История родного города
Вложение | Размер |
---|---|
k_80_letiyu_saratovskoy_oblasti.docx | 23.05 КБ |
Введение:
Мне 9 лет, я живу в городе Ртищево. Маленький уютный провинциальный городок, как тысячи городов нашей огромной. Мой город мне очень дорог. Здесь я родился, пошёл в школу, у меня появились друзья. Люблю свой город за тихие улицы, за красивый фонтан на площади перед административным зданием, за детские площадки, где можно поиграть, за старый парк Культуры и отдыха, куда ходили гулять не только мои родители, но и бабушка с дедушкой и даже прабабушка. Я горжусь своими земляками, которые воевали на фронте во время Великой Отечественной войны. Многих из них уже нет в живых, но мы им благодарны за сегодняшнее мирное небо. Я мечтаю стать военным и защищать свою Родину как молодые ребята, которые ценой своей жизни сохраняли мир на планете в горячих точках.
Основная часть:
Я никогда не задумывался, как и когда появился мой город, почему у него такое название. Мне захотелось узнать о его истории.
Вместе с классным руководителем я провёл социологический опрос в школе. Среди опрошенных учащихся начальной школы, на вопрос «Знаете ли вы, почему у нашего города такое название?» ответить смогли 3% опрошенных, среди учащихся среднего звена - 15%, среди старшеклассников – 80% учащихся. Учитель истории посоветовал мне прочитать книгу о Ртищеве, написанную А. А. Громовым. Он много лет был руководителем Ртищевского района.
Из этой книги я узнал, что история Ртищева начиналась дважды. Первый раз – в ХVII веке, в процессе раздачи бесхозных прежде земель служилым людям. Одним из первых русских поселений в долине реки Хопёр и было Ртищево. Правда, под другим именем. Сначала оно называлось селом Покровским, по имени стоящей здесь с 1666 года церкви. А уже в 1723 году село досталось представителю древней фамилии Ртищевых. Новый помещик населил село крестьянами из других своих имений, и с течением времени первое имя как-то забылось и село стало именоваться исключительно по фамилии хозяина. Потом Ртищево не раз меняло владельцев, но славное имя уже закрепилось навеки. Определённой казалась и судьба поселения, заданная плодородностью местных земель.
Второе рождение Ртищева относится к ХIХ веку. Когда желание обустроить Россию перешло в план создания сети железных дорог на её необъятной территории, географическая точка неподалёку от исторического села оказалась востребованной. Новое имя искать не стали и назвали «станция Ртищево». С этого момента естественное использование природных ресурсов для Ртищева стало отходить на второй план. Железная дорога оказалась судьбой для этого места и имени. Ещё некоторое время село и станция существовали как бы отдельно друг от друга, но скоро станция стала более известна и включила село в своё пространство. А шум железной дороги стал фоном жизни местных жителей.
Станция Ртищево возникла не столько по замыслу, сколько по необходимости. Линия от Кирсанова до Саратова должна была пройти через Сердобск, но прокладке путей помешала пойма реки, поэтому станцию пришлось организовывать на пустом месте. Практически в чистом поле развернулось строительство большого пассажирского здания и депо для смены паровозов и кондукторских бригад.
Сейчас уже нельзя представить всю степень фантастичности реализуемого проекта для местных жителей. Само новое строительство определялось потребностью в перевозке стратегического сырья – угля Донбасса и уральской руды, таким образом, новый железнодорожный узел оказался жизненно важным для страны.
Не удивительно, что на некоторое время история Ртищево есть почти исключительно история развития транспортного узла. В 1899 году именно здесь была построена первая в России сортировочная горка – новшество, позволявшее значительно повысить производительность труда. В 1900 году началась постройка газового завода, а в 1904 году заработала электростанция.
По данным 1875 года в пристанционном посёлке Ртищево проживало 886 человек, а к 1912 году население достигло уже 6000. Станция стабильно развивалась и могла похвалиться довольно развитым железнодорожным хозяйством: паровозным депо, мастерской для мелкого ремонта паровозов, электростанцией, хлебным складом и элеватором.
Железная дорога оставалась центром жизни. В посёлке же до начала ХХ века было всего шесть кирпичных домов. Улицы были немощёными, без тротуаров, непролазная грязь стояла даже летом. Старое дореволюционное Ртищево застраивалось без планировки, стихийно. Избы ставили кто где хотел. Все стремились поселиться поближе к станции. Рядом с добротными домами ютились времянки, лачуги, даже землянки. Долго стояли и рабочие бараки. Самыми заметными сооружениями были двухэтажный вокзал - символ начала второй истории Ртищева, высокая водонапорная башня и церковь Александра Невского.
Жизнь при железной дороге, в служении железной дороге имеет свои плюсы и минусы. Первая мировая война, революция, Гражданская война... Всё досталось на долю железной дороги и людей, существующих при ней. Боевые действия проходили главным образом по линии железных дорог, бои велись за железнодорожные узлы. По рельсам страны разъезжали бронированные поезда.
В 1920 году Ртищево было преобразовано в город. К этому времени здесь проживало около 10 тысяч человек, в 1934 году – около 24 тысяч человек. Город менялся, он всё больше ощущал себя именно городом. В 1935 году был построен Дворец культуры, произведены попытки мощения улиц, появилась городская пожарная охрана, местная газета «Путь Ленина». Изменения в транспортной системе страны меняли жизнь города. Интенсивность движения и значение станции всё время повышались.
Казалось, так и будет дальше. Но дальше была война, бомбёжки 1942 года, потоки эвакуированных на восток, потоки вооружения и войск на запад, Сталинградская битва. Более 10 тысяч ртищевцев ушли на фронт, из них 20 Героев Советского Союза. В память о тех страшных днях на центральной площади города возле Дворца культуры (сейчас Городской культурный центр) установлен мемориальный комплекс с 15-ти метровым обелиском «Никто не забыт, ничто не забыто», мраморными досками, на которых выбиты фамилии всех тех, кто не вернулся с войны. А на месте возвышавшейся когда-то на высоком постаменте зенитной 37-мм автоматической пушки (в память о воинах 243 артдивизиона, защищавших ртищевское небо) сейчас установлен памятник «Детям войны».
Статус города изменился ещё в 1944 году. Ртищево стало городом областного подчинения. Хотя ему, наверное, нужен был особый статус – города железнодорожного. Главными событиями послевоенного времени для города стали замена паровозов на тепловозы, а затем - электрификация дороги. При этом город рос и строился. Со временем здесь появилось новое производство: завод «Гигровата», швейная фабрика, перопуховая фабрика, завод «Аргон», мясокомбинат (выросший из беконного завода, основанного ещё в 1914 году), маслодельный завод, птицефабрика, хлебозавод и др. К сожалению, в настоящее время многие предприятия города прекратили своё существование.
О своём городе во времена Великой Отечественной войны я узнал на экскурсии в Краеведческий музей. Мне удалось даже «побывать» в домах крестьянина и железнодорожника. Увидеть их быт. Экскурсовод рассказал нам, как защищали наш город от фашистских бомбёжек, как спасли стратегически важный железнодорожный узел. Самым интересным для нас было представить себя военным в блиндаже. Нам дали каски и предложили пройти по окопам в блиндаж.
Сейчас, в ХХI веке, понятно, что железные дороги являются одним из самых удачных способов перемещения в пространстве, освоенных человеком. Мир становится всё более мобильным, и железные дороги необходимы такому миру. Вполне возможно, что для городов, выросших при железных дорогах, всё ещё впереди.
«Ртищево моё не варит стали и в забое уголь не кайлит, рельсами связав крутые дали, день и ночь составами гремит…» Так сказал о своём городе один ртищевский поэт – Алексей Порошин, дав ему очень точную характеристику: связав российские дали, городок Саратовского Правобережья гремит железнодорожными составами без устали и днём, и ночью. Не отличающийся ни обширностью занимаемого пространства, ни большим населением, он стал, однако, крупным в России железнодорожным узлом, связавшим все четыре стороны нашего государства, стал его железнодорожным перекрёстком.
Заключительная часть
В поисках ответа на свой вопрос, я узнал не только историю происхождения названия своего города, но и многое из его истории, познакомился с интересными людьми, прочитал книги о любимом городе. Теперь я знаю, что Ртищево – это не только город, в котором я родился и живу, но это город с уникальной историей, которым можно гордиться.
Проектная работа на тему:
«Ртищево прошлое и настоящее»
Автор проекта Бабкин Дмитрий
учащийся 3 б класса
МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской области»
Руководитель проекта Вилочкова Лариса Ивановна
План:
Проблема: нужно ли знать современным жителям города Ртищево его историю?
Тема проекта: «Ртищево прошлое и настоящее»
Гипотеза: я считаю, что необходимо знать историю не только своей страны, но и историю своего города в котором ты родился и живёшь.
Цель: узнать историю происхождения города Ртищево.
Задачи: 1. Провести социологический опрос.
2. Посетить краеведческий музей.
3. Найти информацию в книгах о городе и интернете.
Ласточка
За чашкой чая
Лупленый бочок
Кто грамотней?
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью