Проектно-исследовательская работа.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie._gimn.docx | 434.24 КБ |
Всероссийский конкурс
среди обучающихся образовательных учреждений
на лучшее знание Государственной символики России
Номинация: «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»
Вид работы: проектно-исследовательская работа.
«Гимн как средство воспитания патриотических чувств».
Автор: Осипова Юлия Сергеевна, 3 класс,
МОУ лицей «Серпухов», г.Серпухов, ул.Московское шоссе, д.51, кв.190
Руководитель: Осипова Наталия Николаевна,
МОУ лицей «Серпухов», г.Серпухов, ул.Московское шоссе, д.51, кв.190,
м.т.8-963-690-89-63
2013 год
Содержание
I. Введение………………………………………………………………. 2 - 4
II. Основная часть………………………………………………………. .4 - 7
1. Что такое гимн………………………………………………………. 4
2. Изучение исторических фактов возникновения гимнов и сила
их влияния на человека. ……………………………………………… 5 - 7
2.1. Гимн царской России.
2.2. Гимны послереволюционной России.
2.3. Гимны современной России.
III. Практическая часть ………………………………………………… 8
IV. Заключение …………………………………………………………. 9
Список литературы……………………………………………………… 10
Приложение 1……………………………………………………………. 11
Приложение 2……………………………………………………………. 12
Приложение 3……………………………………………………………. 13
Приложение 4……………………………………………………………. 14
Приложение 5……………………………………………………………. 15
Приложение 6……………………………………………………………. 16
Приложение 7……………………………………………………………. 17
Приложение 8……………………………………………………………. 18
«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.»
Аристотель
Почему я выбрала эту тему?
В прошлом году перед нами выступали старшеклассники с работой «История гимна СССР и Российской Федерации». Меня очень заинтересовала эта тема. И я решила узнать, а кто же исполнял гимны царской России, советские гимны и современный гимн России. Гимн России - это высшее проявление любви к Родине, а это значит, его исполнение должно пробуждать у наших граждан чувство любви к Отчизне.
В результате возникла тема исследовательской работы «Гимн как средство воспитания патриотических чувств».
Актуальность темы очевидна, т.к. ещё с августа месяца в средствах массовой информации говорилось о перезаписи гимна России. 20 сентября 2013 года Ансамбль песни и пляски имени А.Александрова записал классический вариант гимна. Другой вариант был записан 23 сентября 2013 года известными российскими исполнителями. Сам факт такой записи –патриотическая акция по пропаганде главных символов Отечества.
Жизнь доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет.
Цель исследования.
Доказать, что музыка гимна во все времена являлась мощным средством воспитания патриотических чувств.
Я поставила перед собой следующие задачи:
Объект исследования - государственные символы России.
Предмет исследования - гимн.
Методы исследования:
Участники исследования: ученики 3 а и 3 г класса.
Я выдвинула такую гипотезу:
Влияет ли исполнение гимна на воспитание патриотических чувств людей.
Ведь известно, что музыка помогает людям общаться друг с другом. Она может заставить человека пойти на смерть ради жизни других людей, или, наоборот, - убивать себе подобных. Музыка способна лечить - и, наоборот, калечить души людей. Даже малыши, едва услышав приятную мелодию, поворачиваются к источнику звука, а от неприятных звуков начинают рыдать. Видимо, это влечение содержится в наших генах и заложено в нас природой.
Значимость.
Я считаю, что моя работа поможет моим ровесникам больше узнать о гимне своей страны и будет развивать в них чувства любви к Родине
На подготовительном этапе исследования я составила анкету, чтобы выяснить, как мои ровесники относятся к музыке, знают ли они гимн своей страны, и попросила своих одноклассников её заполнить.
Приложение 1.
В ходе анкетирования было опрошено 26 человек.
Проведённый опрос показал, что большинство учащихся увлекаются музыкой и знают, что такое гимн.
Приложение 2.
Приступая к исследованию, я сформулировала для себя следующие проблемные вопросы, на которые необходимо ответить:
Рассмотрев литературные источники и интернет-ресурсы, я узнала, что гимн страны - это торжественная песня, в которой народ прославляет свою Родину. Нет такой страны, у которой не было бы гимна. Потому что страна без гимна – это как человек без души.
Ничто так не вдохновляет нас, как хорошие стихи и приятная музыка. А если эти две вещи соединяются вместе и появляется песня - мы способны на многое.
2. Изучение исторических фактов возникновения гимнов и сила
их влияния на человека.
Я узнала, что первым официальным гимном царской России был "Боже, Царя храни", авторами которого были Алексей Львов и Василий Жуковский. Гениальность этого произведения состояла в простоте формы и силе идеи. Его слова легко западали в душу, без труда запоминались абсолютно всеми и были рассчитаны на куплетный повтор – трижды. Официальный текст первоначально состоял всего из 6 строчек.
Приложение 3.
Однако, благодаря возвышенной, хоральной мелодии он звучал очень мощно.
Как только Львов доложил, что гимн написан, Государь пожелал немедленно выслушать его.
После нескольких подготовительных репетиций 23 ноября 1833 г. в Большом театре города Москвы назначено было первое исполнение гимна полным хором придворной музыки при двух оркестрах военной музыки – трубном и деревянных инструментов. Это было как бы пробное исполнение.
«Сначала слова были пропеты одним из актеров – Бантышевым, потом повторены всем хором. Невозможно описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь; все мужчины и дамы слушали ее стоя; сначала «ура», а потом «форо» загремели в театре, когда ее пропели. Разумеется, она была повторена».
Картина была необыкновенная: тишина, царствовавшая в огромном здании, дышала величественностью, слова и музыка так глубоко подействовали на чувства всех присутствовавших, что многие из них прослезились от избытка волнения.
Вторично гимн был исполнен 25 декабря 1833 г., в день Рождества Христова и годовщины изгнания войск Наполеона из России. Этот день является Днем рождения первого Российского Государственного гимна.
Этот гимн звучал в России до 1917г.
Когда в 1917г. свергли царя, гимн «Боже, храни царя!» перестал существовать. Рабочие стали петь революционные гимны, и в первую очередь «Марсельезу».
Приложение 4.
Под ее маршевый ритм было легко шагать. Ее мелодия, как бы вздымавшаяся ввысь от начального звука, была полна призывной силы. Красивая своей необычайной простотой, с повторами, облегчавшими запоминание, она, казалось, вливала мужество и веру, не оставляя места сомнениям и усталости.
Песня организовывала, дисциплинировала, воодушевляла. Казалось, в ее звуках была магнетическая сила, обеспечивавшая победу.
С января 1918 г. гимном Советского Союза стал «Интернационал». Он существовал до 1943 г.
В годы Великой Отечественной войны, в 1943 году, когда наши войска стали вытеснять фашистов с родной земли, было принято решение о создании нового гимна.
Автором музыки был Александр Александров. Позже, он писал: «Мне хотелось, чтобы гимн был другом и вдохновителем человека-гражданина, помогавшим ему переносить испытания, вызывающим чувство радости и ликования за нашу Советскую Родину».
На первый взгляд, музыка гимна Александрова напоминает величественные массовые песни. Например, — знаменитую песню «Широка страна моя родная» И. Дунаевского. Если гимн исполнять в убыстренном (под шаг) темпе, то он напоминает марш. Однако традиционно гимн исполняется в замедленном, по сравнению с маршем, темпе. Это придает ему характер величавой державности, распевности и торжественности.
Впервые гимн СССР прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года в исполнении Образцово-показательного оркестра под управлением С.Чернецкого и Краснознаменного Ансамбля под управлением А.В.Александрова.
Государственный гимн «Союз нерушимый» исполнялся на всех официальных церемониях почти 50 лет. Он звучал на церемониях встреч и проводов иностранных гостей. С ним под бой курантов встречали Новый год. Под торжественную музыку А. Александрова советские спортсмены получали свои награды. Гимн исполняли на праздничных парадах. Причем его обычно играли без слов, в оркестровом варианте. Прекрасная музыка способствовала большой популярности гимна в народе.
В 1991 году Советский Союз распался. У России гимном стала «Патриотическая песня» М.И. Глинки, без слов.
Однако в 2000 году было решено вернуться к старому гимну А.Александрова, но с другим текстом.
Не всем нравилась эта идея, так как этот гимн был связан с именем Сталина. Но даже патриарх Алексий II высказался в поддержку гимна. Он сказал: «Музыка Александрова, помогала объединять нашу страну в трудные годы, восстанавливать ее из разрухи в послевоенный период».
Новые слова гимна написал С.Михалков. В новогоднюю ночь 2001 года над нашей страной снова прозвучали торжественные аккорды нового гимна России в исполнении капеллы «Московский Кремль».
Приложение 5.
III. Практическая часть.
Изучив историю гимна, у меня появился вопрос, а кто сейчас исполняет гимн России? Я обратилась за помощью к маме. Она помогла мне найти ответ на этот вопрос в Интернете.
Сейчас гимн России можно услышать в разном исполнении:
- капеллы «Московский Кремль»;
-Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова;
- хора и оркестра Большого театра;
- Ларисы Долиной;
- группы Любэ.
Приложение 6.
Кроме того, на Парадах Победы в 2003, 2004, 2006 и 2007 годах гимн исполнялся А капелла, то есть без сопровождения оркестра.
Я решила выяснить, какое влияние оказывает на моих сверстников музыка гимна в разном исполнении?
Для этого, во время внеурочной деятельности «Я – гражданин России» в 3 г классе, я предложила ребятам послушать гимн в исполнении
- Ларисы Долиной
- гимн А капелла на параде 2007 года
- гимн в исполнении капеллы «Московский Кремль»
После прослушивания я предложила ребятам заполнить опросный лист.
Приложение 7.
Было опрошено 19 человек.
Приложение 8.
Результаты опроса показали, что мелодия Александрова на самом деле очень сильна, гимнообразна, величественна.
И в любом исполнении торжественность музыки и поэтичность слов гимна вызывают чувства патриотизма, уважения к истории страны.
Заключение
Результаты моей работы показали, что гимн во все времена является мощным средством воспитания патриотических чувств людей.
Мелодия современного гимна легко воспроизводится, что немаловажно. Как писал когда-то В.Я. Брюсов: «Главное — чтобы гимн мог спеть любой живущий в нашей стране человек».
Таким образом, моя гипотеза о том, что музыка гимна может оказывать сильное влияние на человека – подтвердилась.
Каждое утро и каждый вечер после боя курантов мы слышим по радио Государственный Гимн России. Гимн — музыкальный символ нашего государства, воспитывающий патриотическое сознание, основанное на гуманистических ценностях своего народа.
ЛИТЕРАТУРА
Интернет
http://www.norma40.ru/articles/marselyeza-istoriya.htm Марсельеза. История создания песни. Биография автора
http://blog.i.ua/community/2794/1145707/ Боже , Царя храни! (Слушать стоя)
http://www.roman.by/r-76928.html Реферат: Гимны революции и социализма в России
Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне Российской Федерации»
Артамонов В.А., Соболева Н.А. Символы России: Очерки государственной символики России. М., 1993
Золин П.М. Герб, Гимн, Флаг и столица нашей Родины: Книга для учащихся. М., 1987
Крутов В.В., Крутова Л.В. «Боже, царя храни…»: История первого российского гимна. М., 1998
Пчелов Е.В. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. М., 2002
Герб, флаг, гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе: Методические рекомендации. М., 2003
Приложение 1.
Анкета.
Ф.И.____________________________________________________________
Класс___________________________________________________________
Ответь на вопросы:
1.Увлекаешься ли ты музыкой?
Да - Нет –
2. Влияет ли музыка на твоё настроение и чувства?
Да - Нет –
3. Знаешь ли ты, что такое гимн?
Да - Нет –
4. Можешь ли ты по звучанию определить гимн России?
Да - Нет –
Приложение 2.
Результаты анкетирования.
1.Увлекаешься ли ты музыкой?
2. Влияет ли музыка на твоё настроение и чувства?
3. Знаешь ли ты, что такое гимн?
4. Можешь ли ты по звучанию определить гимн России?
Приложение 3.
Первоначальный текст гимна «Боже, Царя храни!»
Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам;
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, Царя храни!
Музыка Руже де Лиля
Переложение А. Флярковского
Слова П. Лаврова
Отречемся от старого мира, Отряхнем его прах с наших ног. Нам враждебны златые кумиры, Ненавистен нам царский чертог. Мы пойдем к нашим страждущим братьям, Мы к голодному люду пойдем, С ним пошлем мы злодеям проклятья, На борьбу мы его поведем. Припев: Вставай, подымайся, рабочий народ! Вставай на врага, люд голодный! Раздайся, клич мести народной: Вперед! Вперед! Вперед! Вперед! Вперед! Кулаки-богачи жадной сворой Расхищают тяжелый твой труд. Твоим потом жиреют обжоры, Твой последний кусок они рвут. Голодай, чтоб они пировали, Голодай, чтоб в игре биржевой Они совесть и честь продавали, Чтоб глумились они над тобой. Припев | Тебе отдых — одна лишь могила, Что ни день — недоимки готовь. Из тебя богачи тянут жилы, Царь-вампир пьет народную кровь; Ему нужны для войска солдаты — Подавай ты ему сыновей, Ему нужны пиры и палаты — Подавай ему крови своей. Припев Не довольно ли вечного горя? Встанем, братья, повсюду зараз — От Днепра и до Белого моря, И Поволжье, и дальний Кавказ. На врагов, на собак на богатых, И на злого вампира-царя, Бей, руби их, злодеев проклятых, Заблести, новой жизни заря! Припев И взойдет за кровавой зарею Солнце правды и братской любви, Хоть купили мы страшной ценою, Кровью нашею, счастье земли. И настанет година свободы, Сгинет зло, сгинет ложь навсегда, И сольются в одно все народы В вольном царстве святого труда! Припев |
Источник: С. Хентова. Мелодии великого времени. М., 1986
Композитор (музыка): Автор текста (слов):
Александров А.В. Михалков С.
Приложение 7.
Опросный лист.
Ф.И.______________________________________________________________
Класс ____________________________________________________________
1.Какое исполнение вам больше всего понравилось? (Ответ подчеркни.)
Лариса Долина | А капелла на военном параде | Капелла «Московский Кремль» |
2.Какое исполнение показалось наиболее торжественным, величественным? (Ответ подчеркни.)
Лариса Долина | А капелла на военном параде | Капелла «Московский Кремль» |
3.Из предложенного списка выберите те чувства, которые у вас вызывает каждый исполнитель. (Ответ запиши.)
- любовь к Родине;
- любовь и привязанность к своей семье, школе, городу;
- бережное отношение к природе и всему живому;
- уважение к истории страны;
- готовность защищать свою Родину;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- гордость за свою Родину;
- уважение к другим народам, их традициям.
Лариса Долина | А капелла на военном параде | Капелла «Московский Кремль» |
Приложение 8.
2.Какое исполнение показалось наиболее торжественным?
3.Из предложенного списка выберите те чувства, которые у вас вызывает каждый исполнитель.
Ребята выбирали несколько чувств. Таким образом, получился следующий результат.
Гимн в исполнении Ларисы Долиной | Гимн А капелла на параде 2007 года | Гимн в исполнении капеллы «Московский Кремль» |
любовь к Родине | готовность к защите Отечества | гордость за свою Родину |
17 чел. | 12 чел. | 15 чел. |
А теперь — мультфильм
Мороз и заяц
Кактусы из сада камней
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Рисуем ананас акварелью