Очень интересная занимательная игра для 5 -х классов при изучении истории Древнего Египта
Вложение | Размер |
---|---|
творческий проект по истории | 467 КБ |
создание музейной экспозиции | 76.75 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Творческий проект:
«Изучение истории Древнего Египта через игры»
Выполнил: обучающийся 8 класса Куликов Антон Руководитель: учитель истории Желнина И.Г | |
Южноуральск, 2017 г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………… | стр. 3 | |
Глава 1 | Настольные игры………………………………………………… | стр. 4 |
1.1 | История возникновения развития настольных игр | стр. 4 |
1.2 | Классификация и структура современных настольных игр | стр. 6 |
Глава 2 | Практическая работа по созданию настольной игры «Загадки фараона» ……………………………………………………….. | стр. 9 |
2.1 | Этапы работы над созданием настольной игры «Загадки фараона»…..................................................................................... | стр. 9 |
2.2 | Описание настольной игры «Загадки фараона»……………… | стр. 10 |
2.3 | Апробация и отзывы о настольной игре «Загадки фараона»… | стр. 11 |
Заключение…………………………………………………….. | стр. 12 | |
Информационные источники………………………………….. | стр. 13 | |
Приложение…………………………………………………… | стр. 14 |
Введение
История в пятом классе - предмет трудный. Надо не просто знать факты, даты, имена. История часто ставит вопрос – почему именно так произошло, учит сравнивать, обобщать. В начальной школе мы изучаем этот предмет отдельным курсом или в составе курса «Окружающий мир».
По истории Древнего мира изучается: общее знакомство с историей как наукой, системой летоисчесления, с первообытнообщинным строем жизни древних людей,древние государства: Египет, Месопотамия, Финикия, Палестина, Ассирия, Персия, Индия, Китай, Греция и Рим. Ученики 4 класса должны не просто выучить крупнейшие события древней всемирной истории, но и понимать их роль в истории. Проблемой стало изучение и запоминание большого количества информации по истории древних цивилизаций, поэтому я стала искать способы ее изучения.
Ученым известно, что ещё в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Все обдумав, я решил предложить пятиклассникам закрепить знания по истории Египта, а так же провести эксперимент с одноклассниками и проверить их знания по истории 5 класса.
Темой моей работы является «Изучение истории Древнего Египта через игры».
Объект исследования: настольные игры
Предмет исследования: история Египта.
Цель исследования: изучение исторической информации учащимися 4 классов с помощью игровой деятельности, настольных игр.
Я поставил перед собой следующие задачи:
Основные методы исследования: сравнение, сопоставление, классификация, наблюдение, моделирование.
Практическая значимость проекта - созданиие настольной игры «Загадки фараона».
Актуальность проекта заключается в выборе оригинальной, интересной и модной формы познания культуры и истории Древнего Египта – настольной игры-викторины.
Глава 1 Настольные игры
Не секрет, что все дети любят играть. Особой популярностью сейчас пользуются настольные игры. Уже доказано, что дети, которые играют в игры:
Так думают взрослые, а нам, детям, просто хочется играть. И, поэтому, мы решили придумать свою собственную игру.
1.1. История возникновения развития настольных игр
Строгого определения настольной игры не существует. Обычно к этой категории относят игры, состоящие в манипуляциях с относительно небольшим набором предметов, которые можно целиком разместить на столе и/или в руках играющих. Такие игры могут вестись в небольшом закрытом помещении, в поезде или другом транспортном средстве. Игроки в таких играх, как правило, могут оставаться на одном месте, им не требуется активно перемещаться. Чаще всего настольные игры рассчитаны на несколько человек, хотя есть и исключения, например пазлы.
Увлечение настольными играми, в которые, впрочем, играли не только на столе, но и на земле, и на полу, первоначально возникло как забава для элиты Римской империи, а затем распространились по всей Европе благодаря римским легионам.
Итак, вот некоторые вехи в истории настольных игр мира:
3-4 тысячи лет до нашей эры: Самой древней настольной игрой считается сенет. Развлечение это было популярно еще 4000 лет до нашей эры в Древнем Египте и по своим правилам напоминало шашки.
Три тысячи лет до нашей эры были изобретены игральные кости, а вместе с ними и знаменитые нарды. В это время в Индии уже играли в игру шашечного типа чаупар.
2 тысячелетие до нашей эры: Го и Го-моку — игры шашечного типа, в которых фишки не передвигаются по доске, а лишь выставляются и убираются с неё.
Многие классики и военные деятели поклонялись шашкам. Это игра, которая развивает логику и стратегию. Великие Пушкин, Державин, Лев Николаевич Толстой были ее приверженцами. Полководцы Суворов и Наполеон тоже увлекались шашками.
V век: В истории настольных игр ознаменован появлением первой игры шахматного типа. В Индии тогда появилась игра чатуранга, напоминающая современные шахматы.
XII век: Стал одним из важнейших в истории развития настольных игр. Именно этим веком датированы первые найденные игральные карты. Найдены они были на востоке.
XVIII век: В эту пору из Азии в Европу привозят домино. Первой страной, где полюбилась эта игра мозаичного типа, стала Италия.
1870 год стал годом игры маджонг. Приблизительно в этом году в Китае зарождается знаменитая азартная игра с применением игральных костей.
1880 год: В этом году в Великобритании изобретают знаменитую игру реверси (настольная игра шашечного типа на доске 8*8 клеток).
1934 год: В этом году Чарльз Дэрроу явил миру знаменитую монополию. Это была экономическая настольная игра.
1938 год: Придумана знаменитая игра "Скрэббл". В России она более известна как "Эрудит".
Игра “Мафия” придумана весной 1986 года, в 1998 году игра “Мафия” и ее европейский прототип — игра “Убийца”.
1.2. Классификация и структура современных настольных игр
Возможны различные способы классификации настольных игр.
По типу используемых предметов:
3.Игры миниатюры - солдатики, «железная дорога»;
4.Игры с карандашом и бумагой - Крестики-нолики, Морской бой;
5.Настольные игры с игровым полем - шахматы, шашки, нарды, мельница;
6.Игры, основанные на узоре и плитках - маджонг, домино;
7.Ролевые игры — мафия;
8.Словесные игры — контакт.
В свою очередь игры перечисленных типов могут дальше подразделяться по особенностям оформления и механизма игры.
Полной классификации не существует, но обычно в каждом классе имеется несколько широко известных, различающихся по механизму игр, таких, что остальные можно рассматривать как их варианты.
По количеству игроков:
1.Для одного игрока (карточные пасьянсы, пасьянс маджонг, пазлы).
2.Для фиксированного числа игроков. Существует большое количество различных логических и азартных игр, в которые играют два игрока, один против другого (шахматы, шашки, го, нарды). Ряд игр требует строго определённого количества игроков, большего двух. В домино могут играть от 2 до 4 человек, в маджонг - 4 или 3, в зависимости от выбранного набора правил.
3.Для произвольного количества игроков. Это ряд карточных и большинство имитационных игр. Здесь количество игроков может колебаться от двух до некоторого верхнего предела.
По степени кооперации игроков:
1.Каждый за себя. Все остальные участники игры являются соперниками игрока, он выигрывает или проигрывает единолично (шахматы, преферанс).
2.Команда на команду. Игроки изначально сгруппированы в команды, которых может быть две или более. Участвует в игре каждый из игроков единолично, соперничающими сторонами являются команды (бридж).
3.Коалиционные игры. Игра начинается как «каждый за себя», но по ходу действия игроки могут самостоятельно объединяться в группы (коалиции) и действовать совместно.
4.Кооперативные игры: игроки играют на общий результат — вместе выигрывают или проигрывают. Примеры: Пандемия, Ханаби.
По динамике:
1.Пошаговые. Игроки делают ходы в определённой последовательности, заданной правилами. Игрок может сколько угодно обдумывать очередной ход. Исход зависит от правильности хода, а не от скорости и быстроты реакции. Пример — Цивилизация Сида Мейера.
2.Динамические. Ходы делаются по желанию игроков. Игрок может не успеть сделать ход, поспешить с ходом. Исход игры зависит не только от правильности действий, но и от реакции, быстроты действий и правильного выбора (лото).
Разделение на динамические и пошаговые игры не абсолютно, есть игры с элементами того и другого подхода.
По характеру игры:
1.Интеллектуальные (логические, стратегические) игры. Игры, где успех игрока определяется его способностью правильно проанализировать игровую ситуацию и сделать верный ход.
2.Азартные. Игры, в которых на результат влияет случайный фактор. Роль случайности может быть полностью определяющей, но может быть и ограничена.
3.Игры на физические способности. На результат влияет реакция, скорость движений, координация. Пример - бирюльки или Микадо, Жульбак.
По начальной позиции:
1.Игры с неизменной начальной позицией. Любая партия начинается в одних и тех же условиях для каждого из игроков. (Классические шахматы, го).
2.Игры со случайной начальной позицией. Начальная позиция формируется с помощью какого-либо случайного процесса или выбирается случайным образом (Шахматы-960, практически все карточные игры). Начальная позиция зависит от игроков («Морской бой», «Стратего»).
С точки зрения математики
1.Игры с полной информацией, те в которых в каждый момент времени каждый из игроков знает все возможности хода как за себя, так и за всех противников, и обладает исчерпывающей информацией о состоянии игрового поля и порядке, в котором будут делаться дальнейшие действия игроками. К этим играм относятся шахматы, го, рэндзю, шашки, тогуз коргоол.
2.Игры с неполной информацией - те, в которых хотя бы один игрок, хотя бы ограниченное время располагает информацией об игре, которой нет у хотя бы у одного из его соперников. К таким играм относится, игры с костями и подавляющее большинство карточных игр.
По содержанию:
1.Абстрактные. Игры, прямо не связанные с реальной жизнью. Иногда возможно провести какие-то аналогии между игрой и реальными жизненными ситуациями, но прямой моделью реальности игра не является. 2.Имитационные. Игра более или менее достоверно моделирует определённый реальный процесс, ситуацию, событие. Игры, в которых имитируются реальные события в вымышленном мире ( Warhammer 40000). В свою очередь, имитационные игры можно далее разделить по тематике:
2.1.Экономические конкурентные - моделирующие экономическое соревнование, борьбу за рынок, освоение территории и прочее.
2.2.Экономические управленческие - моделирующие некоторый объект управления (город, территорию, страну), которой необходимо управлять для достижения заданных социально-экономических результатов.
2.3.Военные стратегические - моделирующие военное столкновение в масштабах войны в целом.
2.4.Военные тактические - моделирующие военное столкновение в масштабе конкретного боя, сражения на ограниченной территории.
По области использования:
1.для досуга, развлечения;
2.для общения, коммуникации;
3.азартные, соревновательные;
4.головоломки, для разминки мозгов;
5.обучающие, тренинговые, образовательные.
Глава 2 Практическая работа по созданию настольной игры «Загадки фараона»
2.1. Этапы работы над созданием настольной игры «Загадки фараона»
Над созданием игры я работал 3 месяца.
Первоначально я предложил пятиклассникам принести из дома настольные игры и мы с удовольствием поиграли. Сначала мы, рассмотрели, что находится в коробках. Обсудив это в группах, мы пришли к выводу, что почти каждая игра содержит:
Потом мы играли в эти игры, обращая внимание на условия игры.
После этого, мы начали работать в группах. Опираясь на задание – придумать игру про Древний Египет, учитывая все составляющие настольной игры.
Мы много думали, спорили, обсуждали. Потом каждая группа защищала свой проект игры. Но, все же, мы остановились на одном из вариантов.
2.2. Описание настольной игры «Загадки фараона»
Следуя приведенной классификации, игра «Загадки фараона» характеризуется следующим образом:
Виктори́на — игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.
В нашем случае – это вопросы по истории и культуре Древнего Египта.
Название игры: «Загадки фараона»
Цель игры – правильно отвечая на вопросы, нужно быстрее других игроков дойти до пирамиды и забрать сокровища фараона.
Содержимое игры: коробка, папирус с условиями игры, папирус с правильными ответами, 45 свитков с вопросами, 4 разноцветные фишки в форме пирамиды, игровое поле, кубик, мешочек для свитков с вопросами (приложение 3).
Условия игры:
Побеждает тот игрок, который быстрее других игроков сможет дойти до пирамиды и забрать сокровища фараона.
2.3. Апробация и отзывы о настольной игре «Загадки фараона»
Предлагаемая игра была апробирована сначала в моем 8 классе, затем в 5-б классе. Игра была проведена 4 раза во время занятий по внеурочной деятельности «Я – исследователь». На одну из игр были приглашены обучающиеся 4 классов.
Отзыв учителя: Т.Г. Пугавко: «Игра очень заинтересовала детей. Они внимательно слушали правила игры и усвоили их с первого раза. Данная игра развивает внимание и сообразительность. Дети с увлечением проходили все этапы игрового поля. Когда игра закончилась, дети выразили желание как можно чаще проводить подобные игры».
Отзывы учеников 4 и 5 классов: «Игра замечательная, правила понятные. Отдельно хочется сказать об оформлении игры – каждый ее компонент выполнен на «отлично»».
«Настольная игра «Загадки фараона» позволяет интересно провести время в компании. Она развивает тактическое и стратегическое мышление, логику. Это прекрасное средство для обучения, развития и развлечения ребенка. «Лёгкая и увлекательная игра, отлично подходящая как для семейного круга, так и для весёлой дружеской компании».
По результатам освоения темы «История Древнего мира» мы провели интеллектуальную игру: Брейн – ринг - «Человек и человечество» среди 4 классов. Наш класс оказался лучшим, мы победили.
Заключение
В заключении хочется отметить, что я провел игра много часов за придумыванием настольной игры «Загадки фараона», мне помогали мои одноклассники, интересующиеся историей т.к. их тоже заинтересовала игра. Я надеюсь, что данная разработка может быть использована для проведения занимательных уроков по истории Древнего мира..
Для изучения других исторических тем наша игра может варьироваться. Стоит лишь поменять игровое поле и интеллектуальную составляющую.
Надеемся, что, играя в эту игру, узнавая о Древне Египте много интересных фактов, у всех ребят по истории Древнего мира в 5 классе будут отметки только «5»!
Информационные источники
Приложение 1
Игра в сенет
Приложение 2
Вопросы к настольной игре
№ | Вопрос | Источник | Ответ |
1 | На каком континенте располагался Древний Египет? | 18 | Африка |
2 | Как называлась столица Египетского государства в древности? | 8 | Мемфис |
3 | Кто такой фараон? | 10 | «Повелитель обеих земель» (Верхнего и Нижнего Египта) |
4 | Какой фараон построил самую высокую пирамиду? | 8 | Хеопс |
5 | Правда ли, что у фараона могло быть 2 гробницы? | 19 | Да |
6 | В каком веке было открыто 118 гробниц? | 19 | В начале 21 века нашей эры |
7 | По свидетельствам Геродота, при строительстве пирамиды принимали участие 10000 или 100000 человек? | 19 | 100 тысяч человек |
8 | Назовите священных животных Древнего Египта | кошка, крокодил, жук скарабей и др. | |
9 | Почему у мумии нет мозга? | 18 | Все внутренние органы и мозг вынимали из тела умершего человека перед мумифицированием |
10 | Кто такие египтологи? | 18 | Ученые, которые изучают Древний Египет |
11 | Какова высота самой высокой пирамиды? | 4 | 150 м (50-этажный дом) |
12 | Как звали самую красивую и умную царицу Египта, жену фараона Эхнатона? | 5 | Нефертити |
13 | Как египтяне называли бога Солнца? | 8 | Ра, Амон-Ра, Амон |
14 | Боялись ли египтяне мумий? | Нет | |
15 | Какие моря омывают Египет? | Красное море, Средиземное море | |
16 | Как называли свою страну в древности египтяне? | 12 | «Черная земля» |
17 | Как назывались знаки, которыми писали египтяне в древности? | 8 | Иероглифы |
18 | Какая одна из самых больших рек в мире протекает в Египте? | 8 | Нил |
19 | Правда ли, что, несмотря на то, что в Древнем Египте была сильная жара и множество пустынь, были высокие урожаи, способные прокормить народ. | 8 | Да |
20 | Какого цвета была корона царя Южного Египта? | 8 | Белая |
21 | Какого цвета была корона царя Северного Египта? | 8 | Красная |
22 | Какого цвета была корона фараона? | 20 | Бело-красная |
23 | Почему каменные гробницы вельмож украшали надписями, рисунками и рельефами? | 8 | Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому изображали все, что пригодится после смерти. |
24 | Из какого металла было оружие воинов фараона? | 8 | Бронза |
25 | Как назывались «жилища» богов? | 8 | храм |
26 | Как назывались служители богов? | 8 | жрецы |
27 | Кому поклонялись в древности египтяне? | 8 | Животным, птицам, насекомым |
28 | Что такое «мумия»? | 8 | Тело умершего, которое высушивали, пропитывали смолой и обматывали тонкими бинтами. |
29 | Как выглядит сфинкс? | 8 | Тело льва и голова человека или барана. |
30 | Назовите одно из чудес света, расположенное в Египте. | 8 | Пирамиды |
31 | Какой памятник называют «каменная игла фараона»? | 8 | Обелиск |
32 | Бывают ли мумии крокодилов? | 8 | Да. Египтяне боялись крокодилов и почитали их как богов. |
33 | Как называется материал, похожий на бумагу? | 8 | Папирус |
34 | Какие профессии получал выпускник древнеегипетской школы? | 8 | Школа готовила писцов и жрецов. |
35 | Как звали самую красивую последнюю царицу Египта из династии Птолемеев? | 9 | Клеопатра |
36 | Когда в Древнем Египте праздновали Новый год? | 13 | В Древнем Египте Новый год отмечали во время разлива Нила, когда восходила священная звезда Сириус |
37 | Что значит этот иероглиф? | 14 | Вода |
38 | Что значит этот иероглиф? | 14 | Рыба |
39 | Как использовали математические знания в Древнем Египте? | 15 | Математика использовалась в быту для счета предметов, в астрономии, мореплавании, землемерии, при строительстве зданий, пирамид, плотин, каналов и военных укреплений |
40 | Как называется древнеегипетская настольная игра? | 16 | Сенет – древнейшая игра с передвижением фишек на доске. |
41 | Из чего в древности делали мячи для спортивных игр? | 17 | Их делали из папируса, мотков веревки или лоскутов ткани, кожи. Мячи наполняли соломой или шерстью. |
42 | Какие здания в Сургуте имеют в конструкции стеклянную пирамиду? | Офис ОАО «Тюменьэнерго», РК «Вавилон», ТЦ «Мир» по ул. Ленина | |
43 | Как называется Образцовый детский коллектив Театр костюма Сургутского естественно-научного Лицея? | «Клеопатра» | |
44 | В названии каких магазинов Сургута можно прочесть влияние Древнего Египта? | «Фараон», «Изида», «Клеопатра» | |
45 | На каком животном любят кататься туристы в Египте? | Верблюд |
Приложение 3
Игровое поле
АНТОНОВА: « Создание музейной экспозиции «Честь по тру
является частичкой образовательного пространства села, имеет пятидесятилетнюю историю. За эти годы накоплен опыт образовательной деятельности, сформировался педагогический коллектив, около двух тысяч выпускников, получив среднее образование, вступили во взрослую жизнь. Жизнь, наполненная самыми разными событиями, сложившимися традициями. История нашей школы всегда была тесно связана с историей страны. К сожалению, мудрые уроки этой истории быстро стираются из человеческой памяти. А ведь, память – это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим…(В.П. Астафьев).
Когда я пришла учиться во вторую школу, а это было 1 сентября 2007 года, школа готовилась отметить свой пятидесятилетний юбилей. Подготовительная работа по сбору материала о школе шла полным ходом. Меня заинтересовала эта деятельность, и я решила создать проект по созданию музея школы «История школы».
Ведь драгоценнейшие крупицы памяти нужно сохранить, сберечь для потомков, чтобы не стать Иванами, не знающими родства. Идея создания музея была поддержана администрацией школы в лице его директора Седельникова В.Н.. Поэтому решено было создать в нашей школе музей «История школы - Седельниковская вторая». Приближающийся 50-летний юбилей школы активизировал нашу работу. Вдохновившись идеей создания музея школы, творческая группа учителей и учащихся начала работу над данным проектом.
Тип проекта: практико-ориентированный
Цель:
Практическая – сбор материала для музея школы, с последующей экспозицией по теме;
Педагогическая – воспитание уважения к историческому прошлому нашей школы.
Задачи:
• Проанализировать необходимость создания школьного музея;
• Выбрать основное направление деятельности;
• Изучить литературу по созданию и организации музея;
• Разработать проект создания музея школы;
• Обсудить возможность реализации проекта с администрацией школы и Советом учащихся.
• Собрать необходимую документацию;
Сбор и анализ информации
Древние китайцы говорили: «Когда пьешь воду, вспомни о тех, кто вырыл колодец». Это очень мудрая мысль, потому что люди, отрезанные от своего прошлого, не способны в настоящем и будущем созидать. Мы должны знать объективную историю своего села, края, историю своей школы.
«Седельниковская вторая» – наш второй дом. С целью изучения необходимости создания музея в нашей школе, мы провели анкетирование среди учащихся и учителей.
По результатам данной анкеты выявилось, что 100% учащихся и учителей хотели бы, чтобы в школе был создан музей «История школы» и 79% опрошенных согласны внести свой вклад в реализацию данного проекта. Также от учащихся и учителей поступили предложения:
- о каждом классе в музее должна остаться папка «Портфолио жизни класса»;
- о тех, кто отличился в школе собрать оформить интересный материал;
- создать копилку творческих, исследовательских работ учащихся, проекты учащихся и учителей;
- создать сайт школы с пунктом «Одноклассники» и пополнять его регулярно.
Проводя исследования, мы пришли к выводу, что необходимо знать прошлое и настоящее своей школы, ее традиции с целью сравнения и развития нового поколения.
Разработка проекта
Музей школы мы планируем разместить в рекреации третьего этажа (приложение № 2). То, что музей будет находиться в школе среди учебных кабинетов, позволит учащимся и педагогам в любое время посетить музей школы, творческой группе после уроков заниматься сбором и обработкой материала, не выходя за пределы школы. Это помещение площадью 20 кв.м, (приложение № 2). В комнате оформлены следующие стенды: «Директора школы», «Педагогические коллективы в разные годы», «Где родился, там и пригодился», «Учителя-выпускники школы №2», «Детские организации», «Образование села» (приложение № 3). Под стендами справа расположен стеллаж с материалом об октябрятской, пионерской и комсомольских организациях. На следующем стеллаже размещены папки с материалом о школе: «20-летию школы посвящается», «Школьные годы чудесные», «Достижения спорта», сборник стихов учителей и учащихся школы и др. С левой стороны стоят ученическая парта и стол. Так как материал постоянно пополняется, необходимо добавить полки для учебников, тетрадей, творческих работ. Стены комнаты оформлены под дерево, окно занавешено. Комната освещена лампами дневного света. В коридорах школы и рекреациях оформлены стенды: «Ими гордится школа», «Спортивные достижения», «Творческие работы учащихся», «Школа сегодня», «Традиции школы», «Туризм в нашей школе».
Сроки реализации проекта: 3 года.
План действий.
I этап - Подготовительный: январь-март 2007г.
II этап - Начало поисковой работы музея: апрель-сентябрь 2007г.
III этап - Создание музея «История школы»: октябрь -май 2007-2008 гг.
IV этап - Документальное оформление статуса музея: сентябрь-март 2008-2009 гг.
Участники проекта: администрация школы, творческая группа учителей и учащихся 7-11 классов, информационный комитет.
Способы сбора материала:
1. Беседа
2. Анкетирование
3. Работа с архивами
4. Интервью
5. Творческие воспоминания учителей, выпускников
6. Обработка архивного материала школы
7. Сбор фото, видео, вещественных материалов в фонд истории школы
8. Экскурсии, наблюдения.
9. Общение через Интернет.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
1.Создание творческой группы – актива музея.
2.Сбор архивных материалов.
- распределение архивных материалов по номинациям:
- история пионерской и комсомольской организации школы;
- традиции школы;
- учителя – ветераны,
- школа сегодня;
- учителя-выпускники школы №2;
- ими гордится школа;
- История выпуска (год, классный руководитель, фото);
3. Организация поисковой работы:
• Сбор информации в архиве об истории школы и ее традициях, учителях-ветеранах, выпускниках школы.
4. Оформление полученной информации:
• Консультации по созданию Webстраницы;
• Создание своей Webстраницы учащимися.
5. Создание эскизов будущего школьного музея.
6. Итоговое заседание актива музея.
НАЧАЛО ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ
1. Начало поисковой работы творческой группы музея. Планирование, распределение обязанностей.
2. Конкурс среди учащихся и учителей по созданию гимна школы.
8. Сбор материала и распределение его по номинациям:
3.1.Выпускники школы, живущие в нашем селе.
3.2. Директора школы.
3.3. Туризм в нашей школе.
3.4. Новостройки села.
3.5. Творческие работы учащихся, проекты, исследовательские работы.
3.6. Школьный пресс-центр.
3.7. Учителя, работающие в школе.
4. Использование материалов в средствах массовой информации.
5. Оформление полученной информации.
6. Размещение материала на школьном сайте.
7. Создание видеотеки и видеофильма о школе, посвящённого 50-летию школы.
8. Летопись школьной жизни.
9. «50 лет Седельниковской школе №2» - хроника с юбилея.
10. Итоговое заседание актива музея.
СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ «История школы»
1. Начало работы творческой группы музея. Планирование.
2. Посещение школьных музеев образовательных учреждений села, с целью обобщения опыта по созданию музейной экспозиции.
3.Разработать тематику поисковых заданий для 5-10 классов.
3.1. Сравнение учебников разных лет.
3.2. История школьной парты.
3.3. Школьные учебники, история ручки и чернил.
3.4. История школьной формы.
3.5. История школьного кабинета.
3.6. Пионерские вожатые школы.
4. Оформление материала (по мере поступления).
5. Оформление музея школы.
6. Подведение итогов работы.
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТАТУСА МУЗЕЯ.
1. Планирование творческой группы музея.
2. Работа с документами.
3. Сбор информации по теме:
4. Оформление материала (по мере поступления).
5. Итоговое заседание актива музея.
Ожидаемый результат:
- тематические выставки;
- обновление фонда музея экспонатами;
- размещение результатов на школьном сайте;
- создание видеотеки в школе;
- летопись школьной жизни, жизнь школы;
- использование материалов и воспоминаний в средствах массовой информации.
Заключение
Всё, что изучается в школе, - это культурный опыт прошлого. «Чувство настоящего времени не приходит извне, оно возникает в внутри человека тогда, когда для него важно происходящее вокруг него и когда он сам важен и значим для окружающего мира». В этом смысле музейная педагогика станет весьма значимой, ведь встреча с прошлым открывает для учащегося его настоящее. Особую роль здесь может сыграть создание собственными руками музея школы, где учились твои родители, а быть может, бабушки и дедушки.
Вдохновившись идеей создания музея школы «История школы – Седельниковская вторая», творческая группа учителей и учащихся нашей школы, работает над данным проектом.
Подводя итоги работы по разработке проекта нужно отметить, что поставленные цели и задачи выполнены. Значимость и актуальность проблемы для нашей школы решаема. В ходе исследования были использованы все возможные методы работы: социологическое исследование, анализ, экскурсия, графическое построение. Также были использованы различные источники информации: «Практические рекомендации по организации работы с документами в школьных музеях», Интернет, материалы из опыта работы школьных музеев.
Перспективность данного проекта очевидна, работа по созданию музея находится на третьем этапе. Администрация школы полностью поддерживает и помогает в реализации данного проекта. Понятие музейной экспозиции
Экспозиция музейная (от лат. expositio — выставление на показ, изложение), основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. Наличие экспозиции — один из основных, главных признаков любого музея. Каждая экспозиция неповторима, ибо она часто включает единственные в своём роде документы и предметы — экспонаты. Грамотно организованная работа с фондовым материалом музея при построении экспозиции залог успешного раскрытия избранной темы.
Экспозиция школьного музея — результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов. Музейная экспозиция в школе — база для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу.
В практике музеев выработалась следующая схема членения музейной экспозиции, приемлемая и для школьных музеев:
Подготовка создания экспозиции
Важным этапом в создании экспозиции являются подготовительные работы, которые состоят из выбора темы и изучения источниковой и научной базы.
Создание экспозиции требует наличие ряда условий:
На выбор темы будущей экспозиции школьного музея может повлиять сама специфика работы музея ОУ. Так как деятельность музея на базе школы носит образовательно-воспитательный характер, то и тема музейной экспозиции должна способствовать наиболее полной интеграции музея в учебный процесс школы. Например, музеи истории школы или истории данного населённого пункта, где в музейной экспозиции могут быть отражены, как элементы крестьянского быта (этнографический, краеведческий профиль), так и период Великой отечественной войны 1941-1945 гг. в истории школы или в истории населённого пункта (военно-патриотический, краеведческий профиль). Сочетание в себе разнопрофильной направленности даёт школьному музею больше возможностей для организации музейно-педагогической деятельности в рамках интеграции с учебными предметами.
После выбора темы разрабатывается план комплектования и начинается собирательская работа. Поиск предметов должен обеспечить все разделы, темы и подтемы экспозиции материалом. При наличии уже имеющейся части материала, претендующего на размещении в экспозиции, успех зависит и от того насколько полно он изучен — требуется ли докомплектование темы, какими материалами и какими способами комплектования. Параллельно выявляется, изучается общая и специальная научная литература по теме, при этом ведутся авторские записи с указанием источника, используются консультации специалистов экспертов.
Принципы построения экспозиции
Экспозиция — это совокупность предметов, подобранных и выставленных по определённой системе для обозрения. На основе общих принципов создаётся концепция экспозиции, где даётся единый замысел, трактовка научного содержания, что служит основой для возможностей экспозиционных и архитектурно-художественных решений.
При создании экспозиции необходимо учитыватьобщие принципы её построения — это принципы, которые обуславливают группировку и интерпретацию экспозиционного материала. Они служат основанием для определения структуры, характера экспозиции (разделов, тем, рядов). Выбор принципов построения экспозиции идёт в ходе научного и художественного проектирования экспозиции. Современные методы экспозиционной работы предполагают сочетание различных принципов при создании экспозиции.
Среди них можно выделить такие, как:
Методы экспозиционного показа
Методом построения экспозиции называется применение научного обоснования, исходящего из содержания порядка групп и организации экспозиционных материалов. Предполагает определение характера научной обработки экспозиционной темы и определения последовательности и проектирования музейной экспозиции. Определяет формы сотрудничества экспозиционера и художника; определяет способы интерпретации материала. Существует несколько методов экспозиционного показа:
Экспозиции школьных музей обычно имеют два зрительных плана: вертикальный и горизонтальный. Первый более удобен для обозрения. В вертикальной плоскости (на стендах, планшетах, в витринах) представляют основные, наиболее важные в познавательной и воспитательном отношении экспонаты. Они дополняются и углубляются материалами горизонтального плана (горизонтальные витрины, столы). Реже в школьных музеях используется третий план — скрытая экспозиция (турникеты, выдвижные и откидные щиты, альбомы). Экспонаты, размещённые таким образом, скрыты от глаз посетителей.
Порядок размещения экспонатов имеет некоторые общие правила:
Этапы работы над экспозицией
Создание экспозиции это сложный процесс. Подготовка музейной экспозиции проходит в две стадии: проектирование и осуществление, в ходе чего необходимо учитывать цели, задачи, тему экспозиции, музейные материалы, которые составляют её основу. Проектирование экспозиции составляет основное содержание экспозиционной работы и осуществляется экспозиционерами, музейными художниками, иногда с участием инженеров и других специалистов. Составными частями в проектировании экспозиции являются: научное, художественное и техническое проектирование.
Документация экспозиционного проектирования — это совокупность документов, последовательно создаваемых при участии экспозиционера, художника, что является важным при создании музейной экспозиции.
Поэтому необходимо обеспечить глубокую научную разработку экспозиционной тематики. Создание научного проекта проходит несколько этапов. В итоге проектирования экспозиции создаётся комплекс документов, последовательно уточняющих её несколькими документами, разработанными параллельно.
Порядок составления экспозиционной документации (этапы) | Разработка научной концепции | Порядок составления документации научного проектирования | Порядок составления документации художественного проектирования |
I. | Изучение темы | Изучение темы | |
II. | 1. Определения целей и задач, актуальности темы2. Историческая справка о музее, создание экспозиции (реэкспозиция) 3. Краткое содержание экспозиционной темы | 1. Знакомство с темой | |
III. | 4. Составление плана комплектования | 1. Составление тематической структуры (ТС) | |
IV. | 5. Подбор экспонатов6. Характеристика источниковой базы | 2. Составление расширенной тематической структуры (РТС) | 2. Разработка генерального решения |
V. | 7. Характеристика экспозиционной площади | 3. Составление экспозиционного маршрута | 3. Составление эскизного проекта |
VI. | 8. Основные идеи создания экспозици | 4. Составление тематико-экспозиционного плана | |
VII. | 9. Пути реализации | 5. Раскладка | 4. Составление монтажных листов |
Весь комплекс документов, включая художественный проект, составляет основу для технического проектирования.
Концепция экспозиции — это её идейно-теоретическое обоснование, экспозиционный замысел. В экспозиционном замысле авторы экспозиции определяют задачи экспозиции, намечают основные экспозиционные темы, подтемы с кратким изложением их содержания и возможностей собранного материала (фондов музея). Экспозиционный замысел служит программой дальнейшей работы над литературой, архивными и фондовыми материалами. В связи с этим необходимо, что бы каждая тема или подтема сопровождалась краткой характеристикой рассматриваемой проблемы и перечнем наиболее важных и необходимых экспонатов, требуемых для её раскрытия. Здесь же решается вопрос о сборе дополнительного материала.
Составление тематико-экспозиционного плана (ТЭП) один из важных этапов научного проектирования при создании музейной экспозиции.
В начале тематико-экспозиционного плана на титульном листе нужно указать полное название музея, наименование всей экспозиции, указать номер школы или гимназии, фамилию, имя и отчество автора плана и дату его составления. В начале плана в верху страницы, чётко и полно пишутся разделы, темы экспозиции.
Графа 1. «Порядковая нумерация» — потребуется при составлении графика экспозиции, в котором легче будет проставить номер, чем наименование экспоната, порой довольно пространное.
Графа 2. «Наименование разделов, тем, подтем, комплексов» — записывается наименование экспозиционных разделов, тем, подтем, комплексов.
Графа 3. «Экспонируемые материалы» — полное и чёткое название экспоната, время бытования (датировка).
Графа 4. «Характеристика источников» — вид: фото, документ, вещь, плакат, рисунок. Размер экспоната в последовательности: высота, ширина, диаметр. Подлинность: подлинник, ксерокопия, муляж, фотокопия и т.д.
Графа 5. «Инвентарный номер» — указание инвентарного номера, номера негатива и т. д.
Графа 6. «Место расположения» — нахождение экспоната в будущей экспозиции: витрина, стенд, шкаф, стена, пол, подиум, полка.
Изложение содержания плана рекомендуется строить по определённой форме:
№п/п | Разделы, темы, подтемы, комплексы | Экспонируемые материалы | Характе-ристика источников | Инвентар-ный номер | Место располо-жения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ПЕРЕСТРОЙКА ШКОЛЬНОГО ДЕЛА НА ТАМБОВЩИНЕ 1917-1940 гг. | |||||
1. | В. И. Ленин. 1917-1924 гг. Художник А. Н. Страхов. 1924 г. | Плакат Копия 100х90 | Б/н | Верхний пояс | |
2. | «Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой всё время говорили большевики, совершилась!» Ленин. 1917 г. | Текст-цитата | Б/н | Витринно-плоскостная конструкция | |
3. | Удостоверение личности гражданина РСФСР Криволуцкой А. П. 1925 г. | Документ Подлинник 16х12 | №3395/3 | Витрина №1 | |
4. | «Одна из основных частей в той борьбе, которую мы сейчас ведём, — дело народного образования». Ленин. | Текст-цитата | Б/н | ВПК №1 | |
5. | «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны» | Лозунг | Б/н | Верхний пояс | |
| РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ | ||||
6. | Декрет «Об отделении церкви от государства, школы от церкви». 1918 г. | Документ Копия 30х45 | Б/н | ВПК №2 | |
7. | Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Ленин, Бонч-Бруевич, Бричкина. 26 декабря 1918 г.«В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановляет: 1. Всё население страны в возрасте от 6 до 50 лет, не умеющие читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию. Обучение ведётся в государственных школах, как существующих, так и в учреждениях для неграмотного населения по планам Народного комиссариата по просвещению». | Документ Копия 30х45 Текст декрета | Б/н | Верхний пояс | |
8. | Плакат «Декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». | Рисунок Копия 100х90 | Б/н | Верхний пояс | |
9. | Штык винтовки Мосина. Конец XIX в. Символ революционной эпохи «Пером и штыком». | Подлинник h=40 | №4957 | ВПК№1 |
Ведущие тексты, если они есть, необходимо писать в графе ТЭПа «Экспонируемые материалы», обязательно указывая источник. Ведущие тексты помогают посетителям музея ориентироваться в содержании экспозиции, характеризуют эпоху, отдельные события, историческую личность. В экспозиции ведущие тексты выделяются единым для всех особым шрифтом, текст разбивается на строки не механически, а по смыслу, лишь в виде исключения допускается перенос.
Следует стремиться к тому, что бы все ведущие тексты, включённые в экспозицию, представляли собой определённое единство и отображали научную концепцию экспозиции.
Этикетаж
Спутниками экспозиции являются тексты. В этикетке (аннотации), прежде всего, выделяется название предмета. Обязательна датировка всех предметов. В зависимости от типа экспоната указываются: автор материала, техника изготовления. Данные, чётко и ясно обозначенные на самом экспонате, не нуждаются в повторении в аннотации, например, газета, книга, листовка.
Виды этикетажа:
Например:
«Развитие образования в Тамбовской губернии (1786-1917 гг.)»
«Перестройка школьного дела на Тамбовщине. (1917-1940 гг.)»
«Школа в годы Великой Отечественной войны. Фронт и тыл»;
Например:
Панорама губернского города Тамбова
Выполнена архитектором Василием Усачёвым в 1799 г. Копия художника Шпильчина В. Г., 1994 г.
Всё содержание этикетки, кратко и чётко сформулированное, должно направить внимание зрителя на те стороны предмета, которые особо важны для экспозиции.
В этикетке к письменному источнику надо указать название документа и дату, кратко сформулировать его основную идею. Если документ трудно прочесть, в этикетке излагается краткое его содержание. Если в экспозиции помещена фотокопия документа, то надо указать откуда он взят.
В этикетке к фотографии, картине сообщается о том, кто изображён и где даётся характеристика изображаемых событий. Если этикетка относится к портрету какого-либо лица, то указываются прежде его инициалы, фамилия, даты жизни, краткие биографические данные.
Например:
Пташкин Д. А.
Фотография, конец XIX в., подлинник
9 сентября 1882 г. в г. Тамбове дочерью генерал-губернатора Д.А. Пташник было открыто начальное женское училище, которое 23 ноября 1885 г. преобразовано с разрешения попечителя Харьковского учебного округа в женскую четырёхклассную прогимназию с подготовительным классом и пансионом при ней.
Если в экспозиции демонстрируется картина, то этикетка выполняется следующими образом:
В. П. Кудрявцев, Икона. Святые Кирилл и Мефодий
1994 год, холст, масло. Копия.
Если в экспозицию включены макеты зданий, сооружений, этикетка оформляется следующим образом:
Здание школы №8
Макет (масштаб 1:100)
Выполнен Б. Иванниковым (10 класс)
Руководитель: учитель истории Д. И. Семёнов
Все текстовые материалы должны быть логически связаны друг с другом и с экспонатами, это позволяет всесторонне раскрыть идейный замысел экспозиции. Характер их оформления (размер и вид шрифта) зависит от значения, соподчинённости друг другу. При подготовке текстового оформления могут использоваться накладные (рельефные) буквы, шрифты различных размеров, но всё должно быть выполнено в едином стиле. Творческий проект
100-летию родной школы посвящается...
Работу выполнила: ученица 8А класса
МБОУ СОШ №7
с. Марьины Колодцы
Лукьянова Анна, 14 лет
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Галат Светлана Анатольевна
уч. год
1.
Обоснование работы
Теплей человеку в дорогах тяжелых,
В суровых краях от того,
Что где-то на свете есть милая школа,
Любимая школа его…
Жизнь никогда не стоит на месте. Всегда что-то движет ее. Часто мы слышим: научно-технический прогресс не умалим. Да, конечно это так. А задумывались ли вы когда-нибудь, кто творит этот процесс? Ответ, разумеется, прост – люди! Откуда же берутся эти гении, которые делают жизнь человека лучше и комфортнее? Конечно, их кто-то научил! Но чтобы творить науку и историю, нужно знать азы. А этому учат в школе. Врач ты или тракторист, космонавт или бухгалтер – начало начал – школа!
Вот и в нашем селе Марьины Колодцы школа в 2013 году отмечает столетний юбилей. Много изменений принесло время, но основы закладывались в школе. Никто не вел точной статистики: сколько за эти годы сменилось учителей, сколько выпускников покинули ее стены. Но точно известно: за 100 лет школу окончили очень много хороших и уважаемых людей. Попытаюсь в силу своих возможностей сделать небольшой экскурс в историю развития школы в родном селе. Отсюда вытекает цель моей работы:
- внести свой вклад в сохранение исторической памяти о школе малой родины.
Для этого мне придется решить следующие задачи:
- изучить документы по данной проблеме;
- найти неизвестные страницы истории школы нашего села;
- подчеркнуть значимость сохранения чувства уважения и гордости за свою школу.
Село Марьины Колодцы было образовано в 1910 году. Осваивалось оно немцами, потому первоначальное название имело Мариенбрунн. Маленькое немецкое поселение разрасталось и ширилось. Рождались и росли дети. Вот почему уже первое упоминание о школе относится к началу 20-го века.
2.
История школы
Быть может есть на свете краше
И двор, и сад, и яблонь цвет,
Но только лучше школы нашей
Для нас и не было, и нет.
В разных источниках первое упоминание о школе относится или к 1912, или к 1913 г. г. Так или иначе, но это была церковно-приходская школа, в которой открыли всего два класса. Относилась она к Храму села Греческого, т. к. своей церкви в селе тогда не было, а православные посещали службы в близлежащих храмах. С приходом советской власти после революции 1917 года менялась жизнь крестьян, менялись приоритеты общества. Поменялась и школа. Уже в 20-е годы была открыта начальная школа, первым директором которой стал немец Руда, а затем коммунист Польтмах Х. Х. После революции много было безграмотных, потому учителям маленькой сельской школы приходилось учить не только детишек, но и взрослых вечерами, после трудового дня. Школа развивалось так же, как любая маленькая сельская школа в России того времени. Но никогда не переставала существовать.
В 30-е годы все в том же здании церковно-приходской школы уже образовали начальную. Интересна история жизни ее директора Зелих Вильгельма Адольфовича. По воспоминаниям его племянница, Дикановой Валентины: « Он родился в с. Розовка. В 30-е годы окончил пединститут и был направлен на работу в с. Марьины Колодцы директором. Его жена Дулина Вера Николаевна преподавала немецкий язык. Но в 1937 году директор был арестован как враг народа. Его жене приходилось продавать семейные вещи, нанимать адвокатов, но ничем не смогла она помочь мужу. В тюрьме он заболел и умер. В то время пропало много документов и фотографий. Только в 1954 году ей удалось добиться реабилитации своего мужа».
В 40-е годы уже образовали восьмилетнюю школу (нынешнее здание сельской администрации).Директором школы был Коровянский Ю. Г.
И вот в 1956 году восьмилетняя школа реорганизована в среднюю школу
( нынешнее здание участковой больницы). И в 1957 году состоялся первый выпуск десятиклассников. Директором школы был бывший фронтовик Дороничев Алексей Зиновьевич, затем Поназдырь Е. И., Бережная Н. И., Романова В. П. Всего в школе тогда обучалось около 350 учащихся. Их учили В. И.Штепа, А. И.Якунина, В. И.Канивец, Т. В.Ситникова, Н. И.Курилова, Н. Г.Махота.
3.
И вот в 1986 году школа получает красивое здание ( где ныне и находится) с бассейном и теплицей. Директором школы тогда был Пащенко Николая Карпович. А учащихся в ней уже был почти 650 человек.
Преподавали тогда Безбородова Т. Я., Махота Н. Г., Махота И. А.,
Сундиева В. П., Сентябрева Л. Ф., Романова В., Ситникова В. И.,
Скворцова Т. В., Курилова Н. И., Баранова Е. Г., Уварова В. Д. Все они ныне находятся на заслуженном отдыхе и имеют звание «Ветеран педагогического труда» Годы перест
План проведения проекта
Подготовительный этап до 1 октября 2012 года
1. Дать информацию на сайте школы.
2. Провести опрос.
3. Обсуждение результатов опроса.
4. Стартовая презентация участников проекта.
Реализация проекта 1 сентября 2012 года – 5 ноября 2012 года
1. Формирование группы и её руководителя.
2. Знакомство с историей школы на уроках и внеурочное время.
3. Исследования по вопросу связи с историей школы.
4. Запись воспоминаний учителей.
5 Встреча с первым директором школы.
Представление результатов проекта до 5 ноября 2012 года
1. Презентация о моей школе.
2. Фотографии о школе, учителях, учениках школы.
3. Оформление стенда « История нашей школы»
4. Создание буклета « Наша школа»
5. Представление информации по результатам работы в форме проекта.
Формы оценивания проекта
Таблица результатов проекта
Подведение итогов
Март 2013 года- защита на научно- практической конференции и школьном конкурсе «Ломоносовские чтения».
Ресурсы
Печатные ресурсы;
Статья в школьную газету « Переменка»;
Приказы по школе;
Летопись школы;
Презентации учителей и учеников школы, связанные с историей школы.
Семейные фотоальбомы и архивы;
Рефераты учеников школы, связанные тематикой с данным проектом;
Интервью - воспоминания взятые участниками проектной группы у очевидцев событий.
«История нашей школы»
В качестве школьного проекта мы выбрали исследовательскую работу по теме «История моей школы».
На следующий год нашей школе исполняется 30 лет, в связи с этим мы провели социологический опрос среди учащихся нашей школы по вопросу «Что ты знаешь об истории своей школы?» и оказалось, что ответить на этот вопрос смогли только 15 % опрошенных. Для каждого из нас школа является не только источником знаний, но и частью жизни в период становления личности. Образование всегда являлось неотъемлемой частью культуры любого села. А школа во все времена была и остаётся колыбелью детства. Поэтому нам очень захотелось узнать историю возникновения школы в родном поселке и донести её до всех. Тем более, что рядом с нами живут и трудятся учителя, биография которых начиналась вместе с рождением школы. Наша исследовательская деятельность рассчитана на 2012-2013 учебный год. За истекший период, мы смогли записать воспоминания учителей, встретились с первым директором, первостроителями школы, выпускниками, взяли интервью у действующего директора школы. Нашли архивные документы по открытию школы в поселке. Всю работу по созданию проекта распределили между собой:
Агарышева Надежда, работала по сбору материала о первостроителях и истории возникновения нашего поселка;
Ганбаров Сеймур беседовал с учителями, взял интервью - воспоминания у Торгашиной Марии Николаевны;
Голобокову Максиму было поручено взять интервью у Бобовской Анны Вениаминовны;
Бардычевский Александр оформил материал по итогам проведенной встречи с Доровским Александром Афанасьевичем;
Гнездюкова Светлана Ивановна организовала встречи с первым директором самой первой школы нашего поселка и ныне действующим, а также, осуществляла контроль за ходом процесса работы группы.
Собранные материалы мы сдавали Светлане Ивановне, которая является нашим руководителем проекта. Вели поиск архивных документов, обрабатывали информацию всей проектной группой. Первый этап работы завершен и вот что у нас получилось.
Этыркэн, поселок, железнодорожная станция БАМа. Расстояние до Чегдомына 197 км. Численность постоянного населения, по данным всероссийской переписи населения 2010 года 666 человек. Окружён со всех сторон лесами, марью, болотами.
Недаром названо оно Этыркэн, что в переводе с эвенкийского, означает «старик». Название своё посёлок берёт от трёх слов:
Этыркэн- старый дед или дедушка;
Этыркен – с эвенского обозначает «гнилое болото» (гиблое место);
Этыркан – обозначает три реки или рыбное место (посёлок окружён тремя реками – Туюн, Эльгакан, Эльга).
Природа нашего края сурова, но очень красива, вокруг поселка замечательные места! Недаром, многие жители, приехав строить БАМ, так и остались здесь. «От этой красоты уехать, убежать невозможно! Если сердцем принял этот край, то с ним будешь навсегда!», так говорят местные жители – «старожилы». Мы тоже здесь выросли, каждый уголок окрестностей нам родной. Вот она, величавая природа наших мест: горные реки, красивые ели, растет кедровый стланик, много лиственниц, берез, замечательные ягодные места. (Приложение 1)
Поселок наш сейчас небольшой, а было время, когда в нем насчитывалось до 2000 человек. Из воспоминаний старожилов: « 2 октября 1981года высадился первый десант первостроителей из Куйбышевской области. В его состав входили и те люди, которые остались проживать в посёлке, по сей день, это такие как: Беник В.Ю и Беник Л.А, Рыбачок П.А, Захарченко П.И, Смирнов В.Г, Бабичев В.Г. Первостроители так же как и военные железнодорожники жили во времянках, бараках но, несмотря на тяжёлые условия и суровый климат они разрабатывали марь, для дальнейшей постройки временного посёлка, а далее и постоянного с многоквартирными дамами, школами, детсадами и др. К 1982-83 годам были построены общежития, семейным стали выдавать комнаты. Так же сдали деревянную школу восьмилетку директором, которой был Доровский А.А, начали приезжать и учителя это: Вдовиченко С.В, Ходак Н.И, Торгашина М.Н, открылся детский садик «Солнышко», ФАП заведующей была Миллер М.К, строительство росло, открывались магазины, овощехранилище».
Было много детей, поэтому и встал вопрос об их обучении. Первоначально построили восьмилетнюю школу № 1 в 1983 году. Оказалось, это было деревянное, одноэтажное здание с большими окнами и классами. Для детей создавались все условия: большая просторная столовая, где питались не только ученики, но и воспитанники детского сада, т.к. детский сад, к нашему удивлению, тоже находился в здании школы. Но особенно, дети гордились большим и светлым спортзалом. А так как в поселке не построили ещё клуб, именно в спортзале школы проходили все мероприятия и праздники, которые организовывали работники клуба. Был оборудован отдельный корпус для трудов (мастерские). В этом корпусе занимались мальчики и девочки. В мастерских было все самое необходимое для занятий: столярные и слесарные станки, швейные машины, стиральные машины и т.д. Первым директором, самой первой, деревянной школы был Доровский Александр Афанасьевич, по образованию учитель истории. В 1983 году он был направлен в Этыркэнскую восьмилетнюю школу директором. Вот как он об этом вспоминает: «Времена были непростые. Когда я приехал в поселок, школу только собирались открывать. В ней было только оборудование, преподавательского состава не было, и я набирал первых учителей: Цзынь Валентин Иванович – физик, по национальности китаец; его жена Татьяна – русовед, Огнева Татьяна Ивановна – пионервожатая, Великанова Валентина Ивановна – химик, Вдовиченко Светлана Васильевна – учитель начальных классов, Ходак Нина Ивановна – математик и другие. Было трудно, но, в то же время, очень интересно и весело. Приезжали известные артисты: ведь БАМ гремел на всю страну. И детей в поселке было много, к примеру, в первом классе обучалось около 30 детей».
А вот как вспоминает первые годы работы в школе Торгашина Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы продолжающая работать в нашей школе и по настоящее время: « В 1987 году, в конце декабря, я приехала в Этыркэн. Зачем? Повлекла, наверное, романтика великой стройки… Поселок тогда еще строился, было всего 7 двухэтажных домов, да коттеджи . Школа тоже строилась. Но был большой временный поселок для строителей СМУ КБС, в котором функционировали временный детский сад и школа. И я пришла туда проситься на работу. Мне предложили место завуча на полставки, т.к. школа была восьмилетней. Было страшно, опыта никакого… Но не боги горшки обжигают: научилась и получилось. (Приложение 2)
Проработала полгода. А в 1988 году, 1 сентября, открылась новая школа, в которой работаю, по сей день. На торжественной линейке, посвященной открытию школы строители СМУ «КуйбышевБАМстрой» вручили символический ключ первому директору новой школы № 40 Марченко Владимиру Ивановичу и, на каждом празднике « Последнего звонка» этот ключ торжественно передавался будущим выпускникам. Так родилась традиция. В школе было более 200 учеников. Оборудована школа была очень хорошо: в каждом кабинете телевизор, проектор. Проигрыватель, фонотека, наглядные пособия. Работала радиосвязь, имелась ученическая радиостудия. Была уютная учительская (сейчас там кабинет английского языка), с мягкой мебелью, телевизором, холодильником, чайным столиком. Работала селекторная связь. Коллектив был очень молодой. Средний возраст -29 лет. Из опытных педагогов работала только учитель математики Ходак Нина Ивановна, которая, как и я, пришла из старой школы.(Приложение 3)
Работали с молодым задором, бывало из школы уходили уже по темноте. Умели, и отдыхать: устраивали капустники, отмечали все праздничные даты, дни рождения. В общем, жизнь кипела…».(Приложение 4)
Напоминанием о тех событиях считаем найденный нами документ Управления Байкало-Амурской железной дороги, отдела учебных заведений «Приказ № 157 от 30 августа 1988 года, ст. Тында «Об открытии общеобразовательной школы на 417 учащихся ст. Этыркэн Хабаровского края с 15 августа 1988 года и присвоении школе порядкового номера 40». Анализ данного документа позволил ответить на многие наши вопросы, а именно:
1. Когда было пущено в эксплуатацию новое здание школы? (1 сентября 1988 года).
2. Кто был первым директором новой школы, открытой в 1988 году?
( Марченко Владимир Иванович).
3. Откуда появился номер сорок у школы? (присвоен отделом учебных заведений Управления Байкало-Амурской железной дороги).
(Приложение 5).
Новую трехэтажную, панельную школу, с большим спортзалом, со светлыми классами, с двухэтажным пристроенным корпусом для младших школьников построили в 1988 году. В школе расположились: светлая уютная столовая, актовый зал, мастерские для проведения занятий, гардеробная, лаборатории, большая библиотека.( Приложение 6)
С годами директора школы сменяли друг друга. На этом посту стояли:
Марченко Владимир Иванович(1988-1990гг), Елисеев Станислав Николаевич (1990-1993гг), Данилова Нина Александровна (1993-2003гг), Голобоков Михаил Гаврилович(1.09.2003 и по настоящее время).
Школа работала, выпускала детей.
Об этом свидетельствуют найденные нами документы:
1. Лицензия № 704 от 17 июля 1996 года, разрешающая осуществление образовательной деятельности по реализации базового среднего (полного) общего образования средней общеобразовательной школе № 40.
2. Справка № 202 от 28 июля 1996 года Управления Байкало – Амурской железной дороги о передаче здания школы учреждению на правах оперативного управления.
3. Свидетельство Комитета по управлению имуществом Хабаровского края от 16декабря 1999 года « О внесении в реестр Федерального имущества».
4. Заключение государственной противопожарной службы от 21.марта 2001 года « О соблюдении на объекте требований пожарной безопасности».
5. Благодарственное письмо учащимся школы № 40 от администрации СМУ « КБС» от 01.09.1990 года за помощь по благоустройству территории поселка.
6. Почетная грамота от 11 классу за лучшую газету в неделе математики .
7. Почетная грамота от года 11 классу за лучшее высказывание в неделе математики .
( Приложение 7)
Из воспоминаний Бобовской Анны Вениаминовны: « В Этыркэн я приехала с мужем и двумя детьми 24 января 1988 года, проработав в Казахстане 10 лет в школе п. Актау Карагандинской области. Мест, в школе не было, устроилась в детский садик воспитателем, позже исполняла обязанности заведующей. 28 января 1989 года перевелась в школу, меня приняли на освободившееся место учителя географии, дали часы математики в 8 классе и группу продленного дня. Директором был Марченко В.И. Учеников, было много. С 1 сентября мне дали классное руководство в 5 классе состоящим из 25 человек, а в 1996 году они стали выпускниками и моим первым выпуском. Старшей вожатой в школе работала Чапайкина Татьяна Геннадьевна (ныне заведующая Домом Культуры в п.Чегдомын). Много интересных дел и мероприятий было проведено, и дети участвовали во всем с удовольствием. По тем временам были традиционны игра «Зарница» и пионерские сборы. Было здорово, но и сейчас у нас много интересного».(Приложение 8)
Руководителем школы на сегодняшний день является Голобоков Михаил Гаврилович.(Приложение 9)
Михаил Гаврилович заражает коллектив учителей и учащихся новыми идеями.
Несмотря на малочисленность классов, наша школа сегодня живет интересной жизнью. Наши ребята участвуют в различных мероприятиях как интеллектуального, так и спортивного направления. (Приложение10 + презентация)
Самая обыкновенная спортивная площадка помогает нам тренироваться и показывать высокие результаты в соревнованиях, быть здоровыми. Под руководством Кахаровой Н.М. работает туристический кружок, который мы с удовольствием посещаем.
Для всех ребят школы действуют детские коллективы:
1. Танцевальная студия «Вдохновение», руководитель Алексеева Вера Васильевна;
2. Изостудия «Жемчужинка», руководитель Светлана Ивановна Гнездюкова;
3. Музыкальная студия « До-ми-соль-ка», руководитель Метелев Владимир Николаевич;
4. Кукольный театр «Теремок», под руководством Ларисы Александровны Козловой;
5. Библиотечный кружок «Знайка», ведет его Агарышева Оксана Мстиславовна;
6. Экологический кружок «Юный эколог», руководитель Пуртова Людмила Гавриловна;
7. Исследовательские кружки:
«Алгоритм», руководитель Бобовская Анна Вениаминовна;
«Поиск», руководитель Панова Лидия Сергеевна.
8. Спортивные секции по волейболу, мини-футболу ведут Лавский Сергей Александрович и Маркина Ольга Анатольевна.
Директор школы Голобоков Михаил Гаврилович вместе со своей женой, учителем начальных классов Голобоковой Ириной Николаевной работают в школе уже давно. Его судьба тесно переплетается с историей школы. Вот как об этом он рассказывает: « Нас в семье было четверо детей. Отец с матерью работали в колхозе, трудно им было нас ставить на ноги. Я начал работать с 9 лет. Выполнял всю работу в колхозе, где можно было привлекать детей. В детстве был командиром октябрятской звездочки, командиром класса. В армии – комсоргом комсомольской группы. После службы в армии работал вторым секретарем РК ВЛКСМ, работал директором школы, завучем в забайкальских школах. Моя семья тесно связана с педагогической деятельностью: старшая сестра Наталья Гавриловна, работает учителем начальных классов до сих пор в селе Верхние - Куларки, Людмила Гавриловна – в нашей школе трудится, я и брат имеем педагогическое образование, а младший Николай Гаврилович ещё и медицинское. (Приложение 11)
Я с женой приехал в Этыркэн в 1992 году. Директором был Елисеев Станислав Николаевич, а завуч Елисеева Роза Александровна. Работал учителем трудового обучения и физкультуры. Четыре раза я избирался депутатом местного совета. В 2003 году меня перевели на должность директора школы, вот с тех пор я и работаю на этом посту. В те времена школа была оснащена по первому классу. Было в ней все необходимое для обучения детей: прекрасный лингафонный кабинет был размещен в «пристрое». В нем было 20 магнитофонов с наушниками, 20 пультов, 5 киноустановок «Украина», 2 киноустановки «Радуга», фильмотека на 200 обучающих фильмов, телевизоры и проигрыватели стояли в каждом кабинете. В подвале школы находилось централизованное бомбоубежище на 500 человек оснащенное всем необходимым. Так же был оборудован стрелковый тир, кабинет НВП, большая лыжная база. В связи с перестроечными временами и передачей здания школы из одного ведомства другому приходили различные приказы на основании которых многое уничтожалось. С тех пор изменилось многое, но школа такая же красивая , дети сегодняшние совсем другие – добрее, воспитаннее. Учительский коллектив работоспособный. Есть молодые, есть, стажисты у которых есть чему поучиться. В основном состав среднего возраста. Коллектив работает , добивается хороших результатов по многим показателям».( Приложение 12)
В разное время воспитанием и обучением детей поселка Этыркэн занимались учителя. Которые начали свою работу с основания этой школы и до сих пор продолжают свой нелегкий труд, труд учителя:
Торгашина Мария Николаевна – учитель русского языка и литературы;
Бобовская Анна Вениаминовна – учитель математики;
Голобокова Ольга Григорьевна – учитель начальных классов.
Зюзина Ольга Владимировна – учитель начальных классов;
Много лет отдано родной школе такими учителями как Голобоков Михаил Гаврилович – директор школы;
Голобокова Ирина Николаевна – учитель начальных классов;
Голобокова Оксана Николаевна- учитель начальных классов;
Горбаченко Елена Сидоровна – учитель английского языка;
Пуртова Людмила Гавриловна – учитель технологии;
Маркина Ольга Анатольевна – вожатая.
Свою исследовательскую работу мы будем продолжать. Очень интересен, на наш взгляд, взгляд бывших выпускников школы на развитие образования в поселке с 1983 по 2013 годы. Пока мы не нашли достаточного материала об этом времени. Хотелось бы найти достоверные сведения в районном архиве, списаться с выпускниками школы, а также, по возможности, найти учеников и учителей первых лет работы школы, узнать их дальнейшую судьбу.
Contribute!
Books!
Shop!
О проекте:
Типология – информационно-исследовательский
По результатам – презентация «история моей школы», выступление перед учениками школы, доклад «История моей школы» на районной конференции.
Этапы работы над проектом:
- определение темы проекта;
- обсуждение возможных вариантов исследования;
- составление плана работы;
- распределение обязанностей;
- выполнение запланированных технологических операций;
- подготовка и защита презентации.
Задачи проекта:
- познакомиться с понятием «малая родина», историей рождения моей школы;
- развитие интереса к проектной деятельности, умения работать с текстом, выделять в нём главную мысль;
- развитие исследовательских умений;
- обучаться работать индивидуально по плану проекта;
- воспитывать любовь к родной школе;
- воспитывать гордость за то, что ты ученик этой школы.
Предмет исследования: моя школа и история здания школы.
Методы исследования:
Поиск и отбор информации, исторических сведений о школе в газетах, других средствах массовой информации, фотоальбомах, у жителей нашего села.
Результаты работы над проектом:
- развитие самостоятельности и творческих способностей;
- знакомство с историей возникновения нашей школы;
- развитие умения планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности.
Итог проекта
Выступление на классном часе с презентацией проекта «История моей школы»
Показ презентации «История моей школы» в других классах.
Представление проекта на районной конференции.
Аннотация проблемы, которую призван решить проект.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Постепенно исчезают источники, связанные с этими событиями. И если это в наших силах, мы должны успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное из сегодняшней жизни. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев это важные средства документирования истории, в том числе и истории родной школы.
История моей школы.
СЛАЙД 1
В истории школы событий немало,
А сколько людей воспитала она!
Сегодня и нам по наследству досталась
Прекрасная школьная эта страна.
Мы учимся здесь и растём понемногу,
Гордимся успехами школы своей!
И знаем, что в жизни любая дорога
Уходит от школьных дверей.
Школа всегда занимала в населенных пунктах сельской местности одно из центральных мест. Независимо от ее направленности, внешнего вида она является вторым домом для педагогов и для нас, школьников.
СЛАЙД 2
Цель нашего проекта - изучение истории школы до сегодняшнего времени.
Исходя из поставленной цели, были определены задачи, которые вы видите на экране (НЕ ЧИТАЮТ):
Узнать этапы жизни и развития нашей школы
Провести исследование: кто из наших педагогов учился в Кумёнской школе.
Обобщить и систематизировать собранный материал.
Представить вниманию школьников сведения из истории развития школы.
Практическое применение. Материал работы можно использовать на уроках по познанию мира, истории. Работа может использоваться при проведении внеклассных мероприятий.
СЛАЙД 3
Источники информации, которыми мы пользовались (НЕ ЧИТАЮТ, на слайде):
- средства массовой информации (газета «Куменские вести»);
- книга «В центре Вятского края. Куменский район: история, события, люди»
- беседы с бывшими учителями школы;
- интервью с нашими педагогами, которые учились в Куменской школе;
- фотоальбомы.
Когда мы гордимся своей школой, своим селом, своими земляками, то мы чувствуем себя духовно богатыми, достойными людьми.
В своей работе мы использовали сохранившиеся документы, которые много рассказали о событиях тех времен.
СЛАЙД 4
Некоторые сведения мы получили от очевидцев тех давних событий.
В своей работе мы использовали сохранившиеся документы, из которых узнали о преобразованиях, развитии нашей школы.
Провели исследование, изучая фотографии, страницы книги о Куменском районе.
Узнали много интересного!
СЛАЙД 5
И хоть коррекционная школа в поселке Кумены существует с 2005 года, здание нашей школы имеет богатую историю, с которой мы хотим вас познакомить.
Итак, немного истории.
В 1838 году в Куменах была построена церковно-приходская школа, трёхлетнее обучение. Затем в селе Кумёны было две земские школы мужская и женская. Смешанные школы в деревне Моряны и в деревне Солодянской. Открытие соответственно в 1900 и в 1912 году. Церковная школа была закрыта в 1903 году. В основном в этих школах учились дети из села и близлежащих деревень, а из удаленных деревень школу посещали только мальчики из зажиточных семей. Дети бедняков из-за отсутствия одежды и обуви оставались вне школы.
СЛАЙД 6
После революции в 1918 году 4 класса, ввели четырёхлетнее образование. В 1926 году школа стала называться школой крестьянской молодёжи.
СЛАЙД 7
Исторический факт: в 1922 году в селе Кумены в здании школы установили первые радиоприемники.
СЛАЙД 8
В 1934 году 7 классов, ввели семилетку. В 1935 году 1 сентября при Куменской неполной средней школе был открыт 8 класс и школа реорганизована в среднюю (узнали из книги). СЛАЙД 9
Первого директора звали Георгий Данилович Зыкин.
СЛАЙД 10
В 1937 году, 1 сентября, учащиеся получили новое здание школы (где мы сейчас учимся). Кирпич для постройки нового здания школы брали, ломая, разрушая колокольню и часть церкви, также собирая с населения.
СЛАЙД 11 пауза (смотрим слайд)
СЛАЙД 12
10 февраля 1942 года в здании Куменской средней школы был размещен детский дом эвакуированных из Латвии детей бойцов и командиров Латышской гвардейской стрелковой дивизии. 28 марта 1945 года латвийские дети уехали на родину и организованный в школе детский дом прекратил свое существование.
Итак, школа располагалась в двух зданиях, одно из которых было построено еще в 1838 году. Оба здания не имели водопровода и канализации. Воду носили из колодца ведрами, обогревались с помощью печей. Работала школа в 2 смены. Так как не было интерната, дети из дальних деревень жили на съемных квартирах, носили с собой завтраки в виде хлеба и бутылки молока из-за отсутствия столовой.
СЛАЙД 13
Здание школы стало более современным при директоре Николае Ивановиче Подшивалове. В 1962 году построен спортивный зал.
СЛАЙД 14
В 1964 году была проведена реконструкция основного здания школы, сделан пристрой, в котором разместилось 10 дополнительных классных комнат и кабинетов, столовая и библиотека.
СЛАЙД 15
Проведён водопровод, канализация, построена своя котельная и проведено центральное отопление.
СЛАЙД 16
В 1967 году построено здание школьного интерната на 90 мест, а в 1975 году к нему добавился еще один корпус на 140 мест.
СЛАЙД 17, 18, 19, 20 со старыми фото.
Изучая архивные записи, альбомы с фотографиями, фото бывших выпускников, учившихся в здании нашей школы, мы нашли много интересных фотографий. Конечно людей, которые изображены на этих фотографиях, мы не знаем. Но как интересно рассматривать страницы истории!
СЛАЙД 21
В 1985 году было закончено строительство новой трехэтажной школы поселка Кумёны. После этого события в здании нашей школы стали учиться только ученики начальных классов.
СЛАЙД 22
Коррекционной школа стала с сентября 2005 года. Много событий, интересных и разнообразных, произошло со дня основания коррекционной школы!
СЛАЙД 23
Мы провели анкетирование среди учеников. Вот результаты.
На вопрос «Что для тебя школа?» ответили:
46% - Школа –это дом, где получают знания
20% - Школа это второй дом для нас
7% - Школа – это обычное учебное заведение
22% - Наша школа – это лучшая школа
5% - Школа – это общение с друзьями
СЛАЙД 24
В судьбе каждого человека есть своя школа, которая ведет не только в страну знаний, но и учит жизни, является истоком становления всесторонне развитого человека. В нашей школе работают замечательные педагоги. Благодаря им мы узнаем много нового и интересного. В ходе работы над проектом мы узнали, что наши педагоги Носкова Галина Ивановна, Малькевич Елена Юрьевна, Архипова Надежда Семеновна учились в Куменской средней школе в то время, когда она располагалась в здании нашей школы.
СЛАЙД 25
Они рассказали нам о некоторых событиях в развитии школы, например об участии в строительстве интерната, и поделились с нами своими старыми фотографиями. СЛАЙД 26
Сейчас в нашей школе обучается 106 детей. Здесь мы изучаем то, что пригодится нам в будущем. Кроме учебных занятий проводится много внеклассных мероприятий. Ежегодно учащиеся школы участвуют в районных, областных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях и занимают призовые места.
Для нас наша школа - лучшая!
СЛАЙД 27, 28, 29
ШКОЛА для нас – это верные друзья и строгие, но справедливые учителя. Это восторг первых достижений и грусть разочарований, задор веселых игр и страх перед сложными контрольными и выпускными экзаменами. Эти яркие эмоции и переживания свойственны школьному
периоду нашей жизни. Его испытания кажутся детям такими сложными и непреодолимыми, но вспоминаются потом с теплотой и тихой грустью.
Многие люди с улыбкой и волнением вспоминают школьные годы, по праву считая, что этот период их жизни был одним из самых счастливых и беззаботных. Действительно, школа является своеобразным мостиком между детством и юностью, путешествуя по которому, мы открываем для себя новый и совершенно удивительный мир знаний. Поэтому впоследствии очень многие поэты посвящают этому периоду своей жизни стихи, наполненные теплотой, нежностью и легкой ностальгией.
Мы гордимся своей школой, любим ее и хотим, чтобы каждый из нас оставил в истории школы свой след.
СЛАЙД 30
ВЫРАЖАЕМ БЛАГОДАРНОСТЬ Блиновой Капитолине Александровне за встречу с нами, за предоставленную информацию об истории школы.
Также ВЫРАЖАЕМ БЛАГОДАРНОСТЬ нашим педагогам Носковой Галине Ивановне, Малькевич Елене Юрьевне, Архиповой Надежде Семеновне, Тючкаловой Валентине Борисовне за предоставленные фотографии, рассказы о школьных годах.
Итог работы.
Мы выступили с нашим проектом в двух классах нашей школы. История строительства, развития школы заинтересовала ребят, они с удовольствием рассматривали старые фотографии, воспринимали исторические события, задавали вопросы.
Считаем, что мы трудились не зря. Узнали сами и рассказали другим интересные факты развития школы. Через историю школы мы знакомимся с прошлым. Думаем, что история нашей школы – это маленькая частичка истории развития образования и истории нашей Родины.
СЛАЙД 31 БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Кумёны»
HYPER13 PAGE HYPER147HYPER15
HYPER15Основной шрифт абзаца
Зимний лес в вашем доме
Чья проталина?
Золотая хохлома
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Рисуем кактусы акварелью