Изучить роль печенья в народных праздниках. Изучить рецепты старинных печений. Научиться их выпекать. Сравнить печенья, выпеченные по старинным рецептам, и печенья изготовленные на фабрике.
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_shagi_v_nauku.doc | 108 КБ |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Воронежский государственный университет инженерных технологий
I очно-заочный конкурс
«Первые шаги в науку. Технология хлеба, кондитерских, макаронных изделий и зернопродуктов»
Тема: «Печенье, как атрибут народных праздников.
Забытые рецепты наших предков»
Выполнила:
ученица 11 «Б» класса
МБОУ СОШ № 51, г. Липецк
Решетнёва Алёна Сергеевна
Руководитель:
учитель химии
Землянская Нелли Евгеньевна
Липецк 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
ПЕЧЕНЬЕ КАК АТРИБУТ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ………3
ИЗУЧЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ ПЕЧЕНЬЯ.....…………….……………7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………16
Тема работы: Печенье как атрибут народных праздников. Забытые рецепты наших предков.
Цель: Изучить роль печенья в народных праздниках. Изучить рецепты старинных печений. Научиться их выпекать. Сравнить печенья, выпеченные по старинным рецептам, и печенья изготовленные на фабрике.
Объект исследования: Народные праздники.
Предмет исследования: Обрядовая выпечка. Фабричное печенье.
Методы исследования: Органолептический анализ выпечки. Изучение и сбор информации из различных источников, в качестве которых брались сеть интернет, журналы и книги. Собранная информация полностью отражает цель работы и способствует проведению практической части.
При мысли о далёком прошлом нашей страны, в первую очередь, приходят на ум красочные наряды, хороводы и, конечно же, праздники. Даже когда на смену языческим обрядам пришли православные праздники, то яркость и веселье не были утрачены. Какой бы то ни был праздник, его с нетерпением ждут все: от мала до велика. Пока мамы и бабушки суетятся с приготовлениями праздничного обрядового стола, младшие члены семьи во всю веселятся в предчувствии чего-то волшебного, доброго и чудесного.
А ведь если хорошенько подумать, то окажется, что все наши праздники неразрывно связаны с проявлением чуда. К примеру, Рождество. Чудом в этот день является рождение Христа. В Новый год - это ожидание перемен, подарков, волшебной ночи и Деда Мороза. Масленица – проводы зимы. И так можно разобрать каждый праздник без исключения. Каждый из них основывается по большей части на вере и любви. Это два неотъемлемых компонента любого празднества вместе с определёнными правилами и обрядами.
Теперь об обрядах мы можем узнать лишь из уст наших бабушек и дедушек, из книг или сети интернета. Но многим традициям мы придерживаемся и до сих пор. Так что же помогает нам проникнуться в атмосферу праздника? Это, безусловно, нарядное убранство дома, праздничная атрибутика и обрядовая еда.
С раннего детства я каждое Рождество провожу в деревне, где частично ещё живы основные традиции этого светлого праздника. Очень приятно окунаться в таинственную атмосферу праздника каждый год. С вечера мы с бабушкой печём печенья, чтобы угощать ими колядовщиков и христославцев. Позднее я уже узнала, что эти печенья называются козулями. А рано утром 7 января мы с сестрой отправлялись христославить. Для этого мы учили большие и интересные стихи на тему Рождества. А вечером вся наша большая семья собиралась за общим праздничным столом.
Познакомившись с этими печеньями козулями, мне захотелось узнать о нём больше. На самом деле, почему печенье приобрело именно такое название, именно такой вид и форму? Да и как оно вообще появилось? Существуют ли еще какие-нибудь обрядовые печенья, и в каких обрядах они использовались? В чём основное отличие старинной обрядовой выпечки от современного фабричного печенья?
Печенье как атрибут народных праздников
Печенье в рационе человека появилось практически одновременно с хлебом – примерно 10 тыс. лет до н. э. Первые печенья сильно отличались от тех, к которым мы привыкли. Это связано с тем, что в самые первые печенья не добавляли различные начинки, сахар, пряности. Традиции выпечки фигурного печенья, берут свое начало из глубины веков. Ведь именно с помощью различных фигурок, зачастую вылепленных из теста, совершались различные обряды. Нельзя забывать, что прошлое Руси, было связано с чествованием большого количества языческих богов. Иногда, с помощью фигурок, вылепленных и выпеченных из теста, пытались добиться милости от того или иного Бога, который, по мнению людей живших в те времена, нес ответственность за урожай, за здоровье скота и благополучие в доме. Для этого изначально и выпекалось печенье. Уже сам факт создания фигурного печенья, его наличие в доме имел, по представлению наших далеких предков, магическое значение, влиял на будущее. Сейчас пойдёт речь о некоторых праздниках и их атрибутах, в том числе и о печеньях.
Власьев день — день народного календаря, посвящённый св. Власию Севастийскому и отмечаемый 24 февраля. Власьев день — коровий праздник. Власию молятся о сбережении домашнего скота, в этот день пригоняют коров к церкви, служат молебен, окропляют их святой водой и дают им есть пышки с молочной кашей, чтобы коровы были с хорошим удоем. На многих иконах этот святой изображен на коне в окружении коров, лошадей, овец.
Народная традиция связывала Власьев день с христианским праздником Богоявления. Считалось, что канун этого дня – время особого разгула нечистой силы. В эти дни устраивали смотрины невест, разгульные игрища с песнями и плясками. Непременными участниками гулянья были ряженые, причем среди них главенствовали маски медведя и быка. На празднике непременно пекли обрядовое печенье, изображающее скот: «копытца», «коровки», «рожки».
«Козули» (калядашки, каракульки, козульки) – обрядовое печенье из пшеничной или ржаной муки, чаще всего в форме коров, овец, лошадей. В северно-русских губерниях были распространены также изображения оленей с рогами и птиц-уточек. В Сибири наряду с изображениями животных еще делали фигурку пастуха. Нижегородские «каракульки» представляли собой нечто вроде баранок или кренделей.
В значительном количестве этнографических записей этого времени указывается, что «козули» скармливали домашним животным, а также использовали в качестве дара-угощения для участников обходных обрядов (Славение Христа, Колядование): «В первый день Рождества пекутся из теста фигуры баранов и коров. Часть этих фигур раздается колядующим, а часть остается скотине, причем корова получает одну фигурку коровы, а овце даются две-три, т. е. каждое животное получает столько фигур, сколько может принести приплоду. Во Внукове в первый день Рождества печется ряд мелких фигурок коров, одна большая фигура коровы и две большие фигуры овец. Эти большие фигуры хозяйка хранит до Крещения, В Крещение же после водосвятия, размачивает в святой воде фигурки и раздает скоту». В Синьской волости Московской губернии испекаемых в Крещение «козуль» раздавали ребятишкам, которые бегали по избам и просили: «Подайте конька, золотого гребенька, - но обязательно оставляли дома столько «козуль», сколько в хозяйстве было скотины. В Архангельской губернии ржаные «козули», наряду с калачами, витушками использовали как Христославие (Славение Христа).
Помимо отмеченных форм использования «козуль», в некоторых местных традициях одну из испеченных фигурок клали в сенях над входными воротами во двор с целью, чтобы скот лучше плодился и чтобы домашние животные летом сами возвращались домой, не терялись.
В качестве гостинца обрядовое печенье типа «козуль» могли дарить детям в сибирской традиции, родственникам; в Новгородской губернии «козуль» девушки дарили женихам.
Как и другие виды обрядовой пищи «козули» использовали в гаданиях на Святках: «Девушка клала «козульку» на пол и выпускала петуха. Если петух нес «козульку» под большой угол. То девушка в этом году замуж не выйдет, а если в сени – выйдет».
17 марта – Герасим-Грачевник. Ждали прилета грачей, приговаривая: «Грач на горе - так и весна на дворе». «Увидел грача - весну встречай». «Грач прилетел – через месяц снег сойдет».
В день Герасима - грачевника пекут печенье в виде грачей, которое ласково называли грачики. Это весеннее обрядовое печенье – из кислого ржаного теста. От «жаворонков» они отличались тем, что были крупнее и с большими «ногами». Количество соответствовало количеству членов семьи. В каждое запекали по предмету и гадали. Найденная копейка предвещала деньги, таракан – сплетни, пуговица – отправку в армию, луковица – горе, тряпочка с узелком – замужество.
22 марта, в день Весты, Богини Весны – День Весеннего Равноденствия. Богиня Веста - Хранительница Мудрости, управляет приходом Весны и Пробуждением Природы. В ее честь празднуют не только люди, но и все живое. В этот день нельзя работать, а только прославлять Весну. Люди радовались тому, что с каждым днем приближалась пасха, обозначавшая наступление весны. В этот день женщины выпекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал его в воздух. Одновременно произносились заклички:
Жаворонки, жавороночки!
Прилетели к нам,
Принесите нам лето теплое!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела!
На Жаворонки день меряется с ночью. Весна вступает в свои законные права, а зима доживает свои последние денечки. В старину, у древних славян, существовало поверье, что именно в этот день из теплых стран возвращаются сорок разных птиц с зимовки, и жаворонок – первая из них.
После этого, печеных жаворонков с удовольствием съедали, а их головы скармливали скотине или же отдавали матери со словами:
«Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».
В эту же пору в Каргополе хозяйки пекут особое печенье "тетерки" в виде круга, состоящего из трех обводов, завитых "по солнышку".
Каргопольские тетёрки можно сравнить с другими традиционными формами обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших «птичьи» названия: «жаворонки», «воробышки», «снегирьки», «кулики», «сороки», «петушки». Тетёрками в этот день ритуально чествуют молодожёнов: в первый, на году после свадьбы, день «сорока святых» мать и родственники невесты идут к зятю с тетерками. Несли тетерки в особой корзине, которую держали для этого случая.
«Тетёрки» также включены в родовую обрядность: они пекутся на сороковой день после свадьбы, и много. "Была норма — 100 тетёрок" (пекли всей семьёй, да с соседями, и молодую жену на эти дни отпускали в отчий дом помогать). Их несёт к молодым тёща, приходят и остальные родственники. Среди этих «тетёр» есть особые "именные" для зятя - в них-то и кладут льняное семя. Далее каждый год годовщина свадьбы празднуется тёщиными тетёрками .
Для непосвященного «тетерки» кажутся, чем- то примитивным, чуть ли не атрибутом африканских племен. Знающий же человек, находит в них отображение мировоззрения крестьянина, древние народные верования славян, модель Вселенной. Вот и в Каргопольских «тетерках» исследователи находят древние символы, связанные с солнцем, небом, идеей процветания и блага. Это сложно, но в «тетерках» заложен глубочайший смысл. Самый любимый и распространенный элемент орнаментов – солнце. Солнце почиталось как источник жизни, обладающий великой очистительной и охранительной силой. По народным представлениям праведное и чистое, противопоставлялось всему злому и нечистому. В «тетерках» мастерицы умели изобразить не только солнце, но и сказать, чего люди от него ждут: весны, тепла, радости. Здесь солнечный диск превращается в веселый, праздничный узор. С какой любовью и старанием выкладывала мастерица узоры в «тетерке» из тончайшего жгута почти двухметровой длины.
Лесенки - обрядовое печенье в форме лестницы, выпекаемое на Вознесение, в день Иоанна Лествичника, иногда в Лазареву субботу, предшествующую Вербному воскресенью. В разных местах "лестницы" пекли из ржаной муки и "хлебного" - пресного или кислого - теста или из пшеничной муки и сдобного теста. Они могли состоять из двух жгутов, соединенных более короткими жгутами-перекладинами; кое-где им придавался вид вытянутой лепешки, на которую накладывалось несколько полосок теста, поперечин; иногда полоски на длинной лепешке заменяли поперечные надрезы ножом. В качестве "лестницы" мог выступать и открытый пирог, внутреннюю поверхность которого заливали творогом, сметаной, заполняли картошкой или крупой, вареньем или маком, на которые сверху клали поперечные перекладины или плоское изображение лестницы. Размеры их были также разнообразны, в некоторых местах нормировалось лишь количество "ступеней": 7 - "по числу небес Апокалипсиса" (Ярославская губерния.), 23 - "по числу мытарств души на том свете" (Калужская губерния.), 40 и т.д.
По народным представлениям, "лесенка" должна была способствовать облегчению движения вверх, к небу, в рай. В связи с этим печение в ряде случаев приобрело поминальную функцию, которая была тесно связана с представлениями об уходе души с земли в иной мир по истечении сорокадневного периода после смерти. В южнорусских губерниях, преимущественно в Калужской и лишь отчасти в Курской, "лесенки" являлись исключительно поминальным блюдом, выпекаемым на поминки в сороковой день. В Калужской губернии "лесенку" - пирог или длинную пшеничную лепешку, с поперечными перекладинами, смазанную вареньем или обсыпанную маком - носили в сороковой день в церковь как символ "лествицы испытаний", которые, по народным представлениям, душа должна была пройти на пути в рай.
С другой стороны "лесенки" часто символизировали духовное восхождение души праведника на небо. Они соотносились с представлениями об идеале добродетельной жизни, следование которому обеспечило бы для живого посмертное пребывание в раю одесную Бога. В день памяти Иоанна Лествичника крестьяне приносили в церковь для освящения изготовленные в этот день из теста "лестницы". После службы часть "лесенок" шла в пользу церковного причта, а остальные раздавали нищим. Подача милостыни как богоугодное деяние должна была способствовать приближению человека к Богу, восхождению души в Царство небесное.
Во многих губерниях центральной и южной России, "лестница" являлась непременным атрибутом вознесенских ритуалов, направленных на обеспечение урожая. Печение с особыми приговорами съедали в поле на своей полосе, бросали в посевы, зарывали в землю и т.п. В некоторых местах существовал обычай, прежде чем нести "лестницы" в поле, освящать их в церкви. В Московской губернии "лесенки" вертикально ставили в поле, чтобы рожь была выше. Во многих местах, стоя на своей полосе и подбрасывая "лестницу" вверх, крестьяне, чтобы ускорить рост и созревание ржи, произносили импровизированную молитву: "Христос Воскресе, лезь по моей лестнице" или "Христос, иди на небеса, ржицу возьми за колосок!".
Иногда при помощи "лесенок" гадали. В начале 19 веке в Ярославской губернии освященную в церкви семи ступенчатую "лесенку" сбрасывали с колокольни и смотрели, сколько ступенек разбилось. Если "лестница" оставалась целой, это свидетельствовало об отсутствии у человека смертных грехов и предвещало, что после смерти он попадет на седьмое небо в раю, то есть туда, где, по поверью, находится сам Бог. Чем больше ступенек оказывалось разбитыми, тем более греховным считался человек, тем на более низком небе ему предсказывалось быть в раю; а если печенье разбивалось на множество мелких частей, полагали, что душа гадающего никогда не попадет в рай. В начале 20 века гадали уже иначе: только что испеченные "лестницы" кидали на пол около печи.
Мои исследования показали, что существует множество видов обрядового печенья. Их вид и название характерен для каждого региона и области. Обрядовое печенье изготовлялось к определенным датам земледельческого года.
Изучение и сравнение печенья
Для того, чтобы изготовить обрядовые печенья, я использовала старые рецепты. Которые передавались из уст в уста
Время вносило свои коррективы в рецепты, добавлялись новые ингредиенты.
Практику по использованию старинных рецептов я начала с приготовления самого простого рецепта.
Рецепт печенья « Козули»
1.Сахар (в тесто - 4стак.; в глазурь - 1стак.) — 5 стак.
2. Вода (крутой кипяток в тесто - 1,5стак.; в глазурь - 1стак.) — 2,5 стак.
3. Яйцо (в тесто) — 3 шт.
4. Желток яичный (в тесто) — 5 шт.
5. Белок яичный (в глазурь) — 2 шт.
6. Соль (в тесто) — 0,5 ч. л.
7. Сода (в тесто) — 2 ч. л.
8. Специи (в тесто - корица, кардамон, имбирь, мускатный орех, гвоздика молотая) —3 ст. л.
9. Уксусная эссенция (в глазурь - 2 капли)
10. Мука —1,8 кг
11.Сливочное масло — 400 гр.
Рецепт печенья «лесенки:
1.Ванилин — 4 гр.
2.Мука — 350 гр.
3.Сок лимонный — 40 мл.
4.Яйца куриные — 1 шт.
5.Вода — 100 мл.
6.Сахарная пудра —180 гр.
9.Фундук — 120 гр.
По приведённым рецептам делаем выпечку и сравниваем их с произведёнными на кондитерской фабрике, где рецепт и технология регламентируются ГОСТами.
Особенностью печенья козули является добавление в тесто большого количества специй, которые усиливают вкус и аромат, а так же увеличивают срок хранения до одного года. Козули являются плотными печеньями, что даёт нам возможность долго наслаждаться вкусом и ароматом пряностей. Особенностью печенья лесенки является их оригинальная форма в виде лесенок, вкрапления дроблёного ореха и кислота лимона создают неповторимый вкус.
В качестве образцов для изучения были выбраны печенья торговых марок:
1.”Любятово” печенье сахарное “Сливочное”
Состав: мука пшеничная, масло растительное, сахар, сироп инвертный (сахар, регуляторы кислотности: кислота молочная, натрий двууглекислый), крахмал кукурузный, меланж яичный сухой, сливки сухие молочные, соль, разрыхлители: соль углеаммонийная, сода пищевая, лецитин, ароматизатор идентичный натуральному “Масло” и “Ванилин”.
2.”Любятово” печенье сахарное ”Топлёное молоко”
Состав: мука пшеничная, масло растительное, сахар, сироп инвертный (сахар, регуляторы кислотности: кислота молочная, натрий двууглекислый), крахмал кукурузный, меланж яичный сухой, соль, разрыхлители: соль углеаммонийная, сода пищевая, сыворотка молочная сухая, лецитин, ароматизатор идентичный натуральному “Топлёное молоко”, молоко коровье.
3.”Красный октябрь”. Печенье сахарное “Алёнка” вкус Любимое молоко с витаминами”
Состав: мука пшеничная, сахар, масло пальмовое, крахмал кукурузный, яичный порошок, разрыхлитель-гидрокарбонат натрия, сгущённое с сахаром молоко, соль поваренная, эмульгатор лецитин, ароматизатор идентичный натуральному “Топлёное молоко”, смесь витаминно-минеральная (В1, В2, В6, фолиевая кислота, ниацинамид, железо, кальций).
4.” Юбилейное. Витаминизированное. Ореховое”
Состав: мука пшеничная, сахар, масло пальмовое, вода, крахмал кукурузный, сироп глюкозно-фруктозный, меланж яичный, разрыхлитель (сода пищевая), фундук жареный тёртый, соль, ароматизатор идентичный натуральному, лецитин соевый, премикс витаминно-минеральный.
Печенья, приготовленные на кондитерской фабрике по консистенции более хрупкие, нежные, тающие во рту. Присутствует стойкий запах и вкус ароматизаторов. Из четырёх образцов только печенье «Юбилейное. Ореховое» имеет ярко выраженный вкус ореха. Остальные три образца по аромату и вкусу близки друг к другу. Срок хранения у большинства образцов не превышает шести месяцев, за исключением печенья «Алёнка».
Согласно ГОСТу содержание сахара в печенье должно быть не менее 27%, поэтому оба вида печенья относятся к сахарному.
В таблице №1 анализируем приобретённые образцы печенья и выпеченные по старым рецептам по органолептическим показателям в соответствии с ГОСТ 24901-89.
Таблица № 1. Органолептические показатели образцов сахарного печенья.
Требования ГОСТ 24901-89 | Образцы сахарного печенья | ||
«Козули» | «Лесенки» | «Алёнка» | |
1.Форма сахарного печенья должна иметь не более одного надрыва на одной из сторон печенья. Без вмятин, с ровными или фигурными краями. | Края фигурные, без надрывов. | Края неровные, так как в печенье добавлен дроблёный орех. | Края ровные без вмятин. |
2.Надлом допускается в количестве одной штуки на 400 грамм, или не более 5% в весовом печенье. | Нет. | Нет. | 3 шт. на 200 грамм |
3.Поверхность сахарного печенья должна быть гладкой с лицевой стороны, без вкраплений, не обгорелая и без крошек. | Соответствует. Поверхность глазированная гладкая | На поверхности присутствуют кусочки орехов. | Соответствует. |
4.Допускаются изделия с небольшими вздутиями и малой шероховатостью, не более 5% к массе в весовом варианте. | Вздутий не обнаружено. | Вздутий не обнаружено. Поверхность шероховатая | Соответствует. |
5.Нижняя сторона должна быть ровной, допускается шероховатость, а так же изделия с углублениями в виде воронки не более 20 мм² и с вкрапленными крошками: не более одной штуки в фасованном печенье. | Соответствует. | Соответствует. | На нижней стороне присутствуют вкрапления более одной штуки. |
6.Цвет сахарного печенья должен соответствовать его названию, различных оттенков, равномерный. Допускаются потемнения на выступающих частях печенья, следы от сетки или трафарета. | Цвет светло-коричневый | Цвет охристый. Соответствует изделию. | Соответствует. |
7.Вкус и запах у сахарного печенья должен соответствовать наименованию данного печенья, без посторонних запахов и привкусов. | Вкус пряный. Соответствует рецепту | Вкус кисло-сладкий. Лимонно-ореховый Соответствует рецепту. | Соответствует. |
8.Вид в изломе у сахарного печенья имеет равномерную пористость, пропеченность без следов непромеса и пустот. | Соответствует. | Соответствует. | Соответствует. |
Таблица №2 Требования ГОСТ 24901-89 | Образцы сахарного печенья | ||
«Юбилейное» | «Сливочное» | «Топлёное молоко» | |
1.Форма сахарного печенья должна иметь не более одного надрыва на одной из сторон печенья. Без вмятин, с ровными или фигурными краями. | Края ровные без вмятин. | Края ровные без вмятин. | Края ровные без вмятин. |
2.Надлом допускается в количестве одной штуки на 400 грамм, или не более 5% в весовом печенье. | Нет. | Нет. | нет |
3.Поверхность сахарного печенья должна быть гладкой с лицевой стороны, без вкраплений, не обгорелая и без крошек. | Соответствует. | Соответствует. | Соответствует. |
4.Допускаются изделия с небольшими вздутиями и малой шероховатостью, не более 5% к массе в весовом варианте. | Соответствует. | Соответствует. | Соответствует. |
5.Нижняя сторона должна быть ровной, допускается шероховатость, а так же изделия с углублениями в виде воронки не более 20 мм² и с вкрапленными крошками: не более одной штуки в фасованном печенье. | Соответствует. | Соответствует. | Соответствует. |
6.Цвет сахарного печенья должен соответствовать его названию, различных оттенков, равномерный. Допускаются потемнения на выступающих частях печенья, следы от сетки или трафарета. | Соответствует. | Соответствует. | Соответствует. |
7.Вкус и запах у сахарного печенья должен соответствовать наименованию данного печенья, без посторонних запахов и привкусов. | Соответствует. | Соответствует. | Соответствует. |
8.Вид в изломе у сахарного печенья имеет равномерную пористость, пропеченность без следов непромеса и пустот. | Соответствует. | Соответствует. | Соответствует. |
Из этой таблицы можно сделать вывод, что домашние и фабричные печенья не имеют серьёзных отклонений от ГОСТа по органолептическим показателям. Но в фабричных печеньях присутствуют продукты неприродного происхождения, а так же наличие пальмового масла. По поводу использования которого в пищевом производстве, имеется негативное мнение.
Если вести речь о пользе, то растительные масла ценны количеством линолевой кислоты. Чем это количество выше – тем дороже и полезнее сорт растительного масла. Наиболее сбалансированными для человека являются кукурузное и оливковое масла. В растительном масле среднего качества и цены содержание линолевой кислоты достигает 70-75%. А вот в пальмовом масле линолевой кислоты – всего 5%. Но зато в процессе гидрогинезации в пальмовом масле появляется высокий процент так называемых насыщенных жиров, которые способны повышать уровень холестерина в крови и провоцировать развитие атеросклероза, тромбоза сосудов, заболеваний сердца, ожирения. И, конечно, в результате снижается иммунитет человека, увеличивается риск заболевания диабетом и онкологией. Кроме того, пальмовое масло, введённое в молочные продукты для продления сроков хранения, делает их тугоплавкими. Температура, при которой пальмовое масло плавится, гораздо выше, чем температура человеческого тела. Попадая в наш желудок, пальмовое масло остаётся пластичной липкой массой, ее можно сравнить с кусочком пластилина.
В печеньях домашнего приготовления естественно нет различных искусственных вредных добавок. Что делает их если не вкуснее, то однозначно полезнее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы я многое узнала о народных праздниках и обрядах. Процесс выпекания печенья по старинным рецептам вызвал у меня интерес и в дальнейшем я планирую продолжить изучение новых рецептов обрядовой выпечки. Сравнение покупного печенья с домашним привело к выводу, что, безусловно, домашнее печенье более полезно и разнообразно по своей сути. Но не будем забывать, что кондитерские фабрики работают для того, чтобы их продукция была доступна и востребована каждым человеком, поэтому глупо требовать от производителя, чтобы в состав его продукции входило, например, сливочное масло, а не яичный порошок. Тогда любой товар стоил бы дорого, и потерял бы свою доступность. Но и о домашней выпечке не стоит никогда забывать. В ней находят своё отражение наши старинные праздники, благодаря которым и появились разнообразные печенья. Выпекая жаворонков, козули и лесенки с бабушками и мамами, мы принимаем и передаём своим детям и внукам память о наших славянских предках, их праздниках и обрядах. Так что хоть иногда нужно баловать себя и своих близких вкусной, с душой приготовленной выпечкой.
Которая несёт тепло человеческих рук, в домашних условиях из простого кондитерского изделия превращается в настоящее произведение искусства.
1.Тихомирова Е.В. «Жаворонки, прилетите!». Н. Новгород, 2011.
2.Слепцова И. С. Обычай «жаворонков кликать» в Среднем Поволжье / Живая старина. 2001.
3.Соколова В. К. Заклинания и приговоры в календарных обрядах. // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. с.11-25.
4.Пасхальная и постная выпечка. Старинные русские рецепты. М.,2007. с 5-7
5. ГОСТ 24901-89 Печенье. Общие технические условия.
6. Федотов Г. Я. Русская печь. — М.: Изд-во Эксмо, 2003.с 238-240.
7.Интернет ресурсы:
http://vladimir.mk.ru/interview/2012/05/23/706669-palmovoe-maslo-vred-ili-polza.html
Две снежинки
Зимняя сказка
Рукавичка
Как напиться обезьяне?
Свадьба в Малиновке