Исследовательская работа учащегося, в которой была предпринята попытка определить тип характера учащихся 2 класса с помощью геометрических фигур.
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_psihogeometrii.docx | 104.89 КБ |
Окружная научно-практическая конференция младших школьников
«Я познаю мир» - 2017
СЕКЦИЯ "Психология"
ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ
или тайны психогеометрии
Автор: Шакиров Руслан, учащийся 2 «В» класса
ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть - Кинельский
Научный руководитель: Минина В.В.
учитель внеурочной деятельности
ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть - Кинельский
Усть - Кинельский,
2017 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………… | 3 стр. |
| 6 стр. |
| 6 стр. |
|
|
1.3.Описание психогеометрических типов людей………… | 9 стр. |
| 15 стр. |
| 15 стр. |
| 18 стр. |
| 19 стр. |
Заключение ………………………………………………………. | 24 стр. |
Список использованных источников литературы…………….. | 25 стр. |
Приложения |
Введение
«Познай самого себя» - эти слова принадлежат величайшему мыслителю древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался о том, какой он, какой у него характер, каковы его увлечения и жизненные цели, как он относится к себе и как к нему относятся окружающие, в чем его сходство с другими людьми и в чем отличительные особенности.
Актуальность исследования заключается в том, что каждому человеку нужно изучать самого себя. Ведь если мы будем знать свои сильные и слабые стороны, то сможем развить наши способности для того, чтобы достичь какой-либо цели, например, успехов в учебе, спорте, музыке. А зная свои недостатки, мы, упорно работая над собой, можем исправить их. Случается, что застенчивый, робкий человек после работы над собой становится общительным и уверенным в себе. Или, например, болезненный мальчик, занимаясь закаливанием и физическими упражнениями, приобретает развитые мускулы и отменное здоровье.
Добившись поставленной цели, человек становится сильным духом, чувствует себя успешным и счастливым. И готов к дальнейшей работе над собой.
Изучать самого себя можно бесконечно, а начинать надо с малого: с вопросов к себе какой я?
Для того, чтобы определить характер человека, существует большое количество различных методик и систем. Это и гороскопы, и нумерология, и различные тесты. На занятиях внеурочной деятельности «Тропинки своего Я» мы с одноклассниками пытались определить свой тип характера с помощью геометрических фигур. Подобную связь изучает наука психогеометрия.
И я задумался над такой проблемой, почему некоторых моих друзей привлекают одни геометрические фигуры, а остальные - предпочитают другие.
Перед началом исследования была выдвинута гипотеза: выбор геометрических фигур зависит от качеств и черт характера человека.
Объект исследования: учащиеся 2 «В» класса
Предмет исследования: связь геометрических фигуры и черт характера человека.
Целью моей работы стало определение черт характера у моих одноклассников при помощи геометрических фигур.
Задачи работы:
В ходе разработки проекта я использовал следующие методы:
Эта работа поможет мне больше узнать о своем характере и характере моих одноклассников. Она откроет наши отличительные особенности, сильные и слабые стороны. Поможет понять, почему ребята в моем классе ведут себя определенным образом и подскажет мне, как общаться с ними, избегая конфликтов. И, конечно же, результаты исследования помогут мне в дальнейшем работать над собой.
При создании работы я использовал информацию из Интернета, научно-познавательной литературы. Большую помощь мне оказали моя мама, учитель математики, которая лучше познакомила меня с миром геометрических фигур, и школьный психолог, который показал мне связь этих фигур и характера человека.
С греческого слово «характер» переводится как «чеканка», «примета». Иными словами - это то, что отчеканено в личности человека и является его основной приметой.
Очень часто можно услышать такие высказывания: «человек с характером», «тяжелый характер», «неуживчивый характер» или даже «бесхарактерный». Это говорит о том, что характер есть у каждого человека.
Но людей с одинаковыми характерами не бывает. Бывает, что у людей одинаковые черты, но проявляют они их по-разному – в большей или меньшей степени, в сочетании с другими чертами они так же проявляются они по-разному.
Характер управляет поведением человека. Люди с разным характером по разному относятся к друг к другу, к себе, окружающему миру. У них разное поведение в одинаковых ситуациях.
В чем же проявляется характер человека? В его поступках, в поведении. На словах человек может говорить одно, а делать другое. Поступки показывают, кто есть человек на самом деле. Жестокий человек засмеется, если кто-то упадет или попадет в другую неловкую ситуацию, добрый бросится помочь. Те, в ком присутствует дух соревнования, всегда будут стремиться к ощущению победы. Те, в ком не хватает воли, готовы бросить начатое дело, не думая о результатах.
Характер, словно цветочный букет, состоит из множества черт характера. Психологи подсчитали, что составляя словесный портрет человека, можно назвать, не повторяя, более тысячи качеств.
Черты характера помогают или достигать поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, или препятствуют этому: отсутствие силы воли, упорства, собранности обрекают любое действие на полный провал.
Человека с сильным характером называют волевым. Волевой человек умеет совершать над собой усилие в нужный момент. Используя ум и волю, он может не совершать то, что навредит ему или окружающим. Волевой человек умеет держать себя в руках, умет достигать поставленных целей.
Слабохарактерными людьми могут управлять другие. Они могут, не сумев противостоять дурной компании, попасть под ее влияние, совершить проступок - поступок, наносящий вред окружающим.
От чего же зависит характер? Частично от того, какие качества передаются ребенку по наследству от его родителей. Если предки (семь предыдущих поколений) были хорошими людьми, то у ребенка больше вероятность вырасти порядочным человеком. Если же в роду были люди с отрицательными чертами, эта вероятность добропорядочности соответственно снижается.
Существенным фактором, сильно влияющим на характер, является воспитание. Даже самый непослушный ребенок может измениться в лучшую сторону, благодаря умелому воспитанию. Самое главное, чтобы воспитание строилось не просто на словах, а на реальных примерах. И главным примером для ребенка должен быть сам воспитатель.
Третьим «китом», на котором строится характер человека – окружение, начиная с домашних и заканчивая одноклассниками, соседями и друзьями. Не случайно существует пословица: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты» Даже если человек не хочет быть похожим на своих друзей, при регулярном общении с ними он все равно невольно перенимает их привычки, повадки, настроения и, соответственно, черты характера.
Четвертым основанием можно справедливо счесть тот жизненный опыт, который человек получает в процессе своего развития. Как складывалась жизнь человека? Какие перемены происходили в процессе становления человека? Какие стрессы ему приходилось преодолевать? Все события прошлого сильно сказываются на отношении к настоящему и будущему.
При этом та база характера, которая была заложена еще в детстве, редко изменяется в своих основных чертах. И чем она крепче, чем большую часть сути человека составляет, тем меньше он подвержен посторонним влиянием любой направленности. В то же время человек в любой момент способен изменить свой характер, стать лучше и подняться на ступеньку выше себя прежнего.
Наш характер определяется многими признаками. Не осталась в стороне и геометрия.
В 1989 году доктор психологии Сьюзен Делингер разработала науку, которая объединила геометрию с психологией. Она так и называется - психогеометрия. И она позволяет отнести человека к одному из типов личности.
Психогеометрия - это уникальная практическая система анализа личности. Она позволяет:
В Америке эту методику используют уже более 500 компаний, при психологическом анализе личности во время приема на работу. Точность системы — 85%, а погрешность может возникать за счет несерьезного или негативного отношения к тесту, или простой озабоченностью другими делами.
Чтобы определиться в мире психогеометрии, которая как оказалось, влияет на все наши поступки, С. Деллингер выявила пять психологических типов, каждому из которых соответствует своя геометрическая фигура: квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Каждая фигура имеет свои психологические особенности и по-разному взаимодействует с остальными.
Прежде, чем перейти к характеристике конкретных фигур, отметим, что результат работает «здесь и сейчас», а не на всю прожитую и оставшуюся жизнь.
Согласно психогеометрии можно выделить пять психологических типов, которым соответствует своя геометрическая фигура.
КВАДРАТ
Квадрат – неутомимый труженик! Его главные качества - трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы.
Сильная сторона Квадрата - мыслительный анализ. Он последовательно перерабатывает информацию, стремится разложить ее по полочкам, систематизировать и упорядочить. Соответственно, любит, когда информация подается последовательно, логично и разбитой на отдельные блоки. Всему ищет подтверждения фактами, цифрами, ссылками.
Квадраты способны выдать необходимую информацию моментально. Поэтому заслуженно слывут эрудитами и часто выступают в роли экспертов.
Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям. Любят четкий порядок, стремятся соблюдать все правила и нормы. Поэтому Квадраты очень аккуратны, свои вещи содержат в чистоте и порядке. Они легко придерживаются расписания, не опаздывают, ничего не забывают. Это очень практичные и рациональные люди.
Такой человек все свои дела стремится сделать максимально хорошо и эффективно. А поскольку умеет управлять собой и организовывать других, то часто занимает руководящие должности.
При этом желание соблюдать все правила и приличия не позволяет Квадратам проявлять свои эмоции, ярко выражать себя. Со стороны они кажутся эмоционально сухими и холодными. Это мешает Квадратам быстро устанавливать контакты с разными людьми.
Так же слабой стороной человека-Квадрата является отсутствие спонтанности и креативности. Он всегда будет придерживаться известной народной мудрости: «Семь раз отмерь, один – отрежь».
ТРЕУГОЛЬНИК
Треугольник символизирует лидерство. Треугольники - энергичные; неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!
Они, как и их родственники - Квадраты, тоже мыслители, способные глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в отличие от Квадратов, внимательных к деталям, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Это позволяет им находит эффективные способы решения различных трудностей.
Треугольник - это человек, который хочет быть правым во всем! Он уверен, что все знает лучше других и поэтому хочет управлять положением дел, решать за других. Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по-своему. Из-за этого он постоянно соперничает с другими, пытается показать свое лидерство. Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки,
В любой ситуации Треугольник нацелен на победу, выигрыш, успех. Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения.
Треугольники - честолюбивы. Они всегда стараются выделиться, привлечь к себе внимание, занять главное место. Из Треугольников получаются великолепные руководители, управляющие.
Главное отрицательное качество треугольной формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, но без них жизнь потеряла бы свою остроту.
ПРЯМОУГОЛЬНИК
Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Прямоугольник часто выбирают люди, которые находятся на этапе перехода из одного состояния в другое.
Характерной чертой, присущей человеку этого типа, является желание что-то изменить в своей жизни. Но часто Прямоугольник сам не понимает, чего он хочет, к чему ему стремиться. Это приводит его в состояние замешательства. Он как будто не знает, то ли ему ехать, то ли остановиться, а то и одновременно давит на тормоз и на газ.
Такая путаница в голове сильно отражается на действиях человека. Его поступки непоследовательны и непредсказуемы. Они могут менять свои слова и действия молниеносно. Крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они могут бессознательно уклоняться от контактов с "человеком без стержня".
Человек-Прямоугольник имеет низкую самооценку и крайне неуверен в себе, к тому же нервозен и импульсивен. При этом он любознателен, проявляет живой интерес ко всему происходящему. Прямоугольники пытаются делать то, что никогда раньше не делали; задают вопросы, на что прежде у них не хватало духу. Они хорошие первооткрыватели.
Правда, оборотной стороной этого является доверчивость, безрассудность и склонность ввязываться в авантюры, не до конца понимая их суть, а тем более, не умея спрогнозировать и подготовиться к их исходу. Наивность и доверчивость Прямоугольника часто делает его жертвой чужих манипуляций.
Не надо бояться Прямоугольника. "Прямоугольность" - всего лишь стадия. Она пройдет!
КРУГ
Круг - мифологический символ гармонии. Основная ценность для этого типа — люди и общение с ними. Это крайне контактный и доброжелательный тип, стремящийся всегда занимать позицию миротворца в любом конфликте. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом.
Круг обладает хорош развитым эмоциональным восприятием и высокой отзывчивостью. Поэтому он переживает чужую боль, как свою собственную, ему всегда можно «поплакаться в жилетку». Но и порадоваться вместе с человеком может как никто другой. Естественно, что люди тянутся к Кругам.
Из-за своей чувствительности человек-Круг легко «считывает» с человека не только его эмоциональное состояние, но и малейшие движения души и изменения хода мыслей. Поэтому они являются ходячими детекторами лжи, тонко чувствуя, когда их пытаются обмануть.
Круг любит задушевную атмосферу для теплой, доверительной беседы. Официальность и необходимость соблюдать какие-то формальности его угнетают. Он следует за эмоциями и внезапными прозрениями.
Такая ориентация на человека имеет и свою оборотную сторону. Круг всегда пытается сохранить мир и ради этого иногда избегает занимать “твердую” позицию. Когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит именно первым.
Круги не отличаются решительностью, не любит принимать на себя ответственность и совершать какие-либо решительные действия, предпочитая уступать это почетное право другим.
Единственная сфера, где человек-Круг проявляет известную твердость — это вопросы, касающиеся морали. У него крайне обострено чувство справедливости, которое побуждает его активно защищать обиженных и пострадавших. Хотя и это он старается делать как можно мягче.
Круг скорее относится к “правополушарным” мыслителям. Их мышление более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Главные черты их стиля мышления - ориентация на ценности, оценки, чувства и т. д. и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог.
ЗИГЗАГ
Зигзаг — это крайне импульсивная и творческая личность, склонная к резким сменам настроения, желаний, решений. Он относится к интуитивным типам, предпочитая мыслить образами и опираться на внезапные прозрения, начисто лишенные всякой логики. Последовательность и прямой путь чужды ему по самой природе. Он не станет зацикливаться на деталях и долго копать вглубь, предпочитая отщипывать по кусочку информации в разных местах, которая постепенно, сама собой складывается в целостную картину.
Все новое, необычное, оригинальное тут же привлекает его пристальное внимание. Он охотно участвует в решении любых творческих задач, генерируя большое количество идей. Но, поделившись идеей, он часто не заботится о ее воплощении.
Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции. В связи с этим человек-Зигзаг не поддается организации ни в быту, ни в деятельности. Он вполне прекрасно будет себя чувствовать в мятой одежде и не пользоваться расческой. Хаос — его естественное, вполне органичное состояние. Он любит полную свободу, самостоятельность в действиях, ожидая, что другие будут к нему подстраиваться, не желая это делать сам.
Отличаясь быстрым мышлением и весьма острым умом, он не терпит тугодумов и медлительных людей, часто нанося им чувствительные укусы своим остроумием и колкостью. Человек-Зигзаг крайне нетерпим к чужим слабостям, но при этом, сам нуждается в похвале и признании, а порой, и в возвеличивании. Он крайне чувствителен к публичной похвале.
У психологов есть шутка, которая наглядно показывает, как ведут себя люди данных пяти типов по психогеометрии.
Подошло пять автобусов, в которые надо рассадить представителей всех 5 фигур.
Круги – полезли в автобус весело, балагуря, подшучивая друг над другом, расселись по трое на сидениях, в результате, их влезло больше, чем надо.
Треугольники – каждый пытался отодвинуть другого, и сели они по одному, стараясь занять лучшие места в начале автобуса и четко по одному на два сидения, в результате, их поместилось в два раза меньше, чем было мест в автобусе.
Квадраты – дисциплинированно вошли, аккуратно расселись, четко выполняли указания, доставили меньше всего хлопот.
Прямоугольники – их пришлось загонять в автобус, кто-то боялся войти, кто-то потерялся на станции, кто-то не знал, как входить и просил разъяснить ему, на их рассадку ушло больше всего времени.
Зигзаги – полезли в автобус всеми способами, кто-то через окно, кто-то через люк в крыше, расселись тоже, кто во что горазд, стали давать советы водителю, как лучше вести автобус, начался обмен идеями, что можно в этом автобусе усовершенствовать.
Эта шутка наглядно и быстро показывает все пять психотипов.
Таким образом, каждый человек обладает неповторимым и сочетанием свойств и качеств. Они проявляются в его отношении к работе, окружающим людям, окружающим вещам. Это сочетание и есть характер человека.
Все сочетания качеств и черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, которые можно измерить и описать в том числе и с помощью геометрических фигур.
В изученной мной литературе я нигде не смог найти информации, почему определенным геометрическим фигурам свойственны определенные психологические качества.
Вместе со своей мамой, учителем математики, и моим руководителем, школьным психологом, я попытался разобраться в этом вопросе. Для этого я хочу сравнить описание геометрических фигур с разными сторонами психогеометрических типов.
ПРЯМОУГОЛЬНИК
Как окно прямоугольник,
Аккуратный, словно школьник.
Он похож дверь, на книжки,
И на ранец у мальчишки.
В математике прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые. Прямоугольник, у которого все стороны равны, является квадратом. Поэтому можно считать их родственными фигурами.
В психологии Прямоугольнику свойственны такие положительные качества, как любознательность, смелость, чувствительность. Он быстро схватывает и усваивает новое. Его отрицательные качества – непоследовательность, непостоянство, доверчивость, внушаемость. Он эмоционально неустойчивый, сумасбродный, безрассудный.
Нам было труднее всего понять связь характера с этой геометрической фигурой. Может быть, эта фигура, чтобы обрести постоянство черт характера, должна стать квадратом?
КВАДРАТ
Вот - квадрат. Он очень рад,
Что сложен, словно на парад.
Красив и строг: ведь у него
Равны все стороны его.
В математике квадрат — это прямоугольник, у которого все стороны равны.
В психологии Квадрат обладает такими положительными качествами, как трудолюбие, аккуратность, организованность, настойчивость, твердость в решениях, благоразумность. К его отрицательным качествам относятся дотошность, мелочность, излишняя осторожность, эмоциональная холодность.
В обеих науках мы видим, что квадрат очень ровная стабильная фигура.
ТРЕУГОЛЬНИК
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! –
Что ты видишь? — Треугольник.
В математике треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трех точек и трех отрезков, попарно их соединяющих. У треугольника три стороны и три угла. На рисунке видно, что один из углов словно нацелен вверх. Это наиболее острая фигура.
В психологии Треугольник - лидер, ведущий за собой, принимающий ответственность на себя. Он решительный, энергичный, уверенный в себе, нацеленный на победу. Его отрицательной стороной является то, что он эгоистичный, не терпящий возражений, нетерпеливый, самонадеянный.
И в математике, и в психологии треугольник стремится вверх и демонстрирует свои «острые» качества.
КРУГ
Итак, смотрите: это круг,
Немало есть кругов вокруг:
Монета - круг, и блюдце - круг,
И солнце на картине - круг.
В математике круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью. А окружность – это геометрическая фигура, состоящая из множества точек, равноудаленных от центра. У круга нет ни одного угла.
В психологии Круг описывают как дружелюбного, доброжелательного, добродушного человека. Он спокойный, миролюбивый, заботливый, сочувствующий, поддерживающий, преданный. Он ориентирован на людей. Его слабые стороны – мягкотелость, нетребовательность, уступчивость, беспечность, нерешительность.
В обеих науках круг – очень мягкая фигура, не проявляющая «острых углов». Это символ гармонии.
ЗИГЗАГ
Зигзаг – это ломаная линия. В математике ломаная линия описывается как геометрическая фигура, состоящая из отрезков, последовательно соединенных своими концами. Зигзаг – единственная незамкнутая фигура. Этим она сильно отличается от других.
В психологии у Зигзага есть такие положительные качества, как мечтательность, устремленность в будущее, остроумие, чувствительность, прямота, воодушевление. Это очень творческая натура, стремящаяся создавать что-то новое в жизни. К его отрицательным качествам относятся неорганизованность, непрактичность, непоследовательность, непостоянство настроения, поведения и отношений.
Благодаря своим творческим взглядам на жизнь, Зигзаг в психологии также не похож на другие фигуры, как и ломаная линия в математике.
Все вышенаписанное - это только наши предположения. Возможно, автор психогеометрии С.Деллингер выбрала эти фигуры по другим причинам. Но мы таким образом попытались разобраться в том, какова связь между геометрическими фигурами и разными типами характера человека.
Цель моего исследования - определение черт характера у одноклассников при помощи геометрических фигур.
Исследование проводилось на одном из занятий внеурочной деятельности «Тропинки своего Я», которые помогают нам лучше понимать себя и окружающих, налаживать отношения друг с другом.
В исследовании приняли участие 20 учащихся 2 «В» класса. Все испытуемые принимали участие в исследовании добровольно и задания для всех были одинаковые.
Для изучения особенностей характера одноклассников были использованы следующие методики: наблюдение, самоанализ, психогеометрический тест.
На занятии ребятам был предложен психогеометрический тест (Приложение 1). На доске были изображены 5 геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и зигзаг. Мои одноклассники должны были выбрать из данных фигур ту, которая им больше всего понравилась, которая их больше всего привлекла.
Затем они должны были ответить на вопрос «Какой я?». Для этого они должны были подумать и вспомнить наиболее яркие и выдающиеся качества своего характера.
После этого характер ребят должны были описать несколько одноклассников. Таким образом, мы попытались сопоставить то, как мнение окружающих сочетается с мнением человека о самом себе.
Все это ребята выполняли на отдельных листочках (Приложение 2).
Полученные в ходе исследования результаты были занесены нами в сводную таблицу 1. В связи с тем, что каждый человек имеет право на личную тайну, в психологии принято кодировать имена испытуемых при оформлении результатов исследования. В нашем случае мы взяли инициалы испытуемых.
Таблица 1
Результаты исследования среди учащихся 2 «В» класса
№ п/п | Инициалы испытуемых | Выбранная фигура | Самоанализ особенностей характера | Мнение одноклассников о испытуемом |
1 | Андрей С. | треугольник | жизнерадостный | веселый, бешенный, сильный, прикольный, шутливый |
2 | Артем Ф. | прямоугольник | хороший, добрый, честный, дружелюбный, вежливый | добрый, хороший, классный, красивый |
3 | Влад Д. | зигзаг | умный | дружелюбный, добрый, умный, веселый, творческий |
4 | Даша М. | зигзаг | умная, взрывная | добрая, умная, прикольная, смешная, забавная |
5 | Катя Н. | прямоугольник | забавная, вредная, творческая, торопливая, у меня все получается | добрая, творческая, дружелюбная, забавная, торопливая, милая |
6 | Костя Ч. | прямоугольник | дружелюбный, честный, общительный, ворчливый, веселый | озорной, честный, дружелюбный, счастливый, веселый, хороший |
7 | Максим А. | прямоугольник | мудрый, вежливый, добрый, терпеливый, спокойный | хороший, добрый, вежливый |
8 | Полина Ф. | треугольник | острая, умная, добрая, веселая, общительная, дружелюбная, спокойная, верная, жизнерадостная | сентиментальная, умная, веселая, хорошая |
9 | Рита К. | зигзаг | хорошая, сентиментальная, творческая, веселая, дружелюбная, умная, добрая, бешенная, безвольная | хорошая, умная, веселая, жизнерадостная |
10 | Руслан Ш. | квадрат | стеснительный, злой, позитивный, веселый, трудолюбивый, честный, дружелюбный, любознательный, творческий, надежный, вежливый | веселый, добрый, трудолюбивый, радостный, хороший |
11 | Савелий Т. | прямоугольник | веселый, добрый, аккуратный, спокойный, активный, ленивый, любознательный | спортивный, веселый, добрый, вежливый, любознательный, шутливый |
12 | Настя Кор. | треугольник | ||
13 | Настя З. | круг | добрая, честная, умная, щедрая, веселая, дружелюбная, жизнерадостная | добрая |
14 | Настя Г. | квадрат | аккуратная, вежливая, отличница, веселая, жизнерадостная, любознательная, добрая, милая, спокойная, благодарная | вредная, аккуратная, занятая, дружелюбная, творческая |
15 | Настя Кап. | зигзаг | нетерпеливая, плаксивая, творческая, фантазерка, задумчивая, любознательная, игривая, скромная, энергичная | трусливая, спокойная, ленивая, трудолюбивая, вредная, грустная |
16 | Настя Н. | зигзаг | позитивная, добрая, внимательная, хитрая, робкая, ленивая, ласковая, активная, быстрая | хитрая, добрая, ловкая, милая, робкая |
17. | Никита С. | круг | веселый, стеснительный, воспитанный, честный, жизнерадостный, вежливый, любознательный спокойный, ласковый | дружелюбный, веселый, честный, спокойный, жизнерадостный |
18 | Ольга С. | треугольник | веселая, миролюбивая, аккуратная, любознательная, спокойная, активная, верная | хорошая, верная, ласковая, активная, милая, мягкая |
19 | Элиссия О. | зигзаг | веселая, внимательная, хитрая, добрая, робкая, любознательная, бешенная, ласковая, надежная, смелая, ловкая | веселая, творческая, активная, дружелюбная, вредная, бешенная, милая |
20 | Ярослав Д. | треугольник | веселый | веселый, смешной, прикольный, шутливый, сильный |
Из таблицы видно, что значительная часть второклассников (14 из 20) при анализе себя и характера своих товарищей употребляет большое количество слов, описывающих качества характера. Это говорит о том, что они достаточно хорошо понимают себя и своих друзей, им интересен внутренний мир человека.
При заполнении таблицы я с руководителем обратил внимание на то, что некоторые ребята (7 из 20) при описании характера использовали такие слова, как «красивая», «симпатичная», «спортивный», «музыкальная», «отличница». Также они употребляли в описании фразы «люблю читать, рисовать, танцевать, петь» и т.п. Но все это в большей степени связано со внешностью, увлечениями и занятиями человека, а не с чертами характера. Мы сделали вывод, что ребята испытывают затруднения в подборе качеств характера, не знают их названий или не могут правильно подобрать нужное слово. Это говорит о том, что моим одноклассникам нужно обогащать свой словарный запас, расширять представления о себе.
Чтобы более наглядно представить, какие психогеометрические типы встречаются среди учеников 2 «В» класса, мы составили схему «Сводные результаты психогеометрического теста».
Схема 1
Сводные результаты психогеометрического теста
Из схемы видно, что в нашем классе встречаются все психогеометрические типы. Практически ровное количество в нашем классе Треугольников, Прямоугольников, Зигзагов. Очень мало Кругов и Квадратов.
Нам с руководителем стало интересно, как влияет такое сочетание психогеометрических типов на отношения в классе. И мы попросили классного руководителя 2 «В» класса Сайгашкину М.А. дать характеристику класса (Приложение 3). При этом она еще не знала о результатах нашего исследования.
Со слов Марины Александровны видно, что в классе очень много лидеров, которые всегда хотят быть правыми и первыми во всем. Ребята не умеют проигрывать и уступать друг другу. Часто конфликтуют и ссорятся. Такое поведение свойственно для Треугольников, а их практически четверть в нашем классе. К тому же Прямоугольники могут копировать поведение тех, с кем они общаются, на кого стремятся быть похожими.
Все учащиеся 2 «В» класса познакомились с результатами исследования и выразили свое мнение о том, совпадают ли результаты теста и мнение одноклассников с их собственной оценкой. Это нашло отражение в схеме «Сравнительный анализ результатов исследования».
Схема 1
Сравнительный анализ результатов исследования
Из схемы видно, что большинство результатов совпадает. Практически все испытуемые согласились с личной характеристикой, полученной в результате прохождения теста и оценкой своих товарищей. Только в 6 случаях можно увидеть частичное совпадении данных результатов.
Кроме того, мы познакомили с результатами исследования классного руководителя 2 «В» класса Сайгашкину М.А.. она согласилась с нашим мнением о том, что отношения в классе совпадают с описанием психогеометрических типов. Она сказала, что теперь ей стало многое понятно про своих учеников, и она постарается найти способ по-новому строить отношения с ними, учитывая их псхогеометрические типы.
Проведенное исследование и мне позволило по-новому взглянуть на одноклассников и открыть в них новые черты.
Заключение
Проделанная мною работа погрузила меня во внутренний мир человека. Я смог больше узнать о характере человека, о том, что людей с одинаковыми характерами не бывает, что характер управляет поведением человека.
Мне стало понятно, что характер формируется в течение всей жизни человека. На него очень сильно влияют воспитание и образ жизни человека. Но чем сильнее у человека характер, тем меньше он поддается влиянию окружающих. И теперь я стал уверен, что человек в любой момент способен изменить свой характер, стать лучше. Главное – самому захотеть измениться!
Разобраться, какой бывает характер у человека, непросто. И здесь на помощь могут прийти различные типологии и классификации. В своей работе я рассмотрел связь характера с геометрическими фигурами, которую изучает наука психогеометрия. Мне кажется, что внешний вид геометрических фигур отражает черты характера разных людей.
В практической части я с моим руководителем попытался увидеть связь геометрических фигур с различными типами людей. С помощью тестирования и мнения одноклассников о себе и о своих товарищах, попытался разобраться в характерах учащихся 2 «В» класса. Проведенное мною исследование показало, какие психогеометрические типы встречаются в моем классе, и как они влияют на отношения среди ребят. Мой классный руководитель принял эти результаты, чтобы строить работу в классе с их учетом.
Таким образом, поставленная мною цель исследования достигнута, все задачи решены. Действительно, выбор геометрических фигур зависит от качеств и черт характера человека. Все это подтверждает гипотезу, выдвинутую мной в начале исследования.
Список использованных источников литературы
Электронные ресурсы
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2011/07/01/psikhogeometriya
http://psytests.org/result?v=zgeA51324
http://psyholog-praktik.ru/testyi/tipyi-lichnosti-psihogeometriya
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Волшебные звуки ноктюрна
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Ночная стрельба
Солдатская шинель