Основными принципами изучения регионального краеведения является взаимосвязь истории местного края с историей страны.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_na_temu.docx | 21.46 КБ |
Тезисы. Исследовательская работа на тему: «Почему нам интересна история Хазарского каганата?"
Актуальность: Любить свой край, знать его богатства, его особенности, его историю, на этих лучших чувствах к родным местам и воспитывается подлинный патриотизм. Невозможно по-настоящему любить то, что не знаешь. Древняя история Хазарского каганата хранит много загадок, даже при современном уровне технологий в изучении большинства вопросов еще присутствуют «белые пятна».
Цель работы: исследовать особенности развития Хазарского каганата и определить значение его достижений для развития нашего края.
Задачи:
1. изучить различные информационные источники по истории Хазарского каганата;
2. провести соцопрос школьников и определить уровень знаний по истории малой Родины.
Методы исследования: 1. описательный метод; 2. анализ изученных материалов;
3. сравнительный метод; 4. метод опроса (анкетирование); 5. синтез как самостоятельная часть исследования (соединение отдельных сторон предмета в единое целое).
Гипотеза: Допустим, если знать историю своей Малой Родины, то сможешь ею гордиться.
Научные проблемы в изучении истории Хазарского каганата. Первым феодальным государством на территории Астраханской области был Хазарский каганат. Вряд ли какому народу история уготовила судьбу, подобную хазарам. Просуществовав чуть более 300 лет и исчезнув в X веке практически бесследно, они продолжают вызывать неподдельный интерес в кругах специалистов и увлеченных любителей истории. Хазария во многом государство-фантом. Если, по утверждениям историков в исторических хрониках о ней множество упоминаний. То в музеях свидетельств её существования вы, практически, не найдёте. Собственно, хазарские находки крайне редки: археологи, как правило, ориентируются по форме и типологии керамических сосудов. Список хазарских древностей, которые ученые однозначно приписывают хазарам, исчерпывается несколькими десятками предметов. Например, экспозиция Краеведческого музея «Астраханский край в древности». Археологические находки Хазарского каганата: Воинская культура: 1. стремена; 2. удела; 3. наконечники стрел 4. боевой топорик; 5. пояса (ранг воина определялся богатством и количеством нашивок на поясе: бронзовые, серебряные, золотые). В женских захоронениях: зеркала, бусы. Как часто бывает в археологии, все решил случай: в конце 1980-х рабочие с фермы у села Самосделка стали рыть противопожарные траншеи в степи. И тут наружу полезла какая-то керамика, кости животных и человека, какие-то изделия из металла, дерева. Рабочим все равно, а местный учитель Александр Пухов передал фрагменты в Госдирекцию охраны памятников и культуры Астраханской области. Ученые повертели находки и поняли: сенсация. Осколки посуды, которые принес Пухов, относились к X–XII веку. Раскопки начались в 2000 году, и с того времени нашли также много хазарских артефактов VIII века. Таким образом, в районе села Самосделка Камызякского района Астраханской области (40 км от Астрахани) археологи обнаружили древний город Итиль. Ключевой научной проблемой в изучении истории Хазарского каганата является распространение иудаизма в Хазарии. Когда Хазария действительно оказалась в состоянии войны с арабами и потерпела поражение, каган должен был договориться о мире. Договориться о мире было невозможно, заключить мир с язычниками арабы не могли. Язычники - преступники, приносят человеческие жертвы, с ними договариваться нельзя. Хазары приняли и стали исповедовать иудаизм. В конце VIII века хазарский каган Овадия сделал иудаизм государственной религией. Это не могло произойти случайно‚ на пустом месте: по-видимому, уже тогда в Хазарии было достаточное количество евреев‚ говоря сегодняшним языком – некая "критическая масса"‚ приближенные ко двору правителя‚ которые повлияли на принятие такого решения. Создав мощное государство, были веротерпимы. Иудейская религия не вытеснила из завоеванных ими народов ни старого язычества, ни христианства, ни мусульманства. В столице Хазарии ИТИЛЬ, на одной улице можно было увидеть и синагогу (еврейскую церковь), мечеть (храм мусульман) и христианскую церковь. У хазар не было своей письменности, но и безграмотными их назвать нельзя, поскольку они приняли иудаизм и пользовались еврейским алфавитом. Экономика и основные занятия населения. Основу хозяйственной деятельности рядового населения составляло кочевое скотоводство, садоводство, ремесло. Для правящей верхушки основным источником обогащения первоначально была военная добыча, получаемая путем грабежа соседних стран. Во 2 й половине VIII начале IX веков начался подъем международной торговли. В IX - X веках основной источник доходов Хазарии стали составлять торговые пошлины (10% от всех грузов, которые переправлялись по реке). Столица Хазарии – Итиль – превратился в крупнейший торговый пункт. Государственный строй. Эволюцию верховной власти у хазар можно представить следующим образом. В VII — первой половине VIII в. во главе государства стоял каган, в руках которого находилась вся власть, каган опирался на хазарскую знать (тарханов). В IX в. в Хазарии существовало своеобразное двоевластие, которое в Х в. сменилось властью бака (бека), лишившего хакана всякой реальной власти и влияния. Каган являлся формальным и сакральным правителем объединения хазар. Его положение было, если верить современникам, удивительно двойственным. С одной стороны, его персона была абсолютно сакральной, из подданных только бек, его заместитель или заместитель последнего джавшигар, имели право смотреть не него (Ибн Фадлан), при этом бек выказывал ему все знаки почтения (входил в его шатёр босым, очищался огнём, ждал позволения приблизиться, не мог ставить более высокий шатёр, чем шатёр кагана), у него был обширный гарем, а также с его именем связывалось благополучие страны (раз в четыре месяца он объезжал свои владения, но поданные по-прежнему не могли лицезреть своего правителя). Каган формально возглавлял войско, если против хазар собирался сильный неприятель — его фигура должна была вселять ужас в сердца врагов. Одновременно с этим (по крайней мере, с конца VIII — начала IX вв. и далее) он был, во-первых, абсолютно подневольной марионеткой бека, во-вторых, именно на него возлагались все несчастья каганата (ал-Масуди). Если верить традиции ( В.Я. Петрухин, например, считает её не более чем мифологемой в духе "золотой ветви"), при восхождении на престол кагана ритуально душили, и в полуобморочном состоянии он должен был ответить, сколько лет он желает царствовать (ал-Истахри). Арабский историк добавляет: "Если он умрёт раньше — то его счастье, а если нет, то его убивают по достижении назначенного числа лет". Ибн Фадлан считал, что каган правил сорок лет, а если его пребывание у власти превосходило этот срок, его свергали, оправдывая это его путаностью мысли и суждения, но при этом его могила продолжала почитаться. Ал-Истахри и Ибн Хаукал пишут, что каганом может быть только представитель одно и того же рода (но обязательно иудейского вероисповедания), даже если он — базарный торговец. — Бек ("царь") же осуществлял реальную власть в каганате. Предположительно в VIII в. земная власть перешла от кагана к беку. В начале хазарской эпохи на месте бека в источниках (Орхонские надписи и ат-Табари) стоит шад, являвшийся назначенным каганом главнокомандующим, но в ходе каких-то не до конца понятных нам процессов позже он узурпировал всю полную власти. В 965 году Хазария пала под ударами войск русского князя Святослава. Практическая часть. В ходе нашего исследования, мы провели соцопрос, используя метод анкетирования. Цель социологического опроса: определить насколько хорошо ученики нашей школы знают о прошлом нашего края и вызывает ли у них интерес история Астраханского края? Анкета (письменные ответы на вопросы). бланки анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами. В опросе приняли участие 25 человек. Результаты опроса выявили: 1. 80% учащихся не знают историю нашего края и только 20% уверены, что владеют знаниями по историческому краеведению. 2. К сожалению, лишь 18% респондентов на уровне самообразования изучают историю Астраханского края. Остальные 82% на уровне самообразования изучают основные предметы необходимые для сдачи ЕГЭ. 3. 73% респондентов считают, что историческое краеведение изучают в рамках истории России в ограниченном объёме, остальные 27% ответили отрицательно, так как в учебном плане нет исторического краеведения. 4. (Вопрос: Знаете, ли вы какое первое государство было на территории Астраханской области?) Из общего числа опрошенных правильный ответ дали 64%, а 36% ответили неверно. 5. (Вопрос: Согласны ли вы с мнением, что Хазарское государство было самое могущественное в Европе, в подчинении которого находились все народы, населявшие ее в VIII – IX вв?) 100% ответили положительно, причем одни респонденты в своей оценки опирались на исторические факты, а другие на чувство гордости за свой край. 6. 97% респондентов ответили отрицательно, так как в школьном учебнике нет информации о достижениях Хазарской цивилизации. 3% - ответили положительно, так как в многонациональном и многоконфессиональном Хазарском каганате была веротерпимость и толерантность (терпимость) к другим народам. Вывод: по результатам опроса мы видим, что большая часть респондентов плохо знает историю своего Астраханского края. Так вот, почему же историческое краеведение непопулярный предмет? Потому что, в целом, история сложна для понимания современных детей. Это какие-то отдаленные события, очень сложные, со множеством дат, терминов. И очень сложно реконструировать образ жизни. Вторая причина — это, конечно, то, что долгое время учитель был нацелен на подготовку школьников к экзамену в виде ОГЭ. Соответственно, учитель, пытался выкроить время на изучение вопросов истории всей страны, а вопросам краеведения уделял незначительное место.
Марши для детей в классической музыке
Нарисуем попугая цветными карандашами
Серебряное копытце
Рисуют дети водопад
Прекрасная арфа