Данная работа носит исследовательский характер, основывается на источниках из архива школы.
Вложение | Размер |
---|---|
arhivnye_chteniya.docx | 72.74 КБ |
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
1.1 Основные направления реформирования системы школьного образования……………………………………………………………………..……………......6
1.2 Политехническое обучение в школе №63………………………………………………….9
2.1 Особенности учебного процесса………………………………………….……………….12
2.2 Формирование материальная база школы …………………………….………………….16
2.3 Обеспечение школы кадрами……………………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………………………….22
Список литературы и источников.........................................................................................24
Приложения
Введение
«Физика вокруг нас»
Образование сегодня определено как приоритет государственной политики, оно должно стать фактором экономического роста и благосостояния, конкурентоспособности и национальной безопасности страны.
Задачи интенсификации материального производства, перестройки мышления и деятельности людей, учет человеческого фактора практически немыслимы без коренного улучшения подготовки рабочих и инженерно-технических кадров. Существенным в этой перестройке и в осуществлении реформы общеобразовательной и профессиональной школы является дальнейшее расширение принципа политехнизации образования.
Сегодня политехническое образование в школе приобретает все большую значимость и актуальность. Благодаря изучению, техническому творчеству, направленному на проектирование и конструирование, стало возможным дополнительно мотивировать школьников на изучение физики, математики, информатики, выбор инженерных специальностей. Перспективы развития нашей школы связаны именно с внедрением в образовательный процесс политехнических компонентов как фундамента профориентации на инженерные и рабочие профессии. Большую роль в обеспечении правильного выбора профессии, формировании умения быстро ориентироваться в происходящих научно-технических переменах и постоянно осуществляемых нововведениях в технологических процессах играет политехническое образование. Социально-демографические условия заставляют по-новому учитывать требования политехнизации общего образования, трудового обучения. Частные исследования показывают, что выпускники школ не имеют достаточных технических знаний, слабо знакомы (даже на описательном уровне) с машинами-орудиями, технологиями производства [8, с.9]. Обычно выпускники школ имеют весьма поверхностные представления не только о возможной будущей профессиональной деятельности, психологических особенностях профессии, но и о характере учебной деятельности, содержании профессионального образования. Поэтому проблема политехнического образования является достаточно актуальной. Как результат политехнического образования – выпускник с высокой степенью самоопределения и мотивации для поступления в средние профессиональные и высшие учебные заведения технической направленности, так как для него реально обеспечена возможность выбора профиля обучения и индивидуальной траектории освоения образовательной программы [8, с.10].
Образование должно быть тесным образом связано с потребностями страны. В оторванности образовательной отрасли от потребностей страны и состоит основная коллизия, которую призвана разрешить новая реформа образования. Реформа школы 1958 года как отражение потребностей развития общества даёт исследователю богатый материал для такого анализа. 24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х гг.
Проблема выявления и обоснования основных направлений и тенденций развития системы образования в 1958 – 1960 -е годы является важнейшим компонентом исследований, как в сфере исторических наук, так и для практического опыта по реформированию школы.
Советской историографией данная проблема деятельности школы и политика правительства в отношении нее, достаточно хорошо изучена. Научные поиски в области теории и практики политехнического обучения, профессионально – технического образования и трудовой подготовки учащихся велись достаточно интенсивно еще в 50-е гг. Стоит отметить теоретико - методологические исследования в области политехнического образования направлены на выявление различных подходов к определению его содержания (М.Н. Скаткин, С.Г. Шаповаленко), роли и места общеобразовательных предметов в политехническом образовании. (В.Г. Зубов), политехнического содержания отраслей производства (Д.А. Эпштейн, К.А. Иванович, А.А. Шибанов), разработку экологического аспекта (И.Д. Зверев), раскрыта функциональная природа политехнических знаний (П.Р. Атутов), делающая политехническое образование одной из сторон профессионального образования. Под редакцией К.А. Ивановича вышла книга «Соединение обучения с производительным трудом в сельской школе» и ряд сборников об опыте передовых школ: «Политехническое обучение в средней школе. Из опыта работы городских и сельских школ» (1956) и др. При этом одни ученые выдвигали идею профессионализации общеобразовательной школы; другие считали, что подготовку молодежи к практической деятельности следует осуществлять в рамках общего политехнического образования. Следует отметить и монографию Лернера П. С. «Политехническое образование сегодня», где затрагивается актуальность данной проблемы в современном обществе [31].
Объект исследования: система обучения и воспитания школы №63 в 50-60- е гг.
Предмет исследования: особенности организации школы радиофизического профиля.
Гипотеза исследования: изучение истории школы №63 будет способствовать совершенствованию профильного обучения в школе.
Материалы исследования будут полезны при организации школьного музея.
В исследовании использованы следующие исторические методы:
1) биографический метод, который включает в себя совокупность процедур сбора информации: интервьюирование, анализ документов, изучения личных вещей и свидетельства близкого окружения;
2) описательный, который дал автору возможность представить общую картину жизни школы;
3) анализ исторических источников школьного архива, отражающих деятельность школы № 63 в указанные годы.
Цель работы: выявить особенности организации политехнической школы радиофизического профиля и доказать эффективность ее функционирования.
Задачи работы:
Тезисы об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии систем народного образования в стране, в которых нашла отражение концепция реформирования советской школы, были опубликованы в 1958 году и представляли собой во многих отношениях важный государственного значения документ. Сформулированная в нём стратегия образования, ряд идей (создание многовариантных типов учебных заведений, школ для одарённых детей, развитие детской самодеятельности и творчества) не утратили своей значимости и сегодня. Таким образом, можно говорить, что основу для развития системы советской общеобразовательной школы во второй половине XX века положила реформа, начавшаяся в 1958 году [1, с14].
1. Реформирование системы школьного образования в 50-60 –е гг.
1.1 Основные направления реформирования системы школьного образования
В конце 50-х — 60-е годы наша страна вступила в период развитого социализма. Это обусловило возрастающие потребности общества в повышении культурного и общеобразовательного уровня всего советского народа. Это поставило перед школой и педагогикой нашей страны новые важные задачи. Они были сформулированы в решениях съездов КПСС, в материалах сессий Верховных Советов СССР, в специальных постановлениях Коммунистической партии и Советского правительства о школе.
В 1958 году Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», который установил в нашей стране всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Программа Коммунистической партии Советского Союза, принятая на XXII съезде партии (1961), провозгласила необходимость всеобщего среднего образования. Наиболее важными задачами в области народного образования в 60 – 70-е годы были осуществление в стране всеобщего обязательного среднего образования, переход школы на новое содержание образования, совершенствование учебного процесса и коммунистического воспитания учащихся [8, с.26].
Основными направлениями реализации данной реформы явились:
Согласно этому постановлению, произошла определенная перестройка учебно-воспитательного процесса: систематические курсы основ наук стали изучаться раньше, с IV, а не с V класса; в добавление к обязательному школьному курсу основ наук в учебные планы были введены начиная с VII класса факультативные курсы по отдельным учебным предметам, избираемым учащимися по их желанию и интересам [9, с.53].
В старших классах некоторых школ было введено дифференцированное обучение: углубленное изучение в соответствующих отделениях школы отдельных предметов - физики, математики (позже химии), биологии, гуманитарных дисциплин.
В хорошо оборудованных сельских школах, тесно связанных с совхозами и колхозами, учащиеся старших классов изучали автодело, трактор, комбайн и другие сельскохозяйственные машины. Было усилено внимание к воспитывающей функции общеобразовательной школы и в штаты школьных работников введена должность педагога-организатора внеклассной и внешкольной работы. В связи с этими изменениями в 1970 году был принят новый Устав средней общеобразовательной школы. На основе этого государственного документа выпускники восьмилетних школ могли продолжать образование: в общеобразовательных полных средних (десятилетних) школах (IX–Х классы), в средних специальных учебных заведениях - техникумах (3–4 года обучения), в средних профессионально-технических училищах (ПТУ) (3–4 года), а также в школах рабочей и сельской молодежи (IX–XI классы). Все эти учебные заведения давали полное среднее образование и аттестат зрелости [6, с.28].
Таким образом, была решена проблема получения полного среднего образования в сочетании с профессиональной подготовкой молодежи к труду в народном хозяйстве страны.
Отсутствие трудового обучения в общеобразовательной школе серьезно сказывалось на практической подготовке школьников к труду, особенно труду в сфере материального производства. Оно снова стало восстанавливаться в школе.
С 1954-1955 учебного года трудовое обучение вводится в начальной школе, a c 1956-1957 года - во всех классах средней школы. В 1-4 классах вводится преподавание ручного труда. В 5-7 классах организуются занятия в учебных мастерских, связанные с обработкой древесины и металлов, а также работа на пришкольном учебно-опытном участке. B 8-10 классах вводится курс основ производства и производственная практика. В этих же классах преподаются так называемые общетехнические предметы - машиноведение и электротехника. Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» предусмотрена новая система трудового обучения, включающая производственное обучение, в которой центральное место занимает реализация принципа соединения обучения с производительным трудом учащихся. Под производственным обучением в общеобразовательной школе понимали вид трудового обучения в старших классах, имеющий целью подготовку учащихся к квалифицированному труду по одной из массовых профессий народного хозяйства или культуры [32]. Оно рассматривалось как одно из средств осуществления соединения обучения с производительным трудом.
Вместо существовавшего тогда всеобщего обязательного семилетнего образования вводится всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Неполной средней школой становится восьмилетка. На базе восьмилетки образуются средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением в составе 9-11 классов. Полное общее среднее образование становится одиннадцатилетним.
В средней ступени (4-8 классы) трудовое обучение дифференцировалось на три варианта: технический труд, сельскохозяйственный труд и обслуживающий труд. Те или иные варианты трудового обучения применялись в зависимости от производственного окружения школы и с учетом особенностей мужского и женского труда. Девочки занимались обслуживающим трудом, а мальчики - техническим. В содержание обучения в сельской школе, наряду с техническим и обслуживающим трудом включался сельскохозяйственный труд. Вместе с тем, элементы сельскохозяйственного труда вводились и в городских школах, имеющих учебно-опытные сельскохозяйственные участки. В старшей ступени (9-11 классы) значительное учебное время (до 12 часов в неделю) отводилось на производственное обучение, в процессе которого ученики изучали профессиональные учебные дисциплины и занимались производственной практикой [28].
Согласно закону, оканчивающие среднюю школу, получали общее среднее образование и профессиональную подготовку. Наряду с аттестатом зрелости, выпускники школ получали свидетельства о присвоении им рабочего разряда по той или иной массовой профессии.
Реализация реформы в Куйбышевской области началась с создания в 1958 году специальных городских и районных комиссий, которые, на основе учета местных условий и перспектив развития народного хозяйства и культуры, составили планы школьной сети. Затем эти планы были обсуждены в районных и городских Комитетах партии и в исполкомах Советов депутатов трудящихся. На основании планов, полученных с мест, составлен сводный план перестройки школьного образования в области, который был одобрен исполкомом Совета депутатов трудящихся. Переход с 7-летнего на всеобщее 8-летнее обязательное обучение, а также организацию различных типов городских и сельских средних школ намечалось начать с предстоящего учебного года и закончить в 1963 году [31].
В практическом плане реализация реформы выглядела следующим образом. С 1 сентября 1959 года на новый учебный план и программы переводились 1-5 классы всех типов общеобразовательных школ. В 1961/62 учебном году не предусматривался выпуск из 7 классов, и все учащиеся были переведены в 8 класс. Таким образом, первый выпуск 8-летней школы состоялся в 1962/63 учебном году. Перевод учащихся 9-х классов на новые опытные учебные планы предстояло произвести поэтапно: в 1959/60 уч. г. – 40%, в 1960/61 уч. г. – 80%, 1962/63 уч. г. – 100%. Первый выпуск из 11 классов должны были сделать средние школы города Куйбышева №№ 9 и 69, которые в 1958 году начали работу по опытному плану. В условиях бурного развития науки и техники в послевоенный период от школы требовалась не только хорошая общеобразовательная подготовка учеников. Она должна была давать и необходимую политехническую подготовку. В связи с этим XIX съезд КПСС (1952 год) дал указания приступить к осуществлению политехнического обучения в советской общеобразовательной школе [31].
В связи с тем, что введение профессиональной подготовки учащихся в средней школе сопровождалось увеличением срока обучения на один год, при разработке нового учебного плана и программ удалось не только сохранить объем общеобразовательной подготовки учащихся, но по многим предметам даже расширить ее. На изучение общеобразовательных предметов в старших классах средней школы по учебному плану отводилось две трети всего учебного времени, а на производственное обучение – одна треть. Следовательно, помимо радикального изменения учебных программ, необходимо было повсеместно организовать для всех средних школ производственную базу. Это требовало выделения производственных площадей и оборудования, создания специальных учебных цехов, участков и мастерских, отбора достаточного числа квалифицированных рабочих и инженеров для обучения учащихся старших классов трудовым профессиям. Для этого требовались огромные материальные и трудовые затраты [31].
1.2 Политехническое обучение в школе №63
Школа №63 получила политехнический профиль, при котором предполагалось сочетать образование и трудовую деятельность. Трудовое обучение вводилось в начальной школе, а затем и во всех классах средней школы. В начальной школе это положение реализовывалось через преподавание ручного труда, на уроках которого учащиеся обрабатывали бумагу, картон, ткани. В средней школе занятия проводились в учебных мастерских. При школе было две столярные мастерские, где учащиеся получали первичные навыки обработки древесины и металла.
При школе содержали учебно-опытный участок по выращиванию различных сельскохозяйственных культур. Выращивали томаты, просо, огурцы, тыкву, поливали и пропалывали цветники, экспериментировали с посадкой различных культур. В школе функционировали биологический и химический кружки. Учащиеся самостоятельно изготавливали приборы для проведения химических опытов. В старших классах вводится курс основ производства и производственная практика. Школа специализируется на преподавании электротехники. В школе работал кинолекторий, который ребята обслуживали самостоятельно. Учащиеся старших классов выезжали на сельскохозяйственную практику в совхоз «Волгарь», где были задействованы на прополке и уборке урожая. Важной составляющей обучения были экскурсии на производство. Они стимулировали интерес учащихся по изучению технических наук. Например, после посещения парфюмерного комбината учащиеся изготовили стенд, на котором отобразили процесс мыловарения и получения зубного порошка [Приложение 1].
Школа № 63 была укомплектована соответствующими кадрами для реализации принципа политехнизации в обучении. В архиве школы сохранились личные дела преподавателей. Уроки домоводства и ручного труда вела Ковалева Лидия Ильинична. Сама она окончила машиностроительный техникум и курсы кройки и шитья. Имела богатый трудовой опыт в различных сферах народного хозяйства. В 1957 году была назначена преподавателем домоводства и ручного труда в школу №63[Приложение 3].
Преподавателем труда был и Гафт Иосиф Залманович. Свою трудовую деятельность Иосиф Залманович начал еще в 1940 году, был он и моряком, и электромонтером, и наладчиком в различных организациях, имел богатый трудовой стаж [Приложение 3]. В 1961 году на должность учителя труда был принят Гусаков Владимир Алексеевич. Он был столяром-мебельщиком 5 разряда, много лет проработал на мебельной фабрике. Затем поступил учителем в школу №15, а через год переведен в школу №63[Приложение 3].
Преподавателем автодела и слесарного дела был Поросенков Николай Логинович. В 1937 году он окончил автодорожный техникум, воевал на фронтах ВОВ, прошел всю войну от Москвы до Кенигсберга. После войны работал преподавателем по автоделу в Самаркандском автодорожном техникуме. В 1958 году он был принят в школу №63 [Приложение 3].
В 1959 году учителем производственного обучения был принят Неведомый Иван Иванович. Работал он и на заводе в городах Лубны и Куйбышева, и на шахте в Ворошиловградской области. Окончил Куйбышевский индустриальный техникум, по окончанию которого направлен был в Утевскую среднюю школу, а затем с переездом в Куйбышев начал работу в школе №63[Приложение 3].
Таким образом, можно сделать вывод, что школа была укомплектована кадрами для преподавания производственных дисциплин.
В рассмотренный период развития общеобразовательной школы в трудовом обучении школьников продолжалась борьба двух крайностей: замена трудового обучения профессиональным или исключение трудового обучения вообще. Если в реформе школы победила профессионализация общего образования, то позднее в 1964 и в 1966 годах постановлениями правительства сначала были изменены сроки обучения в общеобразовательной школе до 10 лет, а затем производственное обучение признано необязательным. А так как время на обучение в школе было сокращено, то постепенно школа отказалась от производственного обучения совсем. Оно было заменено трудовыми политехническими практикумами по различным видам труда и отраслям техники. Среди этих практикумов были практикум по металлообработке, обработке тканей, по электротехнике, машиностроительному черчению и др. [33]
2.1 Особенности учебного процесса.
Введение политехнического обучения выявило много слабых сторон и на практике не всегда имело положительный результат для молодых людей. В 1963 году было принято решение о переводе школ на 10 летнее образование, а затем было отменено обязательное производственное обучение. Повсеместно вводилась профессиональная ориентация учащихся. Часто, жертвуя углубленным изучением основ наук, в школах увлекались «подготовкой» портных, слесарей, монтажников, шоферов и т. д., часто без надлежащих условий и учета интересов и желаний учащихся [10, с.45]. В этой связи, общественностью изыскивались возможности создания таких школ, в которых можно было бы исключить эти тенденции и дать простор развитию ранним интересам учащихся по физике и математике как важнейшим общеобразовательным и политехническим дисциплинам.
Выбор радиофизической политехнической направленности обучения старшеклассников в одной из школ г. Куйбышева был не случаен. Этого требовали нужды местного производства: город в нескольких вузах готовит специалистов, так или иначе связанных с электроникой, техникой сложных электрических цепей. Желательно, чтобы в эти вузы шли абитуриенты с уже сформировавшимися профессиональными интересами. В более широком плане можно утверждать, что радиоэлектроника тогда заняла передовые рубежи в развивающемся народном хозяйстве, проникала во все без исключения его ведущие отрасли.
Итак, в связи с тем, что в г. Куйбышеве широко была представлена машиностроительная и электротехническая промышленность, успешно развивающиеся крупнейшие вузы со специализацией по электрорадиотехники, средствам связи, электронике, необходимость в такой школе действительно существовала. Подготовка в школе абитуриентов с глубокими и прочными знаниями по физике и радиофизике в значительной степени содействовала бы улучшению подготовки инженерных и педагогических кадров. Выбор пал на школу №63.
Школа была создана по инициативе заведующего кафедрой физики твердого тела и электрорадиотехники Куйбышевского пединститута - Л. И. Кошкина при активной поддержке и содействии бывшего директора школы П. П. Кузьмина и завуча школы Н. П. Тихонова. Эта инициатива была одобрена Самарским районным Советом депутатов трудящихся и облоно. При разработке экспериментального варианта общеобразовательной политехнической школы радиофизического профиля был принят во внимание опыт ряда школ. С этой целью была изучена работа школ №№.1, 4, 7 и 18 г. Москвы и № 38 г. Ленинграда. Опыт их был признан неудовлетворительным и в варианте радиофизической школы №63 производственное обучение вместе с производственной практикой, как предмет, исключались. За счет этой экономии времени был введен курс радиофизики (радиотехники и электроники) и радиоизмерений с практикумом в X и XI классах. В IX классе изучались механика и электричество, а также частью электротехника. Практикум в монтажных мастерских по сборке и отработке шасси служил приложением к курсу механики, а пайка и работа с радиодеталями (конденсаторы, сопротивления, индуктивности) - к курсу электротехники. Курсы физики и радиофизики была органически связаны. Даже курс черчения был подчинен одной цели.
С 1964/65 учебного года в школе началось осуществление экспериментального варианта изучения курса физики, разработанного доцентом В. А. Кондаковым. К этому времени одним из сотрудников кафедры (Э. Хамитовым) был проведен предварительный эксперимент по разделу механики в вечерней школе. Этот вариант дал возможность обеспечить радиофизическую подготовку учащихся даже в условиях, когда производственное обучение в школах было исключено и школа переведена на 10-летний срок обучения, с заметным недостатком времени на физику и радиофизику и практикум по радиомоделированию. Опыт показал, что и при этих объективно неудовлетворительных условиях школа справилась со своими задачами.
В 1966 году школа сделала первый выпуск X и XI классов в количестве 203 учеников, подготовленных по системе радиофизики. Из них 92% поступили и продолжили учиться в высших учебных заведениях, в том числе 78% - в технических вузах. Все остальные выпускники стали работать по специальности радистов-параметристов, учебных мастеров и лаборантов в радиофизических лабораториях, контролерами на заводах или проходили службу в специализированных частях Советской Армии [10, с.48] .
Итак, с 1963 года школа №63 стала школой, дающей учащимся усиленное радиофизическое образование. В 1966/67 учебном году старшие классы разделены на две параллели — радиофизическую и физико-математическую. В содержании обучения и формах учебно-воспитательной работы и в той и в другой параллели есть много общего. Обе они дают возможность учащимся, проявившим склонность н способности к изучению физики, математики, радиотехники, углубленно заниматься этими предметами при сохранении нормального уровня требований по остальным учебным предметам общеобразовательной школы.
Одной из форм учебной работы на данном - этапе, учитывающей интересы и склонности учащихся, стали факультативные занятия. Эта форма была предусмотрена новыми учебными планами.
Совершенно ясно, что получить достаточно современные знания и тонкие навыки (хотя бы и первичные) в области радиоэлектроники невозможно без повышения научного уровня курса физики. В особенности в той части курса, в которую входят знания из классической и современной теории электромагнитного поля и вещества. Действующая в то время официальная программа курса физики не вполне удовлетворяла в этом отношении. Поэтому кафедра вынуждена была выработать свой проект принципиально важных разделов программы и вести по нему экспериментальное обучение.
Понятно, что сделать курс физики более строгим в научном отношении, в свою очередь, нельзя без усиления математической подготовки школьников. Таким образом, замысел о совершенствовании политехнического образования школьников в радиотехнической области привел коллектив педагогов к необходимости принять соответствующие согласованные педагогические решения одновременно по целому циклу предметов. И вся эта группа из трех взаимосвязанных предметов приобрела характер профилирующих предметов в условиях данной школы. Были утверждены программы профилирующих курсов.
Политехнический предмет включает в себя разделы «Общая радиотехника», «Радиотехнические измерения», «Техника монтажа и налаживания аппаратуры». Программа предусматривает теоретическое и практическое изучение электрических цепей постоянного и переменного тока (с сосредоточением внимания на высокочастотных цепях), электронных, ионных, полупроводниковых приборов, блоков колебательных систем. Учащимся дается понятие о распространении радиоволн в атмосфере Земли, принципах радиосвязи, основах промышленной электроники. Преимущественно в ходе лабораторных занятий они осваивают методику радиоизмерений с помощью современных средств измерительной техники - электронных вольтметров, мостов, измерительных генераторов, осциллографов и т. д. Большое значение придается выработке умений обнаруживать и устранять неисправности в радиотехнической аппаратуре. Каждый ученик самостоятельно монтирует несколько довольно сложных узлов и блоков аппаратуры. Составной частью предмета является практикум учащихся в производственных условиях и в научно- исследовательской лаборатории кафедры физики твердого тела и электрорадиотехники нашего института [10, с.47].
Для экспериментальной программы по физике характерно повышение роли теоретического материала в учебной системе знаний. Наряду с положениями классической теории, учащиеся знакомились с наиболее важными идеями и достижениями физики тех дней. Чтобы теоретический материал оказывал активизирующее влияние на весь курс, структура последнего была сделана более дедуктивной, чем обычно.
Так, например, изучение механики строится на основе законов динамики Ньютона и завершается введением учащихся в область релятивистской теории. Традиционные разделы «Электричество», «Оптика» и «Атом» объединены на основе нескольких теорий в отдел «Поле и вещество». Здесь излагается главное содержание макроскопической и квантовой теории поля, дается очерк идей квантово-механической теории и теории относительности. Разбор ряда конкретных примеров взаимодействия поля и вещества производится в отличие от общепринятого не в начале электродинамики, а после овладения учащимися теоретическим материалом. Так обстоит дело с изучением электропроводности металлов и диэлектриков, физических свойств полупроводников, магнетизмом вещества и т. д.[10, с.49]
Особенности содержания и структуры экспериментальной программы физики потребовали внести изменения в организацию и методы обучения. Со второго полугодия в IX классе половина учебного времени отводилось на лекционное изложение материала. Другая половина часов – на семинарские и лабораторные занятия.
Для семинарских занятий типично применение различных способов организации самостоятельной работы учащихся: решение задач, проработка материалов учебника и программированных пособий. Преподаватель вел, в основном, индивидуальные собеседования с учащимися. На лабораторные занятия отводилось от 15 до 20% учебного времени. Последние 2,5 месяца в выпускном классе целиком уделяются повторению курса. К курсу физики примыкает специальный физический практикум, который выполняется на экспериментальной физической базе лабораторий кафедры. Для прохождения спецпрактикума учащиеся небольшими звеньями прикреплялись к преподавателям кафедры и по мере сил участвовали в кафедральных научно-физических экспериментах.
В радиофизической параллели курс математики усилен только в тех вопросах, которые являются необходимыми для курса физики: элементы векторной алгебры, понятие о производной, примеры нескольких дифференциальных уравнений, часто фигурирующих в физике. Учитывая возрастные особенности учащихся, преподаватели строили занятия в школе на содержании, позволяющем активизировать познавательный процесс. Учащиеся решали задачи повышенной трудности, выполняли много опытов, разбирались в физических принципах действия ряда сложных игрушек, технических механизмов и т. п. Школа работала под девизом: «Физика вокруг нас».
Успешная работа всякой специализированной школы зависит от материально-технической базы школы и ее кадров. Эти вопросы были учтены при создании школы и решены организованно. Так, обязанности по оборудованию лабораторий и кабинетов школы были возложены на четыре специализированных предприятия.
Специализированные предприятия оборудовали по проекту кафедры и школы кабинеты физики и электротехники, лабораторию радиоизмерений, лабораторию электроники и две радиомонтажные мастерские. В оснащении лабораторий и кабинетов значительная помощь была оказана кафедрой физики твердого тела. Так, только в 1965/66 учебном году передано школе оборудования с кафедры более чем на 15 тыс. руб. Кафедра помогла оснастить кабинет технических средств современными проекторами и т. д. В создании материальной базы проделана большая работа и коллективом учителей, особенно в изготовлении наглядных пособий, выставочного материала, вспомогательных приспособлений, плакатов, кино-роликов и т. д. В школе были созданы радиоузел и станция УКВ, играющие важную роль в воспитательной и образовательной работе с учащимися [10, с 48].
Особого внимания требует рассказ о кабинете физики и его оборудовании.
Оборудуя физический кабинет в школе, преподаватели стремились выдержать следующие требования:
Опыт создания кабинета физики в школе убеждает, что это дело нелегкое, его нельзя было решить только за счет энтузиазма самого учителя. Проблему решали совместными силами учащихся, школьных общественных организаций и родителей. Многое из оборудования физического кабинета было сделано своими силами. В школьных мастерских, на уроках труда, учащиеся изготавливали интересные самодельные приборы. Данная проблема комплексно решалась в школе №63. Кабинет физики в школе помещался в классной комнате площадью около 70 м2. К задней стене кабинета примыкала лаборантская размером 8X2,8 м. Кабинет рассчитан на 36 рабочих мест [Приложение 6]. В нем были установлены демонстрационный стол, стол учителя, лабораторные столы для учащихся, шкафы для хранения приборов, имелось затемнение с электроприводом, стационарно навешенный над классной доской экран, электрораспределительный щит.
На внутренней стене кабинета — портреты известных физиков. Несколько ниже — красочная таблица «Шкала электромагнитных волн». Над классной доской, по обе стороны от экрана, размещались таблицы Д. И. Менделеева [Приложение 6].
Демонстрационный стол был изготовлен по собственным чертежам преподавателей. Он располагался на специальном настиле высотой 25 см. Крышка стола была сделана из многослойной фанеры толщиной 10 мм и покрыта линолеумом. Стол состоял из 3 частей: двух боковых тумб и средней части. Для лучшей демонстрации опытов крышка средней части могла подниматься и устанавливаться под углом к плоскости стола.
Со стороны классной доски в тумбах имелось по 10 выдвижных ящиков, расположенных в два ряда, по пять в каждом. В эти ящики складывались комплекты лабораторных работ с тем, чтобы на перемене за 2—3 минуты приготовить все необходимое. Некоторые работы требуют одинаковых приборов (амперметры, вольтметры и пр.). Такие приборы хранились в отдельных ящиках комплектами по 15 штук. К каждому ящику прикреплена табличка, указывающая, какая работа или приборы в нем находятся. Стол в физическом кабинете использовался не только для проведения демонстраций, он является и пультом управления. Пульт длиной 1400 мм и шириной 240 мм установлен во всю длину средней части стола (со стороны учителя). К нему подведена электропроводка от лабораторных столов и главного щита кабинета для демонстраций различных опытов. Для включения и выключения света в физическом кабинете на пульте демонстрационного стола был установлен обычный выключатель, который подключен параллельно настенному выключателю, установленному у входа в кабинет. Второй выключатель на пульте стола предназначался для автоматического управления системой затемнения кабинета. Для проведения многих опытов по электронике требовались источники тока на 6,3 в переменного и 250 в постоянного напряжения. Чтобы не загромождать стол во время работы, был изготовлен кенотронный выпрямитель на силовом трансформаторе от вещательного радиоприемника, установлен он был в столе, а клеммы 6,3 и 0—250—350 в выведены на пульт. Это было очень удобно, так как необходимые напряжения для работы электронных ламп, усилителей и генераторов всегда имелись под рукой. Включение и выключение кенотронного выпрямителя производилось выключателем, который был установлен на этом же пульте. На передней стенке демонстрационного стола было установлено 12 электроизмерительных приборов, по четыре на каждый ряд. С помощью этих приборов можно было контролировать подачу на столы напряжения и величину потребляемого тока. Для каждого ряда имеются два амперметра и два вольтметра [4, с.21].
В кабинете установлены столы открытого типа, что удобно при уборке помещения. Крышки столов, как и вся мебель, покрыты белой эмалью, отчего кабинет имел опрятный вид. Столы с помощью металлических угольников были жестко скреплены с полом. Для проведения лабораторных и практических работ на каждом столе установлен лабораторный электрический щиток промышленного производства. Этот щиток снабжает учащихся электрическим током разных режимов. Питание лабораторных щитков ученических столов производится от демонстрационного стола, где предусмотрено включение и выключение соответствующих напряжений на все щитки ряда сразу. Подводка проводов к столам была осуществлена по полу с помощью десятижильного кабеля, заложенного в металлическую трубу.
Трубы проходят и крепятся к внутренней стороне ножки стола. Под крышкой каждого стола, кроме последнего, на каждом ряду, установлена клеммовая колодка на десять контактов. От этой колодки провода расходятся к щитку данного стола, к последующему и предыдущему столам. По соображениям техники безопасности столы имели нижнюю крышку, которая наглухо прибита к ним. Таким образом, доступа к клеммовой колодке не было, все было безопасно [4, с.16-18].
Кабинет имел систему задергивающихся штор с электроприводом. Преимущества этой системы состоят в том, что она проста в изготовлении, надежна в эксплуатации и может работать как с электроприводом, так и без него.
Для каждого окна имеется одна штора. Размеры ее больше оконного проема по ширине на 30–40 см, по длине — на 40 см. С помощью колец шторы крепятся на металлических трубках диаметром около 20 мм. Одна сторона шторки с помощью деревянной рейки наглухо прибита к стене, другая на кольцах может передвигаться по трубе «вперед — назад». Каждая труба держится на двух кронштейнах, изготовленных из уголкового железа [Приложение 6].
Проекционная аппаратура была установлена в смежной с кабинетом лаборантской комнате. На четырехугольной тумбе размером 1600Х 1050x600 мм установлены киноаппарат «Украина» и диапроектор ЛЭТИ-55.
Для проектирования был изготовлен экран из листов фанеры, набитых на подрамник, размером 1450x2000 мм. Экран навешивался стационарно над классной доской и имеет наклон около 70°. Это давало возможность проектировать на него не только кино- и диафильмы, но и всевозможные опыты с демонстрационного стола. Проекционная аппаратура могла устанавливаться или на первом ученическом столе (калейдоскоп), или непосредственно на столе учителя (проекционный аппарат ФОС-115). Проекционный аппарат устанавливается объективом к классу, а с помощью зеркала изображение поворачивается на 180° и проектируется на экран.
Управление всей аппаратурой можно было проводить дистанционно, непосредственно от демонстрационного стола с помощью указки ЛЭТИ. Наличие дистанционного управления диапроектором позволяет учителю самостоятельно, без помощи ассистентов, включать и выключать аппарат с удобных позиций вблизи экрана, переходить от одного кадра к другому в различной последовательности, возвращаться, к ранее показанным кадрам [4, с.19].
Для отсчета времени при проведении ряда лабораторных работ требовался секундомер. Был изготовлен самодельный секундомер, построенный на основе электродвигателя ДС-30. Этот двигатель включается в городскую осветительную сеть напряжением 220 в. Его ротор совершает один оборот за 30 секунд. В физическом кабинете имелся метеорологический уголок. Он служил для повседневной тренировки учащихся в обращении и пользовании различными приборами, нашедшими широкое практическое применение в метеорологии.
Уголок содержит барометр-анероид, термометр, психрометр, волосяной гигрометр, наружный термометр. В кабинете эти приборы были установлены недалеко от входной двери, на внутренней капитальной стене, на высоте около двух метров над поверхностью пола. На демонстрационном столе всегда должен был находиться метеожурнал дежурного по классу. В этот журнал дежурный должен записать температуру воздуха в классе по шкале Цельсия и Кельвина, температуру на улице, атмосферное давление в мм рт. столба и миллибарах, абсолютную и относительную влажность. Для удобства записи журнал был разграфлен в виде таблицы, которую ученики и заполняли. Учащиеся охотно выполняют эту обязанность. Последнюю колонку в таблице «Оценка» заполняет учитель в конце рабочего дня [4, c.20].
Высокий уровень учебной работы в школе существенно зависел от совершенства учебно-материальной базы школы. Материальное оснащение кабинетов, аудиторий, лабораторий, по крайней мере, для предметов, изучение которых опирается на физико-технический эксперимент, должно было стать образцовым. В этом отношении школа №63 должна была служить примером.
И коллективу с этой задачей справиться удалось. Школа располагала системой хорошо оборудованных кабинетов по физике, химии, электротехнике, радиотехническим измерениям. Здесь имелись мастерские для радиомонтажных работ, радиостудия, аудитория, снабженная современными техническими средствами обучения.
2.3 Обеспечение школы кадрами
По инициативе кафедры школа была укомплектована необходимыми кадрами. С этой целью в школу был переведен опытный учитель физики, он же радист-любитель Н. И. Мельников, зав. учебной частью радист Н. П. Тихонов. Кроме того, институт направил в школу молодых специалистов, выпускников 1963 года, тоже любителей-радистов Э. Колпакова и М. Мучкаева. Учитывая профиль школы, подбирались кадры физиков-радистов, что было весьма существенным, особенно на первой стадии развития школы.
В работе с учащимися значительное участие принимают сотрудники кафедры. Наряду с педагогическим экспериментом и постоянным участием в работе коллектива сотрудников кафедры и аспирантов-методистов помощь школе оказывают и другие специалисты. Сотрудники кафедры систематически выступают с лекциями по физике твердого тела, по физике магнетиков-ферритов, по физике элементарных частиц, по физике полупроводников и т. д. Они оказывают методическую помощь в разработке практикумов, программ и т. д.
В 1963 – 67 гг. преподавание физики в старших классах школы № 63 вели кандидат педагогических наук Э. Ш. Хамитов и аспирантка К. Н. Власова, специализирующаяся по методике физики [10, c.42]. Большой вклад в организацию и развитие радиотехнической школы внесли такие учителя как Мельников Н.И, Тихонов Николай Петрович, Ковалев Александр Петрович, Воскресенский Сергей Николаевич, Гайский Олег Константинович, Косова Вера Сергеевна, Дьяченко Юрий Петрович. Все они являлись корифеями своего дела, много труда и времени вложили в организацию и совершенствование учебного процесса.
Николай Иванович Мельников – учитель с большой буквы. 38 лет проработал он в школе №63. Благодаря ему школа обрела славу физико-математической школы. В 1970 году ему было присвоено звание «»Заслуженный учитель школ РСФСР». Более 30 его учеников стали кандидатами и докторами технических наук. Он был прекрасным методистом, постоянно был занят разработкой вопросов методики преподавания физики. Активно распространял свой педагогический опыт и новаторские идеи в преподавании физики, вел районную школу передового опыта, руководил районным методическим объединением. Много времени уделял внеклассной работе, организовал школьный радиоклуб, постоянно занимался с ребятами. Именно поэтому все его ученики с теплом и благодарностью вспоминают своего учителя [Приложение 5].
Чуть раньше, в 1960 году в школу пришел работать Тихонов Николай Петрович. Именно ему принадлежит заслуга создания учебно-материальной базы радиофизической школы. Под его руководством созданы две радиотехнические лаборатории, радиостудия. При его участии создан радиоклуб «Электрон», под его руководством работали технические кружки в школе, участники которых много лет занимали призовые места по району и области. Неоднократно награждался Почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР, Гороно, значком «Отличник народного образования». Участник ВОВ, был отмечен правительственными наградами. Являлся одним из лучших методистов области по вопросам организации политехнического обучения. Широко и активно распространял он свой педагогический опыт. Работал над проблемой методики использования технических средств обучения с использованием обучающих машин. Вместе с Мельниковым Н.И. работал над созданием кабинета технических средств обучения с использованием обучающих машин, звукозаписывающей и передающей аппаратуры, кино и телевидения [Приложение 5].
Таким образом, данные факты доказывают о обеспечении школы прекрасными педагогическими кадрами, что позволяло дать хорошее политехническое образование выпускникам школы. Наряду с аттестатом зрелости, выпускники школы получали свидетельства о присвоении им профессии лаборанта-радиофизика [Приложение 4].
Заключение
Жизнь школы 50-х - середины 60-х годов очень значима для исследования. Это время творческого подъема в педагогической науке и практике. Данный период получил название «оттепели», стал катализатором педагогических идей, которые успешно развиваются и применяются по настоящий день.
Одновременно школа получала «политехнический» профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащиеся имели представление об одной или нескольких профессиях. По общему убеждению, последнее обстоятельство не дало положительных результатов. Школы оказались не оснащены современным оборудованием для обучения молодежи рабочим профессиям, а предприятия, в свою очередь, не могли выполнять неожиданно свалившуюся на них «педагогическую нагрузку». Предложенная система обучения лишь ухудшила общеобразовательную подготовку школьников, не дав им профессиональных навыков
Но нельзя не отметить и положительные изменение в учебном процессе того времени, такие как массовые внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс. Произошли изменения в содержании общего образования, характеризующиеся тенденциями укрепления «связи школы с жизнью», где особое внимание уделялось труду и практическим занятиям, практикумам по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике, проведению экскурсий, а также учебно-производственной практике. Были пересмотрены формы и методы организации учебной деятельности. Основной формой организации учебной деятельности, по-прежнему, являлся урок. Однако изменения содержания образования, требовавшие связи обучения с жизнью, повлекли внедрение новых форм: экскурсии, уроки-беседы, практические уроки. В это время создаются многовариантные типы учебных заведений, школ для одарённых детей, развитие детской самодеятельности и творчества, эта идея не утратили своей значимости и сегодня. Таким образом, можно говорить, что основу для развития системы советской общеобразовательной школы во второй половине XX века положила реформа, начавшаяся в 1958 году. Школа №63 получила статус средней трудовой политехнической школы с производственным обучением. Опыт по организации школы с радиофизическим уклоном на базе школы №63 можно считать успешным. Основа сильной школы с физико-математическим профилем была заложена именно в 60-е годы учителями легендами. Педагогический опыт учителей школы стал распространяться по области, школа стала показательной. Она взаимодействовала с высшими учебными заведениями не только города, но и с ведущими вузами Москвы.
В данной работе автор раскрыл сущность понятия «политехническое образование», выявил основные направления реформирования образования в 50-60-е годы на примере школы №63, дал характеристику первой школы города с радиофизическим профилем, отметил особенности учебного процесса и формирование материальной базы школы. Подробным образом рассмотрел проблему обеспечения школы профессиональными кадрами.
Таким образом, автор доказал эффективность опыта по организации первой общеобразовательной школы радиофизического профиля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Литература
Источники
Интернет – ресурсы
У
Горячо - холодно
Пятёрки
Сказка "Узнай-зеркала"
Лиса-охотница
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой