Данная работа на межокружной научно-практической конференции младших школьников заняла III место.
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhnaya_nauchno.doc | 303.5 КБ |
Окружная научно-практическая конференция
младших школьников и школьников 5-6 классов
Секция «Экология»
Вода – источник жизни
Автор: Карпова Виолетта, ученица 4 класса
ГБОУ СОШ с. Андросовка Куйбышевского филиала
Руководитель: Ракитина Наталия Леонидовна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Андросовка Куйбышевского филиала
г. Чапаевск , 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ В ПРИРОДЕ 5
2. ВЛИЯНИЕ ВОДЫ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА 5
3. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ 6
4. ОХРАНА ВОДОЁМОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ 10
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
5. РАБОТА ПО ОХРАНЕ ВОД НАШЕГО РАЙОНА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………....15
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………...16
ВВЕДЕНИЕ
Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Данная тема является особо актуальной в нашем современном мире.
Цель исследования - уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ, раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты.
Работая над темой, были поставлены такие задачи:
– проанализировать научную информацию по теме;
– описать причины загрязнения водоемов;
– познакомиться с мерами охраны водоемов от загрязнения;
– доказать необходимость бережного отношения к воде;
– выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.
Предмет исследования: вода – источник жизни.
Существует обширная литература, посвящённая данной теме. Так, например, Ахманов М. в своей книге «Вода, которую мы пьем. Качество питьевой воды и ее очистка с помощью бытовых фильтров» пишет о проблеме качества питьевой воды. Батмангхелидж Ф. в книге «Вода для здоровья» утверждает, что элементарное упорядочение ежедневного рациона воды и соли избавит вас от десятков болезней. Ершов М.Е. в книге «Самые распространенные способы очистки воды» рассказывает о самых оптимальных и удобных способах очистки воды для питьевых, хозяйственно-бытовых нужд в условиях проживания в городе, сельской местности, на даче. Обербайль К. и его книга «Чудо-вода» считает, вода - лучшее лекарство. В этом справочнике мы найдём программы трех курсов оздоровления с помощью воды. Автор Суслов Б. Н. в своей книге «Вода» рассказывает о том, что вода является той средой, в которой протекает огромное количество различных химических процессов. Об этом и рассказано в книге. Эмото Масару «Тайная жизнь воды». Автор утверждает, что вода обладает памятью и несет в себе наши мысли и молитвы, а в его же книге «Энергия воды для самопознания и исцеления» представлены новые исследования доктора Эмото, которые доказывают, что вода обладает мощными целительными свойствами. Книга содержит множество уникальных фотографий, демонстрирующих воздействие на формирующиеся кристаллы льда позитивных и негативных мыслей человека. (6;20)
Гипотезой исследования выдвигается утверждение, что человек неразумно относится к воде и загрязняет ее. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Каждый человек должен беречь воду!
Во время работы были использованы такие методы исследования:
– анализ;
– наблюдение;
– сбор информации из книг, журналов, газет;
– анкетирование;
– сравнение;
– интервью;
– обобщение.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В природе вода играет важнейшую роль. При этом она оказывается задействованной в самых разных механизмах и жизненных циклах на земле. Вот лишь несколько фактов, которые наглядно демонстрируют ее значимость для нашей планеты:
2. ВЛИЯНИЕ ВОДЫ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
Главный потребитель воды на Земле — это человек. Значение воды в жизни человека просто огромное.
Более 70% нашей планеты покрыто водой. Но при этом всего 3% всей воды можно отнести к питьевой. И доступ к этому ресурсу с каждым годом становится все труднее. (4;18)
3. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ
Вода – основа жизни всех живых организмов на Земле, одно из главных богатств на Земле. Издавна человек селился рядом с водоёмом. Там, где есть вода – есть жизнь. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Человеку нужно выпивать в день около 2-х литров воды. И примерно в 20 раз больше ежедневно требуется каждому из нас для мытья, приготовления пищи и так далее.
В последние годы экологи всех стран бьют тревогу. Из-за небрежного отношения человека к водным ресурсам на Земле происходят большие изменения вредные для здоровья человека, приводящие к гибели животных и растений.
Наше государство старается охранять водные ресурсы. Действуют законы, которые предписывают гражданам нашей страны правила обращения с водными ресурсами и использования воды в технических целях, чтобы сохранить её в чистом виде для будущих поколений людей, для растений и животных. Но встречаются нарушители законов, которые не думают не только о других людях, даже и о собственном здоровье.
Вода должна быть чистой! К сожалению, мало делается для того, чтобы ее не загрязняли заводы, фабрики, фермы.
Часто встречаются случаи, когда большие заводы и фабрики выбрасывают свои отходы прямо в реку или озеро, когда в воду попадают различные продукты химии, яды, нефть, бытовой мусор.
Берега рек часто превращаются в свалку. В загрязнённой воде погибает всё живое: рыба, раки, растения. Река болеет, и её воды не могут быть использованы человеком.
В сельском хозяйстве люди применяют удобрения и ядохимикаты, а дождевая вода переносит часть их в водоёмы. Работники сельского хозяйства всегда должны правильно хранить и использовать эти вещества!
Теперь представим такой случай. Водитель помыл свой автомобиль или мотоцикл в реке или озере. В воду попали бензин, смазочное масло. Нам неприятно будет купаться в такой воде. А как будут чувствовать себя в ней мальки рыб и другие обитатели водоёма? Многие из них погибнут. Нужно помнить: нельзя мыть в водоёмах машины, мотоциклы и даже велосипеды.
Очень часто люди бросают в водоёмы мусор, не понимая, что совершают страшное зло. Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое-многое другое, это очень опасно для людей, купающихся в водоёме, а особенно для тех, кто ныряет. В больницы нередко доставляют людей, получивших тяжёлые травмы.
Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. (4;33)
Никогда нельзя выбрасывать в воду мусор и оставлять его на берегу, потому что он с берега может легко попасть в воду.
Необходимо каждому из нас изменить своё отношение к воде, иначе через несколько десятков лет мы можем остаться без чистой пресной воды. Надо бережно относиться к имеющимся водоёмам, охранять их, содержать в чистоте берега, сажать деревья для укрепления берегов, строить очистные станции. Ведь даже мы – школьники – можем участвовать в этом важном деле: принимать участие в субботниках по уборке, благоустройству берегов, пляжей, мест отдыха, бережно и экономно расходовать воду.
Это надо понять и запомнить каждому человеку. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Воды на Земле одновременно и много и мало.
Если взглянуть на глобус, то можно увидеть, что синего цвета больше. Но оказывается, морская солёная вода непригодна для питья, для многих технических производств и сельского хозяйства. А пресной воды существует мало.
Многие государства мира испытывают недостаток в питьевой воде. Учёные подсчитали, что её количество настолько мало, что на каждые сто литров солёной воды приходится всего лишь один литр пресной.
500 литров воды пропадает зря, если из плохо закрытого крана в течение суток будет течь струйка толщиной всего лишь со спичку.
Таким образом, главная жидкость нашей планеты - вода Мирового океана загрязняется и меняет свои свойства. А это означает нарушение круговорота воды в природе, а нарушение круговорота воды приводит к гибели жизни на Земле. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоемы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм пропускают через очистные сооружения.
Загрязнением воды называют процесс насыщения водоемов вредными веществами, отходами производства и бытовыми отходами, в результате которого вода теряет большую часть своих функций и становится непригодной для дальнейшего потребления.
Основные источники загрязнения:
Ученые давно бьют тревогу, что мировой океан ежегодно получает свыше 13 млн. тонн отходов нефтепродуктов. При этом Тихий океан получает до 9 млн.тонн, а Атлантика — более 30 млн.тонн.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения на нашей планете уже не осталось источников, в которых присутствовала бы чистая природная вода. Есть лишь водоемы, загрязненные менее остальных. И это грозит катастрофой нашей цивилизации, так как без воды человечество просто не выживет. А заменить ее нечем.
Каждый человек должен беречь воду!
4. ОХРАНА ВОДОЁМОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
В реках и других водоемах происходит естественный процесс самоочищения воды. Однако он протекает медленно. Пока промышленно- бытовые сбросы были невелики, реки сами справлялись с ними. В наш индустриальный век в связи с резким увеличением отходов водоемы уже не справляются со столь значительным загрязнением. Возникла необходимость обезвреживать, очищать сточные воды и утилизировать их.
Чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения. В них загрязнённая вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. Интересно, что во многих очистных сооружениях помогают очищать воду особые микробы, не опасные для людей. Эти микробы обезвреживают ядовитые вещества.
Сейчас строятся и такие предприятия, в которых вообще нет сточных вод. Загрязнённую воду там очищают и снова используют, затем опять очищают и опять используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду. Это самые современные предприятия, и их становится всё больше.
Для очистки жидких стоков применяют специальные системы очистных сооружений. Для очистки бытовых стоков, а также для каждого предприятия проектируются свои очистные сооружения. [3;4]
Охрана вод представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения и истощения вод, их рациональное использование. Благодаря специальным мерам охраны обеспечивается экологическое благополучие водных ресурсов. Водное законодательство регулирует не только водопотребление, но и условия, которые должны соблюдаться на территориях, прилегающих к водоемам.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
5. РАБОТА ПО ОХРАНЕ ВОД НАШЕГО РАЙОНА
Изучив соответствующую литературу по проблеме загрязнения воды, я решила узнать, как идёт работа по охране вод в нашем Красноармейском районе.
Вооружившись ручкой и блокнотом, я взяла интервью у начальника участка МУП «Водоснабжение» Сизова Александра Вениаминовича. Александр Вениаминович ответил нам на такие вопросы:
- Какие очистные сооружения построены в нашем Красноармейском районе?
В нашем районе нет очистных сооружений. Несколько раз в году водопроводная система очищается, для этого водонапорные башни сначала обрабатывают и затем дезинфицируют (хлорируют).
- Можно ли пить воду из под крана или ее необходимо фильтровать?
Пить можно, но и фильтровать не помешает, так как при фильтрации убираются лишние соли и примеси, влияющие на состав воды.
- Почему образуется накипь в чайнике, если залить воду из под крана?
Накипь в чайнике образуется при кипячении вследствие высокой жесткости воды. Соли калия и магния при кипячении кристаллизуются и образуют накипь.
- Какой Государственный документ устанавливает стандарты и нормы по качеству питьевой воды?
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода» (СанПин 2.1.4.10749-09).
Затем было проведено анкетирование среди учеников и учителей нашей школы.
В опросе участвовало 18 человек: 11 учеников и 7 учителей.
Вопросы:
№ 1. Опасно ли загрязнение воды для человека?
№ 2. Знаете ли вы о водоочистных сооружениях в нашем районе?
№ 3. Есть ли у вас в семье собственная система очистки воды?
№ 4. Должен ли каждый человек беречь воду?
Вопросы | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | ||||||||
Ответы | Да | Нет | Не знаю | Да | Нет | Не знаю | Да | Нет | Не знаю | Да | Нет | Не знаю |
Учителя | 7 | 0 | 0 | 1 | 4 | 2 | 4 | 3 | 0 | 7 | 0 | 0 |
Ученики | 8 | 1 | 2 | 2 | 8 | 1 | 5 | 6 | 0 | 11 | 0 | 0 |
Из результатов таблицы можно сделать вывод, что взрослые и большинство учащихся осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. В большинстве семей имеются собственные системы очистки воды. Но не все участники опроса знают о водоочистке нашего района.
Помимо анкетирования было проведено мероприятие на тему: “Почему воду надо беречь”. Вместе мы составили правила бережного отношения к воде и вот что у нас получилось:
Правила бережного отношения к воде
Если мы будем знать и выполнять правила экономного расходования воды, и мы поможем сберечь воду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённый обзор литературы, а также собственные наблюдения, позволяют сделать такие выводы:
Я провела своё расследование, о том, как в нашем районе идёт процесс охраны воды и какие проводятся мероприятия по вопросу «Охрана водных ресурсов». А также ознакомилась и проанализировала мнение детей и взрослых по данному вопросу. Оказывается, что взрослые и большинство учащихся осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. В большинстве семей имеются собственные системы очистки воды. Но не все участники опроса знают о водоочистных сооружениях нашего района.
Выдвинутая мною гипотеза о том, что человек неразумно относится к воде и загрязняет ее, подтвердилась. Загрязнение водоемов опасно для всего живого.
Каждый человек должен беречь воду!
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Заколдованная буква
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
На горке
В какой день недели родился Юрий Гагарин?