Данное исследование посвящено проблеме роли наименований коммерческих предприятий в формировании языкового облика современного родного города. Анализируя эмпоронимы города Белинского, ученица ставит перед собой задачи:
1) конкретизация места эмпоронимов в эпиграфике современного города;
2) выявление смысловой нагрузки эмпоронимов и причин их возникновения и др.
В работе проводится фукциональная и тематическая классификация эмпоронимов, анализ мотивов выбора наименований коммерческих предприятий, делается вывод о том, насколько правдив портрет города и его жителей, созданный благодаря эмпоронимам.
Работа была прдставлена на муниципальном этапе научно-практической конференции "Старт в науку"в 2016 году и заняла III место.
Вложение | Размер |
---|---|
emporonimy.pptx | 813.9 КБ |
Слайд 1
Автор: Щеголева Татьяна, у ченица 11 класса МОУ СОШ №1 г . Белинского Пензенской области Научный руководитель: Раткина С. В., у читель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Научно-исследовательская работа Роль эмпоронимов в создании портрета современного города БелинскогоСлайд 2
Цель исследования - выявление роли наименований коммерческих предприятий в создании портрета города . Задачи: Изучение значения термина « эмпороним »; Конкретизация места эмпоронимов в эпиграфике современного города; Изучение специальной литературы по данной теме; Выявление смысловой нагрузки эмпоронимов города Белинского и причин их возникновения; Проведение исследования на базе анализа эмпоронимов и их роли в формировании общего облика города.
Слайд 3
Объект исследования - наименования коммерческих предприятий, владельцами которых являются индивидуальные предприниматели современного города Белинского. Предмет исследования – смысловая нагрузка исследуемых эмпоронимов. Методы исследования : анализ и синтез теоретического материала, лингвистические методы (описательный, сопоставительный, сравнительный, наблюдение, обобщение).
Слайд 4
Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью роли эмпоронимов в формировании облика современного города и его населения. Практическая значимость работы состоит в использовании материалов настоящего исследования в разработке элективных курсов, факультативных занятий и открытых уроков, классных часов, на школьной конференции, в плане мероприятий при проведении декады русского языка и литературы.
Слайд 5
Гипотеза : эмпоронимы современного города Белинского являются важным фактором, формирующим облик города, и позволяют создать представление о духовно-нравственных и материальных ценностях жителей города Белинского.
Слайд 6
Эмпороним (от греч. « εμπόριο » – «торговля» + « όνομα » - имя, буквально: «торговое имя») – наименование коммерческого предприятия, предприятия купли-продажи. Эмпоронимия – раздел эргонимии , изучает способы образования и бытования наименований торговых предприятий. Эргонимия – раздел ономастики, изучающий наименования деловых объединений людей. Понятие об эмпоронимах
Слайд 7
Согласно классификации Т. В Шмелевой, наименования коммерческих предприятий зависят от: Субъекта (того, кто продает); Объекта (того, что продается); Адресата (того, кто покупает); Прямой ассоциации с ассортиментом предлагаемых товаров и услуг (например, «Океан» - магазин мореподуктов ); Локатива (место осуществления купли-продажи); Темпоратива (времени осуществления купли-продажи Функциональная классификация эмпоронимов
Слайд 8
Основа тематики эмпоронима Пример Личное имя «Татьяна», «Коркунов» Род занятий, увлечение, возраст, социальный статус и др. особенности человека «Малыш», «Светска я львица », «Строитель», «Рукодельница» Природные объекты «Океан», «Красные холмы», «Весна» Отвлеченные понятия «Престиж», «Фортуна» Вещественные понятия «Молоко», «Шоколад» Предметная лексика «Чернильница», «Обувь» Мифологические, сказочные, литературные, библейские персонажи и понятия «Венера», «Лель», «Снежная королева», «Райский сад» Топонимы и отсылка к конкретному месту в городе «Застава», «Окружной» Тематическая классификация
Слайд 9
Информируют потенциального покупателя об ассортименте предлагаемых товаров; Дают представление о владельцах коммерческих предприятий; Позволяют судить о товарах, пользующихся наибольшим спросом в городе, а следовательно, и о материальном достатке и духовных ценностях горожан; Дают представление об отношении к языку. Роль эмпоронимов в формировании облика города
Слайд 11
Функциональная классификация эмпоронимов города Белинского
Слайд 12
Тематическая классификация эмпоронимов города Белинского
Слайд 13
Н а выбор наименования коммерческого предприятия влияют: Желание заинтересовать потенциального покупателя (мотив рекламы); Желание включить свое имя или имя близкого родственника в наименование (мотив успеха); Желание связать наименование с историческим фактом (мотив традиции); Желание связать название с конкретным местоположением (мотив локальный); Желание вызвать у потенциального покупателя позитивные эмоции (мотив позитива). Мотивы выбора наименования коммерческого предприятия
Слайд 14
Мотивация в выборе наименования
Слайд 16
Мы чтим языковые традиции; Любим вкусную и разнообразную еду, предпочитаем готовить сами дома; Большое внимание уделяем благоустройству жилища; Семья и дети для нас очень важны; Большинство из нас имеет личный транспорт, на уход за которым не скупимся; Стремимся к жизненному успеху и не стесняемся заявить о себе; Добрые, позитивно настроенные, оптимистичные люди. Наш « эмпоронимический » портрет
Проказы старухи-зимы
Самодельный телефон
Рисуем "Осенний дождь"
Мастер-класс "Корзиночка"
Марши для детей в классической музыке