Бизнес и карьера, собственное дело и служба в респектабельной фирме - проблема выбора весьма актуальна для молодых. Как и проблема старта, первого шага и даже "порядка шагов" на пути к успеху в бизнесе. Менее "продвинутых" волнует, где добыть нужную информацию об имеющихся нишах для бизнеса, структурах поддержки. Но более "продвинутые" заявляют, что информации достаточно и человек настойчивый все, что нужно, себе раздобудет. Для реализации бизнес - идей, должно быть разработано реальное, «живое» правовое поле, которое бы способствовало развитию малого и среднего предпринимательства и широкому участию в нем молодежи. Именно этот вопрос стал определяющим в данной работе.
Проблема: Стратегические социально-экономические цели России диктуют необходимость стимулирования предпринимательской активности и вовлечения в нее молодежи. Насколько нормативно-правовая база РФ способствует реализации данной перспективы и готово ли молодое поколение к бизнес - участию?
Цель: изучить правовой аспект несовершеннолетних в реализации конституционного гражданского права на свободное использование своих способностей для предпринимательской деятельности в РФ.
Вложение | Размер |
---|---|
prekt_seryy-_stupachenko_soshno1.zip | 388.83 КБ |
vvedenie.docx | 29.22 КБ |
glava_1.docx | 29.14 КБ |
glava_2.docx | 33.05 КБ |
glava_3.docx | 27.06 КБ |
glava_4.docx | 29.56 КБ |
zaklyuchenie.doc | 32 КБ |
literatura.docx | 25.95 КБ |
oglavlenie.docx | 18.32 КБ |
prilozhenie_1.docx | 24.64 КБ |
prilozhenie_2.docx | 93.78 КБ |
titulnyy_list.docx | 16.09 КБ |
Правовой статус несовершеннолетнего: история вопроса
Правовой статус несовершеннолетнего предпринимателя: история вопроса.
Для исторической судьбы правового статуса несовершеннолетних характерен долгий, извилистый путь общественно-правовых споров. Долгое время дети, как граждане, не достигшие совершеннолетия, не признавались самостоятельным субъектом права. И только с принятием 20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка была создана новая модель отношения к детям, его правового статуса.
Рассмотрение изучаемого вопроса не возможно без понимания смысла его основных правовых терминов. Обратимся к юридической трактовке некоторых из них.
«Правовой статус человека» представляет собой систему признанных и гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права[1]. В правовой статус входят: правосубъектность (в свою очередь включающая правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъекта); установленные законом права и обязанности; гарантии установленных прав; ответственность субъекта за неисполнение обязанностей.
Правоспособность — установленная законом способность гражданина быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей, признается за гражданами с момента их рождения.
Дееспособность— способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Согласно ст. 60 Конституции РФ в полном объеме дееспособность возникает у лица по достижении им совершеннолетия. Для того, чтобы стать предпринимателем, необходимо обладать полной правоспособностью и дееспособностью. Если молодому человеку ещё нет 18 лет, а желание заниматься бизнесом велико, он должен познакомиться с понятием эмансипации.
Эмансипация (от лат. emancipatio- освобождать ребёнка от отцовской власти) – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Данный юридический институт возник в римском праве как антипод манципации, т.е. обряду, с помощью которого римские граждане совершали сделки с вещами и лицами, включая куплю-продажу, в более отдаленные времена она служила также процедурой, заменявшей завещание. В сфере имущественных отношений подвластные дети были рано допущены к совершению сделок от своего имени, но все права от них возникали для патерфамилиас (главы семьи). Формой эмансипации служило использование правила Законов XII таблиц «если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен от власти отца». Таким образом, с помощью данного института в римском частном праве дети и внуки освобождались из-под власти главы семьи, отпускали на волю, наделяя всеми признаками правоспособности.
Следующий наиболее значимый шаг в развитии вопроса о правах и свободах приходится на XVIII столетие - Век Просвещения. Формулируется понятие об универсальных правах каждого человека, принадлежащих ему от рождения и до смерти. Ими стали право на жизнь и ее сохранение, на главные жизненные потребности, а также на защиту от враждебных посягательств. Примерно к тому же времени относится и утверждение свободы собственности.
Все законодательное регулирование правового статуса детей на территории Российского государства вплоть до Октябрьской революции сводилось к установлению правил преимущественно религиозного, нравственного и сословного характера. Однако можно найти в русском дореволюционном праве зачатки института эмансипации - малолетние в возрасте до 17 лет обладали предпринимательской правоспособностью, торговлю от их имени осуществляли опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 17 лет до 21 года могли заниматься торговлей, но на совершение каждой коммерческой сделки, за исключением сделок совершаемых самостоятельно, требовалось согласие попечителя.
В годы советской власти ребенок превращается из объекта родительской власти в объект государственной политики. Командно-административная экономическая система взращивала массовое государственное сознание, в котором не было места частной собственности, а значит и предпринимательству в частности.
Отправной точкой к признанию за детьми определенной самостоятельной статусности был сделан только с принятием в 1989 г. Конвенции ООН о правах ребенка и ратификацией ее Советским Союзом в 1990 г. Законодательно было закреплено право детей «при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию либо при злоупотреблении родительскими правами» самостоятельно обратиться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства.
Этап признания ребенка полноценным субъектом права продолжен принятием ныне действующей Конституции Российской Федерации 1993 г., а также других нормативно-правовых источников, регулирующих данный вопрос.
От краткого экскурса истории правового статуса детей, обратимся непосредственно к институту эмансипации. До принятия первой части ныне действующего ГК РФ (ст. 27) он не был знаком отечественному законодательству. Однако в правовой истории других стран он существует достаточно давно. Так, французский правопорядок предоставляет право лицу, несущему попечение о несовершеннолетнем, по достижении последним определенного возраста освободить его из-под власти родителя или из-под опеки, хотя он еще не стал совершеннолетним. В таком случае несовершеннолетний получает право распоряжаться своей личностью и некоторую гражданскую дееспособность. Эмансипированный несовершеннолетний может совершать любые гражданские сделки. Вместе с тем эмансипация во французском праве совсем не означает, что несовершеннолетний приобретает полную дееспособность: эмансипированный несовершеннолетний не может быть коммерсантом, а в случае заключения им брака или усыновления он должен соблюдать те правила, как если бы он не был эмансипированным[2].
Институт эмансипации существует и в современной Италии: эмансипация не предоставляет способность осуществлять права в полном объеме, а только снижает степень ограничений. Несовершеннолетний может предпринимать действия по управлению имуществом, но действия по распоряжению им требуют содействия попечителя с согласия суда. Эмансипация чаще всего встречается при осуществлении коммерческого предприятия.
Германский законодатель, не употребляя термин "эмансипация", по сути, использует данную конструкцию в § 112 Германского гражданского уложения: если законный представитель с разрешения суда предоставил несовершеннолетнему право на осуществление самостоятельной деятельности, приносящей доход, то несовершеннолетний считается полностью дееспособным в отношении тех сделок, которые обычно связаны с указанной деятельностью.
По законодательству Испании несовершеннолетние граждане обладают лишь предпринимательской правоспособностью, которая может дополняться предпринимательской дееспособностью законного представителя или специально назначенного фактора. Эмансипированный несовершеннолетний испанец не вправе брать деньги в долг, обременять или отчуждать свое недвижимое имущество, торговые заведения, объекты особой ценности без разрешения родителей или попечителя.[3]
Законодательства Германии, Японии и ГК Китайской Республики 1929 г., действующий в настоящее время на острове Тайвань, не только дозволяют несовершеннолетним заниматься предпринимательством, но и наделяют несовершеннолетних предпринимателей гражданской дееспособностью в объеме, необходимом для совершения всех сделок, связанных с управлением торговым предприятием, если законный представитель с согласия компетентного учреждения разрешит несовершеннолетнему самостоятельное ведение такого предприятия[4].
Институт эмансипации существует и в американском правопорядке. В США в большинстве штатов предусмотрен судебный порядок эмансипации. В некоторых штатах заявителем ходатайства об эмансипации может быть сам несовершеннолетний, его родитель либо так называемый guardian ad litem (социальный работник, обладающий необходимой квалификацией для защиты интересов несовершеннолетнего в судебном процессе). Однако, законодательство большинства штатов требует, чтобы с соответствующим ходатайством в суд обращались взрослые. При решении вопроса о предоставлении несовершеннолетнему эмансипации суд исходит из того, что ее установление должно в наибольшей степени отвечать интересам ребенка.
Таким образом, история и развитие правового статуса, института эмансипации и их реализация, как показывает правовой опыт зарубежных стран, имеет достаточно давнюю и неоднозначную практику. Рассмотрение данного института на примере Российской Федерации предстоит в следующей главе.
[1] Юридический словарь http://dic.academic.ru/
[2] Жамен С., Лакур Л. Торговое право. М.: Междунар. отношения. 1993; ст. 481, 487 Французского гражданского кодекса.
[3] ст. 4, 5 Торгового кодекса Испании 1885 г., ст. 323 ГК Испании 1889 г. в кн.: Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сборник нормативных актов: гражданские и торговые кодексы. Учеб. пособие. М.: Изд-во УДН, 1986. С. 213, 209
[4] § 112 Германского гражданского уложения 1900 г. В кн.: Германское право. Часть I. М., 1997; ст. 85 ГК Китайской Республики. В кн.: Гражданский Кодекс Китайской Республики. М.: Междунар. книга, 1947; Вагацума С., Аридзуми Т. Гражданское право Японии: В 2 кн. Книга первая. М.: Прогресс, 1983. С. 51.
Введение
Введение.
Становление и развитие предпринимательства в России имеет свои особенности, важнейшей из которых является то, что предпринимательство в нашем государстве пока недостаточно развитое явление. В течении нескольких десятилетий в России предприниматель и его деятельность практически отсутствовало, либо же развивалось не легитимно. Серьезный удар по предпринимательству нанесла революция 1917 г. На несколько лет предпринимательство возродилось в период НЭПа, с 1929 г. практически перестает иметь место в рамках установившейся административно-командной экономической системы. Государство не только не создавало экономических и правовых условий для предпринимательства, но и гасило его экономическими, административными и уголовными методами. Лишь начиная с 1965 г., ознаменовавшегося реформой, раскрепощающей товарно-денежные отношения, происходит небольшое оживление российского предпринимательства. Только через четверть века бизнес в Российской Федерации приобретает официальные права гражданства и закрепляется в Конституции РФ 1993г. [1] а также других нормативно - правовых документах.
Одной из важнейших стратегических целей развития современной России является обеспечение выхода на уровень экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. Для этого необходимо создать глобально конкурентоспособную институциональную среду, стимулирующую предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику[2]. Основными субъектами являются не только занятые в экономике знаний и высоких технологий, но и более широкие слои работников и представителей бизнеса. Базовым человеческим капиталом, ресурсом в развитии бизнеса является молодежь, рыночное мышление которой активно развивается уже в процессе освоения школьной программы.
Бизнес и карьера, собственное дело и служба в респектабельной фирме - проблема выбора весьма актуальна для молодых. Как и проблема старта, первого шага и даже "порядка шагов" на пути к успеху в бизнесе. Менее "продвинутых" волнует, где добыть нужную информацию об имеющихся нишах для бизнеса, структурах поддержки. Но более "продвинутые" заявляют, что информации достаточно и человек настойчивый все, что нужно, себе раздобудет. Мне как, представителю молодого поколения современной России, не безразлично будущее моей страны. Для реализации бизнес - идей, должно быть разработано реальное, «живое» правовое поле, которое бы способствовало развитию малого и среднего предпринимательства и широкому участию в нем молодежи. Именно этот вопрос стал определяющим в моей работе.
Проблема: Стратегические социально-экономические цели России диктуют необходимость стимулирования предпринимательской активности и вовлечения в нее молодежи. Насколько нормативно-правовая база РФ способствует реализации данной перспективы и готово ли молодое поколение к бизнес - участию?
Цель: изучить правовой аспект несовершеннолетних в реализации конституционного гражданского права на свободное использование своих способностей для предпринимательской деятельности в РФ.
Задачи:
Объект исследования: правовой статус несовершеннолетних в реализации права на предпринимательство.
Предмет исследования: совокупность теоретико-правовых и практических норм в развитии предпринимательства РФ в отношении несовершеннолетних.
Гипотеза: современное российское законодательство создает реальные правовые возможности для участия несовершеннолетних в бизнесе.
Сроки исследования: октябрь 2015-февраль 2016гг.
Планирование исследовательских действий:
Методы исследования:
[1] Конституция РФ 1993г.: Глава 1. Ст.8; Глава 2 ст. 34
[2] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).
Правовой статус несовершеннолетнего: история вопроса
Правовой статус несовершеннолетнего предпринимателя: история вопроса.
Для исторической судьбы правового статуса несовершеннолетних характерен долгий, извилистый путь общественно-правовых споров. Долгое время дети, как граждане, не достигшие совершеннолетия, не признавались самостоятельным субъектом права. И только с принятием 20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка была создана новая модель отношения к детям, его правового статуса.
Рассмотрение изучаемого вопроса не возможно без понимания смысла его основных правовых терминов. Обратимся к юридической трактовке некоторых из них.
«Правовой статус человека» представляет собой систему признанных и гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права[1]. В правовой статус входят: правосубъектность (в свою очередь включающая правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъекта); установленные законом права и обязанности; гарантии установленных прав; ответственность субъекта за неисполнение обязанностей.
Правоспособность — установленная законом способность гражданина быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей, признается за гражданами с момента их рождения.
Дееспособность— способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Согласно ст. 60 Конституции РФ в полном объеме дееспособность возникает у лица по достижении им совершеннолетия. Для того, чтобы стать предпринимателем, необходимо обладать полной правоспособностью и дееспособностью. Если молодому человеку ещё нет 18 лет, а желание заниматься бизнесом велико, он должен познакомиться с понятием эмансипации.
Эмансипация (от лат. emancipatio- освобождать ребёнка от отцовской власти) – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Данный юридический институт возник в римском праве как антипод манципации, т.е. обряду, с помощью которого римские граждане совершали сделки с вещами и лицами, включая куплю-продажу, в более отдаленные времена она служила также процедурой, заменявшей завещание. В сфере имущественных отношений подвластные дети были рано допущены к совершению сделок от своего имени, но все права от них возникали для патерфамилиас (главы семьи). Формой эмансипации служило использование правила Законов XII таблиц «если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен от власти отца». Таким образом, с помощью данного института в римском частном праве дети и внуки освобождались из-под власти главы семьи, отпускали на волю, наделяя всеми признаками правоспособности.
Следующий наиболее значимый шаг в развитии вопроса о правах и свободах приходится на XVIII столетие - Век Просвещения. Формулируется понятие об универсальных правах каждого человека, принадлежащих ему от рождения и до смерти. Ими стали право на жизнь и ее сохранение, на главные жизненные потребности, а также на защиту от враждебных посягательств. Примерно к тому же времени относится и утверждение свободы собственности.
Все законодательное регулирование правового статуса детей на территории Российского государства вплоть до Октябрьской революции сводилось к установлению правил преимущественно религиозного, нравственного и сословного характера. Однако можно найти в русском дореволюционном праве зачатки института эмансипации - малолетние в возрасте до 17 лет обладали предпринимательской правоспособностью, торговлю от их имени осуществляли опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 17 лет до 21 года могли заниматься торговлей, но на совершение каждой коммерческой сделки, за исключением сделок совершаемых самостоятельно, требовалось согласие попечителя.
В годы советской власти ребенок превращается из объекта родительской власти в объект государственной политики. Командно-административная экономическая система взращивала массовое государственное сознание, в котором не было места частной собственности, а значит и предпринимательству в частности.
Отправной точкой к признанию за детьми определенной самостоятельной статусности был сделан только с принятием в 1989 г. Конвенции ООН о правах ребенка и ратификацией ее Советским Союзом в 1990 г. Законодательно было закреплено право детей «при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию либо при злоупотреблении родительскими правами» самостоятельно обратиться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства.
Этап признания ребенка полноценным субъектом права продолжен принятием ныне действующей Конституции Российской Федерации 1993 г., а также других нормативно-правовых источников, регулирующих данный вопрос.
От краткого экскурса истории правового статуса детей, обратимся непосредственно к институту эмансипации. До принятия первой части ныне действующего ГК РФ (ст. 27) он не был знаком отечественному законодательству. Однако в правовой истории других стран он существует достаточно давно. Так, французский правопорядок предоставляет право лицу, несущему попечение о несовершеннолетнем, по достижении последним определенного возраста освободить его из-под власти родителя или из-под опеки, хотя он еще не стал совершеннолетним. В таком случае несовершеннолетний получает право распоряжаться своей личностью и некоторую гражданскую дееспособность. Эмансипированный несовершеннолетний может совершать любые гражданские сделки. Вместе с тем эмансипация во французском праве совсем не означает, что несовершеннолетний приобретает полную дееспособность: эмансипированный несовершеннолетний не может быть коммерсантом, а в случае заключения им брака или усыновления он должен соблюдать те правила, как если бы он не был эмансипированным[2].
Институт эмансипации существует и в современной Италии: эмансипация не предоставляет способность осуществлять права в полном объеме, а только снижает степень ограничений. Несовершеннолетний может предпринимать действия по управлению имуществом, но действия по распоряжению им требуют содействия попечителя с согласия суда. Эмансипация чаще всего встречается при осуществлении коммерческого предприятия.
Германский законодатель, не употребляя термин "эмансипация", по сути, использует данную конструкцию в § 112 Германского гражданского уложения: если законный представитель с разрешения суда предоставил несовершеннолетнему право на осуществление самостоятельной деятельности, приносящей доход, то несовершеннолетний считается полностью дееспособным в отношении тех сделок, которые обычно связаны с указанной деятельностью.
По законодательству Испании несовершеннолетние граждане обладают лишь предпринимательской правоспособностью, которая может дополняться предпринимательской дееспособностью законного представителя или специально назначенного фактора. Эмансипированный несовершеннолетний испанец не вправе брать деньги в долг, обременять или отчуждать свое недвижимое имущество, торговые заведения, объекты особой ценности без разрешения родителей или попечителя.[3]
Законодательства Германии, Японии и ГК Китайской Республики 1929 г., действующий в настоящее время на острове Тайвань, не только дозволяют несовершеннолетним заниматься предпринимательством, но и наделяют несовершеннолетних предпринимателей гражданской дееспособностью в объеме, необходимом для совершения всех сделок, связанных с управлением торговым предприятием, если законный представитель с согласия компетентного учреждения разрешит несовершеннолетнему самостоятельное ведение такого предприятия[4].
Институт эмансипации существует и в американском правопорядке. В США в большинстве штатов предусмотрен судебный порядок эмансипации. В некоторых штатах заявителем ходатайства об эмансипации может быть сам несовершеннолетний, его родитель либо так называемый guardian ad litem (социальный работник, обладающий необходимой квалификацией для защиты интересов несовершеннолетнего в судебном процессе). Однако, законодательство большинства штатов требует, чтобы с соответствующим ходатайством в суд обращались взрослые. При решении вопроса о предоставлении несовершеннолетнему эмансипации суд исходит из того, что ее установление должно в наибольшей степени отвечать интересам ребенка.
Таким образом, история и развитие правового статуса, института эмансипации и их реализация, как показывает правовой опыт зарубежных стран, имеет достаточно давнюю и неоднозначную практику. Рассмотрение данного института на примере Российской Федерации предстоит в следующей главе.
[1] Юридический словарь http://dic.academic.ru/
[2] Жамен С., Лакур Л. Торговое право. М.: Междунар. отношения. 1993; ст. 481, 487 Французского гражданского кодекса.
[3] ст. 4, 5 Торгового кодекса Испании 1885 г., ст. 323 ГК Испании 1889 г. в кн.: Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сборник нормативных актов: гражданские и торговые кодексы. Учеб. пособие. М.: Изд-во УДН, 1986. С. 213, 209
[4] § 112 Германского гражданского уложения 1900 г. В кн.: Германское право. Часть I. М., 1997; ст. 85 ГК Китайской Республики. В кн.: Гражданский Кодекс Китайской Республики. М.: Междунар. книга, 1947; Вагацума С., Аридзуми Т. Гражданское право Японии: В 2 кн. Книга первая. М.: Прогресс, 1983. С. 51.
Правовой аспект несовершеннолетнего предпринимательства в РФ
Правовой аспект несовершеннолетнего предпринимательства в РФ.
Политические и социально-экономические перемены в нашей стране в конце 20-начале 21 вв. коренным образом изменили роль человека в обществе. Человек, его права и свободы признаны высшей ценностью[1]. Именно с человеком, его предприимчивостью и инициативой связываются экономическое благополучие как страны, так и его самого.
Провозглашенные Конституцией РФ частная собственность, свобода предпринимательства создают реальную основу для созидательной деятельности человека, его самореализации. Действующий ГК РФ содержит целый ряд новых положений, ранее неизвестных не только советскому, но и русскому дореволюционному законодательству. В частности, это касается установленной возможности приобретения полной гражданской дееспособности гражданами, не достигшими совершеннолетнего возраста.
Эмансипация несовершеннолетних обусловлена рядом причин:
Успешной реализации данных тенденций способствует возможность получения полной гражданской дееспособности. С правовой точки зрения эмансипированный подросток приравнивается к совершеннолетнему гражданину. В связи с этим возрастает его значимость как личности. Таким образом, учитываются индивидуальные особенности развития подростка, устраняются препятствия равного участия подростка в гражданских правоотношениях наряду с взрослыми. Одинаковое со взрослыми правовое положение эмансипированных подростков проявляется и в равной с ними ответственности за свои действия, что требует очень тщательного подхода к признанию подростков эмансипированными, поскольку не все они готовы взвалить на свои еще не окрепшие плечи вместе с самостоятельностью соответствующие ей обременения. В самостоятельной гражданско-правовой ответственности заложено препятствие, которое могут преодолеть лишь подготовленные для этого подростки. Это обстоятельство должно побуждать лиц, принимающих решение об эмансипации, тщательно относиться к выяснению всех обстоятельств, ведь в самом определении понятия «предпринимательство» заложен риск.
Обратимся к ГК РФ относительно данного вопроса. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.[2]
Действующее законодательство четко не устанавливает возраст, с которого разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. И все же, опираясь на толкование отдельных общегражданских правовых норм, можно выделить отдельные возрастные категории несовершеннолетних, обладающих правом заниматься предпринимательством:
Однако ст. 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", устанавливая перечень документов, предоставление которых необходимо для регистрации лица в качестве предпринимателя без образования юридического лица, содержит указание на нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя при регистрации несовершеннолетних. Соответственно, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе быть зарегистрированы и заниматься предпринимательской деятельностью с единственным условием - согласие родителей, усыновителей или попечителя, что, в свою очередь, связано с предусмотренной в законодательстве возможностью привлечения к ответственности вышеназванных лиц за действия несовершеннолетних.
Другие случаи участия несовершеннолетних в предпринимательских отношениях:
Далеко не каждый подросток может просто так, из-за спонтанного решения стать независимым и дееспособным. Есть причины, которые приводят к эмансипации.
Условиями эмансипации являются[6]:
занятие предпринимательской деятельностью с согласия родителей.
Решения по данному вопросу принимают следующие государственные органы:
Процедура эмансипации.
С заявление об эмансипации могут обращаться:
1. законные представители, которые вправе подать соответствующее заявление в орган опеки и попечительства; в любом случае потребуется согласие несовершеннолетнего, при его отсутствии эмансипация невозможна;
2. несовершеннолетний вправе обратиться в орган опеки и попечительства в силу п. 2 ст. 56 СК РФ (потребуется согласие родителей);
3. при возражении кого-либо из законных представителей, вопрос об эмансипации решается судом; несовершеннолетний, достигший 16 лет, вправе самостоятельно возбудить дело (процессуальная дееспособность)- обратиться с заявлением в суд по месту жительства.[7]
Какие проблемы могут возникнуть?
Необходимые документы.
В органы опеки и попечительства
Заявление несовершеннолетнего об эмансипации – в органе опеки и попечительства вам предоставят образец.
Заявления от родителей, дающих свое согласие на эмансипацию.
Свидетельство о рождении несовершеннолетнего (оригинал и копия).
Паспорт (оригинал и копия).
Паспорта обоих родителей (оригиналы и копии).
В случае отсутствия одного из родителей (одинокая мать, смерть, безвестное отсутствие и др.) – документы об этом.
Подлинник трудового договора / контракта (оригинал и копия).
В случае занятия предпринимательской деятельностью дополнительно:
Свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя (копия).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срок рассмотрения заявления по общему правилу составляет 1 месяц. Законами субъектов РФ также могут быть установлены иные сроки.
Для суда
Трудовой договор несовершеннолетнего с работодателем либо свидетельство о гос. регистрации несовершеннолетнего в качестве ИП. Отказ законных представителей, органа опеки и попечительства от дачи согласия на объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Такой отказ может быть дан письменно законными представителями несовершеннолетнего (отсутствие согласия в письменном виде не влечет отказ суда в принятии заявления).
Если орган опеки и попечительства отказал в эмансипации лица даже при наличии согласия законных представителей, последние вправе подать заявление об оспаривании такого решения в суд в соответствии со ст. 254 ГПК РФ. При удовлетворении заявления несовершеннолетний становится полностью дееспособным с момента вступления решения суда в законную силу.
С вопросом об эмансипации в нашем Белоярском районе я обратился в Отдел опеки и попечительства при администрации Белоярского района главному специалисту Никишкиной Кристине Геннадьевне. Эмансипация, исходя из практики, оказалась крайне редким явлением. Имели место только два случая и оба касались вопросов вступления в брак.
[1] Конституция РФ 1993г. Глава 1 ст. 2.
[2] П.1 Ст. 2 ГК РФ Отношения, регулируемые гражданским законодательством.
[3] П. 2 Ст. 21 ГК РФ Дееспособность гражданина; ст. 27 Эмансипация
[4] Ст. 23 ГК РФ, Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
[5] п. 2 ст. 26 ГК РФ
[6] ГК РФ Ст. 27. Эмансипация
[7] ч. 1 ст. 287 ГПК РФ
Диагностика учащихся 8-11 классов СОШ№1
Диагностика учащихся 8-11 классов СОШ№1 степени готовности к участию в организации собственного бизнеса.
Эмансипация несовершеннолетних для некоторых ребят кажется чем-то заманчивым и интересным. Раннее взросление на самом деле – это не так просто, как кажется на первый взгляд, не имеющему жизненного опыта подростку. Если человек вступает во все права во время совершеннолетия, то как правило, он уже подготовлен к этому моменту, имеет определенный жизненный опыт, навык и способен к самостоятельной жизни. Но, если вступление в права происходит ранее определенного законодательством срока, то важно понимать ответственность, которая вместе с этим ложится на плечи молодому человеку.
Для того чтобы выяснить, насколько современная молодежь заинтересована в создании собственного бизнеса, обладают ли необходимыми качествами предпринимателя, необходимо провести исследование. Была определена возрастная категория учащихся - это ребята 8-11 классов. Выбор объясняется возрастом, близким или находящимся в рамках правового статуса несовершеннолетнего предпринимателя, согласно законодательству РФ, а также актуальностью выбора будущей профессии для выпускников основной общей и средней полной школы в 2016- 2017гг. Участникам было предложено заполнить анкету, которая запущена в федеральной программе по делам молодежи «Ты - предприниматель».[1]Вопросы анкеты[2] адаптированы, исходя их опыта аудитории, которую исследовали.
В анкетировании приняло участие 118 человек из 154, что составляет 77% от общего количества учащихся 8-11 классов. По половому признаку, преимущество среди опрошенных составляли девушки[3] (72чел./61%). Возраст участников диагностики-14-18лет; доля несовершеннолетних составила 93% (110чел.). [4]
Отвечая на вопрос: «Каким вы видите свое будущее?»[5], преобладали перспективы работы в крупной кампании (46 чел./38%) и собственного бизнеса (42 чел./36%); вариант «другое» (8 чел./7%) - названы такие области, как искусство, наука, журналистика, медицина, спорт (знаменитый футболист, боксер), контрактная служба в армии.
Говоря о перспективах занятия бизнесом молодыми людьми, большинство учащихся выбрали вариант «Скорее всего стоит, но это не легко» (75%).[6]
На вопрос «Есть ли у вас бизнес - идея»[7], приоритет за ответом - «не задумывался», стоит заметить, что вариант «да» назвали около 40 % учащихся.
В следующем вопросе, касающемся возможной сферы бизнеса[8], лидером оказалась сфера услуг (52 чел./44%), что продиктовано развитием современного информационного общества, на втором месте - сфера производства (32 чел/27%) и далее – торговля (22 чел./19%).
Главными проблемами на пути создания собственного бизнеса[9], ребята назвали отсутствие стартового капитала (32 чел./27%), информации о программах поддержки ИП (27 чел./23%) и бизнес- плана (25 чел./21%). Из категории «свой вариант ответа»- назывались недостаток опыта, страх не востребованности, слишком много работы, возраст.
Говоря о необходимых качествах, которыми должен обладать предприниматель[10], стоит отметить высокие показатели настойчивости (59 чел./50%), способности отвечать за свои решения (57чел./48%), ориентированности на достижение цели (49 чел./42%), присутствие духа искателя приключений (47 чел./40%), уверенности в себе (41 чел./35%), позитивного отношения к жизни (48 чел./41%), необходимости достижений, собственного роста (42чел./36%).
Анкетирование также показало высокий потенциал креативности (66 чел./56%), способности решать текущие и стратегические задачи (38 чел./32%), готовы и способны учиться (66 чел./56%), не самонадеянны, готовы в случае необходимости обратиться к компетентным специалистам за помощью (70 чел./59%)[11].
Таким образом, диагностика подтвердила высокий потенциал, готовность к риску и наличие необходимых качеств молодых людей к возможному участию в предпринимательской деятельности в перспективе.
Однако, наряду с положительными выводами, обозначились проблемы на пути создания собственного бизнеса: отсутствие стартового капитала, информации о программах поддержки ИП и бизнес- плана. О способах решении данных проблем, возможностях реализации бизнес - идей, поддержке предпринимательства в рамках Белоярского муниципалитета и реализации программ на практике направлена моя работа в следующей главе.
[1] http://molpred.ru/ «Ты - предприниматель»
[2] Приложение 1. Анкета участника федеральной Программы "Ты - предприниматель"
[3] Приложение 2. Диаграмма №1
[4] Приложение 2. Диаграмма №2
[5] Приложение 2. Диаграмма №3
[6] Приложение 2. Диаграмма №4
[7] Приложение 2. Диаграмма №5
[8] Приложение 2. Диаграмма №6
[9] Приложение 2. Диаграмма №7
[10]Приложение 2. Диаграмма №8
[11] Приложение 2. Диаграмма №9
Реализация права на предпринимательскую деятельность
Реализация права на предпринимательскую деятельность.
Право на предпринимательскую деятельность относится к конституционным правам граждан РФ. Данный статус права предполагает реализацию возможностей человека только при условии исполнения государством своих обязательств: принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов соответствующие меры к тому, чтобы обеспечить полное осуществление законодательно оформленных прав и свобод.
От теоретической части своего исследования я решил обратиться к практической - рассмотреть на примере работы органов местного самоуправления Белоярского района реализацию права несовершеннолетних на предпринимательскую деятельность. В рамках данного вопроса состоялась встреча с начальником отдела по развитию предпринимательства и потребительского рынка при администрации Белоярского района. Харкавлюком Сергеем Васильевичем. Он рассказал о стартовых возможностях, программах, направленных на развитие предпринимательства от муниципального до всероссийского уровня.
В 2015г. самым молодым из победителей стал Пучканев Ростислав Олегович - "САКУРА" доставка Японской кухни и Фаст-фуда.
Программа Курса состоит из восьми модулей: мотивация предпринимателей; маркетинг для начинающих; регистрация, кадровая документация, бухгалтерский учёт, налогообложение; управление персоналом; бизнес-планирование; продажи; формы поддержки предпринимательства в Югре; защита бизнес-проектов. Продолжительность обучающей программы – 72 академических часа.
Цель данного курса: формирование личностных и профессиональных компетенций предпринимателя, разработка бизнес-проекта для подачи заявки на получение грантовой поддержки, открытие малого предприятия на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. По окончании курса участники получают сертификаты установленного образца. Обучение основам бизнеса является обязательным для претендующих на получение гранта в администрации Белоярского района. По условиям предоставления поддержки максимальный объем разовой субсидии на становление своего дела составляет сумму не более 300 тысяч рублей.
Регулярно проводятся бесплатные обучающие семинары, круглые столы, тренинги, участниками которых могут быть потенциальные, начинающие и действующие предприниматели. Организаторами являются представители Торгово-промышленной палаты ХМАО-Югры, Фонда поддержки предпринимательства Югры, Белоярского филиала ООО «Окружной Бизнес-Инкубатор».
Обратился я в ходе беседы и с вопросом о самом молодом предпринимателе нашего города. Им оказался Мамаев Никита, 23 года, занимается фото-бизнесом - Mamaev Photography[2]. При личной встрече Никита рассказал свою историю. Из семьи предпринимателей, имеет среднее специальное профессиональное образование на базе Белоярского колледжа - программист. Еще будучи студентом, принимал участие в различных творческих конкурсах. Так в 2011г. в рамках муниципального конкурса молодежной журналистики, посвященного 81 годовщине со дня образования ХМАО-Югры, в направлении «Фотоработы» занял 1 место. Специфика работы программиста превратила выбранную профессию в скучную рутину. И тогда Никита решил превратить свое хобби в бизнес. Обратился в администрацию, закончил обязательные бесплатные 72 часовые курсы начинающего предпринимателя, защитил бизнес- план и получил денежный грант. Далее следовала упрощенная процедура регистрации и в течении семи дней встал на учет в налоговой инспекции как ИП. На выгодных условиях (8%) оформил кредит в «Фонде микрофинансирования Югры» и в течении года его выплатил. На сегодняшний день - независим, занят любимым делом и доволен жизнью.
Анализируя итоги встреч, хочется отметить серьезную реальную работу со стороны органов власти Белоярского муниципалитета по привлечению, продвижению и поддержке начинающих предпринимателей. Молодым людям не стоит бояться рисковать, специалисты разных уровней готовы оказать помощь в вопросах организации бизнеса. Необходимо использовать свои ресурсы, потенциал, реализовывать идеи, для того, чтобы стать не только успешным человеком, но полезным гражданином общества и государства.
[1] ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к постановлению администрации Белоярского района от 21 апреля 2015 года № 445 П О Л О Ж Е Н И Е о порядке проведения на территории Белоярского района конкурса на получение гранта начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства.
[2] http://photobel.ru/- Личный сайт, портфолио Mamaev Photography
Заключение
Заключение
Исследовательская работа по изучению теоретико-правовых и практических норм в развитии предпринимательства РФ завершена. Была изучена литература для понимания теории исследуемого вопроса в области права, экономики, психологии и социологии, отобраны методы исследования и обработки полученных результатов. Используя метод тестирования, проведена диагностика степени готовности учащихся 8-11 классов к возможному участию в организации собственного бизнеса, результаты которой оформлены в виде сводных таблиц и диаграмм.
На основании результатов моего исследования гипотеза нашла свое подтверждение и позволяет сделать следующие выводы:
С целью пропаганды значимости изучаемого мной вопроса на пути к профессиональному успеху молодых людей, в личностном становлении, были проведены классные часы-беседы по теме «Предпринимателями не рождаются», «Правовые аспекты предпринимательства», «Югра – в поддержку предпринимательства», распространены буклеты[1].
Будучи выпускником средней общеобразовательной школы, в рамках дальнейшей профессиональной деятельности в сфере образования, я продолжу более детальное рассмотрение института эмансипации, а также займусь агитационной просветительской работой в рамках участия в молодежном общественном движении.
[1] Приложение 3.
Литература.
Литература.
Информационные ресурсы.
Оглавление
Оглавление
Введение 3
1. Правовой статус несовершеннолетнего: история вопроса 6
2.Правовой аспект несовершеннолетнего предпринимательства в РФ 10
3. Диагностика учащихся 8-11 классов СОШ№1 15
4. Реализация права на предпринимательскую деятельность 17
5.Заключение 21
6.Литература 23
7.Приложение………………………………………………………….………………….….…...25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анкета « Ты - предприниматель»
Цель: определить степень заинтересованности учащихся 8-11 классов в создании собственного бизнеса, наличие качеств, необходимых для предпринимательской деятельности.
Оснащение: лист ответов.
ЛИСТ ОПРОСА №1. Молодежное предпринимательство.
1.Каким Вы видите свое будущее?
А) Хотел бы работать в крупной компании
Б) Хотел бы пойти на госслужбу
В) Хотел бы работать на заводе
Г) Хотел бы заниматься собственным делом (бизнес)
Д) Другое (свой ответ)
2. Как вы считаете, стоит ли молодым людям заниматься собственным бизнесом?
А) Да, безусловно стоит
Б) Скорее всего не стоит, это трудно
В) Скорее всего стоит, но это нелегко
Г) Нет, не стоит, это невозможно
3. Есть ли у Вас бизнес-идея?
А) Да
Б) Нет
В) не задумывался (лась) над этим вопросом
4) В какой сфере бизнеса может (могла бы) быть реализована ваша идея?
А) Производство б) Сельское хозяйство в) Услуги
г) Торговля д) Строительство Е) Другое (свой ответ)
5. Какие ключевые проблемы вы видите для того, чтобы заняться собственным бизнесом?
А) Не хватает образования б)Бюрократия в) Отсутствие стартового капитала
Г) Есть идея, но нет бизнес-плана д) Нет информации о программах поддержки ИП
Д) Нет команды единомышленников е) Другое (свой ответ)
6. Кто вы? А) юноша б) девушка
7.Ваш возраст? А) 14 б) 15 в) 16 г) 17 д) 18
ЛИСТ ОПРОСА №2: Обладаете ли вы необходимыми качествами предпринимателя.
Инструкция: Выразите степень своего согласия с предложенными суждениями.
| Пока нет (а) | Иногда (б) | По большей части (в) | Всегда (г) |
1.Я страстно преследую свои цели. |
|
|
|
|
2.Во мне есть дух искателя приключений. |
|
|
|
|
3.Я нуждаюсь в достижениях. |
|
|
|
|
4.Я уверен в себе. |
|
|
|
|
5.Я – инициатор (я сфокусирован на своем плане). |
|
|
|
|
6.Я ориентирован на цель. |
|
|
|
|
7.Я – новатор, творческая и многогранная личность. |
|
|
|
|
8.Я настойчив, не сдаюсь просто так. |
|
|
|
|
9.Я энергичен и умею много работать. |
|
|
|
|
10 Я позитивно мыслящий человек. |
|
|
|
|
11.Я люблю выдвигать инициативы. |
|
|
|
|
12. Я обладаю способностью отвечать за свои решения перед самим собой. |
|
|
|
|
ЛИСТ ОПРОСА №3: Обладаете ли вы необходимыми качествами предпринимателя.
Инструкция: Выпишите цифры качеств, свойственные Вам
1. Я способен справляться с делами и решать текущие вопросы, многие из которых могут меняться в масштабах и усложняться. |
2. Я могу проявлять креативность, принимая решения и занимаясь делами. |
3. Я не боюсь обратиться за помощью к профессионалам. |
4. Я могу заниматься несколькими делами одновременно. Я понимаю, что часто надо сделать больше дел, чем позволяет время, поэтому я вынужден браться за множество дел. |
5. Я не позволяю поражениям сбить меня с ног. Я понимаю, что время от времени поражения случаются и к любому вызову обстоятельств отношусь позитивно. |
6. Я устанавливаю цель и фокусируюсь на ней. |
7. Я фокусируюсь на том, что действительно важно и что помогает мне достичь цели. |
8. Я знаю, что занимаюсь рискованным и непростым делом. Если бы все было просто, многие бы уже протоптали эту дорожку. |
9. Самое главное, я умею учиться «по ходу пьесы». Я не могу знать все в самом начале, в самый первый день. Я знаю, что, несмотря на планирование, все не предусмотришь и мне придется учиться и узнавать много нового, шаг за шагом. |
ЛИСТ ОПРОСА №3: Обладаете ли вы необходимыми качествами предпринимателя.
Инструкция: Выразите степень своего согласия с предложенными суждениями.
| Пока нет (а) | Иногда (б) | По большей части (в) | Всегда (г) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Анализ полученных данных по итогам анкетирования учащихся 8-11 классов
( данные в диаграммах - количество человек)
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Диаграмма 7
Диаграмма 8
Диаграмма 9
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
Г. БЕЛОЯРСКИЙ
Проект в номинации №7: «Исследовательские проекты»
Тема проекта:
Правовой статус несовершеннолетнего предпринимателя: теория и практика.
Автор проекта:
Серый Андрей Михайлович
СОШ№1 г. Белоярский
Класс:11
Научный руководитель проекта:
Ступаченко Наталья Викторовна
Место работы: СОШ №1 г. Белоярский
Должность: учитель истории, обществознания
Белоярский
2016г.
Заповеди детства и юности
Можно от Солнца уйти...
Рукавичка
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Нас с братом в деревню отправили к деду...