Проект ориентирован на изучение вопросов связанных с ролью воды в нашей жизни и возможностями экономии воды в быту.
Работа над проектом помогает удовлетворить познавательный интерес учащихся, побуждает к поиску дополнительной информации, способствует приобретению навыков работы на компьютере, обогащает их жизнь, опыт, в ходе решения практических задач с помощью наблюдений, измерений, сравнений.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-voda_chto_ty_takoe.docx | 40.29 КБ |
Районная научно-практическая конференция младших школьников «Первое открытие»
Секция: экология и окружающий мир
Название работы: «Вода, что ты такое?»
МКОУ СОШ № 11, 4 класс.
Руководитель: Исаева Светлана Викторовна,
учитель начальных классов МКОУ СОШ № 11
с. Константиновское, 2017
Оглавление:
1. Теоретическая часть:……………………………………..4-5
1.1 Что же такое вода……………………………………...4
1.2 Почему вода должна быть чистой?................................5
2. Практическая часть………………………………………6
2.1 Определение массы воды в моем организме;…………6
2.2 Опыты на поверхностное натяжение воды;…………...6-7.
2.3 Опыт на таяние льда;…………………………………....8
2.4 Опыт на теплопроводность воды;……………………...8
III. Заключение……………………………………………………9
Список используемой литературы…………………………..9-10
Приложение 1 « Это интересно!»…………………………...11-17
Приложение 2 « Популяризация заботливого отношения к воде »…18-20
I. Введение
Актуальность
Если взглянуть на глобус, больше всего на нём голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Наверное нашей планете больше подошло бы название “Океания”.
Привычное не удивляет и то, что мы постоянно используем, лишено налета таинственности и воспринимается обыденно. Но все же есть на планете явления, которые не перестают вызывать восторг и изумление. К примеру, вода.
Ученые обнаружили у неё свойства, которые они не могут объяснить. То есть их не должно быть. Но они есть. Чудо! Или загадка…
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать,
тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь». ( Антуан де Сент-Экзюпери )
Загадочные свойства воды издавна привлекали к себе внимание ученых. Греческий ученый, первый философ древности Фалес считал, что вода есть основа, а все остальное образуется от нее. Думаю здесь есть своя правда. Я часто слышу, как говорят: «Вода – богатство, вода – жизнь, вода – источник». Источник жизни для людей, животных и растений, несомненно! «Вода, что ты такое? И почему ты сама жизнь?» - задала я себе вопрос.
Итак цель моего исследования – выявить удивительные свойства воды .
При подготовке работы мне пришлось решать следующие задачи:
- изучить информацию по данному вопросу;
- провести опыты:
- проанализировать полученные результаты;
- сделать выводы;
- выступить волонтером за чистоту водных ресурсов своего села;
- презентовать проект на конференции в школе.
Предмет моего исследования: свойства воды.
Объект исследования: уникальность воды.
Гипотеза: я думаю, что вода действительно уникальна.
План работы над проектом
1этап. Подготовительный.
2. Обсуждение названия проекта.
3. Планирование.
2 этап. Практический
1. Сбор материала.
2. Проведение опытов.
3. Популяризация заботливого отношения к воде.
3 этап. Обобщающий
1. Анализ полученных результатов, выводы.
4 этап. Рефлексивный
1. Представление и защита работы (презентация, плакат, листовка).
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы и Интернет–статей по данной теме;
- наблюдение;
- экскурсии;
- опыты;
- агитационная работа;
По результатам этих исследований, в проведении которых мне помогали моя мама, классный руководитель и одноклассники, я попробовала найти ответ на свой вопрос.
II. Основная часть
Теоретическая часть
Что же такое вода? По словарю В.Даля «Вода – стихийная жидкость, ниспадающая в виде дождя и снега, образующая на земле родники, ручьи, озёра и реки, а вместе с солью – моря».
Вода - это не просто обычная жидкость. Это самое распространенное вещество в природе. Оказывается, вода покрывает 70% поверхности Земли. Я прочитала, что вода была объектом изучения учёных с древности и сегодня она остаётся самым неизученным химическим соединением в мире. Такое важное для человека вещество, как вода, изучают и биологи, и астрономы, и физики, и химики, и географы.
На уроке окружающего мира, мы говорили о воде, проделали несколько опытов, из которых узнали, что вода не имеет запаха, цвета, вкуса, принимает форму того предмета, куда её наливают. После урока нашим учителем было предложено нам из разных источников выяснить, какими ещё свойствами обладает вода. Выполняя это задание, меня заинтересовала тема воды и я решила исследовать её тайны.
Просмотрев много литературы в школьной и сельской библиотеке, а также информацию в интернете я выяснила следующее. Вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое, и обратно при незначительных изменениях.
При переходах из одного состояния в другое могут происходить различные процессы: испарение (вода из жидкого состояния постепенно переходит в воздух в виде пара), конденсация (водяной пар переходит в жидкое или твёрдое состояние), заиндевение
( образование инея – переход газообразной воды в твёрдое состояние), замерзание
( жидкая вода превращается в снег, лёд).
Таким образом, вода может осуществлять не только постепенные переходы из одного состояния в другое (лёд – вода – пар – вода – лёд), но и скачкообразные, минуя некоторые фазы (лёд – пар или пар – иней). При переходах воды из одного состояния в другое существенно изменяются её свойства.
А еще я встретила многочисленные высказывания, представляющие то или иное отношение к воде, к ее роли в жизни, смыслу. Даже нашла фразеологизмы, загадки, пословицы, поговорки, мифы и легенды о воде.
А несколько недель назад в нашем селе был объявлен карантин по причине вспышки туляремии . Это заставило меня коснуться больного вопроса. Оказывается почти 80% всех заболеваний вызваны именно некачественной питьевой водой. По данным Всемирной организации здравоохранения, 1,4 млрд. человек не имеют доступа к безопасной питьевой воде - это более 1/3 всего человечества. 2.2 млн. человек ежегодно умирают от болезней, связанных с недостатком воды, а 250млн. страдают от болезней, связанных с недостатком воды.
Несмотря на то, что в России проблема нехватки воды менее вероятна, чем в других странах (в нашей стране сосредоточено более 1/5 всех мировых запасов пресной воды), возникают сложности с ее качеством. По данным надзорных органов, в России, в зависимости от региона, от 35 до 60% питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам. Исходя из приведенных фактов, можно сделать вывод о том, что обеспечение населения водой надлежащего качества остается одной из важнейших государственных проблем, так как качество питьевой воды, подаваемой населению, постоянно снижается.
В большинстве городов России для обеззараживания питьевой воды до сих пор применяют лишь хлорирование. Однако у этого метода наряду с несомненными преимуществами, например такими, как уничтожение возбудителей тифа, дизентерии, холеры и чумы, есть и серьезные недостатки. Из-за загрязнения водоемов в России ежегодно погибают 20 тыс. человек.
Узнав это, мне в голову пришла идея о необходимости агитационно –разъяснительной работы по вопросу заботливого отношения к питьевой воде. Я организовала конкурс рисунков в своем классе и помогла распространять листовки.
( Приложение 2)
Практическая часть.
На занятиях я узнала, что тело человека почти на 70 % состоит из воды. Мне стало интересно, какова масса воды в моем организме. Я взвесилась на весах и мой вес оказался 55 кг. Эту массу я разделила на 3 и умножила на 2. Получила массу воды в моём организме. 55 000гр. : 3 *2 = 36000гр.
Вывод: во мне 36 литров воды. Представители животного и растительного мира содержат такое же обилие воды в своих организмах.
Далее я провела несколько опытов, доказывающих уникальность воды и ее практическое использование в жизни человека. В окружающем нас мире наряду с тяготением и трением действует ещё одна сила, на которую мы мало обращаем внимания. Эта сила сравнительно невелика и никогда не вызывает впечатляющих эффектов. Тем не менее, мы не можем налить воды в стакан, вообще ничего не можем проделать с какой – либо жидкостью, без того, чтобы не привести в действие силу поверхностного натяжения. Меня это заинтересовало.
Опыты на поверхностное натяжение воды:
Опыт № 1 «Вода течёт вверх».
Цветная радуга поднимется вверх по шнурку.
Вода поднимается вверх по капиллярам - это явление называется капиллярностью.
Опыт № 2 «Скрепка на поверхности воды».
Скрепка будет плавать.
Скрепка может плавать по поверхности воды благодаря особому свойству воды – поверхностному натяжению. Молекулы воды полярны. Положительно заряженный конец одной молекулы притягивается к отрицательно заряженному концу другой. На каждую молекулу со всех сторон действует притяжение других молекул, окружающих её.
Опыт № 3 «Трусливый перец».
Реквизит
- Стакан
- Водопроводная вода
- Прозрачная пиала
- Молотый перец
- Кусок мыла
Подготовка
1. Нальем в пиалу воды, оставим ее в покое.
2. Посыпаем перцем поверхность воды. Перца должно быть достаточно.
3. Касаемся куском мыла поверхности воды посередине. Смотрим, что происходит.
Результат
Опыт на таяние льда.
Опыт № 4 «Таяние от соли».
Соль разъедает лед, проделывая канавки и ходы в ледяном кубике.
Посыпая лед солью, мы заставляем его растаять, так как соль растворяется в воде и снижает точку ее замерзания.
Опыт на теплопроводность воды.
Опыт № 5 «Свеча и шарик».
Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет. ( Приложение 1)
III. Заключение
Наш организм больше, чем наполовину, состоит из воды. Человеку необходимо постоянно поддерживать этот баланс, причем обязательно нужно пить чистую воду, так как через воду могут передаваться возбудители многих инфекционных заболеваний.
Оказывается 80% заболеваний вызваны низким качеством воды. То есть, чтобы мы не болели, достаточно заботится о качестве воды.
После изучения литературы по данной теме и проведения ряда опытов, я сделала следующие выводы:
Во-первых, вода может самопроизвольно подниматься вверх, благодаря явлению капиллярности.
Во-вторых, поверхностное натяжение воды действительно существует.
В-третьих, мыло разрушает поверхностное натяжение воды.
В-четвертых, лед превращается в воду под воздействием соли.
В-пятых, шарик с водой спокойно выдерживает пламя свечи, так как вода поглощает тепло, выделяемое свечой.
Теперь я могу объяснить одноклассникам и друзьям, те явления, которые раньше для меня были непонятны. Мне нравится узнавать все таинственное и загадочное, в результате проделанной работы я убедилась, что свойства воды действительно уникальны.
В заключение хочется сказать : «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, - значит, пересесть из него просто некуда». (Антуан де Сент-Экзюпери )
Научиться думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, но НЕОБХОДИМО!
Список используемой литературы:
Интернет-ресурсы:
Пичугин мост
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Весенние чудеса
Мать-и-мачеха
Снегири и коты