Данная научно-исследовательская работа посвящена всестороннему анализу речевых ошибок и недочетов, распространенных среди жителей Белинского района Пензенской области. В ходе исследования ученица не только анализирует наиболее распространенные ошибки, но и приводит их классификацию, выявляет причины, указывает меры профилактики ошибок, проводит социологический экспресс-опрос, в ходе которого не только выявляет частотность ошибок разных видов, но и выясняет, насколько важно для сверстников обладать грамотной речью. Работа была представлена на муниципальном этапе научно-практической конференции "Старт в науку" в 2014 году и заняла III место.
Вложение | Размер |
---|---|
gramotnaya_rech.ppt | 1.3 МБ |
Слайд 1
Выполнила : ученица 9б класса МОУ СОШ №1 Г. Белинского Щеголева Татьяна Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Раткина Светлана ВладимировнаСлайд 2
Цель: всесторонний анализ речевых ошибок и недочетов, характерный для жителей города Белинского и Белинского района. Задачи: Провести исследование, выявляющее типичные ошибки в речи жителей Белинского района Провести социологический опрос среди учащихся МОУ СОШ №1, в ходе которого выявить проблемы речевого характера и отношение школьников к вопросу о грамотности речи. Указать причины типичных речевых ошибок и недочетов. Найти и указать меры профилактики речевых ошибок. Воспитывать любовь и уважение и бережное отношение к родному языку.
Слайд 3
«Для образованных людей… недостаточно знать одну сторону грамматики – правописание, которое является лишь мертвым языком книг. Нужно знать и нужно научиться наблюдать важнейшие явления живой речи. Это должно лежать в основе изучения родного языка». В. И. Чернышев, ученый-лингвист, философ, педагог
Слайд 4
« По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь писать и читать». А. П. Чехов, русский писатель
Слайд 5
Что такое речевая ошибка «Речевая ошибка - неудачно выбранное слово, а так же неправильно построенное предложение». М. Р. Львов « Любое неудачно выбранное слово, а так же неправильно построенное предложение следует считать речевой ошибкой» С. Н. Цейнтлин
Слайд 6
Т.А.Ладыжеская делит «речевые недочеты» на две подгруппы: ошибки и недочеты. “Ошибка” – это значительное нарушение требований правильности речи. В то время как “недочет” – это незначительное нарушение рекомендаций по отношению к понятию о точной и выразительной речи.
Слайд 7
Вид ошибки Пояснение 1. Орфоэпические ошибки ошибки, связанные с отступлением от нормы в произносительной системе языка 2. Грамматические ошибки: -в словоизменении; - в словообразовании; - в синтаксисе ошибки, обусловленные нарушением грамматических правил языка 3. Лексические и лексико-грамматические ошибки неправильности и неточности в употреблении отдельных слов, незнания значения слов, неуместное употребление иностранных слов и выражений 4. Плеоназм дублирование в словосочетании некоторого элемента смысла, наличие во фразе некоторых языковых форм, имеющих одинаковое значение 5. Тавтология содержательная избыточность высказывания, проявляющаяся в сочетании или повторении одних и тех же или близких по смыслу слов
Слайд 8
Типичные орфоэпические ошибки в речи жителей города Белинского и Белинского района (неверное ударение) Ошибочный вариант Правильный вариант звОнит, позвОнит, созвОнимся звонИт, позвонИт, созвонИмся бантЫ, тортЫ. шарфЫ, шприцЫ бАнты, тОрты, шАрфы, шпрИцы обеспечЕние обеспЕчение ходатАйство ходатайство катАлог каталОг красивЕе красИвее вклЮчим, подклЮчим, заклЮчим включИм, подключИм, заключИм
Слайд 9
Ошибки в произношении усечение окончаний глаголов 3-го лица на стыке [ а ] и [ j э]: падат, бегат, летат и т.п произнесение [ с ’ а ] вместо [c’] на конце возвратных глаголов: 1-го лица боюся, деруся, смеюся и т.п. произнесение вместо одной фонемы другой, что не связано с особенностями орфографии: [Чижало], а не [Т’ижыло] [Щикатур’ит’], а не [ШТукатур’ит’] [п’иНжак], а не [п’иДжак] [Ин’игдот], а не [Ан’игдот] [ краск ’ Им ’ и ] вместо [ краскАм ’ и ]
Слайд 10
Грамматические ошибки Ошибки в словоизменении : образование падежных форм числительных пятИстами рублями вместо пятьЮстами; в стаХ километрах вместо в стА километрах; двумЯМИ руками вместо двуМЯ руками обОими ногами вместо обЕими руками
Слайд 11
образование падежных форм несклоняемых существительных много польт вместо много пальто , ходить в бигудЯХ вместо ходить в бигуди , нет жалюзЕЙ вместо нет жалюзи и т.д.; образование несуществующих глагольных форм едь или ехай вместо поезжай; надо бечь вместо надо бежать, а также побегла вместо побежала; мы хочем, они хочут, вы хочете вместо мы хотим, они хотят, вы хотите; ложить вместо класть;
Слайд 12
образование падежных форм некоторых притяжательных местоимений, которые не должны склоняться ихние дети вместо их дети, ейный паспорт вместо ее паспорт образование форм без учета должного чередования согласных ( ляжь вместо ляг, текет вместо течет, пекет вместо печет, стригет вместо стрижет )
Слайд 13
Ошибки в словообразовании образование форм сравнительной степени прилагательных и наречий красивше вместо красивее, хужее вместо хуже; более добрее вместо более добрый;
Слайд 14
Ошибки синтаксические употребление предлогов благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор с существительным и местоимениями в родительном падеже : согласно приказа вместо согласно приказу, благодаря эффективных мер вместо благодаря эффективным мерам, вопреки рекомендаций вместо вопреки рекомендациям и. т. д
Слайд 15
нарушение согласования определяемого слова с определением : рассмотреть вопросы, касающиХся отдыха; горячЕЕ кофе вместо горяИЙ кофе, вкуснЫЙ какао вместо вкуснОЕ какао, хорошАЯ шампунь вместо хорошИЙ шампунь нарушение управления: оплатить за покупку, беспокоиться за сына, подать на суд
Слайд 16
Плеоназм только лишь мне, молодой юноша, очень прекрасный, красивый и прекрасный, отважный храбрец очень малюсенький котенок
Слайд 17
Тавтология случился случай, рассказывал рассказ, писатель описал зазвонил звонок в повести повествуется
Слайд 18
Результаты социологического опроса
Слайд 19
Для чего нужно владеть нормами речи?
Слайд 20
Важно ли обладать грамотной речью?
Слайд 21
Исторические причины Причины речевых ошибок Стремление к экономии языковых средств Стремление к «единому стандарту» Языковая небрежность
Слайд 22
Методы устранения речевых ошибок Пусть в каждом доме настольной книгой станет орфоэпический словарь!
Слайд 23
Во все времена чтение художественной литературы было лучшим способом овладеть языком и речью…
Слайд 24
Метод Людмилы Вербицкой
Самодельный телефон
Всему свой срок
Рисуем пшеничное поле гуашью
Ручей и камень
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский