Исследовательская работа проводит сравнительный анализ рассказов Ивана Бунина «Чистый понедельник» и Натальи Солнцевой «Вино из мандрагоры».
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 291.48 КБ |
Слайд 1
«Вино из мандрагоры» Натальи Солнцевой: литературное подражание «Чистому понедельнику» Ивана Бунина или…?Слайд 2
Предмет: рассказ «Вино из мандрагоры» Натальи Солнцевой; Объект: сравнительный анализ рассказов Ивана Бунина «Чистый понедельник» и Натальи Солнцевой «Вино из мандрагоры». Актуальность: отсутствие исследовательских работ, предметом изучения которых было бы творчество Натальи Солнцевой; нередкое наличие плагиата и литературных реминисценций в творчестве современных авторов. Цель работы: сравнить рассказы Ивана Бунина «Чистый понедельник» и Натальи Солнцевой «Вино из мандрагоры» с точки зрения принадлежности второго рассказа к одному из литературных явлений, отражающих степень влияния одного произведения на другое. Задачи: - понять, чем отличаются понятия: плагиат; аллюзия; компиляция; литературное влияние; литературное заимствование; литературное подражание; литературная стилизация; реминисценция; - сделать выводы о принадлежности рассказа Натальи Солнцевой к одному из вышеуказанных литературных явлений.
Слайд 3
Иван Бунин Прозаик и поэт, классик мировой литературы ХХ столетия . 9 ноября 1933 года Бунин награжден Нобелевской премией по литературе за книги "Господин из Сан-Франциско" и "Жизнь Арсеньева".
Слайд 4
Наталья Солнцева Имидж автора – это тонкое сочетание тайны, мистики и женского шарма. Жанр – детектив с элементами мистики. В 2002 году в издательстве «Фолио» (Харьков) вышла первая серия романов «Игра с цветами смерти», которая состоит из четырех книг: «Золотые нити», «Иллюзии красного», «Зеленый омут», «Черная роза».
Слайд 5
Критерии Вино из мандрагоры Чистый понедельник Сюжет Уход молодой красивой девушки в монастырь Уход молодой красивой девушки в монастырь Время года Начало весны Начало весны Место действия Москва Москва Образы главных героев «…в ее одежде, прическе, духах чувствовался неповторимый шарм», «ее глаза соперничали с сапфирами своей синевой» Мы были богаты. Здоровы, молоды и…хороши собой» Красивый, хорошо одетый мужчина, дорогие часы и аксессуары Материальное положение, род занятий Отец героини - олигарх Отец героини -просвещенный человек знатного купеческого рода Сопоставительный анализ двух рассказов Сходство
Слайд 6
Интеллект героини Проницательность: «Приберегите свои сказки для наивных девчушек из провинции. Вы не похожи не простофилю» Любит окружать себя красивыми вещами, она образованна, утонченна, умна. Характер Умение чувствовать Россию : «Такой печальной и чудной весны, как в России, нет нигде» «Вы-барин, вы не можете понимать так, как я, всю эту Москву» Взаимоотношения героев Милостиво кивнула, как жалкому подданому. И зачем, почему надо так жестоко мучить меня и себя! Загадочность героини Кто она: святая или колдунья? Странная. С самого начала была странной, молчаливой, необычной, будто чужой всему окружающему миру, глядящей сквозь него Церковные образы Храм Христа Спасителя, «Требник», «Псалтирь» золотой футляр с изображением Девы Марии, черный балахон, простая рубаха, деревянное распятие Храм Христа Спасителя, диаконы, монастырское кладбище, чистый понедельник.
Слайд 7
Время действия современность дореволюционное время Материальное положение, род занятий героя Герой -карточный игрок Главный герой богат, род занятий не указан. Длительность знакомства вечер полгода Полнота раскрытия характера Характер очерчен легкими чертами, полон загадок и тайн Героиня раскрывается как человек глубоко религиозный, чувствующий связь времен Причина ухода в монастырь - Её всегда тянуло к чему-то более светлому, нематериальному, к вере, к Богу Поведение героя после исчезновения героини «Найду ее, если понадобится, украду, увезу силой!» Я исполнил ее просьбу (не искать) Восприятие рассказа Загадочен, открытый финал, который интригует Рассказ удивительно прекрасен и одновременно трагичен. Идея рассказа Человеческая жизнь полна загадок и тайн; счастье может пройти мимо, если его вовремя не остановить. Он заставляет задуматься об истинных ценностях, о том, что каждому из нас рано или поздно приходится столкнуться с ситуацией нравственного выбора. И далеко не каждому хватает мужества признать, что выбор сделан неправильно. Различие
Слайд 8
ПЛАГИАТ - вид нарушения прав автора или изобретателя. Состоит в незаконном использовании под своим именем чужого произведения или изобретения, рационализаторского предложения (полностью или частично) без указания источника заимствования.
Слайд 9
АЛЛЮЗИЯ - наличие в тексте элементов, функция которых состоит в указании на связь данного текста с другими текстами или же отсылке к определенным историческим, культурным и биографическим фактам.
Слайд 10
КОМПИЛЯ́ЦИЯ ( от лат. compilatio — букв. ограбление) — произведение литературы или науки, состоящее из материалов, опубликованных прежде другими авторами, без их творческой переработки и собственного осмысления составителем.
Слайд 11
ЗАИМСТВОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ - в строгом смысле - использование в литературном произведении художественного образа или словесного оборота из другого произведения, рассчитанное на узнавание читателем.
Слайд 12
ЛИТЕРАТУРНОЕ ВЛИЯНИЕ - сложный , с методологической точки зрения, вопрос истории литературы и психологии творчества. Соблазнительна мнимая легкость установления влияния: в литературных произведениях немало моментов сходных или даже совпадающих.
Слайд 13
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ – произведение , сознательно написанное по какому-нибудь примеру или образцу и повторяющее до мельчайших подробностей его приемы.
Слайд 14
ПОДРАЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ — частный вид литературного влияния . В отличие от собственно влияния подражание литературное всегда является сознательным следованием другому литературному творчеству. В отличие от заимствования в литературном подражании преобладают общие черты сходства с литературным образцом, тогда как в заимствовании — лишь отдельные элементы чужого (основа сюжета, ситуация, часть текста или отдельные выражения) включаются в самостоятельное по существу произведение.
Слайд 15
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ ( лат. reminiscentia , воспоминание ) - элемент художественной системы, заключающийся в использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же (или близкую) тему.
Слайд 16
Анализируя особенности литературных явлений, содержащих в той или иной степени элементы другого произведения (плагиат, компиляция, литературное заимствование, реминисценция и др.) можно сделать вывод, что «Вино из мандрагоры» Натальи Солцевой -это литературная реминисценция «Чистого понедельника» Ивана Бунина. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слайд 17
Список источников литературы : 1. http://litklub.psi911.com 2. http://ru.wikipedia.org/wiki 3.http://slovari.yandex.ru 4. http://www.slovopedia.com http://feb-web.ru 5. http://feb-web.ru http://feb-web.ru 6. http://www.surbor.ru 7. http://slovari.yandex.ru http://www.elena.21415s11.edusite.ru 8. http://ru.wikipedia.org/wiki 9. http://www.solntseva.com/gallery 10. http://www.litres.ru
Филимоновская игрушка
Мать-и-мачеха
О чем поет Шотландская волынка?
Сказки пластилинового ослика
Дерево в снегу