Нарушение прав человека в сказках.
Вложение | Размер |
---|---|
narushenie_prav_cheloveka_v_skazkah_aul_adeliya.docx | 30.75 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горная средняя школа»
Исследовательская работа
Нарушение прав человека в сказках
Автор: Ауль Аделия Викторовна, ученица 5 класса
Руководитель: Шарафиева Оксана
Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
Ачинский район, п.Горный
2017 год
Содержание:
Аннотация…………………………………………………………3стр.
- Введение:
- Актуальность
- Постановка и формулировка проблемы
Цель
Задачи
Методы
3. Заключение……………………………………………............9-10стр.
- Результаты.
- Выводы.
- Возможная область применения.
4. Список литературы……………………………………………..11стр.
Аннотация
Работа представляет собой исследование детских сказок и поведения героев с точки зрения нарушения прав человека. Сказка несёт в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую основывается на уважении к своим предкам. Так или иначе, сказочный сюжет передаёт менталитет нации, создавшей её.
Очень часто мы встречаем в сказках ситуации, в которых угнетается один персонаж другим (Колобок и Лиса, Волк и Красная Шапочка, Дюймовочка, Лягушка, Лиса и Волк и многие другие).
В процессе исследования было проведено анкетирование, результаты которого представлены в презентации. Эта работа создавалась для того, чтобы показать ребенку и его родителям, что «зачатки» юридической грамотности закладываются еще в раннем детстве во время чтения сказок.
1.Введение.
Актуальность
Сказка несет в себе важную информацию, которая передается из поколения в поколение. Вера в нее основывается на уважении к своим предкам.
Так или иначе сказочный сюжет передает мировоззрение того народа, что создал ее.
Очень часто встречаются в сказках ситуации, в которых нарушаются права тех или иных персонажей
(Колобок и Лиса, Волк и Красная шапочка, Золушка и ее мачеха и многие другие)
Проблема: Сказка изначально учит добру и добрым поступкам, но и одновременно демонстрирует неосознанное нарушение прав человека.
С, права тех или иных персонажей
(Колобок и Лиса, Волк и Красная шапочка, Золушка и ее мачеха и многие другие)
в себе важную информацию, которая передается из поколения народа, что создал часто встреча
2.Основное содержание
Кто из нас не любит сказки? Они нравятся не только детям, но и взрослым, так как в чудесных сказочных событиях можно увидеть многое из нашей реальной жизни. Можно найти ответы на некоторые важные вопросы, можно просто забыть о проблемах и представить себя в удивительном мире, полном чудес, тайн и волшебства, и понять, что сказка очень близко, она рядом. Сказочные герои (Иван-дурак, Золотая Рыбка, Баба-Яга, Царевна-Несмеяна и другие) настолько знакомы нам с детства, что стали нарицательными понятиями: мы говорим «худой как Кощей Бессмертный», «ленивый как Емеля», «жадный как старуха из сказки А. С. Пушкина».
Настолько ярок, выразителен, образен язык сказок! Несмотря на его видимую простоту, понятную даже маленьким детям, в сказках все неслучайно, все имеет особый смысл, хранит тайну.
Я решила заглянуть в эту тайну с точки зрения правовых нарушений.
Цель: Анализ отдельных сказок и поступков сказочных героев с точки зрения нарушения статей Конституции РФ.
Задачи:
Методы исследования:
Предмет исследования: детские сказки
Объект исследования: поведение героев в сказках
Гипотеза: Предположим, что сюжеты сказок демонстрируют нарушения прав человека.
Свое исследование я начала с того, что перечитала некоторые сказки разных авторов с целью найти правовые нарушения. Сказка – это «повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил».
Найденные правовые нарушения я отразила в таблице, в которой описаны примеры, когда права ребенка нарушаются.
Автор произведения | Название сказки | Что произошло | Что нарушено |
Шарль Перро . | Красная Шапочка. | 1. Мама Красной Шапочки пошла на хитрость и напугала дочку, что в лесу живет волк, при этом отпустила ребенка без сопровожде - ния взрослых. 2.Волк проглотил Красную Шапочку, притворившись бабушкой. | Право на защиту Злоупотребление трудом. Покушение на жизнь ребенка |
Шарль Перро | Золушка. | 1. Мачеха невзлюбила падчерицу и взваливала на нее много работы. 2.Сводные сестры унижали ее, насмехались над ней. 3. Спала она на чердаке, под самой крышей, на тоненькой подстилке. У её сестриц спальни были с паркетными полами, с пуховыми постелями и с зеркалами от пола до потолка. 4. Золушка нарушила время нахождения на улице. | Эксплуатирование ребенка. Унижение ребенка. Ребенок имеет право жить благополучно. Нарушение комендантского часа. Ненормированный рабочий день. Злоупотребление трудом ребенка. |
Ганс Христиан Андерсен | Дюймовочка | 1. Хотели силой выдать замуж. 2. Мышь заставляла работать Дюймовочку. 3.Мышь угрожала жизни. | Несовершеннолетняя не имеет права выходить замуж не раньше18 лет. Взрослые не имеют права заставлять вступать в брак без согласия детей. Злоупотребление трудом. Угроза жизни. |
С.Я. Маршак | Двенадцать месяцев. | 1.Мачеха послала падчерицу зимой искать подснежники. 2.Сводная сестра намекнула, что если она пропадет, то никто не будет жалеть ее. | Злоупотребление трудом ребенка. Угроза жизни ребенка. |
Толстой А.Н. . | Буратино. | 1.Карабас Барабас угрожал куклам и Буратино. 2. Кот Базилио и Алиса лиса не дали ему пойти в школу. И хотели забрать его деньги. 3. Похищение Мальвины и Пьеро. | Шантаж. Покушение на жизнь ребенка. Похищение. Не дали воспитание |
Эдуард Успенский | Простоква- шино
| 1. Родители не позволили животного завести. | Свобода мнения |
Так какие же статьи Конституции РФ были нарушены?
Вместе со своим руководителем мы проанализировали отдельные поступки героев и в других сказках и сопоставили их со статьями.
Сказка «Заюшкина избушка»
Статья 139. Нарушение неприкосновенности жилища - «лиса попросилась у зайца переночевать, да его из избушки и выгнала».
Сказка «Золушка»
Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина
Сказка «Колобок»
Статья 105. Убийство «колобок прыг лисе на нос, а лиса его – гам! – и съела».
Сказка «Буратино»
Статья 104.1. Конфискация имущества.
Статья 159 Мошенничество.
Сказка «Лягушка-путешественница»
Статья 13
1. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства.
2. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину.
Сказка «Волк и семеро козлят»
Статья 12
Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь посягательства на честь и репутацию.
Статья 3
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Сказка «Дюймовочка»»
Статья 54 Дюймовочка имела право жить с родителями, но ей не давали этого права
Сказка «Красная Шапочка»
Статья 128.1 Волк обманул Красную шапочку в своих корыстных целях.
Результаты анкетирования:
Анкетирование было проведено среди учеников 5 - 6 классов.
Вопросы:
1).Как вы считаете, нарушаются ли права человека в сказках?
2) Можете ли вы привести примеры сказок, в которых нарушаются права человека?
3) Как Вы считаете, в вашей семье соблюдаются права ребенка?
Ответы:
На вопрос №1 ответили: «ДА» - 15 человек, «НЕТ» - 5 человек
На вопрос №2 смогли дать ответ – 10 человек, не смогли – 10 человек
На вопрос №3 ответили: «ДА» - 17 человек, «НЕТ» - 3 человека
По результатам анкетирования мы сделали выводы: 75% считают, что нарушаются права человека в сказках; 50% могут привести примеры таких сказок; 83% считают, что в их семье права ребенка соблюдаются.
Выводы:
В сказках ярко показаны судьбы героев, их отношения, характеры.
Они знакомят нас с правами и обязанностями. Сюжеты сказок отражают нарушения прав человека. Я считаю, что моя исследовательская работа полностью подтвердила выдвинутую гипотезу: сюжеты сказок демонстрируют нарушение прав человека.
Это исследование уже привлекло внимание учеников к умению правильно ориентироваться в различных правовых ситуациях. Перспективы исследования мы видим в изучении нарушения прав ребенка в других
литературных произведениях, а также в кино.
Работа может быть интересна и полезна учащимся школ при изучении прав
ребенка в рамках школьной программы (на уроках права, обществознания, истории), родительских собраниях, классных часах, а также всем интересующимся этой проблемой.
1.Ю.Г. Круглов. Русские народные сказки том 1. Сказки о животных. Волшебные сказки. Второе издание. Москва. Советская Россия, 1992
2. Бажов, Павел Петрович- М.: Астрель, 2014.
3. Братья Гримм. Сказки. - М.: Русич, 2013.
4. Джоан Виндж. Снежная королева. - М. АСТ, 2003.
5. Конституция РФ. – Спб.: Питер 2013.
6. Маршак, Самуил Яковлевич. Двенадцать месяцев. - М. АСТ. 2014.
7. Перро, Шарль. Сказки. М.: РОСМЭН, 2014.
8. Семейный кодекс РФ.- СПб. Питер 2013.
9. Толстой А.Н. Приключения Буратино или Золотой ключик М.: Юнион, 2008
10. Трудовой кодекс РФ. СПб.: Питер 2013.
11. Уголовный кодекс РФ. - СПб. Питер 2013.
12.Андерсен, Ганс Христиан. - М.: Эксмо, 2014.
13.http://allstatepravo.ru/
14.http://www.constitution.ru/
Снег своими руками
Ласточка
Серебряное копытце
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Лягушка-путешественница