя.
О времени появления городских гербов в России постоянно идет полемика. Например, известнейший геральдист В. К. Лукомский утверждал, что о городском гербе, да и государственном, в нашей стране стали говорить лишь в XVII в. Историк А. А. Ураносов утверждает, что гербы в России появились уже в XII в. Разумеется, не в том завершенном виде, в каком они дошли до нас. Но первые наметки на эмблемы, напоминающие гербы, существовали уже в домонгольский период.
А почему, собственно, идёт сор по этому вопросу? Какая разница, когда появились первые признаки герба: в XII в. или в XVII? Нам-то что от этого?
Оказывается, появление герба – весьма показательно для города. Получая герб, город становился самостоятельной, самоуправляющей административной единицей, начинал пользоваться привилегиями, предоставляющимися верховной властью. А значит, набирал силу. Представители его пользовались особым уважением.
И если уж говорить о времени возникновения первого городского герба, то надо учитывать, что он не мог возникнуть по мановению палочки или руки императора или императрицы. Герб рождался долго.
Обратимся к фактам. Впервые термин «городской герб» официально появляется в царском указе 1692 г. Указ предписывал в местном органе администрации города Ярославля (Приказной избе) «быть печати изображением герб ярославской». На печати, кроме царского титула, помещалась надпись: «Печать града Ярославля». Рисунок герба города, выгравированный на печати, повторял эмблему Ярославского княжества из Титулярника 1672 года: стоящий на задних лапах медведь держит правой лапой положенную на плечо алебарду.
Гербу соответствовала и легенда об основании Ярославля, на месте которого когда-то князь Ярослав Владимирович Мудрый убил медведя. Эта легенда отражена и в «Сказании о построении града Ярославля». Ученые, исследовавшие язык «Сказания», пришли к выводу, что оно возникло не ранее XVII века. Тогда же появилась и ярославская эмблема, которая заняла свое место среди рисунков Титулярника, а потом перешла в городской герб.
При Петре I создание городских гербов стало делом государственной важности, связанным с мероприятиями в области городского устройства.
Естественно, остро стал вопрос о специалистах герботворчества, т.к. своих «россейских» герольдов практически не было. Именно в 18 в. геральдической работе на Руси придали большое значение, Подтверждением этого служит факт создания Герольдмейстерской конторы, подчинявшейся лично самому Императору. В функции Государственного герольдмейстера и его коллег входило, прежде всего, создание территориальных гербов, гербов для губерний и городов Российской Империи. Надо отметить, что работая над гербами, герольдмейстеры делали акцент на отражение индивидуальной специфики города - быта, ремесла, важнейших событий в его истории. Художники-геральдисты изображали на гербах различные символы: сельскохозяйственные орудия для населенных пунктов славных сельским хозяйством; сети и рыболовные снасти для рыбацких «центров» и т. д.
Если в 1720-е гг. мало кто знал о городском гербе, то через 50—60 лет практически ни одно описание русского города не обходилось без сведений о гербе. Причем многие города сообщали, что известен герб "от древних времен", другие, которым гербы давались по указу Екатерины II, также утверждали, что у них имелись и "старые" гербы. Отдельные города изобретали легенды о пожаловании им гербов издревле, задолго до указов Екатерины II.
Начиная с 1740-х гг. пункт о городском гербе включается в самые разные анкеты, имеющие целью сбор сведений о городах Российской империи.
Все эти изменения привели к тому, что увеличилось число городов, нуждавшихся в гербах. Уже к 1770 г. были изготовлены гербы городов, переведенных из ряда слобод. А в 1777 г. Калужской губернии было вручено 12 гербов!
Разработка гербов шла непрестанно. И вот уже в 1914 г. принимается решение, согласно которому в городском гербе обязательно должен присутствовать герб губернский.
Изучая гербы городов, можно без труда представить себе, чем жил (живет) город. Его культуру, направленность развития (промышленная, сельскохозяйственная, рыболовецкая и т. д.). При этом необходимо учитывать время, когда был пожалован герб, эпоху, строй. Только в этом случае герб раскроет свои тайны.
«Для каждого человека родной город – это малая Родина. Герб города определяет его лицо, способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств. Геральдика, несмотря на свою «полузабытость», является для нас памятником прошлого нашей страны. Поэтому возрождение ее традиций – дело весьма важное», – так было написано в одной из газет еще в советские времена.
В вышедшей в Санкт-Петербурге в 1900 году (и переизданной в 1990 году московским издательством "Планета") книге барона П.П. фон Винклера "Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи" есть раздел, посвященный "фабрично-заводской деятельности". К ним автор статьи в журнале "Мир инструмента" относит те гербы, на которых изображены орудия труда и инструменты.
А в качестве наиболее ярких примеров приводит гербы двух городов с одним и тем же названием - Кузнецк: один относился к Томской губернии (ныне - г. Новокузнецк Кемеровской области), а другой - к Саратовской.
На гербе первого - "в верхней половине - герб Томский, в нижней в золотом поле - кузница с принадлежащими к ней орудиями". Символика герба прямо указывает на название города.
По той же причине в гербе второго Кузнецка вверху - Саратовский герб: три стерляди, а внизу - молот, наковальня и клещи.
Присутствуют инструменты и на гербах других городов России. Герб Александрова Владимирской губернии украшен слесарными инструментами "в знак того, что в сем городе производятся весьма изрядные слесарные работы". Герб Алапаевска Пермской губернии (ныне - Свердловская область) - молотом, "которым выделывается железо, означающим, что в сем городе находится железоделательный завод". На гербе Тулы уже два молота - рядом со шпажными клинками и ружейным стволом: они символизируют главную "профессию" города. А на гербе Петрозаводска целых три молота, свидетельствующие об изобилии в нем "руд и многих заводов".
Немало гербов содержит изображения сельскохозяйственных орудий. Примером тому могут служить гербы городов Ефремова Тульской губернии, Камышлова Пермской губернии (ныне - Свердловская область) и Мамадыша Казанской губернии (ныне - Республика Татарстан). На первом из них - три плужных сошника, "показующие упражнение народа сей страны в земледелии", на двух других - сноп пшеницы и серп.
Есть и такие гербы, на которых изображены корабельное оборудование и разного рода рыболовные снасти, то есть в каком-то смысле тоже инструменты. Все это означает, что и в древности гербы символизировали деятельность человека - не только ратную, но и производственную.
Проанализировав губернские и городские гербы, Высочайше утвержденные в 18-19 вв., мы часто можем встретить на них изображения разнообразных инструментов.
Давайте более подробно остановимся на этой интересной, и по своему уникальной теме. Какие же орудия труда чаще всего можно увидеть на гербах?
Молот (молоток) - одна из старейших эмблем ремесла (по историческим данным первое изображение молота встречается как эмблема на надгробии римского кузнеца, погребённого в 441 г. н.э.). Молот является символом не только кузнечного дела, но и атрибутом архитекторов, каменотёсов, ваятелей, каменщиков, рудокопов, шахтёров, сапожников, строителей. Изображение молота часто встречается в территориальных и городских гербах России (например - в гербе Тулы, города российских оружейников).
Довольно редкий инструментальный символ - лом - встречается в гербах Пензенской губернии - Нижне и Верхне Ломова, но только благодаря названию городов. Собственно такие гербы можно полноправно отнести к группе «говорящих».
Интересно рассмотреть и геральдические изображения лопаты - прежде всего как символа сельского хозяйства. Лопата, как геральдический атрибут, активно стала использоваться в 19 в. в гербах городов промышленных стран Европы. В России изображение лопаты можно встретить на историческом и современном гербах г. Красноярска, указывая на то, что город «пожинает плоды «золотоискательства». В других городских гербах лопата указывала на то, что население этих города промышляет земляными работами, а также то, что населённый пункт стоит рядом с искусственным земляным сооружением (канал, карьер, земляная насыпь, плотина). В нашей стране символ лопаты появился ещё в 1989 г. на некоторых изданиях Института археологии АН СССР.
Изображения таких инструментов, как топор и пила, имели символическое значение как отражение лесодобывающей и деревообрабатывающей промышленности, хотя необходимо отметить, что топор - одна из древнейших эмблем, применявшаяся в средневековой геральдике в значении оружия. Топор не забывают и современные геральдисты. В гербе сибирского города Игарка присутствует изображение трёх серебряных лезвий пил, что является закономерным. Ведь Игарка - крупный центр для выхода сибирского леса на внешний рынок, город с огромным лесоперевалочным комбинатом и крупными лесопромышленными предприятиями.
В 20 в. появляется много новых инструментальных символов. Среди них - гаечный (разводной) ключ. Эта эмблема обозначает, технику, технические профессии, отдельные спецведомства. В гербе посёлка городского типа Росляково (Мурманская обл.) гаечный ключ перекрещён с якорем, указывая на то, что в посёлке расположен крупный судоремонтный завод, и большинство местных жителей связаны с этим предприятием.
Несколько районов Рязанской области на своих гербах имеют изображения орудий труда. Это гербы Захаровского района (серп), Кадомского района (молотила), Скопинского района (молот), Милославского района (кирка и лопата), Ухоловского района (колесо от барабана молотилки). Орудия труда на гербах этих районов говорят об исторически главных занятиях населения Рязанского края.
Облик каждого города – многогранен. Его история, ратные подвиги земляков, творчество местных умельцев, заслуги ученых, мастеров культуры, спортсменов – все это граждане хотели бы воплотить в своем гербе, обязательно отразив неповторимое своеобразие каждого города. Но, увы, герб не может вместить все богатство, многоцветие и особенности истории и современной жизни. Требуется найти такой символ, который бы обобщенно, с предельной лаконичностью и неизбежной долей условности выразил главное, что отличает именно этот город. Это одна из задач науки – геральдики, которую они успешно решают.
Наряду с орудиями труда на гербах российских городов и муниципальных образований можно встретить и предметы быта. Однако их не так много. Так в геральдической терминологии упоминаются следующие предметы: веретено, бочка, верёвка, гвоздь, кадка, ключ, лестница, посох, кувшин, подкова.
На гербе Воронежа есть изображение кувшина. Перевернутый кувшин (сосуд) означает благородный поступок или жертву. Тут можно вспомнить, что Воронеж жертвенно встал на защиту южных рубежей молодого Российского государства. Неоднократно он разрушался врагами и горел от пожаров, но как птица-Феникс восставал из пепла.
В современном гербе г. Сасово Рязанской области в центре щита помещено изображение связки золотого каната в форме знака бесконечности, перехваченной посредине золотой веревкой, в напоминание того, с чего пошла слава, и началось промышленное развитие города. В гербе Сасовского района в сердце щита помещен перевязанный такою же золотой веревкой золотой хлебный сноп с раздвоенной верхушкой, поставленный в столб (вертикально). В старину село Сасово славилось своим веревочным и канатопрядильным производством. За изделиями сасовских мастеров на ежегодные ярмарки съезжались купцы со всей центральной России. Шли сасовские канаты и веревки и за пределы страны. Ими оснащались парусные суда. В конце XVIII в. это дало Екатерине II основание оснастить золотыми "сасовскими" веревками серебряный парус в гербе уездного города Елатьмы, который таким образом присвоил себе часть славы сасовских умельцев.
Подкова – чрезвычайно частая в геральдике фигура, представленная среди муниципальных символов Свердловской области лишь единожды. Главная фигура в гербе Обуховского сельского поселения — кубок, который «сопровождён по сторонам серебряными подковами, каждая двумя шипами вверх», которые служат знаком значительного в прошлом развития в селе кузнечного и ямского промыслов. Обычно представлена в щите с шипами, обращенными ко главе щита, в противном случае описывается как опрокинутая или обращённая в какую-либо сторону.
Подкова присутствует на гербах Старожиловского и Рыбновского районов Рязанской области. На гербе Старожиловского района во главе щита помещена серебряная подкова, обращенная двумя шипами вверх, что напоминает об имеющемся в районе старинном конном заводе, а также является символом счастья. А на гербе Рыбновского района подкова напоминает о находящемся в районе Всероссийском НИИ коневодства.
Лестница – неспецифическая гербовая фигура, представленная в муниципальной символике Свердловской области лишь однажды как значимый элемент сложной гербовой фигуры. В гербе города Алапаевск изображен «особого вида механический молот» с лестницей. При Высочайшем утверждении герба в 1783 г. указывалось, что лестница символизирует собой добычу железной руды.
Ключ – распространённая неспецифическая гербовая фигура, обладающая широким спектром символических значений. Среди муниципалитетов Свердловской области изображение ключа восприняли в свой герб Качканарский — «стропило <…> продетое в кольцо золотого ключа, положенного в столб, бородкой вправо», Североуральский — положенный «в столб золотой ключ с двумя бородками» и Талицкий городские округа — «сноп, основание которого продето в ушко положенного в столб серебряного ключа, обращённого двойной бородкой вниз».
В случае с талицким гербом ключ служит гласной эмблемой к первоначальному названию поселения — Талые Ключи, а в прочих случаях трактуется как «ключ от земных недр».
«Золотой, обращённый вниз, двухбородковый ключ» в гербе Дружининского городского поселения символизирует ключевое положение и значение поселения, стоящего на соединении четырёх железнодорожных магистралей.
На гербе нашего района также есть ключ. Герб Кораблинского района представляет собой зелёные геральдический щит, в котором помещен серебряный, о двух бородках, ключ, обращенный вверх золотым ушком, символизирующий ключ от подземных кладовых полезных ископаемых, а также источники серебряных вод, которыми богат район. Ключ положен поверх золотых колосьев накрест, символизирующих плодородие и развитое в районе земледелие, а их сочетание напоминает о прошлом ключевом значении Кораблино в хлеботорговле, как места ссыпки и хранения зерна из соседних уездов. Под ключом и колосьями в оконечности щита - червленый (красный) пояс, обремененный тремя сквозными, положенными вдоль пояса золотыми ромбами (веретенами), символизирующими развитую в г. Кораблино ткацкую промышленность. Пояс окаймлен двумя серебряными полосами, символизирующими железную дорогу и ее большую роль в истории Кораблино и Кораблинского района.
Содержание старых русских гербов с орудиями труда и предметами быта сейчас не потеряло большого познавательного значения. Оно призывает бережно относиться к истории Отечества, к его природным богатствам.
Современные геральдисты, работая над созданием гербов, стараются не нарушать хорошую традицию по использованию инструментальной символики, помня слова Петра Великого, адресованные потомкам: «Сохранить и приумножить!». Ведь настоящее и будущее не может быть без прошлого. Наша современность основывается на традициях прошлого. Как это происходит, я попыталась рассказать в своей исследовательской работе.
Традиции предков переходят к нам, а от нас к будущим поколениям. Мы связующая нить между прошлым и будущим. Мы наследники и хранители нашего народа. Об этом мы должны всегда помнить.
Как Снегурочке раскатать тесто?
Агния Барто. Сережа учит уроки
Кто чем богат, тот тем и делится!
Что такое музыка?
Цветущая сакура